X

Обзор прессы от 13.09.2016

13.09.2016

КОММЕРСАНТ.RU; ДМИТРИЙ ЩЕРБАКОВ; 13.09.2016; ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ГОТОВО УСТАНОВИТЬ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТАРИФ ДЛЯ ХАБАРОВСКОГО АЭРОПОРТА: ВЯЧЕСЛАВ ШПОРТ

Проект постановления правительства РФ об установлении долгосрочного тарифа на обслуживание в аэропорту Хабаровска, который позволит добиться приемлемого для потенциального японского инвестора срока возврата инвестиций, почти согласован. Об этом заявил вечером в понедельник на встрече с представителями СМИ и бизнес-сообщества хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт. Вопрос, по словам главы региона, обсуждался в ночь на понедельник с министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой, посетившим Хабаровск на пути из Токио в Москву. «По проекту аэропорта, по которому мы долго ведем переговоры с Кореей, Японией, практически проговорили уже все. Буквально осталось сейчас выпустить постановление правительства, которое уже в правительстве, о долгосрочном тарифе, и процесс двинется»,– заявил губернатор.
Напомним, в мае было объявлено, что ОАО «Хабаровский аэропорт» и пул японских инвесторов, возглавляемый Sojitz Corporation, могут создать совместное предприятие (СП) на базе АО «Международный аэропорт Хабаровск» (МАХ), зарегистрированного в 2015 году для реализации инвестпроекта модернизации аэропорта. В состав консорциума, помимо Sojitz, к концу этого года готовы войти Japan Bank for International Cooperation (JBIC), частно-государственный фонд JOIN, управлять терминалом может «дочка» Sojitz Japan Airport Terminal Co. Ltd (управляет Токийским международным аэропортом Ханеда).
Сейчас «Хабаровскому аэропорту» принадлежит 100% МАХ, после вхождения в капитал партнеров доля российского совладельца уменьшится до 51%. Инвесторы во главе с Sojitz перед принятием положительного решения попросили установить для аэропорта инвестиционный тариф, который позволил бы окупить вложения за 10 лет. Вопрос должны согласовать ФАС, Минтранс, Минвостокразвития и несколько других ведомств. Реконструкция терминала внутренних авиалиний, которую предполагается осуществить в 2017–2019 годах, оценивается в 6,5 млрд руб. Из них на конец июля, по данным регионального министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики, было вложено порядка 165 млн руб. в проектирование.

MK.RU; 13.09.2016; ИЗ ЧЕБОКСАР МОЖНО БУДЕТ УЛЕТЕТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Стало известно, что с 4 октября авиакомпания «Псковавиа» запустит рейс по маршруту «Санкт-Петербург – Чебоксары – Санкт-Петербург».
Рейсы в северную столицу будут выполняться по вторникам и четвергам на воздушном судне АН-24, вместимость которого – 52 человека. Время прилета из Санкт-Петербурга – 19.30, время вылета из Чебоксар – 20.20. В расписании возможны изменения, уточняют в Минтрансе Чувашии.
Появление такого маршрута связано с тем, что Росавиация выделила субсидии авиакомпании «Псковавиа» до конца 2016 года на выполнение рейсов в Санкт-Петербург из Курска, Тамбова, Чебоксар, Апатитов и Пскова. Постановление о предоставлении субсидий организациям воздушного транспорта на региональные воздушные перевозки подписал Дмитрий Медведев. В число субсидируемых маршрутов вошел авиарейс «Санкт-Петербург – Чебоксары». Специальный тариф на перевозку одного пассажира в одном направлении в салоне экономического класса составит 5640 рублей.

ТАСС; 12.09.2016; ПАССАЖИРОПОТОК АЭРОПОРТА ЖУКОВСКИЙ В 2017 Г. МОЖЕТ СОСТАВИТЬ 2 МЛН

Пассажиропоток аэропорта Жуковский в 2017 году может составить 2 млн пассажиров, сообщил журналистам замглавы Ростеха, заместитель председателя совета директоров «Рампорт Аэро» (управляющая компания аэропорта Жуковский) Дмитрий Шугаев.
«До конца года мы рассчитываем на 350-400 тыс. пассажиров, на 2017 год у нас в планах перевести 2 млн через эту гавань», – сказал он.
Шугаев напомнил, что в 2017 году будет начато строительство второй очереди аэропорта Жуковский из трех. «Следующий терминал будет полностью соответствовать тем планам, которые мы намечали изначально – это 47 тыс. кв. м, то есть на 30 тыс. кв. м увеличиваем. И третий этап – до 2020 года, когда общая площадь будет составлять 60 тыс. кв. м со способностью обеспечить пассажиропоток в 10 млн человек», – сказал он.
Международный аэропорт Жуковский, официально открытый в конце мая, 12 сентября принял первый рейс – здесь приземлился самолет авиакомпании «Белавиа» из Минска. Столица Белоруссии в настоящее время единственный город, куда можно улететь из нового московского аэропорта.
Желание начать полеты из Жуковского выразили еще несколько российских авиакомпаний: «Уральские авиалинии», «Ямал» и «Вим-авиа». Они получили допуски межведомственной комиссии при Минтрансе России на регулярное выполнение международных полетов из Жуковского. Авиакомпании планируют выполнять полеты в Австрию, Германию, Болгарию, Венгрию, Китай и Чехию, а также в Таджикистан, Киргизию и Казахстан.
Пропускная способность пассажирского терминала аэропорта составляет 4 млн человек в год. Предполагается, что пассажиропоток аэропорта будет расти постепенно и в конечном итоге составит 20 млн пассажиров в год.

ИНТЕРФАКС-АФИ; 12.09.2016; СУД ПРИЗНАЛ ЗАКОННЫМ ТРЕБОВАНИЕ РОСТРАНСНАДЗОРА ОБ УСТАНОВКЕ ВИДЕОКАМЕР НА БОРТАХ «ПОБЕДЫ»

Арбитражный суд Москвы в понедельник признал законным предписание Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) от 31 марта 2016 года о необходимости установить видеокамеры на самолетах авиакомпании «Победа» (входит в группу «Аэрофлот» (MOEX: AFLT)), сообщил корреспондент агентства «Интерфакс-АФИ» из суда.
Таким образом, суд отказал авиакомпании в иске.
На заседании представитель «Победы» заявила, что оспариваемое «предписание незаконно, так как невыполнимо».
Представитель ведомства отметил, что аналогичное предписание было выдано авиакомпании Red Wings, которая его выполнила. При этом он не смог назвать сертифицированной организации для установки видеокамер на самолетах Boeing, которыми оснащена «Победа».
Представитель авиакомпании заявила, что в России нет сертифицированных организаций, которые могут установить видеокамеры на бортах «Победы». Все лайнеры авиакомпании произведены американской корпорацией Boeing, которой необходимо произвести соответствующие изменения для установки аппаратуры, подчеркнула адвокат.
В парке же авиакомпании Red Wings самолеты российского производства, отметила она.
Ранее сообщалось, что ООО «Авиакомпания «Победа» 24 августа отказалось от требований о признании недействительным и отмене предписания Ространснадзора от 29 февраля 2016 года, касающегося совместного размещения детей с родителями в салоне самолета.
Суд тогда принял отказ и прекратил производство по делу.
В иске «Победа» просила признать недействительным и отменить предписание Ространснадзора, в котором говорится, что непринятие мер по совместному размещению на борту самолета несовершеннолетних пассажиров и их родителей является грубым нарушением законодательства.
Ранее сообщалось, что Арбитражный суд Москвы в конце июля признал законным предписание Ространснадзора от 29 февраля 2016 года, касающееся провоза багажа на рейсах ООО «Авиакомпания «Победа».
Суд тогда пришел к выводу, что нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, не могут быть менее, чем 10 кг на одного пассажира. В тех же правилах указано, что багаж, перевозимый в пассажирском салоне, должен весить не более 10 кг.
Поводом для проверки стало обращение в службу заместителя секретаря Общественной палаты (ОП) Сергея Орджоникидзе. Перед этим в ОП поступили жалобы от ее члена Дмитрия Чугунова, зампреда комитета по образованию Госдумы РФ Алены Аршиновой и частного лица. Так, Д.Чугунов осенью 2013 года отказался дополнительно оплатить три места ручной клади общим весом до 10 кг и был снят с рейса.
В настоящее время авиакомпания «Победа» оспаривает в суде несколько предписаний Ространснадзора: в производстве суда находятся также иски «Победы», касающиеся предписаний ведомства о предоставлении пассажирам горячего питания и о провозе багажа на борту самолетов.

КОММЕРСАНТ; СЕРГЕЙ МАШКИН; 13.09.2016; БОМБУ СЛОЖИЛИ В БАГАЖ

Как стало известно «Ъ», международная техническая комиссия по расследованию катастрофы А321 компании «Когалымавиа» осенью прошлого года в Египте установила точное место закладки бомбы, погубившей сам самолет и 224 находившихся на его борту человека. По мнению экспертов, террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав СВУ с таймером между детских колясок и плетеной мебелью, традиционно привозимой туристами из Шарм-эш-Шейха. Срабатывание небольшой по мощности бомбы привело к мгновенному отрыву хвоста машины и, как следствие, к ее переходу в неуправляемое пикирование.
Установить эпицентр взрыва авиаэкспертам из Египта, Межгосударственного авиакомитета (представляет Россию), Франции и США помогла организованная ими выкладка собранных фрагментов А321 в ангаре в аэропорту Каира. Сохранившиеся элементы обшивки разложили на полу, воссоздав из них некое подобие проекции самолета на плоскость. Планировалось, что следующим этапом станет 3D-моделирование подозрительных фрагментов фюзеляжа на специальном деревянном каркасе, однако второй этап, по данным близкого к расследованию источника «Ъ», не понадобился. Уже при исследовании плоской выкладки эксперты однозначно определили, что взрыв произошел в хвостовой части самолета – чуть позади последнего ряда кресел.
Однако его эпицентр находился не за спинками кресел, как предполагалось ранее, а примерно двумя метрами ниже – на полу так называемого отделения рассыпного груза или в соответствии с авиационной терминологией bulk-камеры. В А321 это помещение объемом около 5 куб. м обычно используется для перевозки негабаритных пассажирских грузов: детских и инвалидных колясок, лыж, велосипедов, клеток с животными и пр. В рейсах из Египта в Россию, по данным собеседников «Ъ», в bulk-камерах оказывается, например, плетеная мебель, которую туристы везут домой в качестве сувениров.
Благодаря выкладке удалось установить и примерную схему совершенного преступления, в котором наверняка был задействован привлеченный террористами сотрудник сервисной службы египетского аэропорта Шарм-эш-Шейх, обслуживавший вылет пассажирского рейса «Когалымавиа» в Санкт-Петербург 31 октября 2015 года. Чемоданы и сумки пассажиров еще в здании аэропорта уложили в стандартные авиационные металлические контейнеры, которые опечатали, привезли к самолету и затем распределили в двух расположенных под фюзеляжем А321 основных багажных отделениях.
Негабарит же доставили к стоявшему на летном поле лайнеру отдельным рейсом погрузчика, в котором и были задействованы пособники террористов. Этим людям нужно было затаскивать груз через люк bulk-камеры, расположенный в хвостовой части лайнера справа, поэтому первым делом они, очевидно, занесли в самолет именно пакет с небольшой бомбой – взрыв, как было установлено, произошел на полу камеры слева. Затем «адская машина» была заложена детскими колясками и мебелью и надежно скрыта таким образом от посторонних глаз.
Примерно через 22 минуты после старта, во время полета А321 над Синайским полуостровом, на скорости около 750 км/ч и высоте около 10,2 тыс. м бомба, снабженная часовым либо барометрическим – реагирующим на падение давления – таймером сработала. В результате в левой нижней части bulk-камеры образовалась дыра с рваными и выгнутыми наружу краями, контуры которой и были обнаружены на выкладке. Затем, уже благодаря взрывной разгерметизации салона и воздействию воздушного потока на летящий лайнер, по всему контуру последнего скрепляющего фюзеляж шпангоута произошел разрыв обшивки – у машины буквально оторвался хвост. Он, кстати, упал отдельно и остался относительно целым. Потеря хвостовой части вместе с рулями высоты и направления, в свою очередь, привела к стремительному и уже не контролируемому экипажем пикированию машины. По мнению экспертов, большинство пассажиров А321, получивших тяжелейшие баротравмы и испытавших чудовищные перегрузки, погибли еще в воздухе.
Ответственность за гибель самолета взяла на себя запрещенная в России террористическая организация «Исламское государство» (ИГ). Как следовало из ее распространенного в интернете заявления, подрыв лайнера осуществил боевик из так называемого синайского вилайята ИГ. При этом детали совершенного преступления боевики не сообщили, давая понять, что планируют использовать эту схему в будущем. Однако благодаря работе сначала специалистов ФСБ, исследовавших обломки лайнера и багаж и нашедших следы взрывчатки на них, а затем авиаэкспертов, установивших обстоятельства совершенного теракта, преступление удалось фактически раскрыть.
Отметим, что пассажирское сообщение с Египтом, прекращенное 6 ноября 2015 года по распоряжению президента России Владимира Путина, до сих пор не восстановлено. Как следует из сообщений египетских властей, за прошедшие с этого момента 11 месяцев они приняли беспрецедентные меры для обеспечения безопасности туристов. Так, например, аэропорты Хургады и Шарм-эш-Шейха были полностью переоборудованы – в них установили новейшие интроскопы, камеры видеонаблюдения, рамки металлоискателей и даже газоанализаторы. В аэропорту Каира за это время успели построить даже отдельный терминал для российских туристов, потратив на модернизацию в общей сложности почти $50 млн. Со стороны египтян и представителей российской туриндустрии постоянно звучат заявления о скором открытии авиасообщения – уже назывались сентябрь и октябрь 2016 года.
Между тем, как пояснил «Ъ» источник, близкий к российской комиссии, проверявшей по распоряжению правительства страны безопасность аэропортов Египта (комиссия вернулась на прошлой неделе), оптимизма партнеров ее участники пока не разделяют. По данным собеседника «Ъ», рекомендованные Россией меры в основном выполнены (как он выразился, на 85%), однако камнем преткновения остается работа местного персонала. Во всяком случае, египтяне не убедили россиян в том, что смогут обеспечить не только «стерильность» зон вылета в аэропортах (то есть защиту от проникновения террористов и их пособников), но и безопасность нахождения туристов в этой стране в целом.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 12.09.2016; СТРУКТУРА ГРУППЫ «СУММА» ЛИШИЛАСЬ КОНТРАКТА НА РЕКОНСТРУКЦИЮ АЭРОДРОМА В КАЛИНИНГРАДЕ

Аэропорт [«Храброво»] находится в ужасном состоянии. Основная проблема – это взлетно-посадочная полоса и перрон. Росавиация и Министерство транспорта докладывают, что пока их переговоры с подрядной организацией [«Стройновацией»] не приносят результатов <...> Если в течение двух недель не будет выведена техника и достаточное количество людей, то будем расторгать контракт и назначать нового подрядчика», – пригрозил во время июльского визита в Калининград первый вице-премьер Игорь Шувалов (его слова передало www.kgd.ru).
Похоже, договориться не удалось. Московский арбитражный суд зарегистрировал иск ООО «Стройновация» (входит в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова) к Росавиации. В конце августа Росавиация уведомила компанию, что расторгает с ней в одностороннем порядке госконтракт на реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Храброво», знает топ-менеджер аэропорта. Представитель Росавиации подтвердил расторжение контракта. «Стройновация» обжалует расторжение контракта, знает человек, близкий к одной из сторон. Представитель «Стройновации» от комментариев отказался.
«Храброво» – один из аэропортов, который реконструируется к чемпионату мира по футболу 2018 г. Контракт со «Стройновацией» на реконструкцию аэродрома стоимостью 3,2 млрд руб. был заключен в сентябре 2014 г., срок завершения работ – ноябрь-декабрь 2016 г. В ходе реконструкции взлетно-посадочная полоса будет удлинена с 2,5 до 3,35 км, добавится рулежная дорожка – это позволит принимать такие суда, как Boeing 767 и Boeing 777, напоминает топ-менеджер «Храброво».
Но «Стройновация» отстает от графика на девять месяцев, не отчиталась о расходовании 700 млн руб. аванса, сообщала в конце августа пресс-служба Росавиации. В августе представитель «Стройновации» говорил, что отставание от сроков составляет полгода и объект будет сдан в июне-июле 2017 г. Отставание он объяснял тем, что после девальвации рубля в конце 2014 г. сильно подорожали импортируемые из Швеции и Норвегии инертные материалы, что вызвало задержки поставок, а также тем, что большая часть работ по усилению и удлинению взлетно-посадочной полосы, обочин и примыкающей к ним территории выполняется в режиме технологических окон, без остановки аэропорта. «Цены по этим контрактам обычно ниже рынка, компании стараются обосновать рост трат, договориться с заказчиком. Здесь, видимо, Росавиация заняла жесткую позицию», – говорит топ-менеджер строительной компании.
По условиям госконтрактов почти в 100% случаев заказчик имеет право расторгнуть контракт в досудебном порядке, направив письменное мотивированное уведомление, напоминает партнер бюро А2 Михаил Кюрджев. «Это классический спор между заказчиком и подрядчиком, как правило, мотивированные аргументы последнего таковы: заказчик вовремя не исполнил перед ним свои обязательства – не передал участок, не подвел коммуникации, не согласовал работы», – комментирует партнер BGP Litigation Александр Ванеев. Аргумент о девальвации рубля, по его мнению, не позволит обжаловать расторжение: «С 2008 г. и особенно с 2014 г. по таким делам выработалась большая практика – исполнители контрактов часто ссылаются на экономический кризис и девальвацию, но суды не принимают эти доводы, указывая, что это риски предпринимательской деятельности». После ликвидации Высшего арбитражного суда решения по спорам между представителями бизнеса и госструктур носят в большинстве случаев «пробюджетный характер», согласен управляющий партнер Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов.
В начале июля стало известно, что «Храброво» меняет собственника: 100% в нем и 60% аэропорта «Минвод» у группы «Аэроинвест» Арсена Канокова покупает холдинг «Новапорт» Романа Троценко. Сумма сделки составила 11 млрд руб., рассказывал гендиректор «Аэроинвеста» Егор Соломатин. «Аэроинвест», купивший «Храброво» в 2012 г. у банка «Санкт-Петербург», обещал завершить реконструкцию аэровокзального комплекса в 2014 г., но впоследствии сроки не раз сдвигались. Троценко на совещании в «Храброво» пообещал Шувалову сдать обновленный аэропорт в IV квартале 2017 г., передает www.newkaliningrad.ru.
Топ-менеджер «Храброво» в понедельник сказал «Ведомостям», что, скорее всего, для выбора нового подрядчика будет проведен новый конкурс. В начале августа федеральный чиновник говорил, что при смене подрядчика работы могут еще больше затянуться. «Речь не идет о некомпетентности «Стройновации». «У отставания есть объективные причины, например сложная схема организации работ. И новому подрядчику придется столкнуться с ними. С учетом подготовки к чемпионату подрядчика найдут быстро, но я ему не завидую», – говорит директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Осенью прошлого года в аналогичной ситуации для достройки второй взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево» правительство постановлением назначило нового генподрядчика – «Трансстроймеханизацию».

ВЕДОМОСТИ; ВИТАЛИЙ ПЕТЛЕВОЙ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 12.09.2016; «ЖУКОВСКИЙ» ПРИНЯЛ ПЕРВЫЙ РЕЙС

Международный аэропорт «Жуковский» в понедельник принял первый регулярный рейс – 133 пассажира «Белавиа» из Минска, рассказал представитель акционера – «Рампорт-аэро» (компания принадлежит на 75% литовской Avia Solutions Group, блокпакет у «Ростеха»). Согласно онлайн-табло аэропорта, рейсы «Белавиа» будут летать каждый день: в понедельник, среду, пятницу и субботу – утренние, в остальные дни – вечерние.
Росавиация уже выдала международные допуски на полеты из «Жуковского» российским Nordwind, «Вим-авиа», «Уральским авиалиниям» и «Ямалу» примерно на 120 оборотных (прилет и вылет) рейсов в неделю. Когда начнутся полеты, представитель не уточнил. С 2014 г. акционеры потратили $27 млн на строительство терминала «Жуковского» с пропускной способностью 4 млн человек в год. Общие инвестиции в инфраструктуру и терминал для обслуживания 12 млн пассажиров в год к 2021 г. планировались в размере около 10 млрд руб., говорил представитель аэропорта.
По данным Росавиации, за 2015 г. три аэропорта Московского авиаузла обслужили 77,6 млн человек, большая часть пришлась на «Домодедово» и «Шереметьево». За январь – июль 2016 г. трафик через аэропорты Москвы снизился к аналогичному периоду 2015 г. на 5,8% до 41,7 млн человек. Сейчас аэропорты Москвы берут около $35–40 с пассажира за обслуживание, если «Жуковский» сможет снизить расценки до $5–10, то он будет пользоваться популярностью, уверен гендиректор Infomost Борис Рыбак. «Мы будем привлекать авиакомпании за счет более дешевого аэропортового обслуживания», – подтверждал один из топ-менеджеров «Рампорт-аэро». Но вопросы с инфраструктурой пока не решены, скептичен Рыбак. Власти Подмосковья обсуждают с РЖД возможность строительства железнодорожной ветки в «Жуковский», если пассажиропоток будет расти, рассказал ТАСС министр транспорта Московской области Михаил Олейник.
Аэропорт задумывался как площадка для лоукостеров, но пока ему не удастся добиться высокой оборачиваемости рейсов (приоритет воздушного пространства у «Домодедово»), массового перехода авиакомпаний не будет, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. В 2016 г. аэропорт примет около 500 000 человек, а в 2017 г. – 2,6–2,8 млн пассажиров, рассказал председатель совета директоров «Рампорт-аэро» Борис Алешин. Безубыточным аэропорт станет при пассажиропотоке 1,3–1,5 млн человек в год, говорил председатель совета директоров и совладелец Avia Solutions Group Гедиминас Жемялис.
Авиаузел будет загружен, уверен аналитик «Атона» Михаил Ганелин. В 2010 г., когда завершалось строительство новых площадей в «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково», скептики говорили, что аэропорты будут полупустые, но уже к 2014 г. они почти полностью были загружены, напоминает Ганелин. К 2018 г. «Домодедово» за 32 млрд руб. планирует увеличить пропускную способность до 45 млн человек в год (сейчас – 35 млн), а «Шереметьево» к тому же году – до 57 млн (сейчас – 37 млн).

ТАСС; 12.09.2016; КРЫМСКОЕ УФАС ВОЗБУДИЛО ДЕЛО В ОТНОШЕНИИ АНО «ЕТД»

Крымское УФАС России провело анализ применяемых тарифов для перевозки пассажиров и грузов через Керченскую паромную переправу, после чего ведомством возбуждено дело в отношении автономной некоммерческой организации «Единая транспортная дирекция» (выполняет функции единого оператора переправы, АНО «ЕТД») о нарушении антимонопольного законодательства, сообщает пресс-служба УФАС.
Ведомством установлены нарушения АНО «ЕТД» антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 1,3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившихся «в применении в расчетах стоимости перевозки пассажиров и грузов через Керченскую паромную переправу завышенных расходов, навязывании дополнительных услуг».
В сообщении говорится, что оценка выявленным обстоятельствам будет дана в ходе рассмотрения дела.
Однако в ряде российских СМИ распространена информация о том, что АНО «ЕТД» уже выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также установлен штраф в размере 300 тыс. рублей.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 13.09.2016; СПИШУТ БЕЗ СПРАВКИ

Минтранс совместно с минздравом намерены в ближайшее время скорректировать национальное законодательство, чтобы российских моряков в следующем году не снимали с судов в иностранных портах.
А такое может произойти. Дело в том, что по международной Конвенции о труде в морском судоходстве уже с нового года начнут действовать новые требования к медицинскому досмотру моряков перед выходом в рейс. Моряки должны проходить освидетельствование, а не осмотр, как это происходит сейчас в нашей стране. В российском же законодательстве даже нет такого понятия «освидетельствование», нет там и списка тех, кто отвечает за здоровье моряков.
По международным требованиям за допуск в рейс должны отвечать конкретные врачи. Их список в обязательном порядке должен быть представлен в Международную морскую организацию.
Если порядок будет нарушен, то наши моряки не смогут ходить за границу как на судах под российским флагом, так и под флагом другой страны. Они потеряют возможность зарабатывать и кормить семью.
Тем, что их спишут на берег, обеспокоены в Российском профсоюзе моряков и в Ассоциации компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков. Представители этих организаций, как стало известно «Российской газете», обратились в минтранс с просьбой сделать все возможное, чтобы исключить такие риски. Если этого не сделать, судовладельцы могут просто поставить свои суда на прикол.
Появление в российском законодательстве «медицинского освидетельствования» предполагает, что врач будет смотреть не только на общее состояние здоровья, но и проверять – нет ли у моряка болезней, с которыми по международным нормам он не может выйти в море.
В законодательных поправках, которые готовят минтранс и минздрав, речь также идет о создании списков медицинских комиссий, которые будут отвечать за допуск моряков в рейс. То есть будет разработана матрица, по которой в России начнут готовить врачей, отвечающих за здоровье моряков. При этом они будут работать только в государственных клиниках или «нести вахту» в портах. А вот частные клиники к освидетельствованию моряков не допустят.
Учитывая вопрос безопасности мореплавания, не исключено, что «морских» врачей в дальнейшем будут готовить в транспортных ВУЗах, предполагают эксперты. Но это еще вопрос далекой перспективы, отмечают в минтрансе.

ТАСС; 12.09.2016; ВЛАСТИ ПОДМОСКОВЬЯ ОБСУЖДАЮТ С РЖД СТРОИТЕЛЬСТВО Ж/Д ВЕТКИ В АЭРОПОРТ ЖУКОВСКИЙ

Власти Подмосковья обсуждают с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) возможность строительства железнодорожной ветки в аэропорт Жуковский в случае дальнейшего роста пассажиропотока воздушной гавани. Об этом сообщил журналистам министр транспорта Московской области Михаил Олейник.
«В настоящий момент мы рассматриваем различные проектные решения, которые позволят расширить улично-дорожную сеть, примыкающую к аэропорту. Кроме того, мы ведем переговоры с «Российскими железными дорогами» на предмет того, чтобы рассмотреть в перспективе, при значительном увеличении пассажиропотока в аэропорт, в том числе отдельную ветку железнодорожного транспорта до аэропорта», – сказал Олейник.
Он напомнил, что сейчас действует гибкая система обеспечения транспортной доступности.
«Мы в любой момент можем увеличить количество подвижного состава, который курсирует между платформой «Отдых» и аэропортом, а также между метро «Котельники» и аэропортом», – заверил министр транспорта Московской области.
Добраться до аэропорта пассажиры могут от метро «Котельники» на автобусах ГУП МО «Мострансавто» или на электричке Казанского направления с пересадкой на автобусы, организованные по заказу ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) от железнодорожной платформы «Отдых».
Международный аэропорт Жуковский, официально открытый в конце мая, в понедельник принял первый рейс – здесь приземлился самолет авиакомпании «Белавиа» из Минска.
Как сообщил журналистам замглавы «Ростеха», заместитель председателя совета директоров «Рампорт Аэро» (управляющая компания аэропорта Жуковский) Дмитрий Шугаев, в числе перевозчиков, которые подавали заявки на полеты из Жуковского, – «ВИМ-Авиа», «Ямал», NordWind и «Уральские авиалинии». По его словам, пассажиропоток Жуковского в 2017 году может составить 2 млн пассажиров. Предполагается, что пассажиропоток аэропорта будет расти постепенно и в конечном итоге составит 20 млн пассажиров в год.

RNS; 12.09.2016; РЖД В 2016 ГОДУ ЗАВЕРШИТ «ПЕРЕШИВКУ» НА ШИРОКУЮ КОЛЕЮ ПОЧТИ 80% ГЛАВНЫХ ПУТЕЙ НА САХАЛИНЕ

Проект «перешивки» железнодорожной колеи 1067 мм, действующей в настоящее время на острове Сахалин, на общесетевой стандарт «Российских железных дорог» (РЖД) 1520 мм будет завершен на 80% в 2016 году. Ход его реализации обсудили на встрече президент РЖД Олег Белозеров и губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко, сообщили в РЖД.
Реконструкция магистрали ведется с 2003 года. К концу 2016 года будет «перешито» 620 км главных путей (77% от общей протяженности) и обновлено 63 искусственных сооружения. Таким образом, останется завершить работы по реконструкции 188 км главных путей, 140 км станционных путей, 70 мостов, отмечают в РЖД.
Стороны также обсудили вопросы финансирования работ по реконструкции и развитию железнодорожной инфраструктуры острова. Принято решение актуализировать планы работ с участием РЖД, Министерства транспорта Сахалинской области и грузоотправителей.
Администрация региона также выступила с инициативой по докапитализации «Пассажирской компании Сахалин» за счет бюджета субъекта. Средства пойдут на закупку современного пассажирского подвижного состава, предназначенного для эксплуатации на широкой колее.

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 13.09.2016; ТАРИФЫ УЕЗЖАЮТ ВСЕ ДАЛЬШЕ

Основной железнодорожный тарифный документ – прейскурант 10-01, пересмотр которого уже откладывали до начала 2020 года, теперь планируют ввести еще позже – в его конце. Такое решение приняли на совещании в правительстве из-за необходимости учесть планы стратегического развития РФ и оценить последствия по отраслям промышленности. Более того, новый прейскурант придется увязать и с целевой моделью рынка грузоперевозок, что ставит тарифную реформу в зависимость от решительности властей по реализации реформы железных дорог.
«Ъ» удалось ознакомиться с вышедшим на прошлой неделе протоколом совещания, прошедшего 24 августа у первого замглавы аппарата правительства Максима Акимова и посвященного реформе прейскуранта 10-01 (основного тарифного документа ОАО РЖД). По протоколу, с коренной переработкой прейскуранта следует повременить, но первоочередные точечные мероприятия можно провести уже до конца года.
Фактически правительство согласилось с позицией Минэкономики, поддержанной Минтрансом, ОАО РЖД и советом потребителей монополии (см. «Ъ» от 24 августа). Минэкономики представило соответствующий план мероприятий, где, в частности, говорилось, что лишь некоторые изменения в прейскурант можно внести до конца года. Например, провести анализ соответствия себестоимости перевозки и тарифов по типам подвижного состава, контейнеров и вагонов (стандартный или инновационный вагон). Но коренной пересмотр прейскуранта на основе новой тарифной модели потребует большего времени. Минэкономики предлагало ввести новый прейскурант к 1 января 2020 года, но по итогам совещания было решено сделать это позже. «С учетом необходимости определения уровня тарифов по конкретным грузам, обеспечивающего реализацию стратегического планирования РФ (в том числе стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью, импортозамещения и продуктовой безопасности), и проведения оценки социально-экономических последствий изменения тарифной нагрузки по отраслям новый прейскурант может быть подготовлен к концу 2020 года»,– сообщается в протоколе. Это ближе к позиции ОАО РЖД, которое предлагало сместить дату ввода прейскуранта на 1 января 2021 года. Также решено создать межведомственную рабочую группу по новой тарифной системе, а ключевые вопросы – обсуждать на уровне правительства.
Пересмотр прейскуранта 10-01 давно вызывает дискуссии, особенно по тарификации низкодоходных грузов (в первую очередь угля). Глава ОАО РЖД Олег Белозеров хочет убрать из прейскуранта перекрестное субсидирование низкодоходных грузов за счет высокодоходных, за это же выступали и владельцы последних. Ряд участников отрасли, напротив, полагает, что при реформе прейскуранта есть риск разрушения сложившихся отношений в отрасли, и поэтому лучше применять существующие способы тонкой настройки тарифов. Источник «Ъ» в отрасли говорит, что пересмотр прейскуранта, вне зависимости от того, какой способ будет выбран – постепенный, как сейчас, или радикальный,– неизбежно вызовет разногласия. По его мнению, также важно, какое содержание получит целевая модель рынка грузоперевозок (еще один ключевой документ отрасли, определяющий ее дальнейшее развитие), иначе реформа тарифной системы разойдется с ее основными принципами и пойдет насмарку. По итогам совещания было решено взаимоувязать новую тарифную систему и целевую модель, но последняя также является предметом острых дискуссий и до сих пор не принята.

КОММЕРСАНТ; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; ЮРИЙ БАРСУКОВ; АНАТОЛИЙ ДЖУМАЙЛО; 13.09.2016; РЖД ВСТАЕТ НА РЕЛЬСЫ «ГАЗПРОМА»

ОАО РЖД предлагает внести изменения в устав железнодорожного транспорта и внедрить систему договоров take-or-pay («бери или плати») для вложений в инфраструктуру. В обмен на обязательства грузоотправителей по перевозке фиксированных объемов грузов монополия готова предоставлять клиентам приоритетный доступ к инфраструктуре, а средства тратить на ее развитие. Впрочем, пока эксперты и участники отрасли указывают на неоднозначность этой инициативы. Они опасаются, что может быть нарушен принцип публичности и равнодоступности перевозок, а соглашения приобретут добровольно-принудительный характер.
ОАО РЖД подготовило предложения по введению системы take-or-pay – «бери-или-плати» – для развития железнодорожной инфраструктуры, соответствующее письмо (имеется в «Ъ») старший вице-президент компании Сергей Мальцев направил в июле в Минтранс. Концепция договора take-or-pay, предлагаемая ОАО РЖД, предполагает, что грузоотправитель будет заявлять на несколько лет вперед объем перевозок и получать приоритетный доступ к инфраструктуре, а за невыборку объема заплатит штраф. Полученные средства будут идти на развитие инфраструктуры. В ОАО РЖД «Ъ» подтвердили, что для внедрения системы take-or-pay необходимо менять Устав железнодорожного транспорта.
Компания подготовила законопроект, фиксирующий право на предоставление приоритета грузоотправителям, подписавшим такой договор, и их ответственность за нарушение обязательств.
Предложения ОАО РЖД разработаны в рамках июньского поручения президента РФ по развитию портовых мощностей в Тамани и направлены также в правительство.
Поручение требовало проработать возможность заключения соглашений между монополией и инвесторами в лице грузоотправителей и операторов портов по приоритетному доступу к железнодорожной инфраструктуре и ее вводу. В аппарате курирующего отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича «Ъ» сообщили, что вопросы прорабатываются. В Минэкономики заявили, что поддерживают необходимость договоров take-or-pay. В ФАС сообщили, что с инициативой не знакомы и вопрос со службой не обсуждался.
Один из источников «Ъ» в отрасли замечает, что take-or-pay требует гарантий долгосрочной стабильности железнодорожных тарифов (включая прейскурант 10-01). Другой источник «Ъ» говорит, что инициатива обсуждается много лет, но остается неоднозначной. С одной стороны, понятно, что ОАО РЖД ищет способы привлечения средств в инфраструктуру. Исходно, отмечает он, компания создавалась как АО для возможности инвестирования в инфраструктуру через