X

Обзор прессы от 10.11.2016

10.11.2016

ИНТЕРФАКС – ДАЛЬНИЙ ВОСТОК; 10.11.2016; ЗАВЕРШЕНО РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛА О КРУШЕНИИ ВЕРТОЛЕТА НА ЧУКОТКЕ В 2011 ГОДУ

Следователи завершили расследование уголовного дела о крушении в 2011 году на Чукотке вертолета Ми-8Т, в результате чего погибли три человека, еще один получил тяжелые травмы, перед судом предстанет командир воздушного судна.
«Командир вертолета обвиняется в по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, а также причинение тяжкого вреда здоровью человека)», – сообщила в четверг агентству «Интерфакс – Дальний Восток» старший помощник руководителя ДВСУ на транспорте СКР Оксана Полшакова.
По данным следствия, 25 июля 2011 года вертолет Ми-8Т, эксплуатируемый ФГУП «Чукотавиа», по заявке ЗАО «Тихоокеанская строительно-производственная компания» выполнял полет из аэропорта Певек до мыса Биллингс Чаунского района Чукотки. На борту также находились три члена экипажа и два пассажира, работники компании.
Из-за тумана в пункте назначения экипаж посадку не произвел, а решил приземлиться в районе села Биллингс.
«В отсутствие постоянного визуального контакта с земной поверхностью и наземными ориентирами, был допущен перелет вертолетом посадочной площадки, командир вертолета принял меры к интенсивному гашению скорости движения», – пояснила О.Полшакова.
Торможение привело к наступлению аварийного случая – режима «вихревого кольца», разбалансировке вертолета. Воздушное судно упало и сгорело. В авиакатастрофе погибли бортмеханик и двое пассажиров, один из членов экипажа получил серьезные травмы – глубокие термические ожоги.
Активное пилотирование вертолетом осуществлял командир воздушного судна. Следователи установили, что причиной катастрофы стало ненадлежащее исполнение им своих профессиональных обязанностей.
Уголовное дело с утвержденным Камчатским транспортным прокурором обвинительным заключением направлено в суд.
Как сообщалось, вертолет Ми-8Т направлялся на побережье Чукотки для сбора радиоизотопных термоэлектрических генераторов (ритэгов). ЗАО «Тихоокеанская строительно-производственная компания» являлось заказчиком работ по сбору ритэгов.

ИНТЕРФАКС; 09.11.2016; «ДОМОДЕДОВО» ПРЕДЛАГАЕТ РАЗДЕЛИТЬ ФИНАНСИРОВАНИЕ НАЗЕМНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ХЭНДЛИНГОВЫМИ КОМПАНИЯМИ

«Домодедово» предлагает демонополизировать рынок наземного обслуживания в аэропортах РФ по аналогии с европейскими, следует из презентации оператора, с которой ознакомился «Интерфакс».
Сейчас почти во всех аэропортах РФ услуги хэндлинга безальтернативны – их предоставляют аффилированные с аэропортами или их базовыми перевозчиками компании. Зачастую это приводит к немотивированному росту тарифов, особенно не требующих утверждения Федеральной антимонопольной службой. В «Домодедово» полагают, что конкурентный рынок наземного обслуживания рейсов позволит повысить качество хэндлинговых услуг, снизить их стоимость, а, кроме того, привлечь операторов наземного обслуживания к финансированию авиационной инфраструктуры за счет отдельного тарифа.
В самом «Домодедово» работает аффилированная с ним структура Domodedovo airport handling, она же обеспечивает поддержание наземной инфраструктуры, уплачивая соответствующий тариф, рассказал «Интерфаксу» представитель аэропорта. По его словам, наличие конкурентов в периметре «Домодедово» позволило бы снизить данные издержки и за счет этого сдерживать сборы с авиакомпаний (по взлет-посадке и др.).
Пока что «Домодедово» не направляло свои предложения на рассмотрение в госведомства, добавил собеседник агентства, сначала аэропорт хотел бы обсудить их «вместе с отраслевым сообществом».

ГАЗЕТА.RU; 09.11.2016 РЕЙСЫ ИЗ ЖУКОВСКОГО В ТАДЖИКИСТАН НАЧНУТСЯ УЖЕ В НОЯБРЕ

Авиакомпания «Уральские авиалинии» открыла продажу билетов на рейсы в Таджикистан из подмосковного аэропорта Жуковский, следует из информации на сайте авиаперевозчика.
Первый рейс из Жуковского в Душанбе отправится 22 ноября и будет выполняться по вторникам и четвергам. Расписание полетов из Жуковского в Худжанд также начинается 22 ноября и предусматривает выполнение полетов в те же дни.
Ранее российские и таджикские авиавласти смогли договориться о признании таджикской стороной Жуковского в качестве подмосковного аэропорта. До этого авиавласти Таджикистана считали, что Жуковский стал четвертым аэропортом Московского авиационного узла, поэтому дополнительное назначение авиакомпаний на рейсы в Душанбе и Худжанд представляет собой одностороннее увеличение Россией количества перевозчиков на этих линиях. На этом основании таджикская сторона отказалась принять назначение российских перевозчиков.


Россия готова была с 8 ноября запретить прямое авиасообщение с Таджикистаном, если бы Душанбе не согласовал полеты российских авиакомпаний из Жуковского.
В конце июня Минтранс присвоил Жуковскому статус регионального аэропорта, а не московского. Таким образом, у авиакомпаний, летающих из Жуковского, появлялись преимущества на международных маршрутах: статус регионального аэропорта давал возможность авиакомпаниям обойти межправсоглашения, которые закрепляют количество перевозчиков и частоту полетов на направлениях из Москвы в Таджикистан.

ИЗВЕСТИЯ: 10.11.2016; АВИАЦИИ ПРЕДПИСАЛИ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

В России может появиться обязательный перечень лекарств, которыми должна быть укомплектована аптечка на борту самолета. Сейчас этот список носит рекомендательный характер, что нередко приводит к фактическому отсутствию необходимых препаратов на борту. Кроме того, для врача, который оказал медицинскую помощь в ходе полета, предлагается установить ответственность за возможную врачебную ошибку. С такой инициативой выступил экс-главный санитарный врач, а ныне депутат Госдумы Геннадий Онищенко. В ближайшее время в Думе соберется рабочая группа по проработке этой идеи. Заинтересованные ведомства – Росавиация, Минтранс и Минздрав во мнениях разошлись.
Как пояснил «Известиям» Геннадий Онищенко, перед экспертами стоят три основных вопроса: содержание бортовых аптечек, ответственность за отсутствие в них обязательных препаратов, а также доступ к лекарствам бортпроводников и пассажиров-медиков.
На сегодняшний день определенных требований к содержимому аптечек на воздушном транспорте нет. Их комплектуют согласно методическим рекомендациям по обеспечению воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, утвержденным Росавиацией в 2013 году.
Состав аптечки разбит на три комплекта: первой помощи (анальгетики, противоотечные, противовоспалительные, противорвотные и противоаллергические средства, седативные препараты, бинты, лейкопластыри, салфетки, термометр), универсальный профилактический (медицинские маски, перчатки, салфетки) и комплект медицинских средств (растворы для внутривенных и внутримышечных инъекций, гормональные средства, бронхолитики).
Главная проблема, поясняет Онищенко, заключается часто не только в отсутствии лекарств на борту, но и в самом составе бортовой аптечки: он варьируется в зависимости от авиакомпании.
Еще одна проблема – бортпроводники могут оказывать только первую помощь (остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание), а воспользоваться комплектом медсредств (например, назначить кардиологические препараты) имеет право только пассажир с медицинским образованием, если такой окажется на борту.
– Исходя из моей личной практики и предварительного анализа, среди пассажиров, как правило, имеется медработник с высшим или средним медицинским образованием. Но в каком объеме он имеет право оказать помощь в рамках правового поля и каким образом отвечать за возможные последствия? – говорит Онищенко. – В медучреждении, особенно если в результате действий врача возникают осложнения, коллеги подробно рассматривают его действия и решают, имел ли он основания делать то или иное назначение, оценивают правильность его действий с точки зрения определения диагноза и применения медикаментозных средств.
Сейчас необходимо создать четкую схему оказания медпомощи, поддержания жизнеспособности больного до посадки самолета и его передачи спецбригаде медиков. Также необходимо определить, в каких случаях самолет с больным пассажиром обязан совершить экстренную посадку.
В комитете Госдумы по здравоохранению инициативу бывшего главного санитарного врача поддерживают. При этом, по словам председателя комитета Дмитрия Морозова, ситуация с оказанием медицинской помощи на транспорте в целом требует пристального внимания. И речь не только об авиации.
– В поездах, например, тоже бывают ситуации, когда необходима экстренная помощь. Я лично неоднократно оказывал медпомощь пассажирам. Что касается оказания помощи в воздухе, то здесь в первую очередь важно четко понимать регламент: кто может и должен оказывать помощь, как согласовываются действия на борту с медцентром на земле. Нужно учитывать и то, что в самолете может и не оказаться людей с медицинским образованием, – говорит Морозов.
В Минтрансе «Известиям» пояснили, что бортовая аптечка формируется на основании требований Международной организации гражданской авиации (приложение 6 к Конвенции о международной организации), при этом ее содержимое и количество медикаментов зависит от пассажировместимости судна. Что касается действия врачей на борту, то тут в Минтрансе инициативу Онищенко не поддержали.
– Полагаем установление ответственности за действия пассажиров-врачей при оказании медпомощи больным или пострадавшим пассажирам нецелесообразным, – ответили в ведомстве.
В Росавиации, в свою очередь, заявили, что случаи ухудшения самочувствия пассажиров на борту случаются довольно часто – это общемировая проблема.
– В таких ситуациях все российские авиакомпании руководствуются международными рекомендациями (ИКАО) и соблюдают их в обязательном порядке, – заверил «Известия» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.
Что касается закрепления в российском законодательстве обязательного перечня лекарств на борту, Извольский заявил, что Росавиация готова поддержать такую инициативу.
В Минздраве РФ «Известиям» напомнили, что комплект первой помощи, в соответствии с методическими рекомендациями, имеет право использовать любой член экипажа, согласно руководству по оказанию первой помощи.
– Первую помощь пассажирам в рейсе оказывает бортпроводник. Изучение стандартов оказания первой помощи и отработка навыков входят в программу подготовки по авиационной медицине для бортпроводника, учения проводятся не реже одного раза в два года, – сказали в ведомстве.
В последнее время участились случаи неоказания первой медицинской помощи н борту из-за отсутствия необходимых лекарств. Так, в октябре этого года от сердечного приступа скончалась 50-летняя пассажир рейса Анталия–Москва, больная сахарным диабетом: свои лекарства она сдала в багаж, а в бортовой аптечке инсулина не оказалось.
Спасать авиапассажиров дважды пришлось лично министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой. Так, в конце сентября на борту самолета, летевшего в Нью-Йорк, потеряла сознание 47-летняя женщина, среди медиков на борту оказалась и министр, летевшая на международную конференцию. Скворцова диагностировала у женщины ишемическую атаку головного мозга и стабилизировала ее состояние с помощью лекарств из личной аптечки.
Тем не менее в авиакомпаниях говорят, что борту воздушного судна всегда есть необходимые препараты, а персонал готов к оказанию первой помощи. Решение о вынужденной посадке командир судна может принять на основании рекомендаций медицинских работников или бортпроводников.
– Все бортпроводники не реже одного раза в каждые 24 месяца проходят медицинскую подготовку. В частности, в курс подготовки входит оказание первой помощи при обмороке, эпилепсии, инсульте, инфаркте, переломах, различных видах ранений и кровотечений. Бортпроводников также учат принимать роды и проводить комплекс сердечно-легочной реанимации. При ухудшении состояния здоровья пассажира старший бортпроводник всегда обращается к пассажирам с вопросом, есть ли на борту врач, способный оказать квалифицированную медицинскую помощь, – сообщили «Известиям» в авиакомпания S7 Airlines.
К группе риска во время авиаперелетов относятся в первую очередь пассажиры с сердечно-сосудистыми и бронхолегочными заболеваниями, а также люди, страдающие диабетом. Также спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем могут перепады давления, низкая влажность воздуха на борту и вынужденная многочасовая малоподвижность. Почувствовать себя плохо в самолете могут и пассажиры, страдающие клаустрафобией и аэрофобией.
– Погасить панический приступ, снять острую симптоматику стюардесса может самостоятельно. Врача и таблеток не нужно. Аэрофобия, панические атаки – это неприятно, но абсолютно не опасно для жизни. Единственное исключение – если у человека предынфарктное или предынсультное состояние, но в этом случае приступ может спровоцировать не только страх, но и перекус жирной курочкой или быстрый подъем по лестнице, – заявил «Известиям» пилот и авиапсихолог Алексей Герваш.
Самый эффективный способ избавиться от аэрофобии, по словам Герваша, – специальные курсы, пройти которые предлагают сейчас все крупные авиакомпании.

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; 10.11.2016; КАЛИНИНГРАДУ НЕ ХВАТАЕТ КРЫЛЬЕВ

Росавиация и руководство Калининградской области хотят убедить авиакомпании летать в Калининград не только из Москвы и Петербурга, но и из регионов, чтобы полностью использовать выделяемые бюджетом субсидии. По сведениям «Ъ», власти также настаивают на «более равномерной» продаже авиабилетов. В этом году перевозчики продавали субсидируемые билеты не в высокий сезон, а ближе к окончанию программы, из-за чего субсидии не были освоены. Но, по мнению экспертов, субсидирование перевозок в высокий сезон в принципе неэффективно.
Росавиация предложила авиакомпаниям расширить маршрутную сеть субсидируемых рейсов в Калининград новыми направлениями из городов центральной части РФ, сообщило вчера ведомство. Решение было принято по итогам совещания руководителей Росавиации и правительства области. Перечень новых направлений выберут сами перевозчики, исходя из экономической целесообразности, пояснили «Ъ» в Росавиации. Доклад ожидается к концу года.
Субсидируемые авиаперевозки в Калининград выполняются только из Москвы и Санкт-Петербурга с середины мая до середины октября. За указанный период шесть авиакомпаний перевезли 170 тыс. пассажиров по специальному тарифу: 3,5 тыс. руб. – из Москвы и 3,8 тыс. руб. – из Петербурга в одну сторону. Размер компенсации на одного пассажира – 2,3 тыс. руб. и 1,8 тыс. руб. соответственно. В 2016 году объем бюджетных субсидий на авиаперевозки в Калининград был увеличен на 10%, до 462,6 млн руб. Но в 2015 году этой программой воспользовалось куда больше пассажиров – 205 тыс., при этом теперь авиакомпании не выбрали из общей суммы субсидий около 50 млн руб.
Источник «Ъ» в одной из авиакомпаний пояснил, что из-за высокой стоимости керосина компании снижали частоты на маршруте. В результате, несмотря на прирост пассажиропотока и почти 100% загрузки на рейсах, общие перевозки сократились. По словам собеседника «Ъ», местные власти «попытаются принять меры для сдерживания цены на керосин». В пресс-службе S7 «Ъ» сообщили, что в этом году спрос на перелеты в Калининград был очень высок – вероятно, в связи с закрытием популярных зарубежных направлений,– поэтому компания выполняла дополнительные рейсы в мае и сентябре. Но у компании пока нет планов выполнять следующим летом в Калининград полеты из регионов.
Источник «Ъ» в администрации Калининградской области отмечает, что из-за высоких операционных затрат авиакомпании не выставляли на продажу дотируемые билеты в высокий сезон, оставляя их на окончание программы. В результате пассажиры могли приобретать билеты в 2,5 раза дороже, и их стоимость иногда достигала 70 тыс. руб. в оба конца. Ситуацию также осложнили посредники, которые зачастую перепродавали льготные билеты по завышенной стоимости. Росавиация уже попросила авиакомпании принять меры: например, продавать такие билеты только на своих сайтах.
В S7, а также источник «Ъ», близкий к «Аэрофлоту», опровергли факты перепродажи билетов. По словам источника, заполняемость рейсов на этом направлении была очень высокой: «Аэрофлот» продает не только субсидируемые билеты (порядка 30 мест на каждом рейсе), но и «плоские тарифы» – оба вида билетов выкупались заблаговременно. Флот судов расписан по маршрутам, и увеличить число рейсов нет возможности.
Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко считает, что в России с учетом «очень высокой сезонности» разумнее субсидировать перевозки в зимний период на всех направлениях, поскольку летом в любом случае возникает активный платежеспособный спрос. Такая схема позволила бы авиакомпаниям эффективнее распределять пассажиропоток и емкости в течение года.

РБК; 09.11.2016; ПЕРЕВОЗЧИКИ РАСКРИТИКОВАЛИ ИДЕЮ ПАРОМНОГО СООБЩЕНИЯ В ОБХОД ПОЛЬШИ

Министерство транспорта РФ прорабатывает вопрос об открытии паромной линии для перевозки грузовиков в обход Польши. По мнению чиновников, это исключит временные потери на дорогу по суше и необходимость в получении транзитных разрешений. Калининградские перевозчики раскритиковали эту инициативу.
Вопрос о кратном увеличении объемов перевозок с помощь паромов обсуждался на встрече замминистра транспорта РФ Николая Асаула с руководством транспортной компании DFDS, сообщается на сайте ведомства. В министерстве считают, что «это позволит отказаться от транзитных перевозок через Польшу в связи с нестабильной политикой польских коллег по обмену разрешениями, не позволяющей российским перевозчикам комфортно работать». При этом в настоящее время стороны обсуждают варианты морских торговых портов, откуда оптимально будет запустить паромную линию, а также паромы для таких перевозок.
Глава Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний, руководитель компании «Транс-Эксим» Юрий Пятанов уверен, что это не решит проблему транспортной доступности Калининградской области. Об этом он заявил в эфире «Business FM – Калининград».
«Если они ведут переговоры с этой компанией (DFDS), то они базируются в Клайпеде, это говорит о том, что Россия может утереться, – сказал он. – Это их направление, у них туда дорога отработана. Так что сомневаюсь, что регион получит шанс».
Он напомнил, что в начале года, после проблем с польским «дозволами», на линии Балтийск-Засниц начал работу «антикризисный» паром «Балтийск-Засниц», который совершил три рейса и приостановил работу, так как перевозчики получили «дозволы» и поехали по суше. В результате оператор линии понес убытки.
«Хотя, мы предлагали вариант решения вопроса, но они (Минтранс) отвернулись. Теперь нет парома, и взять его негде», – добавил Юрий Пятанов.
Председатель транспортной комиссии Калининградской Торгово-промышленной палаты, директор транспортной компании «ДСВ-Транспорт» Леонид Степанюк заявил в эфире «Business FM – Калининград», что без поддержки государства не удастся решить проблемы, связанные с польскими транзитными разрешения.
«Только если Минтранс этим займется, будет государственный паром на регулярной основе не менее двух рейсов в неделю, например, на линии Калининград-Киль и Калинниград-Усть-Луга. И будут привлечены российские транзитные грузы, один Калининград не загрузит эти паромы, – сказал Степанюк. – Для этого должны быть созданы лучшие условия по оформлению грузов, по скорости. Иначе грузы пойдут через прибалтийские порты».

RG.RU; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 10.11.2016; БИЛЕТЫ НА ПОЕЗДА БУДУТ ПРОДАВАТЬ ЗА ТРИ МЕСЯЦА ДО ПОЕЗДКИ

Уже в 2017 году билеты на поезда дальнего следования планируют начать продавать за три месяца до поездки.
А с 11 декабря практически все билеты на поезда дальнего следования и в прицепные вагоны во внуртироссийском сообщении начнут продавать за 60 суток, передает слова главы РЖД Олега Белозерова пресс-служба госкомпании.
Это позволит пассажирам заблаговременно планировать свою поездку, а железнодорожникам – конкурировать с авиакомпаниями, которые выставляют билеты на продажу за полгода до полета.
Сейчас продажа билетов за 60 суток открывается на поезда международного сообщения и на более 20 составов, которые курсируют внутри России.
В их числе и двухэтажные поезда, напомнили «РГ» в Федеральной пассажирской компании.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА – СТОЛИЧНЫЙ ВЫПУСК; КИРА ЛАТУХИНА; 09.11.2016; КОЛЬЦО РЕКОРДОВ

На встрече с главой РЖД Олегом Белозеровым президент Владимир Путин положительно оценил работу Московского центрального кольца (МЦК).
«Мы планировали выйти на 225 тысяч человек только через год. А буквально несколько дней назад рекорд – 299 тысяч человек в сутки мы перевезли, при этом потребность еще выше, – сообщил Олег Белозеров. – Как я уже докладывал, у нас технические возможности есть, мы и время постараемся сократить, и увеличить составность поездов. Это хороший результат, хороший задел».
«Проект хороший», – похвалил глава государства. «Очень интересный», – согласился собеседник.
Глава РЖД рассказал о ситуации в целом. «Растет грузооборот, почти на 1,5 процента, и растут все основные перевозочные показатели», – доложил он. «По пассажирообороту за 10 месяцев плюс 4,3 процента. При этом два последних года у нас наблюдается снижение. Рост в прошлом году по дальнему следованию, а сейчас у нас уже рост будет почти один процент в этом году в целом и по пригороду, и по дальнему следованию», – уточнил Белозеров.
«В дальнем следовании льготы детям с 10 до 17 лет, которые мы давали, и льготы, которые были предусмотрены правительством, дали тоже хороший результат – плюс 16 процентов в целом, – сообщил докладчик. – И повышение скоростей движения поездов, это поезда «Ласточка», дали плюс 23 процента по этому году».
«Сапсан» по-прежнему бьет рекорды: в этом году плюс 35 процентов. И уже начинают говорить, что перенасыщен, нужно опять думать что-то об увеличении подвижного состава, – заметил глава РЖД. – При этом мы не забываем в том числе и о международных рейсах и в декабре планируем запустить поезда на маршруте Москва – Берлин с изменяющейся шириной колеи, поезд будет идти буквально 20 часов».
Правительство в этом году приняло беспрецедентные меры по поддержке пассажирского движения. «Это нам даст возможность дополнительно со следующего года закупать почти тысячу новых вагонов», – сообщил Белозеров.
«У нас проблема была со временем продажи билетов, – также рассказал докладчик. – Мы не могли продавать билеты за 60 суток – и основной объем продавали за 45 суток. С 11 декабря практически все дальние поезда перейдут на 60 суток, и мы потом перейдем на 90 суток». Растут и электронные продажи, через них реализуется почти 40 процентов.
Рассказал Белозеров и о грузовых перевозках: «Планируем, что до конца года у нас будет прирост и по погрузке, и по тарифному грузообороту, поэтому здесь ситуация стабильная». «Нашли варианты снижения издержек более чем на 40 миллиардов – уже на сегодняшний момент это почти 65 миллиардов. Работу не останавливаем, двигаемся по всем направлениям, в том числе и скорости движения, – продолжил Белозеров. – За год работы мы практически сэкономили более 100 миллиардов. Это один месяц затрат «Российских железных дорог», причем без ухудшения качества, именно за счет различных механизмов».
При этом состояние инфраструктуры улучшается. А средняя зарплата в компании – чуть больше 47 тысяч рублей – тоже выросла. Сохранились и льготы сотрудников.
«У нас выполняется вся инвестиционная программа, все направления по поручениям мы своевременно реализуем – начиная от модернизации БАМа и Транссиба, в том числе направления на юг, – заверил Белозеров. – Отдельно хотел сказать, что развитие и обновление участков железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азова и Черноморского бассейна, в том числе и подходам к Крымскому мосту, – все своевременно, все деньги есть, работа ведется в соответствии с планом».
Президент также побеседовал с главой администрации Тамбовской области. Александр Никитин рассказал, что ученые обнаружили в регионе самое крупное в России месторождение ильменит-рутил-циркониевых песков. А это исходное сырье для производства титана. Одно из предприятий «Ростеха» уже получило разрешение на работу на месторождении, и Никитин попросил помочь ускорить проведение исследовательских работ.
«Вы вместе с Чемезовым (глава «Ростеха». – Прим. «РГ») подготовьте соответствующее обращение, письмо», – сказал Владимир Путин и добавил, что ждет от реализации проекта большого экономического эффекта.

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; 10.11.2016; МАГИСТРАЛЬ МОСКВА–КАЗАНЬ НЕ НАБИРАЕТ СКОРОСТЬ

Как выяснил «Ъ», правительство отправило на доработку модель крупнейшего инфраструктурного проекта в современной истории России – ВСМ Москва–Казань стоимостью 1,2 трлн руб. Хотя активные переговоры с китайскими и немецкими инвесторами уже ведутся, Белый дом теперь хочет перепроверить реалистичность всех базовых характеристик, в том числе объема пассажиропотока, а также стоимости и источников финансирования. По мнению экспертов, государство стремится минимизировать свои риски в условиях дефицита бюджетных средств.
Правительство отправило на доработку финансовую и организационно-правовую модель высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва–Казань, следует из письма заместителя директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства Руслана Заливацкого («Ъ» ознакомился с его содержанием). Письмо направлено в профильные ведомства, ОАО РЖД и его совет потребителей. По мнению аппарата правительства, необходимо «повторно обеспечить качественную доработку» представленных моделей.
Проект ВСМ Москва–Казань протяженностью 770 км будет осуществляться на принципах ГЧП в форме концессии в две фазы: Москва–Нижний Новгород и Нижний Новгород–Казань. Общая актуализированная стоимость проекта 1,2 трлн руб., из которых 613,5 млрд руб.– инфраструктура первой фазы, 501,4 млрд руб.– второй фазы, 84,6 млрд руб.– закупка подвижного состава. Актуализированный пассажиропоток – 4,7 млн человек в 2020 году, 15,9 млн – в 2030-м и 23,9 млн человек – в 2050 году. В 2017-2019 годах государство планировало потратить на ВСМ 4,4 млрд руб., однако потом отказалось от существенных объемов средств, оставив лишь 94 млн руб.; недостающую сумму должно дать ОАО РЖД, это предусмотрено в инвестпрограмме монополии.
Инвестором должен выступить Китай, уже подтвердивший готовность внести 52 млрд руб. в акционерный капитал первой фазы проекта, $1 млрд – второй фазы, а также предоставить долговое финансирование в объеме 400 млрд руб. за счет кредита China Development Bank (см. «Ъ» от 4 мая). Дмитрий Медведев 7 ноября по итогам переговоров с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном выделил ВСМ среди «мегапроектов» сотрудничества двух стран и сообщил, что подготовка к ее строительству продолжается.
Есть и конкурирующий проект, предложенный Германией: консорциум «Немецкая инициатива» (НИ) готов взять на себя второй участок ВСМ (см. «Ъ» от 21 июля). Первый вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин 8 ноября в интервью ТАСС сказал, что НИ обещает до 10 ноября представить проект межправительственного соглашения, где будут закреплены все условия финансирования. В ОАО РЖД от комментариев отказались, но отметили, что находятся в контакте с консорциумом.
Вместе с тем правительство до сих пор считает проект недоработанным. Как сообщается в письме, при доработке следует «предусмотреть сценарность» моделей, в том числе вариант с фиксированным размером платы перевозчика за инфраструктуру с учетом доходности акционерного капитала, с фиксированным размером субсидий и платежей в счет гарантии минимальной доходности концессионера и обязательствами акционера по обеспечению валютного риска в полном объеме при привлечении валютных кредитов. Иными словами, речь идет о том, чтобы сократить риски государства в проекте. Также правительство предлагает оценить реалистичность предлагаемых условий финансирования с привлечением банковского сообщества, заново пересчитать пассажиропоток с привлечением экспертов, дополнительно проработать механизм концессии так, чтобы предусмотреть возможность ограничить платеж концессионеру со стороны РФ с целью повышения эффективности его деятельности, а также представить все подтверждения источников финансирования.
Генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин говорит, что желание доработать модель до выбора партнера по проекту связано с тем, что проблемы с бюджетом заставляют правительство закладывать дополнительные инструменты снижения суверенных рисков. По его мнению, главный риск – это объем пассажиропотока, на который в том числе влияет стоимость билета. Кроме того, есть проблемы с проектом прохождения трассы ВСМ по территории Москвы.

RG.RU; 09.11.2016; МИХАИЛ ПИНКУС В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТКРЫТО ДВИЖЕНИЕ ПО ПУТЕПРОВОДУ НА ТРАССЕ М5

Затянувшийся ремонт автомобильного моста на федеральной трассе М5 в районе Миасса завершен. Дорожники оперативно отреагировали на критику властей, сообщили в среду в правительстве региона.
Напряженную ситуацию на федеральной трассе сразу после праздников обсудили на аппаратном совещании у губернатора. По данным чиновников, подрядчик не выдержал принятых на себя обязательств и сроки окончания ремонта путепровода переносил дважды. В результате на участке оживленной трассы пришлось организовать реверсивное движение по одной отремонтированной полосе, там собирались многокилометровые пробки, а асфальт от большой нагрузки начал «крошиться». По этому поводу губернатор поручил подготовить официальное обращение в Минтранс РФ. Однако отправить его чиновники не успели.
Дорожники отчитались об окончании реконструкции путепровода. По данным управления федеральных автодорог «Южный Урал», осталась незавершенной лишь часть работ по благоустройству, которые не создают помех для автомобилистов. Движение по путепроводу открыто в обе стороны.
Стоит отметить, что участок М5, проходящий через горнозаводскую зону Челябинской области давно заслужил дурную славу из-за высокой аварийности. В периоды межсезонья движение по перевалу Уреньга особенно затруднено.

ИЗВЕСТИЯ; 10.11.2016; ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЗМЕНИТ ЗАКОНЫ ДЛЯ УСТАНОВКИ «ЧЕРНЫХ ЯЩИКОВ» В АВТО

В правительстве РФ принципиально согласились с идеей оснащения всех автомобилей «черными ящиками» – специальными устройствами, записывающими и передающими данные о движении и состоянии транспортного средства. 28 октября вице-премьер Аркадий Дворкович распорядился создать межведомственную рабочую группу, которая подготовит сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС). В рамках организации ИТС обсуждается оснащение всех эксплуатируемых в РФ автомобилей бортовыми устройствами, контролирующими состояние всех систем автомобиля.
Курирующий транспортный комплекс вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение создать межведомственную рабочую группу министерствам (Минпромторг, Минтранс, МВД, Минкомсвязь, Минфин, МЧС), Банку России, некоммерческому партнерству ГЛОНАСС и группе «АвтоНет» Национальной технологической инициативы. Речь идет о формировании единой среды сбора, обработки и передачи практически любой информации о местоположении и состоянии автомобиля. Конкретные пакеты информации будут определяться потребностями: возможна передача данных о нагрузке на ось грузового автомобиля (это решает вопрос взвешивания перевозимых грузов), стиле езды конкретного водителя (для составления договора страхования), необходимости ремонта или замены определенных узлов (для автосервиса).
Новая инфраструктура ИТС позволит также осуществлять все процессы управления трафиком, предусмотренные возможностями «Интеллектуальных транспортных систем», которые сейчас строятся в Москве, Петербурге и Казани. Речь идет об «умных» системах наблюдения, распознающих транспортные средства, системе «Умный общественный транспорт», позволяющей оптимизировать маршруты и интервалы, системе «Умная парковка» и т.д.
О бюджете проекта пока речь не идет – обсуждаются лишь идея и прорабатывается порядок ее реализации. Как видно из письма замглавы Минтранса Алексея Цыденова, действующими госпрограммами (например «Развитие транспортной системы» на период до 2020 года) инвестиции в ИТС не предусмотрены, а субъекты создают их за свой счет и исходя из собственных потребностей.
Глава АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков предложил провести тестовые испытания предлагаемого технического решения и по результатам определиться с целесообразностью развертывания системы и производства оборудования на территории РФ.
Президент Некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко заявил «Известиям», что для реализации намеченных планов необходимо сформировать проектный консорциум российских предприятий и организаций.
– Мы считаем целесообразным разработку двух «дорожных карт»: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования и вторую – по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами.
Оснащение автомобилей «черными ящиками» в последнее время стало часто обсуждаемой темой. Потому что многие машины, например грузовики и пассажирские автобусы, сейчас и так предписано оснастить тахографами и терминалами «Глонасс». Большегрузные авто комплектуются еще и «Платонами» – устройствами взимания оплаты за использование федеральных дорог. С 2020 года обязательным атрибутом для всех автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза, станет и терминал ЭРА-ГЛОНАСС (это система помощи при дорожно-транспортных происшествиях, что понятно из названия – ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях»). Иными словами, идея «черного ящика» для авто уже так или иначе реализуется. Но происходит это довольно фрагментарно и порой несогласованно – в результате владелец большегрузного грузовика, например, должен устанавливать три разных устройства. Поэтому сейчас дискуссии о недалеком будущем транспортной телематики свелись главным образом к тому, как лучше собирать и хранить весь объем информации, получаемой от машин, и как ее в дальнейшем использовать. Идеи высказываются самые разные: от дистанционного контроля за соблюдением правил дорожного движения до обеспечения возможности дистанционного отключения двигателя угнанного автомобиля.
Директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш отметил, что создание государством среды для развития ИТС может обеспечить российским компаниям значимое временное преимущество, благодаря которому они смогут создать и довести до нужного уровня свои продукты раньше, чем их зарубежные конкуренты.
– Прежние меры государства по регулированию рынка телематических услуг были своевременными и удачными, поэтому мы имеем развитый рынок автомобильной телематики, хотя еще 7–8 лет назад мы сильно отставали от других стран, &nda