X

Обзор прессы от 15.09.2016

15.09.2016

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; 15.09.2016; «АЭРОФЛОТ» ПРИДЕРЖИТ НАСЛЕДСТВО КОНКУРЕНТА

«Аэрофлот» попросил Росавиацию продлить срок действия допусков на часть международных маршрутов, доставшихся группе в октябре 2015 года от прекратившей полеты «Трансаэро». Эти допуски в «Аэрофлоте» считают компенсацией за расходы – 17 млрд руб., понесенные при вывозе пассажиров «Трансаэро» в конце года. В группе считают, что вернуть эти затраты удастся лишь за шесть лет, и не собираются расставаться с прибыльными международными направлениями. Эксперты замечают, что полеты за рубеж сейчас критически важны для перевозчиков, так как внутренние линии в основном генерируют убытки.
«Аэрофлот» рассчитывает продлить срок действия решения Росавиации о передаче группе части допусков «Трансаэро» на международные направления, рассказали «Ъ» в авиакомпании, заявка уже подана в агентство (в Росавиации подтвердили получение заявки). «Аэрофлот» ожидает, что будет принято «положительное решение, поскольку перевозчик выполняет все обязательства», взятые после того, как осенью 2015 года вторую по величине авиакомпанию страны «Трансаэро» из-за высокого долга лишили сертификата эксплуатанта. Расходы «Аэрофлота» на перевозку пассажиров «Трансаэро» составили около 17 млрд руб., кроме того, авиакомпания приняла на работу сотрудников «Трансаэро» (около 4,5 тыс. человек) и получила часть ее самолетов. Поэтому компания рассматривает эти допуски как «компенсацию».
«Трансаэро» имела допуски по 156 международным линиям, но фактически ее маршрутная сеть состояла из 130 направлений. После аннулирования сертификата эксплуатанта в октябре 2015 года группа «Аэрофлот» получила на год допуски и коммерческие права «Трансаэро» на наиболее прибыльных 56 международных направлениях из Москвы. Сам «Аэрофлот» получил 23 направления, увеличив частоту полетов или открыв новые рейсы (например, в Казахстан), еще 33 маршрута получила дочерняя «Россия» (полеты по ним начались после передачи самолетов «Трансаэро»). Также восемь допусков получили «Оренбургские авиалинии» (сейчас входят в «Россию»). Еще ряд направлений «Трансаэро» были отданы «Уральским авиалиниям» (15 допусков), «ВИМ-Авиа» (девять), восемь допусков получил «Северный ветер», шесть – Red Wings, четыре – «ЮТэйр», по два – «Сибирь» и грузовая «Эйрбриджкарго», по одному – «РусЛайн», «Таймыр», «Глобус», «Нордавиа» и «Икар». Еще 55 маршрутов «Трансаэро» Межведомственная комиссия перераспределяет по мере поступления заявок авиакомпаний.
По расчетам «Аэрофлота», срок окупаемости затрат на вывоз пассажиров «Трансаэро» может составить до шести лет в зависимости от экономических условий и при сохранении за компанией полученных маршрутов.
Но в начале года глава ФАС РФ Игорь Артемьев заявлял, что не считает «вечным» решение о передаче международных маршрутов «Трансаэро» и называет меру временной – на один год. Вчера в ФАС на запрос «Ъ» не ответили, в Минтрансе отказались от комментариев.
Но «Аэрофлот» еще в апреле отказался от части допусков высокого спроса по 13 направлениям «в пользу других авиакомпаний, поскольку данные частоты для группы были избыточными», напомнили в компании. Но пока другие российские перевозчики не спешат вставать на эти направления, замечают в группе. Источник «Ъ» в одной из авиакомпаний говорит, что «все самые интересные назначения из Москвы уже отданы компаниям «одной группы»«. В «ВИМ-Авиа» отказались от комментариев. В S7 сообщили, что компании «по-прежнему интересны международные направления «Трансаэро»«.
Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко считает, что часть допусков «Трансаэро», например в крупнейшие европейские города, представляет значительный интерес для всех российских авиакомпаний, поэтому стремление «Аэрофлота» сохранить их за собой вполне объяснимо, чтобы не допустить на эти направления конкурентов. Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что наличие у перевозчика прибыльных международных направлений в ситуации экономического спада приобретает «критическую значимость». На фоне роста числа внутренних направлений, в основном приносящих убытки, большинство российских компаний может поддерживать прибыльность только за счет полетов за рубеж, поясняет эксперт. По данным Росавиации, перевозки пассажиров за первые семь месяцев 2016 года на внутренних линиях выросли на 6,6%, до 31,1 млн человек, но на международных направлениях пассажиропоток упал на 26,7% – до 17 млн человек.
Помимо этого, объем международных перевозок аэропорта «Домодедово» за восемь месяцев текущего года достиг 7,95 миллиона человек. Лидерами по увеличению пассажиропотока стали направления: Ларнака, Пхукет, Минск, Пунта-Кана, Ереван. С начала 2016 года 1,213 миллиона человек совершили перелеты по данным маршрутам через «Домодедово», что на 70% выше аналогичных показателей 2015 года.
Московский аэропорт «Домодедово» – одна из крупнейших воздушных гаваней России, в 2015 году аэропорт обслужил 30,5 миллиона человек.

КОММЕРСАНТ; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; 15.09.2016; В ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ЗА ПОРТЫ

По данным «Ъ», на следующей неделе в ФАС пройдет совещание по тарифам на перевалку и разгрузку грузов в морских портах. Источники «Ъ» считают, что оно станет «последним предупреждением» для стивидоров, которых служба обвинила в кратном росте тарифов после либерализации отрасли в 2013 году. Позицию ФАС поддержали в «Опоре России», которая, в противовес большинству ведомств и участников отрасли, уверена, что регулирование тарифов крупных стивидоров положительно отразится на российской экономике.
Как стало известно «Ъ», 19 сентября руководство ФАС проведет совещание по вопросу тарифов на перевалку грузов в морских портах (в ведомстве это подтвердили). Источник «Ъ», близкий к ФАС, отмечает, что в нем примут участие и грузоотправители, и стивидоры, для которых это будет своего рода «последнее предупреждение».
Тарифы в морских портах до 2013 года регулировала ФСТ, устанавливавшая их в валюте, затем их либерализовали. Но в 2015 году они вызвали недовольство: в октябре на президентской комиссии по ТЭКу требовали прекратить внутренние валютные расчеты в портах, но из протокола слово «внутренние» исчезло. После поручения правительства ФАС запросила у стивидоров документы и решила, что в среднем цены на услуги в портах выросли в 2,5 раза, по отдельным позициям – более чем в десять раз, а большинство ставок устанавливалось в валюте. По подозрению в установлении монопольно высоких цен на перевалку ФАС возбудила дела против девяти стивидоров (см. «Ъ» от 22 июня), а затем вывесила проект методики расчета тарифов. Предлагалось регулировать предельную доходность стивидорного бизнеса и отменить либерализацию.
Против отмены либерализации была часть членов совета потребителей ФГУП «Росморпорт» (стивидоры и грузоотправители, имеющие портовые мощности, но те, у кого нет своих портов, были за, см. «Ъ» от 27 июня). В августе ФАС опубликовала проект постановления по правилам недискриминационного доступа к услугам портов и транспортных терминалов, предлагавший внести перевалку в список услуг естественных монополий, что позволяло вернуть тарифы (см. «Ъ» от 4 августа). Отрицательно отнеслись к идее ФАС Ассоциация морских портов России, Росморречфлот, большинство стивидоров, Минтранс. Позиция министерства также вошла в доработанную версию доклада ФАС от 4 августа «О состоянии конкуренции в РФ» (есть у «Ъ»). В частности, Минтранс настаивает на продолжении либерализации, считая, что возврат тарифов приведет к снижению выручки стивидоров, сложностям с обслуживанием и получением кредитов, остановке инвестпроектов по развитию портов. Согласно списку разногласий к докладу ФАС (есть у «Ъ»), Минэкономики также не поддержало предложения, сочтя, что возврат регулирования не приведет к снижению платы грузоотправителей и развитию конкуренции, а также сократит налоговые поступления.
Но ФАС поддержали в «Опоре России»: организация решила поддержать возврат госрегулирования тарифов на услуги стивидоров и запрет на использование валюты для расчетов в морских портах. Глава комитета по транспорту организации «Опора России» Глеб Киндер считает, что при отказе от регулирования крупные стивидоры могут поднимать ставки, увеличив тарифную составляющую настолько, что в итоге напрямую будут определять выгодность экспорта того или иного товара. Это может затронуть уголь, зерно, железорудную продукцию и черные металлы. В организации уверены, что это приведет к зависимости ряда отраслей от крупных стивидоров. Представители малого и среднего бизнеса настаивают на анализе рынка для эффективности тарифного регулирования и применении его исключительно при отсутствии конкуренции. В «Опоре России» также настаивают на переводе тарифов в рубли. Как отмечает эксперт комитета по транспорту Дмитрий Голополосов, поддержание «завышенной рентабельности» стивидоров за счет товаропроизводителей – это «злоупотребление доминирующим положением» при оказании услуг естественных монополий. Кроме того, он ссылается на мировую практику, где расчеты за перевалку и хранение грузов идут по фиксированным ставкам в нацвалюте.
http://kommersant.ru/doc/3088956

ИНТЕРФАКС; 14.09.2016; МЕДВЕДЕВ ПОРУЧИЛ ПРОРАБОТАТЬ ВОПРОС О СНИЖЕНИИ Ж/Д ТАРИФОВ НА ПЕРЕВОЗКУ ОВОЩЕЙ В СИБИРЬ И НА Д.ВОСТОК

Премьер РФ Дмитрий Медведев дал ряд поручений по итогам встречи с сельхозпроизводителями Астраханской области, которая состоялась 2 сентября.
Согласно размещенному на сайте правительства документу, ФАС, Минсельхозу, Минтрансу и Минэкономразвития вместе с ОАО «РЖД» (MOEX: RZHD) поручено проработать вопрос о снижении тарифов на железнодорожные перевозки плодоовощной продукции из европейской части России в регионы Сибири и Дальнего Востока.
О результатах этой работы следует доложить до 20 октября 2016 года.
Кроме того, ведомствам поручено проработать вопрос о механизмах оказания государственной поддержки овощеперерабатывающим предприятиям на создание и модернизацию объектов переработки овощной продукции, сельскохозяйственным потребительским кооперативам по сбору молока в личных подсобных хозяйствах граждан, предприятиям товарной аквакультуры на приобретение горюче-смазочных материалов, рыбопосадочного материала, ветеринарных препаратов, возмещение расходов на электроэнергию, на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры.
Предложения должны быть внесены до 18 октября 2016 года.
До 8 ноября необходимо доложить о проработке вопроса о предоставлении предприятиям аквакультуры льготных кредитов.
Минсельхозу и Минприроды вместе с правительством Астраханской области поручено до 18 октября проработать вопрос снижения тарифов на воду для орошения земель сельскохозяйственного назначения.
Ряд поручений касается также возможности расширения видов и форм залогового обеспечения, включая залога сельхозземель, при кредитовании АПК. О результатах следует доложить до 18 октября 2016 года.

ТАСС; 14.09.2016; ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТРАССА СОЕДИНИТ ТЮМЕНСКИЕ СПОРТОБЪЕКТЫ С МОСКОВСКИМ ТРАКТОМ К 2021 ГОДУ

Участок федеральной автомагистрали, которая строится в обход Тюмени, соединит спортивные объекты города, где в 2021 году пройдет чемпионат мира по биатлону, с Московским трактом. Об этом в среду сообщили в пресс-службе областного правительства.
«На принципах софинансирования будет идти строительство участка федеральной автомагистрали в обход Тюмени. Первый участок этой автомагистрали соединит Московский тракт и комплекс зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», это будет сделано до 2021 года, когда наш регион примет чемпионат мира по биатлону», – сказали в пресс-службе, не уточнив объем финансирования строительства автодороги.
По словам начальника управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Тимура Лубакова, с Тюменской областью у ведомства выстроено конструктивное взаимодействие. «Это пилотный субъект РФ, с которым мы успешно работаем на принципах софинансирования по схеме – 75% федерального бюджета, 25% – областного.
Мы считаем это соглашение эффективным и готовы эту практику распространить на другие регионы, которые захотят ее использовать», – приводит пресс-служба слова Лубакова.
В пресс-службе подчеркнули, что сейчас Тюменская область ведет активную работу с Федеральным дорожным агентством по увеличению объема финансирования и приведению в нормативное состояние федеральных дорог, находящихся в регионе. «В этом году в нормативное состояние планируется привести 116 километров федеральных трасс», – добавили в пресс-службе.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ЮЛИЯ ВОРОНИНА; 14.09.2016; КЛИКНИ НА ТОРМОЗ

Россияне скоро смогут не только пожаловаться на ямы, опасный перекресток и пробки из-за ремонта моста, но и получить ответ на свою жалобу на официальном сайте, который запустит минкомсвязи.
Постановление о правилах формирования и использования нового портала, посвященного ситуации на автодорогах, подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.
На сайте должна быть собрана информация о наиболее опасных участках автодорог, причем как федеральных, так и региональных и межмуниципальных. Данные будут поступать из МВД, МЧС, минздрава, Росавтодора, а также местных органов власти и РЖД. Они будут сообщать об аварийности дорог, состоянии дорожного полотна и освещения, реконструкции и капремонте участков дорог.
Автовладельцы смогут не только пожаловаться властям на качество дорог, но и получить официальный ответ
По мнению экспертов, каждое ведомство, которое будет участвовать в наполнении сайта, сможет вести свой собственный раздел с полезной, постоянно обновляемой информацией. «Эти ведомства могут генерировать свои дорожные новости и получать информацию от водителей. Учитывая популярность таких средств связи, как «Телеграмм» или «Твиттер», очевидно, что информация до редакции сайта будет доходить быстро», – уверен аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
В перспективе сайт может иметь несколько разделов – форум между автовладельцами, где они могут не только обсудить наболевшее, но и получать официальные ответы властей. «Также можно ввести раздел «карта», где будут обозначены все трассы и цветом отмечены проблемные места, – предположил Яковенко. – При наведении курсора на такой участок дороги можно будет узнать о его «негативных сторонах». А пользователям, скорее всего, будет позволено с «визы» администратора указывать новые участки дорог или редактировать описание действующих.
38 процентов региональных трасс отвечают нормам, подсчитали в Росстате. Жалобы на качество остальных дорог скоро можно будет оставить на новом сайте
Проблема плохих дорог в России до сих пор стоит очень остро. По данным Росстата на 2015 год, только 38 процентов региональных трасс отвечали нормам. Эксперты считают, что появление сайта, посвященного качеству дорог, явно улучшит ситуацию. «Но это произойдет, если власти будут реагировать на поступающую информацию. В противном случае портал окажется бесполезным, – заметил эксперт центра «Общественная Дума» Сергей Литвиненко. – Контролировать процесс должно правительство, местные органы и прокуратура».

КОММЕРСАНТ ЕКАТЕРИНБУРГ; МАРИЯ ШАРОГЛАЗОВА; 14.09.2016; ИНВЕСТИЦИИ В ПУТИ

В конце 2015 года аналитики прогнозировали серьезное урезание инвестиционных бюджетов многих российских инфраструктурных компаний: от операторов аэропортов ждали остановки программ по строительству и реконструкции новых терминалов из-за снижения пассажиропотока, от РЖД – снижения объема финансовых вливаний даже в текущие ремонты магистралей. Однако крупные имиджевые мероприятия федерального уровня и потребность в расширении грузопотока нефтехимических грузов с территории Югры спасли уральских транспортников от негативного сценария. По оценкам предприятий, к 2018–2020 годам вложения уральских регионов в транспортную инфраструктуру превысят десятки миллиардов рублей.
Особо ценное направление
В настоящее время владельцем большей части железнодорожной инфраструктуры на территории Уральского федерального округа является Свердловская железная дорога, покрывающая территории Свердловской и Тюменской областей, а также ХМАО-Югры и ЯНАО. Руководство ОАО «Российские железные дороги» в 2016 году приняло решение выделить этому подразделению 25,3 млрд рублей – в том числе и на реализацию крупных инвестиционных инфраструктурных проектов. «Значительная часть средств будет направлена на устранение инфраструктурных ограничений для пропуска существующего и перспективного грузопотока нефтехимических грузов с севера Уральского федерального округа», – пояснили в пресс-службе СвЖД. В этом году строители должны завершить проект по увеличению пропускной способности участка Тобольск – Сургут – Коротчаево, предусматривающий строительство сплошных вторых путей от Тобольска до Сургута и разъездов на участке Сургут – Коротчаево. Объем инвестиций в проект составит 6,1 млрд руб. Существенно меньшая часть инвестиций – 135 млн руб. – будет направлена на улучшение качества транспортного обслуживания населения. «Мы планируем оборудовать ряд остановочных пунктов современными системами освещения, средствами навигации и информирования, а также навесами, которые защитят пассажиров от дождя и снега во время ожидания поездов. Продолжится реализация мероприятий по адаптации железнодорожной инфраструктуры для маломобильных групп населения», – сообщили в компании.
Вторым крупным направлением инвестиционной активности СвЖД станет приобретение новых локомотивов для Свердловской магистрали. На обновление тягового подвижного состава направят 6 млрд руб., всего для компании планируется приобрести 47 локомотивов. Основным поставщиком новых машин станет совместное предприятие группы «Синара» и международного концерна Siemens «Уральские Локомотивы». Подвижной парк пополнится 25 магистральными электровозами серий 2ЭС6 «Синара» и 2ЭС10 «Гранит», а также разработанными уральскими учеными газотурбовозами, работающими на энергоэффективном и экологичном газомоторном топливе.
Значительно меньше средств в 2016 году на развитие получит Южно-Уральская железная дорога (покрывает территории Курганской, Челябинской и частично Свердловской областей). По данным пресс-службы ЮУЖД, в 2016 году на развитие железнодорожной инфраструктуры планируется направить 1,5 млрд руб., что составляет 17,8% от годовой инвестиционной программы ОАО «РЖД» по полигону Южно-Уральской железной дороги.
«Наиболее крупные проекты реализуются на «главном ходу» Южно-Уральской магистрали (ее самом грузонапряженном направлении). На территории Челябинской области это станция Бердяуш, перегоны Тундуш – Аносово, Миасс – Кисегач – Чебаркуль, Аносово – Златоуст. На территории Курганской области: перегон Шумиха – Бутырское. Также в границах Курганского региона проводятся работы на перегоне Долматово – Лещево-Замараево, что связано с развитием направления на Каменск-Уральский (Свердловская область)», – уточнили специалисты южноуральской магистрали. Компания будет строить и реконструировать действующие железнодорожные пути, займется удлинением станционных путей и развитием железнодорожных узлов и сортировочных станций.
По мнению руководителя аналитического управления компании «Арсагера» Артема Абалова, именно из-за необходимости срочного устранения «бутылочных горлышек» на пути следования поездов, перевозящих стратегически важные грузы с территории Тюменской области и автономных округов, РЖД сконцентрировали финансирование на Свердловской железной дороге. Одним из крупных поставщиков таких грузов стал недавно введенный в эксплуатацию завод СИБУРа по производству полимеров. По данным компании, мощность этого предприятия составляет 500 тыс. тонн готовой продукции в год. На сегодняшний день завод является одним из крупнейших в России предприятий по утилизации попутного нефтяного газа.
В ожидании «праздника»
Глобальное обновление в ближайшие несколько лет ждет основной уральский авиахаб – екатеринбургский аэропорт «Кольцово» (находится в управлении УК «Аэропорты Регионов», которая объединяет авиаактивы группы «Ренова» Виктора Вексельберга). Напомним, в 2015 году одним из условий продажи акций в собственность структур «Реновы» власти Свердловской области называли реализацию многомиллиардной инвестиционной программы. В 2016 году уставный капитал предприятия увеличили на 5 млрд руб., которые предполагается направить на развитие инфраструктуры: в первую очередь, для приема большого количества пассажиров в рамках проведения в Екатеринбурге игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Для повышения пропускной способности терминалов уже в 2017 году в «Кольцово» планируется в два раза увеличить количество каналов предполетного досмотра в международном и внутреннем терминалах, а площадь зон предполетного досмотра будет расширена на 500 квадратных метров. Помимо этого, в аэропорту будут оборудованы 15 дополнительных рабочих мест паспортного контроля, общее количество их достигнет 45, при этом предусмотрена возможность применения реверсивной схемы обслуживания при пиковых нагрузках. «Все это позволит поднять суммарную пропускную способность терминалов с текущих 1,6 тыс. до 2 тыс. пассажиров в час, что полностью соответствует требованиям Росавиации, рассчитанным для „Кольцово” по рекомендациям FIFA», – отметили в департаменте стратегических коммуникаций аэропорта.
По данным департамента информационной политики губернатора Свердловской области, в настоящее время подписано трехстороннее соглашение между Министерством транспорта РФ, администрацией Свердловской области и аэропортом по обеспечению максимальной пропускной способности аэропорта в период проведения чемпионата. В Кольцово разработаны схемы движения пассажиров разных групп (болельщиков, команд, членов делегаций и т.д.) по аэропорту. В начале августа первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов посетил Международный аэропорт «Кольцово» в рамках проверки подготовки объектов, которые в Екатеринбурге будут задействованы в проведении «спортивного праздника» международного масштаба. «Современный и удобный аэропорт. Гости из Европы будут приятно удивлены уровнем комфорта и сервиса, который им готовы предложить в „Кольцово”. Терминалы очень просторные для обслуживания рейсов из постоянного расписания и дополнительных рейсов, на которых прибудут команды, делегаты и болельщики», – отметил федеральный чиновник.
Планы аэропорта не ограничиваются подготовкой к ЧМ-2018. «Кольцово» намерено реконструировать международный терминал, построить деловой центр, новый цех бортового питания и многоуровневую автостоянку. «В 2016 году будет завершено строительство ангара для деловой авиации. Согласно проекту это будет одноэтажное сооружение общей площадью более 2 800 кв. метров. В нем мы сможем разместить от одного до четырех самолетов в зависимости от их типа и габаритов, а также проводить наземное обслуживание и необходимые регламентные работы. Также при проектировании объекта была учтена возможность поэтапного увеличения ангарного комплекса», – прокомментировали дальнейшие перспективы развития бизнес-авиации в екатеринбургском аэропорту.
Глобальные перемены в связи с возможным проведением саммитов глав ШОС и БРИКС ждет и аэропорт «Баландино» – Челябинск. ОАО «Челябинское авиапредприятие» (ЧАП, принадлежит ООО «Новапорт Холдинг» Романа Троценко), управляющее активом, привлекло к процессу реконструкции технического заказчика, который будет осуществлять взаимодействие со всеми контролирующими органами, поставщиками услуг, балансодержателями сетей и другими инстанциями, как в процессе проектирования, так и в процессе строительства, сдачи и ввода объекта в эксплуатацию. С 1 августа функции по координированию и контролю исполнения контрактов проектировщиками перешли к ООО «Меридиан Девелопмент» (Санкт-Петербург, связан с казахстанским инвестфондом MeridianCapital). За посреднические услуги компания получит 212 млн руб. Им же было поручено взаимодействие с органами властей всех уровней.
В пресс-службе министерства экономического развития Челябинской области приводят слова вице-губернатора региона Руслана Гаттарова, согласно которым к 2020 году в столице Южного Урала должно появиться современное трехэтажное здание аэропорта с двукратным увеличением перрона. «На реализацию данного проекта частный инвестор направляет около 5 млрд руб., еще 2,9 млрд выделило государство на реконструкцию аэродрома. С началом финансирования подготовки региона к проведению саммитов мы рассчитываем получить еще 3,7 млрд рублей. Данные инвестиции позволят аэропорту развиваться до 2025 года без каких-либо ограничений, с запасом под развитие», – подчеркнул вице-губернатор.
В настоящее время ЧАП завершило два конкурса по отбору проектировщиков для первой и второй очереди реконструкции «Баландино». Так, по данным портала «Госзакупки», основную работу за 120 миллионов рублей будет выполнять московская компания «Спектрум-Холдинг», которая довольно широко известна на рынке услуг по проектированию авиакомплексов. Ранее она выполняла несколько заказов УК «Аэропорты регионов»: проектировала аэровокзальный комплекс аэропортов «Курумоч» (Самара), «Южный» (Ростовская область), «Стригино» (Нижний Новгород), «Центральный» (Саратов). Не так давно «Спектрум-Холдинг» выиграл конкурс на создание проекта аэропорта «Большое Савино» (Пермь), который находится в управлении «Новапорта».
Контракт же на «реконструкцию аэропортового комплекса „Баландино” II этап строительства» получил ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». «Специалисты „Аэропроекта” подготовят проектную документацию, учитывающую реконструкцию существующего перрона и рулежных дорожек, строительство нового перрона с местами стоянки самолетов, включая аэродромные покрытия, освещение перрона и обслуживание самолетов, водосточно-дренажную систему, очистные сооружения поверхностного стока и объекты электроснабжения», – отметили в пресс-службе проектной организации.
По мнению экспертов, в настоящее время аэропортовая инфраструктура Уральского федерального округа находится на втором месте в стране по развитию после столичного авиаузла. «В настоящее время и южный, и северный Урал, и Западная Сибирь хорошо досягаемы. Я не знаю городов, куда бы было невозможно добраться самолетами или вертолетами. В сравнение: в Центральной части страны есть Псков и Смоленск, куда нельзя долететь на самолете – а это региональные центры. Состояние инфраструктуры на Урале сегодня значительно лучше, чем в других частях России, и оно постоянно улучшается», – подчеркнул руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

КОММЕРСАНТ.RU; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; 14.09.2016; ТРАНСПОРТ РОССИИ СДАЛ НАЗАД

Рынок транспортной инфраструктуры России в 2015 году сократился на 4,7%, до 594,5 млрд руб., подсчитали эксперты Национального рейтингового агентства. На этом фоне положительную динамику оказала портовая отрасль, увеличившая свою долю в перевозках с 6% до 13%. Ухудшение показателей почти во всех других сферах транспорта эксперты связали с сокращением объемов господдержки, осложнением макроэкономической ситуации и негативными геополитическими факторами.
По оценкам Национального рейтингового агентства (НРА), в 2015 году рынок транспортной инфраструктуры России сократился на 4,7%, до 594,5 млрд руб. Всего было перевезено (за исключением трубопроводного транспорта) 9,5 млрд тонн грузов, что на 4,5% меньше, чем в 2014 году, грузооборот упал на 0,4%, до 2,7 млрд тонно-километров. Также на 5% упал пассажирооборот транспорта общего пользования – до 521,4 млрд пассажиро-километров, подвижность населения снизилась на 4,3%.
По мнению экспертов НРА, негативное влияние оказало сокращение объемов производства в строительной отрасли, торговле, а также объема импорта. Также аналитики отмечают, что в силу негативных макроэкономических изменений и выросших геополитических рисков сократились объемы госфинансирования. В основном господдержка была представлена в виде межбюджетных трансфертов в рамках госпрограмм, а также в форме субсидирования, налоговых преференций и компенсации потерь в доходах.
При этом положительную динамику демонстрировала портовая инфраструктура. Ее доля в общей структуре рынка выросла более чем в два раза – с 6% в 2014 году до 13% в 2015 году, производственные мощности увеличились на 23,1 млн тонн – до 966 млн тонн в год. Заметно вырос и объем морских перевозок грузов под российским флагом – на 15,5%, до 18,3 млн тонн, а грузооборот – на 24,1%, до 39,8 млрд тонно-километров. Общий объем перевалки грузов в морских портах России составил 676,6 млн тонн в год. Эксперты считают, что показатели улучшились за счет ввода новых специализированных перегрузочных комплексов, а также роста транспортного обслуживания Крыма и перевозок по Северному морскому пути (на 45,4%, до 5,43 млн тонн), а также увеличения спроса на услуги по перевозке грузов на мировом фрахтовом рынке. В 2015 году морской и речной транспорт обновился на 11 судов, средний возраст грузовых морских судов составил 22 года, а речных – 35 лет. В то же время из-за сокращения спроса на перевозку строительных грузов объем перевалки на внутреннем водном транспорте сократился на 0,8%, до 118,1 млн тонн, а грузооборот – на 13,5%, до 62,6 млрд тонно-километров.
Эксперты отмечают, что российский рынок международных автоперевозок остается одним из самых емких в Европе: автотранспорт обеспечивает четверть внешнеторгового оборота РФ. Поддержку сегменту в 2015 году оказал рост экспортных отгрузок на 13%, но на треть сократились автоперевозки импорта. Экспорт транспортных услуг упал на 18,7%, перевозки транзитных грузов через Россию также сократились на 12%, до 22 млн тонн. По данным НРА, в 2015 году было реконструировано и построено 423 км автодорог федерального значения, а также более 2,7 тыс. км менее значимых трасс. На эксперты отмечают, что из-за сокращения инвестиций в долгосрочной перспективе темпы строительства и реконструкции дорог оказались ниже плановых показателей.
В сфере железнодорожного транспорта аналитики отмечают негативное влияние сокращения в строительном секторе, внешней торговле, сжатия платежеспособного спроса при сохранении господдержки. В целом в 2015 году было реконструировано почти 5 тыс. км железнодорожных путей и введено 175 км новых железных дорог общего пользования, проводились работы по модернизации и обновлению вагонного парка. По данным НРА, за 2015 год улучшились качественные показатели железнодорожного транспорта (в частности, скорость доставки контейнеров составила 464 км в сутки, что на 39,3% выше заложенной в базовом сценарии транспортной стратегии РФ). Кроме того, эксперты отмечают снижение среднего возраста грузовых вагонов до 15 лет. Но, по данным аналитиков, уровень объемов погрузки и перевозок транзитных грузов, в том числе в контейнерах, отстает от запланированного в силу ухудшения макроэкономической и геополитической ситуации и сокращения транзита из Казахстана.
На фоне сокращения доли международных направлений в авиатранспорте эксперты констатируют положительную динамику на внутренних направлениях, в частности, благодаря мерам господдержки по развитию региональных авиаперевозок. Кроме того, в 2015 году был реализован ряд проектов по развитию аэродромной инфраструктуры, реконструкции аэропортов Волгограда, Уфы, Игарки, Абакана, Архангельска, Минвод и т. д. Также за счет внебюджетных источников были построены аэродромы Бованенково, Талакан и арктический аэропорт в Сабетте. Коммерческие авиаперевозки грузов выросли за год на 2,4%, до 1,1 млн тонн, грузооборот увеличился на 5,6%, до 5,4 млрд тонно-километров. При этом количество пассажиров на международных направлениях сократилось на 16,6%, до 54,7 млн человек, а объем внутренних авиаперевозок вырос на 13,6%, до 52,6 млн человек.

ITSRUSSIAFORUM.RU; 12.09.2016; ИНТЕРВЬЮ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА Р.В. СТАРОВОЙТА В ПРЕДДВЕРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ РОССИИ»

Можно ли назвать российские дороги «интеллектуальными» с точки зрения оснащения различными информационными системами?
– За федеральными трассами уже сейчас наблюдают специальные комплексы видеоконтроля, которые в режиме онлайн дают картинку в наш Ситуационный центр. С помощью автоматических датчиков ведется постоянный подсчет и анализ трафика.
существляется даже собственный мониторинг погодных условий с помощью мобильных метеостанций. Управление светофорами и табло переменной информации также на ряде трасс уже передано автоматике. То есть сейчас искусственный интеллект может регулировать режим проезда в зависимости от фактической дорожной обстановки. По мере внедрения таких технологий формируются единые автотранспортные коридоры, которые можно назвать интеллектуальными. Однако еще многое предстоит сделать для того, чтобы все российские дороги соответствовали критериям «умной» трассы.
В стране уже есть образцы комплексного внедрения ИТС? Как эти системы работают?
– Успешными проектами стали Кольцевая дорога в Петербурге и Дублер Курортного проспекта в Сочи. На трассе, которая строилась к Олимпийским играм, функционирует уникальная система. Вопросы безопасности, температурный режим, направления потоков, обеспечиваются единым центром управления дорогой. Допустим, погода резко меняется, возникает угроза обледенения дорожного полотна. Это фиксируется датчиками, и система понижает разрешенную скорость движения, о чем водители сразу же узнают из сообщений на электронных табло, которые размещены над дорогой. То же самое происходит, если на трассе или в тоннеле создается аварийная ситуация.
На всех участках Дублера Курортного проспекта есть и камеры наблюдения, которые исключают наличие мертвых зон. Вот камера фиксирует, что в тоннеле федеральной трассы остановился автомобиль, а это запрещено: автодорожные тоннели – сооружения с особым охранным статусом, как и железнодорожные тоннели или территория взлетно-посадочного поля аэропорта. К месту непредвиденной остановки машины немедленно выезжает экипаж ведомственной охраны Минтранса, чтобы оказать помощь водителю. Если это невозможно, то вызывается тягач, после чего и поврежденный автомобиль, и его пассажиры будут эвакуированы.
Систему «Платон» можно занести в актив интеллектуальных проектов?
– Для дорожной отрасли запуск «Платона» – это событие года, а то и нескольких лет. Такой большой проект по сравнению с любой из европейских и мировых систем в столь сжатые сроки не реализовывал еще никто. Создана самая масштабная система взимания платы, единственная в мире на открытых кодах, с высокой локализацией разработки и производства в России большинства элементов системы. Для удобства перевозчиков открыты все современные каналы обслуживания и доступны все существующие способы пополнения лицевого счета. Это сделано качественно и за короткий срок с учетом мирового опыта и с привлечением ведущих специалистов нашей страны. Ну и конечно, нельзя забывать о результатах работы системы – государство уже направило на неотложный ремонт дорог в регионах и реконструкцию аварийных мост