X

Обзор прессы от 22.12.2016

22.12.2016

ИНТЕРФАКС; 2016.12.21; ИРКУТСКИЕ ВЛАСТИ И «НОВАПОРТ» СОЗДАЛИ КОМПАНИЮ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОПОРТОМ ИРКУТСКА – ГУБЕРНАТОР

Правительство Иркутской области и «Новапорт» на паритетных началах создали проектную компанию для управления ОАО «Международный аэропорт Иркутск», сообщил губернатор Иркутской области Сергей Левченко журналистам в среду.
«Это хороший способ не продавать аэропорт, оставив его в собственности региона», – сказал он.
По словам главы региона, уставный капитал компании составляет 20 тыс. рублей, 50% в капитале принадлежит АО «Корпорация развития Иркутской области», подконтрольному правительству региона. Организационно-правовую форму и полное название новой компании С.Левченко не уточнил.
Он добавил, что проектная компания займется модернизацией существующего аэропорта и строительством нового терминала.
Ранее губернатор Иркутской области заявлял, что правительство региона выступает за совместное с частным инвестором управление ОАО «Международный аэропорт Иркутск» (100% акций находятся в собственности региона) и готово для этого привлечь авиационный холдинг «Новапорт». Как поясняли в правительстве, для этого возможно создание управляющей компании, в которой инвестор («Новапорт») мог бы получить контрольный пакет. В капитал УК предполагалось передать ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и активы малых аэропортов Иркутской области.
К инвестору правительство региона выдвигает несколько требований: строительство либо модернизация международного терминала в действующем аэропорту, расположенном в границах Иркутска, строительство нового авиаузла за пределами города и модернизация аэропортов в районах.
Правительство области ранее отправило в Минтранс РФ письмо, в котором предложило выбрать инвестора для иркутского аэропорта без проведения конкурса. В этом случае, как пояснили власти, реконструкцией и проектированием авиаузла может заняться проектная компания «Новапорт Иркутск». Летом этого года Федеральная антимонопольная служба РФ предупредила администрацию Иркутской области о недопустимости передачи группе «Новапорт» права на модернизацию и дальнейшую эксплуатацию аэропорта Иркутска без соответствующего конкурса.
Между тем, интерес к иркутскому аэропорту проявлял «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Холдинг настаивает на проведении конкурса.
В 2015 году ОАО «Международный аэропорт Иркутск» по указу президента РФ было передано из федеральной собственности в областную для привлечения инвестиций в развитие авиаузла на условиях государственно-частного партнерства.
Аэропортовая сеть «Новапорт» на паритетных началах принадлежит группе компаний AEON Corporation и инвестиционному холдингу Meridian Capital (Казахстан). В настоящее время компания управляет аэропортами Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Астрахани, Челябинска, Волгограда.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.21; ВЛАСТИ ПАКИСТАНА ХОТЯТ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ПРЯМОГО АВИАСООБЩЕНИЯ С РОССИЕЙ И УПРОЩЕНИЯ ВИЗОВОГО РЕЖИМА

Пакистан выступает за возобновление прямого авиасообщения с Россией и упрощение визового режима, эти вопросы обсуждаются правительствами двух стран, заявил министр планирования, развития и реформ Пакистана Ахсан Икбал.
«Мы обсуждали этот вопрос в рамках двусторонней встречи с министром транспорта России. В прошлом Пакистан и Россию соединяло прямое авиасообщение. Нам необходимо возобновить его наряду с грузовыми авиаперевозками, чтобы мы могли расширить возможности для ведения бизнеса. Также необходимо упростить выдачу виз для бизнесменов и туристов. В настоящее время правительства наших стран работают над этим», – сказал А.Икбал в интервью «Интерфаксу».
«Нам необходимо развивать контакты между людьми и туризм с обеих сторон. Самое главное, необходимо углубить прямое сотрудничество между бизнес-структурами для того, чтобы взаимодействие в области экономики стало основой для прочного сотрудничества в политической сфере между нашими странами», – заявил министр.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.21; «АВРОРА» ЗАКЛЮЧИТ СОГЛАШЕНИЕ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ С АЭРОПОРТОМ САХАЛИНСКОЙ ОХИ ЗА 700 МЛН РУБ

Авиакомпания «Аврора» заключит соглашение с ОАО «Сахалинский аэропорт Оха» на оказание услуг наземного и аэропортового обслуживания воздушных судов авиакомпании в этом самом северном аэропорту Сахалина, сообщается на сайте госзакупок.
«Провести прямую безальтернативную процедуру закупки. Заключить дополнительное соглашение к договору от 1 декабря 2015 года на сумму не более 692 млн 946 тыс. 382 рубля без НДС», – говорится в сообщении.
Срок действия контракта – с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года.
«Аврора» является крупнейшим авиаперевозчиком на Дальнем Востоке. Внутри Сахалинской области компания выполняет регулярные рейсы из Южно-Сахалинска в Оху, в Шахтерск (западное побережье Сахалина) и на Курилы – в Южно-Курильск и в Курильск. Из Охи «Аврора» также выполняет рейсы в Хабаровск.
Флот компании в настоящее время насчитывает 23 воздушных судна: 10 среднемагистральных А319, одиннадцать DHC-8 и два внутрирегиональных DHC-6.
Контрольный пакет (51%) АО «Аврора» принадлежит ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (MOEX: AFLT), 49% – правительству Сахалинской области.
В ОАО «Сахалинский аэропорт Оха» 100% акций принадлежат Минимущества Сахалинской области. Аэродром Оха является запасным для воздушных судов категории «А» и «В», он расположен в 9 км юго-западнее города Оха.

LENTA.RU; 2016.12.21; ПУТИН ОБСУДИЛ С ПРЕЗИДЕНТОМ ЕГИПТА ВОЗОБНОВЛЕНИЕ АВИАСООБЩЕНИЯ

Президент России Владимир Путин по телефону обсудил с главой Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси ряд вопросов, включая возможность возобновления регулярного авиасообщения с Арабской Республикой. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.
Отмечается, что лидеры двух стран отметили результаты совместной работы российских и египетских экспертов в области авиационной безопасности и представителей спецслужб, «дающие основания для возобновления в ближайшей перспективе регулярного авиасообщения между Москвой и Каиром».
Кроме того, президенты России и Египта обсудили ситуацию в ближневосточном регионе, в том числе урегулирование кризисов в Сирии и Ливии. Фаттах ас-Сиси также выразил соболезнования в связи с гибелью посла России в Турции Андрея Карлова.
21 ноября в СМИ появилась информация, что в начале 2017 года регулярное авиасообщение между Россией и Египтом может возобновиться начиная с полетов из российской столицы в Каир. Источник «Интерфакса» рассказал, что позднее могут быть открыты рейсы из России в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. В свою очередь туроператоры ожидают возобновления полетов чартеров в Египет не раньше весны 2017 года.
Россия приостановила воздушное сообщение с Египтом после катастрофы самолета в небе над Синайским полуостровом осенью 2015 года. Лайнер, на борту которого находились более 200 человек (в основном россияне), разбился в результате теракта. После этого Москва также потребовала усилить меры безопасности в авиагаванях Арабской Республики.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.21; АЭРОПОРТ «ПЛАТОВ» НЕ БУДЕТ ИМЕТЬ ПЕРСПЕКТИВ БЕЗ БАЗОВОГО ПЕРЕВОЗЧИКА – РОСТОВСКИЙ ГУБЕРНАТОР

Строящийся под Ростовом-на-Дону аэропорт «Платов» не будет иметь перспектив без привлечение в него базового перевозчика, считает губернатор Ростовской области Василий Голубев.
«Базовый перевозчик – это задача, которую мы должны решить обязательно. Новый аэропорт без этого перспектив развития иметь не будет», – сказал В.Голубев журналистам в среду.
По его словам, в настоящее время ведутся переговоры с авиакомпанией «Азимут». Предполагается, что в течение 2 лет с момента открытия аэропорта в нем будут базироваться не менее 11 самолетов Sukhoi Superjet 100.
«Еще одна задача – продолжить работу с другими авиакомпаниями. Я неоднократно встречался с руководством «Аэрофлота» (MOEX: AFLT), обратился с просьбой разместить 10 самолетов у нас. Но руководство «Аэрофлота» посчитало, что на первом этапе будет достаточно 5 самолетов. Это переговорный процесс, который сейчас продолжается», – добавил губернатор.
Как сообщалось ранее, создать новую авиакомпанию «Азимут» для перевозок на юге РФ планирует совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев. Предполагается, что компания будет эксплуатировать российские региональные самолеты SSJ-100. После выхода на полную мощность «Азимут» планирует перевозить 2-3 млн человек ежегодно, говорил В.Ванцев газете «Ведомости». Однако, по данным «Интерфакса», пока у компании нет необходимого для операционной деятельности сертификата эксплуатанта.
Строительство аэропорта «Платов» было начато в 2014 году по поручению правительства РФ: он должен обеспечить прием гостей Чемпионата мира по футболу 2018 года и заменить существующий аэропорт Ростова-на-Дону, который будет закрыт и в перспективе интегрирован в городскую застройку. Общая площадь нового комплекса составит более 86 тыс. кв. м, из них 50 тыс. займет пассажирский терминал. Расчетная пропускная способность аэропорта – 5 млн пассажиров в год.
«Платов» станет первым в РФ аэропортовым проектом, который «с нуля» строит частный инвестор. Объем внебюджетных инвестиций превысит 18,3 млрд рублей (собственные средства «Реновы», а также привлеченные у Газпромбанка (MOEX: GZPR)). Еще 18 млрд рублей выделяются из федерального бюджета, 907 млн рублей – из регионального.

РИА НОВОСТИ; ЛИДИЯ ИСАМОВА; 2016.12.22; ТАДЖИКИСТАН РАЗРЕШИЛ «ЯМАЛУ» СОВЕРШИТЬ ТОЛЬКО ОДИН ЧАРТЕРНЫЙ РЕЙС

Таджикистан разрешил авиакомпании «Ямал» совершить чартерный рейс, для того, чтобы забрать пассажиров из Жуковского, сообщил РИА Новости в четверг министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода.
В 23.00 мск Минтранс России сообщил, что авиасообщение между РФ и Таджикистаном приостановлено с 00.00 22 декабря из-за отсутствия консенсуса по вопросу полетов российской компании «Ямал». Почти час спустя российское министерство сообщило, что власти стран согласовали полеты авиакомпании и сообщение не будет приостановлено.
«Мы разрешили авиакомпании «Ямал» совершить один чартерный рейс, чтобы они могли вывезти пассажиров из аэропорта Жуковский, по билетам, проданным 20 декабря, самолет должен вылететь по расписанию», – сказал он.
Министр сообщил, что для решения вопроса полетов авиакомпании «Ямал» в Москву вылетела делегация, возглавляемая руководителем Департамента гражданской авиации Юсуфом Рахмоновым, в нее входит представители авиакомпаний «ТаджикЭйр» и «СомонЭйр».
«Мы могли бы сразу разрешить полеты «Ямала» из аэропорта Жуковский, но это неприемлемо, чтобы авиакомпания, не подав заявку и не получив разрешение на полеты, начала продажу билетов», –отметил он.
«Мы не хотим закрывать наше воздушное пространство для российских самолетов», – добавил он.
Ранее Минтранс РФ заявлял о возможной приостановке авиасообщения с Таджикистаном, если тот не выполнит свои обязательства по подписанным авиавластями двух стран договоренностям. Речь идет о выдаче разрешения на полеты авиакомпании «Ямал», назначенной российской стороной на маршрут между подмосковным аэропортом Жуковский и Душанбе и Худжандом. Министерство транспорта Таджикистана уже после этого сообщило, что не считает возможным разрешить «Ямалу» летать в страну из подмосковного аэропорта Жуковский этой зимой.
Таджикская сторона ранее обосновала отказ в выдаче разрешений «Ямалу» отсутствием паритета. Так, во вторник министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода заявил РИА Новости, что, согласно межправительственному соглашению, все полеты должны осуществляться на паритетной основе, и Душанбе устраивает количество рейсов из аэропорта Жуковский. По его словам, авиаперевозчики Таджикистана пока не готовы выполнять третий рейс из Жуковского.
В свою очередь Минтранс РФ заявил, что ссылки на отсутствие паритета неправомочны. Согласно разъяснению министерства, таджикская сторона в рамках переговоров авиавластей двух стран 7 ноября 2016 года приняла назначения российских компаний на линиях Жуковский-Душанбе и Жуковский-Худжанд, о чем была сделана запись в итоговом протоколе. На момент переговоров назначенными перевозчиками с российской стороны были «Уральские авиалинии» и «Ямал». Первая из них приступила к эксплуатации в ноябре, однако «Ямалу» это сделать не удалось.

ИНТЕРФАКС-АФИ; 2016.12.21; ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О ЛЬГОТНЫХ СТАВКАХ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВА ДЛЯ РЖД В 2017-2020ГГ

Госдума на заседании в среду приняла во втором и третьем чтении закон о льготах по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования.
Согласно документу, налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, в 2017 году могут быть установлены законами субъектов РФ на уровне не более 1%, в 2018 и 2019 годах – 1,3%, в 2020 году – 1,6%. Перечень имущества, которое будет облагаться по таким ставкам, установит правительство РФ.
В Налоговый кодекс также будет добавлена новая статья об особенностях исчисления налога в отношении железнодорожных путей общего пользования. Согласно закону, если железнодорожные пути соответствуют установленным правительством требованиям и были приняты на учет после 1 января 2017 года, сумма налога исчисляется с применением коэффициента. Так, в течение первого налогового периода, в котором соответствующее имущество было принято на учет, коэффициент будет равен 0. В следующем году он будет равен 0,1, затем 0,2 и в шестом налоговом периоде повысится до 0,8. С седьмого налогового периода налог исчисляется без применения коэффициента.
Закон принят под названием «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса РФ». Он вступит в силу с 1 января 2017 года.
Как сообщалось ранее, в протоколе совещания у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, состоявшегося 2 декабря, было зафиксировано положение о том, что ставка имущественного налога на объекты железнодорожной инфраструктуры в размере 1% будет «заморожена» на 2017-2019 годы. Кроме того, было решено установить «нулевой коэффициент» (0,01) на вводимые объекты. Минфину, Минэкономразвития и Минтрансу совместно с РЖД было поручено подготовить соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ.
Между тем, при подготовке законопроекта о льготах по налогу на имущество для железнодорожной инфраструктуры правительство внесло поправки, согласно которым ставка 1% будет действовать только в 2017 году, а нулевой коэффициент – применяться только в течение одного налогового периода.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.21; ДВЖД ПЛАНИРУЕТ ЗАВЕРШИТЬ МОДЕРНИЗАЦИЮ ЖЕЛДОРОГИ НА САХАЛИНЕ К 2021 ГОДУ

Дальневосточная железная дорога (ДВЖД, филиал РЖД) планирует завершить модернизацию железной дороги в Сахалинской области к 2021 году, сообщил руководитель ДВЖД Николай Маклыгин на встрече с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко.
«Необходимые средства на проектирование работ в 2017 году предусмотрены. Исходим из того, что завершим «перешивку» железнодорожной колеи на общесетевой стандарт в 2019-2020 годах», – приводятся в сообщении пресс-службы правительства Сахалина слова Н.Маклыгина.
Курировать данную работу будет новый руководитель Сахалинского управления ДВЖД Андрей Семенец, который в последние годы участвовал в реализации крупных проектов на БАМе и Траннссибе.
По данным Н.Маклыгина, к концу текущего года на Сахалине будет почти 80% «широкой колеи». Останется провести реконструкцию еще 188 км главных и 140 км станционных путей, а также 70 железнодорожных мостов.
По словам губернатора, новому руководителю предстоит решать многие проблемные вопросы. В частности, вопрос отправки вагонов сахалинским грузополучателям с материка в сторону паромной переправы Ванино-Холмск. Из-за ограниченных возможностей переправы этой осенью железнодорожники были вынуждены сократить погрузку вагонов, следующих на остров.
В сентябре 2016 года областная власть сообщала, что готова вложить средства из бюджета в ускорение модернизации железной дороги на острове.
«Перешивку» железной дороги на Сахалине со стандарта 1067 мм на общероссийский 1520 мм начали еще в 2003 году. За эти годы из 833,8 км главных путей переустроено 620 км, возведено 53 моста, уложены десятки водопропускных труб.


Общий объем инвестиций РЖД в реконструкцию железной дороги на Сахалине с 2003 года по 2015 год включительно составил 13,8 млрд рублей.
Комплекс работ предусматривает расширение железнодорожного полотна, укладку трехниточной рельсошпальной решетки, замену старых мостов и тоннелей японской постройки. Реконструкция проводится без остановки движения, в периоды «технологических окон».

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 2016.12.22; ЛОКОМОТИВЫ РОСТА ИНВЕСТПРОГРАММЫ

Инвестпрограмма (ИПР) ОАО РЖД на 2017 год в итоговом варианте, принятом советом директоров монополии 12 декабря, составляет 459,5 млрд руб., еще 17 млрд руб. выделено на возвратный лизинг локомотивов. Основной источник роста расходов – перемещение в ИПР 30 млрд руб. из программы лизинга и добавление 38 млрд руб. на выкуп путевой техники у «ВЭБ-лизинга». В инвестпрограмме до 60% увеличена доля расходов на собственные проекты монополии, а железнодорожные госпроекты отчасти поддержит бюджет: вчера правительство выделило ОАО РЖД 24,98 млрд руб. в капитал на реализацию крупных инвестпроектов.
«Ъ» узнал, как именно увеличится инвестпрограмма ОАО РЖД в 2017 году. Совет директоров компании 12 декабря утвердил ее в версии, согласно которой совокупный объем программы на 2017 год составит 459,5 млрд руб. (плюс 17 млрд руб. на обновление тягового состава через возвратный лизинг), следует из документа (есть у «Ъ»). На крупные инвестпроекты, связанные с выполнением поручений президента и правительства, ОАО РЖД отведет 180,9 млрд руб., что на 2% меньше, чем было утверждено советом директоров 8 ноября, и на 35% меньше объема, предусмотренного октябрьской версией ИПР (подробнее см. «Ъ» от 19 октября). К таким проектам относится модернизация БАМа и Транссиба, развитие инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, строительство высокоскоростной магистрали Москва–Казань и так далее.
В новом варианте ИПР на 3,6 млрд руб. урезано финансирование обхода Украины (Прохоровка–Журавка–Чертково–Батайск). В рамках этого проекта «грузовые поезда пойдут по линии длиной 122,5 км, что более чем на 100 км больше расстояния, по которому идут перевозки сейчас»,– говорит глава Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, замечая, что тариф в среднем увеличится на 40 руб. за тонну. При этом Дмитрий Медведев вчера подписал распоряжение правительства о целевом взносе в уставный капитал ОАО РЖД в 24,98 млрд руб., 8,84 млрд руб. из них пойдут на обход Украины, еще 3,34 млрд руб.– на обход Краснодара, 4,7 млрд руб.– на развитие Московского транспортного узла.
Существенно вырастает объем ИПР на «собственные» проекты ОАО РЖД (безопасность, снятие инфраструктурных ограничений и так далее). В новой версии на это идет более 60% от общих инвестиций компании – 278,6 млрд руб., что на 74,1 млрд руб. больше, чем в ноябрьском, и почти вдвое (на 137 млрд руб.) больше, чем в октябрьском варианте. Кроме того, на 30 млрд руб. выросли траты на закупку локомотивов. Ранее ОАО РЖД хотело финансировать часть закупок через лизинг, но в ноябре старший вице-президент монополии Вадим Михайлов сообщил, что компания все же пойдет на прямые закупки локомотивов. Всего на закупку локомотивов в 2017 году будет направлено 63,1 млрд руб., а из 47 млрд руб., ранее выделявшихся на лизинг, останется лишь 17 млрд руб. на обновление парка за счет возвратного лизинга.
На 38,8 млрд руб., до 106,7 млрд руб., будут увеличены средства на обеспечение безопасности. Из них 38 млрд руб. уйдет на выкуп путевой техники у «ВЭБ-лизинга». Договор лизинга с этой компанией на поставку в 2012-2016 годах путевой техники на 89 млрд руб. ОАО РЖД заключило в 2012 году. А теперь решила выкупить технику, говорил в начале декабря президент ОАО РЖД Олег Белозеров. В ОАО РЖД объяснили, что средства на выкуп «будут изысканы с учетом рыночной конъюнктуры». Еще 5,1 млрд руб. направят на снятие инфраструктурных ограничений, общее финансирование этой статьи составит 65,5 млрд руб.
Наиболее интересной новацией ИПР глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров счел полный отказ ОАО РЖД от финансового лизинга локомотивов с направлением 17 млрд руб. на возвратный лизинг. В предыдущие годы это делалось за счет продажи изношенных локомотивов «ТМХС-Лизингу» (СП лизинговой «Трансфин-М» и «Трансмашхолдинга»), их модернизацию и потом сдачу в лизинг ОАО РЖД с сервисным контрактом с «ТМХ-Сервисом». Также монополия сокращает свой лизинговый портфель, выкупая путевую технику, говорит господин Бурмистров.

RIAFAN.RU; 2016.12.21; РОДИТЕЛЯМ ПРИГОТОВИТЬСЯ: В РФ С 2017 ГОДА УЖЕСТОЧАЮТ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ

Ряд правил перевозки детей в России со следующего года будут ужесточены. Об этом сообщают представители Госавтоинспекции.
Сами правила не претерпят изменений, однако будут ужесточены, как и ответственность за их неисполнение. В частности, родителям теперь придется покупать детское кресло с учетом веса и роста маленького пассажира. Кроме того, со следующего года родителям запретят оставлять детей младше семи лет в салоне машины даже на небольшой промежуток времени.
Отметим, что это не единственная инициатива, направленная на повышение безопасности дорожного движения. Минтранс РФ начал работать над созданием системы «Электронный путевой лист», которая позволит водителям коммерческого транспорта проходить осмотре удаленно перед выходов в рейс.

ИЗВЕСТИЯ; ИВАН ЧЕБЕРКО; 2016.12.22; В ХЕЛЬСИНКИ ПОЕДУТ АВТОМОБИЛИ БЕЗ ВОДИТЕЛЕЙ

Финляндия станет первой страной, с которой Россия наладит беспилотные автоперевозки. В настоящее время Федеральное дорожное агентство РФ договаривается с агентством транспорта Финляндии об организации обмена информацией, которая позволит функционировать беспилотным автомобилям.
По словам заместителя директора департамента программ развития Минтранса РФ Александра Славуцкого, необходимые для развития беспилотного автотранспорта технологии будут тестироваться в транспортном коридоре Хельсинки–Москва – Санкт-Петербург.
– Мы сформировали российско-финскую подгруппу по интеллектуальному транспорту, в ее рамках мы договариваемся о совместном транспортном коридоре Хельсинки–Москва – Санкт-Петербург, по которому будут тестироваться технологии для использования в беспилотном транспорте, – рассказал Александр Славуцкий. – Уже сегодня между Федеральным дорожным агентством России и федеральным агентством транспорта Финляндии существует договор об информационном сотрудничестве, который подразумевает обмен информацией через границу в электронном виде. Уже сейчас пользователи могут видеть в интернете подробную информацию о ситуации на дорогах, метеоданные. Сейчас договариваемся об отработке технологии, которая позволит передавать эту информацию в автомобиль. С помощью этой информации беспилотник в дальнейшем сможет обеспечивать свое движение.
Организация полноценного движения автомобильного беспилотного транспорта обещает быть достаточно протяженным процессом. Эксперты с уверенностью называют период за 2020 годом как дату, когда автобеспилотники смогут выйти на дороги общего пользования. Разумеется, отдельные опытные трассы будут освоены автобеспилотниками раньше – подобные опыты проводятся в Японии, США и ряде других стран (пока, правда, для страховки за действиями автопилота следит сидящий в салоне водитель). Но полноценными участниками дорожного движения авто с искусственным интеллектом станут после 2020 года.
По оценке Уве Пютцшлера, вице-президента Nokia Networks, для начала движения беспилотных авто по дорогам северных стран, где из-за погоды видимость бывает снижена до нескольких метров, а разметка на дороге и вовсе не видна, нужно, чтобы машины основательно «поумнели».
– Предстоит сделать целый ряд вещей, таких как сенсорные датчики, но главное – мы должны организовать сеть, с помощью которой беспилотники смогут коммуницировать друг с другом. Плюс к этому мы должны обеспечить возможность автоматической связи между беспилотными машинами непосредственно, – объяснил он.
Глава департамента программ развития Минтранса Алексей Семенов отметил, что появление беспилотных автомобилей, по сути, означает мощнейший технологический передел, переворот в автомобилестроении.
– Особенно это касается грузовых автомобилей: например, их не нужно будет оснащать такими мощными двигателями, как сейчас, – они не будут никого обгонять, будут двигаться строго в потоке и с разрешенной скоростью, – отметил Алексей Семенов. – Применительно к беспилотным транспортным средствам есть формула, которую признают специалисты в области автотранспорта: 90–60–30. Она означает, что переход на беспилотные машины позволяет снизить количество ДТП на 90%, нагрузку на автодорогу – на 60%, а выбросы – на 30%.

РИА НОВОСТИ/ПРАЙМ; 2016.12.21; РОССИЙСКИЕ ПОРТЫ-2016: ТАРИФНЫЕ ВОЙНЫ И ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ТАМАНИ

Портовую отрасль, которая в прошлом году была достаточно спокойна, заштормило в 2016 году. НМТП объявил об участии в создании своего прямого конкурента – порта «Тамань», развитием которого последние годы почти никто не занимался. «Транснефть» неожиданно для рынка решила продать акции НМТП. Группа Fesco не смогла обслуживать свои обязательства перед кредиторами и начала процесс реструктуризации, который пока не увенчался успехом.
Но, пожалуй, больше всех потрясла рынок Федеральная антимонопольная служба, которая решила кардинально пересмотреть свою позицию, вернув регулирование тарифов в портах и обязав стивидоров устанавливать тарифы только в рублях.
Кому достанется крупнейший порт России?
В 2010 году «Транснефть» и на тот момент мало кому известная группа «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова на паритетных началах приобрели контрольный пакет акций НМТП. Но «любовь» длилась недолго – уже в 2013 году тлеющий конфликт вылился в нешуточное противостояние и обсуждение возможности раздела порта между акционерами.
Спустя год с небольшим акционеры помирились, и последние годы работали, как они сами заверяли, при полном взаимопонимании. Однако неожиданно для рынка в сентябре этого года стало известно, что «Транснефть» решила продать свой пакет акций НМТП.
По данным СМИ, летом «Транснефть» отправила в администрацию президента письмо с просьбой рассмотреть возможность выхода из этого актива. Президент России Владимир Путин поручил проработать вопрос первому вице-премьеру Игорю Шувалову, а тот передал его в Минтранс, Минэкономразвития и Минэнерго. Министерства дали «добро» на продажу.
Группа «Сумма» и «Транснефть» в настоящее время на паритетных началах владеют 50,1% акций НМТП. «Транснефть» самостоятельно контролирует еще 10,5%. Росимуществу принадлежат 20% акций порта. Структуры РЖД владеют 5,3% НМТП. Остальные акции порта в свободном обращении. «Транснефть» планирует продать все свои 35,5% в НМТП.
Приватизация госпакета в 20% порта планируется в 2017 году. Минэкономразвития РФ предлагает совместить приватизацию госдоли в НМТП с продажей доли «Транснефти». Замглавы Минтранса Виктор Олерский в декабре отмечал, что такая возможность прорабатывается, но окончательного решения не принято.
Руководство «Суммы» не комментирует, есть ли между акционерами соглашение, дающее право приоритетной покупки. При этом, помимо «Суммы», НМТП также интересуются «ДелоПортс» Сергея Шишкарева, РФПИ и DP World.
«Дело Портс», в свою очередь, хочет продать свой главный актив – НУТЭП. DP World совместно с РФПИ готовит сделку по покупке у группы «Дело» 49% контейнерного терминала НУТЭП с опционом на получение до 100% после 2030 года. В декабре DP World и РФПИ подписали соглашение о создании совместного предприятия. Однако сделка затягивается, и, по словам Олерского, может и вовсе не состояться из-за ограничений в законе об иностранных инвестициях.
Продаст ли «Транснефть» свой пакет акций НМТП, состоится ли приватизация, которая, к слову, откладывается уже много лет, и в какой форме пройдет сделка, станет известно, скорее всего, уже в 2017 году.
Выплывет ли Fesco?
В феврале в одной из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России группе Fesco сменился глава – президентом группы был назначен на тот момент старший вице-президент Александр Исурин. До прихода в Fesco он работал в представительстве одного из крупнейших контейнерных перевозчиков мира, компании MSC, в России и странах Центральной Азии.
Уже тогда финансовая ситуация в компании и на рынке была тяжелой. Общий долг группы по итогам 2015 года составил 910 миллионов долларов, из которых 137 миллионов долларов подлежало уплате в течение следующих 12 месяцев. При этом консолидированная выручка группы составляла 688 миллионов долларов, а чистый убыток – 166 миллионов долларов.
Такой огромный долг компания получила после того, как ее купила группа «Сумма» с партнерами и «повесила» долг на Fesco. До этой сделки чистый долг Fesco составлял примерно 400 миллионов долларов (в ценах 2012 года). Группе «Сумма» принадлежит 32,5% акций группы, GHP Group – 23,8%, TPG – 17,4% акций.
В апреле аудитор отчетности Fesco в своем заключении высказал сомнения в способности общества непрерывно продолжать свою деятельность. Fesco сначала заявила, что может отсрочить выплату процентов по некоторым финансовым обязательствам, включая выплату купона по еврооблигациям, однако с мая не платит держателям всех своих бондов. Группа ведет непростые переговоры с держателями облигаций, предлагая им различные варианты реструктуризации.
Согласно последнему предложению, Fesco, в частности, хочет конвертировать часть долга по дефолтным облигациям в акции. Для этого компания рассматривает и возможность допэмиссии в размере до 50% уставного капитала. Компания также предлагала держателям единовременную выплату в размере 50% непогашенной основной суммы по еврооблигациям и рублевым облигациям. Однако держатели бумаг настаивают на выплате в размере 85%, что не устраивает Fesco.
Пока прийти к консенсусу сторонам не удалось. Основной акционер Fesco – группа «Сумма» – рассчитывает, что компания сможет до конца года договориться о реструктуризации задолженности.
ФАС vs стивидоры
Летом, как гром среди ясного неба, прозвучало заявление ФАС о том, что служба предлагает вернуться к тарифному регулированию в морских портах РФ с января 2017 года. При этом государство еще с 2010 года начало постепенную отмену государственного регулирования тарифов в морских портах России. Конечной целью регулятора было снизить маржу портов с 70-80% до уровня, сопоставимого с другими участниками транспортной цепочки, прежде всего РЖД.
Помимо этого, регулятор хотел обязать стивидоров устанавливать тарифы только в рублях. В настоящее время в основном все тарифы установлены в долларах. ФАС возбудила дела против девяти стивидорных компаний, подозревая их в установлении монопольно высоких цен на услуги по перевалке грузов.
Предложения ФАС вызвали негативную реакцию у компаний, Минтранса и профильных ассоциаций. В частности, Ассоциация морских торговых портов (АСОП) в письме к вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу предупредила, что введение регулирования тарифов в портах РФ приведет к критическому снижению выручки стивидоров и невозможности обслуживать кредиты, в том числе в иностранной валюте, а также к прекращению частных инвестиций в отрасль.
Аналитический центр при правительстве РФ поддержал стивидоров и заявил о целесообразности сохранить действующую форму госрегулирования тарифов на их услуги, при которой компании самостоятельно устанавливают тарифы и ежеквартально информируют о них ФАС.
Правительство РФ в итоге также не поддержало ФАС. Дворкович в середине ноября поручил ФАС дополнительно проработать вопрос о целесообразности перевода тарифов стивидоров в рубли и представить предложения в правительство.
Пока служба решила наказать стивидоров рублем. В ноябре ведомство предписало Приморскому торговому порту (ПТП, входит в группу НМТП) снизить цену на перевалку нефти – по мнению ФАС, монопольно высокую, – и перевести тарифы в рубли.
НМТП заявил, что намерен оспорить это предписание в суде. Гендиректор НМПТ Султан Батов сообщил, что компания заказала независимую экспертизу по тарифам в ПТП. При этом, по его словам, у стивидора самые низкие тарифы на перевалку среди портов Северо-Западного региона, а конкуренция в регионе очень сильная, и о монополии говорить нельзя.
Глава ФАС Игорь Артемьев, в свою очередь, в конце ноября заявил, что антимонопольное ведомство готово возбудить новые дела против других российских стивидоров.
Вторая жизнь Тамани?
Проект строительства сухогрузного района морского порта Тамань власти РФ обсуждают уже много лет, однако денег на него у государства нет. Проект – часть ФЦП по развитию транспортной системы России на 2010-2020 годы. В нем планировали участвовать более 10 компаний.
НМТП, для которого порт Тамань мог бы стать основным конкурентом в регионе, и Росморпорт на ПМЭФ-2016 подписали основные условия соглашения по участию в проекте строительства порта Тамань. Предполагалось, что НМТП получит контроль в управляющей компании порта – 50% плюс одна акция, а остальные акции достанутся другим акционерам, включая зарубежных.
Проект предполагает строительство и эксплуатацию сухогрузного района морского порта Тамань совокупной мощностью 91,4 миллиона тонн грузов в год в два этапа. На первом этапе (2017-2020 годы) планировалось построить объекты инфраструктуры порта и грузовые терминалы, обеспечивающие грузооборот в размере до 46 миллионов тонн в год. Общий объем инвестиций в объекты концессии на первом этапе оценивается в 60 миллиардов рублей. Строительство грузовых терминалов должны вести частные инвесторы – операторы терминалов.
В качестве инвесторов терминалов на первом этапе предполагается участие в проекте ООО УК «Металлоинвест», ОАО «МХК ЕвроХим», ОАО УК «Кузбассразрезуголь», ОАО «Астон», ООО ХК «Форум». НМТП в случае успешной реализации проекта решал бы две задачи: Тамань вместо конкурента стала бы частью группы, а НМТП смог бы вынести часть терминалов с «грязными грузами», которые негативно влияют на и так непростую экологическую ситуацию в городе, из Новороссийска в Тамань.
Однако на сегодняшний день, спустя более полугода с момента подписания соглашения, проект так и не финализирован. По словам главы НМТП Батова, решение за правительством. При этом НМТП совместно с Роспорпортом и Росморречфлотом прорабатывает возможность дноуглубления в НМТП, чтобы в порт могли заходить суда максимальной вместимости, как и в Тамани.
Такими основными событиями для портовой отрасли запомнился уходящий год. За основными событиями следите на ленте РИА Новости.

КОММЕРСАНТ.RU; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; АЛЕКСАНДРА МЕРЦАЛОВА; 2016.12.21; ДЛЯ КРУИЗОВ В КРЫМ ПРОСЯТ ГОСПОДДЕРЖКУ

Минтранс поставил частным инвесторам жесткие сроки для подготовки предложения о запуске круизного сообщения между Крымом и Краснодарским краем. За месяц частный бизнес должен сформулировать инвестиционное решение. При этом в Минтрансе не исключают, что с учетом убыточности вопрос придется решать подведомственному ФГУП «Росморпорт». В 2011 году ФГУП уже приобретал два пассажирских катамарана для пассажирских перевозок на Черном море, но проект оказался нерентабельным. В Минтрансе и в туротрасли уверены, что организация круизных перевозок не сможет состояться без господдержки.
В среду