X

Обзор прессы от 03.06.2016

03.06.2016

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; 02.06.2016; ВЛАДИМИР ПУТИН СОХРАНИЛ НУЛЕВОЙ НДС ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕК ДО 2018 ГОДА

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, по которому действие нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) для пригородных перевозок будет действовать в течение 2017 года. Документ опубликован 2 июня на официальном интернет-портале правовой информации и вступает в силу в тот же день.
Нулевая ставка НДС для пригородных пассажирских перевозок была введена 1 января 2015 года и должна была прекратить свое действие 31 декабря 2016 года. Ее ввели после того, как в нескольких регионах России были отменены десятки электричек из-за убыточности их курсирования. Владимир Путин тогда поручил Минтрансу восстановить движение.
В марте 2016 года группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, который позволил бы продлить действие нулевого НДС. Как было указано в пояснительной записке к документу, других, более эффективных моделей для поддержания стабильной ситуации с перевозками, пока нет. По словам Андрея Макарова, председателя комитета по бюджету и налогам в нижней палате, разработка альтернативных мер уже идет.
Нулевая ставка дает право перевозчикам на вычет сумм НДС, которые предъявляет к ним владелец железнодорожной инфраструктуры, а также арендодатели подвижного состава, поставщики и подрядчики. По оценкам депутатов Госдумы, продление действия нулевой ставки поможет избежать повышения цен на билеты на электрички на 20 процентов в следующем году.

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; 02.06.2016; РЖД ИЩЕТ НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Монополия изучает потенциальные маршруты поставок грузов и стремится расширить спектр услуг
Президент РЖД Олег Белозеров на железнодорожном форуме «Стратегическое партнерство 1520» рассказал, что Азербайджан, Иран и Россия договорились о совместных проектах. Речь идет о перевозках по направлениям Узень – Гарган, Решт – Астара. Президент РЖД отметил, что это один из вариантов развития направления с севера на юг. Новая договоренность позволит увеличить объем перевозок в направлении Россия – Иран более чем на 25%.
РЖД разрабатывает также новые транспортные коридоры, а именно – перевозки из Западного Китая через Мурманск на восточное побережье США. Такой путь не только на треть короче, но и финансово оправданнее. Кроме того, есть еще один «новый коридор» – выход к Черному морю через порт Тамань на юг Европы. Одновременно с этим в этом году заканчивается строительство и реконструкция железнодорожных подходов к Балтике – порты Приморск и Высоцк.
Что касается перспектив развития поставок РЖД с востока на запад, в частности по проекту Шелкового пути, повысить объемы перевозок возможно за счет увеличения пропускной способности БАМа, Трансиба, модернизации веток «Приморье-1», «Приморье-2». Чтобы привлечь больше грузов на сеть и сделать железную дорогу более привлекательной для грузоотправителя, РЖД готова участвовать в капиталах портов и других видов транспорта, развивать новые сервисы.
«Я однозначно вижу, что РЖД – это в том числе логистическая структура: у нас точно должны быть подразделения, интегрирующие грузовую перевозку с «последней милей», – заявлял Белозеров в недавнем интервью «Интерфаксу». «РЖД сейчас старается перейти к более прогрессивным системам поставки, в том числе в рамках группы обеспечивать не только перевозки, но и управление складскими запасами, оптимизировать маршруты внутри своих цепочек поставок», – рассказал президент РЖД.
Председатель правления ВТБ Андрей Костин надеется на оживление государственно-частного партнерства (ГЧП). Этому может способствовать новый закон, который даст участникам больше гибкости, сократит риски и приведет практику применения по аналогии с европейским опытом. Однако Костин указал, что закон в текущем виде не ориентирован на реализацию крупных инфраструктурных проектов, потому что осложняет участие государственных банков в ГЧП.
Источником финансирования крупных проектов могли бы стать пенсионные фонды. Но их способность инвестировать также ограничена, поэтому Костин считает, что «пенсионным фондам нужно дать большую свободу в инвестировании в ценные бумаги и кредитовании концессионных компаний – участников ГЧП».

ВЕДОМОСТИ; БЭЛА ЛЯУВ, ЕКАТЕРИНА МЕРЕМИНСКАЯ, МАРГАРИТА ПАПЧЕНКОВА, АННА ЩЕРБАКОВА, ПЕТР КОЗЛОВ; 03.06.2016; ГОСДУМА ЗАКРЫВАЕТ ВЪЕЗД В МЕГАПОЛИСЫ

Регионы могут получить право вводить платный въезд в города.
Первой ввести подобное ограничение может Москва.
Комитет по транспорту рекомендовал Госдуме принять в первом чтении правительственный законопроект «Об организации дорожного движения...». Среди прочего он позволяет региональным и муниципальным властям вводить в регионе платный въезд, говорится в материалах Госдумы. Участников дорожного движения должны информировать об ограничении движения не менее чем за 30 дней до введения платного въезда. Власти при этом обязаны «осуществить компенсационные мероприятия»: организовать альтернативный проезд либо повышать качество работы маршрутных перевозок, организовывать парковки, развивать инфраструктуру для движения велосипедов, указано в законопроекте.
Эта норма в том числе открывает путь для введения платного въезда в центр Москвы, сказал «Ведомостям» первый зампред комитета Михаил Брячак. Законопроект лоббировали московские власти, утверждает один из федеральных чиновников. Улучшение транспортной ситуации в столице – один из главных приоритетов, провозгласил еще в начале работы на посту мэра Москвы Сергей Собянин. С тех пор введена платная парковка, ускорилось строительство метро, введены выделенные линии для общественного транспорта и проч. Также обсуждалась возможность введения платного въезда в центр Москвы. Еще в 2014 г. такое предложение высказывалось на Международном экспертном совете по транспортным вопросам (создан по инициативе правительства Москвы). Тогда же департамент транспорта Москвы начал подготовку к введению платного въезда, консультантом выступала McKinsey. Предполагалось ввести платный въезд еще в 2015 г., рассматривались разные варианты – платный въезд на МКАД, Третье транспортное кольцо или отдельные районы столицы.
Собянин даже успел согласовать этот вопрос у президента России Владимира Путина, утверждает близкий к мэрии источник. По его словам, когда об идее стало известно широкой общественности и ее раскритиковали, политтехнологи Кремля рекомендовали отложить решение.
Москве пора ограничивать въезд в центр
Как минимум до выборов 2018 г. – чтобы избежать социального взрыва. «Правительство Москвы никаких решений по платному въезду не рассматривает», – сообщила пресс-секретарь мэра Гульнара Пенькова. Решений пока нет, говорит и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Пробок становится меньше
Нидерландская компания TomTom, специализирующаяся на производстве приложений GPS-навигации, зафиксировала уменьшение пробок в Москве на 6% в 2015 г. В 2012 и 2013 гг. Москва занимала 1-е место по загруженности дорог среди мировых мегаполисов. В 2014 г. ситуация изменилась: Москва улучшила показатели, спустившись на четвертую строчку рейтинга TomTom.
Этот законопроект не про платный въезд в Москву или не только про платный въезд в Москву, сказал «Ведомостям» министр транспорта Максим Соколов. По его словам, он регулирует вопросы транспортного движения, чтобы регионы могли ограничивать типы транспорта и время въезда транспорта в город. «Почему мы тут говорим только о Москве? Условно – Суздаль также может хотеть ограничить въезд больших неэкологичных грузовиков в центр города», – продолжает министр. На юге Росавтодор давно ввел ограничения на въезд тяжеловесных грузовиков, так как при температуре выше 35 градусов транспорт начинает продавливать асфальт, напоминает Соколов. Сегодня мир не придумал лучшего способа борьбы с пробками в центре мегаполисов, чем ограничение движения личного транспорта и приоритет в развитии общественного транспорта, продолжает министр: «Это только играет на пользу комфорту жителей крупных городов». «И то, что сегодня уже делается в Москве, – яркий пример реализации такой политики», – отмечает Соколов.
Впрочем, комитет по транспорту выступает «резко против передачи регионам полномочий о введении платы за проезд», говорит Брячак: «Власти не только в очередной раз полезут в карманы граждан, но и снизят активность по развитию транспортной инфраструктуры – зачем ее развивать, если можно просто закрыть въезд?» Брячак обещает, что при подготовке проекта ко второму чтению депутаты будут рекомендовать убрать пункт о возможности введения платы за въезд в города.
У управляющего партнера Stra­te­gy Partners Group Александра Ованесова другое мнение: «Платный въезд в мегаполисах неминуем. Чтобы разгрузить центр города, нужно ограничивать спрос на транспортную инфраструктуру – сужать парковочное пространство, повышать тарифы на нее». Регионам дана отмашка, но кто ею воспользуется – вопрос, комментирует директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, чтобы вводить платный въезд, например, в Москве, необходимы серьезные исследования и большая подготовительная работа: «Это сложная в администрировании история, например, платный въезд в периметре МКАД – почти нерешаемая задача: часть города простирается за пределы кольца».
До завершения большого выборного цикла – подведения итогов президентских выборов – принятие такого закона весьма рискованно, предупреждает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. По его мнению, это может ухудшить восприятие власти и правящей партии, а введение нормы – привести к крайне негативным последствиям, включая массовые акции: «Очевидно, что жители нецентральных районов городов почувствуют себя людьми второго сорта с вытекающими последствиями. Если, например, сейчас платная парковка в Москве имеет сегментированный характер (хочешь – паркуйся, не хочешь – нет), то в случае платного въезда это будет носить характер разделения населения по финансовому признаку». «Никто не обещал счастья – любой автовладелец должен соотносить транспортное поведение со своими доходами», – парирует Блинкин.
Региональные власти пока не спешат с платным въездом. На повестке дня петербургской администрации вопрос о введении платного въезда в центр не стоит, это не вопрос минимум ближайших 10 лет, говорит пресс-секретарь губернатора Петербурга Андрей Кибитов. Город развивает программу платных парковок в историческом центре, для этой же цели реализуется программа транспортного обхода центра, напомнил он. Платный въезд не обсуждается, говорит и пресс-секретарь мэра Новосибирска Артем Роговский: город готовится ввести платные парковки в центре и развивает общественный транспорт.