X

Обзор прессы от 15.03.2017

15.03.2017

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА – СТОЛИЧНЫЙ ВЫПУСК; СВЕТЛАНА БАТОВА; 2017.03.15; АВТОПИЛОТУ ВИДНЕЙ

Поезда по Московскому центральному кольцу через несколько лет смогут ходить без машинистов, а уже в ближайший год движение на дороге будут регулировать всего два диспетчера. За людей все будет делать интеллектуальная система управления.
Пока поездами на кольце управляют машинист и помощник. А вскоре «Ласточка» полетит сама. Фото: Аркадий КолыбаловПока поездами на кольце управляют машинист и помощник. А вскоре «Ласточка» полетит сама. Фото: Аркадий Колыбалов Пока поездами на кольце управляют машинист и помощник. А вскоре «Ласточка» полетит сама. Фото: Аркадий Колыбалов
МЦК, по которому еще недавно ходили лишь грузовые поезда на тепловозной тяге, сегодня – самая современная транспортная система России. Машинисты здесь могут вообще не смотреть в окно – все сигналы им приходят на бортовой компьютер. На основных путях дороги нет даже светофоров – поезда управляются через космос с помощью системы спутникового позиционирования ГЛОНАСС. «Машинист благодаря компьютеру знает до миллиметра, на каком расстоянии от него находится впереди идущий поезд, – говорит Иван Паристый, главный инженер Московской дирекции управления движения МЖД. – Тем самым обеспечивается полная безопасность движения поездов, интенсивнейший график».
В управлении МЖД на стене диспетчерской смонтирована огромная электронная схема МЦК. На ней в режиме онлайн видно все, что происходит на кольце: где в данный момент находятся все поезда, где какие сигналы включены. Там, где задержка поезда, зеленый составчик на схеме сначала желтеет, а потом, при задержке более 5 минут, краснеет. Диспетчеру сразу становится видно: что-то пошло не так.
Пока в этом случае диспетчеры в управлении МЖД берут управление на себя и «вручную» восстанавливают тактовое расписание. Напомню, поезда на МЦК в час пик идут раз в 6 минут, в остальное время – раз в 12 минут. Диспетчерам помогают дежурные по станциям на местах. Но уже через год основную работу возьмет на себя компьютер – дежурных распределят по другим направлениям. Интеллектуальная система управления уже создана, просто пока она «учится» у живых диспетчеров. Программа установлена в их компьютерах и накапливает информацию обо всех нештатных ситуациях на МЦК и способах их решения, принимаемых людьми – суперпрофессионалами с огромным опытом работы. Их специально отбирали для работы на МЦК. Когда программа накопит необходимый «багаж» больших данных, она сама сможет предложить диспетчеру варианты, как поступить в том или ином случае. В ее распоряжении окажется полная информация: график движения, ограничения скорости, стрелки, возможности объезда-заезда. Диспетчеру останется нажать кнопку и выбрать подходящий вариант. Необходимые команды получат и машинисты, и электрические стрелки, и депо, если нужно, например, вывести на линию дополнительный состав.
В перспективе же на МЦК планируют запустить беспилотные электропоезда. «Ласточки», собранные в Верхней Пышме, имеют такую техническую возможность. «Поезда могут ездить по системе передачи электронных предупреждений на борт, – говорит Иван Паристый. – Сейчас в кабине машиниста при движении находятся машинист и его помощник, но мы проводим планомерную работу, которая позволит управлять «Ласточкой» сначала одному машинисту, без помощника, а затем вообще ходить в беспилотном режиме».
Пока же дело до беспилотных поездов еще не дошло, для электронного мозга МЦК есть другая задача – сокращение интервалов. Напомню, столичные власти уже сообщали о планах довести промежутки между поездами в час пик до 4 минут, а в остальное время – до 8 минут. Для этого на кольцо решено добавить еще 13 поездов. И уже к лету интервалы должны сначала сократиться до 5 и 10 минут, а затем до 4 и 8.
Кстати
Если МЦК стало первым цифровым кольцом, то скоро в Московском регионе появится и первый цифровой радиус – аналогичный принцип работы с тактовым расписанием будет внедрен на направлении Москва – Усово, которое сейчас активно реконструируется.