X

Московские судовладельцы: для водно транспорта нет инфраструктуры

19.02.2016

Главным препятствием для развития речных пассажирских перевозок в мегаполисе является именно отсутствие причалов, портов и станций обслуживания

Необходимые условия для превращения Москвы-реки в туристический маршрут обсуждались 17 февраля на круглом столе по развитию инфраструктуры водного транспорта в столичном регионе. Среди участников круглого стола были и представители судоходных компаний и бизнес-структур в сфере туризма и чиновники профильных ведомств.

По результатам дискуссий участники круглого стола согласились, что главным препятствием для дальнейшего развития речных пассажирских перевозок в мегаполисе является именно отсутствие необходимой инфраструктуры – причалов, портов и станций обслуживания, заправочных станций, как для пассажирского, так и для частного, маломерного флота.

Начальник Управления развития транспортно-логистической инфраструктуры и внутреннего водного транспорта Дирекции московского транспортного узла Владимир Ивкин сообщил, что с июля 2015 года Дирекция разрабатывает план мероприятий по развитию внутреннего водного транспорта. Этот документ станет так называемой «дорожной картой» для развития пассажирских и грузовых речных перевозок в московском регионе – он будет отвечать на основные вопросы, волнующие участников данного рынка: устранение лимитирующих участков на реке, развитие логистических комплексов, развитие пассажирской инфраструктуры и обслуживание пассажирского флота, повышение уровня безопасности перевозок внутренним водным транспортом, переключение грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт.

Как рассказал Ивкин, в ходе подготовки плана мероприятий Дирекция провела инвентаризацию всей пассажирской и грузовой инфраструктуры в границах Московской области. Были осмотрены все порты, причалы, базы маломерного флота, определены характер и объемы грузовых и пассажирских перевозок. По результатам инвентаризации, Дирекция МТУ определила, что в московском регионе 86% перевозок приходится на прогулочно-экскурсионные маршруты. Доля транспортных, то есть регулярных перевозок составляет меньше 3%. Туристические маршруты занимают приблизительно 12%.

По словам Владимира Ивкина, в результате исследования удалось систематизировать проблемные, «узкие места» внутреннего водного транспорта: это нехватка баз для обслуживания маломерного флота, предлагающих весь спектр услуг для частных судов, несовершенство нормативной базы, инфраструктурные ограничения, а также такой объективный фактор как сезонность. В московском регионе установлены 4 основные маршрутные зоны – Северный и Южный склоны Москвы-реки, Серебряный бор и Центральный бьеф. По полученным данным, в маршрутных зонах не хватает обслуживающей инфраструктуры, отсутствует инфраструктура, позволяющая эксплуатировать экскурсионные суда. Тем не менее, Ивкин подчеркнул, что при формировании градостроительной концепции Москвы-реки необходимо учитывать принцип необходимости и не создавать избыточной инфраструктуры.

Многие участники дискуссий также отметили, что ещё одной инфраструктурной «болевой точкой» в московском регионе является Северный речной вокзал, находящийся сейчас в аварийном состоянии. Будущее вокзала обсуждалось на круглом столе живо, несколько спикеров, в том числе Владимир Ивкин и генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов, рассказали, что в настоящий момент активно идет работа по решению этой проблемы: вокзал передается на баланс города и будет реконструирован с сохранением транспортной функции. На вопрос о финансировании проекта Анисимов ответил, что средства для реконструкции выделены, однако не уточнил ни конкретных сроков, ни конкретных сумм.

Говоря о проблемах и перспективах внутреннего водного транспорта, генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов отметил, что в первую очередь в Московском речном пароходстве рассчитывают на обновление и развитие причальной инфраструктуры, ждут постройки парка Зарядье, появления новых причалов у Кремля. Как грузовой перевозчик, компания также надеется, что с введением системы «Платон» часть грузопотока в Московском регионе «вернется на речной транспорт», и речные грузоперевозки благодаря мерам административного сдерживания составят конкуренцию автомобильным грузовым перевозкам. Также глава МРП подчеркнул, что пока порты и причалы в столичном регионе закрываются, грузовые порты, находящиеся в черте города, отдаются под застройку, грузовой речной транспорт постепенно уходит из Москвы на магистральные реки – Волгу, Каму.

В Москве же приоритет отдается туристическим пассажирским перевозкам. По словам Анисимова, для дальнейшего расширения флота прогулочных судов по заказу Столичной судоходной компании было построено 2 новых теплохода серии «Столичный», 4 небольших судна типа «Столица» были куплены в Санкт-Петербурге. Анисимов подчеркнул, что этих скромных цифр недостаточно, чтобы полноценно развивать пассажирские перевозки, однако на сегодняшний день в распоряжении операторов остается более 200 построенных ещё в советские времена Московским судостроительным заводом теплоходов типа «Москва», которые «пока ни морально, ни технически не устарели» и не выработали свой ресурс.

«На сегодня их достаточно, есть даже избыток судов. Не хватает причальной инфраструктуры, чтобы все эти теплоходы могли эффективно работать», – заявил Анисимов. Он также отметил, что перевозчики ожидают на Москве-реке с началом навигационного сезона – 24-25 апреля – серьезного прироста пассажиропотока как российских, так и иностранных туристов.

Говоря о регулярных перевозках, специалисты были осторожны в оценках: по мнению большинства участников рынка, у этого направления меньше будущего, чем у туристической навигации. Анисимов сообщил, что на отдельных направлениях регулярные перевозки могли бы быть эффективны, если речь идет о коротких маршрутах. Он напомнил, что до 2002 года такая линия существовала и работала – Северный речной вокзал – Захарково. Константин Анисимов рассказал корреспонденту Gudok.ru, что пассажиропоток на этой линии мог бы достигать нескольких тысяч – десятков тысяч пассажиров. «Восстановить ее было бы правильно», – согласился генеральный директор Московского речного пароходства, но тут же заметил, что проект другой линии – от метро Печатники до центра Москвы – был признан нецелесообразным и не состоялся.

В свою очередь, президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов был более категоричен: «Я не верю, что на сегодняшний момент при существующих активностях можно развить регулярное пассажирское сообщение, что это целесообразно для города». По его словам, Москва сейчас пытается понять, как эффективно использовать Москва-реку для перевода с автотранспорта на воду для разгрузки дорог, а часть пассажиров – с наземного транспорта на речной. Для этого, подчеркнул Евдокимов, возможна организация малых грузовых перевозок, но, в первую очередь, приоритет развития рынка внутреннего водного транспорта – это туристические перевозки и причальная инфраструктура.

http://www.gudok.ru/infrastructure/?ID=1327960" target='_blank"'>Наталия Дементьева, Gudok.ru