X

Обзор прессы от 18.10.2016

18.10.2016

ТАСС; 17.10.2016; РОСПОТРЕБНАДЗОР УЛИЧИЛ «АЭРОФЛОТ» И «РЕД ВИНГС» В НАРУШЕНИИ ПРАВ ПАССАЖИРОВ

Роспотребнадзор по Нижегородской области возбудил административные дела в отношении авиаперевозчиков «Аэрофлот» и «Ред Вингс» за непредоставление горячего питания пассажирам при задержках рейсов. Об этом сообщили в ведомстве.
«В отношении авиаперевозчиков «Аэрофлот» и «Ред Вингс» возбуждены административные дела за оказание услуг ненадлежащего качества (ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.). Компании оштрафованы на общую сумму 40 тысяч рублей», – отметили там.
В ходе проверок, которые проводятся по жалобам граждан, было установлено, что самолет авиакомпании «Аэрофлот», осуществляя авиаперевозку по маршруту Цюрих – Москва, сделал дополнительную посадку в аэропорту Нижнего Новгорода в связи с неблагоприятными метеоусловиями. Задержка рейса составила более четырех часов, при этом горячим питанием и прохладительными напитками пассажиры обеспечены не были.


В том же правонарушении был уличен авиаперевозчик «Ред-Вингс» при выполнении рейса из Нижнего Новгорода в Сочи. В ведомстве не называют даты, когда были выявлены нарушения. «Ситуация остается на контроле управления Роспотребнадзора», – отметили там.
«Аэрофлот» – крупнейшая авиакомпания и национальный авиаперевозчик России, выполняющий внутренние и международные рейсы из московского аэропорта Шереметьево. «Red Wings Airlines» – российская авиакомпания, базирующаяся в Москве в аэропорту Домодедово. Является крупнейшим эксплуатантом и покупателем российских самолетов Ту-204.

КОММЕРСАНТ.RU; 17.10.2016; РОСПОТРЕБНАДЗОР ПРОВЕРИТ ПРАВО КОМПАНИЙ НА ЗАПРЕТ ПРОВОЗА SAMSUNG GALAXY NOTE 7

Роспотребнадзор проверит запрет провоза Samsung Galaxy Note 7 на борту самолетов на предмет ущемления прав граждан, заявила радиостанции «Эхо Москвы» помощник руководителя ведомства Анна Барычева. Проверка может коснуться российских компаний «Аэрофлот» и S7 Airlines. Ограничить провоз смартфонов в самолетах призвала и Росавиация.
Запрет на провоз Samsung Galaxy Note 7 ввело накануне Министерство транспорта США. Ранее о вводе ограничений заявили крупнейшие авиакомпании Австрии, Германии, Израиля, Италии, Канады, Сингапура, Финляндии, Южной Кореи и Японии.
Напомним, Samsung Electronics сначала приостановила продажи Galaxy Note 7, а затем прекратила производство таких гаджетов из-за многочисленных сообщений о перегреве и самовоспламенении смартфонов. Возгорание аппарата на борту самолета в Индии и США вызвало прекращение полета и эвакуацию пассажиров.

ИНТЕРФАКС; 17.10.2016; АЭРОФЛОТ НАЗНАЧЕН ВТОРЫМ ПЕРЕВОЗЧИКОМ МЕЖДУ МОСКВОЙ И ЛИССАБОНОМ, ОТКРОЕТ РЕЙСЫ ЛЕТОМ – ИСТОЧНИК

«Аэрофлот» (MOEX: AFLT) назначен вторым перевозчиком между Москвой и Лиссабоном, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с планами расширения маршрутной сети компании.
Открыть рейсы в Лиссабон «Аэрофлот» планирует в летнем расписании 2017 года, добавил собеседник агентства.
До этого, в соответствии с соглашением между РФ и Португалией, выполнять регулярные полеты по маршруту Москва – Лиссабон могли по одному назначенному перевозчику с каждой стороны. От РФ – «Уральские авиалинии» (MOEX: URAL), от Португалии – авиакомпания TAP Portugal.
Вопрос о назначении второго перевозчика авиавласти двух стран обсуждали 20-21 сентября, следует из материалов Росавиации.
По словам источника «Интерфакса» в авиаотрасли, «Аэрофлот» когда-то уже имел статус назначенного перевозчика на этой линии, однако впоследствии отказался от нее. После этого право на рейсы в Лиссабон перешли к «Трансаэро» (MOEX: TAER), позднее допуск получили «Уральские авиалинии».

ИНТЕРФАКС; 17.10.2016; АЭРОПОРТУ ЧЕЛЯБИНСКА ПОТРЕБУЕТСЯ ВДВОЕ БОЛЬШЕ ФЕДСРЕДСТВ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ, ЧЕМ ПЛАНИРОВАЛОСЬ РАНЕЕ

Международный аэропорт «Челябинск» (входит в ОАО «Челябинское авиапредприятие», ЧАП), по уточненным данным, оценивает затраты на реконструкцию аэропорта за счет средств федерального бюджета в сумму свыше 6 млрд рублей, сообщает пресс-служба губернатора региона со ссылкой на генерального директора ООО «Новапорт» Сергея Рудакова.
По словам С.Рудакова, первые два этапа модернизации аэропорта, которые предполагается реализовать за счет средств федерального бюджета, включают, в числе прочего, реконструкцию магистральных дорожек, замену ограждений, строительство дополнительных мест стоянок воздушных судов. Третий этап реконструкции, предполагающий строительство нового аэровокзального комплекса и аэропортовой инфраструктуры, будет финансироваться за счет средств частного инвестора. В настоящее время продолжается проектирование по всем этапам реконструкции.
Ранее сообщалось, что аэропорт «Челябинск» первоначально намеревался привлечь на свою реконструкцию из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020)» 2,9 млрд рублей, частные инвестиции «Новапорта» оценивались в сумму порядка 1,3 млрд рублей. Позже власти региона сообщали о том, что в связи с заявкой региона на проведение в 2020 году в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС первоначальная смета может быть превышена, поэтому потребуется корректировка ФЦП.
Также сообщалось, что в 2015-2019 годах за счет федеральных средств предполагалось провести проектно-изыскательские работы, реконструкцию взлетно-посадочной полосы, магистральных скоростных и второстепенных рулежных дорожек, обустройство водоотводящей дренажной системы, перрона, модернизацию внутриаэродромных дорог, замену ограждения и модернизацию системы охраны контролируемой зоны аэропорта, а также реконструкцию светосигнальной системы аэропорта.
За счет частных инвестиций планировалось модернизировать аэровокзал, увеличив его площадь с нынешних 13 тыс. кв. м до 37 тыс. кв. м, а также пропускную способность до 600 пассажиров в час.
ОАО «Челябинское авиапредприятие» является частью сетевого аэропортового проекта компании ООО «Новапорт» (входит в AEON Corporation) Романа Троценко. Кипрская T.S. Trans Siberia Co Limited (аффилирована с «Новапортом») владеет 92,68% обыкновенных акций «Челябинского авиапредприятия».

ИНТЕРФАКС; 17.10.2016; «АЭРОФЛОТУ» БУДЕТ ТРУДНО ПРОДАТЬ «РОССИЮ» ИЗ-ЗА ЕЕ УБЫТОЧНОСТИ – «ВТБ КАПИТАЛ»

«Аэрофлоту» (MOEX: AFLT) будет трудно продать дочернюю авиакомпанию «Россия» из-за ее убыточности, считают аналитики «ВТБ Капитала».
Вместе с тем компания хорошо вписывается в маршрутную сеть группы «Аэрофлот», принося ей дополнительные 19% пассажиропотока, говорится в отчете «ВТБ Капитала» по итогам встречи замгендиректора «Аэрофлота» Шамиля Курмашова с инвесторами компании в рамках форума «Россия зовет!»
Как сообщалось, в октябре предложения о продаже «России» подготовил и направил в правительство Минтранс РФ (по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича). По данным СМИ, одним из аргументов в пользу сделки в ведомстве называют повышение конкуренции на российском авиарынке.
Между тем в самом «Аэрофлоте» ранее заявляли, что вопрос о продаже «России» пока не стоит на повестке дня. «Стратегия группы «Аэрофлот» заключается в создании отечественного авиационного холдинга, и авиакомпания «Россия» является составной его частью», – сообщал «Интерфаксу» представитель перевозчика.
«Россия» работает в среднем сегменте перевозок, создана на базе трех региональных перевозчиков группы «Аэрофлот»: «России», «Донавиа» и «Оренбургских авиалиний». Базируется в Санкт-Петербурге, имеет филиалы в Москве, Ростове-на-Дону и Оренбурге. «Аэрофлот» контролирует 75% минус 1 акция «России», блокирующий пакет – у администрации Санкт-Петербурга.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 17.10.2016; ДЕНЬГИ ПРОСЯТ ПОСАДКУ

В России появились сервисы, которые помогают не только ускорить возврат денег за авиабилет на отмененный рейс иностранных авиакомпаний, но и получить компенсацию за задержку вылета.
Основной плюс заключается в удобстве. Вряд ли российские туристы будут обивать пороги компании, которая даже не имеет представительства в России, а билеты были приобретены через один из международных ресурсов по бронированию. Теперь эту обязанность можно переложить на электронного помощника.
За свои услуги они просят 25 процентов от общей суммы компенсации. Довольно внушительная сумма может выйти, если брать средний размер компенсации пассажиру в Европе 400-600 евро, то прибыль юристов составит более 100 евро. И свою комиссию они удерживают автоматически, в момент перевода денег на счет «пострадавшего» пассажира.
Минус в том, что сервис принимает заявки только по европейским авиакомпаниям и рейсам любых авиакомпаний с вылетом из Европейского союза.
В мире существует несколько правовых режимов возврата денег за билет, пояснил «РГ» глава Института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментов.
Например, в России при задержке рейса компенсация предусмотрена, но она незначительная – 25 рублей за каждый час просрочки, но не больше, чем половина от провозной платы. И говорить о возникновении сервисов по возврату денег в России не приходится. Невыгодно. Если есть обстоятельства, исключающие ответственность авиакомпании (например, погода), то перевозчик на наших внутренних линиях просто возвращает деньги.
Если речь идет о международных перевозках, то здесь действуют международные конвенции – Варшавская 1929 года и Монреальская 1999 года. Но самой беспроблемной для юристов является Европа, поэтому новые сервисы работают только с ней. В соцсетях даже есть боты (программы), которые помогают пользователям самим заполнить все бумаги на компенсацию от европейских перевозчиков, говорит эксперт Янис Дзенис.
А вот универсальных сервисов, которые готовы помочь вернуть деньги за задержку рейса из Азии в Америку или за отмену рейса из Азии в Европу, нет, так как в каждом таком случае необходим индивидуальный, а не шаблонный подход к пассажиру, что в разы увеличивает стоимость услуги юриста, отметил Олег Аксаментов.

ТАСС; 17.10.2016; ЕНИСЕЙСКОЕ ПАРОХОДСТВО ЗАВЕРШИЛО НАВИГАЦИЮ ПО РЕКЕ БОЛЬШАЯ ХЕТА В АРКТИКЕ

Енисейское речное пароходство (ЕРП) завершило навигацию по Большой Хете, северному притоку Енисея, по которому доставляло грузы для одного из самых северных газодобывающих предприятий России – ОАО «Норильскгазпром», сообщила пресс-служба ЕРП.
«Енисейское пароходство завершило запланированные на 2016 год грузоперевозки ОАО «Норильскгазпром», от работы которого зависит бесперебойное газоснабжение Норильского промышленного района и жизнеобеспечение населенных пунктов Таймыра», – говорится в сообщении.
Флотом пароходства перевезено около 125 тыс. тонн грузов для предприятия. В обратном направлении суда перевозили вышедшую из строя технику и металлолом.
Как рассказали в ЕРП, уровень воды позволил доставить по Большой Хете только одну баржу с загруженностью до 2,4 тыс. тонн. Загрузка остальных барж не превышала 1,1 тыс. тонн.
ЕРП является основным перевозчиком грузов по Енисею и его притокам. Предприятие обладает самым мощным в регионе сухогрузным и танкерным флотом, в его распоряжении около 650 судов. Основной акционер пароходства – ГМК «Норильский никель».

РИА НОВОСТИ; 17.10.2016; В ЮГРЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ РЕЧНАЯ НАВИГАЦИЯ 2016 ГОДА

Речная навигация сезона 2016 года, в ходе которой было перевезено на семь тысяч больше пассажиров, чем в 2015 году, завершится на этой неделе в большинстве районов Югры, сообщил РИА Новости представитель департамента общественных и внешних связей автономного округа.
«Самыми первыми на прикол стали суда в Белоярском районе, на очереди Нижневартовский, Ханты-Мансийский и Кондинский районы. Последним навигацию закроет Березовский район. Если позволит погода, речное сообщение в нем продлится до начала следующей недели», – сказал собеседник агентства.
Он отметил, что уже сейчас навигация 2016 года обошла прошлогоднюю по объему пассажиропотока. За сезон услугами речного транспорта в Югре воспользовались свыше 314 тысяч человек – на семь тысяч больше, чем в 2015 году. Перевозки осуществлялись по 34 маршрутам, преимущественно в труднодоступные населенные пункты, с которыми отсутствует круглогодичное транспортное сообщение.
«Учитывая специфику нашего округа, речные перевозки в нем выполняют социальную функцию, позволяют поддерживать связь с дальними поселениями. Поэтому власти Югры субсидируют стоимость билетов на водном транспорте, чтобы они были доступны максимально широкому кругу югорчан. За счет субсидий цена перевозки для пассажира обходилась в среднем на 80% дешевле уровня коммерческой окупаемости. Это самый высокий показатель субсидирования среди всех видов транспорта», – пояснил представитель департамента.
Он добавил, что всего на снижение стоимости проезда на водном транспорте в бюджете Югры на 2016 год было заложено свыше 242 миллионов рублей. Большая часть этих средств уже поступила в распоряжение предприятий водного транспорта и позволила компенсировать их выпадающие доходы. Окончательные расчеты по субсидиям будут завершены после закрытия навигации.

ТАСС; 17.10.2016; СПАД ПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ В ПОРТУ МАХАЧКАЛЫ СВЯЗАЛИ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ АТАКАМИ В СМИ

Снижение перевалки наливных грузов в этом году в Махачкалинском морском торговом порту (ММТП) (перевалено 2,17 млн тонн наливных грузов (-17,2%) – прим. ТАСС) связывают с информационными атаками на предприятие в СМИ. Об этом ТАСС заявил помощник генерального директора ММТП Алик Абдулгамидов.
«В первой половине года (2016 года – прим. ТАСС) вокруг порта была создана нервозная обстановка. Во многих средствах массовой информации появились материалы, не имеющие под собой никакого основания, дезинформация по сути», – сказал Абдулгамидов.
По его словам, за порт шла информационная война. «Это отпугнуло некоторых экспортеров нефти, какое-то время в порт не завозили, скажем так, туркменскую нефть; с июля месяца, как только ситуация стабилизировалась, порт, коллектив порта пытаются наверстать упущенное. Ритмично идет перевалка и казахской, и туркменской нефти. Тогда, к сожалению, много было времени упущено», – пояснил он.
Как отметил Абдулгамидов, в период, когда не отгружали туркменскую нефть (до июля 2016 года – прим. ТАСС) были «ложные обвинения, якобы в порту идет хищение нефти, якобы здесь криминальная обстановка». «Потом много было и с МВД и с других проверяющих структур комиссии. Это все не подтвердилось. Это были, скажем так, инсинуации тех, кто хотел наложить лапу на порт», – сказал помощник гендиректора предприятия.
По его словам, такая же почти ситуация была с зерном. «Сейчас за 9 месяцев уже перевалили больше, чем за весь прошлый год. Мобилизовались, круглосуточно идет перевалка зерна, – добавил Абдулгамидов. – Около 200 тыс. тонн за 9 месяцев перевалено в Иран. Но это пока не на значительно – пока около 2% больше, чем за весь прошлый год, но у нас еще есть время».
Грузооборот каспийских портов сократился
Ранее Ассоциация морских торговых портов РФ сообщила, что грузооборот портов Каспийского бассейна по итогам января – сентября 2016 года сократился на 15,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 4,31 млн тонн. Темпы падения грузооборота в отчетном периоде сократились по сравнению с показателем за первое полугодие текущего года с 19,4% до 15,9%. Перевалка наливных грузов сократилась на 21,5% до 2,19 млн тонн. В том числе, портом Махачкала перевалено 2,17 млн тонн наливных грузов (-17,2%).
Махачкалинский порт – единственный незамерзающий и глубоководный на Каспии, который принимает суда длиной до 150 м и с осадкой до 4,5 м. Инфраструктура включает сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн тонн в год, железнодорожный и автопаромный терминал мощностью 1,3 млн тонн, зерновой терминал мощностью 0,5 млн тонн в год. В 2015 году грузооборот порта составил 3,83 млн тонн, что на 22,6% ниже аналогичного показателя 2014 года.

ТАСС; 17.10.2016; РЖД ПРЕДЛАГАЮТ ЗАФИКСИРОВАТЬ ДОПУСТИМУЮ ДОЛЮ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ В КОНЕЧНОЙ ЦЕНЕ ПРОДУКЦИИ

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) предлагает зафиксировать допустимую величину транспортной составляющей в конечной цене продукции. Об этом сообщил заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал РЖД) Александр Хатьянов в интервью корпоративному изданию РЖД.
По его словам, с учетом рыночного ценообразования на услуги операторов и портовиков де-факто общая стоимость доставки грузов на экспорт дерегулирована. Соответственно, несмотря на усилия РЖД по сдерживанию тарифов, транспортная составляющая в цене перевозимых грузов останется прежней или продолжит расти за счет других участников перевозочного процесса.
«Одним из вариантов является формирование совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти механизма фиксации общей допустимой величины транспортной составляющей (или доли совокупных транспортных затрат) в конечной цене продукции с закреплением структуры распределения долей услуг между участниками всей транспортной цепочки», – отметил Хатьянов.
Замглавы ЦФТО привел в пример структуру транспортных расходов грузоотправителей при экспортных перевозках угля в направлении портов Дальнего Востока. По его словам, в 2016 г. эти затраты в целом составляют около 50% от конечной цены реализации угля. При этом железнодорожный тариф занимает лишь половину совокупных расходов, в то время как оставшаяся часть приходится на перевалку (более 30%) и услуги операторов по предоставлению подвижного состава (около 15%). В отдельных случаях, например при экспортных перевозках на короткие расстояния нефтеналивных грузов или руды, стоимость перевалки может в разы превышать железнодорожный тариф. «Также есть примеры, когда стоимость перевозки угля на расстояние около 6 тыс. км практически соответствует цене его перевалки на судно. Хотя очевидно, что себестоимость железнодорожной перевозки груза несопоставима с затратами на его перевалку», – сказал он.
«Участники транспортно-логистической цепочки, чьи тарифы не регулируются, имеют возможность при колебании конечных цен реализации продукции увеличивать маржинальность за счет повышения цен на собственные услуги. Кроме того, стоимость услуг портовых терминалов, как правило, котируется в иностранной валюте, что создает неравные условия по отношению к другим участникам транспортной цепочки, цены на услуги которых устанавливаются в национальной валюте», – пояснил Хатьянов.
Ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев сообщил, что ведомство обсуждает возвращение к тарифному регулированию в портах РФ. Прежде стороны шли наоборот в сторону дерегулирования тарифных ставок – этот процесс начался в 2010 г. Артемьев также высказался за перевод всех платежей за услуги стивидоров в рублевую зону.
В свою очередь, Минтранс РФ выступает за анализ тарифов стивидоров в портах, но призывает делать это аккуратно. По мнению замминистра транспорта Виктора Олерского, возвращение регулируемого тарифообразования в порты приведет к росту числа операций в «серой зоне», в частности, за счет дополнительных услуг.
Стивидорные услуги – работы, связанные с осуществлением погрузочно-разгрузочных операций, укладкой грузов на судне. В зависимости от условий фрахтования стивидорные работы оплачиваются фрахтователем или судовладельцем.

ИНТЕРФАКС; 17.10.2016; КЛИЕНТЫ РЖД ПРОТИВ ТОЧЕЧНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТАРИФОВ И ПРОДЛЕНИЯ ЭКСПОРТНЫХ НАДБАВОК

Совет потребителей услуг ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD), функционирующий при правительственной комиссии по транспорту, которую возглавляет вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, против предлагаемых монополией точечных изменений в действующий тарифный прейскурант и бессрочного продления экспортных надбавок.
Инициативы перевозчика рассматривались на заседании комитета по тарифному регулированию Совета потребителей услуг РЖД 12 октября («Интерфакс» ознакомился с протоколом встречи, который был подписан в понедельник).
«Точечные изменения», по замыслу монополии, призваны «сократить тарифные диспропорции» и должны быть внесены до конца 2016 г. Компания предлагает на 4,2% дополнительно индексировать ставки на перевозки в собственных полувагонах для I (низкодоходных грузов) и II классов и на 2,2% – для III класса (высокодоходных грузов), на 2,75% повысить ставки на порожний пробег грузовых вагонов, на 4,2% на все расстояния – для контейнеров. Кроме того, предполагается унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов за счет перевода части номенклатуры (бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата) из I во II тарифный класс, газойля – из III во II класс, либо, в качестве альтернативы, перевести всю номенклатуру нефтяных грузов во II тарифный класс.
По мнению экспертов Совета потребителей, «точечные поправки» в прейскурант недопустимы, поскольку «предлагаемые изменения носят базовый характер для всей тарифной системы, меняют сложившуюся структуру действующего прейскуранта и увеличивают тарифную нагрузку на весь период действия текущей его редакции». Также отмечается, что представители крупнейших грузоотправителей поддержали вариант общего повышения ж/д тарифов без точечных поправок по классам грузов, родам подвижного состава и порожнему пробегу. В протоколе они названы «скрытой дополнительной индексацией», нарушающей сложившейся отраслевой баланс.
Экспортные же надбавки РЖД к установленным железнодорожным тарифам начали действовать с января 2015 г. – тогда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. Быстро добиться их снижения (до 1,3%) удалось только угольщикам, хотя недавно монополия вернула их на уровень 13,4%. В дальнейшем РЖД сделали еще ряд точечных тарифных решений по ряду грузов. Между тем, срок действия этих надбавок составляет 2 года и заканчивается в конце января 2017 г. В связи с этим Минтранс предлагал продлить их еще как минимум на два года или сделать бессрочными, а Минэкономразвития в целом не возражает против этого на срок до 3 лет с увязкой с расшивкой «узких мест».
В целом в протоколе отмечается, что характер тарифных изменений, представленных «Российскими железными дорогами», фрагментарен, и для обсуждения необходимо представить совокупную картину об увеличении тарифной нагрузки. По оценкам экспертов Совета потребителей, с учетом комплекса предложений РЖД в 2017 г. она более чем вдвое превысит годовую индексацию тарифов в 4,5%, предусмотренную прошлогодним приказом Федеральной антимонопольной службы РФ (сейчас Минэкономразвития вообще рассчитывает на 4%-ный рост – после соответствующего снижения таргета по инфляции).
По отдельным же грузам прогнозируются «значительные негативные последствия для рынка грузоперевозок», в том числе – «критическое сокращение вагонной составляющей» и, как следствие, замедление развития рынка, дефицит подвижного состава, задержка или полный отказ от инвестиций в обновление парка, увеличится транспортная составляющая в цене продукции.
Также члены комитета и приглашенные на заседание представители крупнейших грузовладельцев и ж/д операторов отметили недостаточную обоснованность предполагаемого РЖД дефицита бюджета на 2017 г. и, соответственно, предлагаемых изменений в тарифную базу 2016 г. В первую очередь это касается индексации порожнего пробега и контейнерных перевозок, а также общей индексации грузовых тарифов, отмечается в протоколе. Совет настаивает на повторном рассмотрении тарифных предложений «Российских железных дорог» с учетом планов по оптимизации издержек и изысканию внутренних резервов, которые позволили бы покрыть прогнозируемый дефицит бюджета компании в 2017 г.
Также, по мнению Совета, необходимо уточнить исходные данные для обоснования заявленного бюджетного дефицита РЖД. И только если он подтвердится, а мер по оптимизации издержек и изысканию внутренних резервов монополии будет недостаточно, можно рассмотреть варианты государственных субсидий или повышения индексации тарифов. Кроме того, монополии нужна понятная и обоснованная тарифная политика, основанная на принципах долгосрочного тарифного регулирования, а также увязка решений с показателями качества работы железных дорог в РФ.
Касаясь базовых подходов, Совет поддержал идею расширить границы тарифного коридора, в первую очередь – на рынках, где высока конкуренция с другими видами транспорта, «при условии формирования тарифа с учетом скидки на уровне, не ниже зависящих затрат» компании. При этом эксперты против решений РЖД в рамках «тарифного коридора» «за счет упрощения учета ценовых факторов, в том числе возникающих из-за изменения курса иностранных валют». Также в протоколе отмечается, что повышение тарифов на развитие «узких мест» должно быть целевым, чтобы полученные дополнительные доходы от тарифных решений шли на снятие ограничений.

КОММЕРСАНТ; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; 18.10.2016; ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ОБЪЕДУТ БЮДЖЕТ

Как стало известно «Ъ», Минфин внес в правительство поправки к Налоговому кодексу, обнуляющие до 2030 года НДС на железнодорожные перевозки – как пригородные, так и дальнего следования. В ОАО РЖД и Федеральной пассажирской компании (ФПК) обещают направить сэкономленные средства на закупку новых вагонов.
Минфин предложил долгосрочное обнуление НДС на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем и пригородном следовании – до 2030 года, эта норма содержится в представленном в субботу министерством Белому дому проекте поправок к Налоговому кодексу («Ъ» ознакомился с документом). В этом году НДС для пригородного сообщения уже обнулен, ставка для дальнего следования снижена с 18% до 10%. Предполагается, что обнуление НДС на дальнее следование вступит в силу с 1 января 2017 года. Поправки последовали за сентябрьским поручением Дмитрия Медведева по итогам совещания на эту тему. О результатах работы Минтранс и Минфин должны были сообщить до 26 сентября.
В Минтрансе «Ъ» заявили, что направляли в Минфин свои предложения обнулить НДС и на дальнее следование, и на пригородные перевозки до 2030 года. Этот документ был направлен в начале сентября (см. «Ъ» от 14 сентября). В нем Минтранс сообщал, что в первом полугодии налоговые льготы позволили сократить потребности в субсидиях бюджета на 6 млрд руб., а также увеличить с 6,8 млрд руб. до 10 млрд руб. средства ФПК (занимается дальним следованием) ОАО РЖД, направленные на закупку вагонов. В Минтрансе отмечали, что если сохранить цены на билеты, то обнуление НДС в дальнем следовании принесет ФПК доход в 15,7 млрд руб., а реальная потребность ФПК в 23,1 млрд руб. (в том числе 18 млрд руб. из бюджета) должна сократиться в 2017 году до 9,7 млрд руб.
В ОАО РЖД и ФПК заявили «Ъ», что поддерживают внесение изменений в Налоговый кодекс, это позволит оптимизировать налоговую нагрузку при пассажирских перевозках. Обнуление НДС на пригородные перевозки «позволило в 2015 году снизить нагрузку на бюджеты пригородных пассажирских компаний и на бюджеты регионов на сумму около 8,7 млрд руб.», подчеркнули в ОАО РЖД. В монополии отмечают, что в границах Московского транспортного узла и Ленинградской области нулевой НДС также создает основу для формирования долгосрочных программ развития, появляется источник для обновления подвижного состава. Также в ОАО РЖД и ФПК говорят, что обнуление ставки на дальнее следование позволит увеличить в 2017 году закупки до 338 вагонов, у ФПК может появиться возможность закупки на сумму до 15 млрд руб.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что предлагаемые Минфином меры формируют «целый комплекс положительных моментов» для населения, бюджета, ФПК и промышленности, создают возможности для активизации инвестпрограммы ФПК в части обеспечения заказа инновационного подвижного состава (двухэтажных вагонов) на ТВЗ.

REGNUM; 17.10.2016; ЗАКОНОПРОЕКТ О ПЕРЕВОЗКАХ ПО ЯКУТИИ: «МЫ РИСКУЕМ СФОРМИРОВАТЬ ЧЕРНЫЙ РЫНОК»

Идея законопроекта об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом между населёнными пунктами верна, но его реализации должна предшествовать проработка всех технические моментов. В том числе нужно предварительно утвердить маршруты и обеспечить условия для их осуществления, такое мнение высказал корреспонденту ИА REGNUM депутат Госсобрания республики Игорь Никитин, комментируя причины отклонения законопроекта во время его рассмотрения на комитете.
Парламентарий полагает, что не стоит излишне бюрократизировать процесс перевозок, создавать сложности для индивидуальных предпринимателей, в частности, предлагая организовывать перевозки на конкурсной основе. «Мы не можем, ничего не предлагая взамен, диктовать правила для бизнеса, – пояснил Игорь Никитин. – Этим законопроектом мы рискуем сформировать черный рынок перевозок. Я считаю, что сначала нам необходимо утвердить маршруты и обеспечить условия для их осуществления, проработать вопрос в техническом плане с ГИБДД и МВД и только потом принимать регулирующий закон».
Вместе с тем депутат признал, что обеспечение безопасных регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории республики – одна из важных задач органов государственной власти. «Особенно учитывая территорию республики в 3,2 миллиона квадратных километров, низкую плотность автомобильных дорог и необходимость передвигаться по сотням и тысячам километров дорог по незаселенным, безлюдным просторам республики. Следовательно, сама идея законопроекта верна. Другой вопрос, каким образом она будет реализована», – сказал Игорь Никитин.
Он обратил внимание на положительные моменты в проекте закона: предложение создать реестр межмуниципальных перевозок и остановочных пунктов, определение мест расположения парковок для автомобильного транспорта и для посадки-высадки пассажиров, установление требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. «Особенно важно, что законом предлагается закрепить предоставление льгот на проезд отдельным категориям граждан за счет государственного бюджета республики. Одним словом, предлагается навести порядок на межмуниципальных автомобильных перевозках и это правильно», – уверен Никитин.
По словам депутата, межмуниципальные маршруты уже практически сложились, значит, необходимо оценить масштаб автодорог, обеспечить их сервисными центрами, и таким образом позаботиться о безопасности пассажиров. «Считаю, что в проекте закона могут быть прописаны возможности для организации автодорожных центров за счет бюджета республики, возведение необходимой инфраструктуры: подключение к электросетям, установление дизельгенераторов, отсыпка и асфальтирование. Это, кстати говоря, может стать для многих предпринимателей новой возможностью для развития бизнеса. Таким образом, перспектива у законопроекта есть, нужно только грамотно подойти к вопросу обеспечения безопасности на межмуниципальных перевозках», – подытожил Игорь Никитин.
Как сообщало ИА REGNUM, проект закона Республики Саха (Якутия) «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Республике Саха (Якутия)» был отклонён депутатами Госсобрания региона на заседании комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры.
Законопроект предусматривал создание уполномоченными органами межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и конкурсный отбор тех компаний, которые будут их осуществлять. Право перевозить людей в таком случае транспортные компании были бы обязаны подтверждать разрешениями на эту деятельность, а также информировать органы власти об условиях и сроках пассажирских перевозок, категории и вместимости транспортных средств.
За несоблюдение расписания движения, неоднократную посадку пассажиров в неустановленных местах или серьёзное ДТП, перевозчиков собирались лишать права выполнять рейсы по маршрутам. Садить пассажиров предлагалось разрешать только на остановочных пунктах, которые, в свою очередь, должны были быть расположены на автостанциях или автовокзалах и зарегистрированы в специальном реестре.

ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ; 18.10.2016; В ОМСКЕ ДО КОНЦА ГОДА БУДЕТ ЛИКВИДИРОВАНА ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ МАРШРУТОВ

Транспортная сеть в Омске сократится на 28 маршрутов до конца года, что составит примерно десятую часть от общего количества маршрутов, сообщил директор городского департамента транспорта Виталий Маслик.
«Чтобы пассажиры не пострадали, будет увеличено количество машин на других маршрутах, совпадающих частично или полностью», – сообщил В.Маслик журналистам.
Изменения в системе городского транспорта регламентированы Федеральным законом №220. По мнению директора дептранспорта, он дал рычаги контроля и упорядочивания транспортной системы, в том числе по работе с частными перевозчиками. Окончательная цель – вывести «ГАЗели» с рынка пассажирских перевозок и оставить машины средней и повышенной вместимости.
Он отметил, что ряд частных перевозчиков были за полгода уведомлены о будущем расторжении договоров независимо от того, что изначально были включены в официальный реестр маршрутов и в документ планирования. Именно согласно этому документу к концу года и будут отменены 28 маршрутов и изменена маршрутная схема еще для 25.
«Это не самоцель для департамента транспорта – убрать маршруты. Мы неоднократно говорили, что наша цель – создать условия для перевозчиков муниципальных и частных в том числе, чтобы они могли заходить на рынок с автобусами большей вместимости», – отметил В.Маслик.
В данный момент городская маршрутная сеть насчитывает 203 маршрута, из них 114 – нерегулируемых и 89 регулируемых. В Омске работает пять муниципальных транспортных предприятий. Автопарк насчитывает 916 машин, из которых ежедневно на линию выходит около 600. Кроме того, у города заключено 2,6 договоров с частными перевозчиками, выпускающими около 2,6 тыс. машин различной вместимости. Пассажиропоток в муниципальном транспорте колеблется на уровне 35-37%.

ИНТЕРФАКС-АФИ; 17.10.2016; СУД РЕШИЛ ВЗЫСКАТЬ СО «СТРОЙНОВАЦИИ» В ПОЛЬЗУ «АВТОДОРА» 18 МЛН РУБЛЕЙ ИЗ 2,6 МЛРД РУБЛЕЙ

Арбитражный суд Москвы в понедельник частично удовлетворил иск ГК «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), взыскав с ООО «Стройновация» (входит в группу «Сумма») неустойки в виде пени по договору от 3 апреля 2013 года в размере 18,2 млн рублей из заявленных 2,6 млрд рублей.
Как сообщил корреспондент агентства «Интерфакс-АФИ» из суда, спор связан с арендой предназначенных для строительства земельных участков, расположенных в Подмосковье.
Представитель «Автодора» заявил на заседании, что «Стройновация» нарушила сроки проведения работ, а также подготовки участков к строительству.
Представитель «Стройновации» заявила, что нарушения связаны, в том числе, с нарушениями обязательств по договору, которые допустил «Автодор».
На заседании отмечалось, что общая стоимость контракта составляет около 6 млрд рублей. «Автодор» выплатил аванс в размере 2 млрд рублей, По состоянию на 1 августа работы были приняты на 1,1 млрд рублей. Срок выполнения договора, который завершился в декабре 2015 года, не продлевался.
По данным СМИ, денежные средства взыскиваются по договору, касающемуся строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье.
ГК «Автодор» создана в 2009 году с целью строительства в России опорной сети скоростных магистральных автомобильных дорог, привлечения внебюджетных инвестиций и развития объектов дорожного сервиса.
В настоящее время под управле