X

Обзор прессы от 02.12.2016

02.12.2016

RNS; 2016.12.01; ОКОЛО ТРЕТИ АЭРОПОРТОВ ГОТОВЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ЧМ-2018 ПО ФУТБОЛУ В РОССИИ

Около трети российских аэропортов – четыре из тринадцати, которые будут задействованы во время чемпионата мира по футболу 2018 года, – готовы к приему гостей в 2018 году – это Сочи, Казань, Внуково и Пулково, рассказал начальник управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса РФ Анатолий Пчелин в рамках форума «Транспорт России».

«Самый крупный проект – строительство аэропорта в Ростове-на-Дону – будет введен в эксплуатацию в декабре 2017 года, – сказал он. – Кольцово также начнет работать в декабре 2017 года».

«Аэропорт в городе Саранске – самый сложный объект», – отметил Пчелин.

RNS; 2016.12.01; ФАС СЧИТАЕТ ВОЗРОЖДЕНИЕ «ТРАНСАЭРО» ХОРОШИМ ВАРИАНТОМ

ФАС считает возрождение «Трансаэро» хорошим вариантом, сообщил журналистам замглавы ведомства Анатолий Голомолзин.

«Было бы хорошо, если бы так произошло», – ответил он на вопрос, верит ли в возрождение компании.

ТАСС; 2016.12.01; ДВОРКОВИЧ НЕ ПОЛУЧАЛ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ВОЗРОЖДЕНИИ КОМПАНИИ «ТРАНСАЭРО»

Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий транспортную сферу в правительстве РФ, не получал предложений о возрождении компании «Трансаэро». Об этом он сообщил журналистам.

«Мне не поступали», – сказал он, отвечая на вопрос поступали ли в правительство предложения по воссозданию авиакомпании.

Авиакомпания «Трансаэро» в октябре 2015 года прекратила свою деятельность из-за финансовых проблем. По данным газеты «Ведомости», признанный судом долг «Трансаэро» составляет 128 млрд рублей. Крупнейшие кредиторы – «ВЭБ– Лизинг» (42 млрд рублей), Газпромбанк (13,6 млрд рублей), группа ВТБ (28,7 млрд рублей), Сбербанк (9,2 млрд рублей), Новикомбанк (8,7 млрд рублей). Среди кредиторов авиакомпании также Московский кредитный банк, Промсвязьбанк, банк «Открытие», МФК, МТС банк, Абсолют банк.

16 ноября «Трансаэро» разослала кредиторам официальное предложение по плану перезагрузки своей деятельности. В частности, авиакомпания предложила провести процедуру замещения активов, которая предполагает создание нового юридического лица, на 100% принадлежащего ОАО «АК «Трансаэро». В новое юрлицо перемещаются все материальные активы «Трансаэро» (включая бренд), а после их оценки компания выставляется на торги, в результате чего кредиторы «Трансаэро» получают доли в акционерном капитале пропорционально объему задолженности.

ТАСС; 2016.12.01; КОСТИН: ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВОЗРОДИТЬ «ТРАНСАЭРО» БЕССМЫСЛЕННО

Предложение возродить авиакомпанию «Трансаэро» бессмысленно. Такое мнение высказал журналистам глава ВТБ Андрей Костин.

«Оно (предложение «Трансаэро» – ред.) не имеет смысла. Умерла так умерла. Этот Феникс никогда уже не возродится», – заявил Костин.

Как ранее сообщал ТАСС, 16 ноября «Трансаэро» разослала кредиторам официальное предложение по плану перезагрузки своей деятельности. В частности, авиакомпания предложила провести процедуру замещения активов, которая предполагает создание нового юридического лица, на 100% принадлежащего ОАО «АК «Трансаэро». В новое юрлицо перемещаются все материальные активы «Трансаэро» (включая бренд), а после их оценки компания выставляется на торги, в результате чего кредиторы «Трансаэро» получают доли в акционерном капитале пропорционально объему задолженности.

Авиакомпания «Трансаэро» в октябре 2015 года прекратила свою деятельность из-за финансовых проблем. По данным газеты «Ведомости», признанный судом долг «Трансаэро» составляет 128 млрд рублей. Крупнейшие кредиторы – «ВЭБ– Лизинг» (42 млрд рублей), Газпромбанк (13,6 млрд рублей), группа ВТБ (28,7 млрд рублей), Сбербанк (9,2 млрд рублей), Новикомбанк (8,7 млрд рублей). Среди кредиторов авиакомпании также Московский кредитный банк, Промсвязьбанк, банк «Открытие», МФК, МТС банк, Абсолют банк.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.01; «ПОБЕДА» НАМЕРЕНА ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ СУДА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ ВИДЕОКАМЕР В САМОЛЕТАХ

Авиаперевозчик «Победа» планирует обжаловать решение суда, обязавшего компанию устанавливать видеокамеры на воздушных судах, сообщил гендиректор компании Андрей Калмыков журналистам в четверг.

«Обжаловать будем. Потому что никто не знает, какие камеры нужно устанавливать. Оборудование одного самолета обойдется в $100-150 тыс. Сколько будет стоить трафик передачи и куда передавать, никто не знает»,– сказал он.

Ранее сообщалось, что Девятый арбитражный апелляционный суд вслед за судом первой инстанции подтвердил законность предписания Ространснадзора от 31 марта, в котором авиакомпанию-лоукостера «Победа» обязали установить камеры видеонаблюдения на воздушных судах.

Ведомство установило, что «Победа» нарушила нормы требований техники безопасности на воздушном транспорте. Согласно этим требованиям, авиаперевозчики обязаны, в частности, оснащать самолеты техническими средствами, которые могли бы выявлять проникновение нарушителей на воздушное судно и к его критическим узлам.

«Победа» – низкобюджетный перевозчик группы «Аэрофлот» (MOEX: AFLT). Рейсы компании выполняются на 12 самолетах Boeing-737-800 в одноклассной компоновке. В настоящее время «Победа» летает по 9 международным направлениям: в Европу и страны СНГ.

КОММЕРСАНТ ХАБАРОВСК; ЭРНЕСТ ФИЛИППОВСКИЙ; 2016.12.02; АЭРОПОРТЫ РАСХОДЯТСЯ КУРСАМИ

Консорциум инвесторов, в который входят сингапурская Changi Airports International (CAI), «Базовый элемент» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), приобретает у АО «Международный аэропорт Шереметьево» доли в «Терминале Владивосток» и АО «Международный аэропорт Владивосток», операторов аэропорта Кневичи. Сумма сделки, о которой говорилось в течение последних двух лет, может составить почти 6 млрд руб. Приморский аэропорт опередил хабаровский в поисках иностранного инвестора, но это не означает крушения надежд последнего, говорят в отрасли. По мнению экспертов, развитие соперничающих хабов пойдет по различным направлениям со снижением конкуренции.

Выигравший в 2014 году конкурс на приобретение аэропорта Кневичи международный консорциум Changi Airports International, «Базэла» и РФПИ достиг соглашения с продавцом «Международный аэропорт Шереметьево» в ходе переговоров в Сингапуре. Сумма сделки, по данным источника ТАСС в российской делегации, составила около 6 млрд руб. Объявляя о покупке, «Базэл» уточнил, что консорциум станет владельцем 100% акций АО «Терминал Владивосток» и 52,16% акций АО «Международный аэропорт Владивосток» («МАВ»), операторов аэропорта. Трое участников консорциума получат по трети от купленных долей.

По данным Росавиации, по итогам первого полугодия аэропорт Владивостока перевез 781,8 тыс. пассажиров (с ростом в 3,9% к аналогичному периоду прошлого года) и вышел на 15-ю позицию в стране. Впервые за последние пять лет Кневичи опередили конкурента – аэропорт «Новый» Хабаровска, который переместился на 16 место с показателем 772,8 тыс. (рост на 1,6%).

По данным МАВ, в январе-октябре рост пассажиропотока составил 8% к аналогичному периоду прошлого года, обслужено 1,57 млн человек. Наиболее значительный рост показали направления в Китай (на 61%), Южную Корею (на 14%) и Японию (на 12%). ОАО «Хабаровский аэропорт», оператор «Нового», за этот период также нарастил международные объемы – в целом на 9%, хотя в предыдущие годы отмечалось снижение (в 2015 году на 32%). Рост общего пассажиропотока не превысил 1%, перевезено почти 1,59 млн человек, сообщили „Ъ“ в компании.

Представители покупателей уже продемонстрировали свое видение будущего аэропорта Владивостока, сделав акцент на развитии международных перевозок. Так, глава набсовета «Базэла» Олег Дерипаска видит аэропорт «стратегическим узлом, связывающим Россию и Азию». Гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев назвал объект «ключевым транспортным хабом региона» и сообщил, что консорциум уже начал работать над расширением международной маршрутной сети и привлечением новых авиакомпаний из Китая. Гендиректор CAI Лим Лианг Сонг подчеркнул, что усилия консорциума «откроют огромные возможности по развитию международного туризма и торговли». Его коллега, глава совета директоров Лью Ман Леонг ранее заявлял о намерении нарастить пассажиропоток до 5 млн человек в год.

В Хабаровском аэропорту к успеху конкурентов отнеслись спокойно. «На процесс наших переговоров с японскими инвесторами (пул во главе с Sojitz.– „Ъ“) сделка по МАВ никак не влияет. Мы сейчас очень плотно работаем над реализацией своих планов развития», – заявила „Ъ“ начальник пресс-службы хабаровского аэропорта Марина Кравченко.

Завсектором транспортной инфраструктуры Института экономических исследований ДВО РАН Анна Бардаль напоминает, что Кневичи получили развитие в период подготовки к саммиту АТЭС. Даже при том, что за этот период пассажиропоток Кневичей вырос на 4,6%, а в Хабаровске сократился на 0,2%, последний остается лидером среди аэропортов ДФО. В то же время госпожа Бардаль признает, что ряд необходимых минимальных условий для создания авиахаба «складываются несимметрично» – не в пользу Хабаровска. «Явных обоснованных экономическими факторами причин констатировать снижение инвестиционной привлекательности «Нового» на сегодня нет. Представляется, что аэропорт Хабаровска имеет определенные преимущества в стратегической перспективе для превращения в региональный хаб. Однако возможны варианты распределения функций между двумя аэропортами по направлениям деятельности, – например, специализация одного на грузовых, а другого на пассажирских перевозках», – говорит эксперт.

АНСА: СДВИГ ПО СРОКАМ СТРОИТЕЛЬСТВА ВПП-3 В ШЕРЕМЕТЬЕВО ДОХОДИТ ДО ГОДА

Заместитель министра транспорта Валерий Окулов подтвердил сдвиг по срокам строительства взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) в Шереметьево. «Там проблема в том, что был заменен генподрядчик по этому проекту, поэтому произошла сдвижка по срокам. Сейчас, конечно, серьезное отставание от первоначального графика предусмотрено. По разным стадиям – по-разному, где-то до 12 месяцев», – сказал он RNS.

Ранее аэропорт Шереметьево обратился в Минтранс РФ с просьбой обратить внимание на реализацию проекта строительства новой взлетно-посадочной полосы к чемпионату мира по футболу в 2018 году, сообщили RNS в Шереметьево. По данным источника RNS в авиаотрасли, речь идет о нехватке средств на достройку объекта. Недостаточность финансирования подтвердил RNS и другой источник, знакомый с ходом строительства, но сумму не назвал.

«Недостаток средств есть, – утверждает третий источник. – И «Трансстрой» свой аванс не до конца отработал, банки, которые выдавали банковскую гарантию, до сих пор по ним не выплатили средства. Идут судебные тяжбы. Стоимость материалов с учетом изменений курса рубля, а также при пересчете текущих цен с учетом индекса инфляции тоже поменялись. Поэтому, с учетом всех этих факторов, дефицит средств действительно есть – 5 млрд рублей – это те, которые не вернули банки, и плюс некоторая сумма сверх». По данным другого источника, максимальная оценка возможного дефицита средств оценивается в 13 млрд руб.

В Минтрансе RNS сказали, что «получили обращение Шереметьево на тему завершения строительства в аэропорту комплекса новой взлетно-посадочной полосы и вопрос находится в проработке». От других подробностей в министерстве отказались.

Представитель Шереметьево сказал RNS, что дополнительных финансовых средств на ВПП-3 не запрашивали.

КОММЕРСАНТ; 2016.12.02; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА, ЮРИЙ БАРСУКОВ ПОЛОСА БЮДЖЕТНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ

Строительство одного из ключевых объектов аэропорта Шереметьево под чемпионат мира по футболу 2018 года – третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) – столкнулось с дефицитом средств. Источники «Ъ» говорят, что на проект стоимостью 35,5 млрд руб. требуется еще 13 млрд руб., а общий дефицит для всех гособъектов Шереметьево – 19 млрд руб. В Росавиации говорят, что нехватка средств возникла в процессе стройки «из-за ряда нерешенных вопросов» и источник покрытия дефицита «уже понятен». Собеседники «Ъ» считают, что проблемы связаны с изначальной сложностью проекта и были предсказуемы.

В процессе строительства ВПП-3 в аэропорту Шереметьево «появились дополнительные расходы», сообщил вчера начальник управления аэропортовой деятельности Росавиации Анатолий Пчелин. По его словам, «проект корректируется» с учетом нерешенных вопросов о переносе газопровода (финансируется бюджетом) и расселении поселков. Когда Главгосэкспертиза выдаст заключение, Росавиация и Минтранс дадут предложения по финансированию. Пока, говорит чиновник, Росавиация не видит «неразрешимых проблем», поскольку «понимает, откуда взять дополнительные средства». Часть средств будет перенесена с других аэропортовых объектов (в том числе из Самары) «за счет возникшей экономии», сообщил господин Пчелин.

Как говорят источники «Ъ», близкие к ситуации, дефицит средств на реконструкцию и строительство федеральных объектов Шереметьево – 19 млрд руб., из них на ВПП-3 – 13 млрд руб. Они считают, что 8 млрд руб. перенаправят с других объектов, 4,5 млрд руб. привлекут при возврате не отработанного подрядчиком аванса. На прошлой неделе спецпредставитель президента по экологии и транспорту Сергей Иванов заявил, что Московская область, Минтранс и Минприроды выделят 1,3 млрд руб. на ликвидацию свалки на месте ВПП-3, «не залезая в бюджет».

В Минэкономики «Ъ» заявили, что не знают о дефиците средств для Шереметьево. В ФЦП по развитию транспорта РФ на 2010-2020 годы на строительство ВПП-3 предусмотрено 35,5 млрд руб. из федерального бюджета. В октябре глава совета директоров АО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) Александр Пономаренко уже говорил ТАСС, что ВПП-3 могут построить в «усеченном варианте» – без магистральной дорожки и одной соединительной рулежной дорожки, если из бюджета не будет допфинансирования, но это «снизит планируемую пропускную способность аэропорта». Представитель МАШ Анна Захаренкова сообщила «Ъ», что в Минтранс направлены просьбы обеспечить выполнение проекта в срок в запланированном объеме, поскольку он относится к ключевым объектам для ЧМ-2018 и необходим для долгосрочной стратегии аэропорта и его партнеров. В Минтрансе «Ъ» переадресовали в Росавиацию. Во ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА(А)) «Ъ» не ответили.

Решение о строительстве ВПП-3 в Шереметьево (длина – 3200 м, ширина – 60 м) принято в 2009 году, заказчик-застройщик – ФГУП АГА(А), подрядчиком была выбрана корпорация «Инжтрансстрой». Но проект уникален по сложности: рулежная дорожка проходит по эстакаде над Шереметьевским шоссе, под ВПП размещены водопропускные сооружения для Клязьмы и Мещерской Альбы, подрядчик должен был урегулировать вопросы с владельцами домов и участков в зоне ВПП-3 (это три деревни).

ФГУП АГА(А) получило разрешение на строительство в 2012 году, но из-за неопределенности с оценщиком выкуп земель затянулся. В 2014 году фактическая готовность ВПП-3 составляла 28%. А в мае 2015 года подрядчик приостановил строительство из-за «задержек, а затем и прекращения финансирования госконтрактов заказчиком». По двум контрактам от 2011 и 2014 годов были выплачены авансы – 4 млрд руб. и 1,1 млрд руб. В результате Росавиация расторгла контракт. Сейчас идут судебные разбирательства. Текущим генподрядчиком является структура «Мостотреста» ООО «Трансстроймеханизация». По территории проходили два газопровода, один из них (низкого давления, принадлежит «Мособлгазу») был перенесен. Но, по данным «Ъ», остался вопрос с переносом магистрального газопровода (оператор – «Газпром трансгаз Москва»): необходимо решение, за чьи деньги это делать, и выделение участка для трубы.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что место, выбранное для ВПП-3, «действительно не самое простое», но альтернативы не было, поскольку только за счет этого проекта можно обеспечить полноценное развитие «Аэрофлота» в МАШ. С учетом значимости проекта и невозможности его затягивания вопрос только в поиске допфинансирования, считает эксперт.

ТАСС; 2016.12.01; АБДУЛАТИПОВ: НУЖЕН КОНКРЕТНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА КАСПИЙСКОГО ХАБА

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов считает, что необходимо приступить к реализации проекта Каспийского транспортно-логистического комплекса и для этого нужно создать конкретный график реализации данного проекта. Об этом он заявил в интервью ТАСС.

«Этот проект (Каспийский транспортно-логистический комплекс – прим. ТАСС) достаточно крупный проект, обсуждается на всех уровнях. За это взялось Минкавказа, на это обращает внимание Минтранс РФ. Но от общих разговоров нам надо перейти к конкретному графику и обозначению, что берет на себя республика, что берет федерация, какова доля предпринимательского сообщества. Тем более этот проект презентован на уровне главы государства, следовательно проект получил одобрение. Надо приступить к его реализации», – сказал Абдулатипов.

Ранее глава Дагестана в ходе международной транспортной конференции в Москве заявил, что стоимость Каспийского хаба – 127 млрд рублей, из которых более 100 млрд необходимо привлечь инвестиций, для чего ведутся переговоры с инвесторами из Китая, Ирана, Вьетнама, Турции.

По его словам, Дагестан располагает выгодным для транзитного хаба географическим положением и может обеспечить доставку грузов из стран Персидского залива, Индии, Азербайджана. Это создаст серьезную нагрузку на транспортную сеть региона, снять которую и должен логистический комплекс.

Абдулатипов пояснил, что реализовать данный проект возможно в течение семи лет, на его базе удастся создать несколько тысяч рабочих мест. Такой комплекс увеличил бы товарооборот махачкалинского морского торгового порта в 5-6 раз, отмечал Абдулатипов.

ТАСС; 2016.12.01; «ДЕЛОПОРТС» И «РОСМОРПОРТ» БУДУТ СОВМЕСТНО РАЗВИВАТЬ ПОРТЫ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА

Стивидорные активы «ДелоПортс» – «Контейнерный терминал «НУТЭП» и «Зерновой терминал «КСК» – подписали соглашение о порядке взаимодействия с «Росморпортом» в рамках реализации плана развития портов Азово-Черноморского бассейна до 2020 года. Об этом ТАСС сообщил гендиректор НУТЭП Юрий Матвиенко.

«Подписанное соглашение регулирует порядок взаимодействия между компаниями по реализации проектов. Данное соглашение позволит закончить проектирование, с учетом согласованной схемы взаимодействия, и подать документы в ФАУ «Главгосэкспертиза России», – сказал ТАСС Матвиенко.

Согласно плану развития портов Азово-Черноморского бассейна до 2020 года, планируется реализовать ряд инвестиционных проектов, среди которых проект по строительству нового глубоководного причала N38 НУТЭП и проект увеличения пропускной способности КСК в Новороссийске. Строительство причала предполагает увеличение пропускной способности терминала до 700 тыс. TEU (двадцатифунтового эквивалента). Проект развития зернового терминала КСК предполагает увеличение пропускной способности терминала на 1,5 млн тонн, увеличение мощностей хранения зерна на 30% – с 116 тыс. тонн до 200 тыс. тонн и строительство нового причала. Начало строительных работ запланировано на второе полугодие 2017 года.

БОЛЬШАЯ МОСКВА; 2016.12.01; РЖД ПОЛУЧИЛИ ПРЕМИЮ ЗА ПРОЕКТ МЦК

Инфраструктурный проект холдинга и правительства Москвы по организации пассажирского движения электропоездов на Московском центральном кольце признан лауреатом национальной премии «Формула движения – 2016» в номинации «Специальный инфраструктурный проект».

Диплом и памятный знак были вручены президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову и начальнику ГУП «Московский метрополитен» Дмитрию Пегову в рамках Х юбилейного международного форума «Транспорт России – 2016», сообщает пресс-служба холдинга.

– Очень приятно получать награду в такой номинации. Согласен с тем, что проект очень необычный, этот вид транспорта в ближайшее время, вероятно, может стать одним из основных в больших агломерациях. Уже сегодня мы пробуем его в Москве и, проезжая по МЦК, видим наше будущее, – отметил Олег Белозёров.

Церемонию награждения проводил председатель жюри премии – директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики», член Экспертного совета при Правительстве РФ Михаил Блинкин.

Премия «Формула движения» учреждена общественным советом Минтранса России в 2014 году и вручается за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры. В состав жюри премии входят представители отраслевых организаций, руководители научно-исследовательских институтов, руководители транспортных ВУЗов, инвестиционных и консалтинговых компаний.

RG.RU; АЛЕНА УЗБЕКОВА; 2016.12.01; БИЛЕТЫ В ПЛАЦКАРТ СО СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА ПОДОРОЖАЮТ

Тарифы на билеты в плацкартные и общие вагоны поездов российской железной дороги в 2017 году будут проиндексированы на 3,9 процента. Такой уровень утвердило правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России.

Это незначительное повышение. Например, билет в плацкартном вагоне из Москвы в Белгород, который сейчас стоит 1800 рублей, подорожает до 1870 рублей.

Тарифы на перевозку пассажиров в плацкарте и общих вагонах устанавливает государство. Цена, как правило, растет ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть компенсирует государство. Тарифы на билеты в местах СВ, купе и «люкс» Федеральная пассажирская компания устанавливает сама по согласованию с ФАС.

Перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах с 1 января 2016 года также были проиндексированы на 4 процента. А стоимость проезда в купейных вагонах, вагонах СВ и класса «люкс» с 1 января 2016 года были проиндексированы на 5 процентов.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА – НЕДЕЛЯ; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 2016.12.01; ОКНО В ЕВРОПУ

С 17 декабря между Москвой и Берлином запустят новый поезд. Он будет ходить с Курского вокзала. Сейчас из России следует состав Москва – Берлин – Париж с Белорусского вокзала. Он продолжит курсировать в рамках зимнего расписания один раз в неделю.

Новый поезд будет ходить дважды в неделю, по субботам и воскресеньям, отправляясь из Москвы в 13.05 и прибывая на станцию Берлин Остбанхоф в 7.19 (по местному времени) на следующее утро. Из Берлина поезд будет «стартовать» по воскресеньям и понедельникам в 18.50 (по местному времени) и прибывать на Курский вокзал Москвы в 17.25 (по московскому времени) следующего вечера.

Время его в пути до Берлина, в отличие от того состава, который идет от Белорусского вокзала, будет меньше на 5 часов, т.е. 20 часов 14 минут. Оно сократится за счет того, что состав оборудован системой автоматического изменения ширины колесных пар.

Не исключено, что и дальше будет уменьшаться время в пути за счет увеличения скорости следования состава или корректировки времени остановок. Новый поезд будет делать остановки в Смоленске, Орше, Минске, Бресте, Тересполе, Варшаве, Познани, Жепине, Франкфурте (Одер).

На сегодня это самый быстрый поезд из России в Европу. В нем 20 новых вагонов с умывальниками и розетками в каждом купе и бесплатным Wi-Fi на протяжении всей поездки. 5 двухместных купе в спальном вагоне «Люкс» оборудованы санузлом и душем. Есть и 3 двухместных купе для пассажиров с ограниченными возможностями и сопровождающих.

Цена билета Москва – Берлин от 205 евро (2-й класс) до 667 евро («Люкс»). Предусмотрены скидки: детям до 12 лет – 50%, тем, кому от 12 до 25 лет и больше 60 лет, – 30%.

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; ВИТАЛИЙ ПЕТЛЕВОЙ; 2016.12.02; ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВО СОГЛАСИТЬСЯ НА ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЖД ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ТАРИФОВ

Сегодня в правительстве состоится заседание, где премьер-министр Дмитрий Медведев и профильные министерства обсудят перспективы развития железнодорожной отрасли. «Ведомости» ознакомились с проектом постановления правительства, подготовленным Минтрансом накануне. Как и просила РЖД, в проекте протокола предлагается проиндексировать дополнительно на 4,2% тарифы на перевозку грузов в контейнерах, а также повысить коэффициент на перевозку угля свыше 3300 км на 0,4 (против нынешних 0,3), свыше 5000 км – на 0,5 (сейчас – 0,1).

В убыток РЖД перевозит примерно 14 млн т угля в год, говорил в октябре президент компании Олег Белозеров. «Тариф на перевозку угля должен повышаться с какой-то степенью плавности <...> иначе РЖД влетит в убытки», – соглашается с ним руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев (цитата по «Интерфаксу»).

«По сути, от повышения коэффициентов в большей степени пострадает «Кузбассразрезуголь», мощности которого просто географически сильно удалены от портов», – объясняет один из грузоотправителей. «Меры РЖД ограничат выход товара и региона на международные рынки и создадут дискриминационные условия для одной компании», – продолжает собеседник «Ведомостей.

Индексация тарифа составит 4%. В 2016 г. тариф был проиндексирован на 9%, но фактически он не должен был подниматься выше 7,5%. Представитель РЖД говорил, что доходная ставка РЖД в 2016 г. не превысила 3%.

Сохранится и тарифная надбавка. Сейчас она применяется в тарифном коридоре, верхняя граница которого – 13,4%, а нижнюю ФАС опустила до 50%. В следующем году верхняя граница составит 10%, следует из проекта протокола.

На обслуживании локомотивов РЖД может сэкономить до 25 млрд руб., считает Deloitte

Помимо уже известных и обсуждавшихся мер в протоколе появились и новые предложения. В проекте протокола, в частности, содержится поручение Федеральной антимонопольной службе, Минтрансу, Минэкономразвития и РЖД предусмотреть установление дополнительной целевой надбавки в 2% – это средства, которые будут направлены на капремонт. Что именно будет капитально ремонтироваться, определит комиссия по транспорту – по рекомендации РЖД. В середине ноября межведомственная рабочая группа по вопросам развития железнодорожного транспорта под председательством зампреда правительства Аркадия Дворковича поручила рассмотреть возможность индексировать тарифы РЖД дополнительно до 2% уже в декабре. Предполагалось, что это будет премией за повышение эффективности работы компании, сказано в протоколе.

В конце октября совет потребителей при РЖД предлагал Дворковичу добавить дополнительно 1–2% к тарифам – как раз в качестве премии за повышение скорости движения грузов на 20% в 2014–2015 гг. Предложение грузоотправителей стало альтернативой предложению РЖД дополнительно индексировать в 2017 г. тарифы на перевозку грузов II и III тарифных классов на 2,2–4,2%, а на порожний пробег вагонов – на 2,75%. Другие предложения РЖД – индексировать тариф за порожний пробег на 10% или продлить действие экспортной надбавки в размере 13,4%. Иначе, уверяла РЖД, ее убыток в 2017 г. составит 142,4 млрд руб.

Как предложение грузоотправителей привязать дополнительную надбавку к качеству работы РЖД превратилось в 2% на капремонт, опрошенные «Ведомостями» грузоотправители понять не смогли.

Появилось в протоколе и поручение проработать возможность применения инвестиционных тарифов по отдельным сегментам рынка грузовых перевозок, сформированным под объекты инвестирования. «Это не будет дополнительной нагрузкой на грузоотправителя, – уверяет федеральный чиновник. – Речь идет о возможности применения гибкой системы тарифообразования под определенные инфраструктурные проекты». «Если объект инфраструктуры строится за счет частного инвестора, эти средства будут возвращены через пониженный тариф, – говорит чиновник. – Повышающий тариф устанавливается, когда инфраструктурный объект строится под определенного выгодоприобретателя или группу».

В РЖД отказались комментировать проект поручения. В Минтрансе, Минэкономразвития не ответили на запрос «Ведомостей».

Решения, предложенные в неожиданно появившемся накануне совещания проекте протокола, противоречат прогнозу социально-экономического развития России и, по сути, означают индексацию на 8,5% вместо обсуждавшихся 4%, говорит представитель ФАС. Антимонопольная служба не поддерживает такие решения.

Назначение дополнительной 2%-ной индексации меняется на глазах: идея просто дать РЖД эти деньги в качестве премии за увеличение скорости не находит достаточной поддержки в министерствах, знает человек, близкий к компании-грузоотправителю. «Направить их на капремонты – а многие из них постоянно откладывались – и проконтролировать целевое использование средств – другое дело», – указывает он.

Операторы считают, что они работают в конкурентной среде

Для участников рынка все это не слишком хорошие новости. Потребители готовы согласиться с точечными изменениями в прейскуранте РЖД – при условии отмены экспортной надбавки и при установлении общей индексации на уровне 4,5%. Но грузоотправителям предлагают все вместе плюс 6%-ную индексацию, а это перебор. Тариф, вопреки обещаниям правительства, снова начинает расти опережающими инфляцию темпами, жалуется собеседник «Ведомостей».

Предложения о дополнительной индексации убивают все инвестиционные проекты на Дальнем Востоке и вообще в промышленности, указывает другой представитель грузоотправителя: для РЖД создается неконтролируемый механизм компенсации всех возможных выпадающих доходов.

Предложения РЖД меняются постоянно – на каждом совещании монополия демонстрирует новую презентацию, говорит сотрудник еще одного крупного грузоотправителя. Причем вместо того, чтобы честно сказать, что тариф повышается на 6%, потому что монополия не знает, как снизить издержки, придумываются какие-то надбавки по сегментам, поражается собеседник. Он напоминает, что, например, надбавку в 2% за скорость доставки предлагала только часть грузоотправителей и только в обмен на отмену экспортной надбавки размером 13,4%. Но, подчеркивает собеседник «Ведомостей», скорость доставки выросла не для всех одинаково.

РЖД нужно повышать эффективность, сокращать издержки, уверен сотрудник другой компании-грузоотправителя. Он надеется, что правительство все-таки ограничит рост тарифов. «Экспортеры нуждаются в поддержке. Не на все сырье цены растут – многие сырьевые рынки находятся на минимумах. А российским экспортерам в отличие от западных конкурентов ехать до портов гораздо дольше», – заключает собеседник.

ДЕЛОВОЙ КВАРТАЛ; 2016.12.01; НОВОСИБИРСК ПОЛУЧИТ В 2017 ГОДУ 1 МЛРД РУБЛЕЙ НА ДОРОГИ

Новосибирская агломерация, в том числе город Новосибирск, вошла в федеральную программу комплексного развития транспортной инфраструктуры «Безопасные и качественные дороги».

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть на своих страницах в соцсетях сообщил, что Минтранс РФ подтвердил выделение Новосибирской области в 2017 году одного миллиарда рублей из федерального бюджета, из них Новосибирск получит 480 млн. рублей:

«Еще на этот проект в Новосибирске будет направлено 320 млн. рублей из областного и 236 млн. рублей из городского бюджетов. Таким образом, на будущий год Новосибирск получает более миллиарда рублей на развитие дорожно-транспортной сферы. Мы сможем значительно увеличить объемы ремонта дорог. А в перспективе построим ряд необходимых развязок. Реализация программы рассчитана на 2017 – 2025 годы», – пишет мэр.

Средства пойдут на ремонт и капитальный ремонт 68 автомобильных дорог Новосибирска, реконструкцию семи дорог Новосибирска: 1-е Мочищенское шоссе, ул. Кедровая, Гусинобродское шоссе, ул. 2-я Станционная – ул. Большая, Бердское шоссе от проспекта Строителей до границы города, ул. Петухова, проспект Дзержинского – Каменское шоссе. Также запланировано строительство семи дорожных объектов – пешеходного моста на разъезде Иня, автомобильного моста через реку Иню, автомобильной дорога по ул. Титова (от ул. Бийской до ул. Дукача), продолжение строительства Бугринского моста в направлении от ул. Ватутина до ул. Сибиряков-Гвардейцев и от ул. Большевистской до ул. Кирова. В списке также транспортная развязка на пересечении ул. Большевистской и ул. Восход на въезде на Октябрьский мост, автомобильная дорога по ул. Зыряновской в Октябрьском и Центральном районах.

КОММЕРСАНТ ПЕРМЬ; ИРИНА ПЕЛЯВИНА; 2016.12.02; КТО ВЕЗЕТ, НА ТОМ И ЕДЕТЕ

Вчера краевое предприятие «Автовокзал» впервые за пять лет приступило к операционной деятельности по обслуживанию перевозчиков и пассажиров без участия арендаторов. К работе в новых условиях оказались не готовы перевозчики, которые в большинстве своем не заключили с краевым предприятием договоры на оказание услуг.

Владельцы автобусов, получившие новые условия от «Автовокзала» лишь в минувший понедельник, оказались недовольны ростом тарифов на услуги ПКГУП, а также другими пунктами договора. В самом краевом предприятии уверяют, что работа идет в штатном режиме.

С 1 декабря в ведение ПКГУП «Автовокзал» вновь перешли площади, необходимые для обслуживания пассажиров и перевозчиков. В частности, «Автовокзал» предоставляет перевозчикам перроны для обслуживания пассажиров и осуществляет продажу билетов на маршруты. Как пояснили „Ъ-Прикамье“ на предприятии, работа идет в штатном режиме. «Жалоб от пассажиров нет», – пояснили в ПКГУП.

Однако обеспокоенность изменившейся ситуацией выражают перевозчики, которые так и не заключили с муниципальным предприятием новые договоры на обслуживание. Эти документы необходимы для того, чтобы иметь возможность пользоваться перронами вокзалов края и получать средства за услуги от продажи билетов.

«Мы условия договора увидели только позавчера, а уже сегодня должны были начать работу», – рассказал „Ъ-Прикамье“ руководитель ООО «Меж­дугородные автобусные перевозки» Олег Сасунов. По его данным, никто из действующих перевозчиков договор с «Автовокзалом» на оказание услуг по обслуживанию не заключил. Типовая форма договора опубликована на официальном сайте краевого предприятия. По словам Олега Сасунова, перевозчиков не устраивают некоторые пункты договора, в частности, значительно выросла стоимость услуг по обслуживанию перевозчиков.

Так, согласно документу тариф на услуги «Автовокзала» составит от 17,11 до 20,50%. В сравнении с прежними условиями это примерно на 20% больше. Кроме того, договором предусматривается жесткая система штрафов. Один из пунк­тов касается порядка расчетов с предпринимателями. Так, «Автовокзал» предлагает перечислять 70% от собранных средств от продажи билета еженедельно, остальные 30% – после 20 числа следующего за отчетным периодом месяца.

Предприниматели отмечают, что продолжают возить пассажиров, однако пока не решили, как действовать с договором, и не исключают обращения в судебные инстанции и УФАС.

Знакомый с ситуацией источник отмечает, что сейчас перевозчики в полулегальном состоянии: без договора «Автовокзал» не имеет оснований для проведения расчетов. Таким образом, отмечают предприниматели, нет и никаких гарантий оплаты работ.

Собеседник в правительстве края считает, что никакой проблемы нет. По его словам, перевозчики выехали на линии, таким образом, согласились на предложенные условия. И в ближайшее время все договоры будут заключены. «В случае возникновения претензий мы подпишем протокол разногласий», – отметил собе