X

Обзор прессы от 09.12.2016

09.12.2016

ИНТЕРФАКС; 2016.12.08; ВЛАСТИ ЯКУТИИ ВЕРНУЛИСЬ К ИДЕЕ СЛИЯНИЯ АВИАКОМПАНИЙ «ЯКУТИЯ» И «АЛРОСА»

Правительство Якутии вновь обсуждает идею слияния республиканской авиакомпании «Якутия» с авиационной «дочкой» алмазодобывающего холдинга «АЛРОСА».
Как сообщил «Интерфаксу» первый вице-премьер республики Алексей Колодезников, по его поручению сейчас разрабатывается стратегия развития авиахолдинга, который будет создан в результате объединения «Якутии» и другого республиканского перевозчика – «Полярных авиалиний».
Решение о слиянии двух компаний было принято на правительственном совещании в апреле, фактически оно будет происходить в следующем году, отметил А.Колодезников.
Вместе с тем, по его словам, правительство Якутии ведет переговоры о присоединении к холдингу авиакомпании «АЛРОСА». Как сообщалось, такой вариант рассматривался и ранее, однако на апрельском совещании он был отклонен.
«Авиакомпания «АЛРОСА» имеет уже утвержденную стратегию по реформированию предприятия. Соответственно, мы должны вписаться в эту стратегию. Предварительная договоренность есть», – сказал А.Колодезников.
Он добавил, что анализ итогов деятельности авиакомпании «Якутия» говорит о сокращении ее кредитного портфеля: «Мероприятия, которые были проведены в компании, позволили снизить кредитный портфель и кредиторскую задолженность, увеличить использование авиапарка. Сумма (задолженности – ИФ) сократилась: если на 1 января 2016 года она составляла 7,5 млрд рублей, то на 1 января 2017 года будет составлять в пределах 6 млрд рублей. Соответственно, мы должны обеспечить те задачи, которые стоят в части создания холдинга «Якутии» и «Полярных авиалиний».
Ранее сообщалось, что власти Якутии профинансировали авиакомпанию «Якутия» на более чем 10 млрд рублей в 2012-2016 годах, в том числе в 2016 году – на 2,9 млрд рублей.
Согласно отчетности авиакомпании за 2015 год, убыточность «Якутии» по сравнению с 2013 годом выросла в 8,5 раза, непокрытый убыток составил 2,7 млрд рублей. Источники финансирования хозяйственной деятельности – это на 93% долгосрочные и краткосрочные заимствования, то есть собственных источников средств на конец прошлого года у предприятия практически не было.
В апреле 2016 года власти республики заявили об объединении «Якутии» и «Полярных авиалиний» в единый авиахолдинг. Глава Якутии Егор Борисов на встрече с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым попросил предусмотреть государственную гарантию для авиакомпании «Якутия» в объеме 5 млрд рублей для привлечения заемных средств сроком на 5 лет. По словам главы региона, компания испытывает серьезный недостаток оборотных средств для снижения долговой нагрузки, погашения лизинговых платежей и расходов на поддержание летной годности.
Авиакомпания «Якутия» базируется в аэропорту Якутска, выполняет регулярные полеты по России, международные регулярные и чартерные рейсы. Парк насчитывает 20 самолетов российского и иностранного производства, в том числе Boeing-737NG, Bombardier Q-300/400, Sukhoi Superjet-100, Ан-24.
Минимущества Якутии принадлежит 73,41% акций авиакомпании, ОАО «РИК плюс» (на 100% принадлежит Минимущества Якутии) – 23,66%, ГУП «Комдрагметалл РС(Я)» – 2,93%

ИНТЕРФАКС; 2016.12.08; «АЭРОФЛОТ» ПОКА НЕ ПОЛУЧАЛ ДИРЕКТИВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА О ПРОДАЖЕ АВИАКОМПАНИИ «РОССИЯ» – ИСТОЧНИК В ГРУППЕ

«Аэрофлот» пока не получал директивы правительства о продаже авиакомпании «Россия», сообщил «Интерфаксу» источник в группе.
«Мы считаем несвоевременной возможную реализацию компании «Россия» и будем эту позицию отстаивать. Есть разные мнения по этому поводу, но пока никаких совещаний или «круглых столов» не проводилось, решений не принималось, директив не поступало», – сказал собеседник агентства.
«Мы государственная компания и будем выполнять директиву, которую мы получим, – отметил вместе с тем источник в группе. – Но пока у нас нет информации о движении (этого вопроса – ИФ)».
Как сообщалось, в октябре Минтранс РФ по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича подготовил предложения о продаже авиакомпания «Россия» и направил их в правительство. Подробности этих предложений публично ни разу никем не озвучивались.
«Россия» работает в среднем сегменте авиаперевозок, создана на базе трех региональных перевозчиков группы «Аэрофлот»: «России», «Донавиа» и «Оренбургских авиалиний». Базируется в Санкт-Петербурге, имеет филиалы в Москве, Ростове-на-Дону и Оренбурге. «Аэрофлот» контролирует 75% минус 1 акцию «России», блокирующий пакет – у администрации Санкт-Петербурга.

ИНТЕРФАКС – ДАЛЬНИЙ ВОСТОК; 2016.12.09; ПРАВКОМИССИЯ ПО ТРАНСПОРТУ ОДОБРИЛА ИНВЕСТПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ТЕРМИНАЛА АЭРОПОРТА ХАБАРОВСКА

Правительственная комиссия по транспорту под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича одобрила инвестиционный проект по строительству нового пассажирского терминала внутренних воздушных линий в аэропорту Хабаровск, сообщила пресс-служба Минвостокразвития.
Проект комплексного развития аэропортового комплекса «Новый» в международном аэропорту Хабаровска реализуется на принципах государственно-частного партнерства.
В рамках реализации проекта из средств ФЦП «Развитие транспортной системы России в 2010-2020 годах» ведется реконструкция аэродрома и аэровокзального комплекса.
На частные средства запланировано строительство нового аэровокзального комплекса, включающего строительство пассажирского терминала площадью 26,180 тыс. квадратных метров и пропускной способностью до 3 млн пассажиров в год, гостинично-делового и выставочного комплексов.
Сумма инвестиций в проект составит 4,2 млрд рублей.
Комплекс будет введен в эксплуатацию в 2019 году. На втором этапе в 2021-2025 годах аэровокзальный комплекс будет расширен за счет международного сектора с финансированием 2,3 млрд рублей.
Ранее сообщалось, что ОАО «Хабаровский аэропорт» и консорциум японских инвесторов, куда помимо Sojitz Corporation входят также оператор токийского аэропорта Ханеда JATCO и частно-государственный фонд поддержки зарубежных проектов JOIN, намерены создать СП для реализации инвестпроекта строительства нового терминала в хабаровском аэропорту стоимостью 6,5 млрд рублей.
СП будет организовано на базе АО «Международный аэропорт Хабаровск» (дочернее предприятие ОАО «Хабаровский аэропорт», создано для реализации инвестпроекта).
Решение о вхождении пула японских компаний в проект должно быть принято в декабре.

ГАЗЕТА.RU; ГЕННАДИЙ ЗУБОВ; ГЕРМАН ПЕТЕЛИН; САМОЛЕТЫ ЗАСТРЯЛИ В СНЕГУ

Из-за снегопада в московских аэропортах отменено более 70 рейсов. Однако Росавиация обеспокоена не только погодными условиями, но и некачественной уборкой взлетно-посадочных полос (ВПП). Так, только в ноябре этого года в российских аэропортах было зафиксировано шесть ЧП, которые были связаны с обледенением ВПП и едва не привели к трагическим последствиям. А сегодня ночью в аэропорту Мурманска, по данным СМИ, из-за гололедицы самолет выкатился за пределы ВПП при посадке.
Как выяснила «Газета.Ru», Росавиация направила в адрес авиаперевозчиков и операторов аэродромов предупреждение (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») о возможности возникновения нештатных ситуаций в российских аэропортах из-за некачественной подготовки взлетно-посадочных полос к приему самолетов.
В 2015 году Росавиация зафиксировала 13 инцидентов, связанных с неудовлетворительным содержанием ВПП. Причем два из них квалифицируются как серьезные, а одно привело к сильным повреждениям воздушного судна. Как следует из документа, все эти случаи были связаны с обледенением «взлеток» и рулежных дорожек.
Нынешняя зима обещает быть еще более снежной и суровой. При этом наземные службы аэропортов иногда игнорируют замечания пилотов о неудовлетворительном состоянии полосы.
Например, 25 октября 2016 года во время послеприлетного обследования у самолета B-737-800 авиакомпании «Победа», совершавшего рейс Внуково – Магас, были выявлены повреждения болтов кронштейнов тяг уборки задних внутренних закрылков.
В ходе расследования того, где самолет мог получить эти повреждения, выяснилось, что экипаж жаловался диспетчерам на плохо убранную полосу. В документе есть расшифровка записи радиообмена. Экипаж: «У вас тут полосу отвратительно почистили».
Диспетчер: «Насчет полосы какие претензии? Это все к директору. Я же вам давал информацию, что местами слякоть на полосе». Экипаж: «Да, да. Спасибо! Все соответствует! Угроза, а не слякоть!»
Впрочем, даже если полоса будет хорошо расчищена, то это не означает, что посадка пройдет безопасно. Так, 10 ноября 2016 года в аэропорту Чебоксары пассажирский самолет Boeing 737, выполнявший рейс из Москвы, не смог приземлиться в пределах взлетно-посадочной полосы. Лайнер выкатился за ее пределы на расстояние около 20 м.
В ходе расследования авиаинцидента выяснилось, что ВПП обрабатывалась антигололедным реагентом, которого нет в перечне разрешенных и который не проходил лабораторных исследований.
Возможно, что именно этот факт и поспособствовал обледенению полосы.
Между тем в документе отмечается, что даже сами пилоты довольно формально относятся к факторам, влияющим на безопасность полетов. Так, комиссия Южного межрегионального управления Росавиации сейчас расследует обоснованность принятия решения командиром воздушного судна А-320, выполнявшего 17 ноября 2016 года рейс SU1172 Шереметьево – Астрахань. В момент прилета борта в Астрахань шел снег, скорость ветра составляла 5 м в секунду, а ВПП была покрыта мокрым снегом до 0,2 мм. В документе говорится, что при заходе на посадку диспетчер информировал экипаж о том, что коэффициент сцепления на ВПП составляет 0,29, однако,
несмотря на предупреждение, командир ВС продолжил заход и, к счастью, выполнил посадку.
«Вообще-то в советские годы при коэффициенте сцепления ниже 0,3 посадка не допускалась, и диспетчер мог запретить посадку, – рассказывает председатель профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев. – Сейчас диспетчер может только информировать, а окончательное решение принимает командир экипажа, на свой страх и риск. Хотя, как правило, если есть ветерок, экипаж всегда принимает решение об уходе на запасной аэродром». Впрочем, по словам Ковалева, в этом случае надо разбираться, чем руководствовался командир экипажа: возможно, у него было на исходе топливо или были какие-то другие причины.
Через неделю после того, как судно совершило посадку на обледеневшую полосу в Астрахани, был зафиксирован другой инцидент в Мурманске.

Самолет B-737-800 авиакомпании «ЮТэйр», выполнявший рейс Лион – Мурманск, после приземления просто не смог самостоятельно покинуть ВПП из-за гололедицы. В итоге, чтобы освободить «взлетку», пришлось вызывать буксир.
24 ноября 2016 года в аэропорту Новый Уренгой при выполнении посадки экипажу самолета CRJ-200 VP-BBS, который принадлежит ОАО «Авиационная транспортная компания Ямал», пришлось дважды включать реверсивное устройство двигателей, чтобы не выкатиться за пределы «взлетки». Оказалось, что фактический коэффициент сцепления был гораздо ниже заявленного 0,33. В тот же день практически аналогичная ситуация произошла в Салехарде с другим рейсом «Ямала».
В связи со всеми этими происшествиями Росавиация потребовала от персонала и руководителей служб обеспечения полетов усилить контроль за подготовкой летных полей к приему воздушных судов, обратив внимание всех должностных лиц на ответственность, предусмотренную законодательством РФ как за принятые решения, так и за бездействие.
По словам президента профсоюза летного состава Мирослава Бойчука, письмо Росавиации – это просто лишнее напоминание для наземных служб о том, чтобы они более ответственно подходили к своим обязанностям в осенне-зимний период. «Сейчас за сутки температура понижается с минус одного до минус десяти, – рассказывает Бойчук. – Все это, конечно, создает дополнительные трудности для аэродромных служб. Но ничего такого страшного нет.
Росавиация же просто хочет лишний раз встряхнуть и обратить внимание на то, чтобы все службы внимательно и тщательно выполняли свои обязанности».
При этом, по словам Бойчука, сейчас на аэродромах полосы чистят гораздо лучше, чем лет пять-семь назад, так что говорить о какой-то критической ситуации нельзя.
Отметим, что 8 декабря представитель «Аэрофлота» назвал сообщения о массовой отмене рейсов «попыткой дестабилизации в преддверии Нового года». Заместитель гендиректора «Аэрофлота» по работе с клиентами Вадим Зингман подчеркнул, что компания «не допустит ситуации с коллапсом», но уточнил, что перевозчик будет отменять рейсы по метеоусловиям. «Это вопрос безопасности», – сказал Зингман.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 2016.12.08; ПОЧЕМУ «АЭРОФЛОТ» ОТМЕНИЛ СТОЛЬКО РЕЙСОВ

«Аэрофлот» 7-9 декабря отменил 138 рейсов из/в аэропорт «Шереметьево», объяснив это неблагоприятными погодными условиями. Всего с первое по девятое октября он отменил 262 московских рейса. Ежедневно «Аэрофлот» выполняет свыше 600 рейсов из/в «Шереметьево».
«Аномальные погодные условия означают повышенную нагрузку на аэропортовые службы: в период сложных погодных условий (ледяной дождь, метель, интенсивный снегопад) пропускная способность полос из-за необходимости очистки от снега снижается с 55 до 32 взлетно-посадочных операций (ВПО) в час. Как базовая авиакомпания «Шереметьево» «Аэрофлот» формирует свое расписание исходя из 47-48 ВПО. Также на оборачиваемость воздушных судов влияет необходимость обработки противообледенительной жидкостью», – объяснила пресс-служба «Аэрофлота». Представитель «Шереметьево» подтвердил такое снижение пропускной способности в нынешних погодных условиях. За последние два года аэропорт на 62% обновил свой снегоочистительной парк, на расчистку аэродрома сейчас выходят 70 единиц техники – все это позволило снизить время закрытия полосы на расчистку с 45 до 15 минут.
Часть рейсов отменяется для предотвращения транспортного коллапса, который способен надолго заблокировать работу авиакомпании и аэропорта, пояснил представитель «Аэрофлота». Штатные синоптики компании анализируют метеорологическую картину, и если она оценивается как неблагоприятная, то заранее, иногда за несколько дней, производится корректировка плана полетов – за услуги Росгидромету в этом году «Аэрофлот» заплатит примерно 450 млн руб.
«Аэрофлот» увеличил чистую прибыль за девять месяцев в 24 раза почти до 44 млрд руб.
Заблаговременные предупреждения позволяют уменьшить неудобства для пассажиров, которые могут скорректировать свои планы и избежать ненужного скопления в аэропорту.
Другие авиакомпании, летающие в «Шереметьево», массово не отменяли рейсы из-за погоды. Правда, «Аэрофлот» формирует свыше 80% пассажиропотока «Шереметьево» и большого количества рейсов из этого аэропорта больше никто не выполняет. В других московских аэропортах – «Внуково» и «Домодедово» – рейсы в декабре по погодным условиям не отменялись. В середине ноября во время похолодания значительное количество рейсов из Москвы также отменял только «Аэрофлот».
Борьба с коллапсом или с издержками?
Почему так? Два менеджера московских аэропортов и менеджер крупной авиакомпании допускают версию, что «Аэрофлот» под предлогом погоды отменяет рейсы, на которые продано мало билетов, с целью сокращения издержек. Менеджер другой авиакомпании уверен, что причина отмен именно в этом: это же очевидно, весь московский авиаузел (МАУ) работает, и только «Аэрофлоту» мешает погода! Представитель «Аэрофлота» это категорически опровергает. «Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью», – говорит он, признавая, что эта версия сейчас активно обсуждается в соцсетях.
«Аэрофлот» – крупнейший российский авиаперевозчик. В 2014 г. группа – в ее состав входят шесть авиакомпаний – перевезла 34,7 млн пассажиров. Услугами второго по величине авиаперевозчика «Трансаэро» за год воспользовались 13,2 млн человек. По итогам первого полугодия 2015 г. группа «Аэрофлот» заняла 31,2% на рынке пассажирских перевозок (услугами компании воспользовались 17,9 млн человек), «Трансаэро» – 11,4% (5,8 млн человек)
«Сравнение ситуации в «Шереметьево» и других аэропортах московского авиаузла некорректно. Они отличаются по пропускной способности и фактическому объему выполняемой работы. Достаточно сказать, что в минувшие сутки, 7 декабря, в период сложных метеоусловий в «Шереметьево» было выполнено 709 ВПО – больше, чем в любом другом столичном аэропорту», – добавляет представитель компании.
«Такая практика прореживания расписания в плохих погодных условиях характерна для многих крупных европейских авиакомпаний в хабах. При аномальной погоде возникают хотя бы небольшие задержки в обслуживании судов, которые накапливаются, сдвигают все расписание и могут привести к коллапсу», – говорит топ-менеджер московского аэропорта (не «Шереметьево»). Особенно этим известны американские авиакомпании, в США в аэропортах очень плотное расписание – только ухудшается погода, и они не раздумывая отменяют часть рейсов, говорит топ-менеджер крупной авиакомпании.
Все дело все-таки в погоде, уверен другой топ-менеджер московского аэропорта: многое зависит от того, откуда идет циклон: сейчас он движется с севера и до «Внуково» с «Домодедово» почти не доходит; бывает, что мы стоим, а «Шереметьево» работает.
Что отменять?
«Аэрофлот» отменяет как российские, так и международные рейсы. В последние три дня, когда отмены были наиболее массовыми, самые популярные направления под нож не попадали – Париж, Лондон, Рим, Милан, Тель-Авив, Алма-Ата, Астана, Нью-Йорк, Прага. На них «Аэрофлот» российский монополист. Хотя в первых числах декабря отменялись рейсы в Париж, Рим, Алма-Ату. «Решение об отмене какого-то количества рейсов принимается по погодным условиям для подстраховки, чтобы избежать возможного коллапса. Но затем, конечно, смотрят и выбирают для отмены наименее загруженные рейсы, те, чьих пассажиров можно перевезти более ранними или поздними бортами в данном направлении не организуя дополнительных рейсов», – рассказывает человек, близкий к группе «Аэрофлот».
«В первую очередь [при решениях об отмене рейсов] учитываются погодные условия в конкретный момент времени и ситуация с пиками в аэропорту «Шереметьево». А слабая загрузка самолетов учитывается только как дополнительный фактор», – заявил сегодня на пресс-конференции замгендиректора «Аэрофлота» Вадим Зингман (цитата по «Интерфаксу»).

ИНТЕРФАКС; 2016.12.08; ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ СЕТУЮТ НА НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С БЕЗБИЛЕТНИКАМИ В ЭЛЕКТРИЧКАХ

В Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) ссылаются на недостаточную правовую базу для обеспечения борьбы с «зайцами» на электричках.
«На сегодняшний день мы не имеем инструментария противостоять нарушениям. Вся страна прославилась, когда наши разъездные кассиры иногда переступают черту. Но наших работников на это провоцируют», – сказал генеральный директор ЦППК Михаил Хромов на заседании «круглого стола» по теме безопасности на транспорте, проходящем в Госдуме в четверг.
Он отметил, что «здесь не вопрос в количестве штрафов, которые мы собираем, или могли бы собирать».
«Мы не справляемся с той правовой атмосферой, которая стоит в поездах», – сказал он, отметив, что контролеры в электричках не имеют юридического права проверять документы либо взимать штрафы.
В то же время по его словам, отлов «квази-зайцев», которые оплачивают лишь часть проезда, – это забота ЦППК.
В числе предложений по решению проблемы борьбы с безбилетниками на «круглом столе» прозвучало предложение создать федеральное казенное учреждение в качестве наиболее перспективного варианта в качестве структуры, которая имела бы юридические права для взимания штрафов не только штрафы за безбилетный проезд, но и за другие нарушения.
Создание такого учреждения позволит избежать дополнительной нагрузки на МВД, считают эксперты.
Курировать это казенное учреждение могло бы либо министерство транспорта, либо какое-то другое министерство, полагают участники «круглого стола».
Курирующий рабочую группу в Госдуме по данной теме депутат Андрей Луговой отметил в свою очередь, что безбилетники, в том числе несут потенциальную террористическую угрозу.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.08; РЖД В 2017Г СНИЗЯТ ЭКСПОРТНУЮ НАДБАВКУ ПО УГЛЮ, НИВЕЛИРОВАВ РОСТ ТАРИФА В «ТОЧЕЧНЫХ» ПОПРАВКАХ

ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) в 2017 году планирует снизить экспортную надбавку на перевозки угля, чтобы компенсировать эффект от «точечных» поправок к тарифного прейскуранту, сокращающих действующие понижающие коэффициенты на перевозки этого груза на дальние расстояния.
«В рамках тарифного коридора существовала скидка на перевозку угля – было не 13,4%, а 1,3%. Мы ее отменили только на ноябрь и декабрь в этом году, проведя переговоры с угольщиками. При этом в следующем году мы для себя видим, что эту скидку должны будем угольщикам предоставить, поскольку вносятся изменения в систему тарификации углей на уровне прейскуранта», – заявил журналистам президент РЖД Олег Белозеров.
Как сообщалось ранее, правительство РФ утвердило и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ уже подготовила проект соответствующего приказа об изменениях тарификации «дальних» перевозок угля на расстояние более 3,3 тыс. км. К ним предлагается применять понижающий коэффициент 0,4 к базовым тарифам. Сейчас при перевозке более чем на 3,3 тыс. км он составляет 0,32, на 3,5 тыс. – 0,333. При этом О.Белозеров отметил, что ФАС настаивала на коэффициенте 0,5.
При этом с 12 ноября РЖД вернули 13,4%-ную экспортную надбавку на перевозки энергетического угля. Фактически оно отменяет действие протокола от 29 января 2015 г., которым был установлен понижающий коэффициент 0,893 к ранее введенным 13,4%-ным экспортным надбавкам к действующим тарифам (в результате надбавка была снижена до 1,3%, решение было принято после совещания у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича). Правда, на 2017 г. верхнюю планку тарифного коридора, включая размер экспортной надбавки, правительство решило снизить до 10%.


«То есть, в 2016 г. при расчете тарифа на перевозку угля применяется «хвостовой» коэффициент 0,32-0,33 на расстояние свыше 3,3 тыс. км, и дальше – экспортный коэффициент 1,013, а сейчас 1,134. В следующем году будет по-другому. Коэффициент за дальность станет 0,4, но экспортный коэффициент будет снижен. Это взаимосвязь разных коэффициентов при расчете стоимости», – пояснил О.Белозеров планируемый принцип расчета. Экспортная надбавка по углю точно в следующем году будет снижаться в рамках тарифного коридора, отметил топ-менеджер.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.08; Ж/Д ОПЕРАТОРЫ ПРОСЯТ ОПРЕДЕЛИТЬ ТРАНСПОРТНЫЙ БАЛАНС ПО НЕФТЕГРУЗАМ НА 3-5 ЛЕТ

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев вагонов) совместно с Ассоциацией перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) направил обращение в правительство РФ о необходимости выработать на среднесрочную перспективу «схему транспортного баланса» на рынке транспортировки нефти и нефтепродуктов, сообщил СОЖТ.
«Считаем, что это позволит обеспечить планирование имеющихся транспортных (транспортировочных) мощностей, сформировать соответствующие инвестиционные программы участников рынка по транспортировке нефти и нефтепродуктов, обеспечить взаимоувязку и взаимодополняемость железнодорожного, трубопроводного, водного и автомобильного транспорта, оперативно реагировать на изменения конъюнктуры на мировых рынках», – заявил исполнительный директор объединения Алексей Дружинин, слова которого приводятся в сообщении.
Письмо СОЖТ и АСКОП, датированное 1 декабря, было направлено вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу (агентство ознакомилось с его содержанием). Его авторы обращают внимание чиновника на «негативные тенденции, сложившиеся в последние 3 года» в сфере перевозок нефтяных грузов по железной дороге. «Явно прослеживается существенное снижение объемов. Несмотря на прогноз министерства экономического развития РФ об увеличении добычи нефти в 2016 г. до 544 млн тонн (+2%) и экспорта нефти и нефтепродуктов до 256,7 млн тонн (+5%), погрузка на железных дорогах в январе-октябре 2016 г. составила 203,6 млн тонн, что на 7,3% ниже показателей аналогичного периода 2015 г. Погрузка топочного мазута сократилась на 22,4%, бензина – на 5,4%. Сократилась и погрузка сырой нефти на 25,6%», – отмечают ж/д объединения.
В качестве причин спада они видят как влияние «налогового маневра», так и уход значительного потока нефтепродуктов в «трубу» ПАО «Транснефть»: в связи с реализацией инвестиционных проектов по развитию трубопроводной инфраструктуры за 9 месяцев 2016 г. более 5,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов переключились на этот вид транспорта. При этом СОЖТ и АСКОП подчеркивают, что железнодорожные операторы вложили «огромные средства» в покупку подвижного состава, благодаря чему сегодня в РФ – один из самых молодых парков грузовых вагонов в мире. В то же время практически все крупнейшие компании, специализирующиеся на перевозке нефти и нефтепродуктов, за последние 3 года получили падение объемов перевозок на 10% и более ежегодно.
«Такая динамика отрицательно отражается и на вагоностроении. В лучшие годы операторы заказывали 100 тыс. и более вагонов в год, в этом году по итогам 10 месяцев приобретено лишь около 18 тыс. вагонов, при этом цистерны из них – крайне незначительный процент», – добавляют в этой связи авторы письма.
«На наш взгляд, одним из вариантов решения может являться разработка причастными ведомствами с участием заинтересованных организаций схемы транспортного баланса рынка по транспортировке нефти и нефтепродуктов на 3– или 5-летнюю перспективу «, – заключают СОЖТ и АСКОП, прося А.Дворковича поручить федеральным органам власти рассмотреть предложения.
Президент АСКОП Владимир Прокофьев сообщил «Коммерсанту», что на некоторых участках цена транспортировки нефтяных грузов по трубе и железной дороге уже сопоставима. По его словам, у железной дороги есть ряд преимуществ перед трубой – в частности, перевозка небольших партий грузов и вывоз нефти и нефтепродуктов, не смешивая их.
В то же время советник президента «Транснефти» (MOEX: TRNF) Игорь Демин заявил газете, что перевозчики «фактически предлагают сговор по распределению объемов, на который компания пойти не может». Он напомнил, что в ее грузообороте нефтепродукты занимают всего 3%. В компании пояснили, что и без предлагаемого баланса планируют объемы прокачки на перспективу. Источник издания, знакомый с ситуацией, отметил, что у железнодорожных операторов и «Транснефти» доли на рынке определяются на основании их возможностей.
Так, например, доставка до конечного потребителя в РФ почти всегда идет по железной дороге, так как сеть гораздо более развита, а экспортировать нефтепродукты проще и дешевле по трубопроводам, где нет лишней перевалки. При этом, отметил собеседник «Коммерсанта», предлагаемый баланс – «возврат к госплану», а правительство выступает за рыночную экономику. Источник газеты напомнил, что железнодорожники давно блокируют идею отмены привязки тарифов «Транснефти» на транспортировку нефтепродуктов к тарифам ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) (об этом в начале 2016 г. говорил замглавы Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин).
Союз операторов железнодорожного транспорта был создан в 2009 г. для защиты интересов крупнейших игроков вагонного рынка, в 2011 г. получил статус саморегулируемой организации. Сейчас в состав объединения входят 28 компаний, контролирующих около 65% зарегистрированных в РФ вагонов. Ассоциация компаний-перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта организована в 2001 г. Объединяет компании, предоставляющие подвижной состав для ж/д транспортировки грузов. Многие участники СОЖТ также являются членами АСКОП.

ТАСС; 2016.12.08; МЕДВЕДЕВ ПОРУЧИЛ ПОДГОТОВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КО КОМПЕНСАЦИЯМ ЗА ЛЬГОТНИКОВ НА ТРАНСПОРТЕ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения по компенсации транспортным компаниям за перевозку льготных категорий пассажиров. Об этом сообщается на сайте кабмина.
«Минтрансу России, Минфину России, Минтруду России совместно с ОАО «РЖД» представить в правительство Российской Федерации до 1 февраля 2017 года предложения по выработке комплекса мер, направленных на компенсацию в полном объеме потерь в доходах перевозчиков пассажиров железнодорожным транспортом при перевозке льготных категорий граждан», – говорится в сообщении.
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев 2 декабря посетил международную выставку «Транспорт России» и провел на ее площадке совещание, на котором обсуждались перспективы развития железнодорожной отрасли, финансовый план и инвестиционная программа ОАО «Российские железные дороги» на 2017-2019 годы.

ТАСС; 2016.12.08; ПОТОК ТРАНСПОРТА НА ЗСД В ПЕТЕРБУРГЕ ВЫРОС НА 75% ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО УЧАСТКА

Поток автотранспорта на Западном скоростном диаметре (ЗСД) в Санкт-Петербурге вырос на 75% после открытия центрального участка, сообщил в четверг генеральный директор компании-концессионера «Магистраль Северной столицы» (МСС) Алексей Бнатов.
«За первые три дня автомобильный поток вырос со 120 до 200 тыс. в сутки, прирост составил 75%», – сказал Бнатов, уточнив, что это общие предварительные данные – на более подробный анализ компании требуется время.
Западный скоростной диаметр – платная городская автомагистраль, которая связала северные и южные районы Петербурга в обход исторического центра. Бюджет проекта ранее оценивался в 212 млрд рублей, из них 82,9 млрд – средства инвесторов, 54,2 млрд – средства бюджета Петербурга, 50,7 млрд – средства федерального бюджета и 25 млрд – доходы от размещения облигаций. Реализацией проекта занимается консорциум «Магистраль Северной столицы», участниками которого являются «ВТБ Капитал», Газпромбанк, компании Astaldi (Италия) и Ita Inaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства, а Mega Yapi Insaat ve Ticaret (Турция) – технического консультанта подрядчиков.
Дорога была полностью открыта 2 декабря после ввода центрального участка, включающего неразводной вантовый мост. Она позволяет пересечь Санкт-Петербург на машине менее чем за 20 минут, минуя центр города.
По оценке главы ВТБ Андрея Костина, доходы Санкт– Петербурга от эксплуатации ЗСД составят не менее 360 млрд рублей.

ТАСС; 2016.12.08; СОТНИ КИЛОМЕТРОВ ДОРОГ ОТРЕМОНТИРОВАНЫ В СКФО В 2016 ГОДУ

Сотни километров автомобильных дорог федерального, регионального и муниципального значения отремонтированы в субъектах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в 2016 году, а в предстоящем году расходы будут увеличены. О предпринимаемых мерах по улучшению дорожной инфраструктуры округа в материале корреспондентов ТАСС.
Ремонт дорог в субъектах округа в 2016 году завершен
Местные власти отчитываются о завершении плановых ремонтных работ за истекающий год. Так, в Кабардино– Балкарии (КБР) в 2016 году отремонтировано 37,5 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а в Северной Осетии – 52 км. Введены в эксплуатацию участок автомобильной дороги Чикола – Мацута – Комы-Арт протяженностью 32 км и мостовой переход через реку Дур-Дур стоимостью 114 млн рублей. Объемы не сопоставимы с 2015 годом, тогда удалось отремонтировать всего 4 км дорог.
Объемы дорожного строительства в Дагестане, где ремонтные работы велись в 33 районах, выросли на 21%. Построено и реконструировано 76 км дорог, отремонтировано 271,8 км дорог. В Чеченской республике протяженность отремонтированных дорог достигла 100 км. «Более 100 км дорог отремонтированы и реконструированы в Чечне в 2016 году. С опережением графика введен в эксплуатацию мост у села Чешки протяженностью 158 метров», – сообщил ТАСС замминистра автомобильных дорог республики Руслан Хусенов.
В Карачаево-Черкессии (КЧР) процент износа дорог достигает 79. За последние три года в республике отремонтировано и реконструировано 165,18 км автомобильных дорог регионального значения, в то время как за период с 2003 по 2012 годы были отремонтированы всего 42 км. В 2016 году износ региональных дорог сократился на 15%, сообщили ТАСС в министерстве строительства и ЖКХ республики.
Особые места – особые требования
СКФО один из наиболее посещаемых туристами округов страны, и потому развитие дорожной сети приобретает здесь особый смысл. В 2017 году должны завершить реконструкцию дороги Грозный – Шатой – Итум-Кали с подъездом к горнолыжному курорту «Ведучи». В Северной Осетии планируется ремонт 13 км автодороги, ведущей к курорту «Цей». По оценке отдыхающих, которые в основном передвигаются на своих автомобилях, дорога, ведущая к всесезонному курорту «Архыз» в КЧР, одна из лучших. Большая работа ведется по ремонту федеральных трасс, таких как Прохладный – Баксан – Эльбрус, которая ведет на горнолыжный курорт «Эльбрус». Работы проводит Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства (Росавтодор).
В республике завершается строительство дороги в обход озера Тамбукан на границе со Ставропольским краем. «Дорожники почти на три метра подняли семисотметровый участок трассы. Тамбуканский перешеек укрепили габионами, что максимально обезопасит дорогу от подтопления. Проезжую часть расширили до четырех с половиной метров. Ввод в эксплуатацию этого участка дороги значительно увеличит грузооборот между регионами Северного Кавказа, Поволжьем, Азербайджаном и Грузией», – отметили в пресс-службе главы и правительства КБР.
Лучшие дороги СКФО в Ставропольском крае
По данным исследований специалистов и общественных организаций, Ставропольский край входит в первую десятку регионов с лучшим качеством дорог. В регионе разработана и действует государственная программа «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения до 2025 года», сообщил ТАСС министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта края Игорь Васильев.
«При составлении программы в крае были проведены обследования – начиная от транспортно-эксплуатационного состояния дорог, заканчивая нагрузкой, интенсивностью и пропускной способностью. Мы провели эту работу в 2009-2011 годах на основе статистики из 113 дорог, которые есть у нас в оперативном управлении, мы определили шесть, которые дают практически 30% протяженности, по ним проходит практически 80% внутренних и 70% транзитных перевозок. Мы сделали упор на развитие и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог именно по этим направлениям, тем самым увеличили транспортный поток, который проходит по территории Ставропольского края», – сказал Васильев.
Программа востребована и дает свои результаты и на сегодняшний день. «Это ведет к увеличению скорости продвижения товаров, соответственно, их себестоимость уменьшается с сокращением времени нахождения товаров в пути, тем самым мы увеличили инвестиционную привлекательность края. Это все стало возможным благодаря тому, что правительство края, Дума края, губернатор, ситуацию понимают и все денежные средства, которые должны быть предусмотрены на территориальный дорож