X

Обзор прессы от 02.09.2016

02.09.2016

RG.RU; СЕРГЕЙ КУЛИКОВ; 01.09.2016; ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА ДАЛ ПОРУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий госпрограммы развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Об этом сообщается в опубликованном на сайте кабинета министров документе.
«Минфину, Минэкономразвития, Минвостокразвития при подготовке проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов дополнительно рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» в объемах, определенных данной государственной программой», – отмечается в сообщении. Срок – до 28 сентября 2016 года.
Кроме того, премьер дал указание Минтрансу и Минпромторгу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, «Аэрофлотом», авиакомпанией «Россия», Сбербанком, ВТБ и ВЭБом обеспечить ввод в эксплуатацию дальнемагистральных воздушных судов. Это делается для улучшения транспортной доступности регионов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО). Срок исполнения – 14 ноября.
Напомним, что ранее президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений, согласно которому правительству необходимо рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий этой госпрограммы, а также совместно с российскими компаниями улучшить доступность регионов ДФО путем введения в эксплуатацию дальнемагистральных воздушных судов.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 02.09.2016; МИНТРАНС ПРЕДЛАГАЕТ ПОДКЛЮЧИТЬ АВИАКОМПАНИИ И АЭРОПОРТЫ К БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Минтранс подготовил проект постановления правительства «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности». Документ опубликован для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru. Минтранс предлагает обязать авиакомпании и аэропорты не допускать актов незаконного вмешательства в их деятельность, выявлять их подготовку и предотвращать совершение. Под актом незаконного вмешательства понимается в том числе и теракт, говорит топ-менеджер одной из авиатранспортных компаний, участвовавший в обсуждении инициативы Минтранса.
Минэкономразвития выступает против предложений Минтранса. Проект вводит избыточные административные ограничения деятельности аэропортов и авиакомпаний и способствует возникновению необоснованных расходов, говорится в заключениях министерства от 2014 и 2015 гг.
Минтранс пытается добиться принятия этого документа уже третий год. При этом за все время работы радикальных изменений документ не претерпел, несмотря на категорические возражения участников отрасли, говорит топ-менеджер одной из авиатранспортных компаний. Минтранс не указывает, что должны делать авиакомпании и аэропорты для предотвращения терактов. Получается, что в данном случае аэропорт или перевозчик будут заведомо виноваты просто потому, что случился теракт, отмечает собеседник «Ведомостей».
Генеральные директора «Воздушных ворот Северной столицы» (концессионер «Пулково») Владимир Якушев и «Аэропортов регионов» (входит в «Ренову») Евгений Чудновский написали письма («Ведомости» ознакомились с их содержанием) вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой исключить эти положения. Якушев просит, чтобы обеспечение транспортной безопасности было обязательным не только для аэропортов и авиакомпаний, но и для ФСБ, МВД и ФТС. А Чудновский предлагает оставить за аэропортами только конкретные функции – досмотр пассажиров и контроль систем видеонаблюдения, а также информирование и содействие правоохранительным органам.
Участники отрасли уже должны обеспечивать по сути антитеррористические мероприятия: так, после теракта в «Домодедово» в 2011 г. Минтранс выпустил похожий приказ. Дело владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика строилось именно на обязанности аэропорта обеспечивать безопасность пассажиров. И лишь благотворительная помощь жертвам терактов и их родственникам позволила бизнесмену выйти из-под домашнего ареста. Участники рынка надеялись, что правительство установит понятные правила игры, говорит топ-менеджер одной из авиатранспортных компаний.
Также Ространснадзор начал требовать от авиакомпаний устанавливать видеокамеры в салонах самолетов и передавать с них картинку на землю.
Пока нет сертифицированного видеооборудования и даже правил сертификации, но штрафы уже выписываются, напоминает президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун.
Приказ Минтранса от 2011 г. готовился совместно с ФСБ, говорил в апреле на заседании подкомиссии РСПП замруководителя Ространснадзора Владимир Черток. Все документы, связанные с транспортной безопасностью, согласуются с ФСБ еще на стадии их подготовки, из Минтранса они выходят с их визой, рассказал источник в Минтрансе и участник совещаний на эту тему. Пресс-службы Минтранса и ФСБ на запросы не ответили.
«Основными недостатками документа является размытость формулировок, определяющих обязанности субъектов транспортной инфраструктуры при одновременном возложении на них ответственности за непредотвращение актов незаконного вмешательства. При подготовке основополагающего акта в сфере транспортной безопасности необходимо учитывать консолидированное мнение аэропортов и авиакомпаний», – говорит представитель «Домодедово».
«Документ требует существенной доработки с учетом мнения авиационного сообщества. Он по-прежнему не содержит четких норм о том, распространяются ли эти требования на иностранных перевозчиков. Пока ни одна иностранная компания не была привлечена к административной ответственности за нарушение требований транспортной безопасности, а российские перевозчики подвергались массовым проверкам и привлекались к административной ответственности», – рассказывает представитель S7.

В США предотвращением терактов в аэропортах занимается государственное мегаагентство Homelahd Security, объединяющее несколько спецслужб. Аналогично устроено и в Европе, говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Досмотра на входах в терминалы нет ни в США, ни в Европе, как и обязанностей для авиакомпаний самим проводить досмотр пассажиров. «Понятно, что ни авиакомпании, ни аэропорты не могут поддерживать безопасность на уровне спецслужб. А основа борьбы с терроризмом – доступ к секретной оперативной информации, которого нет у аэропортов», – резюмирует Рыбак.

МK.RU; ОКСАНА КУЗНЕЦОВА; 01.09.2016; ПОСОЛ ИРАНА В РФ: «ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ МОЖЕТ ИГРАТЬ ВАЖНУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИРАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Сегодня, 1 сентября, губернатор Андрей Бочаров провел встречу с послом Ирана в РФ Мехди Санаи, одной из ключевых тем которой стала выработка вариантов сотрудничества с использованием водных путей сообщения.

В Волгоградской области с рабочим визитом находится посол Ирана в России Мехди Санаи. В четверг он провел переговоры с главой региона Андреем Бочаровым, подтвердив намерение развивать ирано-российские отношения.
Мехди Санаи не скрывает, что главная задача его визита в регион – решение вопроса о проходе иранских судов через Волгу. В случае успешного разрешения – это станет историческим событием.
В начале встречи в администрации области стороны обменялись мнениями о перспективах сотрудничества. Андрей Бочаров считает, что взаимоотношения играют большую роль, что связано «и с историческими фактами, и с местоположением региона, и потребностью взаимодействия между нашими предприятиями и организациями».
Со слов иранца, именно «Волгоградская область может играть важную роль в развитии ирано-российских отношений, поскольку она находится на сухопутном и морском путях соединения двух стран».
Волгоградскую область с Ираном должна связать река. Это полностью соответствует выработанной на государственном уровне стратегии развития внутренних водных путей сообщения. Напомним, этот вопрос 15 августа на Госсовете в Волгограде обозначил Владимир Путин. Сегодня на уровне Минтранса РФ уже работает совместная российско-иранская группа по этому направлению.
– Волгоградская область – транспортный узел федерального значения. Волгоград может стать хорошим логистическим центром, откуда иранские товары будут направляться в различные регионы страны, – прокомментировал Андрей Бочаров.
Развитие Волгоградской области как транспортного узла федерального значения напрямую увязано с якорными отраслями местной экономики: промышленностью, сельским хозяйством, торговой логистикой. Эти сферы включены в долгосрочную стратегию развития Волгоградской области, принятую губернатором Андреем Бочаровым. А разгрузка дорог и перевод транспортных потоков на реки отлично вписываются в комплексный план губернатора по освобождению Волгограда от транзитных фур.
Рывок в отношениях между Волгоградским регионом и Ираном произошел в год больших перемен – 2014-й. Именно тогда Андрей Бочаров обозначил еще одно ключевое направление стратегии развития региона «Движение вперед» – привлечение инвестиций, в том числе иностранных. Представители финансово-деловых кругов Ирана выказали доверие региону, который к тому времени навел порядок в финансово-экономической сфере, находился в активной фазе декриминализации органов власти, остановил движение назад. С 2014 года началась активизация деловых контактов между регионами Ирана и Волгоградской областью в сфере АПК, судостроения и химического производства. Иранцы готовы приобретать качественное оборудование для нефтегазовой отрасли у волжских предприятий.
В августе 2016 года Волгоградскую область посетила делегация торгово-промышленной палаты провинции Мазендеран, принято решение о создании в Волгограде Иранского торгового дома.

ТАСС; 01.08.2016; «ВОСТОЧНЫЙ ПОРТ» ЗАВЕРШИЛ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ПРИЧАЛА

АО «Восточный Порт» завершило строительство нового морского причала в рамках реализации на Дальнем Востоке портового инвестпроекта – третьей очереди угольного терминала, сообщила пресс-служба компании. Строительство терминала выполнено на 75%.
В преддверии ВЭФ на новом причале порта состоялась церемония заливки швартовой тумбы.
«Заливка последней швартовной тумбы означает готовность причала к швартовным работам. Именно с этого дня причал готов принимать суда с оборудованием для строительства, а в дальнейшем и суда под погрузку угля», – объяснил управляющий директор АО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев.
Новый причал – это гидротехническое сооружение из трубошпунта, строительство которого велось полностью с берега. Его протяженность составляет 300 метров, а глубина у причальной стенки – 16,5 метров. К причалу 51 смогут швартоваться крупнотоннажные балкеры класса capesize. Объект возведен за один год.
По словам заместителя руководителя Росморречфлота Надежды Жихаревой, предприятие имеет все шансы первым, из заявленных на Дальнем Востоке проектов, ввести в эксплуатацию новый терминал для экспортной отгрузки угля.
Ранее сообщалось, что российские угольные компании планируют увеличить общий объем экспорта до 175 млн тонн в 2030 году. Основные перспективы увеличения спроса на российский уголь связаны со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
АО «Восточный Порт» – стивидорная компания, которая специализируется на перевалке каменного угля, добываемого в Кузбассе. Доля экспортного угля составляет 98% грузооборота компании, менее 2% приходится на каботажный уголь. В структуру АО «Восточный Порт» входят два производственно-перегрузочных комплекса. По итогам 2015 года грузооборот компании составил 22,71 млн тонн. В рейтинге ТАСС, компания занимает 6 место по грузообороту среди стивидорных компаний РФ и 2 место среди компаний по перевалке сухих грузов.

РИА НОВОСТИ; ЭДУАРД ДЕМЬЯНЕЦ; 02.09.2016; ПЕНЗЕНСКУЮ ДЕТСКУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ РЕКОНСТРУИРУЮТ ЗА 200 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

ОАО «РЖД» и власти Пензенской области договорились о реконструкции в 2018 году Пензенской детской железной дороги с объемом инвестиций более 200 миллионов рублей, сообщило областное правительство.
«Совместный инвестиционный проект общей стоимостью свыше 200 миллионов рублей включает проектирование и строительство железнодорожных объектов: учебного центра, здания вокзала, нового участка пути протяженностью 2,4 километра, посадочных платформ, локомотивного депо. В настоящее время идет разработка проектно-сметной документации», – говорится в сообщении.
Соглашение о реализации инвестпроекта в среду подписали губернатор области Иван Белозерцев и начальник Куйбышевской железной дороги (филиал РЖД) Сергей Соложенкин.
«Свои обязательства, предусмотренные инвестиционным соглашением, мы выполним. Его реализация на территории Пензы имеет немаловажное значение для наших жителей, прежде всего маленьких», – приводятся в сообщении слова Белозерцева.
Пензенская детская железная дорога открылась 4 августа 1985 года. Общая протяженность пути составляет 2,5 километра, ширина колеи – 750 миллиметров. На железнодорожной линии размещены две станции – «Пионерская» и «Сосновка». Комплекс сооружений детской железной дороги включает в себя пост электрической централизации, помещение кассы и ангар для подвижного состава. Подвижной состав состоит из 2 тепловозов ТУ2-195 1956 года выпуска и ТУ10-008 2011 года выпуска, 4 пассажирских вагонов 1983 года выпуска и трех – 2011 года выпуска. В летний период на Пензенской детской железной дороге ежегодно перевозится свыше восьми тысяч пассажиров и делается более 800 рейсов.

ТАСС; 01.09.2016; СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА БЛАГОВЕЩЕНСК – ХЭЙХЭ НАЧНЕТСЯ В КОНЦЕ 2016 ГОДА

Строительство моста через реку Амур между Россией и Китаем в районе городов Благовещенск (Амурская область) и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян, КНР) начнется в конце 2016 года после прохождения проектом государственной экспертизы и создания в Благовещенске филиала совместного российско-китайского предприятия, которое учреждено для реализации проекта. Об этом сообщил в интервью ТАСС губернатор Амурской области Александр Козлов в пилотный день Восточного экономического форума (ВЭФ).
«В четвертом квартале 2016 года планируется завершение разработки проектно-сметной документации с прохождением государственной экспертизы. Строительство пограничного мостового перехода планируется выполнить в период с четвертого квартала 2016 года по первый квартал 2019 года», – сказал губернатор.
Ранее сообщалось, что строительство моста Благовещенск – Хэйхэ должно было начаться летом этого года. Планировалось, что мост начнут строить одновременно как с российской, так и с китайской стороны.
Козлов добавил, что на смещение сроков начала строительства моста повлияло и решение создать в Благовещенске филиал совместного предприятия. «В том числе повлияло на срок смещения строительства решение, и мы считаем, что оно правильное, создать филиал в городе Благовещенске», – пояснил губернатор. «Мы сегодня делаем подготовительную работу для того, чтобы строители, которые зайдут на эту стройку, не сталкивались с вопросами, как сдать работу, как получить финансирование», – отметил он.

ИНТЕРФАКС; 01.09.2016; ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИЛО ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ КЕРЧЕНСКОГО МОСТА ПО ГОДАМ

Правительство РФ перераспределило объемы финансирования строительства Керченского моста по годам, не изменив общую стоимость проекта.
Соответствующее распоряжение от 30 августа N1822-р опубликовано в четверг на официальном интернет-портале правовой информации.
Документ вносит изменения в распоряжение от 30 января N118-р, которым устанавливались объемы финансирования строительства моста по годам. Так, новая «разбивка» финансирования предполагает следующие объемы денежных обязательств заказчика с учетом НДС в ценах соответствующих лет: в 2015 году составляет 48 млрд 941 млн 477,1 тыс. рублей, в 2016 году – 64 млрд 479 млн 309,5 тыс. рублей, в 2017 году – 60 млрд рублей, в 2018 году – 41 млрд 567 млн 150,6 тыс. рублей, в 2019 году – 13 млрд 85 млн 581 тыс. рублей.
Ранее объемы распределялись следующим образом: в 2015 году – 48 млрд 941 млн 477,1 тыс. рублей, в 2016 году – 65 млрд 437 млн 941,9 тыс. рублей, в 2017 году – 60 млрд тыс. рублей, в 2018 году – 40 млрд 835 млн тыс. рублей, в 2019 году – 13 млрд 85 млн 581 тыс. рублей. Таким образом, часть средств, выделяемых в 2016 году, перенесена на 2018 год.
Также сообщалось, что стоимость Керченского моста, который соединит Крым и материковую Россию, составляет 227,9 млрд руб. в ценах соответствующих лет. В нее входят затраты подрядчика проекта ООО «Стройгазмонтаж» и затраты заказчика строительства ФКУ Упрдор «Тамань» Федерального дорожного агентства.
Общая цена госконтракта на проектирование и строительства моста (затраты подрядчика) утверждена в размере 223 млрд 1,4 млн рублей в ценах соответствующих лет, в том числе НДС на 17%.
В феврале текущего года Главгосэкспертиза подтвердила сметную стоимость проекта в ценах четвертого квартала 2015 года – 211,8 млрд рублей. «Далее в рамках контрактных отношений между заказчиком и подрядчиком был произведен пересчет затрат подрядчика по годам реализации проекта с учетом прогнозных индексов-дефляторов, установленных Минэкономразвития России. Итоговые стоимостные показатели строительства согласованы Федеральным дорожным агентством (главный распорядитель бюджетных средств по проекту) и сейчас зафиксированы в допсоглашении к госконтракту от 17 февраля 2015 года», – говорилось в сообщении Росавтодора.
В рамках реализации контракта на проектные и изыскательские работы будет затрачено в общей сложности около 9 млрд рублей в ценах соответствующих лет. На создание основных конструкций автодорожного и железнодорожного мостов, включая примыкающие к ним участки, – около 170 млрд рублей. Остальные затраты – подготовка территории строительства, временные здания и сооружения (часть этих затрат – возвратные), объекты энергетического обеспечения, подсобного и обслуживающего назначения и т.п.
Помимо госконтракта на создание моста, реализация проекта предусматривает затраты заказчика на строительный контроль, авторский надзор, выкуп земельных участков и оформление в постоянное пользование, непредвиденные расходы. Эти затраты составят около 4,78 млрд рублей в ценах соответствующих лет.

Мост соединит Крымский полуостров с материковой частью РФ автомобильной и железной дорогой. Расчетная пропускная способность четырехполосной автотрассы – 40 тыс. машин в сутки. Железная дорога будет двухпутной с пропускной способностью 47 пар поездов в сутки. Для пропуска судов предусмотрен арочный пролет длиной 227 м и высотой 35 м. Движение автомобилей по мосту откроется в декабре 2018 года, поездов – 1 декабря 2019 года.
Генподрядчиком строительства моста является ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.

РИА НОВОСТИ/ПРАЙМ; 02.09.2016; ОЛЕРСКИЙ: ПРИВАТИЗАЦИЮ «СОВКОМФЛОТА» МОГУТ НЕ УСПЕТЬ ПРОВЕСТИ В 2016 ГОДУ

Приватизацию «Совкомфлота» могут не успеть провести в 2016 году и перенесут на следующий год, считает замминистра транспорта РФ Виктор Олерский.
«Они не успеют (провести приватизацию – ред.), наверное. Я думаю, что (перенесут – ред.) на следующий год», – сказал Олерский РИА Новости в пятницу.
По его словам, возможными площадками для размещения могут стать Лондонская или Нью-Йоркская. «Есть две площадки – Лондонская и Нью-Йоркская (для размещения шиппинговых компаний – ред.). Наверное, консультанты подскажут, где лучше», – добавил замминистра.
В начале августа председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении инвестбанка «ВТБ Капитал» агентом по приватизации 25% минус одна акция «Совкомфлота». Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев говорил, что продажа «Совкомфлота» может пройти на Московской бирже.
Группа компаний «Совкомфлот» – крупнейшая судоходная компания России, одна из ведущих в мире компаний по морской транспортировке углеводородов, а также обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа.

ИНТЕРФАКС; 02.09.2016; НОВЫЕ САНКЦИИ НЕ СДВИНУТ СРОКИ СТРОИТЕЛЬСТВА КЕРЧЕНСКОГО МОСТА – МИНТРАНС

Включение в «черный список» OFAC ряда компаний, участвующих в строительстве Керченского моста, не повлияет на сроки реализации проекта, считают в Минтрансе РФ.
«Мы не ожидаем, что повлияет (решение о санкциях на сроки – ИФ), денег от этого меньше не станет», – сказал журналистам замглавы Минтранса Виктор Олерский.
Как сообщалось, OFAC (Office of Foreign Assets Control, структура американского Минфина, отвечающая за правоприменение в области санкций) в четверг сообщил о включении ряда юридических и физических лиц в «украинские» санкционные списки. Речь идет как о секторальных санкциях, предусматривающих только запрет на предоставление долгосрочного финансирования, так и о «черном списке» (SDN List), последствия включения в который гораздо более серьезны.
По ряду компаний и банков решение носит скорее технический характер: так как их материнские структуры, в частности «Газпром», уже находились под секторальными санкциями, привлекать долгосрочное фнансирование за рубежом они в любом случае не могли. А вот «Мостотресту», который попал в SDN List наряду с генподрядчиком строительства керченского моста ООО «СГМ-Мост», пришлось оперативно корректировать планы заимствований: вскоре после объявления OFAC компания решила перенести на неопределенный срок размещение облигаций на 10 млрд рублей.

КОММЕРСАНТ; 02.09.2016; МАРИЯ ПЛАТОНОВА; ПРИМОРЬЕ ПРИРАСТЕТ ТРАНЗИТОМ

Открывающийся сегодня Восточный экономический форум (ВЭФ) может стать началом настоящего ренессанса для транспортного строительства в регионе. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона соберутся для обсуждения конкретных инфраструктурных проектов, которые позволят обеспечить радикальное увеличение грузовых потоков между стремительно развивающимися северными провинциями Китайской Народной Республики и другими странами дальневосточного морского бассейна, а также южными и центральными регионами самого Китая. Международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» уже в ближайшие годы должны превратиться из многообещающих прожектов в реальные транспортные артерии, а экономика региона, во многом отстающая по темпам развития от остальной России, может вырасти не менее чем на 30%, прогнозируют независимые аналитики.
Впрочем, для достижения этих впечатляющих темпов роста региональной экономики на строительство дорог и грузовых терминалов в Приморье нужно потратить и гигантские деньги. По словам главы Минвостокразвития Александра Галушки, верхнеуровневая оценка инвестиций в развитие МТК «Приморье-1» составляет 145 млрд руб., в развитие «Приморья-2» – 170 млрд руб., об этом он заявил в мае на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. При этом, по словам министра, выделять деньги из бюджета неправильно – необходимо привлекать частных инвесторов.
Несмотря на то что пока речь идет лишь о прогнозах и теоретическом потенциале китайского транзита через территорию Приморского края, чиновникам и предпринимателям уже есть на чем основывать свои расчеты. Благодаря наличию железных и автомобильных дорог от китайской границы до портов Владивосток и Находка МТК «Приморье-1» уже фактически заработал: ряд российских транспортных компаний уже перевозят грузы в контейнерах из провинции Хэйлунцзян транзитом через порты Владивосток и Находка и далее морским путем в направлении зарубежных портов Японского и Восточно-Китайского морей.
Крупнейший в России оператор железнодорожных контейнерных перевозок «Трансконтейнер» (контрольный пакет компании принадлежит ОАО «Российские железные дороги» – РЖД) уже наладил экспорт грузов из Китая через пограничный переход Гродеково в порт Находка и рассчитывает на дальнейшую модернизацию МТК. «Железнодорожные перевозки в направлении Суйфэньхэ–Гродеково–Находка-Восточная (порт Восточный) представляют интерес для грузоотправителей из приграничных уездов и городов Китая – Харбина, Муданьцзяна, Дунина, Суйфэньхэ, Мулиня и других. Данный транспортный коридор выступает альтернативой традиционному пути через порт Далянь»,– пояснили «Ъ» в пресс-службе компании, добавив, что железнодорожные перевозки позволяют транспортировать грузы в промышленных объемах с большой скоростью, а модернизация МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» «обеспечит эффективную транспортную интеграцию Приморья и стран Азии, что приведет к росту его востребованности в АТР, при этом будет соблюден баланс транспортных связей внутри страны».
Объем перевозок транзитных перевозок на «Приморье-1» пока незначительный, но его относительный прирост неопровержимо свидетельствует о нереализованном потенциале МТК. Об этом говорит статистика, обнародованная в ходе заседания межправительственной российско-китайской рабочей группы по транзитным перевозкам, прошедшего в начале августа в Иркутске. Согласно протоколу заседания (имеется в распоряжении «Ъ»), в первой половине 2016 года на направлении Харбин–Суйфэньхэ–порт Восточный было перевезено транзитом 168 TEU (эквивалент 20-футового контейнера), но уже в июле объем перевозок составил 312 TEU. «До конца 2016 года по имеющимся заявкам от грузоотправителей количество отправок может составить до двух поездов в месяц, то есть порядка десяти поездов объемом до 770 шт. 40-футовых контейнеров (1540 TEU)»,– говорится в протоколе рабочей группы.
Развиваются перевозки транзитных контейнеров и по другому «ответвлению» МТК «Приморье-1» – с использованием порта Владивосток. В середине апреля на этом направлении начала работать транспортная группа Fesco, причем благодаря наличию в составе группы судоходного дивизиона компания обеспечивает не только железнодорожную, но и морскую составляющую транспортировки китайских товаров. Грузы в контейнерах Fesco, отправленные по железной дороге из провинции Хэйлунцзян через станцию Гродеково, были обработаны во Владивостокском морском торговом порту (также принадлежит Fesco), а затем по регулярным морским линиям Fesco доставлены в порты назначения в Корее и Китае.
Как сообщили «Ъ» в пресс-службе компании, отправки Fesco с апреля по июль составили 542 TEU. До конца текущего года компания планирует перевезти еще не менее 800 TEU, а в течение следующего прогнозирует рост объема до 10 тыс. TEU из расчета курсирования двух регулярных поездов в неделю.
Тем не менее ряд инфраструктурных, технологических и нормативных ограничений существенно сдерживает рост китайского транзита через российский Дальний Восток. По информации Fesco, задержки грузов на таможенном пункте пропуска «Пограничный» близ станции Гродеково и имеющаяся там железнодорожная инфраструктура не позволяют полностью использовать весь коммерческий потенциал МТК. «Ограничение по вместимости путей при передаче с китайской стороны на российскую – менее длины поезда, что приводит к передаче только групп вагонов и последующего накопления их до полной длины поезда»,– рассказали «Ъ» в пресс-службе компании. Кроме того, нуждается в реконструкции 25-километровый участок железной дороги Суйфэньхэ–Гродеково, а также ускорение прохождения таможенных процедур на границе, которое сейчас приводит к непроизводительному простою подвижного состава в течение суток и более.
Немаловажен и вопрос цены транспортировки транзитных грузов, которая для китайских предпринимателей оказывается выше, чем аналогичная перевозка по внутрикитайскому маршруту. По расчетам Fesco, транзитный железнодорожный тариф должен быть уменьшен до стоимости внутренней перевозки крупнотоннажных контейнеров и достичь $0,33 за FEU (эквивалент 40-футового контейнера). «Это позволит переключить объемы перевозок на железную дорогу и морские порты РФ и увеличить доходы ОАО РЖД»,– считают в компании. По прогнозам Fesco, ежегодный объем контейнерного потока из северных провинций Китая через порты Дальнего Востока может достичь 50 тыс. TEU (500 поездов), что приведет к росту доходов ОАО РЖД на 700 млн руб., подсчитали в компании.
Другой дальневосточный транзитный коридор – «Приморье-2» – примерно в пять раз короче «Приморья-1», но пока находится в предпроектной стадии, его инициация обусловлена возобновлением работы в 2013 году российско-китайского поргранперехода Махалино–Хуньчунь на юге Приморского края. (В этом месте еще в 1992 году появилась первая и оставшаяся единственной в истории российских железных дорог частная железнодорожная компания «Золотое звено», оперировавшая трансграничной веткой и терминалом на станции Камышовая. Но в 2010 году компания обанкротилась и построенная частниками инфраструктура перешла в управление ОАО РЖД.) Сегодня через этот погранпереход осуществляются в основном перевозки экспортного угля, но с каждым годом они растут: в 2015 году через Махалино прошло 1,2 млн тонн, в первом полугодии 2016 года здесь перевезено уже 1,1 млн тонн, что свидетельствует о почти четырехкратном увеличении перевозок в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом.
Согласно протоколу российско-китайской рабочей группы, ОАО РЖД уже реализует мероприятия по развитию перегрузочного терминала и складской инфраструктуры на станции Камышовая, кроме транзитных китайских контейнеров Россия рассчитывает перевозить на экспорт лесную продукцию в Китай и китайскую минеральную воду в страны АТР. МТК «Приморье-2» ориентирован на транзит грузов в направлении китайской провинции Цзилинь. На заседании в Иркутске стороны договорились активнее информировать предпринимателей о возможностях нового транспортного пути и оптимизировать госрегулирование при пересечении грузов таможенных границ двух стран.
Однако для существенной активизации перевозок по МТК «Приморье-2» требуются куда большие инвестиции, в частности в развитие портовой инфраструктуры. Российская инвестгруппа «Сумма» уже несколько лет занимается разработкой инвестпроекта по строительству в бухте Троицы Большого порта Зарубино со строительством там контейнерного, угольного и зернового терминалов, а также бункеровочного комплекса для заправки топливом морских судов. Только на строительство этих терминалов в порту запланированы инвестиции свыше 90 млрд руб., еще не менее 30 млрд руб. потребуется на строительство внутренней портовой инфраструктуры, около 8 млрд руб. должно быть истрачено на строительство федеральной инфраструктуры в акватории порта, систему управления судоходством, базы портового флота и объектов государственных контрольных служб. Энергообеспечение портовых объектов в Зарубино потребует еще 7,7 млрд руб.
Но и это еще не все. Сегодня порт Зарубино не подключен к железнодорожной сети ОАО РЖД, поэтому реализация проекта МТК «Приморье-2» увязана со строительством новой линии от порта до пограничного пункта в Махалино. Учитывая транзитный характер основного грузопотока, российское правительство готово рассматривать проект строительства железной дороги с совмещенной колеей российского и европейского стандартов (1520 мм и 1435 мм соответственно), что еще несколько лет назад казалось невозможным в России. Это позволит китайским железнодорожным грузам избежать перегрузки на границе и существенно ускорить перевозку грузов в российский порт. Инвестиции в эту часть коридора могут составить 29,1 млрд руб.
Для того чтобы мощности будущего порта были постоянно загружены, автомобильная дорога от Зарубино до китайской границы должна быть реконструирована до уровня первой (высшей) категории и стать четырехполосной. Как рассказали «Ъ» в пресс-службе «Суммы», на это потребуется еще примерно 37,6 млрд руб. инвестиций. Таким образом, расчетная величина расходов на обустройство МТК «Приморье-2» и запуск по нему транзитных потоков оценивается на уровне свыше 200 млрд руб.

Одним из ключевых направлений проекта «Зарубино» может стать перевалка зерна на экспорт. В частности, Дальневосточный зерновой терминал (инвестпроект Объединенной зерновой компании – ОЗК) может переключить на себя почти 11 млн тонн китайских зерновых грузов, а к 2030 году – до 20 млн тонн. «Сегодня существует большой потенциал увеличения потоков зерна из северо-восточных провинций КНР в южные,– сообщала ОЗК в конце мая, комментируя возможности транзита через порт Зарубино.– В случае перенаправления китайских грузопотоков через порт Зарубино появится возможность существенно уменьшить время доставки и уменьшить затраты на логистику».
По мнению генерального директора агентства Infranews Алексея Безбородова, «Приморье-2» может рассчитывать на значительный транзитный поток зернобобовых для животноводства. «В год Китай импортирует в среднем до 70 млн тонн сои, до 6 млн тонн кукурузы и 5 млн тонн ячменя. Наибольшие объемы сои идут из Бразилии, Аргентины и США через Панамский канал. Появление на этом маршруте порта Зарубино, к примеру, позволит потребителям в Хайлунцзяне и Дзилине сэкономить до 30% от стоимости наземной транспортировки. Этот проект с загрузкой по железной дороге до 10 млн тонн зернобобовых вполне окупаем и для железнодорожников, и для потенциальных инвесторов в терминал»,– уверен эксперт.
Группа «Сумма», выступающая главным девелопером проекта в Зарубино, уже активно ведет переговоры с потенциальными соинвесторами. Как сообщили «Ъ» в пресс-службе компании, «правительство КНР в лице Министерства транспорта Китая поддержало усилия группы «Сумма» и ее потенциальных партнеров с китайской стороны – компаний China Merchants и China Railway Group – по реализации проекта строительства Большого порта Зарубино». По планам компании реконструкцию и эксплуатацию автодороги Зарубино–Хуньчунь можно передать в концессию, время на подготовку ГЧП-соглашения достаточно – строительство планируется после 2020 года.
Как писал ранее «Ъ», один из крупнейших мировых портовых операторов – эмиратский DP World – договорился с Российским фондом прямых инвестиций (дочерняя компания Внешэкономбанка) о создании совместного предприятия, которое вложит до $2 млрд в российские порты, в том числе в Зарубино. Однако в пресс-службе «Суммы» эту информацию пока не комментируют.
Настоящей изюминкой будущего грузового транспортного коридора «Приморье-2» может стать самый инновационный проект современности – вакуумный трубопровод Hyperloop (в переводе – «Гиперпетля»), о возможности строительства пилотной линии в Приморье заявил министр транспорта РФ Максим Соколов в ходе Петербургского экономического форума в июне. Совладелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов уже является одним из венчурных инвесторов инновационной технологии, придуманной американским изобретателем и миллиардером Илоном Маском. В пресс-службе «Суммы» подтвердили «Ъ» интерес к проекту: «Мы инвестировали в проект Hyperloop и считаем его перспективным». «Компании Caspian VC и Hyperloop One недавно завершили укрупненный технико-экономический анализ грузового коридора с использованием технологии Hyperloop»,– сообщили в пресс-службе компании, пообещав представить результаты этого анализа 2 сентября на ВЭФе.
Несмотря на то что технология еще нигде в мире не была опробована, уже появились первые оценки стоимости реализации проекта: строительство 70-километрового участка от Зарубино до китайской границы потребует 30-40 млрд руб., что, по словам главы Минтранса РФ, «даже ниже, чем строительство железной дороги». Проект нашел отражение и в протоколе августовского заседания российско-китайской межправительственной рабочей группы: «Стороны проявил