X

Обзор прессы от 20.09.2017

20.09.2017

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 2017.09.20; «ДОМОДЕДОВО» РАСШИРИТ ЗОНУ ШОПИНГА К ЧЕМПИОНАТУ МИРА ПО ФУТБОЛУ – 2018

Площадь коммерческих площадей в терминале аэропорта вырастет почти в 4 раза

В строящемся сегменте Т2 пассажирского терминала «Домодедово» предусмотрено 18 000 кв. м для коммерческой аренды, рассказал директор по маркетингу «Домодедово нон-авиэйшн сейлз» (входит в группу «Домодедово») Владимир Бурденко на форуме, организованном для арендаторов аэропорта. Всего в сегментах Т1 и Т2 под коммерческую аренду запроектировано порядка 44 000 кв. м (на август использовалось 12 700 кв. м), площади Т1 будут расширены в том числе за счет того, что таможенные и пограничные пункты будут перенесены в сегмент Т2, а Т1 будет обслуживать исключительно внутренние рейсы, добавил он.

Сегмент Т2 стоимостью 32,3 млрд руб. и площадью 239 000 кв. м будет введен к чемпионату мира по футболу – 2018. Общая площадь терминала с учетом расширения Т1 вырастет почти в 2 раза – до 500 000 кв. м. Коммерческие площади при этом увеличатся примерно вчетверо (см. график).

Сейчас в «Домодедово» дефицит коммерческих площадей, по их количеству аэропорт отстает от лучших практик (см. график), высокий пассажиропоток не позволяет разместить коммерческие объекты на некоторых предназначенных для этого площадках, пояснил Бурденко.

«В годы интенсивного роста пассажиропотока (до 2015 г.) «Домодедово» делало акцент на развитии сектора по обслуживанию пассажиров в ущерб неавиационной коммерции – отсюда дефицит площадей», – говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

В первом полугодии 2016 г. «Домодедово» выручило от сдачи в аренду 2,4 млрд руб. (13,6% от выручки по МСФО). Представитель аэропорта не уточняет, как вырастет доля арендных платежей после достройки Т2.

«Поступления от арендных платежей заметно вырастут, как и их доля в выручке, но не втрое, так как плата крупных игроков частично привязана к обороту», – считает Пантелеев. Оборот же зависит от пассажиропотока, но само появление Т2 не увеличит трафик, а создаст хорошие условия для привлечения новых авиакомпаний и повысит качество сервиса, рассуждает он.

В январе – июле «Домодедово» приняло 17,4 млн человек (+9% год к году), в 2016 г. – 28,5 млн (-6,6%).

Крупнейший аэропорт России «Шереметьево» достраивает терминал В площадью 114 000 кв. м (площадь действующих терминалов – 400 000 кв. м). В 2016 г. «Шереметьево» получило от аренды 8,3 млрд руб. Это 30% всей выручки по МСФО, но в 2016 г. «Шереметьево» не консолидировало свои компании по обработке грузов и продаже топлива в аэропорту.

«Если предприятия ритейла и общественного питания будут размещены с такой же плотностью, как сейчас в Т1, это будет не очень удобно пассажирам. В «Домодедово» и «Шереметьево» очевидно не хватает залов ожидания, некоторых сервисов для пассажиров», – говорит директор Infomost Борис Рыбак.

ВЕДОМОСТИ; ДАРЬЯ БЕЛОГЛАЗОВА; 2017.09.20; РЖД РЕЗКО СНИЗИЛА СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА В БИЗНЕС-КЛАССЕ «САПСАНА»

Теперь добраться из Москвы в Санкт-Петербург и обратно можно от 4000 рублей

РЖД снизила в 1,5–2 раза стоимость проезда в бизнес-классе скоростных поездов «Сапсан», сообщила компания. Теперь, как следует из данных системы бронирования, самый дешевый билет стоит чуть дороже 4000 руб. вместо 6000 руб. ранее. Кроме того, теперь цена билетов в бизнес-класс будет жестко привязана к тарифу в экономе и будет дороже всего на 1251,5 руб., сообщила РЖД. Срок действия предложения компания не сообщила.

Цель маркетинговых инициатив РЖД – нарастить пассажиропоток поездами «Сапсан», говорит ее представитель. Хотя в целом спрос на эти поезда и так растет, указывает он. За январь – август 2017 г. перевозки «Сапсанами» выросли на 8,2% до 3,3 млн пассажиров. При этом свободных мест в поездах почти нет. Заполняемость кресел в эконом-классе составляет 100%, в бизнес-классе – 88%, говорит представитель РЖД. Он не стал называть среднюю цену билета в бизнес-класс, но выразил уверенность, что снижение цен приведет к росту выручки за счет увеличения числа пассажиров.

Расчеты «Ведомостей» показывают, что более вероятно снижение выручки. В каждом «Сапсане» есть два вагона бизнес-класса, в каждом из них – от 44 до 52 мест. Ежедневно по маршруту курсируют 13 пар поездов. Если допустить, что все билеты продаются по минимальной цене и при этом после снижения тарифов загрузка бизнес-класса вырастает до 100% и такой же останется загрузка в эконом-классе, то ежемесячная выручка РЖД падает с 362 млн до 290 млн руб.

За счет кого РЖД рассчитывает нарастить пассажиропоток на «Сапсанах», представитель компании не говорит. «Спрос на эти поезда зависит от дня недели и времени отправления поезда, – замечает собеседник «Ведомостей». – Наиболее популярные рейсы – вечер пятницы и воскресенья, наименее – утро вторника и среды».

Это могут быть пассажиры как эконом-класса, так и авиакомпаний, в первую очередь выбирающие перелет бизнес-классом, считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По сравнению с авиаперелетом поездка по железной дороге имеет свои плюсы – поезд прибывает сразу в центр города, не надо ждать получения багажа. Привлекательная цена как раз и должна стимулировать авиапассажиров попробовать проехать по железной дороге, рассуждает Баранов.

Наверняка основная их часть в итоге пересядет на «Сапсаны». Останутся в бизнес-классе и часть пассажиров, ранее предпочитавших эконом, говорит эксперт. Поэтому в долгосрочной перспективе РЖД выиграет – пассажиров станет больше.

Всего за январь–июль 2017 г. РЖД перевезла только 57,9 млн пассажиров, что на 0,3% меньше аналогичного периода 2016 г.

Скорее всего, РЖД снижает цены не навсегда, продолжает Баранов. Ведь в любом виде транспорта – будь то железная дорога или авиация – эконом-класс стоит в 1,5–2 раза дешевле бизнес-класса. Сейчас же максимальный разрыв составляет 44%. Впрочем, может быть и другой вариант. РЖД оставит цены неизменными и увеличит интенсивность движения поездов. Впрочем, этому может помешать пропускная способность железной дороги, так как для «Сапсанов» не строили выделенных путей, отмечает Баранов.

Авиакомпании возможная переориентация пассажиров на поезда не пугает. Коммерческий директор Nordwind Имран Назаров считает, что может произойти лишь незначительный отток пассажиров и то только на время низкого сезона в зимний период. Пассажиры, выбирающие скорость и комфорт, вне зависимости от стоимости билета не сделают выбор в пользу железной дороги. А РЖД просто «повысит класс» своих клиентов за счет перехода с эконом-класса в бизнес, считает Назаров.

Это не первая акция РЖД. В сентябре компания снизила вдвое цены на билеты на «Сапсан» при покупке в день отправления.