X

Обзор прессы от 29.02.2016

29.02.2016

ГУДОК; 26.02.2016; АВИАКОМПАНИИ ПРОСЯТ ГОСУДАРСТВО ОТКРЫТЬ ЗАПРЕТНЫЕ ЗОНЫ ВОКРУГ АЭРОПОРТОВ

По подсчетам специалистов, это может сэкономить перевозчикам до 15 млрд рублей в год
В то время как мировая гражданская авиация по итогам 2015 года достигла рекордных показателей роста по прибыльности перевозчиков, прежде всего, за счет значительного снижения цен на авиакеросин, российская авиаотрасль накапливает убытки. Такие выводы следуют из доклада президента Транспортной клиринговой палаты (ТКП) Александра Русса, озвученного на заседании Комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) с участием президента РСПП Александра Шохина и под председательством руководителя комиссии, президента ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозерова.
Финансовый результат отечественных авиакомпаний находится в отрицательной зоне уже шестой год подряд, в 2014 году совокупный убыток перевозчиков достиг рекордных 24,7 млрд рублей. По подсчетам ТКП, озвученным Александром Руссом, в 2015 году отрасль формально оказалась в плюсе (совокупная прибыль составила 1,04 млрд рублей), но эти данные не учитывают показатели второго полугодия авиакомпании «Трансаэро», прекратившей полеты осенью и не отчитавшейся за 3 квартал 2015 года. Если же взглянуть на рынок авиаперевозок без учета находящейся в банкротстве «Трансаэро» и крупнейшего участника рынка группы «Аэрофлот», то совокупный убыток остальных авиакомпаний по данным за 9 месяцев 2015 года увеличился на 42,5% до 6,7 млрд рублей с 4,7 млрд рублей за 9 месяцев 2014 года.
Пассажирооборот российских авиаперевозчиков в 2015 году снизился на 6% к уровню 2014 года, в том числе на международных линиях – на 16,4%, прежде всего, за счет ухудшения геополитических и макроэкономических факторов, влияющих сегодня на спрос.
Как отмечается в докладе Александра Русса со ссылкой на данные Росстата и оценки Минэкономразвития, расходы населения в 2015 году превысили доходы на 418 млрд рублей, потребительские цены выросли на фоне снижения реальной заработной платы, инвестиций в основной капитал и, как следствие, снижения ВВП страны. Тем не менее, социальная значимость гражданской авиации в России за последние годы существенно выросла: сегодня более 70% всего пассажирооборота обеспечивается воздушным транспортом и менее 30% железнодорожным, хотя, например, еще в 2000 году ситуация была ровно противоположной.
Несмотря на драматическое снижение спроса на авиаперевозки в России, себестоимость пассажирских перевозок самолетами за последний год выросла на 21%. За первые 9 месяцев 2015 года расходы перевозчиков составили 713,2 млрд рублей против 589,2 млрд рублей годом ранее (без учета данных «Трансаэро» за 3 квартал). Президент Транспортной клиринговой палаты констатировал, что стоимость авиакеросина с услугой заправки в аэропортах России за последний год увеличилась на 6,3% до 42,5 тыс. рублей за тонну, тогда как в среднем по мировому рынку снижение стоимости авиатоплива в долларовом выражении составило 34%.
Тем не менее, доля топливных расходов в общей структуре себестоимости перевозчиков даже снизилась с 29,4% до 23,6%, за счет значительного увеличения других статей затрат. В первую очередь, за счет курсовых разниц у российских авиакомпаний резко возросла стоимость обслуживания иностранных воздушных судов. Александр Русс выразил тревогу наметившимся сегодня ростом ставок и сборов за обслуживание в аэропортах страны: в январе 2016 года регулируемые государством и устанавливаемые самими аэропортами цены почти все выросли к уровню января 2015 года, что по оценкам ТКП, основанным на данных опроса авиакомпаний, может привести к росту расходов отрасли на 10-15 млрд рублей в текущем году.
Кроме того, как отметил Александр Русс, на деятельность авиакомпаний сильно влияет ситуация на кредитно-финансовом рынке. «Сегодня авиакомпаниям приходится порядка 30% всего своего производственного цикла предоплачивать, поэтому затрудненный доступ или ограничения доступа к кредитным ресурсам в нынешней экономической ситуации – достаточно сложная общеэкономическая проблема», – подчеркнул президент ТКП.
По итогам обсуждения ситуации в отрасли на заседаниях подкомиссии по авиационным перевозкам Комиссия по транспорту РСПП рассмотрела два основных предложения по снижению себестоимости авиаперевозок. Один из важнейших резервов – обнуление ставки НДС на внутрироссийских маршрутах. «Мы считаем, что на текущий момент было бы правильно поддержать пассажирский комплекс, и для обеспечения потребностей населения в авиаперевозках нам необходимо срочно решить вопрос об отмене НДС на внутренних воздушных линиях, – отметил Александр Русс. – Да, это низкомаржинальные линии, но они необходимы населению. Мы бы не хотели, чтобы падение перевозок привело к тому, чтобы наши аэропорты превратились в памятники и вся остальная региональная инфраструктура пустовала».
Еще один резерв сокращения непроизводительных расходов авиакомпаний в России – снятие ограничений для полетов вокруг крупнейших российских аэропортов, которые накладывает Минобороны. Как отметила председатель подкомиссии РСПП по авиаперевозкам, председатель совета директоров Группы S7 Наталия Филева, несмотря на то, что Министерство обороны РФ «проводит работу по сокращению этих зон, они все равно растут».
«Мы не просим их совсем убрать, но когда полет удлиняется на 20 минут, хотя сам перелет должен составлять чуть более 30 минут, это огромные деньги для нас», – подчеркнула она.
По данным ТКП, которая ссылается на информацию ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ОрВД), количество зон с ограничениями полетов гражданской авиации с 2012 года увеличилось в районе Санкт-Петербурга с 178 до 187, в районе Московского авиаузла со 143 до 145, в районе Екатеринбурга с 34 до 44, в районе Новосибирска – со 176 до 190. Общее количество воздушных зон с ограничениями полетов в России выросло за последние три года с 863 до 983, то есть почти на 14%. «Пять (лишних) минут полета – это 15 млрд рублей по всем авиакомпаниям, это огромные деньги, сопоставимые с НДС и другими расходами», – подчеркнула Наталия Филева.
Присутствовавший на заседании комиссии РСПП заместитель министра транспорта Валерий Окулов отметил, что Минтранс всецело поддерживает обнуление ставки НДС на внутренних маршрутах и считает это «своевременной антикризисной мерой». «Рост тарифов у наших перевозчиков в прошлом году составил 5,2% при инфляции 12,8%, – сообщил Окулов. – Этот показатель роста тарифов свидетельствует о том, что, по-существу, инструментарий снижения себестоимости перевозок, который находится в руках авиакомпаний, исчерпан. И нужно принимать уже регулятивные действия, связанные с тем, чтобы воздействовать на этот показатель себестоимости». По его словам, в противном случае на рынке увеличится количество банкротств авиаперевозчиков, а это, как показала ситуация с «Трансаэро», чревато серьезными последствиями и для финансового сектора, и в целом оказывает сильное негативное давление на национальную экономику.
По итогам обсуждения предложения комиссии будут направлены в секретариат РСПП для формирования окончательных рекомендаций Правительству РФ по господдержке авиаотрасли.

ГАЗЕТА.RU; ЕВГЕНИЯ САЗОНОВА; 26.02.2016; «РОСТЕХ» ПРИСМАТРИВАЕТСЯ К «АЭРОФЛОТУ»

Госкорпорация «Ростех» хочет увеличить долю в «Аэрофлоте» до 20%
Госкорпорация «Ростех», владеющая на данный момент миноритарным пакетом «Аэрофлота», не только не собирается выходить из капитала авиаперевозчика, но и рассматривает возможность увеличения своей доли до внушительных 20%. Причем наращивать свой пакет госкорпорация готова, в том числе покупая бумаги на рынке.
«РТ-Развитие бизнеса» (структура ГК «Ростех») рассматривает в будущем увеличение пакета акций авиакомпании «Аэрофлот», – сообщил гендиректор компании Андрей Коробов. Сейчас «Ростеху» принадлежит 3,26% акций «Аэрофлота». Основным акционером авиакомпании с долей 51,17% является государство в лице Росимущества.
На рынке, согласно данным Московской биржи, обращается около 32% бумаг российского авиаперевозчика.
«Гипотетически, можно было бы увеличить пакет «Ростеха» в «Аэрофлоте» до 20%, речь может идти об увеличении не только за счет государственной доли, но и за счет существующего free-float», – отметил Коробов. Он уточнил, что компания пока изучает эту возможность, то есть «говорить о каком-либо решении, а тем более механизме и сроках явно преждевременно».
Пока же, отмечает Коробов, есть планы по развитию сотрудничества различных бизнес-блоков «Ростеха» с «Аэрофлотом». «В частности, «Технодинамика» (холдинг в области авиационных агрегатов и систем электроснабжения; входит в ГК «Ростех». – «Газета.Ru») имеет все необходимое для сотрудничества с «Аэрофлотом» в части технического обслуживания самолетов, поставок запчастей и ремонта», – уверен Андрей Коробов. Он также отметил, что считает полезным увеличение присутствия в совете директоров «Аэрофлота» представителей отечественного авиастроения.
Текущая стоимость 20% акций «Аэрофлота», исходя из котировок компании на Московской бирже, превышает 12 млрд руб. (стоимость одной акции – 54,26 руб.). Чтобы достичь такой доли, «Ростеху» пришлось бы потратить около 10 млрд руб.
В 2012 году глава ГК «Ростех» Сергей Чемезов не исключал, что госкорпорация может продать принадлежащие ей акции «Аэрофлота», но при условии, если конъюнктура рынка улучшится. «Я думаю, когда рынок поднимется, может, и продадим, потому что пакет нам смысла держать нет», – говорил он (тогда одна акция «Аэрофлота» стоила около 44 руб.).
А в 2013 году «Ростех» сообщил, что прорабатывает собственный план приватизации перевозчика, предлагая продать не только часть госпакета, но также квазиказначейские и принадлежащие самому «Ростеху» бумаги (в целом около 36%). При этом «Ростех» предлагал забрать в собственное управление блокпакет «Аэрофлота», который остался бы у государства.
В начале февраля этого года Чемезов в кулуарах съезда «Единой России» сказал, что «Ростех» не планирует увеличивать долю в «Аэрофлоте» в рамках возможной приватизации авиакомпании. «Пока нет», – ответил он на соответствующий вопрос.
Приватизация «Аэрофлота» готовится уже несколько лет, при этом параметры, сроки и приватизируемый пакет не определены. «Аэрофлот» технически готов к приватизации, в случае если будет решение правительства, но компания серьезно недооценена, говорил в феврале гендиректор перевозчика Виталий Савельев. «Аэрофлот» сегодня не стоит своей реальной цены, это все понимают», – отметил он.
«Сейчас все российские компании в значительной мере недооценены. Если учесть, что мы говорим о достаточно длинных и целевых инвестициях, а для «Ростеха» авиацию можно считать целевой инвестицией, то сейчас самое рациональное для этого время», – сказал «Газете.Ru» замгендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский.

RNS; 26.02.2016; АЭРОПОРТЫ ПРОСЯТ ПРАВИТЕЛЬСТВО УСТАНОВИТЬ НУЛЕВУЮ СТАВКУ НДС НА АЭРОПОРТОВЫЕ СБОРЫ

Аэропорты направят письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему транспортный блок в правительстве, с просьбой рассмотреть ввод нулевой ставки НДС на аэропортовые сборы как на внутренних, так и на международных авиалиниях, сообщил RNS президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.
Поправка в Налоговый кодекс принесет аэропортам 6 млрд рублей ежегодно, добавил управляющий директор аэропорта Домодедово Денис Нуждин. В Шереметьево отмечают, что для данной меры требуется внести изменение в 165-ю статью Налогового кодекса («Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов») в части упрощенного порядка налогообложения. Сейчас на большую часть услуг аэропортов (обслуживание судов) действует льгота по НДС, которая лишает участников рынка прав на налоговые вычеты, вынуждая включать НДС в расходы, предъявленные поставщиками.
«Вариант, при котором у нас устанавливается 0% (НДС. – RNS) вместо льготы не несет дополнительных издержек авиакомпаний, а с другой стороны, позволит аэропортам все-таки решить вопрос с невозмещаемым НДС и в итоге принесет 6 млрд (рублей. – RNS) ежегодно», – сообщил управляющий директор аэропорта Домодедово Денис Нуждин. Эту позицию поддерживают Внуково и Шереметьево, а также авиакомпании.
Против нулевой ставки НДС ранее выступал Минфин, объясняя это возникновением выпадающих доходов бюджета.
«Минтранс на текущую дату поддержал ставку 0% и отправил проект федерального закона в правительство. Согласованная позиция аэропортов и авиакомпаний будет направлена в адрес Дворковича при поддержке Минтранса, для того чтобы Минфин отступил от обязательного требования по уплате НДС в бюджет, а потом его возмещению», – добавляет Нуждин.

РИА НОВОСТИ; 27.02.2016; РФ И ИСПАНИЯ УВЕЛИЧАТ ЧИСЛО АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ МАРШРУТА МОСКВА-БАРСЕЛОНА

Россия и Испания договорились увеличить число назначенных авиаперевозчиков на маршруте Москва-Барселона до пяти с каждой стороны, сообщается в субботу на сайте Минтранса РФ.
Очередные консультации авиационных властей России и Испании прошли в минувшие четверг и пятницу. Основные вопросы касались перспектив развития перевозок между двумя странами, увеличения количества ежедневных рейсов и назначенных перевозчиков, а также расширения маршрутной сети.
«В частности, достигнута договоренность об увеличении количества назначенных авиаперевозчиков на маршруте Москва-Барселона до пяти с каждой стороны, причем новые авиаперевозчики получат право выполнения ежедневного рейса», – говорится в сообщении.
Кроме того, на маршруте Москва-Малага назначенные авиаперевозчики смогут дополнительно выполнять еще семь рейсов в неделю.
В ходе встречи согласована программа развития сотрудничества российского и испанского перевозчиков на Транссибирском маршруте в Японию и Китай до 2018 года.

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; 29.02.2016; «АЭРОФЛОТ» СНИЖАЕТ ПРОГНОЗ

Компания не ждет быстрого восстановления рынка
Пессимистичная ситуация в авиаотрасли вынудила лидера российского рынка группу «Аэрофлот» вновь снизить прогноз своего пассажиропотока до 2021 года на 5%, до 61,5 млн человек в год. Группа, по данным «Ъ», по-прежнему намерена делать ставку на рост низкобюджетного сегмента (лоукостер «Победа») и премиального «Аэрофлота». Источники «Ъ» и эксперты замечают, что сейчас, после ухода «Трансаэро», избыток предложения на рынке снят, но есть риск того, что проблема вернется после консолидации дочерних компаний «Аэрофлота» и части парка «Трансаэро» в авиакомпании «Россия». Это может привести к новой волне ценового демпинга в отрасли.
Группа «Аэрофлот» (включает сам «Аэрофлот», «Россию», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии», «Победу» и «Аврору») в пятницу сообщила о новом снижении прогноза пассажиропотока: к 2021 году перевозки группы должны составить 61,5 млн человек (по итогам 2015 года – 39,3 млн). Лидер авиарынка впервые сокращал прогноз еще в мае 2015 года – на 4,3%, до 64,7 млн человек, мотивировав это негативными тенденциями на рынке. Напомним, что с 2014 года спрос уходил с зарубежных перевозок на менее прибыльные внутренние: по итогам прошлого года российские авиакомпании перевезли на международных маршрутах 39,5 млн человек (спад на 15,8%), а на внутренних линиях рост составил 13,6%, до 52,5 млн человек. В январе международные перевозки в РФ упали еще значительнее – на 26,3%, а внутренние выросли на 11,1%.
Источник «Ъ» в совете директоров «Аэрофлота» считает, что рынок стагнирует и в дальнейшем темпы роста будут невысоки. Поэтому, по его оценке, в 2025 году рынок авиаперевозок вырастет всего на 24% – с нынешних 92 млн до 135 млн человек в год. Сейчас, после ухода с рынка «Трансаэро» в октябре прошлого года, по данным Росавиации за январь, группа «Аэрофлот» увеличила свою долю рынка до 53,5%. Но собеседник «Ъ» поясняет, что этот показатель не учитывает деятельность иностранных компаний, фактически доля группы не выше 42%. При этом рост показателей группы обеспечит сам «Аэрофлот» и лоукостер «Победа», говорит источник «Ъ».
Источник «Ъ» в авиаотрасли говорит, что сейчас ситуация в отрасли «относительно сбалансирована», а в отсутствие «Трансаэро» занятость кресел даже превысила показатели начала прошлого года на 0,2 процентного пункта, до 74,1%. Но в дальнейшем, по его мнению, ситуация вновь может быть «расшатана», после того как на рынок выйдут дополнительные провозные емкости. Летом «Аэрофлот» запускает консолидированного перевозчика «Россия» (объединит «Россию», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии»), компания с 74 самолетами должна перевозить около 10 млн пассажиров в год. В нее войдут и 24 дальнемагистральных самолета из парка «Трансаэро». Но собеседник «Ъ» считает, что если турецкий и египетский рынки не будут открыты, то возникнет избыток предложения и компании вновь прибегнут к демпингу.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко говорит, что консервативный прогноз роста весьма реалистичен в текущих условиях: кризис будет затяжным, и сейчас не стоит ожидать быстрого восстановления спроса. Эксперт добавил, что с учетом иностранных перевозчиков доля «Аэрофлота» на рынке вряд ли превысит 50%, но на внутреннем рынке группа, безусловно, будет доминировать.

RG.RU; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 27.02.2016; МИНТРАНС СОЗДАСТ ЕДИНЫЙ БИЛЕТ ДЛЯ ПРОЕЗДА НА ЭЛЕКТРИЧКЕ И В МЕТРО

Минтранс разрешит продавать единый билет для проезда в метро и на Московском малом железнодорожном кольце.
Ведомство уже готовит изменения в Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
На основе билетов на месяц на электричку и «единого» для метро и наземного транспорта будет разрабатан объединенный проездной документ. По нему можно будет ездить не только на электричке по Московскому малому железнодорожному кольцу (МК МЖД) и в подземке, но и на автобусе, трамвае и троллейбусе. Но этот билет уже не будет отвечать требованиям к бланкам строгой отчетности, которые установлены для железнодорожного транспорта.
Новые правила должны начать действовать к концу года. Тогда же запланирован и запуск пассажирского движения на Московском малом железнодорожном кольце. Сейчас завершены работы по строительству платформ на 27 станциях из 31, сообщили «РГ» в РЖД. Но в целом работы выполнены на 90 процентов. Из общей суммы средств на реконструкцию кольца (72,05 миллиарда рублей) уже освоено 65,42 миллиарда рублей. Лимит финансирования на этот год ─ 5,56 миллиарда рублей.

ИНТЕРФАКС; 26.02.2016; Ж/Д ОПЕРАТОРЫ ДОЛЖНЫ ФОРМИРОВАТЬ ПАРК ПОД «НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ» ПЕРЕВОЗКИ – ВЕДОМСТВО

Владельцы вагонов должны плотнее вовлекаться в удовлетворение потребностей грузоотправителей, в том числе – совместно формировать парк под коммерчески непривлекательные отправки, а также участвовать в решении возникающих локальных проблем с вывозом грузов, считают в министерстве экономического развития РФ.
Позицию ведомства в своем письме в министерство транспорта РФ в начале февраля изложил замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с содержанием документа. Оно подготовлено в рамках поручения правительства от 20 января проработать вопрос создания саморегулируемой организации (СРО) в сфере железнодорожного транспорта.
Основная цель создания коммерческой инфраструктуры рынка железнодорожных перевозок – обеспечить бесперебойную работу ж/д сети, в том числе – своевременный вывоз и доставку грузов в условиях множества вагонных операторов, отмечает в письме чиновник. В то же время, сейчас у участников отрасли существуют несколько различных по направленности бизнес-моделей. Это требует прозрачного правового регулирования взаимоотношений перевозчика, операторов и грузовладельцев: следует четко определить обязательства и ответственность сторон, подчеркивает замминистра. В письме Н.Подгузов делает акцент на двух аспектах для нормативных решений.
Во-первых, операторы заинтересованы в вывозе груза, прежде всего, при коммерческой эффективности перевозки, тогда как отдельные категории грузоотправителей из-за недостаточной платежеспособности, географической обособленности и малого размера бизнеса не способны обеспечить такую эффективность. В то же время приоритетная задача реформы отрасли – полностью удовлетворять спрос экономики РФ на грузовые перевозки вне зависимости от масштабов заказчика. В этой связи, по мнению ведомства, целесообразно нормативно закрепить обязанность операторов «формировать на паритетном принципе отдельный парк подвижного состава» – чтобы удовлетворять коммерчески «непривлекательные» заявки потребителей.
Во-вторых, из-за того, что функционирующие сейчас операторы формировались в различных условиях (в том числе с точки зрения происхождения активов – на базе имущества ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD), покупки вагонов) и имеют разную структуру парка, у них различны и технологии управления. По мнению же Минэкономразвития, в РФ нужно «оперативное технологическое регулирование» работы ж/д операторов, чтобы они внутри своего сообщества повышали эффективность общесетевых перевозок, а также решали локальные проблемы с невывозом грузов.
Нынешние обстоятельства, в которых работает российская ж/д отрасль, свидетельствуют об отсутствии целостного и комплексного государственного подхода к регулированию сферы услуг по предоставлению подвижного состава, замечает Н.Подгузов. В стране – избыток грузовых вагонов, нет единой технологии работы вагонного парка, что зачастую ухудшает пропускную способность, увеличивает сроки доставки и оборот подвижного состава, провоцируя к дополнительным вложениям в магистральный ж/д транспорт, которые через тарифы увеличивают издержки грузоотправителей (наряду со стоимостью привлечения грузовых вагонов).
Предложение о формировании операторами парка вагонов для низколиквидных перевозок уже звучала в 2012 г. именно в контексте создания единой саморегулируемой организации в ж/д отрасли. Владимир Путин, будучи премьер-министром РФ, тогда поручал проработать вопрос о создании СРО, аналогичной «Совету рынка» в электроэнергетике. В этой связи объединение крупнейших владельцев подвижного состава – Совет операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ) – предложил создать в РФ единую СРО с обязательным членством в ней всех участников этого рынка (с не менее чем 25 компаниями, контролирующими не менее 60% вагонного парка в стране). Тогда же прозвучала и идея заместить инвентарный парк РЖД парком «системного интегратора» – квази-оператора, который должны будут сформировать все независимые операторы – члены единого и единственного в стране партнерства.
Кроме того, СРО предлагалось наделить функциями по разработке правил операторской деятельности (в том числе – стандартов качества услуг и предоставления информации, а также схем взаимодействия компаний с владельцами инфраструктуры и перевозчиками) и участия в подготовке отраслевой нормативной базы. Правда, с критикой идеи выступило другое объединение, в которое входят более мелкие владельцы вагонов, – Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС). Единая СРО снизит конкуренцию в этой сфере, поскольку есть опасения, что некоторые операторы могут быть не приняты в ее состав, отмечала Ольга Лукьянова, руководившая тогда НП ОЖдПС. «Загоняя всех в одну саморегулируемую организацию, можно будет конкуренцию уничтожать в сфере всех видов перевозки. Создал одно только СРО – и фильтруешь: кого пустить, кого нет», – отмечала она.
В очередной раз тема создания СРО активизировалась в конце 2015 г.: ее проработкой по поручению В.Путина занялась Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ. В середине января глава ведомства Игорь Артемьев написал президенту РФ письмо по этому поводу. «Целесообразно выработать правила рынка ж/д перевозок, учитывающие интересы всех участников – грузоотправителей, операторов, РЖД и производителей (вагонов – ИФ), а также создать систему по прогнозированию баланса подвижного состава и ценообразования на базе коммерческой инфраструктуры», – отмечал глава ФАС, предлагая реализовать это на принципах саморегулирования.
Свое предложение И.Артемьев мотивировал сложившейся в сфере железнодорожных перевозок ситуацией: организованная торговля услугами на ж/д транспорте фактически отсутствует, а дополнительную неопределенность накладывает то, что РЖД и другие участники рынка не могут сформировать единую позицию по балансу необходимого парка вагонов. В то же время вагонная составляющая в плате за перевозку грузов имеет высокую волатильность (по самому массовому виду подвижного состава – полувагонам – с 2012 г. она упала с 1,2 тыс. руб. за вагон в сутки до нынешнего уровня в 500 руб.).
Такие колебания свидетельствуют о несовершенстве конструкции рынка, не позволяют организовать стабильный производственный процесс в вагоностроении и создают предпосылки для спекуляций вокруг ожиданий дефицита подвижного состава, считает И.Артемьев. Полномочия и функции «Совета рынка транспортных услуг» должны быть установлены законодательно, отмечает он в письме и просить «поручить ФАС совместно с заинтересованными ведомствами и РЖД приступить к внедрению указанной модели по организацию торговли на железнодорожном транспорте».
По данным «Коммерсанта», на прошлой неделе инициатива обсуждалась на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, хотя его представитель заявил газете, что сроки обсуждения идеи называть рано. В секретариате первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова же поддержали ФАС: «Первый вице-премьер поставил задачу снизить транспортную нагрузку на экономику, снижение грузооборота повышает издержки потребителя. Решить это без повышения привлекательности железной дороги для грузоотправителей невозможно, а для этого нужен баланс интересов», – сказал изданию представитель чиновника.

ИНТЕРФАКС; 27.02.2016; ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ В ОБХОД УКРАИНЫ ЗАПУСТЯТ В 2017 ГОДУ – МИНОБОРОНЫ РФ

Двухпутная электрифицированная железная дорога Журавка-Миллерово протяженностью 122,5 км будет полностью введена в эксплуатацию в третьем квартале 2017 года, заявил замминистра обороны РФ Дмитрий Булгаков.
«Итоги прошлого года и первой половины первого квартала этого года говорят об одном – мы идем с опережением всех графиков. Дорогу, которая строится в обход Украины, планируется сдать с постоянную эксплуатацию в третьем квартале 2017 года», – сказал он в субботу журналистам по итогам заседания штаба строительства железнодорожной ветки.
«Речь идет о всех 122,5 км железной дороги», – уточнил Д.Булгаков.
Он рассказал, что в районе 20 апреля Железнодорожные войска приступят к укладке рельсо-шпальной решетки от станции примыкания Журавка в направлении станции Баченково. «Будут уложены первые 500 метров решетки», – сказал замминистра.
Д.Булгаков также сообщил, что в ходе строительства железной дороги будут построены шесть и реконструированы две железнодорожные станции. «Всего будет построено шесть новых станций – Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези», – сказал замглавы Минобороны.
«Все документы по сооружению станций разработаны. В настоящее время ведется строительство Зайцевки и Сергеевки, реконструкция станций Журавка и Боченково. Работы по станциям Журавка и Боченково близки к завершению, по Зайцевке и Сергеевке находятся на начальной стадии», – отметил Д.Булгаков.
Сооружение новых и реконструкция существующих железнодорожных станций на дороге в обход Украины осуществляет ОАО «РЖД», которая также отвечает за постройку мостов, трубопроводов, других объектов и электрификацию ветки, добавил он.

ВЕДОМОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ; ДМИТРИЙ ГОРШЕНИН; 29.02.2016; АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТЕРБУРГА СОГЛАСОВЫВАЕТ С ОЖД ЛИНИЮ АЭРОЭКСПРЕССА ДО ВИТЕБСКОГО ВОКЗАЛА

Конкурс на ее строительство может быть объявлен осенью
ПАО «Ленгипротранс» выполнило предпроектную проработку линии аэроэкспресса от аэропорта «Пулково» до Витебского вокзала, до 15 июня будут готовы основные проектные решения, включая ориентировочную стоимость строительства, полностью проект должен быть готов к 1 октября, следует из сообщения аппарата вице-губернатора Игоря Албина. Когда проект будет готов, администрация Петербурга планирует объявить конкурс на строительство линии на основе концессионного соглашения.
В 2011 г. «Ленгипротранс» уже разрабатывал проект линии аэроэкспресса, но до Балтийского вокзала. Тот вариант не устроил потенциальных инвесторов из-за недостаточного пассажиропотока, сообщила представитель Албина Елена Михина, не называя компанию. По ее словам, стоимость двух вариантов сопоставима. В декабре 2015 г. губернатор Георгий Полтавченко оценивал строительство линии в 16–18 млрд руб., а соинвестором называл группу ЛСР.
Предпроект должна согласовать ОЖД, говорит Михина. Документ поступил в четверг вечером, специалисты должны проанализировать его технические особенности и увязать график с расписанием движения, подтвердила представитель ОЖД. По ее словам, предварительное резюме будет готово примерно через неделю. Петербург не предлагал РЖД участвовать в проекте в качестве инвестора, уточняет она.
На проекте аэроэкспресса до Витебского вокзала настояла группа ЛСР, утверждают два человека, знакомых с переговорами. Схема финансирования и число инвесторов не определено, доля инвесторов по одной из схем составляет 50%, говорит петербургский чиновник. По его словам, федеральные власти выделили городу льготный кредит в 10 млрд руб., 5 млрд из которого уже поступило. «Кредит может быть использован и на другие цели», – объясняет он активность администрации. О возможности использовать для строительства линии аэроэкспресса федеральный кредит в 10 млрд руб., половина которого была перечислена в 2015 г., говорил в декабре председатель комитета финансов Алексей Корабельников. В группе ЛСР проект не комментируют.
Витебский вокзал принимает поезда дальнего следования, возможно, инвестор рассчитывает обеспечить пересадку пассажиров из других регионов, считает начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский. Протяженность ветки до Витебского вокзала больше, к тому же она будет пересекать Пулковское шоссе и Витебский проспект, замечает Николай Захаров, руководитель проектов практики «Инфраструктура» ГК «НЭО Центр». «На Витебском вокзале нет современных лифтов и эскалаторов, а перед ним нет большой привокзальной площади, и дополнительный автомобильный поток вызовет пробки», – добавляет эксперт.

ИНТЕРФАКС; 26.02.2016; «АВТОДОР» ВНОВЬ СДВИНУЛ СРОКИ КОНКУРСОВ НА III И IV УЧАСТКИ ЦКАД, УВЕЛИЧИЛ ДОЛЮ БАНКА В ГАРАНТИЯХ

ГК «Автодор» вновь сдвинула сроки проведения конкурсов по третьему и четвертому участкам ЦКАД, а также изменила пропорции требуемой гарантии с потенциального подрядчика, увеличив в ней долю банковского финансирования.
Как следует из материалов госкомпании, вскрытие конвертов с конкурсными предложениями на III участок ЦКАДа, согласно новой редакции, запланировано на 11 апреля (прежний срок – 11 марта 2016 года). Рассмотрение и оценка заявок перенесено на 11 мая (ранее – 11 апреля). Наконец, подписание концессионного соглашения намечено на 12 сентября (ранее – 11 августа).
Кроме того, было пересмотрено распределение финансового обеспечения обязательств участников конкурса. Общая сумма обеспечения осталась на уровне 400 млн руб., однако размер задатка, вносимого компанией, был снижен с 200 млн до 25 млн руб., размер банковской гарантии – соответственно, увеличен до 375 млн руб.
Вскрытие конвертов с конкурсными предложениями на IV участок ЦКАДа, согласно новой редакции, запланировано на 15 апреля (прежний срок – 24 февраля 2016 года). Рассмотрение и оценка заявок перенесено на 16 мая (ранее – 24 марта). Подписание концессионного соглашения намечено на 15 сентября (ранее – 25 июля).
По IV участку ЦКАДа также было перераспределено финансовое обеспечение аналогично III участку.
Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович говорил «Интерфаксу», что конкурс на III и IV участки ЦКАД может состояться в апреле. «Скоро, буквально на днях (конкурс – ИФ) будет объявлен и в апреле, надеюсь, состоится», – отмечал он.
Также сообщалось, что ГК «Автодор» неоднократно сдвигала сроки проведения конкурсов на указанные участки ЦКАД – конкурсная документация уточнялась в связи с «изменением макроэкономической ситуации, в том числе кризисом на финансовом рынке и необходимостью оптимизировать условия реализации проекта в целях привлечения частного финансирования в строительство ЦКАД в текущих рыночных условиях». «Автодор» после консультаций с участниками конкурса ввел в документацию плавающую ставку «инфляция плюс премия».
Также сообщалось, что на конкурс по III участку ЦКАД подали заявки пять компаний: ООО «Северо-Восточная магистраль» (консорциум ЗАО «Лидер» и РФПИ), ООО «СОК 24 РАША» (консорциум ВТБ (MOEX: VTBR) и французской Vinci), ООО «Инвест Финанс» (консорциум Газпромбанка (MOEX: GZPR) и ООО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко), ООО «Автодорожная строительная корпорация» (консорциум ОАО «ДСК «Автобан» депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа Алексея Андреева и испанской Sacyr Concessiones S.L.), а также ООО «Кольцевые магистрали столицы» (основным владельцем является ООО «Стройгазконсалтинг» Руслана Байсарова, позднее вышло из конкурса в связи со сменой собственника). На IV участок ЦКАДа поступили заявки от тех же консорциумов.

БОЛЬШАЯ МОСКВА; МАРИЯ РАКОВА; МИНТРАНС РФ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Единая транспортная система России в полном объёме обеспечивает потребности общества и экономики в перевозках грузов и пассажиров. В последнее время все большую актуальность приобретают новые технологии, которые позволяют говорить об уверенном и динамичном развитии транспортного комплекса страны.
Подробнее об использовании новых технологий в отрасли и пользе инноваций для транспортной системы России с министром транспорта РФ Максимом Соколовым беседует главный редактор «БМ» Мария Ракова.
– Максим Юрьевич, сейчас в различных отраслях экономики активно внедряются и развиваются интеллектуальные системы. Как обстоят дела в сфере транспорта?
– Мы постоянно работаем над внедрением передовых информационных, телематических и транспортных технологий на всех видах транспорта. С их помощью уже сейчас мы можем проводить дистанционный мониторинг транспортных потоков, создавать центры организации дорожного движения и многофункциональных ситуационных центров. Новые технологии позволили развернуть инфраструктуру по взиманию платы с грузовиков массой свыше 12 тонн, внедрить системы фото– и видеофиксации правонарушений.
Для эффективного мониторинга состояния транспортного комплекса страны и уровня его технологической безопасности создается автоматизированная информационно-аналитическая система управления транспортным комплексом (АСУ ТК), которая будет интегрирована со всеми важнейшими информационными ресурсами как транспортной отрасли, так и других сфер экономики. Такой уровень взаимодействия органов управления дорожным движением, обществе