X

Обзор прессы от 04.10.2017

04.10.2017

ВЕДОМОСТИ; ОЛЬГА АДАМЧУК; МАРГАРИТА ПАПЧЕНКОВА; 2017.10.04; ПЕРВУЮ ПЛАТНУЮ ДОРОГУ В МОСКВЕ ПОСТРОЯТ ЗА АРАБСКИЕ ДЕНЬГИ

Соинвесторами дублера Кутузовского проспекта станут РФПИ и суверенный фонд Саудовской Аравии

Для первой платной дороги в Москве сформировался пул инвесторов, сообщили «Ведомостям» три человека, участвовавших в подготовке проекта, и подтвердил источник, знакомый с планами РФПИ. В дублер Кутузовского проспекта планируют вложиться крупнейший суверенный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF) и другие арабские фонды, в том числе регулярный партнер РФПИ Mubadala из ОАЭ, знают два человека, работающих над проектом.

По соглашению от 2015 г. PIF обязался инвестировать в проекты РФПИ $10 млрд.

Эта дорога протянется от «Москва-сити» (улица Минская) до платного обхода Одинцова. Сейчас ее проектирует УК «Лидер»: в 2014 г. его структура заключила концессионное соглашение с Москвой.

Представитель РФПИ подтвердил, что вместе с УК «Лидер» ведет переговоры с ближневосточными партнерами об инвестировании в инфраструктуру – какую именно, станет известно на этой неделе во время визита короля Саудовской Аравии Сальмана в Россию.

«Уникальность строительства дублера Кутузовского проекта в том, что там нет ни государственных грантов, ни средств фонда национального благосостояния, – объясняет гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев, – все за счет частных денег. Удалось привлечь инвесторов – это очень красивая знаковая история, хорошо просчитан трафик, и есть понимание, что это очень загруженное направление.

Арабские деньги начинают привыкать к работе в России, уже вместе с ними зашли в «Пулково», в проект ЦКАД».

«Мы входим в существующего концессионера, смены концессионера не будет, – говорит Дмитриев. – В проекте позже появится еще партнер из одной арабской страны». Какой именно, Дмитриев не сообщает.

Представители УК «Лидер», Mubadala и PIF на вопросы не ответили.

О северном дублере Кутузовского проспекта заговорили в середине 2000-х гг. как о транспортной инфраструктуре «Москва-сити». Реальные очертания проект начал приобретать в 2007 г.: чиновники объявили, что дублер пройдет вдоль смоленского направления Московской железной дороги.

В 2011 г. вице-мэр Марат Хуснуллин заявил, что план пересмотрен: дублер стал стоить половину от первоначальных 110 млрд руб. Через год Сергей Собянин решил привлечь иностранных инвесторов в проект, а дорогу сделать платной.

К 2014 г. проект был оформлен в концессию, и трасса длиной 10,5–11 км стала стоить 60 млрд руб. «С точки зрения расходов на 1 км дороги проект стал прецедентом в дорожной отрасли», – говорит чиновник сферы дорожного хозяйства, это потому, что большая ее часть пройдет по эстакаде. Скорость движения будет ограничена 100 км/ч.

Победителю концессионного конкурса предстояло договориться и с РЖД – о земельных участках, и с жителями, дома которых назначались к сносу, – о переселении. Инвестору предстояло привлечь средства и вернуть инвестиции из платы за проезд без поддержки концедента (правительства Москвы). В момент объявления концессии ожидалось, что стройка начнется в 2015 г. и завершится не позднее 2020 г.

Это концессионное соглашение значительно труднее исполнить, чем другие, говорит один из консультантов рынка инфраструктурных проектов: концессионер обязан не только строить, но и проектировать и еще на него частично легли обязательства государства по подготовке территории.

Проект дублера закончен и утвержден, сообщил Хуснуллин на сайте правительства Москвы, строительство может начаться в конце 2017 г., а закончиться – в 2019 г.

Ожидается, что платная магистраль будет иметь по три полосы в каждом направлении, дублер увяжут с другими дорогами в этом районе, информировал Хуснуллин, это позволит разгрузить Кутузовский проспект и западный сектор Москвы в целом.

Денег на дороги в бюджете не хватает, и чиновники думают, как устранить конкуренцию за них между платными и бесплатными дорогами и их «кураторами»

Концессионеру теперь предстоит провести конкурс и выбрать подрядчика стройки, говорит партнер PwC Дмитрий Ковалев, Москва участвует финансово в подготовке территории и выносе коммуникаций, проводит экспертизу проекта. Сотрудник структуры правительства Москвы утверждает, что и для изменения концессионера необходимо согласие концедента, в данном случае – правительства Москвы, но официального запроса на изменение условий концессионного соглашения город пока не получил. Как концессионер, «Лидер» имеет право выбирать источник финансирования, говорит сотрудник правительства Москвы, а о смене концессионера речь не идет – главное, чтобы был реализован проект.

Появление реальных инвесторов, готовых вложить живые деньги даже на этапе реализации проекта, крайне позитивно для инвестиционного климата Москвы и страны в целом, радуется Ковалев, арабские инвесторы осторожны, их появление – позитивный знак для других международных инвесторов.

В Москве есть потенциал для строительства платных дорог из-за высокой плотности населения, говорит федеральный чиновник дорожной сферы, все, что построено, постепенно будет заполнено трафиком. Главное – решить проблему с взиманием платы, заключает он.

РИА НОВОСТИ; 2017.10.03; РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ВПП В ШЕРЕМЕТЬЕВО ПРИЗНАНО НЕЗАКОННЫМ

Арбитражный суд Москвы признал незаконным одностороннее расторжение Росавиацией госконтракта с ОАО «Корпорация «Трансстрой» на выполнение работ по проекту строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) в аэропорту Шереметьево, сообщил корреспондент РИА Новости из зала суда.

«Признать незаконным одностороннее расторжение Федеральным агентством воздушного транспорта государственного контракта от 8 мая 2014 года», – зачитала судья Ольга Акименко резолютивную часть решения суда.

Суд рассматривал встречные требования Росавиации и «Трансстроя» друг к другу. Заказчик строительства ВПП-3 Росавиация требовала признать расторгнутым контракт от 8 мая 2014 года стоимостью около 4 миллиардов рублей, встречным иском подрядчик «Трансстрой» требовал признать одностороннее расторжение контракта заказчиком незаконным.

Суд во вторник отклонил иск Росавиации и удовлетворил встречный иск стройкомпании.

Столичный арбитраж рассматривает спор повторно, при первом разбирательстве суд в ноябре 2015 года также отклонил иск Росавиации и удовлетворил встречный иск. Апелляция подтвердила это решение, однако арбитражный суд Московского округа в июле 2016 года отправил дело на новое рассмотрение.

Окружной суд поручил нижестоящим инстанциям исследовать вопрос, в какой части подрядчик фактически мог и должен был производить порученные ему работы, а в какой части к этому были препятствия, вызванные неисполнением обязательств заказчиком. В частности, суд предложил «обсудить возможность назначения и проведения по делу судебной экспертизы».

Арбитраж Москвы в декабре 2016 года назначил экспертизу и, получив заключение экспертов, в августе возобновил производство по делу. Представитель Росавиации заявил в суде во вторник, что экспертиза подтвердила, что подрядчик на момент приостановления по собственной инициативе работ в июле 2015 года мог выполнить объем работ на сумму более 100 миллионов рублей. По его словам, невыполнение этих работ при наличии нарушения сроков их выполнения является основанием для расторжения контракта.

Представитель «Трансстроя» заявил, что нарушение сроков и приостановление деятельности произошло по вине заказчика, который вовремя не представил исходную разрешительную документацию и строительную площадку. По словам юриста компании, на месте строительства проходили газо– и нефтепровод, а также находились жилые строения. Представитель «Трансстроя» назвал выводы экспертов мотивированными и последовательными. По его словам, экспертиза установила, что по вине заказчика подрядчик на момент приостановления строительства не мог производить работы на сумму более 1 миллиарда рублей.

В настоящее время арбитраж Москвы продолжает рассматривать аналогичный спор между Росавиацией и другой структурой «Трансстроя» – «Инжиниринговой корпорацией «Трансстрой» – по контракту от 19 декабря 2011 года стоимостью более 22 миллиардов рублей. Там тоже заказчик требует признать контракт расторгнутым, а подрядчик настаивает на незаконности одностороннего расторжения.

Ранее сообщалось, что общая стоимость проекта строительства ВПП-3 – 26,3 миллиарда рублей. Запланировано строительство около 90 объектов, среди которых ВПП длиной 3200 метров и шириной 60 метров, рулежные дорожки, мостовое сооружение для руления самолетов через реку Клязьма и над Шереметьевским шоссе. Ввести ВПП-3 в строй планируется к чемпионату мира по футболу 2018 года.

В отношении ОАО «Корпорация «Трансстрой» в октябре 2015 года была введена процедура наблюдения. В июле 2017 года арбитраж Москвы по решению собрания кредиторов перешел к процедуре внешнего управления, что предполагает возможность восстановления платежеспособности крупной строительной компании.

На момент введения внешнего управления в реестр требований кредиторов была включена задолженность в размере более 23 миллиардов рублей. В свою очередь «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» вышла из банкротства, заключив мировое соглашение с кредиторами, которое суд утвердил в сентябре этого года.