X

Обзор прессы от 01.11.2016

01.11.2016

RNS; 31.10.2016; ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ СТАЛО УВЕЛИЧИВАТЬ ПРОГРАММУ СУБСИДИРОВАНИЯ АВИАПЕРЕВОЗОК НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Объем средств, направляемых на субсидирование авиаперевозок из европейской части России на Дальний Восток, в ближайшие три года останется примерно на уровне 2016 года, сообщили RNS в Минвостокразвития. Это 3,5 млрд руб. в 2017 году, 3,4 млрд руб. в 2018 году и 3,3 млрд руб. в 2019 году.
«Федеральным бюджетом предусматриваются средства на субсидирование перелетов на Дальний Восток (на уровне 2016 года): 2017 год – 3 506 001,9 тыс. рублей, 2018 год – 3 422 190,0 тыс. рублей, 2019 год – 3307,0 тыс. рублей», – сообщили в ведомстве.
В августе на совещании у президента России Владимира Путина глава Минвостокразвития Александр Галушка попросил у главы государства увеличить субсидирование авиаперевозок. Позднее министр оценил дополнительную потребность в 1–1,5 млрд руб.
«Я напомню, что сегодня субсидируются авиаперевозки между европейской частью России и Дальним Востоком в объеме 3,2 млрд руб. ежегодно. В принципе, мы посмотрели, что около 1–1,5 млрд руб. – это та сумма, которая сегодня была бы очень кстати для того, чтобы этот проект дальше развивать», – указывал Галушка.
В 2015 году льготными тарифами воспользовались 1,4 млн человек, прогноз на 2016 год – 1,6 млн человек.

RNS; 31.10.2016; «АЭРОФЛОТ» С 1 НОЯБРЯ ВВОДИТ НОВУЮ СИСТЕМУ ТАРИФОВ

«Аэрофлот» с 1 ноября 2016 года вводит новую структуру тарифов, которая позволит сократить стоимостную разницу между тарифными группами авиакомпании и обеспечит свободный доступ к дополнительным услугам для всех категорий пассажиров, сообщила авиакомпания.
Как и сейчас, пассажирам будут предлагаться четыре различных варианта тарифных групп – «Премиум» (Flex), «Оптимум» (Classic), «Бюджет» (Saver) и «Промо» (Promo). Группы «Бюджет» и «Промо», как и ранее, будут доступны только для экономического класса обслуживания, но, согласно вступающим в силу изменениям, стоимостная разница между тарифными группами будет значительно сокращена.
Авиакомпания не будет отказываться от бесплатного провоза багажа и питания на борту.

«Независимо от выбранного тарифа, в стоимость любого билета на рейсы «Аэрофлота» включены провоз одного места ручной клади весом (10 кг экономический/15 кг бизнес-класс) и как минимум одного места багажа (23 кг экономический/32 кг бизнес-класс), питание и напитки на борту. Мили участникам программы «Аэрофлот Бонус» будут также начисляться по всем тарифным группам», – говорится в сообщении авиакомпании.
Авиакомпания продолжит практику применения плоских тарифов. На направлениях в пункты Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Магадан) с 1 января стоимость билета составит 13 200 руб. в одну сторону и 22 000 руб. за перелет туда-обратно. На перелеты в Крым и Калининград стоимость составит 5610 руб. и 9350 руб. соответственно.

ИНТЕРФАКС; 31.10.2016; ФАС НЕДОВОЛЬНА ПРОДЛЕНИЕМ ПРАВ «АЭРОФЛОТА» НА МАРШРУТЫ «ТРАНСАЭРО» – АРТЕМЬЕВ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ недовольна тем, что межведомственная комиссия при Минтрансе продлила группе «Аэрофлот» (MOEX: AFLT) допуски на международные маршруты «Трансаэро» (MOEX: TAER), заявил глава ведомства Игорь Артемьев журналистам в Москве.
«Вот вам классический вариант отраслевого руководства. Не желая абсолютно ничего слышать, Минтранс берет и продлевает, отдавая в руки самой большой компании самые вкусные и интересные маршруты. Ну, почему нельзя было поддержать хотя бы частью этих маршрутов второго, третьего перевозчика, чтобы усилить конкуренцию?», – отметил И.Артемьев.
«То есть берется самый большой (игрок рынка – ИФ), туда отправляются еще и субсидии, и туда даются все преференции, а все остальные – загибайтесь, – продолжил глава ФАС. – Ну, это советская политика, она привела к краху. А в условиях рыночной экономики это точно посадка между двух стульев. И кончается это тем, что мы можем потерять этот рынок, его структуру. Значит, там скоро останется один «Аэрофлот», и что мы с вами будем делать? Конечно, мы недовольны».
Как сообщалось, в конце октября Росавиация своим приказом продлила «Аэрофлоту» и его дочерней «России» допуски на 37 из 46 маршрутов, которые достались группе в прошлом году от «Трансаэро». Решение действительно до 25 марта (последний день зимнего сезона IATA 2016/2017 гг.) «с возможностью пролонгации при условии предоставления «Аэрофлотом» и «Россией» гарантий по добросовестному использованию указанных допусков». Приказ был подписан по итогам голосования членов межведомственной комиссии при Минтрансе, куда входят, в том числе и представители ФАС.
«Аэрофлот» считает полученные допуски «компенсацией» за перевозку почти 2 млн пассажиров «Трансаэро» (около 17 млрд руб.), прием на работу ее сотрудников (4,5 тыс. человек) и получение части ее самолетов. По расчетам «Аэрофлота», срок окупаемости затрат на вывоз пассажиров «Трансаэро» может составить до шести лет в зависимости от экономических условий и при сохранении за компанией полученных маршрутов.

РИА НОВОСТИ/ПРАЙМ; 01.11.2016; АЭРОПОРТ «ЖУКОВСКИЙ» ОТКРЫВАЕТ ВНУТРИРОССИЙСКИЕ РЕЙСЫ

Первый внутрироссийский рейс из подмосковного аэропорта «Жуковский» состоится во вторник, 1 ноября. Осуществлять ежедневные рейсы между Москвой и Казанью будет авиакомпания «ЮВТ Аэро».
Аэропорт открылся в конце мая 2016 года. Воздушная гавань в сентябре приняла свой первый рейс, его осуществила из Минска белорусская «Белавиа».
Рейс по маршруту «Жуковский» – Казань – «Жуковский» будет выполняться на самолете CRJ-200. Вылет из Казани будет осуществляться в 18.00, из «Жуковского» в Казань – в 20.00. Время в пути в одну сторону составит 1 час 20 минут.
Стоимость билета в одну сторону составит от 1,59 тысячи рублей.
Авиакомпания «ЮВТ Аэро» – единственный татарстанский авиаперевозчик, создана в марте 2015 года компанией «Татнефть» и пришла на смену существовавшим ранее в регионе авиакомпаниям «Татарстан» и «Ак Барс Аэро». Авиаперевозчик базируется в аэропортах Казани и Бугульмы. Авиакомпания оперирует воздушными судами типа CRJ-200 LR. В июле 2015 года «ЮВТ Аэро» получила сертификат эксплуатанта, лицензию на выполнение коммерческих пассажирских и чартерных полетов, а также на перевозку грузов.
«Жуковский» – новый международный аэропорт, находящийся в 23 километрах от столицы на территории аэродрома Раменское. Развитием аэропортового комплекса занимается «Рампорт Аэро», совместное предприятие ОАО «ТВК Россия» (госкорпорация «Ростех») и международного авиационного холдинга ASG.

RG.RU; 31.10.2016; АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ БИОМЕТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АЭРОПОРТОВ ЕГИПТА ПОСТАВЯТ В НОЯБРЕ

Египет ожидает получения биометрической системы прохода персонала в так называемую чистую (служебную) зону аэропортов страны. Оно будет поставлено в середине ноября, сообщил в интервью российским журналистам министр гражданской авиации Египта Шериф Фатхи.
«Нам потребуется некоторое время для того, чтобы его установить. Затем мы свяжемся с нашими российскими коллегами и обсудим наши дальнейшие шаги», – уточнил Фатхи, которого цитируют РИА Новости.
По словам министра, это оборудование будет установлено при помощи российских специалистов как минимум в двух аэропортах Египта. Их названия он не сообщил. Однако ранее появилась информация о том, что техника может разместиться в Каирском международном аэропорту и аэропорту Шарм-эль-Шейха, а затем в других воздушных гаванях страны.
Напомним, что в понедельник исполнился год с момента катастрофы российского пассажирского самолета на Синае, которая произошла 31 октября 2015 года. Следствие продолжается, основная версия – взрыв бомбы на борту, который, по предварительной версии, пронес внутрь самолета один из служащих аэропорта.
После этого были приостановлены полеты из России в Египет и обратно, а также прекращен туристический поток в эту арабскую страну. РФ заявила, что полеты будут происходить только в случае полного обеспечения безопасности в аэропортах Египта. Установка в них биометрических систем контроля для сканирования сетчатки глаза и отпечатков пальцев является одним из главных требований российской стороны.

ИЗВЕСТИЯ; 31.10.2016; НАРКОМАНАМ И ПСИХОПАТАМ ЗАПРЕТЯТ ВЛАДЕТЬ БЕСПИЛОТНИКАМИ

Правила постановки на учет беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые сейчас готовит Министерство транспорта РФ, будут включать в себя критерии, по которым гражданам РФ может быть отказано в праве владеть и управлять беспилотниками. В частности, БПЛА не смогут официально владеть люди, ранее судимые по статьям УК, карающим за общественно опасные деяния, а также состоящие на учете в наркологических и психоневрологических учреждениях.
О критериях допуска к владению и управлению беспилотниками рассказал начальник отдела развития беспилотных систем ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (ЗИТ) Александр Дрозд (ранее решением коллегии Минтранса ЗИТ был определен оператором системы регистрации и постановки на учет БПЛА).
– В разрабатываемых нормативных документах мы предполагаем набор первичных фильтров, которые позволят отсечь потенциально опасную категорию пользователей от владения и управления беспилотниками. Во внимание будут приниматься несколько критериев – это судимость по статьям УК, описывающим ответственность за общественно-опасные деяния, и наркологический и неврологический статус, – пояснил Александр Дрозд. – Тут прослеживается определенная аналогия с получением разрешения на владение гражданским оружием и управление транспортным средством. Кроме того, необходим минимальный уровень компетентности, который будет контролироваться. Как это будет делаться – вопрос пока открытый. Обсуждаются разные варианты, среди которых онлайн-тесты и введение начального обучения.
Обязательная постановка на учет БПЛА со взлетной массой от 250 г до 30 кг предусмотрена поправками в Воздушный кодекс РФ, которые вступили в силу летом этого года. Правила и методика учета и регистрации беспилотников сейчас разрабатываются по заказу Минтранса Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации.
– Мы подготовили проект постановления правительства, которое будет описывать процедуру учета беспилотников весом от 250 г до 30 кг, – рассказал Андрей Шнырев, заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса. – На учет нужно будет ставить как приобретенные беспилотники, так и изготовленные самостоятельно. Аппараты массой более 30 кг будут регистрироваться практически в том же порядке, что и гражданские воздушные суда. Процедурно регистрация беспилотного судна не должна принципиально отличаться от регистрации пилотируемого аппарата.
По информации «Известий», постановление правительства, предписывающее ставить на учет беспилотники в определенный срок с момента покупки, может быть выпущено в феврале следующего года. Но в тексте этого документа конкретики по ограничениям на владение беспилотниками не будет. Подробно технические и процедурные вопросы, связанные с учетом и регистрацией БПЛА, будут определены отдельными документами позднее.
– Беспилотник – это в любом случае транспортное средство, поэтому его и нужно будет ставить на учет, регистрировать как транспортное средство, – говорит Сергей Жуков, руководитель группы AeroNet Национальной технологической инициативы. – Многие рассматривают БПЛА как средство поражения. Мы пока не знаем, насколько беспилотник может быть опасен, но понимаем, что он, безусловно, может быть использован и как оружие. Конечно, постановка беспилотника на учет не в полной мере страхует нас от рисков, связанных с потенциальными угрозами применения БПЛА во вред людям. Поэтому постановка аппарата на учет будет не единственной мерой контроля его применения, наверняка будут предприняты и последующие шаги. Например, в каждый БПЛА можно вмонтировать блок, позволяющий полиции принудительно сажать аппарат, если он что-то нарушил или несет в себе потенциальную угрозу.
Средства перехвата дронов уже применяются военными. Например, летом этого года Минобороны испытывало новейший комплекс радиоэлектронной борьбы «Шиповник-Аэро», способный не только заглушить сигнал управления, но и взломать бортовые системы беспилотного летательного аппарата. Также этот комплекс с точностью до нескольких сантиметров определяет координаты места, откуда ведется управление летающим дроном.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 31.10.2016; S7 ПРИВОДИТ В «ДОМОДЕДОВО» ПОЧТИ 40% ПАССАЖИРОВ

В разделе «риски» проспекта евробондов аэропорт «Домодедово» указал, что S7 Group (включает авиакомпании «Сибирь» и «Глобус») в первом полугодии обеспечила ему 39,3% пассажирского трафика, в 2015 г. доля S7 была 29,8%. Изменение стратегии S7, закрытие или перенос части ее маршрутов, снижение пассажиропотока, финансовые трудности и неплатежеспособность могут иметь серьезный негативный эффект на бизнес аэропорта, его финансовое состояние, операционные результаты и планы развития, объясняет эмитент риск концентрации (бонды выпустит ирландская структура «Домодедово» DME Airport Ltd.).
При этом S7 обеспечила «Домодедово» соответственно 15 и 12% всех доходов в первом полугодии 2016 г. и 2015 г., говорится в проспекте. Правда, 16–17% доходов аэропорта приходится на неавиационные услуги (гостиница, паркинг, сдача в аренду торговых и офисных площадей), которые не связаны с бизнесом авиакомпаний. Из авиационных доходов «Домодедово» в первом полугодии (всего 15 млрд руб.) 18% пришлось на S7, в 2015 г. (32,7 млрд руб.) – 14,5%, следует из отчетности по МСФО кипрской DME Ltd. (головная компания аэропорта). Для сравнения: в 2015 г. доля второго тогда по величине его клиента, «Трансаэро», в авиационных доходах составляла 7,3%.
«Базовая авиакомпания в аэропорту всегда имеет специальные условия. За обслуживание одного рейса она может платить вдвое меньше, чем небазовый перевозчик, а если мы берем иностранные авиакомпании, которые платят в валюте, то разница может быть еще больше», – говорит топ-менеджер российской авиакомпании. В Московском авиаузле конкурентная среда, поэтому и отношения между авиакомпаниями и аэропортом всегда основаны на рыночных механизмах, а не преференциях, говорит представитель «Домодедово». Безусловно, настройка условий работы каждой авиакомпании индивидуальна, но это не вопрос уступок: например, некоторые авиакомпании, в том числе и S7, не пользуются услугами всех провайдеров группы «Домодедово», а развивают собственные услуги в аэропорту – регистрацию пассажиров, уборку, доставку экипажей, продолжает он. Стоит учесть, что оплата может идти за доступ к инфраструктуре услуг, а не за сами услуги, логично, что стоимость доступа ниже, в связи с разными бизнес-моделями авиакомпаний будет и разная выручка при сравнимых объемах пассажиропотока, добавляет он.
В 2013 г. «Домодедово» в материалах подчеркивало, что база его перевозчиков – самая диверсифицированная среди московских аэропортов, он меньше, чем «Шереметьево» и «Внуково», зависит от одной авиакомпании. Доля S7 в трафике выросла благодаря ее бурному росту на фоне общего падения пассажиропотока «Домодедово» (уходу «Трансаэро» и некоторых иностранных авиакомпаний), отмечает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов. «Рост авиакомпании, тем более развивающей хабовую модель, – это плюс для аэропорта – она обеспечивает постоянный доход и дает новые возможности для развития. С другой стороны, на бизнес аэропорта проецируются риски крупного клиента, а позиция последнего в переговорах усиливается, например о стоимости обслуживания. Чем меньше зависимость от одного клиента, тем меньше риски – это верно для любого бизнеса», – рассуждает он. S7 в январе – сентябре нарастила перевозки на 20,7% до 10,1 млн человек, трафик «Домодедово» снизился на 8,7% до 22,2 млн человек.
«Зависимость авиакомпании и аэропорта взаимная, конечно, S7 мобильнее и теоретически может перейти во «Внуково», но техническая база и партнеры по альянсу – в «Домодедово», все сотрудники живут вокруг аэропорта. Риски аэропорта только в том, что если S7 обанкротится (а этого не произойдет), то его бизнес-модель рассыплется через год», – говорит топ-менеджер российского перевозчика. Air France обеспечивает аэропорту Шарль де Голль в Париже примерно 55% пассажиров. А, например, «Аэрофлот» в 2015 г. обеспечил 83,4% пассажиропотока «Шереметьево». Риски аэропорта в такой концентрации только в возможном ухудшении финансового состояния якорного перевозчика, согласна партнер Strikitsa Consulting Валентина Каледина.

ТАСС; 31.10.2016; КОНТЕЙНЕРНЫЙ МАРШРУТ СВЯЗАЛ ЕКАТЕРИНБУРГ И СЕВЕРО– ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН РОССИИ

Первый поезд, прибывший в Екатеринбург со станции Шушары, связал столицу Урала (Свердловскую магистраль, СвЖД) и Северо-Западный регион России регулярным контейнерным маршрутом, сообщила служба корпоративных коммуникаций СвЖД.
Согласно опубликованным данным, в связи с ростом объемов грузоперевозок на направлении ст. Санкт-Петербург-Товарный-Витебский, по которому ранее следовали контейнерные поезда, было принято решение использовать для отправки терминал на ст. Шушары. Разгрузка контейнеров производится на терминале ПАО «Трансконтейнер» на ст. Екатеринбург-Товарный.
ОАО «РЖД» предпринимает целенаправленные усилия по улучшению инфраструктуры и созданию удобных для курсирования контейнерных поездов условий, что помогает обеспечивать стабильно высокие суточные скорости.
«Трансконтейнер» располагает 45 собственными терминалами во всех грузообразующих центрах России, а также 19 железнодорожными терминалами в Казахстане (через совместное общество АО «Кедентранссервис», ведущего частного оператора сети железнодорожных терминалов в Республике Казахстан), и управляет контейнерным терминалом «Добра» на границе Словакии и Украины.
В собственности компании находится более 24 тыс. фитинговых платформ и около 64,5 тыс. крупнотоннажных контейнеров. АО «ОТЛК» (дочернее общество ОАО «РЖД») принадлежит 50% плюс две акции ПАО «Трансконтейнер», транспортной группе FESCO – 24,1%, ЗАО «Управляющая компания «Трансфингрупп» – доверительное управление пенсионными резервами НПФ «Благосостояние» – 9,2%.
Акции «Трансконтейнера» торгуются на Московской бирже. Депозитарные расписки на акции компании торгуются на Лондонской фондовой бирже.

ИНТЕРФАКС; 31.10.2016; МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ПРЕДЛАГАЕТ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ КРЫМСКУЮ ЖЕЛДОРОГУ

Минэкономразвития РФ предлагает приватизировать ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД, Симферополь) в 2017-2019 годах.
ФГУП включено в проект прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы, подготовленный Минэкономразвития.
Государственное унитарное предприятие республики Крым «Крымская железная дорога» основано после присоединения Крыма к России в 2014 году на базе подразделений Крымской дирекции Приднепровской железной дороги «Укрзализныци», расположенных на полуострове.
В декабре 2015 года предприятие было передано в собственность РФ, в ведение Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). В январе 2016 года преобразовано во ФГУП «Крымская железная дорога».
Железные дороги Крыма – рельсовые пути сообщения, связывающие Севастополь, Симферополь, Евпаторию, Саки, Феодосию, Керчь, Джанкой, Красноперекопск и Армянск.
В составе дороги находятся три локомотивных депо (Симферополь, Джанкой, Керчь), вагонное депо в Джанкое, два пассажирских депо с ремонтной базой, а также моторвагонное депо в Симферополе и другие объекты.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в октябре этого года поручил Минтрансу, Минпромторгу, Минэкономразвития, Минфину, главе Крыма Сергею Аксенову, врио губернатора Севастополя Дмитрию Овсянникову и президенту ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) Олегу Белозерову до 1 февраля 2017 года рассмотреть вопрос об обновлении к 2020 года пассажирского и тягового подвижного состава КЖД для перевозок в пригородном сообщении, а также в поездах дальнего следования летом.

КОММЕРСАНТ; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; АНАТОЛИЙ ДЖУМАЙЛО; 01.11.2016; ТАРИФНУЮ НАДБАВКУ ПРИКАЗАНО РЕЗАТЬ

ФАС, ранее не поддержавшая точечную коррекцию тарифов ОАО РЖД на 2017 год, намерена пойти навстречу монополии и продлить ей экспортные надбавки к тарифам на два года. Но глава ФАС Игорь Артемьев предупредил: надбавки будут урезаны от текущих 13,4%. Грузоотправители уверены, что основания для повышающих коэффициентов и так были искусственными, а собранные средства ОАО РЖД потратило не на расшивку узких мест, а на операционную деятельность, и к торгу явно не готовы.
ФАС готова согласиться на просьбу ОАО РЖД и на два года продлить действие экспортной надбавки ОАО РЖД, срок которой истекает 30 января 2017 года. Об этом вчера сообщил глава службы Игорь Артемьев. Он отметил, что вообще не приветствует применение ОАО РЖД экспортных надбавок, поскольку так оно теряет экспортные грузы. Но, продлевая срок действия надбавки, ФАС намерена ее заметно урезать, уточнил чиновник.
ОАО РЖД с 2013 года получило право вводить надбавку до 13,4% или скидку до 12,8% к тарифу (так называемый тарифный коридор). Позже размер скидки был расширен до 25%, обсуждается увеличение до 50%. В конце 2014 года монополия ввела максимальную надбавку 13,4% для всех грузов на экспортных направлениях, кроме энергоугля (на него – 1,4%). Затем послабления получили металлурги и химики, а другие грузоотправители так и не смогли настоять на отмене надбавок. ФАС ранее выступила против точечных коррекций тарифов, предложенных ОАО РЖД на 2017 год, в числе которых было и продление на год экспортных надбавок (см. «Ъ» от 26 октября).
В ФАС не пояснили, до какого уровня предлагается срезать экспортную надбавку. В ОАО РЖД заявление господина Артемьева не комментируют, но обращают внимание на то, что на прошлой неделе глава компании Олег Белозеров предложил сохранить экспортный коридор в 2017 году в том же объеме и предоставлять скидки индивидуально по каждому направлению.
В «Русале» «Ъ» заявили, что достаточных оснований для установления экспортной надбавки (например, дефицит пропускных способностей) не было и нет: узкие места инфраструктуры есть далеко не на всех направлениях, а дополнительно собранные ОАО РЖД средства используются не по назначению. Экспортной надбавки не должно быть вообще, уверены в «Русале», основания для ее введения, связанные, например, с существенным ростом цен на экспортные товары, в условиях неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков «практически неприменимы». Объединение компаний черной металлургии «Русская сталь» также не поддерживает продления надбавки на 2017 год. Свою позицию глава набсовета партнерства, владелец «Северстали» Алексей Мордашов направил 19 октября вице-премьеру Аркадию Дворковичу (копия есть у «Ъ»). Источник «Ъ» на рынке говорит, что произвольные манипуляции с тарифным коридором требуют обсуждения с Советом потребителей ОАО РЖД и клиентами и не добавляют уверенности грузоотправителям. Даже без надбавки весь комплекс предложений ОАО РЖД плюс двукратный рост вагонной составляющей (15%) увеличат в 2017 году транспортные затраты грузоотправителей на 26%, подчеркнул он.
Гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин отмечает, что сам факт существования экспортной надбавки без обоснования, куда идут эти деньги, противоречит принципу равенства при гибком тарифном регулировании. «Заявления ФАС больше смахивают на информационный посыл бизнесу, что ведомство бессильно на что-либо повлиять, но показывать свою слабость не хочет»,– уверен эксперт. Он напоминает, что в рамках гибкого регулирования правление ОАО РЖД принимает решения о применении тарифного коридора. Если грузоотправитель захочет получить скидку, то он должен представить более 200 страниц документов, при этом сама монополия обоснований не предоставляет, что ущемляет права пользователей услуг. Если надбавку снижать, то только дифференцированно для каждой отрасли, считает господин Иванкин. При таком размене найдутся те, кто готов будет поддержать эту схему как возможность снизить транспортную нагрузку, заключает он.

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ПРАВДА; 01.11.2016; ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА СПАСУТ ГОРОД-КУРОРТ КИСЛОВОДСК

Проблемы перехода на экологически чистый транспорт в лечебных местностях рассмотрели на выездном заседание комитетов Совета Федерации в Кисловодске.
В Кисловодске более 85 процентов загрязнений атмосферного воздуха составляют выхлопы автомобилей, заявил глава города-курорта Александр Курбатов на состоявшемся на днях выездном заседании комитетов Совета Федерации.
Природное достояние Кисловодска – уникальный ландшафт (город находится в окруженной горными хребтами котловине), – с недавних пор стало и его бедой. В городе солнца и нарзана почти не бывает ветров. С одной стороны – отдыхающим комфортно, с другой – в атмосфере до опасной концентрации накапливаются загрязнения. Таким образом, курорт теряет один из своих главных природных лечебных факторов – кристально чистый воздух.
«Ахиллесову пяту» лучшего курорта страны пытались защитить еще в прошлом веке: в бытность СССР просто взяли и запретили въезд в Кисловодск иногороднего транспорта. При административно-командной системе управления страной такие проблемы решали в два счета. Да и автомобилей в личном пользовании в то время было – по пальцам перечесть.
Ныне, как доложил сенаторам глава города Александр Курбатов, на территории Кисловодска зарегистрировано 40156 автомобилей. Из них муниципальных – 84, пассажирских автобусов и маршруток – 174, иного автотранспорта – 4535 единиц. Все остальное, – 35451, – индивидуальные авто. И это только зарегистрированные в городе-курорте. А если прибавить те машины кисловодчан, что зарегистрированы не по месту жительства (закон это допускает), да тысячи иногородних машин, ежедневно въезжающих в город-курорт, то получится вообще умопомрачительное количество.
Впрочем, местные жители и отдыхающие и без всяких подсчетов видят, что с курортом происходит неладное: по главным магистралям машины идут непрерывным потоком в несколько рядов, на многих перекрестках пробки из десятков автомобилей, каждый из которых чадит удушающими выхлопами. Несколько лет назад одно из крупнейших предприятий города-курорта – ООО «Нарзан-гидроресурсы», для которого чистота окружающей среды – залог стабильности производства, затратило пять миллионов рублей собственных средств на исследования экологической обстановки в Кисловодске. Результаты были удручающие. В иных районах уровень загрязнения выше, чем в крупных промышленных городах. По мнению независимых экологов, 90 процентов всех загрязнений воздуха, почвы и воды на курорте создают автомобили.
Нынешняя администрация Кисловодска с привлечением Пятигорского государственного научно-исследовательского института курортологии тоже провела оценку состояния воздушного бассейна города. Вывод курортологов: появление взвешенного аэрозоля в курортной зоне Кисловодска указывает на снижение реабилитационных свойств приземной атмосферы, да и концентрация тяжёлых металлов здесь выше, чем на контрольной высокогорной станции.
В общем, ясно: чтобы не потерять природные лечебные факторы курорта, необходимо срочно избавить Кисловодск, – или хотя бы его курортную зону, – от засилья экологически грязного автотранспорта.
Александр Курбатов напомнил, что три года назад правительство Ставропольского края приняло постановление «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение затрат по приобретению экологически чистых видов транспорта и созданию инфраструктуры для их использования». И это были не только слова. В краевом бюджете предусмотрели 35 миллионов рублей на субсидирование части затрат на приобретение электромобилей и создание инфраструктуры для их использования. Субсидия в сумме 350 тысяч рублей выделялась на каждый приобретенный электромобиль и до 500 тысяч рублей – на каждую зарядную станцию. Кроме того владельцам электромобилей посулили налоговые преференции.
Кончилось тем, что Кисловодское ЗАО «Автоколонна 1721» приобрело пять электромобилей и оборудовало три электрозаправочные станции. А ведь «Экотакси» с пониженным уровнем шума двигателя и нулевым количеством вредных выбросов еще и существенно экономичнее традиционных авто. При поездке на расстояние 100 километров расходы на бензин составляют 300 – 400 рублей, на газ– 200, на электроэнергию – до 100 рублей.
Как рассказал Александр Курбатов, ныне проекты по перевозке пассажиров на электротакси и электроавтобусах успешно осуществляются во многих странах и городах. Например, в Монреале, Лондоне, Ханое, Бангкоке, Боготе. А недавно Германия официально предложила Евросоюзу к 2030-му году отказаться от машин с бензиновыми и дизельными двигателями. К эксплуатации в Евросоюзе будут допускаться лишь автомобили, «не выбрасывающие в атмосферу выхлопные газы».
В России удачным примером внедрения электромобилей можно назвать Олимпийский парк в Сочи, где ежедневно используют десятки автомобилей на электротяге. В Кисловодске, увы, картина иная. На сегодняшний день в городе выдано 335 лицензий на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, фактически же ее осуществляет около 2000 такси. Из них только пять на электрической тяге.
На сегодняшний день «Автоваз» предлагает 120 электромобилей стоимостью по 900 тысяч рублей. Ясно, что только очень веские аргументы могут побудить «таксующего» частника приобрести почти за миллион рублей автомобиль, уступающий иномаркам по многим характеристикам. Да и инерцию привычки к бензиновым авто преодолеть можно только явными выгодами эксплуатации электромобилей на курорте.
Таким аргументом Александр Курбатов считает запрет на въезд в курортную зону экологически грязных видов транспорта.
– Многие отдыхающие жалуются на загрязняющие воздух автомобильные выхлопы. Но у нас нет никаких правовых, нормативных способов ограничить движение экологически грязных автомобилей рядом с санаториями.
Конкретный выход из правового тупика, в котором оказались власти Кисловодска, предложил участвовавший в выездном заседании Совфеда представитель Министерства транспорта России Владимир Луговенко. Он напомнил, что Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» дает право органам государственной власти субъектов Российской Федерации вводить ограничения на передвижение транспортных средств в местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях.
– Право-то законодатель дал, а вот механизма его реализации до сих пор нет, – пояснил представитель Минтранса и рассказал, как профильное министерство пытается устранить это упущение.
Уже подготовлены и направлены на рассмотрение в Правительство Российской Федерации поправки в Правила дорожного движения, предусматривающие введение новых дорожных знаков «Экологический класс», которые можно совмещать с ныне действующими знаками. То есть, местным властям достаточно будет определить зоны города, в которых запрещено движение автотранспорта ниже определенного экологического класса, установить соответствующие дорожные знаки и следить за их неукоснительным соблюдением. Более того, Минтранс предложил ввести знаки «Электромобили» и «Кроме электромобилей», которые позволят даже выделять специальные полосы на дороге и специальные парковки для экологически чистого транспорта.
– Этот проект Постановления Правительства России уже прошел согласования с соответствующими федеральными органами власти. Мы надеемся, что он будет принят в ближайшее время. Тогда у муниципалитетов развяжутся руки.
Глава Кисловодска настолько обрадовался сообщению представителя Минтранса, что попросил сенаторов включить в протокол Решения рекомендацию Правительству РФ ускорить рассмотрение проекта данного Постановления. Однако тут, словно ушат холодной воды, пыл остудило замечание председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского:
– А где глава города возьмет деньги на покупку электромобилей?
Поскольку речь идет, как минимум, о сотне экологически чистых такси, Александр Курбатов вынужден был признать, что «сейчас такой возможности нет». Причем, не только у муниципального, а и у регионального бюджетов.
Но тут Владимир Луговенко напомнил, что по инициативе Президента Путина 2017-й год объявлен в России Годом охраны окружающей среды и представил подготовленную Минтрансом концепцию «зеленой мобильности». Ее ключевой принцип – переход к новой пирамиде транспортных приоритетов. Если сейчас самой широкой частью пирамиды являются индивидуальные автомобили, то в будущем ее должны занять велосипедисты и пешеходы. Для Кисловодска, который из конца в конец можно пересечь пешком за час, а на велосипеде – за полчаса, новая пирамида Минтранса более чем приемлема. А проблему пресловутого «сложного рельефа» (то есть множества подъемов и спусков) можно легко решить с помощью установленной на велосипеде электрической батареи. Отечественный электровелосипед (электосамокат) на одной подзарядке от бытовой розетки способен проехать 20 километров, что вполне достаточно для передвижения по Кисловодску. Стоит этот идеальный для города-курорта экотранспорт порядка 30 тысяч рублей.
О том, что велосипед может стать весьма массовым и эффективным транспортом, свидетельствует опыт многих европейских, азиатских и североамериканских городов. Владимир Луговенко показал фото велодорожки с установленным на ней счетчиком в одном из европейских провинциальных городов, сопоставимом с Кисловодском. Так вот, беспристрастный прибор зафиксировал, что каждый день мимо него проезжало в среднем по две тысячи велосипедистов. Однако за время пребывания в Кисловодске представитель Минтранса не заметил в городе-курорте ни велодорожек, ни мало-мальски интенсивного движения велосипедистов. Так что для местных властей здесь есть широкое поле деятельности.
Председательствовавший на выездном заседании комитетов Совета Федерации Валерий Рязанский горячо поддержал Владимира Луговенко:
– Это прекрасное направление развития экологически чистого транспорта. К тому же оно не требует значительных финансов.


Народная мудрость гласит: «По одежке протягивай ножки». Нынешняя финансовая «одежка» города-курорта и региона не позволяет в ближайшее время перейти на массовое использование электротакси и электроавтобусов. Но она нисколько не мешает властям буквально с завтрашнего дня начать переход к предложенной Минтрансом новой пирамиде транспортных приоритетов. При должном рвении вполне возможно добиться, чтобы в курортный сезон 2017-го года большинство отдыхающих и жителей Кисловодска передвигались по городу-курорту пешком или на велосипедах.

ГАЗЕТА.RU; 31.10.2016; МИНТРАНС НАМЕРЕН УЖЕСТОЧИТЬ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ ТЕХОСМОТРА

Министерство транспорта России подготовило проект постановления правительства, вводящий в том числе ряд ужесточений для автомобилистов при прохождении техосмотра. Соответствующий документ опубликован на портале regulation.gov.ru.
В частности, проект поправок к правилам проведения техосмотра, по сути, вводит запрет на установку прозрачных защитных пленок на фары транспортного средства.
«Установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов, в том числе бесцветных или окрашенных опт