X

Обзор прессы от 25.11.2016

25.11.2016

ТАТАР-ИНФОРМ; 24.11.2016; ОТКРЫВАЮТСЯ ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПЕРЕЛЕТЫ ПО МАРШРУТУ НИЖНЕКАМСК – НИЖНИЙ НОВГОРОД

С 1 декабря авиакомпания Dexter организует ежедневные полеты по маршруту Нижнекамск – Нижний Новгород. Об этом сообщает пресс-служба Минтранса РТ.

По понедельникам, средам и пятницам самолет будет вылетать из аэропорта «Стригино» в 18.50 и садиться в «Бегишево» в 20.30. «Бегишево» борт будет покидать в 21.20 и прибывать в «Стригино» в 23.00.

По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям самолет будет вылетать из «Стригина» в 13.30 и прибывать в «Бегишево» в 15.10. Вылет из «Бегишева» будет осуществляться в 16.10, а прибытие в «Стригино» – в 17.50.

Перелеты будут осуществляться на швейцарских самолетах Pilatus РС-12. Тариф для нового рейса будет составлять 4 тыс. рублей и выше.

 

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ; ИЛЬЯ ПРИГОЖИН; 24.11.2016; ПОЛЁТ – НОРМАЛЬНЫЙ. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО АЭРОКОМПЛЕКСА ИДЁТ ПО ГРАФИКУ

Возведение нового терминала аэропорта «Пермь» приблизилось к экватору. Самое время – сверить часы. Пока поводов волноваться нет: возведение аэрокомплекса, который станет одним из лучших в стране, идёт строго по графику.

Всё по плану

15 ноября губернатор Виктор Басаргин провёл очередное заседание штаба на главной сегодня стройке края. Но прежде глава региона побывал на стройплощадке и лично убедился, что работы идут по графику. О ходе строительства ему рассказали представители инвестора и генподрядчика – Сергей РУДАКОВ, гендиректор ООО «Новапорт», и Иван КУЗНЕЦОВ, директор ООО «Уралбилдинг».

Трудно поверить, что год назад здесь была ровная площадка: тогда строители только приступили к забивке свай. Сегодня объект готов на 40%. Подрядчики полностью завершили монтаж железобетонных и металлоконструкций здания, приступили к фасадным работам, а также возведению кровли и витражному остеклению на втором этаже. Строящийся терминал уже подключили по временной схеме к тепло– и электроснабжению. В этом участники экскурсии убедились, посетив отапливаемое помещение будущего багажного отделения на первом этаже. Здесь идут работы по чистовой отделке и заливке пола.

– Есть ли какие-то риски, что можем сорвать сроки? – спросил Виктор Басаргин у Сергея Рудакова.

– Рисков не видим. Финансирование стабильное, все материалы поставляют в срок, – заверил Сергей Рудаков.

В свою очередь он поднял тему синхронизации строительства терминала и перрона с рулежными дорожками к нему. Загвоздка в том, что средства на них для аэропорта «Пермь» заложили в федеральную целевую программу (ФЦП) только на 2018 г. По словам Сергея Рудакова, целесообразнее и дешевле сдать их одновременно с новым терминалом.

– Мы уже подготовили проект перрона и получили на него положительное заключение Главгосэкспертизы. Сейчас важно добиться финансирования строительства в 2017 г. Цена вопроса – около 490 млн руб. При размерах ФЦП в 25 млрд руб. на следующий год, думаю, реально получить эти деньги, – уверен Сергей Рудаков.

И краевые власти во главе с губернатором ведут эту работу. Тем более что такой же позиции придерживается президент России Владимир Путин. Он поручил профильным ведомствам – Минтрансу и Минэкономразвития РФ – синхронизировать в Перми строительство аэропорта и перрона.

– Мы разговаривали со всеми федеральными ведомствами, которые могут решить вопрос передвижки сроков. Понимание у них есть. До конца этого года переговорим с Министерством транспорта России. Возможно, по каким-то направлениям у них будет экономия уже в этом году, что поможет решить наш вопрос, – сказал Виктор Басаргин.

Морозы не помеха

Снижать темпы строительства подрядчики не собираются. Зима и аномальные морозы, которые уже нагрянули в Прикамье, тоже не помешают. Сегодня на возведении терминала трудятся 370 человек. Следующая контрольная дата для строителей – март-апрель 2017 г.

– К этому времени должны завершить фасадные работы и возведение кровли, а также обустроить все инженерные сети на объекте, – рассказал Иван Кузнецов.

Полностью же новый комплекс должны сдать к 1 декабря 2017 г. Жители и гости нашего края получат современный красивый и комфортный терминал. Здесь будет самый большой холл среди уральских аэропортов. Терминал сможет обслуживать до 3 млн пассажиров в год.

РИА НОВОСТИ; 23.11.2016; ЕГИПЕТ НАДЕЕТСЯ НА СКОРОЕ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ АВИАСООБЩЕНИЯ С РОССИЕЙ

Египет ожидает, что решение о возобновлении авиасообщения с Россией будет принято вскоре после визита российской делегации, который состоится в середине декабря, заявил РИА Новости посол Египта в Москве Мохамед эль-Бадри.

Египет выполнил рекомендации по авиабезопасности, сообщили в Минтрансе

Полеты в Египет из России и туристический поток были приостановлены после катастрофы российского пассажирского самолета на Синае в конце октября 2015 года. Следствие продолжается до сих пор. Основной версией является взрыв на борту. Москва заявила о необходимости обеспечения безопасности в аэропортах Египта для возобновления авиасообщения между странами.

«Египет выполнил все условия, которые выдвигала российская сторона. Осталось сделать только одну вещь, которая будет завершена к 13 декабря. В середине декабря в Египет прибудет российская делегация, поэтому мы ожидаем и надеемся, что в течение следующих нескольких недель будет принято решение о возобновлении авиасообщения с Египтом», – сказал посол.

КОММЕРСАНТ; СЕРГЕЙ КОЛТОВИЧ; 25.11.2016; ЦЕНА ВОПРОСА

Формат лоукостеров постепенно закрепляется на российском рынке, но по-настоящему приживется, когда здесь будет несколько серьезных игроков с хорошими финансовыми показателями и независимых от большой государственной компании. Россия – одна из немногих стран в мире с населением значительно более 100 млн человек, где услуги лоукостеров так недоразвиты. Скандалы вокруг «Победы» способствуют скорее ее большей узнаваемости. Ryanair в свое время тоже славилась беспардонным отношением к пассажирам. Но в условиях жесткой конкуренции в Европе с более дружелюбными к клиентам лоукостерами, например Wizz или Norwegian, тоже вынуждена поворачиваться лицом к своим пассажирам. «Победа» в условиях высокой монополизации и ограниченной конкуренции в России и под крышей государственного «Аэрофлота» пока может позволить себе вести себя так, как ведет. Как только в стране появится один-два серьезных игрока такого формата, «Победе» придется изменить практику.

Да и можно ли считать «Победу» настоящим классическим лоукостером? Условный динозавр не может породить гепарда – только более симпатичного на первое время и более подвижного динозаврика. Классический лоукостер – компания, которая создана частной предпринимательской инициативой на частные, зачастую венчурные средства инвесторов и фондов командой с четким долгосрочным видением и стратегией поведения на рынке, без финансовой и ментальной привязки к архаичному национальному перевозчику. Мировой опыт за прошедшие 10-15 лет показывает, что большие национальные и другие глобальные перевозчики не смогли создать чего-то выдающегося в сегменте low cost. Более бюджетные, так их назовем, авиакомпании под зонтиком больших материнских перевозчиков в лучшем случае становятся относительно нестрашным конкурентом для более динамичных и агрессивных игроков.

Конечно, «Аэрофлот» и «Победа» смогли добиться многих позитивных изменений на российском рынке и его правовом поле, способствующих сегодня развитию более дешевых перевозок, но пока до благоприятной среды для low cost в классическом смысле еще далеко. Например, требование о наличии минимум восьми самолетов для получения нового свидетельства эксплуатанта – почти непреодолимый барьер для новых игроков, которого нигде в мире нет. Рассуждения о недоразвитости аэропортовой инфраструктуры в РФ давно набили оскомину.

Тем не менее медленно, но необратимо перемены происходят. Россия развивается своим путем и своими темпами, но рано или поздно и у нас будут происходить схожие процессы, как и во всем мире. Сейчас через Москву проходит 80-85% российского авиационного трафика. Это какая-то невероятная и достаточно убогая ситуация для такой огромной страны, где много городов с населением более или около миллиона человек. Действительно, изменить ситуацию можно только через развитие low cost–перевозок и конкуренции в этом сегменте.

Отечественный рынок уже встал на этот путь. Конечно, огромное количество рычагов, с помощью которых можно ускорить или затормозить проявление в стране глобальных трендов, остается в руках властей, особенно Минтранса. От совершенно конкретных людей нужны государственное и стратегическое видение и реальное желание создавать условия на макроуровне для развития рынка и здоровой конкуренции на нем. Но вне зависимости от того, как будут реально действовать власти и эти конкретные люди, от прогресса никуда не деться. Лично я верю, что рано или поздно на российском рынке будут летать настоящие лоукостеры, и надеюсь, далеко не один. Будущее и в мире, и в России именно за этим.

РИА НОВОСТИ/ПРАЙМ; 24.11.2016; ФАС ГОТОВА ВОЗБУДИТЬ НОВЫЕ ДЕЛА ПРОТИВ РОССИЙСКИХ СТИВИДОРОВ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова возбудить новые дела против других российских стивидоров, заявил журналистам глава ФАС Игорь Артемьев.

В июне ФАС возбудила девять антимонопольных дел против стивидоров. Ведомство сообщало, что исследовало рынок стивидорных услуг в морских портах РФ в период с 2013 по 2015 год и обнаружило, что с момента отмены ценового регулирования в среднем цены на услуги стивидоров выросли в 2,5 раза, а по отдельным позициям – более чем в 10 раз. Артемьев 31 октября заявил, что ФАС ближайшее время назначит стивидорам «очень серьезные» оборотные штрафы.

«Хочу сказать, что у нас на подходе еще значительное количество дел по стивидорам… Мы говорим, что те девять дел пополнятся сейчас еще энным количеством… Потому что мы одни порты проверили и пошли в другие, и сейчас там заканчиваем проверку. И там все то же самое», – сказал Артемьев в четверг.

«Я думаю, что сейчас мы возбудим еще ряд дел по другим портам. Там будут не только мелкие, там будут и не мелкие (порты – ред.) Эта работа будет завершена обязательно, потому что они на протяжении последних лет подняли свои тарифы от двух до восьми раз», – сказал он.

Артемьев добавил, что Приморский торговый порт, которому ФАС уже выдала предписание, в скором времени после возбуждения административного дела получит оборотный штраф.

Постепенная отмена госрегулирования тарифов в морских портах России началась в 2011 году. Однако после возбуждения ряда дел против стивидоров ФАС предложила снова вернуться к тарифному регулированию. Это вызвало жесткую дискуссию. Большинство стивидорных компаний высказалось против, их поддержал Минтранс, и в результате ФАС отказалась от этой идеи.

ТАСС; 24.11.2016; МИНКАВКАЗ, МИНТРАНС, ФАС И КРСК ПРИСТУПИЛИ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОРТОВ КАСПИЯ

Министерство РФ по делам Северного Кавказа, Министерство транспорта, Федеральная антимонопольная служба и АО «Корпорация развития Северного Кавказа» приступили к подготовке Стратегии создания Каспийского транспортно-логистического комплекса для исполнения поручения президента. Об этом сообщила пресс-служба Минкавказа со ссылкой на первого заместителя главы ведомства Одеса Байсултанова.

«Одес Байсултанов отметил, что Минкавказ России совместно с Минтрансом, ФАС России и АО «Корпорация развития Северного Кавказа» уже проводит работу по подготовке Стратегии создания Каспийского транспортно– логистического комплекса. По поручению заместителя председателя правительства РФ Александра Хлопонина она должна быть разработана до 15 февраля 2017 года. В ней будут отражены не только пути развития российских морских портов в Каспийском бассейне, но и сопутствующей железнодорожной и автомобильной инфраструктуры», – говорится в сообщении по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Республики Дагестан.

На совещании также рассматривались вопросы проработки вариантов развития мощностей Махачкалинского порта и увеличения загрузки мощностей магистрального нефтепровода «Махачкала-Тихорецк-Новороссийск», разработки шельфа Каспийского моря и эффективного использования потенциальных возможностей естественных монополий в республике Дагестан.

В ходе совещания, как сообщает пресс-служба Минкавказа, представители республики Дагестан также подняли два проблемных вопроса. Первый из них касался незаконных построек на территории каспийского побережья. Как отметил председатель правительства республики Абдусамад Гамидов, незаконно застроено около 750 га. Второй – неудовлетворительного состояния поездов, курсирующих по маршруту «Москва – Махачкала». По словам Абдусамада Гамидова, из-за этого большая нагрузка ложится на авиасообщение.

В целом, несмотря на существующие проблемы, республика постепенно наращивает темпы социально-экономического развития. За январь-сентябрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года индекс промышленного производства составил 137,9%, а индекс производства продукции сельского хозяйства – 103,1%. Кроме того, за девять месяцев текущего года в республике было введено в эксплуатацию 905,2 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, что составляет 120,1% от объемов ввода жилья за аналогичный период прошлого года.

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 25.11.2016; ОАО РЖД ПОДРЕЖУТ ЭКСПОРТНЫЕ ДОХОДЫ

ФАС и ОАО РЖД договорились о том, на каких условиях будет продлена экспортная надбавка к тарифу монополии. Она будет снижена с нынешних 13,4%, по данным «Ъ», обсуждается уровень 10%. Но, по мнению источников «Ъ», просто продлить надбавку будет непросто. Она вводилась на основании наличия «узких мест» на экспортных направлениях, и теперь придется признать, что за два года проблема так и не решена. Альтернативный вариант – либо заявить, что доходы ОАО РЖД от надбавки не коррелируют с расшивкой «узких мест», либо вообще пересмотреть основания для локального повышения тарифа.

ФАС и ОАО РЖД договорились о продлении экспортных надбавок к тарифу в размере 13,4%, срок действия которых истекает в январе 2017 года, сообщил в четверг глава службы Игорь Артемьев. «Они будут ниже, чем сегодняшние»,– заявил он, но не дал уточнений, пояснив, что «правительство не принимало решения». В ФАС и ОАО РЖД новый предел не комментируют. Но два источника, знакомые с ситуацией, пояснили «Ъ», что обсуждается снижение тарифной надбавки до 10%. По словам одного из них, еще непонятно, насколько окончательна эта цифра. Ранее господин Артемьев говорил о серьезном снижении – «примерно вдвое».

ОАО РЖД в 2013 году получило право на «тарифный коридор» – повышение регулируемого тарифа до 13,4% или снижение до 12,8% (позже нижний предел был увеличен до 25%). В начале 2014 года монополия ввела максимальную надбавку для всех экспортных грузов. Послабления дали энергоуглю (недавно отменены) и небольшому перечню других грузов.

Но изначально экспортная надбавка вводилась в соответствии с п. 15.4 правил тарифного коридора, принятых в январе 2013 года ФСТ. Они предусматривали возможность введения надбавки при наличии ограничений пропускной способности на отдельных участках инфраструктуры. В правилах прописаны и жесткие критерии – превышение нормативного уровня загрузки (85-91% в зависимости от типов линий), наличие альтернативных железнодорожных маршрутов и утвержденной программы развития пропускной способности участка. Для такой надбавки установлен предел срока действия – два года.

Когда ОАО РЖД этой осенью хотело продлить действие надбавки, рассчитывая получить от этого 40 млрд руб. в 2017 году, предлагалось ограничение по срокам просто исключить. Но, говорит один из собеседников «Ъ», этого может не хватить, ведь если продлевать введенные надбавки по тем же основаниям, то придется либо признать, что никакой работы с «узкими местами» за эти годы не проведено, либо как-то узаконить направление вырученных от надбавки средств на иные цели. Приказ ФСТ требовал направлять допдоходы ОАО РЖД от надбавки на развитие инфраструктуры, но прямо не обязывал развивать именно те участки, из-за которых повышен тариф, замечает источник «Ъ».

Вопрос адресного использования полученных средств уже поднят на высший уровень: по итогам заседания межведомственной рабочей группы 14 ноября вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу и ФАС совместно с ОАО РЖД «представить информацию об использовании средств, вырученных от применения экспортной надбавки, на ликвидацию инфраструктурных ограничений» (перечень поручений есть у «Ъ»). По мнению источника «Ъ» в отрасли, ФАС может вообще попытаться отменить предыдущее решение и ввести прямую надбавку на экспорт грузов. Другой собеседник «Ъ» отмечает, что последние заявления ОАО РЖД, в том числе поправки к целевой модели рынка железнодорожных перевозок, указывают на стремление монополии добиться пересмотра тарифной системы так, чтобы увеличить свою доходную базу, исключив обязанность по развитию инфраструктуры, в том числе по расшивке «узких мест».

«Сейчас тарифный коридор используется не совсем так или совсем не так, как это предполагалось»,– говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, в большинстве случаев это инструмент балансирования бюджета ОАО РЖД и компенсации ухудшения качества грузовой базы, и лишь изредка и крайне выборочно он действительно применяется для привлечения грузов на железную дорогу.

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; 25.11.2016; ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ОПЕРАТОРЫ ПОПРОСИЛИ У ПУТИНА ЗАЩИТЫ

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) 7 сентября направил письмо президенту России Владимиру Путину с жалобой на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). «Ведомости» ознакомились с содержанием документа, текст подтвердили менеджеры двух участников союза. Операторы написали президенту, что они работают в конкурентной среде, а ФАС «инициирует мероприятия, направленные на усиление государственного вмешательства в деятельность операторов, введение государственного ценового регулирования рынка услуг предоставления вагонов». Служба разработала методику расчета монопольно высокой цены на услуги операторов. Поверх текста письма Путин дал поручение своему помощнику Андрею Белоусову разобраться, обоснованны ли действия ФАС.

Чиновники и участники уже обсуждают, что делать. На одной из встреч сотрудник ФАС заявил, что служба отложила работу над методикой расчета монопольно высокой и монопольно низкой цены на услуги операторов, рассказывает один из ее участников. Источник в службе это подтверждает. Он объясняет отказ от дальнейшей работы над методикой тем, что споры вокруг ее применения и разработки лишь отвлекают внимание от текущей ситуации с ростом стоимости предоставления вагонов грузоотправителям.

Еще весной курирующий транспорт вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэкономики, Минтрансу и ФАС вместе с РЖД рассчитать, какими могут быть предельно допустимые уровни транспортной составляющей для разных отраслей экономики. Тогда же ФАС, чтобы предотвратить резкий рост вагонной составляющей и определить ее монопольно высокий и монопольно низкий уровень, разработала методику, которая основана на расчете нормативной стоимости содержания вагона. По расчетам службы, содержание нового полувагона обходится операторам в 601 руб./сутки, со сроком эксплуатации 10 лет – 577 руб./сутки. Монопольно высокой служба предлагает считать цену, если она на 10% выше конкурентной цены (формируется на электронной площадке) или нормативной стоимости. Нормативную стоимость планировалось применять, например, при предоставлении узкоспециализированного подвижного состава. Это не регулирование, а антимонопольный контроль, подчеркивал тогда представитель ФАС: методика будет применяться при рассмотрении дел о злоупотреблении доминирующим положением и при мониторинге рынка перевозок.

По факту это контроль с элементами регулирования, считает юрист BMS Law Firm Тарас Хизняк. ФАС считает, что не должны устанавливаться монопольно высокие цены, но при этом ведомство фактически регулирует уровень ценообразующих факторов, говорит юрист.

В этом году стоимость предоставления вагонов (итоговая цена, которую платит грузоотправитель) выросла на 15%, это произошло из-за удорожания вагонной составляющей более чем вдвое, подчеркивает человек в ФАС. При этом он уточнил, что пока дефицита вагонов нет, но есть риск его возникновения в будущем.

Однако операторы в своем письме жалуются, что ФАС требует от них предварительного согласования всех сделок лизинга, аренды, использования грузовых вагонов, заблаговременного согласования роста цен для клиентов выше определенного уровня. Речь идет о предписании ФАС согласовывать рост цены предоставления вагона свыше 7% (именно на столько вырос тариф РЖД в 2016 г.). «Происходит изменение правил игры в отношении существующих бизнес-проектов и вложенных инвестиций», – пишут операторы. Они прогнозируют, что такие меры приведут к оттоку инвестиций и потребуют дополнительной господдержки текущей деятельности РЖД. Поэтому СОЖТ просит президента дать поручение правительству, исключающее возможность введения дополнительного госрегулирования рынка предоставления вагонов и закрепить это в целевой модели рынка.

Нечеткость методики ФАС в определении границ рынка влияет на решения, которые служба выносит в отношении компаний о доминировании, говорит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Например, в отношении ФГК совершенно не ясно, на каком рынке она доминирует, – компания работает на всей сети железных дорог, как и другие операторы. У нее есть подвижной состав, подобный есть и у других участников. Если доходит до суда, то часть решений ФАС суды опровергают. Сейчас ФАС пытается отследить динамику роста ставок операторов. При этом служба не принимает в расчет объективные затраты операторов на поддержание вагонов в технически исправном состоянии и закупку нового подвижного состава. Как правило, ФАС сравнивает старые ставки 2015 г., которые не позволяли работать операторам прибыльно, с новыми, добавляет Савчук.

Представители СОЖТ и ФАС комментировать письмо не стали.

ДОРИНФО; 24.11.2016; ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПООБЕЩАЛО ВЫДЕЛИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОРОГ В ПРИМОРЬЕ

Правительство РФ намерено выделить дополнительные средства на восстановление объектов транспортной инфраструктуры в Приморском крае, пострадавших во время тайфуна «Лайонрок». Об этом после заседания Кабмина 23 ноября заявил глава Приморья Владимир Миклушевский, сообщает пресс-служба региональной администрации.

Ранее Минтранс РФ зарезервировал 1,7 млрд рублей на восстановление дорог и мостов в Приморье. Однако, как подчеркнул на заседании Правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, Приморью будет оказана дополнительная помощь на эти цели.

«Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что тех сумм, которые на сегодняшний день Министерством транспорта выделены, недостаточно и Правительство будет принимать дополнительные решения», – сообщил Миклушевский.

По словам губернатора Приморья, во время тайфуна «Лайонрок» в Приморье разрушилось 549 км автодорог, 115 мостов и 189 водопропускных труб. На сегодняшний день проезд ко всем населенным пунктам в регионе обеспечен. Восстановление дорог и мостов продолжится весной и летом следующего года. Все работы должны быть выполнены до 30 сентября 2017 года.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; НИКИТА ЗАЙКОВ; ДМИТРИЙ МАЛЬКОВ; 24.11.2016; НАЗЛО НАЛОГАМ

В уходящем году размер расходной части дорожного фонда Новосибирской области увеличился более чем на миллиард рублей, однако одной из острых проблем остается недостаточная собираемость в регионе транспортного налога. Если юридические лица, как правило, платят его регулярно, то немалая доля владельцев частных машин предпочитает уходить от этой обязанности.

Собираемость транспортного налога в Новосибирской области остается на уровне семидесяти процентов, и лишь благодаря приросту сбора акцизов, который составил порядка десяти процентов в прошлом году и 6,7 процентов в 2016-м, ситуацию с наполнением дорожного фонда удается выравнивать.

Увеличить собираемость в ближайшее время едва ли удастся. Согласно недавно внесенным в законодательство изменениям, крайний срок уплаты всех имущественных налогов, в том числе транспортного, перенесен с 1 октября на начало декабря. Это означает, что основная часть поступлений от транспортного налога, который обеспечивает четверть доходов дорожного фонда, придет в него только в следующем году.

Несмотря на эти проблемы, расходы на строительство, содержание и ремонт дорог в нынешнем году составили 8,7 миллиарда рублей против 7,5 миллиарда в 2015-м. Из выделенной в 2016 году суммы 7,6 миллиарда рублей было направлено на реализацию программы развития автодорог регионального, межмуниципального и местного значения Новосибирской области, рассчитанную до 2022 года. По словам главы областного министерства транспорта и дорожного хозяйства Сергея Титова, удалось значительно увеличить расходы на планово-предупредительные работы, и в первую очередь это касается так называемых школьных маршрутов.

– На этот вид работ мы потратили 613 миллионов рублей, в следующем году планируем еще около 400 миллионов. Всего более миллиарда рублей – такой суммы на планово-предупредительный ремонт еще не выделялось, в последние пять лет максимум составлял порядка 800 миллионов рублей. Мы пошли на увеличение расходов, чтобы снять напряжение на школьных маршрутах – они зачастую становились непроходимыми, особенно в период весенней распутицы. В следующем году мы планируем эту проблему снять полностью, – сообщил Титов.

Еще около 1,3 миллиарда рублей (половина из них – поступления из федерального бюджета) в 2016 году было направлено на строительство 7,3 километра и реконструкцию 21,3 километра дорог. Завершены работы на подъезде к селу Нижнекаменка, реконструированы мост через протоку в селе Калиновка Карасукского района и дорога в Верх-Тулу, сдан второй пусковой комплекс автомобильной дороги в обход Коченево. Также завершена основная часть работ на подъезде к Криводановке, и за счет этого появится еще один въезд в Новосибирск с выходом на Колыванское кольцо.

– Выполняем работы в рамках Новосибирской агломерации, в частности, на одном из самых важных объектов – на дороге от Верх-Тулы к ОбьГЭС. В следующем году мы ее введем полностью, что позволит разгрузить улицу Петухова и откроет жителям Советского района ближайший путь в аэропорт Толмачево и Ордынку. В рамках развития агломерации будет реконструирован участок «Инская – Барышево», появится еще один выход на Ленинско-Кузнецкую трассу.

В планах на следующий год – увеличение расходной части дорожного фонда до девяти миллиардов рублей. Часть из них поступит из средств федерального бюджета на продолжение строительства первого этапа Восточного обхода, который планируется ввести в 2019-м и на реконструкцию участка автодороги «Омск – Новосибирск» длиной в тридцать километров. Причем и по строительству-реконструкции, и по объемам капремонта ожидается прирост на уровне десяти процентов.

Серьезные средства вынужденно выделяются и поддержание в нормативном состоянии местной сети автомобильных дорог. В 2016-м на эти цели направили порядка 1,9 миллиарда рублей. По словам Сергей Титова, дело в том, что на протяжении пятнадцати лет местные дороги были по сути бесхозными, ими просто никто не занимался.

– Когда-то их ремонтировали хозяйствующие субъекты: колхозы, совхозы и так далее. Потом они приказали долго жить, дороги были брошены, пришли в плачевное состояние. Только на протяжении пяти последних лет мы выделяем на них серьезные финансовые средства, но на многих местных дорогах ситуация уже исправлена. На их содержание муниципалитеты получили еще порядка 650 миллионов рублей из дорожного фонда.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; СВЕТЛАНА СИБИНА; 24.11.2016; УЕХАЛ – НЕ ПРОСТИЛСЯ

Региональные перевозки в Прииртышье ждет масштабная прокурорская проверка. Поводом стали регулярные сбои в организации транспортного обслуживания населения, проживающего в районах Омской области.

Нынешняя осень запомнится жителям региона периодическими транспортными скандалами. Без автобусного сообщения в одночасье оказался Омский район. Не вышла на линию половина автопарка города Тары. Бросил пассажиров на произвол судьбы предприниматель, выигравший конкурс на право перевозок в Таврическом, Нововаршавском, Русско-Полянском, Павлоградском и Черлакском районах. Заявив, что контракт оказался невыгодным, коммерсант покинул регион.

Одна из причин транспортной неразберихи – новый федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…», поставивший муниципальный и частный транспорт в равные условия, и установивший разорительные штрафы для нарушителей. Если прежде частники могли работать везде, где им заблагорассудится, то теперь они обязаны строго соблюдать маршрутные карты и иметь договор на право перевозок, плюс попали в поле зрения контролеров. Теневики стали массово покидать рынок, однако в законе обнаружились пробелы.

– По договору компания, бросившая на произвол судьбы южные районы, могла расторгнуть отношения только через три месяца после того, как приняла решение оказаться от выполнения контракта. Но поступила по своему усмотрению. Наказать же ее за это оказалось нереально, поскольку ответственность за нарушение договорных обязательств законом не предусмотрена, – пояснил министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Виктор Белов. – Поэтому мы уже обратились к законодателям с просьбой устранить этот пробел. А чтобы ситуация больше не повторялась, выступили с инициативой создания реестра недобросовестных перевозчиков на федеральном уровне.

Впрочем, работа муниципального транспорта в районах области тоже далека от идеала. Например, месяц назад пассажиры сразу десяти маршрутов не смогли уехать на работу и по другим делам – автобусы попросту не вышли на линии, причем именно тогда, когда в регион пришли обильные снегопады.

Руководство «Омскоблавтотранса» объяснило причину ЧП техническими неисправностями автобусов. Власти финансируют отрасль по мере возможности, однако этих средств крайне мало, чтобы обновлять и поддерживать автопарк на должном техническом уровне. Теперь в ситуации будет разбираться прокуратура.

С не меньшими проблемами сталкиваются и перевозчики в областном центре, которые задолжали поставщикам топлива 87 миллионов рублей, 56 миллионов из которых – долг прошлого года.

Ситуацию усугубляет снижающийся пассажиропоток, что ведет к росту себестоимости поездок. Один из способов сохранить городской транспорт и снизить остроту проблемы в администрации Омска видят в очередном повышении цены проезда (с 22 до 27 рублей за поездку). Однако городские депутаты и специалисты Региональной энергетической комиссии (РЭК, областной тарифный регулятор) активно возражают.

«Это увеличит нагрузку на бюджет, средствами которого компенсируют оплату проезда льготников. При нынешних тарифах расходы на эти цели составят 251 миллион рублей, а при новых ценах денег потребуется в три раза больше», – утверждают в РЭК.

Вопрос о льготниках, которых в регионе более двадцати категорий, – тоже далеко не праздный. В Омской области их 438 тысяч, а правом льготного проезда пользуется только 279 тысяч. Очевидно, далеко не все в нем нуждаются, поэтому есть смысл адресного предоставления льгот.

В планах – отменить льготы на проезд в маршрутках, которые были введены совсем недавно, однако еще более усложнили проблему наполняемости городских автобусов.

Власти города и региона солидарны в том, что муниципальный транспорт важно сохранить, иначе не избежать монополизации рынка. Чтобы пересадить пассажиров из частных в муниципальные автобусы, приходится идти на кардинальные меры. В частности, объявлено, что с 1 января 2017 года транспортная сеть Омска поредеет на 27 маршрутов, дублирующих друг друга. На линию не выйдут сразу 500 автобусов.

Алексей Мартыненко – новый глава городского департамента транспорта, имеющий опыт руководителя одного из омских ПАТП, заявил о намерении перекроить маршрутную сеть, для начала увеличив долю муниципального транспорта в пассажироперевозках с 30 до 40 процентов, а в перспективе и вовсе избавить бойкие маршруты в центре города от компактных коммерческих автобусов. Мнение горожан на этот счет, похоже, никого не интересует, хотя многих омичей волнует, сможет ли новая транспортная сеть обеспечить им комфортный и бесперебойный проезд, особенно в условиях суровой сибирской зимы.

Между тем работоспособность муниципального автопарка вызывает большие сомнения. По официальным данным он изношен на 75 процентов и в ближайшие два года пополняться не будет. Кадровая проблема также стоит очень остро. Муниципальным предприятиям требуется около пятисот водителей. Власти надеялись, что штат пополнят бывшие нелегалы, однако зарплата в 25 тысяч рублей, несмотря на прилагаемый соцпакет, их не устроила.

КОММЕРСАНТ; АЛЕКСАНДР ВОРОНОВ; АННА МАКЕЕВА; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 25.11.2016; АВТОБУСАМ ХОТЯТ ПРОДЛИТЬ ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Групповые поездки школьников на экскурсии, спортивные соревнования и в учебные заведения с 1 января 2017 года могут резко сократиться. Чтобы этого не произошло, Минобрнауки и представители туриндустрии просят правительство отменить норму, вводящую запрет на перевозки детей на автобусах возрастом более десяти лет. В Российском союзе туриндустрии ожидают коллапса с перевозками в регионах, говоря, что под запрет попадут до 80% транспортных средств. В Минобрнауки, по сведениям «Ъ», рапортуют о нехватке и школьных автобусов, несмотря на 3 млрд руб., выделенных в этом году на их закупку.

Запрет на эксплуатацию для «организованной перевозки групп детей» автобусов, выпущенных более десяти лет назад, вводится с 1 января 2017 года постановлением правительства РФ N1177. Транспортные средства также должны оборудоваться спутниковой навигацией и тахографами (устройствами, следящими за режимом сна и отдыха водителей). В Российском союзе индустрии (РСТ) считают, что новые нормы приведут к коллапсу с экскурсиями уже в дни зимних детских каникул. «Не на чем будет ребят довезти на елку, в музей, театр, встретить на вокзале, отвезти до отеля»,– говорит член президиума правления РСТ Ольга Санаева, заверяя, что в регионах до 80% автобусов имеют возраст старше десяти лет, а автопарк не обновлялся в связи с экономическим кризисом. Член Московской торгово-промышленной палаты Михаил Болигузов считает, что в Москве останется 200 экскурсионных автобусов, удовлетворяющих новым требованиям, а, например, в Анапе будет лишь пять таких машин. Госпожа Санаева не понимает привязку к «возрасту автобуса, а не его техническому состоянию», поясняя, что «так можно и самолеты с поездами отфильтровывать». Михаил Болигузов напомнил, что в мае 2016 году КоАП РФ дополнили новыми штрафами за нарушения правил перевозки детей в размере до 100-200 тыс. руб., пояснив, что такие жесткие санкции не позволят водителям работать на десятилетних автобусах после Нового года «на свой страх и риск». «Перевозки умрут, а дети поедут на метро»,– резюмирует он.

Правительственное постановление N1177 было принято в 2013 году и определяло