X

Обзор прессы от 19.05.2016

19.05.2016

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 19.05.2016; ПАССАЖИРОПОТОК «ШЕРЕМЕТЬЕВО» РАСТЕТ БЛАГОДАРЯ КОНСОЛИДАЦИИ РЫНКА АВИАПЕРЕВОЗОК

«Внуково» и «Домодедово» теряют пассажиров
«Шереметьево» в январе – апреле увеличило пассажиропоток год к году на 9,3% до 9,5 млн человек, сообщила пресс-служба аэропорта. Пассажиропоток других аэропортов Московского авиаузла сократился: у «Внуково» – на 25% до 3,2 млн человек, у «Домодедово», по предварительным данным, на 3% до 7,6 млн, сообщили их представители.
Рост пассажиропотока связан с разветвленной маршрутной сетью, предлагаемой базовым перевозчиком – «Аэрофлотом» – и другими авиакомпаниями, открытием новых направлений и востребованностью регулярных направлений, объясняет пресс-служба «Шереметьево».
В 2015 г. «Внуково» было рекордсменом роста (+24,2% по итогам года), «Шереметьево» почти не росло, но все-таки сумело обогнать по количеству пассажиров «Домодедово», всего на 780 000, и вернуть себе статус крупнейшего аэропорта России, утерянный в 2005 г.
«В 2014 г. в 1,5 раза сократила перевозки «Ютэйр», в конце октября ушла «Трансаэро», они летали из «Внуково», их пассажиры перешли к другим крупным авиакомпаниям, прежде всего к «Аэрофлоту». К тому же последний получил лучшие международные назначения «Трансаэро». «Шереметьево» очень сильно зависит от одной авиакомпании, а она на фоне кризиса в отрасли увеличивает долю рынка», – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов. В 2014 г. «Аэрофлот» перевез 75,4% пассажиров «Шереметьево».
«Основная причина снижения – закрытие Украины, Египта и Турции, мы планируем пассажиропоток по итогам года в 13,5 млн человек (в 2015 г. было 15,8 млн), но показатель может быть лучше, если откроется Египет, также рассчитываем на приход новых авиакомпаний и рост перевозок у «Ютэйр», «России» и «Победы», – говорит представитель «Внуково». Представитель «Домодедово» ссылается на макроэкономическую ситуацию.
Темпы роста «Шереметьево» не будут снижаться, показатели «Внуково» стабилизируются благодаря второй по величине в стране авиакомпании «Россия», которая пришла в аэропорт в конце марта, говорит глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев.

КОММЕРСАНТ; АНАТОЛИЙ ДЖУМАЙЛО, НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 19.05.2016; ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВЫШЛИ НА ПРЕДЕЛ ГИБКОСТИ

ОАО РЖД не готово снижать доходы дальше
Готовность нового руководства ОАО РЖД во главе с Олегом Белозеровым идти навстречу клиентам дошла до поворотной точки – монополия, с прошлой осени регулярно соглашавшаяся на просьбы и требования грузоотправителей, начала им отказывать. Как стало известно «Ъ», вчерашняя попытка угольщиков получить скидки на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича провалилась. Железнодорожники теперь советуют клиентам искать «избыточную маржу» на других видах транспорта, например в портах. Но и у тех лишних доходов пока не обнаружено.
Вице-премьер Аркадий Дворкович 17 мая провел совещание по транспортной составляющей в цене угля, исполняя поручения премьера Дмитрия Медведева с совещания 4 апреля в Новокузнецке, рассказали источники «Ъ» в отрасли. Речь идет о пунктах протокола, которые предписывали вице-премьеру, угольщикам, ФАС, ОАО РЖД, Минэкономики и Минтрансу обсудить железнодорожные тарифы и прозрачность их изменения в рамках «тарифного коридора», а также предложить меры сдерживания роста транспортной составляющей, обратив внимание на стоимость портовых услуг и предоставления вагонов.
По данным «Ъ», на совещании были глава крупнейшей в РФ угольной компании СУЭК Владимир Рашевский, президент СДС Михаил Федяев, владелец НЛМК Владимир Лисин, топ-менеджеры «Мечела» и «Кузбассразрезугля» (КРУ). ОАО РЖД представлял президент Олег Белозеров. Представитель Аркадия Дворковича подтвердила факт проведения совещания. В ОАО РЖД, ФАС, НЛМК и угольных компаниях отказались от комментариев.
Транспортная составляющая в цене угля высока: при себестоимости открытой добычи в Кузбассе до 1,4 тыс. руб. ($21) за тонну столько же стоит перевозка по железной дороге до Дальнего Востока и чуть меньше (1 тыс. руб. за тонну) – до Балтики, около 300 руб. за тонну – перевалка в портах, говорят источники «Ъ». Андрей Лобазов из АТОН отмечает, что снижение транспортных расходов существенно поддержало бы угольщиков.
Но, как показало совещание, вероятность этого невысока. Источник «Ъ», близкий к угольщикам, говорит, что ОАО РЖД пока не намерено отменять экспортную надбавку к тарифу (13,4% на коксующийся уголь и 1,4% на энергоуголь). Позиция Олега Белозерова свелась к тому, что монополии нельзя терять доходы, нужен другой механизм для сдерживания транспортных затрат. Как говорят источники «Ъ», господин Белозеров предложил угольщикам представить детальный расклад себестоимости, чтобы определить узкие места, на что Владимир Рашевский ответил встречной просьбой относительно услуг ОАО РЖД.
Это, по сути, первый крупный конфликт и довольно серьезное ужесточение позиции нового руководства монополии, которое до сих пор относилось к клиентам мягче предыдущего. При прежнем президенте Владимире Якунине (ушел в сентябре 2015 года) монополия активно пользовалась правом повышать тарифы на экспортные грузы, что вызывало недовольство экспортеров. После прихода Олега Белозерова политика ОАО РЖД стала гибче: монополия соглашалась даже обсуждать снижение тарифов – например, под гарантии определенных объемов перевозок.
В качестве альтернативы, говорит один из собеседников «Ъ», на совещании прозвучало предложение снизить тарифы портов, но эта идея не понравилось угольщикам, у большинства из которых собственные терминалы, переваливающие в том числе чужой уголь. Другой источник «Ъ» добавляет, что портовиков поддержала ФАС, по данным которой у стивидоров также «огромной маржинальности там нет». Если бы она была, добавляет собеседник «Ъ», то новые портовые проекты на Дальнем Востоке на 100 млн тонн перевалки не застопорились бы. Между тем, подчеркивает он, единственный реализуемый сейчас проект – порт Восточный (КРУ), «остальные замерли». Источники «Ъ» добавляют, что Владимир Лисин предложил прекратить субсидирование перевозок угля за счет грузов третьего класса (готовая продукция). По словам одного из собеседников, для этого предлагалось госсубсидирование, но ряд угольщиков высказались против, опасаясь, что господдержка потом обернется резким ростом тарифов.

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; 19.05.2016; ЧИНОВНИКИ ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ КОНСОЛИДАЦИИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

Укрупнение должно происходить рыночным путем, а не с господдержкой на базе государственных лизинговых компаний
Рентабельность железнодорожных перевозок в последние три года снижалась – по данным «Infoline-аналитики», дно было достигнуто в середине 2015 г. (арендовать полувагон можно было за 400-450 руб. в сутки). Теперь начался рост, но небыстрый (см. врез). Чтобы подтолкнуть его, Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) разработала план консолидации самого популярного подвижного состава – полувагонов, чтобы с помощью искусственного дефицита повысить ставки. План получил название «Ураган».
Но, как выяснили «Ведомости», идея консолидации парка не нашла поддержки в правительстве. В первый раз доработать экономику консолидации и просчитать риски куратор транспортной отрасли вице-премьер Аркадий Дворкович поручил в феврале. На 16 апреля ему был представлен доработанный план, рассказывает источник, близкий к одному из участников. Но вице-премьер не поддержал и его, знают три источника «Ведомостей», близкие к разным участникам совещания. Один из собеседников рассказывает: Дворкович высказался против участия государства в консолидации – она должна происходить исключительно рыночными способами. Представитель Дворковича подтвердила, что совещание состоялось, его итоги она комментировать не стала. Представитель РЖД отказался от комментариев.
Идея ГТЛК заключалась в том, что она сама или «ВЭБ лизинг» собирают 200 000 полувагонов – либо путем перенайма парка, находящегося в лизинге у малых и средних операторов, либо выкупив вагоны у их собственников. Деньги ГТЛК рассчитывала либо занять у банков, либо получить через докапитализацию на 30 млрд руб. Собрав такой парк, ГТЛК или «ВЭБ лизинг» должны были передать вагоны в сублизинг консолидированному оператору – структуре бизнесмена Александра Карманова. Его Трубная грузовая компания сейчас управляет 14 170 вагонами, из которых 8974 – полувагоны (данные «Infoline-аналитики»). Напрямую объединенный оператор управлял бы не менее чем 50 000 вагонов, еще около 150 000 передал бы в управление ПГК, ФГК и другим операторам. Их агентское вознаграждение составит 1% от оборота, а коммерческая политика останется независимой. Около 20 000 полувагонов предлагалось в первый год не использовать, чтобы повысить рыночные арендные ставки. В результате цена аренды вагона должна вырасти в первый год программы до 875 руб. в сутки за вагон, во второй – до 1068 руб., в 10-й – до 1694 руб. Повышение ставки позволит оператору начать выплачивать долги лизинговым компаниям, которые сейчас получают частичные платежи по лизингу или не получают их вовсе из-за тяжелого финансового положения операторов (крупнейшие из них – ПГК и ФГК понесли убытки за 2015 г.: 23 млрд руб. и около 8 млрд руб. соответственно). Представитель ГТЛК от комментариев отказался. Получить комментарии Карманова в среду вечером не удалось.
Но грузоотправители и ФАС против. Плата за вагон в итоговой цене перевозки составляет 13–14%, если вагон повышенной грузоподъемности – 20%, говорит топ-менеджер компании-грузоотправителя. «Антимонопольная служба считает недопустимым повышение цен на вагонную составляющую», – отмечает заместитель руководителя ФАС Александр Редько. Он уточняет, что ведомство определит методику расчета этой части тарифа и будет проводить регулярный мониторинг. Редько подчеркивает: план «Ураган» не был согласован со службой, поэтому его дальнейшая реализация в нынешнем виде невозможна. «Нас настораживает, что уже сейчас у трех крупнейших игроков более 50% рынка полувагонов», – отмечает чиновник.
Проблемы, которые планируется решить с помощью «Урагана», в частности финансовые трудности операторов, можно решить перекредитованием, продажей парка, финансовой поддержкой государства, следует из протокола заседания совета потребителей РЖД (объединяет крупнейших грузоотправителей) от 22 апреля (копия есть у «Ведомостей»). Консолидация рынка оперирования должна происходить рыночным путем, говорится в документе. Консолидация сейчас осуществляется путем аренды парка вагонов. Так, например, «Нефтетранссервис» привлек полувагоны «Трансгаранта», ФГК арендовала на три года вагоны «УВЗ-логистики», говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

ВЕДОМОСТИ; ПАВЕЛ КАНТЫШЕВ, АЛЕКСАНДРА ПРОКОПЕНКО, МАРГАРИТА ПАПЧЕНКОВА, АННА ЗИБРОВА; 19.05.2016; РЖД ЗАДУМАЛАСЬ О ВНЕДРЕНИИ ПРИДУМАННЫХ ИЛОНОМ МАСКОМ СВЕРХСКОРОСТНЫХ ПОЕЗДОВ

Монополия создала рабочую группу с Hyperloop One
«Российские железные дороги» (РЖД) и американская компания Hyperloop One несколько месяцев назад создали рабочую группу для обсуждения сотрудничества. Об этом «Ведомостям» сообщила Екатерина Гришковец, представитель группы «Сумма», венчурный фонд которой Caspian VC инвестировал в Hyperloop One. Представитель фонда входит в состав группы, говорит Гришковец, но в чем будет заключаться сотрудничество, не комментирует. О существовании рабочей группы и возможном сотрудничестве РЖД и Hyperloop знают и два высокопоставленных федеральных чиновника.
Hyperloop (в переводе на русский – «гиперпетля») – транспортный проект по идее миллиардера Илона Маска, известного своими проектами электромобиля Tesla, частной космической компании SpaceX и платежной системы PayPal. Это капсула на воздушных подушках, которая должна перевозить пассажиров по трубам в условиях низкого давления (почти вакуума) со скоростью около 1200 км/ч – близкой к скорости звука. Сам Маск в воплощении своей идеи в жизнь не участвует. Полноценную транспортную систему Hyperloop One планирует создать к 2020 г. Первые испытания успешно прошли на прошлой неделе в США в пустыне возле Лас-Вегаса.
Рабочая группа ждет подробностей об итогах этих испытаний. Она изучает возможность использования такой технологии, знает человек, близкий к РЖД, но сегодня это еще даже не проект, а концепция. «Сейчас она кажется фантастикой, а через несколько лет станет реальностью», – надеется он.
По его словам, инициатива исходила от Hyperloop, предложившей РЖД технологию, и теперь монополии предстоит высказать свои соображения по безопасности – РЖД примет решение до конца года.
Пока обсуждается лишь концепция, будущее финансирование еще не известно, подтверждает Гришковец. До реальной стройки пока очень далеко, соглашается высокопоставленный чиновник. Представитель РЖД отказался от комментариев, представитель Hyperloop One не ответил на запрос.
Строительство Hyperloop (как и любой другой высокоскоростной линии, нуждающейся в собственной инфраструктуре) имеет экономический смысл лишь на маршруте Москва – Санкт-Петербург, уверен гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Пассажиропоток, много готовых платить за такой транспорт и, главное, строительство отдельной инфраструктуры позволят направить грузовые поезда напрямую: сейчас грузовой трафик между Москвой и Санкт-Петербургом идет в обход прямой магистрали, предназначенной для скоростных поездов. За пределами же двух столиц такой проект невыгоден, считает Бурмистров.
Сейчас идею Маска воплощают две компании со схожими названиями: Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и Hyperloop One. Эта компания называлась Hyperloop Technologies, но сменила название, чтобы избежать смешения с конкурентом. Согласно американской базе стартапов Crunchbase в трех раундах Hyperloop One привлекла $92,6 млн инвестиций.
HTT в январе этого года анонсировала возможный запуск поезда в России. Главный исполнительный директор проекта Hyperloop Бибоп Греста рассказал в интервью Russia Today, что в России нашелся частный инвестор, который заинтересован в реализации проекта по созданию скоростной линии между Москвой и Санкт-Петербургом. 10 марта HTT сообщала о достигнутой договоренности с правительством Словакии.

АГН «МОСКВА»; 18.05.2016; ТРАНСПОРТНАЯ ДИРЕКЦИЯ ЧМ-2018 ПО ФУТБОЛУ НАЧАЛА ОТБОР ПЕРЕВОЗЧИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Автономная некоммерческая организация «Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 г. в Российской Федерации» запустила систему регистрации автоперевозчиков для работы во время соревнований. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщили в пресс-службе дирекции.
«Мы начали формировать базу данных перевозчиков и автотранспортных средств для реализации правительственной гарантии о бесплатном проезде зрителей. Поэтому необходимо отметить, что только регистрацией дело не заканчивается. До формирования заказов на перевозку, компанию ожидает проверка по тем данным, которые они занесли в базу данных. При представлении недобросовестной информации, такая компания не будет рассматриваться как автоперевозчик, и не сможет оказывать соответствующие услуги», – приводит пресс-служба слова генерального директора АНО «Транспортная дирекция-2018» Терентия Мещерякова.
Как рассказали в пресс-службе, любая организация, в том числе и иностранная, занимающаяся пассажирскими автоперевозками может принять участие в регистрации. Для этого ей необходимо зарегистрировать свой профиль на специализированном сайте и указать общую учредительную информацию о компании. После этого появится возможность внести в базу данных информацию о своих автотранспортных средствах, а также информацию о персонале, состоящем в штате компании.
«База данных автоперевозчиков АНО «Транспортная дирекция-2018» начала формироваться в тестовом режиме 20 марта 2016 г. В настоящее время в системе уже зарегистрировалось 78 компаний, 451 автобусов разной вместимости, а также 209 водителей. Теперь система открыта в полной функциональности», – уточнили в пресс-службе.
В пресс-службе добавили, что регистрация автоперевозчиков осуществляется с целью отбора поставщиков услуг как на перевозку болельщиков на автобусах-шаттлах в городах-организаторах от аэропорта к месту проведения соревнований, так и на перевозку на внутригородских и междугородних рейсах во время проведения соревнований. Услуги автоперевозчиков могут потребоваться в городах, где в будущем будут проводиться крупные спортивные мероприятия.

RNS; 11.05.2016; ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ РАСПРЕДЕЛИТ 11 МЛРД РУБЛЕЙ СБОРОВ ОТ «ПЛАТОНА» НА ДОРОГИ В РЕГИОНАХ

Правительство РФ 19 мая обсудит распределение из федерального бюджета 10,85 миллиарда рублей сборов от системы «Платон» на улучшение состояния региональных и муниципальных дорог, сообщает пресс-служба кабинета министров.
«Проект распоряжения предусматривает предоставление трансфертов в размере 10,85 миллиарда рублей 24 субъектам Федерации, включая 20 городов, в которых имеется наиболее острая потребность в улучшении состояния автомобильных дорог», – говорится в сообщении.
Ранее на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 29 апреля министр транспорта Максим Соколов сообщал, что Минтранс направит в Минфин проект постановления, который регламентирует правила предоставления иных трансфертов (средства от системы «Платон») на реконструкцию региональных дорог. Как пояснили в Минтрансе, проект был направлен 6 мая.
«Рабочими группами Росавтодора совместно с представителями администраций субъектов РФ проведена работа по уточнению перечня регионов, в которых необходим неотложный ремонт региональных и местных дорог», – сообщили в Минтрансе.
Среди субъектов, которые получат трансферты: Волгоградская область, Саратовская область, Омская область, Костромская область, Тверская область, Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская область, Рязанская область, Владимирская область, Кировская область, Пермский край, Республика Алтай, Челябинская область, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Тамбовская область, Республика Удмуртия, Республика Коми, Еврейская АО, Свердловская область, Ростовская область, Самарская область, Орловская область.