X

Обзор прессы от 04.05.2016

04.05.2016

ИЗВЕСТИЯ; 04.05.2016; МИНТРАНС ПРЕДЛАГАЕТ СНОСИТЬ ПОСТРОЙКИ ВБЛИЗИ АЭРОДРОМОВ

Ведомство готовит соответствующие поправки в Гражданский кодекс
Органы местного самоуправления по требованию уполномоченного органа должны будут снести самовольные постройки на приаэродромной территории. Такое требование, по информации «Известий», будет прописано в поправках в Гражданскому кодексу. К разработке соответствующего законопроекта приступил Минтранс. Эксперты отмечают важность проекта, однако уверены, что простым его принятие не станет, поскольку будет сопровождаться массовым социальным недовольством.
Как рассказал источник, близкий к Минтрансу, инициатива связана с тем, что долгое время вблизи аэропортов ведется бесконтрольная застройка, которая негативно отражается на безопасности полетов и на здоровье граждан. Поправками в Гражданский кодекс Минтранс предлагает наделить уполномоченный орган исполнительной власти правом направлять органам местного самоуправления требования о сносе построек, если они нарушают безопасность полетов воздушных судов и негативно воздействуют на оборудование аэродромов. Вместе с этим законопроект предусматривает обязанность органов местного самоуправления принять решение о сносе самовольной постройки в течение семи дней. Срок сноса, с учетом характера постройки, не должен превышать полугода.
Проблема действительно серьезная. Например, неконтролируемая жилая застройка на приаэродромной территории уже привела к прекращению деятельности аэропорта Быково. Источник, близкий к Минтрансу, пояснил «Известиям», что в конце взлетно-посадочной полосы был построен жилой многоэтажный дом, который препятствовал взлету-посадке самолетов. В 2011 году аэропорт был закрыт.
Другим примером, по его словам, является свалка мусора рядом с третьей взлетно-посадочной полосой в Шереметьево. Подобный объект привлекает огромное количество птиц, которые могут попасть в турбину самолета, что может привести к отказу двигателя, утверждает собеседник «Известий».
Не менее острая ситуация с жилыми домами, построенными в приаэродромной зоне Внуково. Жильцы постоянно направляют жалобы на шум от пролетающих самолетов. В 2011 году аэропорт Внуково выступил заявлением, в котором отмечалось, что за два десятка лет сложилась повсеместная практика хаотичной и бесконтрольной застройки территории вблизи аэропорта без учета требований по экологии. «В результате тысячи людей приобрели жилье на приаэродромной территории и проживают в заведомо вредных условиях, связанных с воздействием шума», – говорилось в сообщении компании.
По словам источника «Известий», близкого к Минтрансу, до сих пор приаэродромные территории не получили статуса зон с особыми условиями использования, и вопрос с застройкой на этих участках должным образом не контролируется. Эта проблема должна быть решена с принятием закона «О внесении изменения в статью 46 Воздушного кодекса Российской Федерации», уточняющего порядок проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства на приаэродромной территории. Законопроект внесен в Госдуму 30 января 2014 года. Во втором чтении он принят в марте этого года, однако дата третьего чтения неизвестна.
Таким образом, сейчас в связи с отсутствием нормативной базы и ограничений у муниципальных органов нет оснований для формального отказа при запросе разрешения на строительство в приаэродномной зоне, отмечает собеседник «Известий». По его словам, несмотря на важность проблемы с застройкой территорий рядом с аэропортами, больших надежд на принятие закона, предусматривающего снос сооружений, нет. Принятие проекта будет, скорее всего, проходить сложно. Это связано с проблемами финансирования и последующего расселения жителей сносимых жилых домов. Такие меры могут вызвать социальное недовольство, подчеркивает он.
По словам председателя Ассоциации аэропортов России Виктора Горбачева, проблема со строительством вокруг аэропортов является достаточно острой, говорят о ней уже много лет, но, к сожалению, местное лобби оказывается более сильным.
– Они получают от этого деньги, разрешая строительство, сдавая в аренду или продавая землю, не обращая внимание на то, грозит это чем-то или нет, – пояснил Виктор Горбачев.
В Ассоциации поддерживают инициативу о сносе сооружений, влияющих на безопасность полетов, однако более важным шагом является принятие закона, который бы позволил осуществлять контроль строительства вокруг аэропортов в зоне 5–10 км.
Помимо обеспечения безопасности у аэропортов есть и свои планы на близлежащие территории. Например, вокруг аэропорта Домодедово зарезервировано 16 тыс. га, открытых для освоения, сообщили «Известиям» в Домодедово.
– Кроме ряда строительных и девелоперских проектов на территории аэропорта, Домодедово активно развивает сопутствующую инфраструктуру по проектам транспортной доступности, в том числе систему парковки, – сообщили в пресс-службе воздушной гавани.

КОММЕРСАНТЪ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 04.05.2016; ПЕКИН КЛАДЕТ ЮАНИ НА РЕЛЬСЫ

Китайцы назвали ОАО РЖД суммы, выделяемые для ВСМ
КНР подтвердила готовность выделить проекту высокоскоростной магистрали Москва–Казань долговое финансирование на 400 млрд руб. Пекин также согласился внести в акционерный капитал проекта сверх ранее обещанного взноса в 52 млрд руб. еще $1 млрд в участок Нижний Новгород–Казань. В консорциуме, по расчетам «Ъ», китайцам достанется от 38% до контрольного пакета.
ОАО РЖД объявило о договоренностях с китайской стороной по проекту высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва–Казань. В протоколе по итогам шестого заседания рабочей группы по сотрудничеству в области ВСМ в Пекине зафиксировано, что проект будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства в форме концессии. Такую форму предполагает организационно-правовая модель проекта, где концедентом является РФ, а концессионером – специальная проектная компания (СПК) – консорциум, лидером которого является дочерняя структура ОАО РЖД «Скоростные магистрали», а существенным акционером – КНР. Ключевые положения проекта будут закреплены в межправительственном соглашении (должно быть подписано до конца года). Но до этого параметры проекта могут измениться на заседаниях специализированных рабочих групп, поясняют в ОАО РЖД.
Протяженность ВСМ Москва–Казань составит 770 км. Стоимость проекта – до 1,2 трлн руб. Дорога может стать и частью высокоскоростной магистрали Москва–Пекин стоимостью 7 трлн руб.
КНР неоднократно подтверждала готовность выделить 52 млрд руб. в акционерный капитал проекта и предоставить долговое финансирование в объеме 400 млрд руб. за счет кредита China Development Bank (250 млрд руб.– на участок ВСМ до Нижнего Новгорода и 150 млрд руб.– до Казани). Эти положения и были закреплены в протоколе: Китай взял на себя обязательства по долговому финансированию (возможно как в долларах, так и в юанях), но акционерные взносы изменились. Как сообщает ОАО РЖД, акционерное финансирование КНР для участка Москва–Нижний Новгород составит эквивалент 52 млрд руб. в долларах, еще $1 млрд – на участке Нижний Новгород–Казань.
Это подразумевает вхождение КНР в капитал СПК; какую долю получат китайцы, в ОАО РЖД не поясняют. До дробления проекта на два участка предполагалось, что доля КНР в капитале СПК составит 38%. Но, как сообщал «Ъ» 20 апреля, доля в СПК на первом участке, которую предложено отвести подрядчикам, поставщикам и финансовому агенту в обмен на 20,5 млрд руб., составит не менее 15%. Из этого можно сделать вывод, что доля КНР при взносе 52 млрд руб. действительно будет соответствовать 38%, а акционерный капитал СПК составит 136,7 млрд руб. Но если доля подрядчиков вырастет до 23%, то взнос Китая возрастает до 58%. Ранее предполагалось, что 52 млрд руб., вносимые КНР в капитал, будут отнесены только на первую фазу проекта.
Нецелесообразно останавливать проект в первой фазе, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, так как поэтапное строительство ВСМ снижает риски деградации инфраструктуры при замораживании проекта на промежуточной стадии. Но такая схема не обеспечивает снижения финансовых рисков, замечает он. Высокоскоростное движение на специальной инфраструктуре на маршруте Москва–Нижний Новгород будет неконкурентоспособно по соотношению цена/скорость по отношению к поездам «Стриж» (3 часа 35 минут в пути при цене билета от 650 руб.) и «Ласточка» (4 часа 20 минут и 900 руб.).

VLADTIME.RU; 03.05.2016; В РФ НА ПЛАТНЫХ ДОРОГАХ ПОЯВЯТСЯ ЗАПРАВКИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

Компания «Автодор» оповестила, что в скором времени на платных дорогах России будет запущена сеть заправок для электромобилей. На данный момент некоторые из них уже введены в эксплуатацию. Зарядки будут установлены каждые 60 км. На 46-м и 1119-м км федеральной трассы М-4 «Дон» водители электрокаров уже оценили преимущества двух запущенных заправок. Совсем скоро на всех сервисных зонах появятся станции для подзаряда автомобилей с мощностью до 5 кВт, что решит проблему автовладельцам. Такая станция может зарядить аккумулятор всего за полтора часа. Первоначально ожидается, что станции будут установлены вдоль следующих дорог: M-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон» и М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Напомним, что в России в начале 2016 года уже насчитывалось 647 автомобилей, работающих от электроэнергии. Самыми востребованными стали Mitsubishi i-MiEV и Tesla Model S. Компания Tesla Motors раскрыла свои планы, сообщив, что за этот год собирается запустить в РФ небольшую сеть личных станций заправочных станций для подобных автомобилей.

АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ – КЕРЧЬ; 30.04.2016; ОПУБЛИКОВАНА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТРАССЫ, ВЕДУЩЕЙ К МОСТУ

На Таманском полуострове построят сложную сеть транспортных разводок, чтобы направить федеральную трассу к будущему Керченскому мосту.
«Новая четырехполосная трасса категории 1-Б пройдет от существующей автодороги А-290 через весь Таманский полуостров до косы Тузла. Ее протяженность составит 40 километров, расчетная скорость 12 километров в час», – говорится в видео-презентации Росавтодора.
По данным агентства, к 2034 году интенсивность движения в обоих направлениях составит не менее 36000 автомобилей в сутки.
В пресс-службе подчеркнули, что плановой положение трассы пришлось изменить в целях сохранения археологических памятников.
Проектом предусмотрены пять транспортных развязок на разных уровнях. В первую очередь, изменят направление федеральной трассы – она пойдет по направлению к Керченскому мосту, а к порту «Кавказ» можно будет добраться через съезды развязки. Также проектировщики пообещали, что сложные транспортные развязки и путепроводы сделают удобным перемещение по основным автодорогам Таманского полуострова и не будут препятствовать движению железнодорожного транспорта.
Для удобства водителей трассу снабдят барьерными ограждениями и освещением. О дорожной обстановке водителей будут оповещать информационные табло, которые автомобилисты встретят по пути следования.
В конечном итоге проектировщики обещают, что дорога через Таманский полуостров в Керчь будет преодолеваться меньше чем за час.

ИНТЕРФАКС; 29.04.2016; МЕДВЕДЕВ НАЗВАЛ 63,3% ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРАСС СООТВЕТСТВУЮЩИМИ НОРМАТИВАМ

Более 60% федеральных дорог в РФ находятся в нормативном состоянии, однако на региональном уровне ситуация улучшается не так быстро, как хотелось бы, заявил премьер РФ Дмитрий Медведев.
«Мы приняли решение перейти с 2014 года на стопроцентное нормативное обеспечение ремонта и содержания федеральных трасс. В результате свыше 60%, а именно 63,3% федеральных дорог оцениваются как соответствующие нормативным требованиям», – сказал он в ходе совещания по улучшению региональных и муниципальных дорог.
«Но на уровне регионов и особенно местных дорог картина очень разная. Надо признаться, что ситуация меняется не теми темпами, как всем бы хотелось», – продолжил глава правительства.
Глава правительства отметил, что раньше проблема дорог в России стояла не так остро в связи с меньшим количеством машин на них.

ИНТЕРФАКС; 29.04.2016; РЕГИОНЫ В ЭТОМ ГОДУ УЖЕ ПОЛУЧИЛИ НА РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОЙ СЕТИ СВЫШЕ 50 МЛРД РУБ. – МЕДВЕДЕВ

Федеральный центр продолжит оказывать помощь регионам в развитии дорожной сети, правительство уже выделило в текущем году на эти цели 52,5 млрд рублей, заявил премьер РФ Дмитрий Медведев.
«Федеральный центр будет оказывать регионам поддержку. В прошлом году на развитие региональных и местных дорожных сетей были выделены субсидии и межбюджетные трансферты общим объемом более 150 млрд рублей», – сказал он на совещании по развитию региональных и муниципальных дорог.
«В этом году продолжится софинансирование региональных программ дорожного строительства. Правительство уже распределило межбюджетные трансферты на эти цели. Общий объем – 52,5 млрд рублей», – сказал глава правительства.
По его словам, регионам совместно с министерством транспорта нужно будет продолжить работу над тем, чтобы внедрять программно-целевые подходы к организации дорожной деятельности.
Д.Медведев также напомнил, что Россия является самым крупным государством в мире и создать нормальную дорожную сеть в ней сложнее, чем, например, в центре Европы.
«Тем не менее, работать необходимо, для этого требуются очень значительные ресурсы, но двигаться вперед нужно, в том числе поэтапно переходить на соблюдение нормативных требований не только в отношении федеральных трасс, но и в отношении региональных и местных», – сказал в связи с этим глава правительства.
Д.Медведев отметил, что в пятничном совещании принимают участие по видеосвязи главы регионов, где ситуация с региональными и местными дорогами хуже, чем среднероссийская, – республика Алтай, республика Карелия, Волгоградская, Омская и Тверская области.

ТАСС; 29.04.2016; МЕДВЕДЕВ ПОТРЕБОВАЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛИМАТУ ТЕХНОЛОГИИ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обратил особое внимание на необходимость использовать в строительстве дорог соответствующие климату технологии.
Кроме того, глава кабмина считает, что в ряде случаев нужно привлекать правоохранительные органы к проверкам тех компаний, которые не соблюдают нормативы и технологии дорожного строительства.
«Нужно использовать такие технологии, которые приспособлены к нашему климату», – заявил он на совещании о мерах по улучшению состояния дорог.
Глава правительства отметил, что для компаний, которые строят и ремонтируют дороги, выгодно, когда результат их работы через год снова нуждается в ремонте. «Мы с вами люди взрослые и опытные. Каждый из присутствующих бывал на северах вне пределов нашей страны. В Скандинавии климат не лучше нашего, или в Канаде тоже не лучше нашего климат. Но почему-то таких вспучиваний не бывает», – подчеркнул он.
«Значит, просто технологии нормально соблюдаются. И воруют меньше гораздо», – считает премьер.
Он потребовал привлекать правоохранительные органы к проверкам тех компаний, которые не соблюдают нормативы и технологии.
О российских дорогах
Сеть автодорог общего пользования в РФ имеет общую протяженность 1 млн 452,2 тыс. км, из которых 51,9 тыс. км – дороги федерального значения, 515,8 тыс. км – дороги регионального значения, 884,5 тыс. км – дороги местного значения.
Твердое покрытие отсутствует на 8,1% региональных дорог и 43,6% местных дорог. Усовершенствованную дорожную одежду проезжей части, способную пропускать потоки грузовых автомобилей независимо от погодно-климатических условий, имеют 64,4% региональных дорог и 29% местных дорог.
Нормативным требованиям отвечают 63,6% автомобильных дорог федерального значения, 38,8% – регионального значения и 31,6% – местного значения.
В 2015 году объем строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения составил 422,8 км. На автомобильных дорогах федерального значения в 2015 году выполнен капитальный ремонт и ремонт участков общей протяженностью 9 тыс. 307,3 км. На автомобильных дорогах регионального и местного значения в 2015 году завершены строительство и реконструкция участков общей протяженностью 2 тыс. 797 км. После ремонта и капитального ремонта в 2015 году введено в эксплуатацию 6 тыс. 821,4 км автомобильных дорог регионального и (или) межмуниципального значения.
Для поддержки субъектов РФ в развитии региональных и местных дорожных сетей в 2015 году выделены субсидии из федерального бюджета в размере 10,8 млрд рублей на строительство и реконструкцию автодорог, необходимых для проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу, а также 61,3 млрд рублей на другие объекты в рамках федеральных целевых программ. В 2015 году субъектам РФ были предоставлены межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение дорожной деятельности и на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства в размере 82 млрд рублей.

РИА НОВОСТИ; 29.04.2016; МЕДВЕДЕВ: РЯД РЕГИОНОВ НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ИСПОЛЬЗУЕТ СРЕДСТВА ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ

Некоторые регионы используют налоги и акцизы, идущие в дорожные фонды, не по назначению, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
В ходе селекторного совещания по вопросу улучшения состояния региональных и муниципальных дорог премьер напомнил, что была создана система региональных дорожных фондов, где аккумулируются ресурсы на строительство, ремонт и содержание дорог: акцизы, транспортный налог и межбюджетные трансферты.
«Но скажем прямо, ситуация очень разная. Некоторые территории эти средства используют не по прямому назначению, а направляют их на решение других задач, что с точки зрения дорожного хозяйства конечно не правильно, хотя зачастую объясняется неотложными нуждами региона», – сказал Медведев.
«Федеральный центр будет оказывать регионам поддержку», – пообещал премьер.
Медведев также напомнил, что из федерального бюджета на развитие региональных и местных дорожных сетей были выделены субсидии и межбюджетные трансферты общим объемом более 150 миллиардов рублей.
«В этом году продолжится софинансирование региональных программ дорожного строительства. Правительство уже распределило межбюджетные трансферты на эти цели, общий объем 52,5 миллиарда», – отметил глава правительства.
По его словам, регионам вместе с Минтрансом нужно будет продолжить работу по внедрению программно-целевых подходов к организации дорожной деятельности. При этом глава кабмина признал, что проблема это старая и с учетом территории РФ создать нормальную дорожную сеть в России несколько сложнее, чем, например, в центре Европы.
«Тем не менее, работать все равно необходимо, ресурсы для этого требуются очень значительные, но двигаться вперед нужно, в том числе поэтапно переходить на соблюдение нормативных требований и не только в отношении федеральных трасс, но и в отношении региональных и местных трасс», – добавил он.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ЕЛЕНА БЕРЕЗИНА, ЕЛЕНА ДОМЧЕВА; 03.05.2016; ЗАКРУТИЛИ ГАЙКИ

В России ужесточили штрафы за нарушения при перевозке детей в автобусах
Штрафы за нарушения при перевозке детей в автобусах теперь будут платить не только водители, но и должностные лица, юрлица, а также те, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Нарушением при перевозке организованных групп детей на автобусах может считаться, например, отсутствие договора фрахтования, программы маршрута, списка детей и сопровождающих их взрослых.
Отсутствие этих документов грозит отныне штрафом для водителя в размере трех тысяч рублей, для должностных лиц – 25 тысяч рублей, а для юридических лиц – 100 тысяч рублей.
Закон, предполагающий такие изменения, был подписан президентом России Владимиром Путиным 1 мая и опубликован на официальном портале правовой информации. Всего в день весны и труда глава государства подписал 21 закон и одно распоряжение, а 2 мая – еще три закона и 4 распоряжения.
Еще одно нововведение – административная ответственность за нарушение установленных требований к перевозке детей в ночное время. В этом случае водитель заплатит пять тысяч рублей либо лишится водительских прав на срок от четырех месяцев до полугода. Должностные лица заплатят за эту провинность 50 тысяч рублей, юридические лица – 200 тысяч.
До сих пор штрафы были предусмотрены лишь для водителей и только за нарушение правил дорожного движения.
При организованной перевозке детей требуется контроль за тем, кто эту перевозку осуществляет. Водитель проходит медкомиссию, автобус – диагностику. Но не все транспортные компании соблюдают эти требования, как и не все учебные заведения пользуются услугами проверенных и надежных компаний. Эксперты считают, что новый закон как минимум поможет уберечь детей и подростков от травм во время движения автобуса.
На этом нововведения не заканчиваются: Владимир Путин также подписал и другой закон, ужесточающий ответственность за перевозку пассажиров и грузов. Так, введена административная ответственность за нарушение требования о запрете допускать водителей к перевозкам пассажиров и грузов без прохождения ими соответствующего инструктажа.
Нарушение грозит должностным лицам штрафом в размере десяти тысяч рублей, юридических лиц оштрафуют на 30 тысяч рублей.
За осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, включая автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт (трамваи, троллейбусы, метрополитен и прочие), с нарушением условий, предусмотренных выданной лицензией, грозит штраф в размере 20 тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей. 100 тысяч рублей придется отдать юридическим лицам.
100 тысяч рублей в виде штрафа заплатят юридические лица, которые нарушат условия выданной им лицензии на транспортные средства
За грубые нарушения на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей наложат штраф в размере 75 тысяч рублей, на юридических лиц – 200 тысяч рублей. На транспортников также могут наложить другие санкции, например, приостановить их деятельность на срок до 90 суток.
В начале 2014 года министерство транспорта России утвердило правила обеспечения безопасности пассажирских и грузовых перевозок, которые также касались наземного электрического транспорта. Тогда же был подготовлен перечень мероприятий по подготовке частных перевозчиков к безопасной работе, а их транспорта – к безопасной эксплуатации.
Проблема заключалась в том, что действующее законодательство не предусматривало никакой ответственности в случае, если правила не будут соблюдены. Новый закон заполняет этот пробел.

АГН МОСКВА; 29.04.2016; НАВИГАЦИЯ КРУИЗНЫХ СУДОВ ОТКРЫЛАСЬ В МОСКВЕ НА СЕВЕРНОМ РЕЧНОМ ВОКЗАЛЕ

Речная навигация круизных судов открыта в Москве. Об этом во время проходившей на Северном речном вокзале торжественной церемонии открытия навигации сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов.
«Круизную навигацию объявляю открытой. Этот сезон открывается уже в 79 раз в нашей столице. Москва – порт пяти морей, и по традиции мы открываем эту навигацию в Москве», – заявил глава Минтранса России.
Он отметил, что в 2015 г. речной транспорт в РФ перевез почти 13,5 млн пассажиров, из которых около 2,5 млн человек путешествовали с экскурсионными целями на прогулочных судах.

РИА НОВОСТИ; 29.04.2016; СОКОЛОВ: РЕГИОНЫ «НЕДОНАПРАВИЛИ» В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ 55 МЛРД РУБЛЕЙ

Не все регионы РФ исполняют свои обязательства по доведению средств, получаемых в региональные дорожные фонды, непосредственно на цели развития дорожного хозяйства, заявил в пятницу глава Минтранса РФ Максим Соколов.
«Только в 2015 году 56 регионов недонаправили в свои дорожные фонды 55 миллиардов рублей», – заявил Соколов на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева.
По словам министра, только три региона среди названных на совещании, наоборот, дополнительно направили в свои региональные дорожные фонды дополнительные суммы – это Ростовская область, Самарская область и республика Алтай.
«Остальные субъекты из названных не довели в полном объеме и, конечно же, это тут же сказалось на качестве дорожной сети. Поэтому Минфином подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, который прошел уже в Госдуме первое чтение, и эти поправки предусматривают обязательное увеличение объема дорожного фонда на положительную разницу между фактически поступившими и прогнозировавшимся объемов доходов, чтобы возместить недофинансирование дорожных фондов», – отметил министр.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ВЛАДИМИР КУЗЬМИН; 29.04.2016; ДЕНЬГИ ЗОВУТ В ДОРОГУ

Регионам найдут дополнительные средства для ремонта автотрасс
Премьер-министр Дмитрий Медведев призвал «натравливать прокуратуру» на те компании, которые не соблюдают нормативные требования при строительстве и реконструкции дорог.
Глава правительства провел совещание по развитию региональной и муниципальной дорожной сети. За одну из двух вечных российских проблем с новыми силами взялись после прямой линии президента Владимира Путина. Дмитрий Медведев во время своих рабочих поездок по регионам страны, в которых он обычно лично ездит за рулем автомобиля, тоже не раз обсуждал проблемы с главами субъектов Федерации.
- Нужно использовать такие технологии, которые приспособлены к нашему климату. Это ключевая задача, в том числе и для всех дорожников, – заявил премьер на совещании. – Понятно, что для тех, кто этим занимается как бизнесом, гораздо выгоднее там что-то слегка покидать, а на следующий год прийти и сказать: «Давайте снова платите, потому что дорожная сеть пришла в негодность, такой у нас климат, ничего сделать нельзя».
Оспаривать климатические особенности России председатель правительства, конечно, не стал. Да и размеры страны такие, что обслуживать дорожную сеть сложнее, чем, например, в Италии. В то же время он обратил внимание на опыт других северных стран – государств Скандинавии и Канады. «Там климат не лучше нашего, но почему-то таких вспучиваний и провалов после наводнений тоже не бывает, – заметил Медведев. – Значит, просто технологии нормально соблюдаются и воруют гораздо меньше».
В России достичь такой ответственности от дорожных строителей, видимо, можно только путем жесткого контроля, причем с привлечением прокуратуры.
- Если кто-то их не соблюдает из тех, кто принял на себя обязательства по сооружению дорог, реконструкции дорожной сети, созданию новых дорог, надо их выгонять, привлекать к ответственности, натравливать на них прокуратуру, чтобы они работали, как следует, – посоветовал премьер-министр.
В дорожных проблемах страны виноваты не только строители. Министр транспорта Максим Соколов сообщил, что не все регионы исполняют свои финансовые обязательства для развития дорожной сети: «Только в 2015 году 56 регионов недонаправили в свои дорожные фонды 55 миллиардов рублей». В этой связи министерство финансов подготовило поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие обязательное увеличение объема дорожного фонда на положительную разницу между фактически поступившими и прогнозировавшимся объемами доходов, чтобы возместить недофинансирование дорожных фондов.
Еще 38 миллиардов дополнительных рублей региональные дорожные фонды получат с акцизов на бензин. «Президентом было дано указание направить в регионы половину – то есть, один рубль – дополнительных доходов, получаемых в этом году от повышения акцизов на моторное топливо с 1 апреля текущего года», – напомнил глава Минтранса.
И министерство настаивает, чтобы эти деньги шли именно на ремонт и восстановление региональных и муниципальных дорог. За счет этих средств можно будет дополнительно отремонтировать до 3 тысяч километров дорог плюсом к тем почти 13 тысячам километров, которые субъекты уже запланировали в своих программах на 2016 год.
Там, где состояние дорог оценивается как критическое, могут привлечь часть средств – около 10 миллиардов рублей, – собираемых через систему «Платон». «Субъекты, где критическое состояние дорог, в целом, и, в том числе, в столицах субъектах: Волгоградская область, Саратовская область, Омская, Костромская, Тверская, Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская, Рязанская, Владимирская, Кировская, Самарская», – перечислил министр Соколов. Также серьезные проблемы с дорогами в столицах Республики Алтай, Челябинской области, Калмыкии, Республики Марий-Эл.

ВЕДОМОСТИ; ЕКАТЕРИНА МЕРЕМИНСКАЯ; 04.05.2016; ПЛАТОН ПОМОЖЕТ РЕГИОНАМ

Минтранс хочет отдать собранные «Платоном» 10 млрд руб.
Регионам нужно передать 10 млрд руб. от «Платона» на ремонт дорог, предложил министр транспорта Максим Соколов
В некоторых регионах дороги в критическом состоянии, особенно в городах и столицах, где они быстрее приходят в негодность из-за роста количества машин, заявил министр транспорта Максим Соколов на селекторном совещании у премьера Дмитрия Медведева. Ремонт региональных дорог финансируется всего на 14–15% от необходимого, напомнил Соколов. Нормативам соответствует только 38,8% дорог.
Региональные дорожные фонды пополняются за счет транспортного налога и акцизов на топливо. Этого недостаточно, в 2015 г. 65 регионов были вынуждены добавить в региональные дорожные фонды 239,7 млрд руб., по данным Минфина.
Соколов предложил передать регионам около 10 млрд руб., которые получит бюджет от сборов за проезд грузовиков по федеральным трассам (система «Платон»). Деньги от «Платона» и прежде были обещаны регионам, но на проекты дорог на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Росавтодор изучил первые предварительные заявки на семь региональных ГЧП-проектов, рассказывал представитель агентства в начале 2016 г. Представитель Минтранса не ответил на запрос «Ведомостей», как министерство предлагает поменять схему.
Планы снижены
Первоначальный план по доходам от «Платона» на 2016 г. был 39,5 млрд руб. Но после решения не повышать тариф и зафиксировать его на уровне 1,53 руб. за 1 км Минтранс скорректировал план до 20 млрд. Плата оператору системы, РТИТС, – 10,6 млрд руб. в год.
Начать стройку в 2016 г. по предварительно одобренным ГЧП-проектам в регионах вряд ли удастся, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Необходимое для выделения денег постановление Медведев подписал только в конце апреля. Проект должен быть одобрен межведомственной комиссией при Минтрансе и правительственной комиссией по транспорту, затем правительство выделит деньги. Росавтодор должен заключить соглашение с властями региона, для этого нужно положительное заключение госэкспертизы и решение о заключении концессионного соглашения, рассказывала Иванова.
Сумма, названная Соколовым, примерно соответствует потерям регионов из-за налоговых льгот для владельцев грузовиков, замечает федеральный чиновник. 8,2 млрд руб. могут недосчитаться региональные бюджеты из-за вычета из транспортного налога суммы, заплаченной в системе «Платон» (законопроект правительства внесен в Госдуму, оценка из антикризисного плана правительства). И это около половины всех доходов от «Платона» (см. врез).
В этом решении есть риск укрепления иждивенческого подхода регионов к финансированию дорожного хозяйства, отмечает консультант дорожных проектов. Вместо того чтобы искать источники доходов, повышать эффективность расходов, применять механизмы ГЧП, проще будет попасть в список проблемных и ждать помощь, рассуждает он. Решение направить уже сейчас 10 млрд руб. в регионы может быть продиктовано желанием репутационно поддержать «Платон», показать, что от системы есть польза, полагает Иванова.