X

Обзор прессы от 10.02.2016

10.02.2016

LENTA.RU; 09.02.2016; ПОДСЧИТАНЫ ПОТЕРИ АЭРОПОРТОВ ОТ ЗАПРЕТА НА ПОЛЕТЫ НА УКРАИНУ, В ЕГИПЕТ И ТУРЦИЮ

Потери российских аэропортов от запрета перелетов из России на Украину, а также в Египет и Турцию составили 6 миллиардов рублей. Об этом сообщил замдиректора аэропорта Домодедово Денис Нуждин, передает «Интерфакс».
Сильнее всего по экономике авиаузлов ударила приостановка рейсов в Турцию, из-за чего они недосчитались более 3 миллиардов. Еще 2,3 миллиарда составили потери в связи с остановкой полетов в Египет и около 690 миллионов – от закрытия авиасообщения с Украиной.
В конце января Росавиация сообщала, что число пассажиров на международных рейсах российских авиакомпаний в 2015 году упало почти на 16 процентов, до 39,5 миллиона человек. Перевозки в дальнее зарубежье снизились еще сильнее – на 18,6 процента, до 32,3 миллиона человек.
На этом фоне внутренние перевозки росли – авиакомпании перевезли 52,5 миллиона человек, что на 13,6 процента больше результатов 2014 года.
Перераспределение пассажиропотоков на внутренние рейсы происходит на фоне запрета полетов из России на Украину ввиду конфликта авиавластей двух стран. С начала ноября прошлого года указом президента России приостановлены полеты в Египет в связи с терактом на борту пассажирского лайнера Airbus A321 компании «Когалымавиа». После того как турецкие ВВС сбили в Сирии российский бомбардировщик, под запрет попали чартерные рейсы в Турцию.

ИНТЕРФАКС; 10.02.2016; АВИАКОМПАНИЯ «РОССИЯ» ЗАКРОЕТ ДЕФИЦИТ РЕЙСОВ ИЗ ЮЖНО-САХАЛИНСКА В МОСКВУ

Авиакомпания «Россия» с апреля 2016 года начнет выполнять рейсы по маршруту Москва – Южно-Сахалинск – Москва. Перевозки на этом направлении она будет выполнять на самолете Boeing-777-300, сообщает пресс-служба правительства Сахалинской области.
В неделю самолеты «Аэрофлота» и «России» будут выполнять 14 рейсов из Москвы в Южно-Сахалинск и обратно. «Потребности в авиаперевозках по маршруту Москва – Южно-Сахалинск будут полностью обеспечены», – говорится в сообщении.
Летом «Аэрофлот» будет выполнять 10 рейсов в неделю, «Россия» – 4 рейса. При этом, отмечает пресс-служба, минимальная стоимость билета из Южно-Сахалинска в Москву и обратно составляет 23 тыс. рублей. Билеты уже в продаже.
Региональные власти заинтересованы в дальнейшем развитии компании «Аврора», в открытии новых маршрутов между узловыми аэропортами Дальнего Востока.
В связи с реализацией проектов развития горнолыжного курорта на Сахалине «вопрос повышения транспортной доступности региона относится к числу приоритетных направлений работы областной власти».
Областное правительство заинтересовано и в том, чтобы часть прибыли «Аврора» вкладывала в развитие авиационной инфраструктуры Сахалина. Например, в организацию центра по обучению пилотов или в создание ангарного комплекса для технического обслуживания парка воздушных судов. Со своей стороны региональные власти готовы оказать помощь в реализации этих проектов.
Как сообщалось, осенью прошлого года с банкротством «Трансаэро» купить билеты из Южно-Сахалинска в Москву и обратно было практически невозможно. После обращения областных властей к руководству «Аэрофлота» и Федерального агентства воздушного транспорта авиакомпания поставила на данное направление Boeing-777-300 (вмещает на 100 пассажиров больше, чем другие самолеты «Аэрофлота», работавшие на этом направлении) и увеличил частоту рейсов с 5 до 7 в неделю.
Гендиректор аэропорта Южно-Сахалинск Никита Полонский ранее сообщал «Интерфаксу», что «Россия» зайдет на частоты, которые ранее выполняло из Южно-Сахалинска в Москву «Трансаэро». По его данным, Оrenair («Оренбургские авиалинии») тоже изучает возможность перевозок пассажиров из Южно-Сахалинска в Москву через Новосибирск.
Также сообщалось, что группа «Аэрофлот», в которую сейчас входит 6 авиаперевозчиков, планирует за два года перейти на новую структуру и сократить количество перевозчиков до четырех. Группа будет поделена на три сегмента: премиальный, который займет собственно «Аэрофлот», средний, который будет представлен дальневосточным перевозчиком «Аврора» и региональной объединенной компанией «Россия» (АК «Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Донавиа») и лоукост, эту нишу занимает «Победа».

КОММЕРСАНТ; КИРИЛЛ АНТОНОВ; 09.02.2016; МАРИЙ-ЭЛ ОСТАЛАСЬ БЕЗ НЕБА

С республикой прекращено регулярное авиасообщение
Аэропорт Йошкар-Олы, столицы Марий-Эл, остался без регулярного авиасообщения. С начала года не осуществляется единственный рейс из аэропорта в Москву, который выполняла авиакомпания «РусЛайн». По заявлению властей республики, авиакомпания не стала продлевать договор. В правительстве Марий-Эл рассчитывают, что рейс до Москвы будет возобновлен уже в марте, он может быть передан другому перевозчику.
Рейсы из аэропорта Йошкар-Олы не осуществляются с 1 января 2016 года в связи с истечением договора с авиакомпанией «РусЛайн». Она выполняла рейсы по единственному для аэропорта направлению Йошкар-Ола–Москва. В новом году компания не стала подавать заявку на конкурсный отбор, сообщил “Ъ” министр промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Марий-Эл Вячеслав Пашин. По его словам, сейчас региональные власти ищут «другого исполнителя».
«РусЛайн» проработала в аэропорту Йошкар-Олы менее полугода. До 2015 года рейсы в Москву выполняла авиакомпания «ЮТэйр», однако также не стала продлевать контракт в прошлом году. В итоге новый перевозчик был найден лишь к августу. «РусЛайн» летала из московского Домодедово в Йошкар-Олу и обратно шесть раз в неделю на Embraer-120 RT вместимостью до 30 человек. Стоимость билета при запуске рейса начиналась от 3,7 тыс. руб.
Вячеслав Пашин не стал объяснять, почему «РусЛайн» не продолжает полеты. «Мы не поругались и не отказываемся от услуг этой авиакомпании»,– сказал он в беседе с “Ъ”. Он заверил, что загрузка рейсов у «РусЛайн» была «высокой» – около 75%. В «РусЛайн» прекращение полетов из Йошкар-Олы не комментировали.
Господин Пашин сообщил «Ъ», что у правительства Марий-Эл «есть предложения от двух авиакомпаний». Названия перевозчиков он раскрывать не стал. Министр отметил, что сейчас «мертвый сезон» для авиакомпаний, в связи с чем он надеется на возобновление полетов из Йошкар-Олы в Москву весной. «Однозначно, авиарейсы в марте будут возобновлены»,– закончил он.
Глава Infomost Борис Рыбак полагает, что на рейсе Йошкар-Ола–Москва «особых доходов нет». Впрочем, он считает, что рейсы могут быть интересны тем перевозчикам, которые специализируются на внутренних региональных перевозках. Например, это могут быть S7 или «ЮТэйр».
Аэропорт Йошкар-Олы был создан в 1958 году. После распада СССР резко снизился пассажиропоток, что привело к банкротству предприятию. В 2007 году власти Марий-Эл на базе ликвидируемого предприятия создали новое госучреждение «Аэропорт Йошкар-Ола». Были открыты рейсы в Домодедово. Пропускная способность аэровокзального комплекса составляет 100 пассажиров в час. Аэродром может принимать до пяти самолетов в час.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 10.02.2016; В МАРТЕ ЗАРАБОТАЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ АЭРОПОРТ – «РАМЕНСКОЕ»

Он пытается переманить к себе около 20 авиакомпаний, в том числе лоукостер «Победа»
Международный аэропорт «Раменское» откроется 15 марта, есть три авиакомпании, которые говорят, что готовы начать полеты в летнее расписание», – рассказал гендиректор владельца аэропорта – АО «Рампорт аэро» – Томас Вайшвила. Терминал площадью 17 000 кв. м и стоимостью $27 млн построен за собственные средства литовской Avia Solutions Group (владеет 75% минус 1 акция «Рампорт аэро»; блокпакет у структуры госкорпорации «Ростех»), добавил он.
Аэропорт ведет переговоры со всеми участниками рынка, уточняет менеджер «Рампорт аэро». С тремя авиакомпаниями они в наиболее продвинутой стадии, но решений еще никто не принял.
Аэропорт договаривается примерно с 20 авиакомпаниями из России и стран бывшего СНГ, в том числе с белорусской «Белавиа», чартерными перевозчиками I Fly, Royal Flight, Nord Wind, Azur Air, лоукостером «Победа» (100%-ная «дочка» «Аэрофлота»), рассказал чиновник правительства Московской области. Возможность летать из «Раменского» рассматривают «Победа», I Fly и Red Wings, говорит федеральный чиновник, но решения никто не принял.
«I Fly получала предложение «Рампорт аэро», как и все чартерные перевозчики, но никаких решений о переходе не принималось. Чартерным авиакомпаниям проще перебазироваться, так как у них не хабовая модель, нет трансферов», – говорит менеджер компании. Топ-менеджер Nord Wind говорит, что планов переходить в «Раменское» нет. «Главная проблема «Раменского» – плохая транспортная доступность, говорит источник в группе «Аэрофлот». Ее надо решить, а также предложить тарифы примерно вдвое ниже, чем во «Внуково». Тогда «Победа» всерьез рассмотрит вариант переезда в Раменское, продолжает собеседник «Ведомостей»: «Пока предлагают тарифы, которые незначительно отличаются от «Внуково». Заместитель гендиректора «Белавиа» Игорь Чергинец говорит, что от «Рампорт аэро» поступило неплохое предложение, тарифы существенно ниже (сейчас компания летает в «Домодедово»). Переговоры были, но решения пока нет.
Заместитель гендиректора «Рампорт аэро» Сергей Рыжов рассказал, что компания предлагает тарифы в среднем ниже на 20-30%, чем другие аэропорты Московского авиаузла. С открытия аэропорта в него будут ходить шаттлы от станции метро «Котельники» (в пути 40 минут) и от станции железной дороги «Отдых» (20 минут), с сентября до нее пустят экспресс, добавляет он.
Red Wings рассматривает «Раменское» как вариант, но помимо транспортной доступности его проблема в отсутствии стыковочных рейсов, говорит источник в компании. В связи с кризисом в авиаотрасли возвращаются времена, когда люди летали за границу через Москву, поэтому роль стыковок возрастает, отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.
Решение о переводе «Победы» может быть политическим: во-первых, «Рампорт аэро» – важный проект с участием «Ростеха», во-вторых, во «Внуково» может прийти авиакомпания «Россия» после поглощения всех остальных «дочек» «Аэрофлота», говорит федеральный чиновник. Но в ноябрьской презентации «Аэрофлота» говорилось, что объединенная «Россия» будет летать из «Внуково», а «Победа» – из «Домодедово». Такой вариант рассматривается, поясняет источник, близкий к «Аэрофлоту».

ИНТЕРФАКС; 09.02.2016; СУБЪЕКТЫ РФ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ ДО 4 МЛРД РУБ. ИЗ АНТИКРИЗИСНОГО ФОНДА НА ПОКРЫТИЕ РАСХОДОВ НА ЭЛЕКТРИЧКИ

Субъекты РФ могут получить до 4 млрд рублей дотаций на покрытие расходов на пригородное железнодорожное сообщение, говорится в проекте плана антикризисных мер, который Минэкономразвития внес в понедельник в правительство и с которым ознакомился «Интерфакс».
Средства планируется выделить из антикризисного фонда.
Также в плане предусматривается выделение 2,7 млрд рублей на полную компенсацию расходов перевозчика за перевозку пригородным ж/д сообщением льготных категорий граждан.
Схема работы электричек построена следующим образом. Региональные власти формируют заказ на потребность в пассажирских перевозках. Пригородные пассажирские компании (СП ОАО «РЖД» (MOEX: RZHD) и регионов) его выполняют. Расходы ППК, как правило, выше доходов. Часть расходов пригородным компаниям компенсируют региональные бюджеты. Еще часть – компенсирует правительство через 99%-ную скидку к тарифу на услуги пользования ж/д инфраструктурой для ППК и через прямое субсидирование РЖД.
Предусматривается, что РЖД в этом году получат 37 млрд рублей субсидий.

ИНТЕРФАКС; 09.02.2016; РЖД ПОЛУЧИЛИ 100 МЛН РУБЛЕЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ВСМ МОСКВА-КАЗАНЬ

Правительство РФ внесло в уставный капитал ОАО «РЖД» 47,3 млрд рублей путем размещения 47,3 млн допакций номинальной стоимостью 1 тыс. рублей, говорится в сообщении компании.
Средства пойдут на следующие проекты: 12,4 млрд рублей на реализацию приоритетных инвестиционных проектов по развитию ж/д инфраструктуры общего пользования, в том числе Московского региона; 0,1 млрд рублей на реализацию проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань; 18,9 млрд. рублей на реализацию инвестпроекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла»; 16 млрд. рублей на реализацию инвестпроекта «Строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск» (обход Украины).

ИНТЕРФАКС; 10.02.2016; РЖД ПОЛУЧИЛИ 47 МЛРД РУБЛЕЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об увеличении уставного капитала «РЖД» на 47,38 млрд рублей, говорится в сообщении на официальном сайте российского правительства.
«Уставный капитал ОАО «РЖД» увеличен на 47,38 млрд рублей для реализации инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования, в том числе на строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск (16 млрд рублей), на проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань(0,1 млрд рублей )», – говорится в сообщении.
Там также поясняется, что 18,89 млрд рублей пойдут на комплексную реконструкцию участка им. М.Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла; 12,39 млрд рублей – на реализацию инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования, в том числе в Московском регионе.

ГАЗЕТА.RU; АЛИНА РАСПОПОВА; 09.02.2016; ЗАЧЕТНЫЙ «ПЛАТОН»

Платежи за «Платон» можно будет зачесть в счет транспортного налога
Плату за пользование федеральными трассами в рамках системы «Платон» можно будет засчитать в счет уплаты транспортного налога. Такой законопроект предложил Минтранс совместно с Минфином после требования президента Владимира Путина избавить автоперевозчиков от части налогового бремени. Однако на практике послабление мало чем поможет отрасли – ежегодные расходы на «Платон» могут в десятки раз превышать ставку налога.
Фирмы – владельцы 12-тонников смогут засчитывать средства, уплаченные в системе «Платон», в счет уплаты транспортного налога. Соответствующий законопроект разработал Минтранс совместно с Минфином. Таким образом, часть платежей за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам ежегодно будет отправляться для погашения налога на транспорт, что должно несколько упростить жизнь дальнобойщикам и снизить налоговое бремя.
Напомним, что до марта плата за один километр проезда по федеральной трассе для большегрузов составляет 1,53 руб. В дальнейшем сбор, как ожидается, вырастет до 3,06 руб., а с 2019 года – уже до 3,73 руб.
«Минтранс получил документ и сегодня, 9 февраля, согласует его и направит в правительство РФ, – говорится в сообщении Минтранса. – Законопроект предусматривает пересмотр правил исчисления транспортного налога как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.
Новые правила позволят засчитывать начисленные ранее средства в системе «Платон» в счет транспортного налога».
Напомним, что еще в начале января президент Владимир Путин поручил правительству представить предложения об освобождении от уплаты транспортного налога собственников транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Тема отмены транспортного налога для грузовиков – участников системы взимания платы «Платон» возникла на ежегодной пресс-конференции Путина в декабре 2015 года. Тогда президент выразил надежду, что правительство отменит транспортный налог для 12-тонников не позднее первого квартала 2016 года.
«За километраж большегрузных машин платят в очень многих странах мира, в Белоруссии в семь раз больше, чем предложено в России, – сказал Путин.
– Но все равно мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог, – не отменили.
Кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональные бюджеты. Но для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. И я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года, это сделает. Я надеюсь, что все эти решения, о которых я сказал, в том числе и по налогу на транспортные средства, в ближайшее время правительством, не позже чем в первом квартале, будут приняты».
Отметим, что тогда на пресс-конференции звучали просьбы полностью отменить систему сборов.
Однако в своем ответе на вопрос о судьбе «Платона» и дальнобойщиков Путин впервые ясно дал понять, что отмены системы не будет. Ответ разочаровал многих водителей большегрузов, надеявшихся, что в кризис власть пойдет навстречу.
При этом президент распорядился провести оценку выпадающих доходов дорожных фондов субъектов в связи с освобождением собственников транспортных средств от уплаты транспортного налога и при необходимости представить предложения по определению источников их компенсации.
Позднее правительство сообщило, что отмена транспортного налога в целом для всех автомобилистов приведет к снижению доходов в региональных бюджетах на общую сумму 146,2 млрд руб. в расчете на 2016 год, и не поддержало соответствующий законопроект, однако сохранило такую возможность для большегрузного транспорта.
В итоге и сформировалось совместное решение от Минтранса и Минфина.
Поясним, что транспортный налог идет в региональные дорожные фонды, на восстановление региональных дорог. Платежи по системе «Платон» – на ремонт федеральных трасс. Именно поэтому ранее вице-спикер Госдумы Сергей Неверов обращал внимание на необходимость найти золотую середину, оптимальное решение, чтобы регионы не остались без средств на восстановление региональных дорог в случае отмены транспортного налога.
Освобождение от транспортного налога не компенсирует затрат на «Платон»
Между тем сами участники рынка и дальнобойщики уверяют, что после введения системы «Платон» их расходы заметно выросли и никакое избавление от транспортного налога не может сравниться с этими потерями.
«Транспортный налог с одного грузовика составляет 20-40 тыс. руб. в год, а за пользование системой «Платон» придется выкладывать по 200-300 тыс. в год, – рассказал координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко «Газете.Ru».
– Вот и выходит, что подобная «отмена» транспортного налога совершенно не компенсирует введение «Платона». Ставка транспортного налога на 12-тонную фуру рассчитывается из расчета свыше 210 л.с., в среднем на такие грузовики устанавливаются моторы от 220 до 500 л.с. Чаще всего используются моторы мощностью 360 и 420 л.с. При этом доходы от транспортного налога поступают в региональные бюджеты».
Руководитель компании «Навигатор-М» Руслан Шанкин ранее уже делился собственными расчетами по «Платону».
«Вот пример с грузовой фурой с мотором 320 л.с. – за нее мы отдаем 28 тыс. руб. в год, – рассказывал Шанкин «Газете.Ru». – Получается, с отменой транспортного налога с нас снимают 2,3 тыс. руб. в месяц. При том что с пробегом 15 тыс. км в месяц нам придется отдавать 40–45 тыс. руб. Получается, что звучит громко, а на деле эффекта никакого – как мертвому припарка».
Бухгалтер небольшого семейного бизнеса по грузоперевозкам из Нижнего Новгорода Зоя Попова также уверена, что избавление от уплаты транспортного налога не слишком облегчит жизнь ее предприятию.
«У меня две фуры, в год за них я плачу около 60 тыс. руб. в виде налога на транспорт, – рассказала Попова «Газете.Ru». – Но, чтобы оплатить все наши поездки по федеральным трассам за год, придется отдать около 500 тыс. руб. за две машины – я даже не уверена, что мы столько заработаем!
При этом запчасти уже подорожали на 20-40%, мы продолжаем платить акцизы на топливо, и солярка тоже дорожает. Получается, что сборы только растут и растут. Нас убеждали, что будут поддерживать малый бизнес, а вместо этого только обдирают».
Напомним, что после масштабных несанкционированных акций протеста водителей фур, прошедших по всей России, в правительстве по-прежнему уверены, что введение денежных сборов с водителей дальнобойных машин было правильной мерой.
Так, по мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, владельцы фур платят несоизмеримо мало относительно того вреда, который грузовики наносят дорогам. «Кто платит деньги за строительство и ремонт автодорог? В абсолютном большинстве случаев это водители частных автомобилей, водители легкового транспорта, – ранее заявил Медведев. – А кто реально воздействует на дорогу – водители крупных грузовиков не платят практически ничего».
Медведев напомнил, что во всех современных государствах дальнобойщики платят за проезд по трассам.
«Это абсолютно нормально. Психологически дальнобойщики должны привыкнуть к тому, что за такие перевозки нужно платить. Запуск системы «Платон» по взиманию платы за проезд по федеральным трассам прошел удачно, утверждают в Росавтодоре. Я считаю, что система «Платон» должна быть доведена до своего логического конца», – подчеркнул глава правительства.
Сборы за проезд по федеральным трассам позволят добавить в дорожные фонды порядка 40-50 млрд руб. в год, что, по мнению Медведева, «не так мало».

ИНТЕРФАКС; 09.02.2016; ПРОЕКТ АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРОДЛЕНИЕ ЛЬГОТНОГО ТАРИФА НА ПРОЕЗД 12-ТОННИКОВ

Проект антикризисного плана правительства РФ предполагает продление льготного размера платы за проезд грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (с документом ознакомился «Интерфакс»).
Проект плана предполагает продление срока действия коэффициента 0,41 к размеру платы, срок продления при этом не указывается.
Предполагается, что соответствующее постановление правительства РФ будет принято в апреле 2016 г. Ответственными за это являются Минтранс, Минфин и Минэкономразвития РФ.
Планируется, что сохранение льготного тарифа снизит финансовую нагрузку на бизнес и позволит стабилизировать финансового состояния субъектов малого и среднего бизнеса «в связи с продлением размера платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам в размере 1,53 руб. на один км пути».
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручал Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину к 10 февраля представить в правительство согласованные предложения по сроку увеличения размера платежа. При этом представители отрасли, а также комитета Госдумы РФ по транспорту ранее призывали сохранить действующий льготный тариф в 1,53 руб. за километр пути до конца текущего года.
С 15 ноября в России заработала система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, получившая название «Платон». Запуск системы сопровождался сбоями в ее работе, а также протестами дальнобойщиков. Они жаловались на несправедливость системы, указывая, что уже платят транспортный налог, а также акцизы, включенные в стоимость топлива. Кроме того, перевозчики отмечали, что взимание платы само по себе приведет к убыткам и банкротству мелких компаний, а предоплатный принцип ведет к изъятию средств из оборота.
В ответ на претензии представителей отрасли власти приняли решение снизить тариф на первый период работы СВП: до 29 февраля 2016 года он был установлен на уровне 1,53 рубля за километр пройденного пути. Предполагалось, что с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года он составит 3,06 рубля. Также планируется ввести принцип оплаты проезда после совершения перевозки.
Позднее президент РФ Владимир Путин призвал отменить транспортный налог для большегрузов-участников системы. Однако правительство сообщило, что отмена транспортного налога приведет к снижению доходов в региональных бюджетах на общую сумму 146,2 млрд рублей в расчете на 2016 год и не поддержало соответствующий законопроект. Минтранс и Минфин взамен предложили засчитывать плату за проезд большегрузов в счет уплаты транспортного налога.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 09.02.2016; 12 РУБЛЕЙ НА КИЛОМЕТР

Правительство установило максимальную цену за проезд по платным дорогам
В России вводят новые предельные тарифы для проезда по платным федеральным дорогам. От 3 до 38,5 рубля в зависимости от размера автомашины и статуса дороги.
Постановление «О плате за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог...» публикует сегодня «Российская газета».
До этого действовали временные правила расчета для платных дорог, не касавшиеся участков, которые построены в рамках концессий. Теперь и для проезда по ним установлены предельные тарифы. Владелец такой платной дороги не может устанавливать размер платы выше установленной кабмином планки. Также определены тарифы для проезда по платным мостам и железнодорожным переездам, которые будут находиться на федеральных дорогах. Здесь цена за проезд по одному километру – 21 рубль, если мост или переезд находятся в управлении госкомпании.
Плата за проезд по коммерческим мостам и трассам может меняться в зависимости от категории машины, времени суток, дня недели или месяца. Но она не должна быть выше обозначенной суммы в постановлении. Максимальный тариф для проезда легковых автомобилей по платным дорогам, которые находятся в управлении госкомпании «Автодор», не должен превышать трех рублей за километр. Сейчас участки в ведении госкомпании есть на трассе М-4 «Дон», и стоимость проезда за километр там не превышает 1,4 рубля для авто.
Если брать тарифы на платных трассах, где присутствует концессия (участие бизнеса), то ряд участков на трассе М1 «Беларусь» (например, объезд города Одинцово) обходятся за километр проезда по ним дороже, чем предельный тариф, установленный кабинетом министров.
Стоимость проезда по нашумевшей М-11 «Москва – Санкт-Петербург» дороже 12 рублей за километр только на участке от Москвы до Шереметьево. А на отрезке от Москвы до Солнечногорска тариф меньше.
Точно сказать нельзя, обяжут ли снижать стоимость проезда по «дорогим» участкам, которые уже введены. Скорее всего, новые расценки не будут касаться уже существующих концессионных участков дорог, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. Закон обратной силы не имеет, отметил в беседе с «РГ» представитель юридической компании Григорий Смирнов. Но оператор дороги, концессионер могут по собственной инициативе довести цену проезда до размера, рекомендуемого кабмином.
Но здесь нужно смотреть концессионные риски, отметил юрист. По действующим договорам на М-1 и М-11 концессионер устанавливает тарифы на свое усмотрение, чтобы у него была возможность заплатить кредиты, которые он взял на строительство дороги, зарплату сотрудникам, и еще получить прибыль.
Отчислять деньги в бюджет по этим соглашениям он не обязан. Другое дело – концессия, в рамках которой идет строительство выхода из Санкт-Петербурга на трассе М-11. По договору с государством концессионер обязан будет отчислять часть собранных средств в федеральный бюджет. Такая же схема предусмотрена по третьему и четвертому участкам Центральной Кольцевой автодороги. Если предельный тариф, установленный на этих участках, не будет приносить рассчитанной в договоре прибыли, то концессионные риски лягут в том числе и на федеральный бюджет. Государство просто недополучит денег, сказал Григорий Смирнов.
Но пока эти участки еще строятся. И к тому времени, когда по ним откроют движение, предельные тарифы могут быть пересмотрены. Правительство оставляет за собой право раз в год их индексировать с учетом роста потребительских цен.
что такое концессия
Это форма договора между государством и бизнесом, которая предполагает, что компания строит за свои деньги дорогу, которая остаются в собственности государства. Но передается в управление концессионеру на несколько десятков лет. Бизнес «отбивает» свои затраты, получает прибыль, следит за состоянием дороги. Когда договор закончится, государство может передать трассу в управление другой компании или либо сделать ее бесплатной.
Транспортный налог
Правительство не одобрило законопроект, обнуляющий транспортный налог для большегрузов. Это приведет к тому, что региональные бюджеты недополучат денег. Кабмин предлагает предоставить владельцам грузовиков массой свыше 12 тонн вычет по транспортному налогу в размере платы в счёт возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам.
Минтранс уже направил в правительство соответствующий законопроект, сообщили в ведомстве. Рассматривается возможность засчитывать средства, которые юридические лица и индивидуальные предприниматели заплатили через систему «Платон», в счет транспортного налога.
Схема с точки зрения налогового администрирования вполне реальна, отмечают эксперты. И она может заработать уже в 2017 году, когда владельцы грузовиков получат транспортный налог за 2016 год. Владельцы большегрузов смогут обратиться в налоговую инспекцию за вычетом. И те, кто заплатил за проезд больше, чем сумма налога, в результате ничего не будут платить в казну.

ВЕДОМОСТИ; ЮРИЙ НЕХАЙЧУК; 10.02.2016; АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАМОРОЗИТ ПЛАТУ ЗА «ПЛАТОН»

Оставив регионы без денег на новые государственно-частные проекты дорог
Сбор за проезд грузовиков по федеральным трассам должен остаться на прежнем уровне – 1,53 руб./км, говорится в проекте антикризисного плана правительства. Срок замораживания не указан. По действующему графику он должен вырасти с 1 марта до 3,06 руб./км. В среду план будет рассмотрен на совещании у премьера Дмитрия Медведева, сказала его пресс-секретарь Наталья Тимакова.
Система «Платон» (ее обслуживает «РТ-инвест транспортные системы», РТИТС, принадлежащая сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест», которым владеют «Ростех» и Андрей Шипелов) взимает плату с грузовиков с 15 ноября 2015 г. Представитель Минэкономразвития, отвечавшего за подготовку плана, не комментирует предложения по тарифам «Платона». Ранее Минэкономразвития предлагало сохранить действующий тариф до 15 ноября. Нужно накопить статистику по пробегу машин и сборам, а чтобы расплатиться с концессионером, достаточно тарифа в 0,97 руб., объяснял представитель министерства. Представитель профильного вице-премьера Аркадия Дворковича не комментирует план. В нем предложения, уже согласованные министерствами, отмечает чиновник экономического блока правительства.
Сохранение тарифа на уровне 1,53 руб. нарушит все планы Росавтодора и регионов, которые рассчитывали профинансировать за счет этих сборов строительство дорог с использованием частных инвестиций, замечает чиновник, близкий к Минтрансу. В январе Росавтодор предварительно изучил заявки от семи регионов общей стоимостью 154 млрд руб.: мосты через Обь в Новосибирске, Чусовую в Перми и Шексну в Череповце, две автодороги, обходы Ижевска и Хабаровска. Из федерального бюджета и «Платона» потребовалось бы 85,7 млрд руб. При первоначальном тарифе в 3,73 руб./км правительство планировало собирать с грузовиков до 60 млрд руб. и потратить их в основном на региональные государственно-частные проекты. После снижения тарифа до 1,53 руб./км прогноз сборов «Платона» снизился до 39,5 млрд руб., уточняли в Росавтодоре. По словам представителя РТИТС, сборы «Платона» на 9 февраля достигли 3,35 млрд руб.
Если опираться на цифры РТИТС, то такими темпами «Платон» к концу года соберет 14–14,6 млрд руб., если на расчеты Минтранса – 16,7 млрд, подсчитал консультант одного из региональных проектов, претендующих на деньги от «Платона». «Интересно, как Росавтодор будет делить между всеми проектами эти деньги», – иронизирует он. Деньги от «Платона» по-прежнему предполагается потратить на региональные проекты, в первую очередь развязки, мосты и путепроводы, уверяет представитель Минтранса. Но окончательное решение будет принимать правительственная комиссия по транспорту, добавляет он.

ИНТЕРФАКС; 09.02.2016; ВИКТОР ОЛЕРСКИЙ ВОЗГЛАВИЛ РОСМОРРЕЧФЛОТ

Заместитель министра транспорта Виктор Олерский назначен также руководителем Росморречфлота.
«Назначить Олерского Виктора Александровича заместителем министра транспорта Российской Федерации – руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта, освободив его от занимаемой должности», – говорится в распоряжении от 8 февраля, подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым и размещенном на сайте кабинета министров.
В.Олерский занимал должность замглавы Минтранса с июля 2009 года.
Ранее исполняющим обязанности главы Росморречфлота был Сергей Горелик, однако Д.Медведев освободил его от должности по его просьбе в конце января.
С.Горелик занимал должность и.о. главы Росморречфлота с лета прошлого года.

RNS; 09.02.2016; ПРАВИТЕЛЬСТВО МОЖЕТ В 2016 ГОДУ НАПРАВИТЬ ИЗ ФНБ ПОЧТИ 40 МЛРД РУБ. НА ЗАКУПКУ ЛОКОМОТИВОВ РЖД

В 2016 году на закупку локомотивов из Фонда национального благосостояния может быть направлено около 40 млрд руб., сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании в Твери, посвященном перспективам развития транспортного машиностроения.
«По этому году вы дали поручение проработать вопрос о выделении 39,8 млрд рублей (из ФНБ на закупку локомотивов. – RNS) плюс к этому РЖД дополнительно свои средства обеспечивает в объеме 29 миллиардов (рублей – RNS)... К сожалению, пока сегодня этот вопрос еще до конца не решен. Но рассчитываем, что это будет в ближайшее время формализовано и обеспечит минимальную загрузку наших производителей», – сказал Мантуров.
Министр транспорта РФ Максим Соколов добавил, что темпы обновления железнодорожного подвижного состава в 2016 году будут сохранены,
«В 2015 году РЖД приобрели 502 локомотива. В текущем году планируется закупка 507 локомотивов», – сказал министр.
Он отметил, что на закупку локомотивов будут направлены как собственные средства РЖД (29 млрд рублей), так и средства Фонда национального благосостояния, зарезервированные в 2015 году.

ИНТЕРФАКС; 09.02.2016; МИНТРАНС ПРЕДЛАГАЕТ НЕ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПОДДЕРЖКОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВАГОНОВ 27 ТС

Министерство транспорта РФ предлагает не ограничиваться поддержкой производителей вагонов грузоподъемностью 27 тонн на ось (тс).
«Также для стимулирования разработки перспективных видов подвижного состава предлагаем в проект протокола помимо вагонов с осевой нагрузкой более 27 тонн (на ось добавить – ИФ) иные вагоны, которые имеют повышенную грузоподъемность с учетом норматива 25 тонн на ось. Это могут быть, в том числе, и шестиосные вагоны, и другие варианты», – заявил глава Минтранса Максим Соколов на совещании по вопросам развития транспортного машиностроения, которое во вторник в Твери провел премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Ранее источник «Интерфакса», знакомый с проектом протокола, подготовленным к совещанию, сообщал, что в документе идет речь о предоставлении «недискриминационных тарифных преференций» для вагонов с улучшенными техническими характеристиками при подтверждении РЖД экономической эффективности от использования такого подвижного состава. Фактически они действуют и сейчас: в 2013