X

Обзор прессы от 07.06.2016

07.06.2016

RG.RU; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 06.06.2016; РОСАВИАЦИЯ ОГРАНИЧИЛА RED WINGS В ПРАВАХ НА ПОЛЕТЫ

Росавиация с 01 июля 2016 года ввела ограничения для авиакомпании Red Wings на выполнение коммерческих перевозок на воздушных судах типа RRJ-95B. Об этом говорится в сообщении ведомства.
Ограничение введено по просьбе самого перевозчика, который обратился в Росавиацию с официальным письмом. Конкретных причин, почему перевозчик решил отказаться от использования данного типа судов, он называть не стал. Свое решение авиакомпания мотивировала результатами плановой проверки Росавиации, которая была проведена комиссией агентства в марте 2016 года, отмечается на сайте ведомства.
Тогда были найдены нарушения требованиям воздушного законодательства, и это стало поводом для введения ограничительных мер в сертификате эксплуатанта (права на полеты).
При этом ряд СМИ называли другую причину отказа от использования RRJ-95B. По их информации, у перевозчика просто нет финансов на содержание в должном состоянии этого типа самолетов.
Поэтому решением авиакомпании после проверок Росавиации стало ограничение коммерческой эксплуатации самолетов RRJ-95B. В апреле этого года в парке перевозчика было пять RRJ-95B и семь Ту-204. Теперь авиакомпания, которая совершает полеты из Москвы в Грозный, Саратов, Иваново и из Санкт-Петербурга в Иваново, Симферополь, Сочи, будет рассчитывать свое расписание с учетом своего урезанного парка в расчет на советский/российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет Ту-204.
Он был разработанный в конце 1980-х – начале 1990-х годов в конструкторском бюро Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолета Ту-154. 23 февраля 1996 года Ту-204 совершил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва – Минеральные Воды.

VEDOMOSTI.RU; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 06.06.2016; «АЭРОФЛОТ» ДОРОЖАЕТ РЕКОРДНЫМИ ТЕМПАМИ

Аналитики не понимают причин и не советуют докупать бумаги авиакомпании
Крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот», дорожающий на Московской бирже весь год, в июне покоряет новые высоты: ранее, в ходе торгов 1 июня, акции подорожали до 85 руб. за штуку, превысив максимум нескольких лет (был достигнут в декабре 2013 г. – 83,7 руб.). На этой неделе рост продолжился, на торгах 6 июня бумаги достигали 90 руб. (потом упали до 88,32 руб.) – это повторение цены на конец 2007 г.
Дороже «Аэрофлот» в своей публичной истории стоил только в течение пяти месяцев с января по май 2008 г., его бумаги в феврале дорожали до 105,5 руб. (рекордная капитализация, таким образом, была 117 млрд руб.). На торгах сегодня компания дорожала до 99,95 млрд руб.
Для инвесторов «Аэрофлот» – это хорошая история, его доля рынка растет и достигает примерно 50%, говорит аналитик БКС Митч Митчелл. В январе-апреле «Аэрофлот» вместе с дочерними компаниями занял на российском рынке авиаперевозок 54% (если считать только российские авиакомпании). С учетом иностранных перевозчиков доля группы будет немного меньше 50%, сообщала пресс-служба «Аэрофлота».
Но дальше расти компании будет сложно: надо вместе с ней расти всему рынку или она будет пристально привлекать внимание ФАС, продолжает Митчелл. К тому же рост цен на нефть предполагает снижение рентабельности, поэтому БКС в прошлую пятницу изменил рекомендацию на акции «Аэрофлота» с «покупать» на «держать» и установил целевую цену в 102 руб. за бумагу.
За неделю акции «Аэрофлота» выросли почти на 9%, причем это рост без новостей, против рынка (индекс Московской биржи упал на 1%), никаких краткосрочных драйверов такого роста нет, говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. «Мы рекомендуем клиентам фиксировать прибыль и сокращать позиции по этой бумаге», – добавляет он.
«С начала года «Аэрофлот» подорожал на Московской бирже на 50%, по-моему, так не подорожала ни одна бумага. Сейчас рост слишком значительный, это загадка», – соглашается Митчелл. Возможно, инвесторы скупают акции в расчете на хорошие показатели компании по итогам первого полугодия, отчетность по МСФО за I квартал «Аэрофлот» не готовит, добавляет он.

ГУДОК; АЛЕКСАНДР ФРОЛОВ; 06.06.2016; МИНТРАНС РФ ГОТОВИТ МКЖД К ИНТЕГРАЦИИ В ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ МОСКВЫ

Оплата проезда и предоставление льгот пассажирам будут осуществляться по столичным, а не федеральным правилам
Оплатить проезд в электричке на Малом кольце Московской железной дороги (МКЖД) можно будет единым городским проездным билетом, об этом говорится в тексте проекта приказа Минтранса РФ, опубликованном на федеральном портале раскрытия проектов нормативных актов. Документ предполагает внесение изменений в действующие правила перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом и порядок оплаты проезда пассажирами.
«В настоящее время, на основе билетов на 30 дней («ежедневно» на железнодорожном транспорте и «Единый» в метро и наземном транспорте) разрабатывается новый, объединённый вид билета, который позволит совершать поездки в пригородных поездах, метрополитене и наземном транспорте города Москвы, – говорится в пояснительной записке Минтранса РФ к проекту приказа. – Используемые на сегодняшний день билеты метрополитена и наземного городского транспорта не отвечают установленным законодательством о железнодорожных перевозках требованиям к бланкам строгой отчетности, а также требованиям в части реквизитов, которые в обязательном порядке должны указываться на проездном документе».
Предлагаемые изменения, уточняет Минтранс РФ, позволят использовать единый проездной документ как при использовании метро и наземного городского транспорта города Москвы, так и для проезда по Малому кольцу Московской железной дороги.
Согласно информации, опубликованной для публичного обсуждения проекта приказа, предполагаемый срок вступления нововведений в силу – декабрь 2016 года.
Как пояснили корреспонденту Gudok.ru в пресс-службе Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры правительства Москвы, фактически этим приказом МКЖД переводится в разряд городского транспорта: сейчас оплатить проезд городскими проездными билетами в пригородных поездах по закону нельзя, поэтому Малое кольцо Московской железной дороги исключается из перечня федеральных железных дорог и становится, по сути, вторым кольцом Московского метрополитена. Кроме того, на МКЖД будет действовать перечень льготников, утвержденный законодательством города Москвы, который существенно шире, нежели действующий перечень пассажиров, имеющих льготы на проезд в железнодорожном транспорте, добавили в столичном департаменте транспорта.
Малое кольцо Московской железной дороги – один из ключевых проектов модернизации транспортной инфраструктуры Москвы. Само кольцо существует в столице с 1908 года, но использовалось оно более века лишь для грузовых перевозок. С 2010 года началась его реконструкция. МКЖД должно стать, по сути, вторым кольцом метро, которое будет интегрировано в его систему.
После запуска и интеграции с метрополитеном МКЖД позволит снизить пассажиропоток на Сокольнической линии метро на 20%, на Кольцевой – на 15%, Люблинской – на 14%, Филевской – на 12%, Таганско-Краснопресненской – на 18% и Серпуховско-Тимирязевской – на 5%.
Нагрузка на Казанский вокзал уменьшится на 30%, Курский – на 40%, Ярославский – на 20%, Рижский – на 30%, Ленинградский – на 20%.
Всего на МКЖД, протяженность которого составляет 54 км, запланирована 31 станция, каждая из которых будет работать в режиме транспортно-пересадочного узла. С каждого можно будет совершить пересадку на наземный городской транспорт. С 17 станций можно будет пересесть на метро и с 10 – на радиальные направления железной дороги, у 13 станций будут организованы перехватывающие парковки.
Интервал движения поездов в часы пик составит 5–6 мин. Средняя продолжительность поездки – 12-18 минут. Общее время продолжительности поездки по всему кольцу – 75 минут. Ожидаемый пассажиропоток в 2017 году – 75 млн человек.
Пассажирские перевозки по МКЖД откроется во второй половине 2016 года. Новый пересадочный контур будет нанесен на карты метрополитена как единая система рельсового скоростного транспорта столицы. Работа магистрали предусматривается с шести утра до часу ночи.

ИЗВЕСТИЯ; ИВАН ЧЕБЕРКО; 07.06.2016; «ЭРА-ГЛОНАСС» ПРИЗНАЛИ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

Росстандарт официально подтвердил, что с 2017 года система «ЭРА-ГЛОНАСС» не станет обязательной для всех выпускаемых в оборот новых автомобилей на территории Таможенного союза (ТС). При этом обязательная комплектация терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» по-прежнему предусмотрена техническом регламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств». В этом документе написано, что с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных оперативных служб – обязательная опция для всех новых транспортных средств. Теперь оказалось, что это не совсем так.
– Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении «ЭРА-ГЛОНАСС», – пояснили в пресс-службе Росстандарта. – При этом одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые были выданы до даты ввода требований, действительны до окончания срока их действия. Учитывая изложенное, при наличии действующего ОТТС допускается выпуск в обращение транспортного средства без устройства вызова экстренных оперативных служб.
ОТТС дается на тип конструкции, то есть на некую совокупность автомобилей, и действует три года. И если производитель авто получит ОТТС в Росстандарте 31 декабря 2016 года (или продлит его), то он получит ОТТС, который будет действовать еще три года, то есть до 31 декабря 2019-го. Можно также продлить документ в режиме «распространения с продлением». Например, есть модель ВАЗ-2107 в десяти модификациях. Придумали еще одну модификацию – например, с модернизированной коробкой передач – и за счет этого продлили ОТТС на все модификации еще на три года.
Российская система «ЭРА-ГЛОНАСС» формально введена в эксплуатацию 1 января 2015 года, а фактически – с 1 января 2016-го. Если машина попадает в аварию, сигнал о ДТП с указанием точных координат автоматически передается службам спасения. «ЭРА-ГЛОНАСС» в России, ее аналог под названием «ЭВАК» в Казахстане и такая же система под названием «ЭРА РБ» в Белоруссии должны были начать работать одновременно, так как наличие соответствующего терминала в новых моделях машин еще в 2011 году было предусмотрено в техническом регламенте ТС . Тем не менее ни в Белоруссии, ни в Казахстане аналоги «ЭРА-ГЛОНАСС» пока не готовы. Таких систем нет и в других странах Таможенного союза – Армении и Киргизии.
Не успев подготовить инфраструктуру, представители правительств Казахстана и Белоруссии ранее официально обращались к российским властям с предложением отложить внедрение «ЭРА-ГЛОНАСС» на два года. Официально им согласием не ответили, но фактически навстречу пошли, не став заделывать лазейки в законодательстве, связанные ОТТС. Хотя глава АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков ранее заявлял, что в законодательство планируется внести коррективы, которые лазейки устранят. С этой идеей Недосеков обращался в Минпромторг, но безрезультатно – на запрос «Известий» в Минпромторге ответили примерно то же, что и в Росстандарте.
– Продление действия одобрения типа транспортного средства на новый срок, не превышающий трех лет, согласно пунктам 62-65 технического регламента, производится на основании заявки в случае соответствия типа транспортного средства перечню требований, действующих на момент оформления нового одобрения типа транспортного средства, – заявили в пресс-службе Минпромторга.
Фактический перенос обязательного оснащения автомобилей устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС» на рубеж 2020 года больнее всего бьет по интересам АО «ГЛОНАСС» – госкомпании, в распоряжение которой передана система «ЭРА-ГЛОНАСС». Потому что в сентябре 2015 года совет директоров государственного АО «ГЛОНАСС» утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета (сейчас содержание «ЭРА-ГЛОНАСС» финансирует государство). Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными (читай, массовыми) уже в 2017 году. С этими вводными в Высшей школе экономики был заказан бизнес-план развития компании. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не сможет сказать, сколько авто с «ЭРА-ГЛОНАСС» на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых Mercedes и Bentley, уже оснастили некоторые модели устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС». Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей – это две совершенно разные ситуации.
– В случае переноса срока обязательного внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС» в конструкцию автомобиля добросовестные автопроизводители, которые уже профинансировали оснащение своих автомобилей, окажутся в условиях неравной конкуренции, – отметили в пресс-службе АО «ГЛОНАСС». – Мы уже не раз высказывались против переноса сроков обязательного внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС», потому что обеспечение безопасности жизни граждан – приоритет для государства. Хотим напомнить о поручениях президента РФ Владимира Путина по итогам заседания президиума госсовета по вопросам безопасности дорожного движения: в срок до 01.06.2016 обеспечить информационно-технологическое сопряжение ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» с экстренными оперативными службами в автоматизированном режиме и в срок до 01.09.2016 принять меры по активизации работы производителей автотранспортных средств по установке на новые автомобили устройств вызова экстренных оперативных служб при ДТП.
Среди автопроизводителей особого интереса к внедрению «ЭРА-ГЛОНАСС» пока не наблюдается.
В крупнейшей дилерской сети BMW «Известиям» пояснили, что в ближайшее время ни одна модель не будет оборудоваться терминалом «ЭРА-ГЛОНАСС».
– В наших машинах есть кнопка SOS, но это связь с диспетчером BMW – он тоже сможет вызвать вам помощь, – пояснили в компании.
Столичный дилер Toyota заверил, что никакого оборудования с ГЛОНАСС не планируется к установке на автомобили Toyota в ближайшее время.
Официальный дилер Peugeot ответил столь же категорично:
– Никакие модели в ближайшее время терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» комплектоваться не будут, мы впервые слышим, что со следующего года это оборудование станет обязательным. Производитель не давал нам никакой информации по данной системе.

ВЕДОМОСТИ; ЕКАТЕРИНА МЕРЕМИНСКАЯ; 07.06.2016; МИНТРАНС НАДЕЕТСЯ ВЫПОЛНИТЬ ПОРУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА ПУТИНА

Министерство рассчитывает резко увеличить строительство дорог в 2018-2020 годах
В этом году будет построено и реконструировано 360,3 км федеральных трасс, говорится в новой версии проекта деятельности Минтранса на 2016-2020 гг. (документ опубликован на его сайте, см. график). Планы министерства сильно снизились – в версии документа от 2013 г. они были вдвое выше (734,2 км).
Строительство дорог резко сократилось в 2015 г.: первоначальный план был 652,5 км, потом он сократился до 566,5 км, а в итоге было введено 422 км. В бюджете 2015 г. было сокращено финансирование со 129 млрд до 93,3 млрд руб., объяснял Минтранс, кроме того, в 2014 г. план был перевыполнен на 47,48 км. Спад, по прогнозам Минтранса, растянется на три года. Но затем отрасль ждет рывок – в 2018 г. должно быть построено втрое больше, чем в 2017 г., и еще почти в 2 раза больше в 2020 г.
Удвоить строительство дорог поручал президент Владимир Путин в инаугурационных указах 2012 г. За 2003-2012 гг. было построено и реконструировано 3800 км федеральных трасс. То есть Минтрансу предстояло ввести в эксплуатацию 7600 км в 2013-2022 гг. Пока построено 1733 км, до 2020 г. Минтранс планирует построить еще 4517 км. «Мы далеко не дотягиваем до тех объемов, которые необходимы для удвоения строительства», – констатировал в апреле гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин. Представитель Минтранса не прокомментировал прогнозы. Несмотря на снижение финансирования в 2015–2016 гг., Росавтодор будет пытаться выполнить поручение президента, комментирует представитель агентства. Но для этого в будущем нужно увеличивать финансирование, признает он, кроме того, Росавтодор планирует привлекать частный капитал.
Поручения президента не были надуманной политической декларацией, это была консенсус-позиция экспертов и отраслевого сообщества, вспоминает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин, тогда преобладал бюджетный оптимизм, который потом корректировался вслед за действительностью. Если подходить к поручению формально, то выполнить его несложно – например, построив сотни километров однополосных дорог, рассказывал федеральный чиновник. Обсуждалось снижение максимальной расчетной скорости движения по трассам со 150 до 130 км/ч – это снизило бы стоимость строительства дорог и не нарушило бы нормативов. Но чтобы увеличить пропускную способность, нужны дорогостоящие эстакады и развязки, поэтому обсуждалась идея учитывать сложные сооружения с повышающим коэффициентом, чтобы они давали прирост километража.
План на 2016-2017 гг. вполне реалистичный, считает Блинкин. А будущие рекорды – обычная практика долгосрочного планирования Минтранса, когда недостроенные километры «перемещаются вправо», построить их смогут только при повышении бюджетного финансирования.
Заявленные планы выглядят аг­рессивно, непонятно, откуда появятся деньги и кто будет строить эти дороги после 2018 г. – ситуация в отрасли сложная, говорит партнер KPMG Алексей Назаров. Если найдутся деньги, то строительная отрасль построит запланированные дороги, полагает руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО центра» Евгений Мазур. Помимо крупных государственно-частных проектов, таких как платные трассы Москва – Санкт-Петербург и ЦКАД, есть планы реконструкции дорог Москва – Уфа и Москва – Челябинск, нуждаются в реконструкции и трассы Москва – Киев, Москва – Ялта, говорит Мазур. Нельзя отказываться от плана удвоить строительство, считает Блинкин, Россия в рейтинге качества автомобильных дорог занимает 123-е место (из 140 стран в Индексе всемирной конкурентоспособности – 2015–2016), а по протяженности дорог в сопоставлении с населением на одном уровне с бедными странами Африки и Азии.

LENTA.RU; 06.06.2016; В ЗАПЛАТАННЫХ ШТАНАХ

РЖД перешли в режим жесткой экономии
«Российские железные дороги» (РЖД) сокращают до 424 миллиардов рублей инвестиционную программу на текущий год, затраты на развитие Восточного полигона и планируют продать активов на 14 миллиардов рублей. Это позволит монополии в 2016-м обойтись без субсидий из бюджета на финансовую устойчивость и ускорить строительство Малого кольца московской железной дороги (МКЖД).
Тариф «Экономный»
РЖД сокращают издержки, новый менеджмент под руководством Олега Белозерова стремится сделать компанию более эффективной, стараясь по возможности не урезать зарплаты сотрудникам. Таким был основной посыл беседы главы РЖД с журналистами на Международном железнодорожном форуме «Стратегическое партнерство 1520», прошедшем на минувшей неделе в Сочи.
«Если раньше процесс сокращения расходов вызывал непонимание у людей, [то] как минимум первую стадию мы прошли. И [теперь] коллеги понимают, что это реальный путь выжить, в том числе выполнить все обязательства [перед сотрудниками] – заплатить зарплату и даже ее увеличить», – сказал Белозеров.
При прежнем президенте Владимире Якунине, возглавлявшем монополию на протяжении 10 лет вплоть до августа прошлого года, увещевания правительства и ФАС о снижении трат долгое время не находили отклика в сердцах руководителей железнодорожного холдинга. А на заседаниях кабинета министров шли ожесточенные споры по поводу размера субсидий из госбюджета для РЖД на очередной год. Газета «Ведомости» называла основной причиной ухода со своего поста разногласия Якунина с руководством страны относительно размера господдержки монополии.
Так, в 2014-м госкомпания получила из бюджета 27,6 миллиарда рублей на поддержание финансовой устойчивости при «нулевой индексации» грузового тарифа, 27 миллиардов – на компенсацию выпадающих доходов по пригородным перевозкам. Компенсации пассажирской дочке РЖД за перевозки в общих и плацкартных вагонах составили 23 миллиарда рублей. Убыток РЖД по международным стандартам финотчетности (МСФО) в 2014 году составил 99 миллиардов рублей. Заработать в 2011 и 2012 годах РЖД помогла продажа акций Первой грузовой компании, за которые холдинг UCL Владимира Лисина заплатил больше 175 миллиардов рублей. В 2013-м прибыль по МСФО упала в 2,5 раза к предыдущему году, несмотря на то, что руководству РЖд все же пришлось запустить антикризисную программу, благодаря которой монополия сэкономила около 100 миллиардов.
Первые полгода на посту президента РЖД Олега Белозерова оказались удачными для компании: по итогам 2015-го монополия получила чистую прибыль в 8,2 миллиарда рублей. Доходы от грузовых перевозок и предоставления логистических услуг за год выросли почти на 39 процентов, в том числе за счет выручки оператора Gefco (РЖД владеют 75 процентами акций), пояснялось в финансовом отчете по МСФО. Кроме того, в РЖД впервые за последние несколько лет не попросили помощи в виде субсидий на финансовую устойчивость и пообещали увеличить тарифы на перевозку грузов лишь на 9 процентов, а с учетом скидок для грузоотправителей – на 7,5 процента (в 2015-м тариф индексировался на 10 процентов). Объемы погрузки на сети российских железных дорог в мае росли (на 3,1 процент, почти до 103 миллионов тонн) и по итогам полугодия также будут неплохими и даже превысят план, сказал Белозеров.
Пополнить изрядно похудевший без госсубсидий кошелек в РЖД рассчитывают за счет продажи непрофильных активов. В конце 2015 года компания избавилась от блокпакета акций «Трансмашхолдинга», выручив 162 миллиона евро. В планах на текущий год: продажа акций некоторых «дочек» оценочной стоимостью 14 миллиардов рублей. Речь, в частности, идет о ценных бумагах ВРК-3, БетЭлТранса, Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), калужского завода «Ремпутьмаш», Московского механического завода «Красный путь». Также компания в 2016-2018 годах планирует реализовать недвижимость остаточной стоимостью более 10 миллиардов рублей. В перспективе РЖД могут приватизировать свой телекоммуникационный актив – компанию «ТрансТелеКом» (ТТК).
Железные дороги ведут в Москву
Более гибко в РЖД стали подходить к распределению денежных ресурсов. Инвестпрограмму на текущий год уменьшили на 8 миллиардов рублей, до 424 миллиардов. Сроки сдачи некоторых объектов по программе развития Восточного полигона, предусматривающей расширение БАМа и Транссиба и подходов к портам, сдвинули в пользу других проектов – в частности, активизации строительства Малого кольца московской железной дороги. «Наша задача максимально состыковать развитие портовых и добывающих производств с пропускными способностями [железных дорог]. Соответственно, если мы раньше вложим деньги, но у нас не будет [достаточного количества] грузов, то мы все проиграем», – пояснил Белозеров.
В ноябре прошлого года замминистра транспорта Алексей Цыденов говорил, что за счет перераспределения средств с инфраструктурных проектов РЖД получат 39 миллиардов рублей из ФНБ на субсидирование пассажирских перевозок.
«Направления, где [необходимо] повышать эффективноcть [работы] есть, в том числе энергоэффективность. Вопрос: сможем ли мы и в какой промежуток времени сделать прорыв», – отмечает Белозеров. Экономить РЖД помогут новые материалы, в частности закупка более долговечных рельсов. Поработать придется также Минтрансу: необходимо пересмотреть старые нормативные акты, негативно влияющие на эффективность работы компании. Для экономии средств и времени своих клиентов РЖД внедряют технические новинки, рассказал на форуме ее вице-президент Салман Бабаев. «В ближайшее время мы уйдем от заявочной системы, будем в автоматическом режиме полностью удовлетворять потребности на перевозку груза», – сообщил он.
Либерализация не по размеру
На фоне тотального сокращения издержек и структурной перестройки РЖД передача в частную собственность локомотивов в ближайшей перспективе выглядит маловероятной. «Мне кажется, что это слишком широкий шаг. Штаны могут не выдержать», – так прокомментировал эту идею Олег Белозеров. Для либерализации тяги в России, по его словам, нужно разработать детальный механизм функционирования этой системы.
На первом этапе он считает целесообразным не выводить локомотивы на рынок, а создать специальное структурное подразделение в рамках РЖД, на котором «можно потренироваться». «Найдем вариант [работы частных локомотивов], буду обеими руками за то, чтобы все приватизировать, продать. Только не нанеся ущерба государству и грузоотправителям, – заявил глава РЖД. – Локомотив везет сформированный состав. И систему передачи сигналов: кто, где и куда едет, в какой промежуток времени – создать очень сложно. Пока никто мне не ответил на вопрос, как это можно организовать». Очистить баланс госкомпании от «локомотивной» обузы Белозеров предлагает по-другому: вместо покупки брать тепловозы и электровозы в аренду, либо приобретать в лизинг. Такую схему, отметил он, РЖД планируют опробовать уже в 2017 году.
Либерализация тяги, пожалуй, главный камень преткновения в готовящейся целевой модели развития грузовых железнодорожных перевозок, которую Минэкономразвития сейчас обсуждает с компаниями-операторами и РЖД. Главы агентства Infranews Алексей Безбородов считает опасения РЖД оправданными: «Договориться с крупными операторами, желающими войти на рынок тяги о том, чтобы обслуживать все направления, а не только самые загруженные, а значит, и самые выгодные, не получается. А оставлять РЖД только маневровые работы не правильно».
За «Мерседес» – ответят
По словам Белозерова, компания не забывает «о сокращении издержек на центральный аппарат». В феврале в СМИ широко обсуждалась история с увольнением глав «ТрансТелеКома» и «Росжелдорснаба» (отвечает за закупки для монополии) после публикации данных ОНФ, согласно которым дочерняя структура ТТК собиралась приобрести «Мерседес» за 9 миллионов рублей. Незадолго до названных кадровых решений Белозеров провел оперативное совещание, где жестко раскритиковал покупки дорогих служебных автомобилей.
В беседе с журналистами на железнодорожном форуме глава РЖД пообещал не лишать эффективно работающих топ-менеджеров служебных иномарок. «За такой результат, ну, может, не BMW, а хороший [служебный] автомобиль не жалко оставить. Потому что экономия для нас всех гораздо больше», – сказал он.
При всех сложностях формирования российского бюджета и нюансах реформирования железных дорог очевидно, что выворачивать карманы крупнейшей российской госкомпании никто не собирается. Благодаря льготам по налогу на имущество (действие льготы продлили на текущий год) РЖД в 2016 году сэкономит 22 миллиарда рублей. В начале февраля этого года премьер-министр России Дмитрий Медведев увеличил уставный капитал РЖД на 47 миллиардов для финансирования их инвестпроектов. Кроме того, в апреле министр транспорта Максим Соколов объявил, что РЖД разрешено использовать около 40 миллиардов рублей из ФНБ на закупку локомотивов.

РУССКАЯ ПЛАНЕТА; 06.06.2016; ИЗ МУРМАНСКА В БРЕСТ СОСТОИТСЯ АВТОПРОБЕГ «ДОРОГАМИ ПАМЯТИ»

12 июня из Мурманска стартует международный автопробег в Брест «Дорогами памяти», передает «Вечерний Мурманск».
Мероприятие приурочено к 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны. В Мурманске состоится и шоу ретро-автомобилей.
В 14:00 на площади Пять Углов состоится торжественное мероприятие. Участие в нем планируют принять представители городских и региональных властей и министр транспорта страны Максим Соколов.
Организатором автопробега является Росавтодор. Участие в нем примут сотрудники дорожных отраслей России, Белоруссии и Казахстана.
За 10 дней участники автопробега проедут по территории Республики Карелия, Мурманской области, ленинградской области, Псковской, Смоленской, Брянской областей и Республики Беларусь.
Целью автопробега является оценка состояния федеральной дорожной сети, обсуждение перспективных направлений развития ключевых автомобильных коридоров северо-западной и западной частей страны. Почтят участники автопробега и память воинов Великой Отечественной войны.
Автопробег завершится 22 июня, в День памяти и скорби, в Бресте.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА ЭКОНОМИКА СЕВЕРО-ЗАПАДА; СВЕТЛАНА ЦЫГАНКОВА; 07.06.2016; ДЕНЬГИ ОТ «ПЛАТОНА»

Прошло ровно полгода, как в России начала действовать система «Платон». Федеральное дорожное агентство официально заявляет, что на сегодняшний день ее участниками стали более 70 процентов крупных грузовых перевозчиков. В бюджет поступило восемь миллиардов рублей.
О «Платоне», название которого расшифровывается как «Плата за тонны», стали говорить с начала прошлого года. Владельцев 12-тонных машин уведомили, что теперь они обязаны платить за проезд по федеральным дорогам. Ввели же систему потому, что ущерб от движения одной подобной машины по трассе равносилен тому, который наносят несколько тысяч легковых автомобилей. При этом сумма реального ущерба, наносимого грузовыми автомобилями, выше на 260 процентов. Большую же часть налоговой нагрузки при этом несут владельцы легковых машин, за их счет и ремонтируют покрытия. Вот и решили восстановить справедливость и заставить платить тех, кто реально причиняет дорогам ущерб. Это понравилось не всем. Но в большинстве транспортных компаний начали работать по системе «Платон» с 15 ноября 2015 года, на федеральных трассах стали фиксироваться первые платежи и начисления. Тариф – 1,53 рубля за один километр. Для сравнения: в соседней Беларуси ставка (по текущему курсу доллара) в шесть раз выше, а в Австрии – в 20 раз больше. Кстати, снижены и штрафы – пять тысяч рублей, а за повторное нарушение – десять тысяч.
Протяженность федеральных дорог в Северо-Западном округе составляет 5 996,8 километра. На них открыты 22 центра обслуживания пользователей (13 региональных офисов и девять пограничных), где владельцы большегрузов получают подробную информацию, регистрируются в системе, забирают бортовое устройство и оплачивают маршрут.
Куда пойдут накопленные деньги? Одним из первых объектов в стране, который построят за счет средств, взимаемых системой «Платон», станет новый мост через реку Шексну в городе Череповце Вологодской области. Об этом стало известно на рабочей встрече губернатора региона Олега Кувшинникова и заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Астахова.
– Трудно внедрялась эта система, тяжело было убедить перевозчиков, что ущерб, наносимый дорогам, нужно возмещать. Сейчас все баталии позади, результаты показывают, что владельцы грузовиков участвуют в системе, поэтому стоит задача эффективного освоения полученных средств. Мостовой переход через реку Шексну в Череповце может быть одним из первых объектов, построенных на деньги от работы «Платона», – сказал заместитель главы Росавтодора. – 2016 год должен быть решающим, чтобы мы смогли заключить соглашение и начать реализацию масштабного проекта.
Несколько лет назад проект моста в Череповце не включили в госпрограмму модернизации транспортной системы страны. Основная причина заключалась в том, что путепровод не являлся частью федеральной или региональной трассы, поэтому ответственность за строительство объекта несла городская администрация. И только в конце октября 2015 года проект строительства нового мостового перехода через Шексну в Череповце включили в перечень приоритетных для региона.
На деньги, собранные от «Платона», реконструируют и один из главных путепроводов Петрозаводска – Гоголевский мост. Он уже закрыт несколько лет. Неудовлетворительное состояние сооружения подтвердили и данные экспертизы: 80 процентов опор в предаварийном состоянии, повреждены 70 балок. В республиканском и городском бюджетах денег на его строительство нет. По предварительным данным, нужно более одного миллиарда рублей. И не только для того, чтобы привести в порядок само дорожное покрытие и укрепить опоры, но и для расширения моста. А для этого надо снести несколько старых двухэтажных деревянных домов, расположенных рядом, и приобрести жителям новые квартиры.
– В ближайшей перспективе из средств «Платона» предполагается поддержка строительства таких объектов, как Лискинский тоннель в Воронежской области, путепроводы в Тверской и Ленинградской областях, мост Фрунзенский в Самарской области, и реконструкции моста Ворошиловский в Ростове-на-Дону, Гоголевского путепровода в Петрозаводске, а также строительства и реконструкции автодорог на Северном Кавказе, – подтвердили в пресс-службе минтранса РФ.
Всего же на счет «Платона» за полгода работы уже перечислили восемь миллиардов рублей. Как обещает министр транспорта РФ Максим Соколов, к концу 2016 года их станет около 20 миллиардов. Оценить новую систему можно будет через три-четыре года. Именно в эти сроки и предполагается запустить движение на первых региональных мостах и дорогах, построенных благодаря софинансированию за счет платежей дальнобойщиков. Это даст большой мультипликативный эффект и для развития регионов. Результат почувствуют и простые автомобилисты, и сами дальнобойщики, так как с развитием инфраструктуры предполагается и увеличение объемов грузоперевозок.
Как заявляют в Федеральном дорожном агентстве, за ущерб, наносимый государственной инфраструктуре, должны платить те, кто использует ее в целях извлечения собственной коммерческой прибыли. Резкого повышения цен на перевозимые товары не ожидается. Запуск системы «Платон» остался экономически незаметным для потребителей, так как сборы с автомобилей массой свыше 12 тонн увеличили их стоимость не более чем на 0,5 процента.
прямая речь Максим Соколов, министр транспорта РФ: – Мы считаем возможным порядка 10 миллиардов рублей из средств, которые сегодня запланированы в расходных обязательствах бюджета в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда грузовиков с массой выше 12 тонн, направить на предоставление дополнительных трансфертов.
Денежные субсидии планируется перечислить в следующие регионы: Волгоградская, Саратовская, Омская, Костромская, Тверская, Архангельская, Вологодская, Рязанская, Владимирская, Кировская, Самарская, Челябинская области, Республики Карелия, Алтай, Калмыкия, Марий Эл, а также в города Екатеринбург и Ростов-на-Дону.