X

Обзор прессы от 26.02.2016

26.02.2016

ИНТЕРФАКС; 25.02.2016; ЦППК В 2016 Г. ЗАКУПИТ 13 НОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕК ЭП2Д ВМЕСТО РАНЕЕ ПЛАНИРОВАВШИХСЯ 20-ТИ

ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) пересмотрело планы закупок нового подвижного состава в 2016 году, следует из сообщения перевозчика.
«В рамках реализации программы на текущий год ЦППК приобретет 220 вагонов: 7 электропоездов серии ЭД4М и 13 – серии ЭП2Д», – заявил директор по операционной деятельности ж/д оператора Владимир Козлов, слова которого приводятся в пресс-релизе.
В конце января генеральный директор ЦППК Михаил Хромов заявлял на брифинге о планах закупки 20-ти одиннадцативагонных составов ЭП2Д – вместо 35-ти шестивагонных поездов серии ЭД4М-500, которые компания предполагала закупить для эксплуатации на Малом кольце Московской железной дороги. В начале года «Центральная пригородная» передала полномочия перевозчика на линии ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) и скорректировала договоренности с производителем электричек – ОАО «Демиховский машиностроительный завод» (ДМЗ, Московская обл.), входящим в состав группы «Трансмашхолдинг» (MOEX: TRMH) (ТМХ, его совладельцами являются Искандер Махмудов и Андрей Бокарев, с их же фамилиями связывают ООО «МПК», которому принадлежит 50% минус 2 акции ЦППК).
«По сути, в рамках этого контракта мы переформатировали работу с ДМЗ – и в итоге (предметом договоренностей – ИФ) получился новый подвижной состав под пока предварительным названием ЭП2Д, который сейчас уже находится на испытательном кольце в Щербинке. И этот подвижной состав мы собираемся закупать как раз в количестве 20 поездов по программе обновления (парка – ИФ) для радиальных ходов», – говорил М.Хромов. При этом ценовые параметры договора, по его словам, оставались примерно одинаковыми. Стоимость договора – «в районе 10 млрд руб.».
О том, что ДМЗ разработал новую электричку постоянного тока ЭП2Д для ЦППК – в соответствии с ее техническим заданием – «Трансмашхолдинг» сообщал в декабре. Предприятия учло «все замечания и предложения», накопленные «Центральной пригородной» за полтора года эксплуатации «промежуточной модели» серии «ЭД4М-500. ЭП2Д выполнен в «гладком» кузове, имеет новую современную кабину. Составность может варьироваться от 4 до 11 вагонов, что позволяет обеспечить экономически эффективную эксплуатацию на любых маршрутах. Для малодеятельных участков предусмотрено формирование поездов из двух-трех вагонов с головным моторным.
Платформа позволяет быстро создать модификацию в соответствии с требованиями заказчика, под конкретные условия эксплуатации – для дальних, пригородных и городских маршрутов. Поезд может работать на линиях как с высокими, так и с низкими остановочными платформами. На базе электрички возможно создание состава переменного тока и дизель-электропоезда, отмечал ТМХ. Локализация превышает 90%; в 2016 г. она приблизится к 100%, что позволяет избежать валютных рисков. В январе электрички ЭП2Д были представлены руководству ЦППК. М.Хромову, по его признанию, поезд «очень понравился». До этого глава ж/д оператора говорил, что электричка «с большой вероятностью» может стать «базовым типом подвижного состава для пригородных перевозок в московском транспортном узле».
Между тем, ЦППК в четверг напомнила, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, Минпромторгу и Минэкономразвития с участием РЖД и ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (MOEX: GTLK) (ГТЛК) обеспечить приобретение «не менее 400 единиц подвижного состава в 2016 г.» (такое решение зафиксировано в протоколе заседания по поддержке транспортного машиностроения РФ, которое глава правительства провел 9 февраля в Твери).
Ранее источник «Интерфакса» сообщал о том, что НПФ «Будущее» (входит в группу О1 Бориса Минца, бывший НПФ «Благосостояние ОПС»), ЦППК и ГТЛК договариваются о финансировании программы ж/д перевозчика по обновлению подвижного состава за счет средств пенсионных накоплений. В январе, говоря о финансировании поставок электричек в 2016 г., это подтверждал и М.Хромов. «В 2016 г. закупку 20 поездов мы надеемся реализовать именно через такой механизм», – сказал топ-менеджер. При этом генеральный директор НПФ Николай Сидоров говорил агентству, что фонд может инвестировать в программу обновления подвижного состава «Центральной пригородной» от 2,5 млрд до 10 млрд руб. ежегодно «в зависимости от внешних факторов». Программа стоимостью 150 млрд руб. рассчитана на 15 лет (2015-2029 гг.), , уточнял топ-менеджер.
До этого приобретение электричек ЦППК планировала осуществлять на заемные средства. Причем расчеты компании показывали, что экономика пригородных перевозок выдерживает стоимость долгосрочных заимствований на уровне до 8,25% годовых. В этой связи перевозчик предлагал правительственным органам комбинированные инструменты долгосрочного льготного финансирования: 60% средств (101 млрд руб.) выделить из ФНБ, 10% (16 млрд руб.) – в качестве банковских займов по схеме проектного финансирования, и еще на 50 млрд руб. – предоставить государственные гарантии для привлечения коммерческих кредитов. До 2028 г. компания планировала приобрести 404 новых состава, которые бы не только обеспечивали требующийся объем перевозок, но и за счет большей экономичности позволили бы снизить себестоимость услуг и повысить их качество. Стоимость этого подвижного состава оценивается примерно в 167 млрд руб. 30 поездов российского производства ЦППК уже закупила в 2013-2014 гг. на 11,3 млрд руб.
В январе М.Хромов заявил, что с Российским фондом прямых инвестиций, через который предполагалось выделять деньги ФНБ, «продолжаются консультации». «Учитывая ограниченность средств фонда и приоритетность проектов по финансированию из Фонда национального благосостояния, эта работа затянулась. Чтобы не останавливать программу по обновлению подвижного состава, после определенной проработки вышли в механизм финансирования через закупку подвижного состава на деньги НПФ «Будущее», – сказал топ-менеджер. При этом он не «стал загадывать», сохранится ли новая финансовая схема в дальнейшем. «Мы проговаривали, что в течение 15 лет готовы использовать этот механизм, но пока мы говорим о том, что по планам на 2016 г. идем так. Будет меняться ситуация – будем смотреть», – отмечал глава ЦППК, уточняя, что программа «долгосрочная с оперативным подтверждением ежегодно».
В пресс-релизе в четверг перевозчик также отмечает, что реализовать программу по обновлению подвижного состава позволяют меры государственной поддержки пригородных компаний, в том числе – обнуление НДС для пригородных перевозок пассажиров (это дает компании около 4 млрд руб. в год).
Согласно сообщению ЦППК, она уже получила четыре из 20-ти поездов, два из которых введены в эксплуатацию – они поступят на киевское направление Московской железной дороги (МЖД). До конца апреля компания рассчитывает на поставку еще трех электропоездов, один из которых будет курсировать на савеловском и белорусском направлениях МЖД, два другие – на киевском. Поезда ЭП2Д перевозчик планирует эксплуатировать на рижском и курском направлениях, начиная с сентября.
«Центральная пригородная пассажирская компания» работает на всех столичных направлениях, а также в ряде других регионов Центральной России. 50% минус 2 акции ЦППК принадлежат ООО «МПК», по 25% + 1 акция – у РЖД и Московской области. Согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», «МПК» принадлежит кипрской Fredlake Holdings Ltd, связываемой с И.Махмудовым и А.Бокаревым.

ИНТЕРФАКС; 25.02.2016; РЖД ЖДУТ В МАРТЕ РОСТА ПОГРУЗКИ НА 0,3%, В I КВАРТАЛЕ – ВЫХОД НА УРОВЕНЬ ПРОШЛОГО ГОДА

ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) ожидает в марте 2016 года рост погрузки на 0,3% по отношению к марту прошлого года, заявил журналистам замглавы центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД Сергей Колесников в четверг.
«На март мы запланировали выше уровня прошлого года на 0,3%», – сказал он. «По I кварталу выходим на уровень прошлого года – вот задача, которая стоит перед нами», – добавил менеджер.
Позднее в четверг президент РЖД Олег Белозеров в кулуарах заседания комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре заявил журналистам, что в феврале дневная погрузка идет на уровне «минус 1%».
План работы РЖД в феврале 2016 г. предполагает среднесуточную погрузку на уровне 3,24 млн тонн, сообщал ранее источник «Интерфакса». Это примерно на 1,6% больше, чем в том же месяце 2015 г. Однако из-за «фактора високосного года» фактическая среднесуточная погрузка в этом случае будет на 1,9% меньше (3,24 млн тонн в 29-дневном феврале 2016 г. против 3,304 млн тонн в 28-дневном феврале 2015 г.). Цифру «1,6%», говоря о динамике погрузки в феврале, также называл вице-президент РЖД Павел Иванов. «Февральский план берется с повышенными обязательствами к уровню прошлого года на 1,6%», – говорил он.
В январе погрузка сократилась на 2,9% (до 3,025 млн тонн в сутки), хотя первоначально план работы «Российских железных дорог» предполагал рост на 3% (3,207 млн тонн в сутки). В 2016 г. РЖД также ожидают роста погрузки на 1,6%, говорил О.Белозеров. Ранее компания сообщала, что в ее финансовом плане заложена погрузка с мизерным ростом в следующем году в 0,1%.

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 26.02.2016; ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ПОДБИРАЮТ НОВУЮ МОДЕЛЬ

В отрасли может быть создан совет рынка
На железнодорожную отрасль может быть перенесен опыт электроэнергетики путем создания «совета рынка» – структуры, которая будет представлять всех участников отрасли и регулировать ее работу. Впрочем, пока нет единого мнения, чем можно торговать на таком рынке и как он должен быть устроен. Один из вариантов – система действует как агрегатор, подавая грузоотправителю ближайший вагон любого собственника. Оппоненты считают, что новая структура разрушит рыночные принципы, сложившиеся в отрасли, введя «квазирегулирование».
ФАС предлагает создать на железной дороге механизм наподобие НП «Совет рынка» в электроэнергетике – «Совет рынка транспортных услуг». Идее много лет, в декабре 2015 года она вошла в фазу активного обсуждения, а 13 января письмо на эту тему написал Владимиру Путину глава ФАС Игорь Артемьев. Как сообщается в письме (есть у «Ъ»), на железнодорожном транспорте фактически нет организованной торговли: «Целесообразно выработать правила рынка перевозок, учитывающие интересы всех участников, создать систему прогнозирования баланса подвижного состава и ценообразования на базе коммерческой инфраструктуры». По его словам, это можно организовать на принципах саморегулирования по аналогии с «Советом рынка» в энергетике, а полномочия и функции организации – установить законом.
Как пояснили «Ъ» в ФАС, основная проблема ОАО РЖД и операторов – снижение грузооборота. Привлекательность железной дороги, полагают в службе, надо повысить за счет пересмотра ценового прейскуранта и оптимизации работы рынка, чтобы привлечь малых и средних грузоотправителей с автодорог. Выработкой правил может заняться «совет рынка». Альтернативой может быть возврат к оперированию обезличенным вагонным парком силами ОАО РЖД, если это снизит издержки и повысит клиентоориентированность. ФАС предлагает структуру «совета рынка» из трех палат – потребителей, производителей (операторы и ОАО РЖД) и представителей власти. Возможно, для увеличения веса ОАО РЖД оно получит право вето.
На прошлой неделе инициативу обсуждали на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, это подтвердили «Ъ» в его секретариате, сообщив, что сроки обсуждения называть рано. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова «Ъ» поддержали ФАС: «Первый вице-премьер поставил задачу снизить транспортную нагрузку на экономику, снижение грузооборота повышает издержки потребителя. Решить это без повышения привлекательности железной дороги для грузоотправителей невозможно, а для этого нужен баланс интересов». В ОАО РЖД говорят, что «открыты для любых инициатив, направленных на улучшение взаимодействия между участниками рынка, повышение эффективности перевозок». «Тема не вызывает отторжения, но вопрос нужно обсуждать, в том числе и роль данной площадки»,– пояснили «Ъ» в Минэкономики. Естественно-монопольная услуга РЖД зарегулирована нормативными актами, замечает собеседник «Ъ» в отрасли, а услуга по предоставлению вагонов – рыночная, и введение «квазирегулирования» нарушает принципы рынка и меняет правила игры, под которые были привлечены основные инвестиции в вагоны (более 1 трлн руб.). Создание экспертной площадки, на которой операторы рынка могли бы общаться с грузовладельцами, инфраструктурой и государством, рационально, считает глава совета директоров «Трансойла» Игорь Ромашов, но наделение ее регуляторной функцией противоречит структуре сложившегося высококонкурентного рынка.
Грузоотправители в целом поддерживают идею. Как отмечают в СУЭК, структура могла бы решать вопросы баланса парка, справедливых цен, эффективности использования частного парка. По мнению «Русала», основной задачей «совета рынка» должно быть создание коммерческой инфраструктуры рынка на основе площадки, где может торговаться услуга по предоставлению вагонов на основе спотовых заявок, а в дальнейшем – и нитки графика, тяга и прочее. Но участники рынка возражают против заимствования системы торгов с энергорынка.
«Операторская услуга – это не биржевой товар,– замечает господин Ромашов.– Рынку предлагается не обезличенный вагон, а комплекс логистических решений, зачастую сформированный под конкретного клиента». Источник «Ъ» на рынке отмечает, что вагоны отличаются по возрасту и находятся в разных местах в момент подачи заявки. Но, возражают в «Русале», обезличить вагоны можно, указывая в заявках необходимые параметры, при этом возраст и принадлежность значения не имеют.
По мнению ФАС, за основу можно взять организацию рынка агрегаторов такси. Источник «Ъ» на рынке поясняет, что ближайший порожний вагон мог бы автоматически захватываться системой, потом отдаваться в другом месте, а с владельцем рассчитываться по формуле, утвержденной в договоре о присоединении к рынку. Но, замечает другой собеседник «Ъ», идея рынка по принципу агрегации («Яндекс.Полувагон», иронизирует он) сулит высокие доходы тому, кто ее реализовал, но, судя по тому, что пока ничего не получилось, затруднения при реализации слишком серьезны.

RG.RU; АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ; 25.02.2016; В ПЕТЕРБУРГЕ НАЧАЛИ СТРОИТЬ МОСТ К СТАДИОНУ ДЛЯ ЧМ-2018

В Петербурге начато строительство пешеходно-транспортного моста, который соединит створ Яхтенной улицы с Крестовским островом.
Мост возводят в рамках подготовки Северной столицы к проведению Кубка Конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу в 2018 году, сообщает пресс-служба Смольного.
Основная задача сооружения – обеспечить доступ зрителей к стадиону со стороны Приморского района.
Согласно проекту длина моста составит 491,93 метра, ширина – от 16,29 до 17,1 метра. Кроме пешеходов и велосипедистов по нему сможет проехать спецавтотранспорт. Ориентировочная стоимость строительства составляет 1,8 миллиарда рублей.
В настоящее время в створе Яхтенной улицы собирают технологическую платформу для устройства стапеля и сооружения мостовых опор №1-3. На первой опоре две из шести буронабивных свай уже забетонированы, третья свая – в работе.
Ежедневно на объекте задействовано 10 единиц техники и около 30 специалистов.
Напомним, ранее крупнейшие строительные компании Петербурга обратились к губернатору с инициативой строительства моста за счет собственных средств и дальнейшей безвозмездной передачи городу. Инициатива метростроителей и дорожников была одобрена.

ИНТЕРФАКС; 26.02.2016; ЭСЕРЫ ПОДГОТОВИЛИ ЗАКОНОПРОЕКТ О ПОЛНОЙ ОТМЕНЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Эсеры заявили о внесении на рассмотрение Госдумы законопроекта об отмене транспортного налога.
Соответствующие поправки подготовили руководитель фракции эсеров в Госдуме Сергей Миронов, депутаты-эсеры Олег Нилов и Михаил Емельянов, сообщили журналистам в пресс-службе фракции «Справедливая Россия».
По мнению эсеров, транспортный налог дублирует транспортный сбор в виде акциза на топливо.
«Ныне действующую налоговую систему в транспортной отрасли справедливой никак не назовешь. Многие из тех, кто принимал участие в обсуждении закона об индексации акцизов на топливо, руководствовались принципом «платишь, когда едешь». Говоря еще проще, выпадающие доходы от отмены транспортного налога планировалось включить в стоимость акциза на топливо», – сказал С.Миронов.
Он считает несправедливым ситуацию, при которой были подняты цены на топливо за счет увеличения акциза, а транспортный налог остался неизменным.
«За отмену транспортного налога в ноябре 2012 года высказался президент Владимир Путин, а министерство транспорта РФ поддержало предложение отменить его уже в 2016 году. В случае принятия закона восторжествует принцип «платишь, когда едешь»«, – сказал С.Миронов.
Как сообщалось, партия «Справедливая Россия» 10 февраля объявила о намерении собрать 10 млн подписей под требованием к правительству о полной отмене транспортного налога, отмене сборов на капремонт и об освобождении от уплаты земельного налога с 8 соток, а также возврата налога на имущество физических лиц на прежний уровень.
В начале января президент РФ Владимир Путин поручил правительству представить предложения об освобождении от уплаты транспортного налога собственников транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Законопроект об отмене транспортного налога был внесен в Госдуму тремя депутатами от фракции ЛДПР: Ярославом Ниловым, Игорем Лебедевым и Александром Смирновым. Однако правительство в начале февраля 2016 года сообщило, что отмена транспортного налога приведет к снижению доходов в региональных бюджетах на общую сумму 146,2 млрд рублей в расчете на 2016 год, и не поддержало этот законопроект в представленной редакции.
Минтранс и Минфин взамен предложили засчитывать плату за проезд большегрузов в счет уплаты транспортного налога.

ИЗВЕСТИЯ; ЕЛЕНА МАЛАЙ; 25.02.2016; ЧАСТНЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ ХОТЯТ ДАТЬ БОЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

В Госдуме предлагают отказаться от необходимости согласовывать маршруты коммерческих перевозок с органами власти
Депутаты Госдумы Антон Ищенко, Александр Старовойтов, Иван Сухарев и Сергей Каргинов (все – ЛДПР) подготовили проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вступил в силу в июле 2015 года. Суть поправок заключается в предоставлении частным перевозчикам свободы в определении коммерческого маршрута движения собственного транспорта. На сегодняшний день в соответствии с законодательством частник, определивший интересный для себя маршрут, для его запуска должен согласовать его с органами региональной власти и получить разрешение.
Но, как заметили авторы законопроекта, наделяя субъекты РФ и органы местного самоуправления исключительными полномочиями по установлению (открытию), изменению и отмене (закрытию) маршрутов регулярных перевозок на своих территориях, ФЗ от июля прошлого года (ст. 11–13) сводит на нет положения ФЗ о лицензировании и Гражданского кодекса РФ, в частности, нарушает установленные ГК принципы предпринимательской деятельности, исходя из которых, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Более того, как отметил соавтор законопроекта Антон Ищенко, действующие правила создают благодатную почву для коррупционных преступлений, когда чиновники будут требовать к себе «особого отношения» в обмен на разрешение запуска маршрута.
– У нас излишне регулируемая отрасль. Транспортные компании, которые и так получают лицензию на перевозку пассажиров, после этого еще должны доказать возможность осуществления деятельности на пассажирских маршрутах уже внутри регионов. Таким образом, регионы могут фактически лишить компанию возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, – рассказал он. – Мы хотим устранить эту несправедливость и считаем, что если компания уже получила федеральную лицензию на право перевозок, то она имеет право осуществлять их уже и внутри региона.
Саму систему согласования маршрута, как отметил Антон Ищенко, подготовленный четырьмя депутатами проект предлагает фундаментально изменить. А именно – вместо обязанности получать разрешения у региональных и муниципальных властей законодатели предлагают ввести норму, в соответствии с которой частник будет просто уведомлять местные власти о разработанном маршруте и о намерении работать на нем.
– Сейчас наша экономика находится в непростой ситуации, что особенно сказывается на предприятиях малого бизнеса. К нам поступает много писем, большая часть которых содержит просьбы о помощи в создании таких условий, которые помогли бы просто и честно работать российскому предпринимателю без лишних преград со стороны чиновников, – сказал депутат Иван Сухарев.
Председатель Союза автопредпринимателей Республики Башкортостан Олег Кулешов подтвердил, что принятый в середине лета прошлого года федеральный закон создал достаточно проблем для бизнеса, который занимается пассажирскими перевозками.
– Это действительно проблема федерального масштаба. Сегодня только у нас в Башкирии 1,5 тыс. собственников коммерческого транспорта могут остаться без работы, при этом 70% из них «сидят» на кредитах. Казалось бы, был принят 220-й закон о федеральном лицензировании, согласно которому все перевозчики, которые занимались пассажирскими перевозками на момент выхода закона, попали в реестр, должны работать, однако регионы его соблюдать не хотят, – сказал Олег Кулешов. – Например, в Стерлитамаке нас письменно уведомили, что не допустят к работе наших перевозчиков, потому что они не проходили некий конкурс в 2013 году. Сейчас аналогичный ответ мы ждем из Уфы. Разумеется, будем судиться.

ИЗВЕСТИЯ; ТАТЬЯНА БОРОДИНА; 26.02.2016; МИНТРАНС ПОДДЕРЖАЛ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДАЛЬНОБОЙЩИКАМ ПО «ПЛАТОНУ»

Тем временем в регионах водители большегрузов продолжают устраивать «антиплатоновские» протестные акции
Минтранс поддержал законопроект, внесенный Минфином, о введении налоговых льгот для предпринимателей малого и среднего бизнеса, работающих с фурами массой более 12 т. Ведомство уведомило Минфин о том, что поддерживает изменения в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми платежи в системе «Платон» будут отнесены в часть расходов предпринимателей, что снизит их налогооблагаемую базу. Это следует из официального ответа Минтранса первоначальным авторам законопроекта – «Опоре России», с выдержками из которого ознакомились «Известия».
Между тем сами дальнобойщики считают, что подобные послабления не скажутся на условиях их работы и продолжают бастовать. До 1 марта в ряде регионов страны дальнобойщики проводят акции протеста против «Платона» – дальнобойщики в Санкт-Петербурге, Вологде, Тюмени и других городах призывают не брать заказы и не выезжать в рейсы.
Напомним, в ноябре 2015 года в России заработала система «Платон»: для грузовиков с массой более 12 тонн ввели обязательную плату за проезд по федеральным автомобильным дорогам. Изначально введенный тариф за возмещение ущерба при движении большегрузов по федеральным трассам составлял 1,53 рубля за километр. С 1 марта 2016 года планировалось повысить тариф до 3,06 рублей за километр. Однако запуск «Платона» и грядущее повышение тарифов вызвали массовое возмущение дальнобойщиков, которые устраивали акции протеста. Водители указывали на несправедливость появления нового сбора, помимо которого они и так обязаны платить транспортный налог, а также акцизы, включенные в стоимость топлива. Власти пошли на встречу и повышение тарифа до 3,06 рублей за километр было отложено.
В конце 2015 года «Опора России», представляющая интересы малого и среднего бизнеса, подготовила законопроект, который предполагает появление нового пункта статьи 346.16 части второй Налогового кодекса РФ. Согласно документу, плата за проезд транспортных средств разрешенной массой свыше 12-ти тонн по федеральным дорогам общего пользования, которую владельцы большегрузов осуществляют через систему «Платон», будет включена в расходы предпринимателей. За поддержкой «Опора России» обратилась к министру финансов Антону Силуанову и министру транспорта Максиму Соколову. В Минфине поддержали законопроект и внесли его на рассмотрение в правительство. Теперь Минтранс также заявил о поддержке послабляющих налоговых мер для дальнобойщиков.
В своем ответе Минтранс отмечает, что Минфину и профильным ведомствам было поручено проработать расширение перечня расходов, учитываемых при определении налоговой базы предпринимателей, которые используют упрощенную систему налогообложения, по итогам совещания у зампреда правительства Аркадий Дворковича.
«По итогам Минтранс РФ проинформировал Минфин РФ об отсутствии возражений по внесению изменений в статью 346.16 части второй Налогового кодекса РФ», говорится в письме.
Председатель комитета по транспорту общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Глеб Киндер пояснил, что упрощенную систему налогообложения преимущественно применяют субъекты малого и среднего бизнеса.
– Мы рады, что инициативу «Опоры России» теперь уже в официальном порядке поддержало Министерство транспорта РФ. Согласно разработанному законопроекту новый пункт статьи 346.16 части второй НК РФ будет включать плату за проезд транспортных средств разрешенной массой свыше 12-ти тонн по федеральным дорогам общего пользования, которую владельцы большегрузов осуществляют через систему «Платон». Думаем, что нововведение облегчит «нагрузку» предпринимателям и поможет им правильно формировать и планировать финансовую составляющую своего бизнеса, – отметил Киндер.
Руководитель центра экспертизы и аналитики «Опоры России» Иван Ефременков пояснил, что примерно 40% предпринимателей малого и среднего бизнеса используют упрощенную систему налогообложения. Как раз такие предприниматели, которые работают по системе «доходы минус расходы» с налогом на прибыль 15%, получат льготы.
– Раньше в законодательном поле для таких предпринимателей был пробел. В то время как крупные предприниматели, принимающие общую систему налогообложения с налогом на прибыль 20%, могут включать в расходы траты на проезд по федеральным трассам. Поэтому мы и попытались добиться хоть какого-то смягчения налоговой нагрузки для малого бизнеса, – пояснил Ефременков.
Тем временем дальнобойщики в разных регионах России заявили о начале протестной акции против «Платона», которая должна продлиться до 1 марта. По данным Межрегионального союза водителей профессионалов, объем грузоперевозок по стране упал на 60%.
– Изначально акция была приурочена к ожидаемому повышению тарифов в системе «Платон». Несмотря на то что правительство приняло решение оставить льготный тариф, официального документа о продлении тарифа и сроках нет. Протестные лагеря дальнобойщиков организованы в Санкт-Петербурге, Вологде, Тюмени и в других городах, – говорит Андрей Бажутин, представитель Химкинской колонны дальнобойщиков. – Предлагаемые налоговые льготы мы на себе не почувствуем, это выглядит как просто какие-то формальные шаги навстречу. Проблема в том, что в России все трассы находятся в очень плохом состоянии, строить дороги никто не собирается – только одни обещания. Пусть сначала построят дороги, а потом уже решается вопрос о том, как мы будем платить за тот вред, который наносит этим дорогам большегрузный транспорт.
В свою очередь, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников полагает, что эффективность предлагаемых льгот оценить трудно.
– Первый квартал 2016 года с точки зрения поддержки государством бизнеса грузоперевозок потерян. К тому же неочевидно, что будет принято в итоговом варианте антикризисного плана в плане мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Надо понимать, что объемы грузоперевозок падают, потому что существенно возросли издержки предпринимателей. По многим географическим направлениям потери превышают 60%, и это становится уже серьезной экономической проблемой, требующей поддержки здесь и сейчас, – отметил Масленников.
Ранее, как сообщали СМИ, представитель компании-оператора системы взимания платы ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Олег Кириллов заявил о том, что система «Платон» пополнила Федеральный дорожный фонд почти на 4 млрд рублей. В системе, по последним данным, зарегистрировано более 655 тыс. транспортных средств, принадлежащих 123 тыс. предпринимателям.
В декабре 2015 года депутаты Госдумы от фракции КПРФ обратились в Конституционный суд с просьбой признать несоответствующим Конституции положение о взимании платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам через «Платон». Как пояснил «Известиям» один из авторов обращения депутат Вадим Соловьев, рассмотрение жалобы состоится в апреле-мае 2016 года.