X

Обзор прессы от 04.03.2016

04.03.2016

ИНТЕРФАКС; 03.03.2016; СУД ПОДТВЕРДИЛ ЗАКОННОСТЬ АННУЛИРОВАНИЯ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА У АВИАКОМПАНИИ «БЫЛИНА»

Девятый арбитражный апелляционный суд в среду, 2 марта, подтвердил решение Арбитражного суда Москвы, который 8 декабря 2015 года отказал ООО «Авиакомпания «Былина» в иске к Росавиации об обязании возвратить сертификат эксплуатанта, выданный 9 марта 2012 года.
Как отмечается в информации на сайте суда, суд отклонил апелляцию авиакомпании.
Из материалов дела следует, что Росавиация 2 декабря 2014 года аннулировала у ООО «Авиакомпания «Былина» сертификат эксплуатанта.
Росавиация с 1 сентября 2014 года приостановила действие сертификата эксплуатанта у авиакомпании в связи с тем, что ее гендиректор 26 августа обратился в ведомство с просьбой приостановить действие сертификата из-за ухудшения финансового положения авиакомпании и невозможности выполнять дальнейшую перевозку своих пассажиров.
По результатам рассмотрения дела Росавиация выявила у авиакомпании неурегулированную задолженность перед альтернативными перевозчиками (ЗАО «ПО «Космос», ООО «Авиакомпания «Центр-Юг», ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал», ОАО «АК «Уральские авиалинии» (MOEX: URAL)). По состоянию на сентябрь 2014 года долг составил 24,1 млн рублей. 2 декабря 2014 года Росавиация издала приказ об аннулировании у «Былины» сертификата эксплуатанта.
Суд полагает, что компания не представила доказательств незаконности издания приказа об отзыве сертификата.
По данным Росавиации, до 13 сентября 2014 года авиакомпания реализовала более 2 тыс. билетов на внутренние рейсы в Анапу, Геленджик, Иваново, Краснодар, Пермь, Симферополь и Челябинск.
Авиакомпания «Былина» основана в 1992 году, выполняла чартерные перевозки на самолетах Як-40 и Ту-134 класса люкс. Также в парке авиакомпании – 5 самолетов Ту-134 эконом-класса, которые использовались для перевозки спортивных клубов и вахтовых бригад газовых и нефтяных компаний. Самолеты базировались в Москве, Перми, Уфе и Самаре.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 03.03.2016; ЛОУКОСТЕР «ПОБЕДА» ПОЛУЧИЛ ПРИБЫЛЬ В ПЕРВЫЙ ЖЕ ГОД РАБОТЫ

В 2015 г. авиакомпания заработала 37 млн руб. при запланированных убытках в 1,5 млрд руб.
Авиакомпания «Победа» в 2015 г. вышла на небольшую прибыль по РСБУ, чем весьма гордится ее гендиректор Андрей Калмыков, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры двух компаний из авиационного сектора, знающие об этом от самого Калмыкова. Информацию о прибыли подтвердили и в пресс-службе «Аэрофлота».
«Победа» начала летать лишь в декабре 2014 г. Планировалось, что 2015 г. лоукостер завершит с убытком в 1,5 млрд руб., говорит человек, близкий к «Аэрофлоту». Но в действительности компания получила 37 млн руб. чистой прибыли при выручке около 11 млрд руб., добавляет другой.
«Самолеты «Победы» (в парке 12 новых Boeing 737) эксплуатируются сверхинтенсивно: в воздухе они проводят 14 часов в сутки. Это дает низкие операционные затраты на один летный час. Компания серьезно экономила топливо: например, было снято ненужное оборудование (печи для разогрева еды, тележки и др.), самолеты стали легче на 1,5 т каждый, что снизило стоимость летного часа еще примерно на 380 руб., разработанная совместно с Boeing технология руления на одном двигателе дала экономию 100 кг топлива на каждом рейсе», – перечисляет человек, близкий к «Аэрофлоту».
Еще один собеседник, близкий к группе, добавляет, что «Победа» не тратится на рекламу и экономит на персонале: на одного сотрудника пришлось 5000 перевезенных пассажиров (всего 3,1 млн в 2015 г.), хотя среднемировой показатель – 1000 пассажиров на сотрудника. Кроме того, у лоукостера нулевой кредитный портфель, поэтому ему не нужно тратить деньги на выплату процентов.
Человек, близкий к «Аэрофлоту», напоминает, что «Победа» самостоятельно ведет коммерческую деятельность (за остальных своих «дочек» билеты продает «Аэрофлот») и платит за лизинг без помощи материнской компании, хотя принадлежность к «Аэрофлоту» позволила получить низкие лизинговые ставки за счет масштабов бизнеса всей группы.
Уже в пятерке
В январе «Победа» перевезла 331 000 пассажиров, это пятый показатель в России (по итогам 2015 г. была на 7-м месте), причем отстала от 3-го и 4-го мест всего на 47 000 и 20 000 пассажиров соответственно.
Другой собеседник добавляет, что «Победа» не готовит отчетность по МСФО, но разница с РСБУ была бы совсем незначительной.
Ведь «дочек» у нее нет, а самолеты взяты в операционный лизинг (при финансовом, когда самолеты становятся собственностью авиакомпании, в МСФО иначе учитываются амортизационные отчисления). МСФО может требовать дополнительных, как правило, неденежных расходов (например, резервов), что могло бы ухудшить финансовый результат, уточнили в пресс-службе «Аэрофлота».
В 2016 г. «Победа» планирует перевезти 4 млн пассажиров, что сделает ее лидером по росту на российском рынке, сказал в среду на дне IATA в России гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Согласно обновленной стратегии «Аэрофлота» (есть у «Ведомостей») в 2016–2021 гг. пассажиропоток «Победы» будет расти примерно на 20% ежегодно, у самого «Аэрофлота» – на 7%, у его «дочки» «Россия» – на 5%.
«Модель лоукостера оказалась очень востребованной на российском рынке, «Победе» удалось сгенерировать новый пассажиропоток – около 15% ее пассажиров впервые в жизни смогли позволить себе путешествие на самолете», – говорит человек, близкий к «Аэрофлоту».
«При запуске лоукостера «Аэрофлот» предполагал, что прибыль будет получена не раньше третьего года работы», – напоминает аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин.
«Безусловно, успеху «Победы» способствовали и объективные факторы: кризис в российской авиаотрасли, уход «Трансаэро», которая в последний год занижала цены себе в убыток до уровня лоукоста, – рассуждает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Андреев. – Но далеко не факт, что в этом году кризис поможет, так как при дальнейшем снижении платежеспособного спроса люди начнут совсем отказываться от полетов».
14 часов в воздухе – очень хороший показатель для среднемагистрального самолета, для российского рынка хороший показатель – 10–12 часов, добавляет он. «У второго европейского лоукостера – EasyJet – налет в 2015 г. был 10 часов в сутки, у группы «Аэрофлот» – 9,5 часа», – добавляет Ганелин.
Не менее 10% пассажиров в 2015 г. «Победа» перевезла по тарифу 999 руб., заявил в среду Савельев. Количество таких билетов зависит от платежеспособного спроса, на майские праздники их нет совсем, в низкий сезон может быть до 100 на рейс, на направлениях с плохим платежеспособным спросом (например, из Москвы в Киров или Чебоксары) их может быть 80% всего самолета (вместимость – 189 кресел).
Сам «Аэрофлот» в прошлом году по МСФО получил 415,17 млрд руб. выручки (+29,8% к 2014 г.), 58,7 млрд руб. EBITDA (рост в 2,4 раза) и 6,5 млрд руб. чистого убытка (сократился в 2,6 раза).

РИА НОВОСТИ; 03.03.2016; САНКЦИИ СБ ООН НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ПРОЕКТ С РЖД «ХАСАН-РАДЖИН»

Новые санкции Совбеза ООН по КНДР не распространяются на совместный логистический проект с РЖД «Хасан–Раджин»; российская компания рассматривают это как поддержку проекта на самом высоком международном уровне и рассчитывает на продолжение сотрудничества, а также намерена продолжить переговоры с партнерами в Южной Корее, сообщили РИА Новости в РЖД.
«Согласно пункту 29а резолюции Совета безопасности ООН, ограничения не распространяются на проект Хасан–Раджин, который ориентирован на транзитную перевозку энергоносителей из России в третьи страны с использованием порта Раджин», – заявили в РЖД в четверг. Порт Раджин расположен в КНДР.
РЖД, отметили в компании, рассматривают это как выражение поддержки проекта на самом высоком международном уровне и рассчитывает на продолжение конструктивного сотрудничества с партнерами, в том числе в третьих странах, в рамках данного проекта.
«В том числе, компания намерена продолжить переговоры с партнерами в Южной Корее с учетом стратегической заинтересованности последних и долгосрочных целей по модернизации Транскорейской железнодорожной магистрали», – сообщили в РЖД.
По словам собеседника агентства, в 2016-2017 годах по действующим контрактам через порт Раджин будет отгружено около 2,5 миллиона тонн угля. В течение 2015 года была организована перевозка и перевалка более 1,2 миллиона тонн угля, в том числе осуществлены тестовые отправки угля в Корею. Также была реализована пробная перевалка контейнеров с бутилированной водой из Китая в Корею.
Основной объем отправок российского угля (порядка 85% от общего объема) через терминал порта по-прежнему осуществляется для потребителей Китая. С учетом значительной доли стран АТР в структуре общемирового импорта угля, порт Раджин в силу своего оптимального географического положения сохраняет конкурентное преимущество для российских отправителей, отмечается в сообщении. Логистическое сопровождение перевозок грузов в порт Раджин осуществляет «РЖД Логистика».

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 04.03.2016; ТРИДЦАТЬ МИЛЛИАРДОВ НА «УРАГАН»

ГТЛК может опять попросить господдержки
Как выяснил «Ъ», Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может запросить у государства на реализацию плана «Ураган» по консолидации лизингового парка вагонов до 30 млрд руб. Деньги, по данным «Ъ», нужны, чтобы ГТЛК не нарушила свои ковенанты по соотношению капитала и активов. По мнению экспертов, 30 млрд руб.– адекватная сумма для привлечения 200 тыс. вагонов и соблюдения ковенант, но консолидация вагонов на стороне лизингодателей не так эффективна, как операторами, а из 200 тыс. вагонов удастся привлечь лишь около 80 тыс. штук, что сократит потребность в господдержке.
Для реализации плана «Ураган» по консолидации парка вагонов лизинговых компаний на базе ГТЛК с передачей затем его в аренду крупному игроку – Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД, Первой грузовой компании Владимира Лисина, «Нефтетранссервису» или иному оператору – потребуются дополнительные вливания госсредств. Такие сведения содержатся в презентационных материалах ГТЛК по «Урагану» («Ъ» знаком с их содержанием). По оценкам компании, для реализации потребуется увеличение ее капитала в объеме до 30 млрд руб.
План «Ураган» (о нем подробно см. »Ъ» от 24 февраля) предполагает, что ГТЛК заберет парк у прямо и косвенно контролируемых государством лизинговых компаний «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг», «Сбербанк Лизинг», «Газпромбанк лизинг», «Трансфин-М» (подконтрольна НПФ «Благосостояние») и сосредоточит в своих руках около 200-250 тыс. полувагонов. Крупный оператор, который получит этот парк, спишет около 100 тыс. единиц старого парка и поднимет ставку доходности с текущих 550-600 руб. на вагон в сутки до уровня прейскуранта 10-01 (около 870 руб. в 2016 году). Тем самым он стимулирует спрос на новые вагоны, обеспечит уход с рынка около 200 неэффективных игроков и поступление средств лизинговым компаниям.
В ГТЛК вчера от комментариев отказались. Источник «Ъ», знакомый с содержанием проекта, отмечает, что у компании существуют ковенанты, ограничивающие соотношение капитала и активов, и если по решению правительства компания решит реализовывать проект, ей может понадобиться до 30 млрд руб. ГТЛК в 2015 году уже получала господдержку: через ОФЗ ей было выделено 30 млрд руб. на приобретение самолетов Sukhoi Superjet 100 для передачи в лизинг авиакомпаниям РФ. А в октябре компания сообщила, что на продление этой программы ей могут понадобиться новые средства, в том числе через ОФЗ или через имущественный взнос в виде самолетов.
По мнению главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, консолидацию парка сейчас достаточно эффективно ведут операторы, а участие лизинговых компаний возможно либо при изъятии вагонов у проблемных лизингополучателей, либо при согласии лизингополучателя на передачу обязательств третьей стороне. Схемой, считает эксперт, могут заинтересоваться сразу несколько игроков: например «Трансфин-М», для которого характерен самый высокий на рынке разрыв между доходностью парка и расходами на обслуживание средств, привлеченных на его покупку (более 600 руб. на вагон в сутки), «Сбербанк Лизинг» – в части парка «УВЗ-Логистик», лизинговые подразделения банков – по ряду сделок, где заемщики не могут выполнить графики реструктуризации, и, возможно, ГТЛК – как госагент, перед которым могут поставить задачу по поддержке транспортного машиностроения. ГТЛК может сыграть роль санатора для отдельных игроков, но, отмечает Михаил Бурмистров, «на это нужна прямая государственная воля и госденьги».
30 млрд руб.– адекватная сумма для того, чтобы собрать 200 тыс. вагонов и соблюсти ковенанты ГТЛК, считает эксперт, но даже если схема будет утверждена, то речь будет идти не более чем о 80 тыс. полувагонов (45 тыс. от «Трансфин-М», возможно, 30 тыс. вагонов «УВЗ-Логистик», находящихся в управлении ФГК, и несколько небольших контрактов), а это сократит потребность в докапитализации до 10-12 млрд руб.

ГУДОК; СЕРГЕЙ ПЛЕТНЁВ; 04.03.2016; ВЛОЖЕНИЯ В ПЕРСПЕКТИВУ

Транспорт создаёт хороший мультипликативный эффект в экономике
Премьер Дмитрий Медведев утвердил план действий правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России в 2016 году. В отличие от прошлого года правительство поддержит наиболее перспективные отрасли промышленности, а не банки.
Как пояснил премьер на заседании кабинета министров, банковская сфера в этом году чувствует себя достаточно неплохо, поэтому сейчас нужно поддержать сектора с высоким потенциалом роста. Это автопром, лёгкая промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, жилищное строительство и сельское хозяйство.
«Они быстрее других приспособились к изменившейся ситуации, а принятые меры поддержки, как показали итоги прошлого года, дают здесь неплохую отдачу, – отметил Дмитрий Медведев. – По ряду отраслей уже подписаны нормативные документы». Общий объём всего антикризисного плана оценивается в 880 млрд руб., но определённый объём уже учтён в текущем бюджете.
В транспортной сфере план предполагает поддержку автомобильной промышленности путём стимулирования выпуска не менее 600 тыс. единиц в год, продвижение на экспорт грузовых железнодорожных вагонов (13 тыс. штук), покупку ОАО «РЖД» 292 локомотивов за счёт средств Фонда национального благосостояния (39,8 млрд руб.), субсидирование межрегиональных перевозок с целью поддержки внутреннего туризма, ликвидацию ограничений на внутренних водных путях, увеличение уставного капитала ПАО «ГТЛК» для развития лизинга, аренду самолётов «Сухой суперджет-100».
Также Минтранс предлагал снизить НДС на пассажирские железнодорожные перевозки, однако Минфин пока выступает против, объясняя это и так большим количеством преференций за счёт бюджета.
«Мы сконцентрировались прежде всего на тех отраслях, которые наиболее подвержены рискам ограничения спроса, где есть или возможен высокий спад объёмов производства, возникают риски по занятости, и на тех отраслях, которые в этих ситуациях имеют наибольший потенциал, чтобы выйти на новые рынки, увеличить объёмы производства, повысить свою эффективность», – объяснил выбор правительства министр экономического развития Алексей Улюкаев.
По словам министра, фактически это набор мер по поддержке несырьевого экспорта, который заключается непосредственно в предоставлении кредитных субсидий через институты развития Внешэкономбанка и Росэксимбанка. Эти банки нацелены на получение конкретных контрактов. Часть из этих контрактов уже заключена. Например, это три сделки по линии Внешэкономбанка, которые обеспечивают заказы на поставки железнодорожных вагонов в Венгрию, Иран и Азербайджан. Это и дальнейшее предоставление контрактов по линии нашего авиастроения под «Сухой суперджет», поставки в ряд стран Европы, Латинской Америки, Азии.
Интересно, что в транспортной сфере лишь для РЖД при покупке локомотивов указан конкретный источник финансирования – ФНБ. Практически все другие статьи (кроме поддержки автопрома) должны финансироваться из дополнительных источников, для которых ещё не определены конкретные суммы.

РЖД-ПАРТНЕР; АЛЕКСАНДРА МОЖАРОВСКАЯ; 03.03.2016; ПАРТНЕРЫ ПО АВИАЦИИ

Вчера в Москве состоялась конференция «День авиации ИАТА». Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) ежегодно собирает профессионалов авиации во всем мире, чтобы обсудить возможности и тенденции этой сферы. В 2016 году впервые конференция была проведена в России, основной темой мероприятия стало государственное регулирование авиационной отрасли.
В церемонии открытия конференции принял участие министр транспорта РФ Максим Соколов, по его словам, за последние три года в России рост численности авиапассажиров превысил мировые темпы в среднем в три раза. «По результатам 2014 года российскими авиакомпаниями было перевезено более 93 млн человек, что является рекордным показателем. В прошлом году эту высокую планку удалось удержать и всего было перевезено порядка 92 млн человек», – сообщил он. Министр транспорта отметил, что сохранить высокий показатель удалось за счет реализации государственной политики по увеличению внутренних перевозок, которая на данный момент составляет практически 60% от общего объема. При том, что всего несколько лет назад она составляла менее половины. Во многом доля была увеличена за счет реализации программы субсидирования маршрутов. М. Соколов сообщил, что сейчас субсидируется около 300 маршрутов.
«Также зафиксирован рост объема перевозок пассажиров через аэропорты России, по итогам прошлого года аэропорты обслужили более 126 млн российских и иностранных граждан на внутренних и международных рейсах», – добавил он.
Генеральный директор международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) Тони Тайлер напомнил, что для России, как для одной из самых больших стран, авиация имеет особое значение. И несмотря на то, что сейчас российская авиация переживает непростые времена, партнерская повестка дня конференции позволит укрепить фундамент для успешного развития авиационного сектора в дальнейшем. По словам Т. Тайлера в 2016 году исполняется 20 лет с момент начала работы московского филиала Ассоциации, а первым российским членом в ИАТА стала компания Аэрофлот, еще в 1989 году. На данный момент в ИАТА вступили 11 авиакомпаний из России. Стоит также отметить, что М. Соколов обратился к Т. Тайлеру с предложением провести Генеральную ассамблею ассоциации воздушного транспорта в Москве. Предложение министра поддержал генеральный директор ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Виталий Савельев.
Помимо деловой части, во время конференции состоялась церемония награждения. За добросовестное исполнение служебных обязанностей и активное взаимодействие с Министерством Транспорта РФ генеральный директор ИАТА был награжден медалью Петра Губонина. Также медаль «За безупречный труд и отличие» II степени была вручена региональному директору ИАТА в России и СНГ Дмитрию Шамраеву. Медаль «За безупречный труд и отличие» III степени досталась начальнику отдела программ по грузовым перевозкам Наталье Пироженко.
В рамках мероприятия состоялось подписание соглашения между ИАТА и Российской ассоциацией эксплуатации воздушного транспорта (РЭВТ). Подписание документа было приурочено к 20-летию работы представительства Ассоциации в Москве и дальнейшему расширению партнерства с российскими авиакомпаниями.

KOMMERSANT.RU; 03.03.2016; ВТБ ПРЕДОСТАВИТ РЖД БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ НА 10 МЛРД РУБЛЕЙ

ВТБ заключил генеральное соглашение с ОАО «Российские железные дороги» о выдаче банковских гарантий на сумму 10 млрд руб. «В рамках заключенного соглашения была выдана банковская гарантия в пользу ГУП «Московский метрополитен» в обеспечение обязательств ОАО РЖД по организации транспортного обслуживания на Малом кольце Московской железной дороги»,– говорится в сообщении банка.
Ранее замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что служба считает возможной приватизацию отдельных компаний группы РЖД в 2016 году. «Но принципиальным здесь является другое – приватизации должна предшествовать реструктуризация и создание конкурентных отношений. Пока конкурентные отношения не развиты, важно понимать, в какой мере приватизация может помешать принятию структурно значимых решений. И здесь нужно соизмерять. В любом случае в начале – развитие конкуренции, а затем уже – приватизация. И, как правило, речь идет о сегментах, которые работают в конкурентных условиях. Их можно приватизировать»,– сказал он.
Президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров сообщил, что в случае, если решение о приватизации компании будет принято, целесообразно продавать не более 5% акций. В свою очередь, министр транспорта России Максим Соколов сообщил, что РЖД вряд ли возможно приватизировать в рамках одного года. «Мы не обсуждали ни параметры, ни подходы»,– сказал глава Минтранса. Он отметил, что тот факт, что РЖД финансируются в том числе через федеральный бюджет, тоже влияет на вопрос приватизации: «Если у РЖД появляются собственник или сособственник, то будет ли он разделять с государством в долевых пропорциях такую же социальную ответственность или будет ориентирован исключительно на бизнес-подходы? Вот это все действительно надо взвесить, рассмотреть»,– сказал министр.