X

Обзор прессы от 09.02.2016

09.02.2016

ИНТЕРФАКС; 08.02.2016; РФ СМОЖЕТ ПРОДАТЬ ДОЛЮ В «ШЕРЕМЕТЬЕВО» ЧАСТНЫМ ИНВЕСТОРАМ С ПРЕМИЕЙ 25% К ОЦЕНКЕ ДЛЯ КОНСОЛИДАЦИИ

Росимущество раскрыло основные параметры акционерного соглашения, которое в рамках консолидации активов «Шереметьево» подпишут государство и частные акционеры крупнейшего по пассажиропотоку аэропорта столичного авиаузла.
Указ о консолидации активов «Шереметьево», где частными акционерами выступает TPS Avia Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, был подписан президентом 28 августа 2015 года. Правительству было поручено в трехмесячный срок совместно с частными собственниками определить состав имущества, вносимого в качестве вклада каждого негосударственного акционера в уставный капитал «Шереметьево». В указе зафиксирована минимальная доля РФ в консолидированном аэропорту «Шереметьево», контроль в котором получат частные инвесторы, в размере не менее 30%. Проект акционерного соглашения готов, сообщил в декабре начальник управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Росимущества Виталий Сергейчук, не раскрыв деталей готовящегося к подписанию документа.
В отчете о реализации программы приватизации в РФ, опубликованном Росимуществом в понедельник вечером, говорится, что согласованный заинтересованными ведомствами документ о распределении долей в объединенном «Шереметьево» и условиях акционерного соглашения был внесен в правительство в ноябре. Соглашение предоставит государству «дополнительные права, гарантии и средства защиты в части управления акциями компании, а также в части реализации пакета акций РФ в объединенном операторе с учетом набора опционов», отмечается в отчете.
Проект соглашения предусматривает обязательства частного акционера по строительству нового терминала, межтерминального перехода, нового грузового комплекса и нового топливно-заправочного комплекса в рамках развития северной терминальной зоны аэропорта «на согласованных сторонами ключевых показателях эффективности».
РФ получит права в отношении управления деятельностью АО «Аэропорт Шереметьево» и АО «Международный аэропорт Шереметьево» в части формирования их советов директоров и принятия решений на уровне совета директоров объединенной компании по наиболее значимым вопросам до момента исполнения частным акционером обязательств по строительству.
Также государство получит опцион на продажу всех принадлежащих ему акций объединенной компании частному акционера по одной из двух цен: с премией 25% к рыночной оценке для целей консолидации или по текущей стоимости на момент реализации опциона с премией 10%.
Ранее Forbes со ссылкой на источники сообщал, что в случае нарушения частным инвестором обязательств по строительству государство сможет предъявить свою долю к выкупу с премией 50% к ее стоимости. Этот пункт содержится в условиях, раскрытых Росимуществом, при этом «штрафная премия» активируется еще в ряде случаев: нарушение обязательств по голосованию на собраниях акционеров, нарушение порядка согласования отдельных сделок, смена контроля, непредставление информации.
При этом «в случае наличия существенных негативных изменений (введение санкций, наличие тарифного регулирования) РФ не вправе выбрать указанный порядок расчета», говорится в отчете.
В свою очередь, у частного акционера тоже будет опцион – на покупку госдоли по наименьшей из двух цен: оценка для консолидации + премия 35% или текущая стоимость + 20% (вторая сумма не должна быть ниже цены консолидации + 25%).
Активы TPS Avia в аэропорту консолидированы на балансе ООО «Шереметьево Холдинг».
Подготовка к консолидации частных и государственных активов в «Шереметьево» (аналогичные процедуры сейчас проходят во «Внуково») идет уже не один год. В октябре 2014 года А.Ротенберг говорил в интервью «Интерфаксу», что ожидает подписания необходимых документов до конца года. «Сейчас вот за «процентики» (конечное распределение долей между частными акционерами и государством – ИФ) упираемся. Были долгие споры, переговоры. Кропотливый труд. Нам принадлежат сервисные активы в аэропорту, нужно было «посчитаться» с государством. Сейчас идет спор уже вокруг единичных процентов», – говорил он.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 08.02.2016; ОПЦИОН НА «ВНУКОВО» И «ШЕРЕМЕТЬЕВО»

Стало известно, на каких условиях государство продаст свои акции частным инвесторам
Подготовлены акционерные соглашения с частными акционерами аэропортов «Внуково» и «Шереметьево», где, в частности, прописаны условия, при которых частные акционеры могут выкупить пакеты акций государства, говорится в отчете Росимущества об итогах приватизации за 2015 г.
Частные и государственные активы обоих аэропортов консолидируются соответственно на базе АО «Международный аэропорт «Внуково» и «Международный аэропорт «Шереметьево». После консолидации у Росимущества должно остаться не менее 25% + 1 акция «Внуково» и не менее 30% «Шереметьево», говорилось в соответствующих указах президента. Частными инвесторами «Внуково» будут Виталий Ванцев и отец депутата Госдумы Андрея Скоча (владение частными активами между ними делится в пропорции 18% и 82%, рассказывал Ванцев), инвестором «Шереметьево» – TPS Avia Holding Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько.
Условия покупки частными инвесторами госпакетов обоих аэропортов одинаковы.
После консолидации «Внуково» и «Шереметьево» Российская Федерация в лице Росимущества будет иметь опцион на продажу частному акционеру своего пакета по одной из цен на свой выбор: оценка для консолидации плюс 25% премии или рыночная оценка на момент использования опциона плюс 10% премии, говорится в отчете. Премия к оценке в обоих случаях может быть увеличена на 50% при нарушении частными партнерами отдельных условий акционерного соглашения: нарушение обязательств по голосованию на собраниях акционеров, нарушение порядка согласования отдельных сделок, утрата контроля до консолидации, неосуществление действий по консолидации).
Для частных акционеров «Шереметьево» премия при покупке также увеличится до 50%, если они не построят объекты, оговоренные в акционерном соглашении: новый пассажирский терминал, новый грузовой терминал, топливно-заправочный комплекс и межтерминальный подземный переход. Гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко рассказывал, что объекты будут построены в 2018 г. и TPS Avia Holding планирует вложить в них $850 млн. Во «Внуково» все консолидируемые частные объекты уже построены.
Частные акционеры обоих аэропортов после консолидации также будут иметь опцион на покупку госпакета по наименьшей из следующих цен: оценка для консолидации плюс премия 35% или рыночная оценка на момент использования опциона плюс 20% (но не ниже, чем оценка консолидации плюс 25%).
Результаты оценок аэропортов не называются. Другой московский аэропорт – «Домодедово» – консолидирован, все его активы принадлежат кипрской DME ltd, владельцем которой является Дмитрий Каменщик.

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 09.02.2016; РОССИЙСКИЕ ПОРТЫ ПОШЛИ В РОСТ

Поставки в российские порты грузов заметно выросли в 2015 году. В физическом выражении больше всего увеличился грузопоток трубопроводного транспорта, в долевом – автомобильного. Зато внутренний водный транспорт потерял четверть грузов из-за обмеления рек.
Из данных Ассоциации морских торговых портов следует, что объем грузов, поставляемых в порты РФ по трубам, вырос больше всего в абсолютном выражении – на 11,2% (или 24,3 млн тонн), до 241,8 млн тонн. Доставка грузов железнодорожным транспортом увеличилась на 6,6%, до 289,4 млн тонн, автотранспортом – на 12,3%, до 54,2 млн тонн.
При этом доставка грузов в морские порты внутренним водным транспортом сильно упала – она сократилась на 26%, до 14,8 млн тонн. Основная причина падения объемов перевозок – катастрофическое маловодье и обмеление внутренних водных путей. В минувшем году к многолетней проблеме недостаточности глубин на Волге в районе Городца добавилось обмеление на Нижнем Дону. По итогам навигации 2015 года Волжское пароходство снизило перевозку грузов на 11%, Азово-Донское – на 27,1%.
Рост грузопотока в порты вызван несколькими факторами, в том числе девальвацией рубля и ростом маржинальности поставок за рубеж экспортных товаров, в том числе металлургической продукции. Он также укладывается в тенденцию к росту грузооборота морских портов России: в 2015 году он увеличился на 5,7% по сравнению с 2014 годом – до 676,7 млн тонн. Помимо курсового фактора причины роста грузопотока – изменение структуры поставок, которые раньше шли из Европы в Россию автотранспортом, но из-за осложнения в отношениях с Европой переориентировались на Азию, Ближний Восток и соответственно морской транспорт.

ИНТЕРФАКС; 08.02.2016; ОБЗОР: ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ РЕШЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ МАШИНОСТРОЕНИИ

Ряд вопросов по поддержке отечественного транспортного сообщения планируется обсудить во вторник на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Твери. Основным докладчиком будет выступать глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Осведомленный источник «Интерфакса» в правительственных кругах описал некоторые меры, которые могут попасть в финальный протокол встречи.
ТЯЖЕЛО В ПУТИ
В грузовом вагоностроении одной из основных станет тема развития в РФ тяжеловесного движения. Еще несколько лет назад это направление было объявлено стратегическим: в условиях растущего грузопотока и ограничений инфраструктуры на ряде направлений тогда становилось «тесно». В этой связи министерство транспорта РФ, например, подчеркивало крайнюю важность повышения веса поездов (в первую очередь при перевозках угля) в сообщении между Кузбассом и портами Северо-Запада, Черного моря и Дальнего Востока.
При этом тема развития тяжеловесного движения оказалась плодотворной не только для ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) как владельца путей: на ней, в частности, сделала ставку «Объединенная вагонная компания» (MOEX: UWGN) (ОВК) Александра Несиса и его партнеров, ориентировав на нее своего оператора «Восток1520». В его парке – хопперы и полувагоны, выпускаемые также входящим в ОВК Тихвинским вагоностроительным заводом (ТВСЗ, Ленинградская область), основная масса перевозок приходится на уголь.
А.Несис на совещании у Д.Медведева будет делать доклад на тему тяжеловесного движения, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с деятельностью «Объединенной вагонной». По его словам, компания привезла в Тверь «два вагона для тяжеловесного движения, один из них – сочлененный, первый в РФ».
По словам одного из собеседников агентства, вагоностроители во вторник могут попросить «недискриминационые тарифные преференции» для вагонов с улучшенными техническими характеристиками при подтверждении РЖД экономической эффективности от использования такого подвижного состава. Фактически они действуют и сейчас: в 2013 г. ныне упраздненная Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ установила скидку на порожний пробег для четырех «инновационных» моделей полувагонов, производимых ТВСЗ. Через некоторое время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, минувшим летом «поглотившая» ФСТ, указала на необходимость давать такие скидки для всех производителей подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками. После этого тарифное ведомство дала тарифные скидки покупателям еще двух моделей, которые производит «Уралвагонзавод» (MOEX: UVZD) (УВЗ). Хотя формально они оказались меньше, чем у тихвинской продукции (по факту дисконт в «круговом рейсе» зависит от дальности перевозок и рода груза).
Действующие тарифные схемы будет предложено сохранить до введения новых, сообщил источник «Интерфакса». При этом ФАС, Минтрансу, Минпромторгу и РЖД предстоит разработать соответствующие тарифные схемы в отношении вагонов грузоподъемностью 27 тонн на ось (в РФ сейчас в основном эксплуатируются вагоны с нагрузкой 23,5-25 тс). Именно такой подвижной состав привезла в Тверь ОВК, отметил один из собеседников «Интерфакса». Предполагается, что новые «тарифные схемы» будут подготовлены к апрелю, также предстоит выбрать полигоны для опытной эксплуатации «27-тонников».
Кроме того, на совещании может быть затронута и тема субсидий для «инновационного» подвижного состава. Эти меры также фигурируют в утвержденной в январе программе поддержки российского транспортного машиностроения в 2016 г. В течение I полугодия планируется подготовить соответствующий нормативный акт о возмещении предприятиям части затрат на производство «инновационных» вагонов. Цель – повысить продажи «за счет скидки, предоставляемой потребителям при условии списания грузовых вагонов»: на эти цели в бюджете предполагается заложить в 2016 г. до 3 млрд руб.
Еще до 7 млрд руб. планируется направить на субсидирование самих покупателей вагонов, а именно части затрат при приобретении подвижного состава, что должно снизить риск роста ставок на услуги ж/д операторов «в связи с необходимостью приобретения новых вагонов». В то же время механизмы предоставления субсидий пока еще не выработаны. Участники совещания могут зафиксировать в протоколе условие о подготовке необходимых документов Минпромторгом уже в феврале.
ПРИГОРОДНЫЙ ХОД
Помимо прочего на совещании может быть затронуто несколько вопросов, актуальных для производителей пассажирского подвижного состава. В их числе, по словам собеседника «Интерфакса», тема закупок электричек крупнейшим их оператором в России – ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК). Ранее приобретение поездов ЦППК планировала осуществлять на заемные средства. При этом расчеты компании показывали, что экономика пригородных перевозок выдерживает стоимость долгосрочных заимствований на уровне до 8,25% годовых.
В этой связи перевозчик предлагал правительственным органам комбинированные инструменты долгосрочного льготного финансирования: 60% средств (101 млрд руб.) выделить из ФНБ, 10% (16 млрд руб.) – в качестве банковских займов по схеме проектного финансирования и еще на 50 млрд руб. предоставить государственные гарантии для привлечения коммерческих кредитов. До 2028 г. компания планировала приобрести 404 новых состава, которые бы не только обеспечивали требующийся объем перевозок, но и за счет большей экономичности позволили бы снизить себестоимость услуг и повысить их качество. Стоимость этого подвижного состава оценивалась примерно в 167 млрд руб. ЦППК уже закупила 30 поездов российского производства в 2013-2014 гг. на 11,3 млрд руб.
На брифинге в конце января генеральный директор Михаил Хромов заявлял, что с Российским фондом прямых инвестиций, через который предполагалось выделять деньги ФНБ, «продолжаются консультации», но «эта работа затянулась». Чтобы не останавливать программу по обновлению подвижного состава», компания договорилась о финансировании со стороны НПФ «Будущее» (входит в группу О1 Бориса Минца, бывший НПФ «Благосостояние ОПС», управляет 155 млрд руб. пенсионных накоплений), отметил тогда топ-менеджер, хотя и не «стал загадывать», сохранится ли такая схема в дальнейшем. «Мы проговаривали, что в течение 15 лет готовы использовать этот механизм, но пока говорим о 2016 г.», – сказал глава «Центральной пригородной», уточнив, что программа «долгосрочная с оперативным подтверждением ежегодно».
В 2016 г. ЦППК намерена закупить у ОАО «Демиховский машиностроительный завод» (ДМЗ, Московская обл., актив «Трансмашхолдинга» (MOEX: TRMH), ТМХ) 20 одиннадцативагонных электричек (совладельцами ТМХ являются Искандер Махмудов и Андрей Бокарев: с их же фамилиями связывают ООО «МПК», которому принадлежит 50% минус 2 акции ЦППК). Предмет договоренностей – «новый подвижной состав под пока предварительным названием ЭП2Д», который сейчас уже находится на испытательном кольце в Щербинке. Это новая электричка постоянного тока, специально разработанная для ЦППК в соответствии с ее техническим заданием. Стоимость договора – «в районе 10 млрд руб.». До этого М.Хромов говорил, что электричка может стать «базовым типом подвижного состава для пригородных перевозок в московском транспортном узле».
Говоря на брифинге о финансировании закупок 20 поездов в 2016 г., М.Хромов сообщал, что подвижной состав будет поставлять в лизинг АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (MOEX: GTLK) (ГТЛК) с привлечением пенсионных средств НПФ «Будущее». При этом ранее генеральный директор НПФ Николай Сидоров говорил «Интерфаксу», что фонд может инвестировать в программу обновления подвижного состава «Центральной пригородной» от 2,5 млрд до 10 млрд руб. ежегодно «в зависимости от внешних факторов». Программа рассчитана на 15 лет, отмечал топ-менеджер. Объем финансирования на период 2015-2029 гг. составляет 150 млрд руб. Источник «Интерфакса», знакомый с проектом протокола «тверского» совещания, сообщил, что в документе есть поручение Минтрансу, Минпромторгу и РЖД совместно с ЦППК и ГТЛК обеспечить покупку моторвагонного подвижного состава «в объеме не менее 400 единиц».
Также на совещании может быть затронут вопрос о продлении на 2017-2018 гг. действующей нулевой ставки НДС на пригородные перевозки пассажиров и багажа, а также 99%-ной скидки на услуги «Российских железных дорог» по предоставлению инфраструктуры. Эти меры позволяют обеспечивать безубыточность ряда непосредственных перевозчиков – пригородных пассажирских компаний – и обновлять их подвижной состав.
ДАЛЬНЕЕ СЛЕДОВАНИЕ
Не останется в стороне, по словам источника, и сегмент производства вагонов для перевозок дальнего следования. Во-первых, на совещании предполагается обсудить вопрос об обнулении НДС на перевозки пассажиров и багажа в этом сообщении. Предполагается, что высвободившиеся средства «дочка» ОАО «Российские железные дороги» – АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) – в 2016 г. направит на покупку не менее 360 традиционных и 180 двухэтажных пассажирских вагонов (их производит другое Тверской вагоностроительный завод ТМХ).
Предложение обнулить НДС РЖД сделали еще в прошлом году. «Мы говорили, что при условии обнуления возможно 5 млрд дополнительных инвестиций ежегодно», – отмечал при этом вице-президент монополии Михаил Акулов. Между тем, представитель Минтранса тогда заявлял «Интерфаксу», что ведомство поддерживает предложения об установлении НДС на уровне 10%, уточняя, что с такой инициативой в министерство обратилась ассоциация перевозчиков и операторов в сфере железнодорожных пассажирских перевозок и железнодорожного туризма «Желдорразвитие». Ее учредителями являются частные пассажирские перевозчики – ЗАО «Транспортная компания «Гранд Сервис Экспресс», ЗАО «Транскласссервис» и ООО «Локотранс».
В итоге правительство РФ приняло решение снизить НДС с 18% до 10%. В декабре комитет Государственной думы РФ по бюджету и налогам одобрил поправку, снижающую ставку. «Предлагается установить такую пониженную ставку до 31 декабря 2017 г.», – уточнял при этом глава комитета Андрей Макаров. Корпоративное телевидение РЖД уточняло, что снижение НДС с 18% до 10% обеспечит заказ ТВЗ на 10 млрд руб., и «ФПК планирует закупить у ТВЗ 186 новых вагонов, в том числе 70 – двухэтажных».
Также на совещании может быть затронута тема финансирования поставок в Северную Африку 700 пассажирских вагонов ТВЗ. Соответствующий ТМХ планирует подписать с Египетскими национальными железными дорогами (Egyptian National Railways). Он будет предполагать поставки в течение двух лет, говорил глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По данным ведомства, стоимость контракта превышает $500 млн. «Мы сегодня финализируем окончательные детали этого контракта, финансовые условия поставки и рассчитываем на подписание в ближайшее время уже «твердых» документов на исполнение этого направления», – отмечал чиновник. О переговорах стало известно около года назад, они велись через торговое представительство России в этой стране и при поддержке Внешэкономбанка (MOEX: VEBM). Тверской вагоностроительный завод тогда столкнулся с недозагрузкой со стороны ФПК – своего основного заказчика.
В числе других контрактов, финансирование которых может быть обсуждено во вторник в Твери – поставка вагонов метро производства еще одного завода «Трансмашхолдинга» – ОАО «Метровагонмаш» – для московской «подземки», а также довыделение средств ФНБ (около 40 млрд руб.) «Российским железным дорогам» на закупку локомотивов в 2016 г. Министерству внутренних дел РФ может быть поручено представить предложения о закупке в 2016 г. специального подвижного состава.

РБК; ПЕТР НЕТРЕБА; 09.02.2016; ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛОГИКА

РБК ознакомился с последней версией антикризисного плана, которую покажут 10 февраля Владимиру Путину.
ФНБ попал под кризис
Правительство рассматривает Фонд национального благосостояния (ФНБ) как источник финансирования антикризисных мер. Это следует из последней версии антикризисного плана, с которой удалось ознакомиться РБК, – она подготовлена в правительстве к обсуждению у президента Владимира Путина 10 февраля. В предыдущих версиях ФНБ не фигурировал.
Проектом антикризисного плана предлагается в марте 2016 года выделить 39,8 млрд руб. из ФНБ на закупку порядка 292 локомотивов. Деньги могут быть выделены «в рамках реализации инвестиционного проекта ОАО «РЖД» на приобретение тягового подвижного состава». В плане отмечается, что благодаря этой мере сохранятся 60 тыс. рабочих мест на локомотивостроительных заводах и у производителей комплектующих для тягового подвижного состава.
Деньги ФНБ на закупку локомотивов и так были обещаны «Российским железным дорогам» в 2014 году. Паспортом инвестпроекта, утвержденного еще до кризиса, предусмотрен объем капитальных вложений – 203,6 млрд руб. на 2015–2017 годы. Согласно данным Счетной палаты, в 2015 году предполагалось выделить из ФНБ 60,2 млрд руб., или 29,6% стоимости проекта. За средства ФНБ РЖД обещало расплатиться своими облигациями со сроком обращения 25 лет и с минимальной доходностью на уровне «инфляция + 1%». В 2016-2017 годах инвестпроект предполагал использование собственного капитала ОАО «РЖД» – 143,4 млрд руб., или 70,4% стоимости проекта (то есть выделения средств из ФНБ после 2015 года, по данным Счетной палаты, не предполагалось). Всего в 2015–2017 годах РЖД собиралось приобрести 1508 локомотивов.
РЖД в 2015 году полностью получили 60,2 млрд руб., предназначавшихся из ФНБ, подтверждает представитель монополии. Но, по его словам, в ноябре 2015 года правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2016 год, в которой предусмотрено 39,8 млрд руб. из ФНБ на покупку локомотивов, – такая же сумма сейчас появилась в антикризисном плане, но не указано, идет ли речь о тех же самых деньгах или о новых. «Нам правительство инвестпрограмму одобрило, поэтому ждем денег», – сказал РБК представитель РЖД. Собственные средства РЖД на этот проект в 2016 году составят 29,2 млрд руб., говорит он.
Счетная палата в августе 2015 года указывала, что темпы, с которыми снижаются объемы приобретения импортозависимой продукции, не позволят обеспечить полную независимость РЖД от поставок импортных комплектующих в трехлетнем периоде реализации проекта по приобретению тягового подвижного состава. Кроме того, по мнению палаты, «реализация инфраструктурного проекта за счет средств ФНБ фактически не является поддержкой отечественного производителя». Дело в том, что по различным сериям тепловозов и электровозов, которые приобретает РЖД, от 60 до 80% предполагает покупку импортозависимой по комплектующим продукции, говорилось в отчете Счетной палаты.
Представители Минфина и Минэкономразвития в понедельник не пояснили, идет ли речь о новой статье расходов из ФНБ или это просто попытка дополнительной защиты докризисных обещаний правительства. Тем не менее в списках антикризисного плана РЖД оказалось единственной компанией из получателей средств ФНБ на инфраструктурные проекты.

ГАЗЕТА.RU; 08.02.2016; ВЦИОМ: ВЛАДЕЛЬЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТО ОДОБРЯЮТ ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ «ПЛАТОН»

Большинство владельцев личного автотранспорта одобряют систему взимания платы с большегрузов по принципу «кто больше портит дорогу, тот и платит». Об этом сообщается на сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) со ссылкой на результаты проведенного опроса.
«Систему взимания платы с большегрузного транспорта по принципу «кто больше портит дорогу, тот и платит», а также по принципу «кто использует дорогу в коммерческих целях, тот платит», считают справедливой большинство владельцев личного автотранспорта (62% и 59% соответственно). Однако дальнобойщики (65% и 69%) и представители компаний-перевозчиков (60% и 64%) в большинстве своем придерживаются противоположного мнения», – отмечают социологи.
В целом за внедрение системы «Платон» выступают 40% водителей легковушек, среди владельцев компаний-грузоперевозчиков эта доля ниже (18%), а среди самих дальнобойщиков она составляет только 3%.
По мнению большинства опрошенных, денежные средства, поступающие от владельцев тяжелых фур в систему «Платон», должны идти в первую очередь на реконструкцию существующих трасс.
Исследование ВЦИОМ проводилось по заказу Минтранса России с 9 по 18 января 2016 года. Всего были опрошены 2400 человек в разных целевых группах.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 08.02.2016; НАЛОГ РАЗДЕЛЯТ ПО ВЕСУ

Владельцы фур могут получить льготы в счет оплаты проезда по федеральным дорогам
Минтранс рассмотрит предложение транспортных компаний и экспертов по введению дифференцированного тарифа за проезд по федеральным дорогам для грузовиков свыше 12 тонн, отметил в беседе с «РГ» первый замминтранса Евгений Дитрих.
Чем тяжелее грузовик, тем больший ущерб он наносит дороге, тем больше он должен платить, считают эксперты. Но этот вариант еще предстоит всесторонне обсудить. А в ближайшее время ожидается, что будут внесены поправки в Налоговый кодекс, которые позволят владельцам фур получить налоговый вычет за проезд по федеральным дорогам. Рассматривается возможность засчитывать средства, которые они заплатили через систему «Платон», в счет транспортного налога, отметил Евгений Дитрих.
Такая система, с точки зрения налогового администрирования, вполне реальна, отмечают эксперты. И она может заработать уже в 2017 году, когда владельцы грузовиков получат транспортный налог за 2016 год. Они смогут обратиться в налоговую инспекцию за вычетом. И те, кто заплатил за проезд больше, чем сумма транспортного налога, в результате ничего не будут отчислять в казну. Для них налог будет обнулен.
Еще одно нововведение по оплате проезда для фур будет введено весной. Владельцы большегрузов начнут платить за проезд по федеральным дорогам по факту с 15 апреля, напомнил глава Росавтодора Роман Старовойт. Пока идет предварительная оплата проезда по заявленному маршруту. Но с середины апреля постоплата будет доступна только тем владельцем грузовиков, которые к моменту ее введения два месяца уже будут зарегистрированы в системе «Платон», предупредил Старовойт. То есть нужно успеть получить бортовое устройство до 15 февраля, сделал акцент глава Росавтодора. По его данным, уже более 95 процентов грузовиков 12-тонников зарегистрировались в системе «Платон». Работа по выдаче бортовых устройств продолжается, добавил он.
Система сбора платы за проезд с большегрузов работает с 15 ноября прошлого года, и в Федеральный дорожный фонд через нее поступило более 3 миллиардов рублей, констатировал Евгений Дитрих. Их планируют вложить в ремонт региональных развязок и мостов. Сейчас только 37 процентов региональных дорог находятся в нормативном состоянии. До 1 марта 2016 года с владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн будут взимать 1,53 рубля за километр, а потом тариф должен вырасти.