X

Обзор прессы от 25.03.2016

25.03.2016

ТАСС; 24.03.2016; ДВОРКОВИЧ: НИШИ ДЛЯ ВТОРОГО ЛОУКОСТЕРА В РФ ПОКА НЕТ

Ниши для второго лоукостера в РФ пока нет. Такое мнение журналистам высказал в кулуарах Азиатского экономического форума в Боао вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.
«Рынок такой, какой он есть. Если кто-то увидит, что есть ниша, то придет, раз пока не пришел, значит, ниши нет. Но это абсолютно коммерческий вопрос», – сказал он.
Тем не менее, вице-премьер подчеркнул, что аэропортов для создания второго лоукостера достаточно. «Мы много сделали за последнее время, терминалы построили. Дальше это вопрос бизнеса», – заключил Дворкович.
В марте заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Анатолий Голомолзин сообщил, что ведомство ожидает создания второго низкотарифного авиаперевозчика в 2016 г. Он считает, что ситуация на авиарынке предполагает создание второго лоукостера в РФ.
В настоящее время в России есть только один лоукостер – авиакомпания «Победа» (входит в группу «Аэрофлот», первый рейс выполнила 1 декабря 2014 г. в Волгоград). Она была создана на базе попавшего под санкции лоукостера «Добролет» (также входил в группу «Аэрофлот»).

ИНТЕРФАКС; 24.03.2016; МИНТРАНС ПРЕДЛАГАЕТ ОПТИМИЗИРОВАТЬ РАСХОДЫ НА БЕЗОПАСНОСТЬ В АЭРОПОРТАХ РФ

Минтранс подготовил изменения в требования к аэропортам по обеспечению безопасности, а также правила их охраны, чтобы оптимизировать необходимые для этого расходы.
Речь идет о проекте изменений в приказ Минтранса «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» и в постановление правительства «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» – оба документа опубликованы в четверг на портале www.regulation.gov.ru.
Их принятие позволит решить проблему «нерационального расходования бюджетных средств в области транспортной безопасности и наличия необоснованных трат субъектов транспортной инфраструктуры», отмечается на портале.
Общественное обсуждение изменений в приказ и постановление продлится до 7 и 6 апреля соответственно.
Безопасность в аэропортах регулируется законом «О транспортной безопасности» и Воздушным кодексом, а также различными подзаконными актами. Документы, в которые Минтранс хочет внести изменения, были приняты в развитие Воздушного кодекса. К услугам по обеспечению авиационной безопасности относятся предполётный досмотр пассажиров, членов экипажа и багажа.
У законодательства в области транспортной безопасности более широкая сфера регулирования, к ней относится, в том числе, досмотр на входных группах в аэровокзалы.
При этом выполнение норм законодательства в области транспортной безопасности требует значительного финансирования – в основном со стороны хозяйствующих субъектов. К примеру, аэропорт «Домодедово» в 2016 г. планирует инвестировать в систему безопасности в 2016 году более 1 млрд руб. Из них более 800 млн руб. будет направлено на приобретение досмотрового оборудования.

ИЗВЕСТИЯ; НАДЕЖДА МЕРЕШКО; 25.03.2016; БЕЗОПАСНОСТЬ СТОИТ ДОРОГО

Теракты в Европе оборачиваются дополнительными издержками для российских авиакомпаний
После трагедии в Брюсселе российские авиакомпании работают в режиме усиленных мер обеспечения безопасности авиаперелетов. Для этого задействованы дополнительные специалисты служб безопасности авиаперевозчиков. Кроме того, рейсы во временно закрытый аэропорт Брюсселя ежедневно отменяются. Всё это приводит к дополнительным издержкам для перевозчиков и снижает рентабельность бизнеса. На одном отмененном рейсе «Аэрофлот» может терять до $50 тыс.
Очередные теракты в Европе – на этот раз в Брюсселе – вновь перевели российскую авиаотрасль в режим «повышенной бдительности» и, соответственно, привели к росту затрат. Согласно указаниям Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), усилены меры авиабезопасности как аэропортами, так и авиакомпаниями. Сейчас в аэровокзалах проводится досмотр личных вещей и багажа пассажиров как визуально, так и с помощью специальных устройств – газоанализаторов и металлоискателей.
– После теракта в Брюсселе Росавиация направила в аэропорты и в российские авиакомпании и в их представительства за рубежом директиву об усилении мер авиационной безопасности, об усилении контроля за пассажирами, в том числе о применении такого метода, как профайлинг. Авиакомпании подтвердили свою готовность работать в режиме усиленных мер безопасности и сейчас проводят эту работу, – рассказал «Известиям» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.
Использование профайлинга (или психологического метода оценки и прогнозирования поведения человека, основанного на таких характеристиках, как внешность, вербальное и невербальное поведение) в сочетании с опросом пассажиров в ходе предполетного досмотра позволяет выявлять потенциально опасных лиц при авиаперелетах с точки зрения, прежде всего, возможности осуществления противоправных действий террористической направленности. Представитель Росавиации подчеркнул, что в режиме усиленных мер обеспечения безопасности российские авиакомпании и аэропорты работают уже более полугода (с момента трагедии с российским авиалайнером, взорванным в небе над Синайским полуостровом). С тех пор, по его словам, этот уровень не снижался.
– У авиакомпаний есть свои службы безопасности и собственные ресурсы. Они уже давно работают в условиях повышенных мер авиационной безопасности, максимально пристально и внимательно соблюдая все требования по обеспечению воздушной безопасности. Сейчас мы лишь напомнили им, что надо продолжать эту работу, и мы просто акцентировали внимание на некоторых особенностях в связи с терактами, – пояснил Сергей Извольский. Отметим, что проводит необходимый сейчас профайлинг специально обученный штат сотрудников, на содержание которого авиакомпаниям, очевидно, необходимо закладывать дополнительный объем финансирования.
Совокупные ежегодные затраты на обеспечение авиационной безопасности авиакомпаниями исчисляются миллиардами рублей. Так, по данным Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в 2014 году ПАО «Аэрофлот» в аэропортах сети своих маршрутов израсходовало на авиабезопасность свыше 3 млрд рублей.
К дополнительным издержкам приводят и задержки рейсов. В связи с тем что аэропорт Брюсселя до сих пор не функционирует, «Аэрофлот», осуществляющий прямые рейсы в этот пункт назначения, вынужден отменять свои рейсы. По данным на 25 марта, отменено уже семь рейсов. Как рассказали «Известиям» в компании, «Аэрофлот» находится в постоянном контакте с аэропортом и ежедневно получает информацию о его доступности. Сведений о сроках открытия пока не поступало. Своим пассажирам в связи с этим «Аэрофлот» предоставил возможность как переноса даты вылета на более позднюю (до 1 апреля включительно), так и сдачи билетов без штрафных санкций по схеме вынужденного отказа от перевозки (то есть получить те же деньги, которые были потрачены на билет). О том, что чаще предпочитают выбирать пассажиры, пока не сообщается. В любом случае ситуация, когда отменяются рейсы, наверняка приводит к упущенной выгоде для авиакомпании. Потери от одного рейса могут составить до $50 тыс.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 24.03.2016; С 1 АПРЕЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫЕ АЭРОПОРТЫ ПОДНИМУТ ОТДЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ

Авиакомпании будут компенсировать рост сборов повышением цен на билеты
Аэропорт Самары с 1 апреля поднимет тарифы на приемку/выпуск судна на 69% до 4900 руб., подачу телетрапа – на 43% до 10 000 руб., буксировку судна – на 32% до 8000 руб., обслуживание санузлов – на 40% до 6000 руб., доставку пассажиров автобусом – на 24% до 2900 руб., рассказали менеджеры двух авиакомпаний. Аэропорт Екатеринбурга («Кольцово»), по их данным, повысит стоимость приемки/выпуска на 36%, слива/заправки питьевой водой – на 46%, буксировки – на 46%.
Представитель холдинга «Аэропорты регионов» (владеет также аэропортами Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону) цифры подтвердил. «Отдельные тарифы не отражают реальной картины, доля этих тарифов в структуре обслуживания рейса невелика», – говорит он. Обслуживание рейса в Самаре в целом вырастет на 6,9%, в «Кольцово» – на 4,2%, средняя корректировка по холдингу составит около 5% и это значительно ниже инфляции в 2015 г. (12,9%), отмечает собеседник. В 2016 г. инфляция, по прогнозам ЦБ, может составить 7,5-8%. В Самаре построен и введен новый терминал за 6 млрд руб., инвестиции необходимо возвращать, добавляет представитель «Аэропортов регионов».
Обслуживание рейса в аэропортах «Базэл аэро» (Сочи, Краснодар, Анапа и Геленджик) в среднем подорожает примерно вдвое ниже прошлогодней инфляции, говорит человек, близкий к холдингу. «Регулируемые тарифы ФАС (сборы за взлет-посадку, авиационную безопасность, услуги аэровокзального комплекса и стоянку судна) больше чем на 5% по нашему холдингу никогда не разрешала повышать, а нерегулируемые мы каждый год – обычно с 1 апреля – повышаем на размер инфляции», – сообщил менеджер «Новапорта» (владеет 10 аэропортами). Доли регулируемых и нерегулируемых тарифов в структуре обслуживания судна – примерно 50 на 50, добавляет собеседник.
«Значительный рост аэропортовых сборов (рост тарифов на наземное обслуживание, например, в аэропортах Тюмени, Сочи, Адлера значительно опережает инфляцию) не позволяет «Аэрофлоту» выполнять поручение президента по повышению эффективности госкомпаний и директиву правительства о ежегодном сокращении издержек на 2–3%», – говорит источник в «Аэрофлоте». Он добавляет, что авиакомпании вынуждены будут компенсировать рост сборов повышением цен на билеты. «Аэрофлот», по его словам, готовит запросы в ФАС по поводу обоснованности роста.
Аэропорты ежегодно поднимают тарифы, но в этом году рост значительней, говорит менеджер российской авиакомпании. Воздушные перевозки низкомаржинальны или убыточны, поэтому даже такое повышение тарифов чувствительно, добавляет он. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. Представитель S7 говорит только, что компания отмечает существенный рост нерегулируемых тарифов на услуги региональных аэропортов.
«Регулируемые тарифы ни в одном региональном аэропорту (в московских аэропортах регулирование прекратилось в феврале) не вырастут даже на 10%. За нерегулируемыми ФАС не следит, но по жалобе авиакомпании можем изучить, насколько обоснован их рост, и, возможно, предписать аэропорту прекратить нарушения», – сказал начальник управления регулирования транспорта ФАС Дмитрий Рутенберг.
Доля аэропортового обслуживания в затратах авиакомпаний – 7–15% в зависимости от продолжительности рейса, поэтому на стоимости билетов это может отразиться очень незначительно, говорит менеджер «Новапорта». Заместитель гендиректора S7 Дмитрий Куделькин долю аэропортовых сборов ранее оценивал примерно в 20%.
«В летнюю навигацию с ростом спроса (с конца марта до конца октября) авиакомпании традиционно повышают цены, за счет летнего сезона они покрывают убытки предыдущей зимы и копят ресурсы для следующей», – объясняет руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Если часть этой маржи будут забирать аэропорты, то многие перевозчики или рискуют не пережить следующую зиму, или вынуждены будут дополнительно поднимать цены, говорит он. В зимний сезон авиакомпании будут вынуждены снижать цены, а аэропортовые тарифы снижены не будут, напоминает человек, близкий к Минтрансу. «Для пассажира рост аэропортовых сборов будет незаметен, так как авиакомпании в летний сезон все равно поднимают цены на билеты, в среднем на 15-20%», – говорит представитель Aviasales.ru Янис Дзенис.

ИНТЕРФАКС; 24.03.2016; ЦППК БУДЕТ БЕСПЛАТНО ПОДВОЗИТЬ ПАССАЖИРОВ ЭКСПРЕССОВ К МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ НА 3 МАРШРУТАХ

ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) намерена в ближайшее время организовать бесплатный подвоз пассажиров своих экспрессов к месту проживания на автобусах по трем маршрутам.
«Мы получили лицензию на перевозку автобусами. (...) Хотим запустить в самое ближайшее время три пилотных маршрута в Подмосковье – в Красногорске, Домодедово и Пушкино, по сути дела, предложив пассажирам, которые используют наши экспрессы, услугу по доставке к месту их проживания», – заявил исполнительный директор перевозчика Максим Дьяконов в кулуарах Евроазиатской конференции по логистике в четверг. Согласно презентации ЦППК, речь идет о подвозе к жилым микрорайонам «Изумрудные холмы», «Северный» и «Опушкино» соответственно.
«Мы выбрали три места, где уже построено жилье – это достаточно крупные жилые комплексы, где нет прямого сообщения со станциями, то есть автобусное движение построено через какой-то «крюк». И хотим пойти в следующей логике: пассажир, который приобрел билет на «7000-й» поезд (экспресс – ИФ) имеет возможность бесплатно по приезду на станцию сесть в специализированный автобус малой вместимости и бесплатно добраться до места проживания», – пояснил М.Дьяконов.
«Начинаем с 13-ти автобусов малой вместимости, в час-пик – каждые 5-6 минут. 10-12 минут потребуется, чтобы доставить пассажира от «точки» до «точки». С учетом движения электропоезда от головного вокзала рассчитываем, что время, которое тратит наш пассажир, будет примерно 40-45 минут, что сопоставимо или даже лучше, чем существующее время для пассажира Москвы, который после рабочего дня двигается из центра города в свой район – и по комфорту, и по скорости», – добавил он.
В представленной на конференции презентации отмечается, что по 4 автобуса будут ходить на красногорском и домодедовском маршрутах и 5 – на пушкинском. Ранее генеральный директор ЦППК Михаил Хромов говорил, что для развития мультимодальных перевозок компания планирует закупать «сотни» транспортных средств – «и малой вместимости, и большой, и средней». «Сейчас в первую очередь прорабатываем проект, (в рамках которого – ИФ) пассажиров «РЭКС» готовы будем шаттлами довозить до жилых микрорайонов Москвы от ж/д станций назначения», – говорил топ-менеджер, отмечая, что оператор в первую очередь ориентируется на жителей крупных жилых микрорайонов Подмосковья.
По словам М.Дьяконова, компания начинает мультимодальный проект с экспрессов, поскольку для их пассажиров скорость является основным фактором перед ценой. Если мы увидим, что данная система привлекательна, работает, то ее можно распространять уже в бОльших объемах и не только в Московской области, а и на другие субъекты (РФ – ИФ) – а мы работаем в 11-ти областях (помимо столичной агломерации – ИФ)», – сказал он в ходе конференции.
«Центральная пригородная пассажирская компания» работает на всех столичных направлениях, а также в ряде других регионов Центральной России. 50% минус 2 акции ЦППК принадлежат ООО «МПК», по 25% + 1 акция – у ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) и Московской области. Согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», «МПК» принадлежит кипрской Fredlake Holdings Ltd, связываемой с Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ИРИНА ЖАНДАРОВА; 24.03.2016; ТРИ ГОДА ОТСРОЧКИ

Депутаты предложили сохранить «вмененку» и льготу для электричек
В Госдуму поступило два законопроекта, снижающих налоговую нагрузку. Одним предлагается продлить на год нулевую ставку налога на добавленную стоимость (НДС) услуг по перевозке пассажиров в электричках. Вторым – возможность применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД) сроком на три года.
Обе инициативы востребованы бизнесом. Продление на три года действия такой налоговой системы, как ЕНВД, позволит платить налоги единым платежом (15 процентов от вмененного дохода) и сдавать простую отчетность более чем 2 миллионам налогоплательщиков.
«Единый налог на вмененный доход – это наиболее простой льготный режим налогообложения для малого бизнеса, – говорит председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. – Его простота и удобство для налогоплательщиков, простота в администрировании стали серьезной базой для местных бюджетов, в которые он зачисляется».
Решение о прекращении применения ЕНВД было принято по инициативе минфина в 2012 году с переходным периодом до 1 января 2018 года. Заменить ЕНВД планируется другими налоговыми режимами для малого бизнеса, к примеру, патентной системой. Смена налогового режима в кризис негативно скажется на работе малого бизнеса. Сохранение ЕНВД является одной из мер антикризисной поддержки малого бизнеса. Подавляющее число плательщиков налога (1,8 млн человек) – это индивидуальные предприниматели. Налог также применяют более 300 тысяч организаций. В Госдуме уверены, что правила применения ЕНВД нужно пересматривать. Андрей Макаров сообщил, что в 2021 году депутаты рассмотрят вопрос о сохранении этого налога в нынешнем виде или предложат механизмы его совершенствования.
Также в Госдуму поступил законопроект, которым продляется на год действие нулевой ставки НДС для компаний, осуществляющих пригородные железнодорожные перевозки.
Несколько лет назад перевозчики начали массово сокращать количество пригородных рейсов, объясняя это их убыточностью.
Принятые меры создали более благоприятные условия для перевозчиков, в том числе им были предоставлены льготы по налогам. Сейчас пригородные перевозки облагаются НДС по ставке 0 процентов, тогда как ранее они освобождались от НДС. Разница в том, что при нулевом НДС можно принимать налог к вычету. Льгота действует до конца 2016 года, законопроектом предлагается продлить ее еще на год.

АГН «МОСКВА»; 24.03.2016; РОСАВТОДОР: ПРОВЕРКА ОПЕРАТОРА СИСТЕМЫ «ПЛАТОН» НЕ ЗАВЕРШЕНА

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) продолжает проверку в отношении компании «РТ-Инвест Транспортные системы», которая является оператором системы «Платон». Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил руководитель Росавтодора Роман Старовойт.
«Проверка оператора системы «Платон» не завершена», – сказал Р.Старовойт.
Ранее, 2 декабря 2015 г. Р.Старовойт сообщил на расширенном заседании рабочей группы по защите прав автомобилистов и других участников дорожного движения Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества о том, что компания-»РТ-Инвест Транспортные Системы», которая является оператором системе «Платон», будет оштрафована за сбои в работе системы. В свою очередь в пресс-службе Росавтодора отметили, что ведомство озвучит результаты проверки работы оператора в январе-феврале 2016 г. В феврале 2016 г. в СМИ появилась информация о том, что Росавтодор проверил «РТ-Инвест Транспортные системы» и из-за обнаруженных нарушений компанию оштрафуют более чем на 10 млн руб.
Система обслуживания пользователей автоматизированной системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн в счет возмещения причиняемого ими федеральным трассам вреда (система «Платон») начала свою работу по всей России с 15 ноября 2015 г. Действие системы распространяется на 50 тыс. км федеральных трасс на территории России, за исключением платных федеральных трасс государственной компании «Автодор». Планируется, что к III кварталу 2017 г. на всей территории РФ будет установлена 481 рамка контроля оплаты проезда. На данный момент правительством РФ определен тариф – 1,53 руб. за км пути. Планировалось, что с 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. тариф будет составлять 3,06 руб. за км., но 17 февраля 2016 г., пресс-служба министерства транспорта РФ сообщила о том, что действие тарифа в размере 1,53 руб. за км будет продлено. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, правительство РФ может пересмотреть существующий тариф в системе «Платон» осенью 2016 г.