X

Обзор прессы от 16.05.2016

16.05.2016

ИНТЕРФАКС; 13.05.2016; «АЭРОЭКСПРЕСС» ЖДЕТ УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА МАРШРУТАХ В СТОЛИЧНЫЕ АЭРОПОРТЫ

ООО «Аэроэкспресс» (MOEX: AEEX) в ближайшей перспективе ожидает усиления конкуренции на маршрутах в столичные аэропорты.
«В сознании потребителей разрыв в качестве услуг (компании – ИФ) и конкурентов существенно уменьшился. Это произошло вследствие радикального улучшения работы общественного транспорта в московском регионе и увеличения пропускной способности автодорог. Тенденция повышения комфортности и скорости передвижения на московском общественном и личном транспорте в ближайшие три года будет только нарастать», – говорится в годовом отчете перевозчика.
«На 2016 г. и далее ожидается усиление конкуренции различных видов транспорта за уменьшившееся число пассажиров. В силу широкого разнообразия факторов, формирующих спрос и конкуренцию в отрасли, конкурентная ситуация является динамической, неравновесной. При этом основные причины колебаний (падение спроса на авиаперевозки, снижение покупательной способности пассажиров, открытие новых дорог и станций метро) не могут контролироваться компанией», – отмечает ж/д оператор.
Описывая ситуацию, «Аэроэкспресс», в частности, обращает внимание на то, что в ближайшие три года в Москве планируется запустить 17 новых станций метро, при этом Солнцевская линия вплотную подойдет к аэропорту «Внуково». Будут сданы станции «Румянцево» и «Саларьево», а в 2017 г. к «Внуково» подойдет и Калининская линия со станцией «Рассказовка». В декабре 2016 г. на Замоскворецкой линии откроется станция «Ховрино», от которой будет организован быстрый проезд в аэропорт «Шереметьево» по дублеру Ленинградского шоссе.
Кроме того, все маршрутные такси в нынешнем их виде перестанут существовать к сентябрю 2016 г.: вместо них появятся новые частные перевозчики, которые будут работать на подряде у Москвы с тарифом, регулируемым городским правительством, добавляет компания. При этом рост тарифов в общественном транспорте Москвы планируется удерживать ниже инфляции. Также местные власти продолжат оказывать поддержку в приобретении автомобилей для такси. Средний возраст столичных такси уже составляет 3 года – это лучший показатель в Европе среди крупных городов, отмечает «Аэроэкспресс». Совершенствуется и инфраструктура перевозок на такси, принадлежащая частным компаниям (развиваются проекты «Яндекс.Такси», Gettaxi и другие). Продолжится программа реконструкции дорог и автомобильных развязок.
Сейчас, согласно отчету, за клиентов на рынке доставки пассажиров в аэропорты московского авиаузла борются около 470 перевозчиков – автобусные, таксомоторные и железнодорожные компании. В их числе две ж/д компании – «Аэроэкспресс» и ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», три автобусных оператора – ГУП «Мосгортранс», ГУП «Мострансавто» и ООО «Автороуд», шесть владельцев маршрутными такси (помимо перечисленных – ООО «Регион Авто», ООО «Альфа-Мобил» и ООО «ИнтерРост М»), а также несколько сотен перевозчиков такси.
«В 2015 г. на рынок перевозок в аэропорты оказали существенное влияние результаты комплексных мер правительства Москвы по улучшению транспортной инфраструктуры и регулированию деятельности пассажирского транспорта. Кроме того, многие предприятия общественного транспорта, осуществляющие пассажирские перевозки, пользуются поддержкой правительства РФ, Москвы или Московской области, входят в состав крупных влиятельных транспортных холдингов и имеют доступ к значительным материальным и человеческим ресурсам», – говорится в документе.
Одновременно интенсивно используется частный транспорт. В Москве количество легковых автомобилей в 2015 г. увеличилось на 1,3%. Наряду с улучшением автодорожной ситуации в столице и Подмосковье это приводит к тому, что доля поездок на личном и служебном автотранспорте растет, и в 2015 г. составила 31,7%. У самого же «Аэроэкспресса», по его данным, эта доля составила 17,8%, хотя еще годом ранее превышала 20%.
«Аэроэкспресс» занимается доставкой пассажиров по железной дороге в аэропорты Москвы. Основной владелец компании с долей в 45,84% – ООО «Дельта-Транс-Инвест» (структура «ТрансГрупп АС»), 17,5% – у бизнесмена Искандера Махмудова, 7,5% – у его партнера Андрея Бокарева (оба также являются совладельцами «ТрансГрупп»), 25% – у ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD), 4,16% – у генерального директора компании Алексея Криворучко.

ИНТЕРФАКС; 13.05.2016; ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МЕТРО В РОССИИ ВЫПОЛНИЛИ ЛИШЬ НА ТРЕТЬ

Строительство метро в ряде российских городов заморожено, в некоторых – идет с отставанием в связи с ограниченным финансированием, заявил начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.
«Ранее предполагалось, что за 2010-2015 годы в эксплуатацию будет введено 146 км новых линий метрополитена с 89 станциями и 14 депо. По причине отсутствия нормативно закрепленного перечня государственных функций, определяющих государственную политику в сфере метрополитена, программа, поддержанная Минтрансом РФ, не вошла в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы». Вопрос строительства метро в российских городах «подвис»«, – сказал Д.Пегов в пятницу на слушаниях в Общественной палате РФ по вопросам развития метрополитенов в городах РФ.
По его словам, все планы по строительству метро были реализованы примерно на треть – построено 30 из 89 станций. А планы, касающиеся Омска, Челябинска, Красноярска и Уфы отложены на неопределенный срок. Нехватка средств стала причиной остановки строительства метрополитена в Челябинске. Стройка, начавшаяся в 2007 году, законсервирована. В таком же состоянии с 2011 года находится строительство Красноярского метрополитена. В Самаре в планах на ближайшие пять лет намечено строительство 6 станций метро с общим бюджетом около 40 млрд рублей.
Д.Пегов сообщил, что общее число жителей российских городов с метрополитенами составляет более 27 млн человек. Протяженность семи действующих метрополитенов в России составляет более 500 км, с 321 работающей станцией. Ежегодно российские метрополитены перевозят более 4,2 млрд пассажиров.
Начальник Московского метрополитена обратил внимание на то, что угрозы в сфере транспортной безопасности, технической и технологической безопасности на транспорте требуют совершенствования технологии организации работы метрополитенов, как объектов повышенной опасности.
«Недавно Минюстом России был зарегистрирован и вступил в силу приказ Минтранса РФ «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», включающий в себя широкий перечень запрещенных предметов и веществ. На практике, на объектах инфраструктуры метрополитена положения данного приказа трудно реализуемы, в отдельных случаях – невыполнимы», – заявил Д.Пегов.
Он привел пример положение приказа, обязывающее метрополитен «определять физических лиц с наличием широкого спектра химических и биологических веществ».
По словам Д.Пегова, «для выявления указанных в приказе химических и биологических веществ необходимо создание специализированных лабораторий, в каждом вестибюле – проведение длительных лабораторных процедур». При этом, отметил, он, сама процедура идентификации веществ может занять продолжительное время.
Д.Пегов считает, что деятельность метрополитенов является вопросом общегосударственного значения и требует регулирования на всех уровнях государственной власти. В этой связи он предложил ускорить разработку и принятие федерального закона «О метрополитенах и других видах не уличного транспорта», скорректировать отдельные законодательные акты РФ, регламентирующие развитие, строительство и работу метрополитенов, разработать целевую программу развития метрополитенов в городах России.

РИАМО; 13.05.2016; ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ УЛИЧНОМ ТРАНСПОРТЕ ПОЧТИ ГОТОВ К ВНЕСЕНИЮ В ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Законопроект об уличном транспорте РФ, который регламентирует, в том числе, работу метрополитена, находится в высокой степени готовности, в ближайшее время его внесут в правительство, заявил директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей.
«Законопроект находится в высокой степени (готовности – ред.). Законопроект в ближайшее время будет внесен на заседание правительства для его дальнейшего внесения в Государственную думу», – сказал Бакирей.
Он отметил, что название законопроекта более общее – «Об уличном транспорте», сюда включен и метрополитен. В документе уточняются типовые правила, в рамках которых регионы смогут принять свои законопроекты с учетом собственной специфики.
«У нас должна быть консолидированная позиция. Есть возможность учесть замечания, предложения», – заключил Бакирей.

КОММЕРСАНТ; ИВАН БУРАНОВ; 14.05.2016; ДУРАКИ ОТВЕТЯТ ЗА ДОРОГИ

Правительство предложило усилить наказание за некачественный ремонт
В КоАП РФ будут введены штрафы для дорожников, вовремя не выполняющих ремонт покрытия: до 100 тыс. руб. для должностных лиц и до 300 тыс. руб. для юрлиц. Поручение ужесточить санкции в целях борьбы с аварийностью дал премьер Дмитрий Медведев еще в прошлом году, поправки к кодексу разработало МВД. Эксперты говорят, что санкции будут бесполезны в отношении подрядчиков, испытывающих финансовые трудности: на нормальный ремонт денег у них все равно нет.
Проект поправок к КоАП РФ, разработанный в МВД, внесен правительством в Госдуму, сообщили в пресс-службе Белого дома. Действующая ст. 19.5 определяет санкцию за «невыполнение в срок законного предписания» органа или должностного лица, осуществляющего госконтроль,– до 2 тыс. руб. для должностных лиц и до 20 тыс. руб. для юрлиц. Для случаев, когда предписания выписывают ФАС, Госстройнадзор, Роспотребнадзор и другие ведомства, в статье закреплены отдельные, более жесткие санкции. МВД хочет, чтобы повышенные штрафы могла налагать и ГИБДД. Это позволит, например, наказывать подрядчиков, игнорирующих требования починить дорогу: штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц (до 100 тыс. руб. при повторном нарушении) и от 100 тыс. до 200 тыс. руб. для юрлиц (до 300 тыс. руб. при повторном нарушении) будет зафиксирован в ст. 19.5 КоАП РФ.
Введение жестких штрафов за некачественный дорожный ремонт предусмотрено планом по борьбе с аварийностью, который премьер Дмитрий Медведев утвердил в августе 2015 года. В 2016 году тема дорожного ремонта поднималась во время «Прямой линии с Владимиром Путиным»: жительница Омска пожаловалась на плохое состояние дорог в городе, после чего городские власти срочно приступили к латанию ям. МВД приводит данные: если в 2013 году подрядчикам были выписаны 298 тыс. предписаний за некачественный ремонт дорог, то в 2014 году – уже 313 тыс. Кроме того, в 2013 году правительство РФ утвердило порядок для надзора за дорогами (применяет ГИБДД), но эффективно его применять не получается как раз из-за низких штрафов. В конце апреля господин Медведев призвал Минтранс «натравливать прокуратуру» на компании, которые не соблюдают нормативные требования при дорожных работах, отметив высокий уровень коррупции при строительстве по сравнению с зарубежными странами, где «технологии нормально соблюдаются и воруют гораздо меньше».
По данным Минтранса, на данный момент 63,3% федеральных дорог соответствуют нормативным требованиям (в 2014 году – 45%). На региональных трассах ситуация гораздо хуже – там этот показатель составляет 38,8%, прирост за последние два года составил 1%.
«Жесткая ответственность будет только на пользу,– считает первый заместитель главы ГБУ «Автомобильные дороги» (содержит вылетные и кольцевые магистрали Москвы) Раис Чигликов.– Добросовестные подрядчики не пострадают, они ведь все устраняют вовремя, остальных это подстегнет работать лучше. Нас ГИБДД часто проверяет и предписания выписывает в случаях, если внутренний линейный контроль что-то не увидел, это нормальная практика. Но мы обычно все устраняем очень быстро». По его словам, в зависимости от масштабов разрушения на устранение нужно от одного часа до нескольких суток, обычно сроки ГИБДД указывает в предписании.
«Уместно говорить об ответственности, когда с точки зрения финансирования все замечательно,– говорит глава общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин.– Но если у подрядной организации просто нет денег на качественный ремонт?» После того как ГИБДД выявила повреждение на дороге, объяснил он, подрядная организация должна провести глубокую диагностику покрытия, отфрезеровать его, возможно, даже поменять нижний слой. «Но финансовое состояние многих организаций таково, что даже на диагностику нет денег, они просто латают ямы заплатками, которые через некоторое время вылетают,– отметил он.– Поэтому даже самые жесткие штрафы ситуацию здесь не изменят».
По данным Минтранса, сегодня регионами финансируется лишь 14-15% работ, необходимых для ремонта дорог. Решением правительства на устранение самых крупных разрушений до осени субъекты федерации получат 10 млрд руб.– 17 регионов уже предоставили заявки на эти деньги, сообщили в Росавтодоре.

ТАСС; 13.05.2016; ГЛАВА МИНТРАНСА РФ ОБСУДИЛ С ГРЕЧЕСКИМ КОЛЛЕГОЙ ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Глава Минтранса РФ Максим Соколов обсудил с министром инфраструктуры, транспорта и сетей Греции Христосом Спирдзисом вопросы сотрудничества в транспортной сфере. Об этом говорится в сообщении российского ведомства.
Кроме того, Соколов обсудил торгово-экономические отношения между РФ и Грецией с заместителем министра иностранных дел Греции Димитриосом Мардасом. Стороны выработали совместные предложения по активизации российско-греческих торгово-экономических связей, в том числе в сфере энергетики, недропользования, сельского хозяйства, транспорта, туризма и культуры, образования и науки, межрегиональных связей, сотрудничества деловых кругов.
Также стороны подтвердили договоренность о проведении в сентябре текущего года в рамках 81-й Международной ярмарки в Салониках очередного заседания российско-греческой смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству.
Ранее сообщалось о решении Греции приватизировать транспортные активы. В частности, планируется продать 100% акций железнодорожного оператора TrainOSE и компании по ремонту подвижного состава Rosco. Интерес к приватизации обоих активов проявляло ОАО «РЖД».

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА; ЕЛЕНА АРАКЕЛЯН; 16.05.2016; МИНИСТР ТРАНСПОРТА МАКСИМ СОКОЛОВ – «КП»: ХОРОШО, КОГДА ЕСТЬ ВЫБОР – СТОЯТЬ В ПРОБКЕ ИЛИ ЗАПЛАТИТЬ ЗА СКОРОСТЬ

Лето и билеты
– Мы с вами в преддверии сезона отпусков встречаемся. Поэтому первый вопрос про самолеты и билеты. Осенью было много разговоров о том, что в 2016 году авиабилеты серьезно подорожают. Во-первых, с рынка ушла «Трансаэро». Во-вторых, расходы авиакомпаний растут... Насколько оправдались такие не радостные, особенно для граждан с не самыми тугими кошельками, прогнозы?
– По итогам прошлого года и в первом квартале 2016-го мы не увидели какого-либо серьезного, опережающего инфляцию, роста цен на авиабилеты. А по ряду направлений, особенно там, где летает наш отечественный лоукостер «Победа», тарифы даже снизились. Причем, в том числе и на услуги регулярных, традиционных перевозчиков.
Кстати, я сам в конце апреля летел «Победой» из Чувашии в Москву. Билет купил не заранее, а, что называется, день в день, заодно посмотрел, как работает компания. Цена более чем приемлемая – 2100 рублей за 1,5 часа перелета, в то время как 11-часовая поездка на автобусе обойдется в 1050 рублей.
Что касается ситуации в целом, то очевидно, что уход «Трансаэро» какого-то критичного влияния на рынок не оказал. Наши отечественные авиакомпании сейчас вполне успешно справляются с пассажиропотоком. Он примерно такой же, как и в прошлом году, хотя небольшое падение есть – около 2,5% по первому кварталу 2016 года. Но после стольких лет бурного роста, а по некоторым сегментам рост перелетов был на 10-15 и даже 20 процентов в год, такая коррекция допустима.
– Но в прошлом году большое количество наших граждан летали отдыхать в Египет и Турцию. Куда они сейчас летают?
– Да, закрылись сразу три зарубежных направления – Украина, Египет и Турция. Из-за этого произошло падение международных перевозок – по некоторым направлениям снижение составило 30-40%. Однако за счет развития внутреннего сегмента, региональных рейсов, нам удается балансировать. По итогам 2015 года на долю перевозок на внутренних линиях пришлось 57 % от всего авиатрафика. В 2012 году – было лишь 47 %. В прошлом году рост региональных перевозок составил 14%. Российский турист переориентировался на отдых внутри страны и это очень благотворно влияет, в том числе, на рынок внутренних перелетов. Можно сказать, идет импортозамещение.
Поддержать авиационную отрасль помогло и снижение ставки НДС на внутренние перевозки с 18 до 10%. Это была инициатива Правительства. Средняя стоимость перевозки одного пассажира в прошлом году выросла примерно на 5,5%, при том что инфляция составила около 13%.
Кто летает за счет бюджета
– Вот вы говорите, что у нас внутренние перевозки пошли в рост. Но пассажиры сейчас летают из России в Россию в основном через Москву. Что не всегда удобно, а зачастую и дорого. Да и московский авиаузел перегружен…
– Сегодня реализуются пять федеральных программ поддержки региональной авиации. За счет этого в прошлом году перевезено порядка 1,5 миллионов человек. И финансирование остается на уровне 2014 года – в районе 9 миллиардов рублей, несмотря на ограниченность средств федерального бюджета и оптимизацию расходов. Это серьезные средства, особенно в нынешней экономической ситуации.
Идет активное развитие региональных аэропортов. Новые терминалы открыты в Самаре и Сабетте, Петрозаводске. Кстати, Сабетта – это самый север Ямальского полуострова, но туда уже летают регулярные рейсы. В этом году в рамках государственно-частного партнерства начнется реконструкция аэропортов Перми и Красноярска. Реконструируются и те воздушные гавани, которые будут принимать гостей и спортсменов во время Чемпионата мира 2018 года. Это аэропорты Нижнего Новгорода, Калининграда, Волгограда, Саранска, других городов. Начинается строительство нового терминала в Симферополе, строится новый аэропорт в Ростове-на-Дону. Объем бюджетного финансирования этого направления в 2016 году будет сохранен.
– Вы упомянули 9 миллиардов из федерального бюджета. Кто куда за эти деньги смог или сможет улететь?
– Это маршруты с Дальнего Востока и Сибири в центральную часть России и Калининград, а также региональные маршруты на территории Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Всего в рамках пяти программ субсидируется порядка 300 маршрутов. Если говорить об эффективности программ, то каждый субсидированный пассажир обходится федеральному бюджету в среднем в 6 тысяч рублей, что соответствует лучшей мировой практике.
Это направление господдержки наших пассажиров необходимо развивать и в дальнейшем, но регионы тоже должны принимать активное участие в софинансировании.
Едем в Крым
– Давайте к отпускам вернемся. Какие меры будут приняты, чтобы этим летом сделать поездки на отечественные курорты более доступными?
– Туристические маршруты тоже будут субсидироваться. Разработана программа на перелеты в Крым из 58 городов. Акцент сделан на определенную фокус-группу: билеты по льготной цене смогут приобрести граждане пенсионного возраста и молодые люди до 23 лет.
Сейчас статистика говорит о том, что авиационный поток в Крым растет на 10-15% к предыдущему году. В прошлом году Симферополь обслужил 5 миллионов человек и стал пятым по пассажиропотоку аэропортом нашей страны, после трех московских аэропортов и Пулково (Санкт-Петербург). В 2016 году цифра может достигнуть 6 миллионов пассажиров. Аэропортовые площади в Симферополе были увеличены с 10 до 22 тысяч метров, установлена новая система обработки багажа, досмотровые комплексы, будут открыты два дополнительных выхода, шесть стоек регистрации. Ко всему прочему, планируем приступить к строительству нового терминала, рассчитанного уже на 7 миллионов человек.
– А те, кто не самолетом полетят, а, скажем, поедут в Крым поездом, на что могут рассчитывать?
– Для таких пассажиров предусмотрен так называемый субсидируемый «единый» билет на железнодорожную, автобусную и паромную перевозку. На середину мая продано более 26,5 тысяч «единых» билетов с датами поездок до 26 июня, что на 44% превышает показатели прошлого года. И я думаю, эта цифра будет расти.
Мы рассчитываем, что Керченская паромная переправа тоже увеличит свой пассажиропоток, т.к. создана необходимая инфраструктура, введено достаточное количество паромов, система обслуживания – возможность приобретения билетов в электронном виде. Сейчас переправа обслуживает почти на 50% пассажиров больше, чем в прошлом году и это еще не предел.
– Можно поподробнее остановиться на «едином» билете на это лето? Куда реально доехать, какие возможности по деньгам…
– По «единому» билету можно доехать до семи курортных городов Крыма. Минимальная цена перевозки от Анапы до Керчи составит 390 рублей, максимальная – от Краснодара до Ялты – 820 рублей. Но в целом идеология «единого» билета заключается в том, чтобы уравнять стоимость поездки «поезд-паром-автобус» со стоимостью перевозки, как если бы пассажир ехал поездом через Украину до Симферополя или других городов Крыма, но с учетом инфляции, конечно.
– Отпускники-автолюбители, да и не только они, очень ждут, когда будет мост через Керченский пролив. Как там идут работы? Не повлиял ли кризис на финансирование?
– Здесь каких-то новостей я вам не сообщу. Мост будет. Кризис не повлиял ни на бюджетные планы, ни на графики строительства. Стройка идет в полном соответствии с теми проектными решениями и планами, которые утверждены. Уже устанавливаются опоры будущего моста, а в июне завершится обустройство временных мостов. Также активно идет строительство подходов – на Таманском и Керченском берегу. В целом должны успеть сделать все, чтобы открыть движение в обещанные сроки.
– То есть подъезды к переправе тоже будут выглядеть совсем по-другому?
– Конечно. И на ближних подступах, и на дальних. Строится так называемый железнодорожный обход Краснодара. Но на самом деле это реконструкция путей для того, чтобы пустить в обход грузовое движение летом, когда трафик и так перегружен в направлении азово-черноморских курортов. И не только в сторону Крыма, но и Сочи, Адлера, Геленджика и Туапсе. А там реконструкция и строительство вторых путей, разъездов идет на расстоянии в 450 км.
Про «сбежавшие» электрички
– У нас в стране очень много дачников, и у многих из них любимая летняя тема – электрички. Год-два назад было много шума вокруг того, что электрички в массовом порядке стали отменять. Потом президент вмешался со словами «Вы что, с ума сошли?» Нормализовалась ли ситуация?
– Эта история с электричками случилась в январе прошлого года. Регионы, а именно на них возложена ответственность за организацию и финансирование пригородного железнодорожного сообщения, не смогли в своих бюджетах предусмотреть необходимые компенсации для пригородных железнодорожных компаний. То есть, у этих компаний просто не оказалось денег на электрички. Тогда, по указанию Президента, Правительство приняло экстренные меры и более 300 поездов вернули. Сейчас с пригородами проблем нет.
– А как удалось поезда вернуть, если у регионов денег на них нет?
– Был обнулен НДС на пригородные железнодорожные перевозки – это дало порядка 8-9 млрд дополнительных рублей. Также увеличили господдержку до 37 млрд рублей по прошлому году.
Кроме того, каждый регион подготовил планы комплексного транспортного обслуживания населения, где увязаны не только пригородные, но и внутрирегиональные перевозки. Тем регионам, которые сочли возможным перенаправить пассажиров на более дешевые автобусные перевозки, дали такую возможность. Ведь для пассажира важно доехать из точки А в точку Б как можно быстрее, комфортнее и дешевле, а на каком виде транспорта, не так принципиально.
Без колдобин и с ветерком?
– Как будет дальше развиваться система платных дорог? Я вот пользуюсь платным объездом Одинцово и в принципе довольна. А платная дорога – дублер Ленинградки у народа вызвала много нареканий по поводу цен.
– Между прочим, тариф на проезд по платной дороге в сторону Одинцово, в расчете на километр, получается в полтора раза выше, чем по платному участку, дублеру Ленинградки. А если использовать программы лояльности, которые там существуют – проезд по транспондерам, а также зависимость цены от количества поездок в месяц – то можно пользоваться 50-ти и даже 70-процентными скидками по отношению к объявленному тарифу.
Но, на самом деле, платные дороги – это не самоцель. Мы открываем платные участки только там, где есть инвестор, где видим возможность привлечь внебюджетные деньги, где требуется обеспечить возвратность средств. Это в основном обходы городов, где-то есть региональные проекты – мосты или даже путепроводы через железнодорожные пути, как в Рязани, например. В этом году будет целиком введен в эксплуатацию самый масштабный проект государственно-частного партнерства в Европе – Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге – 46 километров, включая три основных моста через Неву и один через судоходный канал. На Центральной кольцевой автомобильной магистрали, которая строится и будет введена в 2018 году, три из четырех участков платные. Некоторые участки на трассе М-4 «Дон» действуют в платном режиме. Проблем с этим особых не возникает, да и вы на своем опыте видите, что порой лучше заплатить за скорость и качество, нежели стоять в пробке. А совсем недавно этого выбора не было.
Куда пойдут деньги с «Платона»
– Еще одна нашумевшая тема – система «Платон»...
– Система «Платон» показала и доказала свою эффективность, успешность и соответствие целям, которые ставились. В бюджет собрано более 7 млрд рублей, и мы планируем направлять эти средства на проекты по развитию региональных дорог, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. Такие проекты уже подготовлены. Благодаря средствам с «Платона» появится возможность опережающими темпами развивать именно региональную сеть. Премьер-министр Дмитрий Медведев принял решение выделить из средств федерального бюджета 10 млрд руб. на восстановление и приведение в нормативное состояние региональных, межмуниципальных и городских дорог. Федеральную сеть мы рассчитываем привести в порядок к концу 2018 года.
Если говорить о какой-то нагрузке на бизнес, фискальной или псевдофискальной... Бизнес все равно перекладывает ее на потребителей. Давайте посчитаем. При сегодняшних тарифах, например, бутылка минеральной воды, даже если ее привезли в Москву с уникальных источников Северного Кавказа, то за тысячу километров доставки, с учетом «Платона» она подорожает не более чем на 7 копеек.
Правительство приняло необходимые решения в интересах бизнеса, сохранив льготный тариф по системе «Платон» фактически до конца нынешнего года. Однако, учитывая остроту проблем с региональными и муниципальными дорогами, все должны понимать: чтобы система заработала еще более эффективно, тариф надо постепенно повышать, как это и планировалось ранее. К этому вопросу правительство обязательно вернется уже осенью.
– А вообще в связи с кризисом урезаются ли какие-то расходы на инфраструктуру, строительство, ремонт дорог? Какие у нас тут приоритеты?
– В 2011 году принято решение, которое позволяет все акцизы с продажи горюче-смазочных материалов направлять непосредственно в дорожные фонды, за счет этого в 2,5 раза за эти годы увеличено финансирование дорожного хозяйства.
Конечно, мы сейчас концентрируемся на самых основных и дорогостоящих проектах – таких, как Керченский мост, Центральная кольцевая автодорога, трасса Москва – Санкт-Петербург. Но про регионы не забываем. В прошлом году ввели в эксплуатацию обходы Пятигорска и Гудермеса, подходы к порту Усть-Луга, ряд участков в Карелии, ликвидировали последний грунтовый разрыв на трассе, проходящей вдоль Транссиба в Иркутской области. И теперь по качественной автодороге можно доехать от Калининграда до Владивостока. То есть по всей стране ощущается положительная динамика – где-то новая стройка, где-то реконструкция, где-то капитальный ремонт.
ВОПРОС РЕБРОМ
Как бы вы оценили уровень безопасности полетов в России?
– Статистика здесь лучший показатель. Уже два года на региональных маршрутах, а именно это является основой авиаперевозок, у наших, отечественных, авиакомпаний не было катастроф, которые привели бы к человеческим жертвам. Такого периода у нас за всю историю советской или российской современной авиации еще не было. Я говорю именно о российских авиакомпаниях и о катастрофах, не связанных с актами незаконного вмешательства, которые международная авиационная организация (ИКАО) не учитывает в статистике безопасности полетов.
Помимо этого, ИКАО в последние два года провело плановую масштабную проверку комплексной системы безопасности нашей российской авиации. По первому этапу аудиторы подготовили отчет о том, что система безопасности в нашей авиации – приемлемая и более того, превосходит среднемировые показатели.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Когда откроется четвертый московский аэропорт
– В аэропорту Раменское я был лично, он уже был готов в прошлом месяце к приему пассажиров, шли так называемые тестовые проходы. Сейчас Росавиация готовит необходимые документы для получения лицензий и сертификатов как на вновь построенные терминалы, так и на сам аэродром Раменское. Ранее он функционировал как аэродром экспериментальной авиации. Когда все необходимые процедуры будут завершены, аэропорт примет первых пассажиров. После ввода первого этапа мощностей, аэропорт сможет обслужить примерно 2 миллиона пассажиров в год.
– А куда оттуда рейсы будут?
– География полетов будет известна после того, как будут получены все необходимые документы, тогда наступит завершающий этап переговоров с компаниями. Сейчас они не могут прийти в неработающий аэропорт.
– То есть речь идет, скорее, о местных рейсах?
– Не факт. На самом деле, стремясь завоевать конкурентные позиции на тесном московском рынке, с учетом того, что снижаются показатели на международных перевозках, вполне возможно, что акционеры аэропорта смогут предложить конкурентные тарифы и для иностранных перевозчиков. Из Средней, Юго-Восточной Азии, например.
КСТАТИ
По данным Aviasales, на майские праздники-2016 продано на 19% больше авиабилетов по России, чем годом раньше. При этом средняя стоимость билета снизилась на 7%.
Средняя цена билета из Москвы в Сочи упала c 12 170 руб. в 2015 году до 10 568 руб. в 2016 г., примерно на столько же подешевел и перелет из столицы в Симферополь – с 12 536 руб. до 10 644 руб.