X

Обзор прессы от 09.01.2017

09.01.2017

РИА НОВОСТИ; 2014.01.05; ДЕПУТАТ ОБЪЯСНИЛ, ПОЧЕМУ КИЕВ УСТРАИВАЕТ РАКЕТНЫЕ СТРЕЛЬБЫ ВБЛИЗИ КРЫМА

Ракетные стрельбы и учения дальнобойной артиллерии Украины направлены на запугивание жителей Крыма, считает депутат Госдумы, представляющий в нижней палате парламента РФ полуостров, Руслан Бальбек.
Ранее министр обороны Украины Степан Полторак, давая оценку ракетным стрельбам, которые прошли в начале декабря на юге Украины, примерно в 30 километрах от Крыма, заявил, что украинская сторона будет проводить ракетные и любые другие стрельбы там, где посчитает нужным на своей территории, не спрашивая ни у кого разрешения.
«Украина избрала новую тактику запугивания населения Крымского полуострова, теперь все ракетные стрельбы, учения дальнобойной артиллерии будут проходить только вблизи полуострова – это, по мнению киевских военных, должно привести к отторжению от Крыма не только туристов, но также воздушных и морских судов. Новая рекламная кампания украинского «чудо-оружия» – это первый шаг разработанного плана по запугиванию крымчан», – сказал Бальбек РИА Новости.
По его словам, киевские власти, преследуют цель организовать полную блокаду полуострова: с суши, с моря и с воздуха.
«Но в этой «стратегии» они не учли один момент: предупреждение Минобороны России о том, что любой источник опасности для Крыма будет уничтожен, остается в силе», – подчеркнул депутат.
Бальбек отметил, что в Крыму базируется самодостаточная военная группировка и Россия в любом случае сможет дать достойный ответ.
Ракетные стрельбы 1-2 декабря проходили в рамках учений на юге Украины. Военные провели испытания управляемых зенитных ракет средней дальности С-300. Украинские военные заявляли, что ближайшая точка подхода к воздушному пространству Крыма в ходе учений со стрельбами составляла не менее 30 километров. Изначально Украина сообщила, что зона ракетных учений затронет территориальные воды РФ у крымских границ, однако после протеста российской стороны сдвинула их в нейтральные воды. Росавиация заявляла, что Украина не согласовала свои действия с авиационными властями РФ и потребовала от Киева незамедлительной отмены выпущенных уведомлений.

РИА НОВОСТИ; 2016.12.30; В РОССИИ БУДУТ СТИМУЛИРОВАТЬ АВИАКОМПАНИИ ЗАКУПАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ САМОЛЕТЫ

По мере разработки и внедрения новых отечественных самолетов РФ будет менять нормативную базу так, чтобы стимулировать российские авиакомпании закупать эту продукцию, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе посещения завода «Факел», входящего в структуры Концерна ВКО «Алмаз-Антей».
«Мы будем по мере появления новых российских машин менять нормативную базу, снимать те преимущества, которые были у иностранной авиационной техники, мы будем защищать наш рынок», – заявил вице-премьер.
По его словам, главная задача – «без всякого революционного наскока, без кавалерийской атаки, а именно умно продумав спрос и предложение, синхронизировав это, комплексно к этому отнесясь, выйти на восстановление российского полного влияния на собственный национальный рынок».
Он подчеркнул, что говорить о захвате иностранных авиарынков без освобождения собственного – «просто чистой воды демагогия».
Рогозин также отметил, что заниматься этой работой будет Авиационная коллегия при правительстве РФ. «Эти задачи будут решаться в рамках Авиационной коллегии, где вопросы спроса и предложения будут соединены в одно целое, и надеюсь, что эта коллегия будет очень активно работать – так же, как у нас работает Морская коллегия», – сказал он.
«Я рад тому, что мы начали воедино сводить в своей голове эти все планы и организационные формы обсуждения и принятия решений по этим темам. Они адекватны времени», – добавил вице-премьер.
Говоря о важности поддержки российских авиапроизводителей, Рогозин напомнил, что в РФ до сих пор в системе государственного управления вопросы производства техники и ее эксплуатации, внедрения, поддержки на рынке были совершенно не связаны. Он провел параллель с морской техникой, где до создания Морколлегии была схожая ситуация, а сейчас все планы, связанные с закупками судов, кораблей – не только по линии министерства обороны, но и по линии гражданских ведомств и коммерческих структур, включая и ледокольный флот, и арктическую технику – синхронизированы и «вбиты в план до 2030 года».
«В авиации у нас такого не было, фактически шло последние годы выдавливание российской авиационной техники с рынка авиационных перевозок. Это касалось не только государственной компании «Аэрофлот», это касалось всех авиационных компаний», – подчеркнул он.
«Все предпочитали летать на «Эйрбасах» и «Боингах», говоря очень много о том, что российская авиационная техника не имеет никаких перспектив. Появлялись даже такие голоса, что, мол, давайте вообще откажемся от производства гражданской авиационной техники. Мол, боевую авиацию мы умеем делать, и сирийское небо это показало, а гражданскую авиацию делать не умеем», – рассказал Рогозин.
Вице-премьер поспешил выступить в защиту российской гражданской авиапромышленности, отметив, что все эти обвинения по сути ложны. «Во-первых, это неправда: мы умеем делать хорошую качественную авиационную технику и всегда наша страна отличалась именно этим. Во-вторых, просто недопустимо с государственной точки зрения: страна большая, огромное количество часовых поясов, ее связать необходимо в том числе и авиационной доступностью для пассажиров», – сказал он.
Вице-премьер напомнил, что в последние годы были сделаны определенные шаги, чтобы решить этот вопрос. В частности, сегодня на магистральных линиях летает самолет «Сухой Суперджет-100». «Сейчас мы стоим на пороге уже довольно важных событий. В первые месяцы 2017 года мы планируем поставить на крыло среднемагистральный самолет МС-21, который сейчас проходит самые разные испытания. И мы этот самолет поднимем после того, как успешно презентовали его в уже уходящем году», – рассказал он.


По словам Рогозина, Россия выходит и на создание ближнемагистрального пассажирского самолета на 64 пассажира и готова дать новую жизнь самолету Ил-96, который в модификации Ил-96-400 будет работать на дальнемагистральных рейсах вплоть до появления нового дальнемагистрального авиалайнера, который, возможно, будет создан в партнерстве с Китаем.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.30; ГЕНПОДРЯДЧИК ВПП АЭРОПОРТА «БАЙКАЛ» К СЕРЕДИНЕ 2017Г НАМЕРЕН ЛИКВИДИРОВАТЬ ОТСТАВАНИЕ ОТ ГРАФИКА

Генподрядчик строительства взлетно-посадочной полосы (ВПП) в аэропорту «Байкал» (Бурятия, входит в группу «Метрополь») – ФГУП «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства» – намерен к середине следующего года ликвидировать отставание от графика, сообщил «Интерфаксу» руководитель пресс-службы госпредприятия Геннадий Николаев.
По его словам, в начале января 2017 года на объект будут направлены дополнительные люди и техника, которые высвобождаются на других стройках управления.
«Задача состоит в том, чтобы к маю 2017 года на объекте вместе с субподрядчиками работала 1 тыс. человек. Все эти, а также другие меры позволят строителям компенсировать отставание от графика строительства», – сказал Г.Николаев.
При этом активизировать работы по строительству ВПП генподрядчик ранее не мог, так как «только 23 декабря строители получили официально утвержденную заказчиком рабочую документацию на земляные работы на рулежных дорожках, на вспомогательном стартовом диспетчерском пункте и стартовой аварийно-спасательной станции».
«Без этих документов расширить границы работ было невозможно», – подчеркнул руководитель пресс-службы.
На сегодняшний день на стройплощадке «массово выполняются земляные работы: активно ведется строительство основания полосы, водосточно-дренажной системы», отметил он.
Кроме того, ФГУП провело конкурсы по выбору поставщиков материалов, оборудования, строительных работ на общую сумму более 1,2 млрд рублей. В октябре-декабре подведены итоги торгов на поставку инертных материалов – песка, щебня, песчано-гравийной смеси. Торги выиграли бурятские компании. Поставлять цемент на объект будет «Тимлюйский цементный завод» (Бурятия).
«Предприятию, заказчику и поставщикам хотелось бы ускорить подписание договоров на поставку материалов, однако процедуры, основанные на федеральных законах N223 и N157, требует значительного времени», – отметил Г.Николаев.
Ранее сообщалось, что глава Бурятии Вячеслав Наговицын потребовал заменить генподрядчика строительства ВПП в аэропорту «Байкал», который на 3 месяца отстает от графика работ. «У подрядчика нет четкого понимания, как он будет компенсировать то отставание, которое сегодня наметилось и уже нарастает», – заявил глава республики.
В.Наговицин поручил региональным ведомствам подготовить протокол о срыве сроков и отправить его заказчику, которым выступает уполномоченное Росавиацией ФГУП «Администрация гражданских аэропортов и аэродромов».
Местные поставщики и субподрядные организации работают со «Спецстроем» без заключенных договоров, отмечали региональные власти.
Между тем, в конце ноября представитель аэропорта «Байкал» сообщил «Интерфаксу», что генподрядчик по итогам 2016 года намерен освоить 600 млн рублей и к началу 2017 года ликвидировать отставание от графика строительства.
Сообщалось также, что Росавиация к 2018 году намерена завершить реконструкцию аэродромного комплекса аэропорта «Байкал» за 3,9 млрд рублей. Средства будут полностью выделены из федерального бюджета. В аэропорту планируется построить вторую ВПП протяженностью 3,4 км и шириной 45 метров, что позволит принимать все виды воздушных судов, в том числе грузовые.
Помимо этого, рядом с аэропортом регион намерен создать портовую особую экономическую зону (ОЭЗ). Для ее формирования будут выделены земельные участки общей площадью 200 га. В создание и развитие портовой ОЭЗ предполагается вложить около 10 млрд рублей.
«Байкал» является аэропортом федерального значения, имеет статус международного. В настоящее время располагает взлетно-посадочной полосой длиной 3 тыс. м и шириной 45 м с пропускной способностью 6 самолетовылетов в час.

РБК; 2017.01.06; БРЕЮЩИЙ ПОЛЕТ: КАКИМ БЫЛ 2016 ГОД ДЛЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО АВИАКОМПЛЕКСА?

Как сообщил в декабре 2016 года начальник управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Анатолий Пчелин, из 13 российских аэропортов, которые планируется задействовать в обслуживании ЧМ 2018, готовы только четыре. В их число вошел и петербургский аэропорт «Пулково», способный ежегодно принимать до 18 млн пассажиров. Однако, несмотря на масштабную модернизацию аэропорта, план по превращению Северной столицы в крупный авиационный хаб пока реализуется с большим трудом.
Падающий вектор
Как рассказали РБК Петербург в пресс-службе ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), которая управляет аэропортом «Пулково», в соответствии с соглашением о ГЧП оператор обязан «обеспечить создание современного аэропорта с пропускной способностью, соответствующей уровню обслуживания пассажиров «С» по классификации ИАТА». К настоящему времени, как уточнили в пресс-службе, завершен первый этап развития аэропорта.
«Срок начала реализации последующих этапов зависит от динамики пассажиропотока и, как следствие, – необходимости адаптации инфраструктуры для соблюдения указанного уровня обслуживания пассажиров», – уточнила глава пресс-службы ВВСС Маргарита Потехина в ответ на запрос РБК Петербург.
Динамику пассажиропотока «Пулково» М. Потехина охарактеризовала как положительную, не называя точных цифр. Однако по данным Fraport AG, одного из акционеров ВВСС, за девять месяцев прошлого года пассажирский трафик через аэропорт составил 10,2 млн человек. В первом квартале падение, по информации на сайте Fraport AG, составило 6,2% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, во втором квартале – 6,6%, в третьем – 5,7%.
Окончательные результаты 2016 года пока не опубликованы, однако в октябре коммерческий директор ВВСС Евгений Ильин сообщил Интерфаксу, что по итогам года пассажиропоток «Пулково» снизится на 5% и составит 13 млн человек. По информации Fraport AG, это на 500 тыс. человек меньше, чем в 2015 году. По сравнению же с результатами рекордного для «Пулково» 2014 года трафик в аэропорту снизится на 1 млн 300 тыс. человек
В общем потоке
Пассажиропоток в «Пулково» падает по ряду причин. Отчасти его сокращение связано с общим падением спроса на авиаперевозки в России, начавшимся вместе с экономическим кризисом.
По данным Росавиации, общее падение пассажиропотока в российских аэропортах только за восемь месяцев 2016 года составило 8,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. При этом на международных направлениях (наиболее прибыльных для аэропортов и авиаперевозчиков) пассажиропоток упал на 26,5%, а совокупный пассажирооборот отрасли снизился на 10,8%.
Таким образом, ситуация в «Пулково» отражает общероссийскую тенденцию. Как отметил Е. Ильин, петербургский аэропорт за первые три квартала прошлого года потерял на международных направлениях 17% трафика.
Центральное управление
Впрочем, существуют и другие обстоятельства, влияющие на динамику пассажиропотока в «Пулково». Как ранее писал РБК Петербург, причиной проблем аэропорта как руководство ВВСС, так и представители Смольного называли политику базового перевозчика «Пулково», АК «Россия». «Стратегия авиакомпании «Россия» не предусматривает развитие хаба в Санкт-Петербурге и практически не включает расширение географии полетов, – говорил по этому поводу глава комитета по транспорту Смольного Александр Головин на совещании в Минтрансе в начале мая 2016 года. – Данный подход не соответствует интересам Санкт-Петербурга и создает предпосылки, имеющие негативное влияние на развитие крупных инвестиционных проектов в Северной столице».
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на данные комитета по транспорту Смольного, за первые шесть месяцев текущего года АК «Россия» закрыла рейсы в Бухару, Душанбе, Минск, Навои, Стокгольм, Фергану, Франкфурт, Худжанд и другие направления. Общий пассажиропоток по этим направления в 2015 году составлял 174 тыс. человек. Пассажиропоток компании по московскому направлению, по данным комитета по транспорту, за этот же период снизился на 100 тыс. человек, по краснодарскому – на 42 тыс. человек, по самарскому – на 32 тыс. человек.
Независимый авиационный эксперт Алексей Захаров полагает, что такие действия авиаперевозчика во многом связаны со стратегией его материнской компании – группы «Аэрофлот». «В процессе реорганизации своих дочерних компаний «Аэрофлот» аккуратненько перевел на себя наиболее прибыльные рейсы, – говорил ранее А. Захаров в беседе с РБК Петербург. – По «дочкам» наблюдается снижение объема перевозок и снижение средней длины маршрутов».
Летать не выгодно
Однако у авиаперевозчиков есть серьезные экономические препятствия к расширению присутствия в Петербурге. В 2013 году Федеральная служба по тарифам издала приказ, в соответствии с которым тарифы на обслуживание авиакомпаний в «Пулково» в 2015 году увеличились в среднем на 11%. За петербургским аэропортом закрепилась репутация одного из самых дорогих в России.
По данным отраслевого агентства «АвиаПорт», по некоторым позициям обслуживание для авиаперевозчиков в «Пулково» дороже, чем в московских аэропортах. В частности, плата за «взлет-посадку» в Петербурге для российских авиаперевозчиков составляет 331,5 руб. за тонну максимальной взлетной массы (мвм) воздушного судна, для иностранных авиалиний – 10,8 долл. Для сравнения: в Шереметьево эта позиция стоит 178 руб. за т/мвм для российских и 7,9 долл. за т/мвм – для иностранных авиакомпаний.
Замкнутый круг
Отметим, что ВВСС стремится компенсировать высокие тарифы и привлечь новых перевозчиков с помощью специальной бонусной программы, которая начала действовать с октября 2016 года.
Программа должна мотивировать авиаперевозчиков открывать новые направления из Петербурга. Как объяснил Е. Ильин, новые авиакомпании могут получить в аэропорту скидки по авиационному обслуживанию до 95%. В рамках программы утвержден перечень 50 стратегических и наиболее востребованных направлений, по которым из Петербурга сейчас нет прямых рейсов.
Однако как эксперты, так и представители авиакомпаний сомневаются в эффективности бонусной программы. Так, заместитель коммерческого директора по маркетингу АК «Уральские авиалинии» Сергей Шкурко ранее отмечал в беседе с РБК Петербург, что система скидок может оказаться малоэффективной на направлениях, спрос на которые со стороны пассажиров не достаточно велик. «Главное – это загрузка на рейсе, если загрузки не будет, то даже эта скидка не поможет», – сказал представитель «Уральских авиалиний».
Аналогичную оценку ситуации дал главный редактор журнала «Линия полета» Роман Захаров. По его мнению, наращивать частоту рейсов из Петербурга мешает недостаточный пассажирский трафик – в том числе и по европейским направлениям.
«Прямые рейсы из Петербурга в Европу не убыточны, но гораздо менее прибыльны, чем такие же рейсы, пусть и с большим расстоянием, но из Москвы. Потому что в Москве пассажиропоток больше, и самолет догружается пассажирами из других городов», – объяснил Р. Захаров.
Планы остаются в силе
На вопрос РБК Петербург о том, когда «Пулково» предположительно сумеет достичь показателей пассажиропотока близких к расчетной пропускной способности аэропорта с учетом текущей динамики спроса на авиаперевозки, в ВВСС не ответили. Информация о том, какие задачи ставят акционеры перед руководством компании, «носит конфиденциальный характер и не подлежит раскрытию», говорится в официальном ответе пресс-службы ВВСС.
Впрочем, планов к 2039 году нарастить число пассажиров до 35 млн человек в год (такая задача была анонсирована в 2010 году, когда аэропорт «Пулково» был передан в управление ВВСС) официально никто не отменял.

RG.RU; ОЛЕГ КИРЬЯНОВ; 2016.12.30; РОССИЮ И ЮЖНУЮ КОРЕЮ СВЯЖУТ ДВА НОВЫХ АВИАМАРШРУТА

С апреля 2017 г. Россию и Южную Корею свяжут два новых авиамаршрута. Авиакомпания «Якутия» начнет полеты из Владивостока и Хабаровска в международный аэропорт города Чхончжу, расположенный в центре Кореи в провинции Северная Чхунчхон. Об этом заявили в администрации провинции Северная Чхунчхон со ссылкой на представленные авиакомпанией планы развития.
Как поясняется, эта информация была озвучена представителем авиакомпании во время состоявшегося в здании администрации провинции совещания, где присутствовал мэр города Чхончжу, а также сотрудники администрации провинции, различных авиационных и туристических компаний.
Представитель авиаперевозчика в Корее Ли Ён Чжэ отметил, что они намерены делать ставку на тех пассажиров, которые будут следовать для отдыха на корейский курорт Чечжу и получат возможность пересаживаться в Чхончжу. Кроме того, ожидается, что клиентами станут и состоятельные россияне, которые летают в Корею для получения медицинских услуг, а также интересующиеся корейской косметикой люди.
Данные планы встретили активную поддержку со стороны руководства провинции Северная Чхунчхон. «Мы, включая администрацию аэропорта, а также мэрию Чхончжу, сделаем все возможное, чтобы помочь развитию этого направления авиакомпании «Якутия», – заявил директор Департамента культуры, спорта и туризма провинции Северная Чхунчхон Ли Чжин Гю.
Он также отметил, что российские авиаперевозчики при полетах на север из Южной Кореи имеют конкурентное преимущество перед южнокорейскими компаниям. Российские самолеты могут следовать напрямую через воздушное пространство КНДР, тогда как южане вынуждены облетать стороной. В результате время полета российских самолетов уменьшается примерно на сорок минут.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.30; ПАССАЖИРОПОТОК «ВНУКОВО» В 2017Г СОСТАВИТ ОТ 15,5 МЛН ДО 17 МЛН ЧЕЛОВЕК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЯДА УСЛОВИЙ – ВАНЦЕВ

Пассажиропоток московского аэропорта «Внуково» в 2017 г. составит от 15,5 млн до 17 млн человек в зависимости от ряда условий, заявил совладелец аэропорта Виталий Ванцев в эфире телеканала «Россия 24» (ВГТРК) в пятницу.
«У нас есть два прогноза, мы всегда делаем два прогноза: пессимистический, на котором строится бюджет, а второй, скажем так, реальный, правда, с допущением. Если пессимистический, то мы ожидаем в следующем году 15,5 млн пассажиров, но это при условии, что все будет как сегодня, – сказал В.Ванцев. – Но если будет открываться Египет, то мы увидим и 16,5 млн, а может быть, даже 17 млн – все это будет зависеть от многих факторов. Но пока мы планируем 15,5 млн пассажиров и точно знаем, кто из авиакомпаний и сколько перевезет нам этих пассажиров и на каких направлениях».
По итогам 2016 года «Внуково» обслужит порядка 14 млн человек, отметил В.Ванцев, хотя ранее, по его словам, прогноз был негативнее – 12,8 млн человек. «Мы ожидали в целом по году снижения в 15%. Могу сказать, что процентное снижение будет 12%. В этом году мы выходим на 14 млн человек, а планировали выйти на 12,8 млн», – сказал он.
В 2015 г. пассажиропоток «Внуково» достиг рекордного показателя 15,815 млн человек, превысив результат 2014 года на 24,2%. Но после этого финансовое состояние «Внуково» существенно ухудшилось. Среди причин – прекращение деятельности авиакомпании «Трансаэро» (MOEX: TAER), которая обеспечивала более трети пассажиропотока аэропорта, остановка авиасообщения с Украиной и Египтом, временный запрет чартерных полетов в Турцию.

РИА НОВОСТИ; МАКСИМ ГРОЗНОВ; 2017.01.02; ПЕРВЫЙ РЕЙС «АЭРОФЛОТА» ИЗ КРЫМА В СОЧИ ЗАПОЛНЕН НА 90%

Первый регулярный рейс «Аэрофлота» из Сочи принят в Симферополе утром 2 января, загрузка самолета на обратный рейс составляет 90%, сообщил РИА Новости директор по связям с общественностью аэропорта Игорь Лаптев.
Со 2 января «Аэрофлот» открыл ежедневное авиасообщение между Крымом и Сочи, рейсы будут осуществляться на воздушных судах Sukhoi Superjet 100.
«В 8.20 в аэропорту Симферополя приземлился первый самолет «Аэрофлота» из Сочи, открыв тем самым регулярное ежедневное сообщение между городами. Обратный рейс намечен на 10.20… Из 87 мест в самолете на рейс в Сочи реализовано 80», – сказал Лаптев.
Он добавил, что «стоимость билета в одну сторону составляет 3 тысячи рублей». «Мы надеемся, что рейсы будут востребованы не только в период осенне-зимней навигации, но и летом», – заметил Лаптев.
Ежедневное прямое авиасообщение между Крымом и Сочи с конца октября – начала ноября обеспечивают две авиакомпании: пять дней в неделю – «Оренбуржье» на самолете L-410, вместимость которого не превышает 19 пассажиров, остальные два – «Уральские авиалинии» на Airbus A320.

КОММЕРСАНТ.RU; ВЛАДИСЛАВ ЛИТОВЧЕНКО; 2017.01.08; ВЫЕЗД ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП ОФОРМИЛИ ПО СТАТЬЕ У

Калининградская транспортная прокуратура направила в адрес руководства регионального аэропорта Храброво представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав пассажиров. Поводом стало временное закрытие аэропорта, вызванное ЧП с самолетом Airbus A320, выкатившимся во время приземления за пределы взлетно-посадочной полосы. В результате инцидента было отменено 19 рейсов, которыми из Калининграда должно было вылететь порядка 2,5 тыс. человек. Свою проверку проводит и комиссия Росавиации, а Северо-Западное следственное управление СК России ведет расследование уголовного дела, возбужденного по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Инцидент в калининградском аэропорту Храброво, напомним, произошел поздним вечером 3 января 2017 года. Как сообщили “Ъ” представители аэропорта, в 22:54 по местному времени в Храброво совершил посадку Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот», совершавший рейс SU 1008 Москва (Шереметьево) – Калининград (Храброво). На борту находились 167 пассажиров и семь членов экипажа. По не установленным пока причинам авиалайнер выехал за пределы взлетно-посадочной полосы (ВВП). «Воздушное судно выкатилось на грунт с подломом передней стойки шасси»,– уточнили в Храброво. Задние стойки шасси остались на бетонной полосе, а нос самолета увяз в глинистой почве. Поскольку существовала опасность пожара или взрыва, пассажиров срочно эвакуировали из воздушного судна. Люди покидали самолет при помощи восьми аварийных надувных трапов, серьезно никто не пострадал. Как заявил генеральный директор АО «Аэропорт Храброво» Александр Корытный, за медицинской помощью в аэропорту обратились пять пассажиров и один член экипажа – «у одного из пассажиров был зафиксирован ушиб локтевого сустава, у другого – ушиб колена, у остальных обратившихся за медпомощью отмечено повышенное артериальное давление».
Быстро убрать поврежденный самолет с ВВП не удалось. Как рассказал директор аэропорта, «на борту воздушного судна работали следственная комиссия и представители прокуратуры, которые не позволяли приступить к эвакуационным работам». Уже утром 4 января службы аэропорта приступили к «мероприятиям по эвакуации аварийного воздушного судна». В гражданском аэропорту не нашлось необходимой спецтехники, и авиаторам пришлось обратиться за помощью к военным. Благодаря тому, что аэропорт Калининграда является аэродромом совместного с авиацией Балтийского флота базирования, моряки сумели довольно быстро перебросить к месту аварии бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1 и несколько колесных тягачей. Помогли и коммерческие организации, работающие по контрактам с Храброво – они предоставили мощный автокран и другую технику. Для того чтобы извлечь из грунта застрявший самолет, под ним пришлось выстроить специальную дорожку из бетонных плит. Убрать с ВВП поврежденный Airbus и привести полосу в порядок удалось лишь к шести часам утра 5 января. А спустя час аэропорт начал принимать самолеты. Стоит отметить, что к этому моменту было отменено 19 рейсов, которыми из Калининграда должно было вылететь порядка 2,5 тыс. человек.
Застрявших в аэропорту пассажиров обеспечивали едой и размещали в ближайших гостиницах либо в «комнате матери и ребенка». Как выяснили в ходе проверки сотрудники транспортной прокуратуры, горячее питание получили все обратившиеся – 1600 человек. Медицинской помощью воспользовались 73 человека. Но проверяющие нашли и нарушения прав пассажиров. Так, практически все опрошенные сотрудниками прокуратуры пассажиры жаловались на то, что ни представители аэропорта, ни работники авиакомпаний не предоставляли им информацию о происходящем. В результате сотни людей были вынуждены находиться в Храброво, вместо того чтобы вернуться домой или воспользоваться для выезда из Калининграда поездом либо автотранспортом. Прокуратура готовит специальное представление в адрес аэропорта об устранении нарушений законодательства.
Впрочем, сейчас руководителей Храброво больше беспокоит ожидание результатов работы комиссии Северо-Западного межрегионального территориального управления Росавиации, расследующей причины «авиационного события». Эксперты должны дать свое заключение к 14 января. К этому же времени, как предполагается, будет готова и расшифровка бортовых самописцев, которые были сняты с самолета и отправлены в Москву. По всей видимости, тогда произойдут подвижки и в расследовании уголовного дела, возбужденного 4 января Северо-Западным следственным управлением СК России «по факту выезда самолета за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Калининграда». Дело возбуждено по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). Пока в СКР не комментируют ход расследования, сообщая лишь, что «в настоящее время проводятся допросы пассажиров и экипажа самолета, сотрудников наземных служб аэропорта Храброво, специалистов в области безопасности полетов, выемка медицинских документов пассажиров, обратившихся за медицинской помощью, назначаются судебные медицинские экспертизы». По данным “Ъ” в качестве рабочих версий следователи рассматривают ошибку экипажа либо нарушения, допущенные сотрудниками аэропорта в ходе подготовки посадочной полосы к приему самолета, приземлявшегося в плохих погодных условиях – при сильном боковом ветре и минусовой температуре.
Кстати, руководство калининградского аэропорта опубликовало заявление, в котором утверждается, что за восемь минут до посадки рейса SU 1008 аэродромной службой аэропорта «было проведено обследование и уборка ВПП, полоса была подготовлена к приему воздушного судна». По словам гендиректора Храброво, была проведена оценка состояния поверхности покрытия ВПП, замерен коэффициент сцепления, который составил 0,32. «При сложных погодных условиях (сильный ливневый снег, боковой ветер) данный коэффициент сцепления является допустимым. Данные цифры подтверждаются расшифровкой датчика измерителя коэффициента сцепления. Вся информация была передана командиру воздушного судна для принятия решения о посадке»,– утверждает господин Корытный. Впрочем, он предложил дождаться результатов работы комиссии Росавиации и следователей СКР.

КОММЕРСАНТ; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; 2017.01.09; АВИАКОМПАНИИ ОПЯТЬ ОЗЯБЛИ

Завершение новогодних каникул ознаменовалось новой массовой отменой рейсов, следующих в аэропорты Москвы. Вчера было отменено более 30 рейсов, еще порядка 80 задержано. Если в Домодедово и Шереметьево утверждают, что погода ни при чем, «Аэрофлот» ссылается на аномальные морозы и заботу о благополучии персонала. Аномальные погодные условия уже неоднократно вызывали отмену рейсов «Аэрофлота»: так, в начале декабря из-за прогнозируемого снегопада и сильного бокового ветра «Аэрофлот» отменил 128 рейсов.
Вчера авиакомпании, совершающие полеты в московские аэропорты, отменили порядка 35 рейсов, еще более 80 было задержано. По данным сервиса «Яндекс.Расписание», на вечер воскресенья большинство задержек на вылет и прилет, а также отмен рейсов пришлось на аэропорты Домодедово и Шереметьево, во Внуково был задержан один рейс, данных об отменах и задержках рейсов в Жуковском нет (статистика учитывает и код-шеринговые рейсы). Связаться с представителями Внуково и Жуковского вчера не удалось.
В Домодедово были отменены рейсы авиакомпании «Авиа Траффик Компани», следующие в Ош и Бишкек и обратно, а также рейс Lufthansa из Мюнхена. Задержано было более 50 рейсов, большинство задержек пришлось на S7 Airlines и «Уральские авиалинии». В Домодедово «Ъ» пояснили, что «отмен или задержек рейсов в связи с погодными условиями нет, большая часть изменений времени вылета рейсов вызвана поздним прилетом самолетов в Домодедово и необходимостью проведения противообледенительной обработки». Связаться с представителями авиакомпаний не удалось.
В Шереметьево вчера было отменено более 30 рейсов и столько же задержано. В аэропорту «Ъ» сообщили, что «Шереметьево работает в штатном режиме». В новогодние каникулы увеличивается интенсивность вылетов и прилетов из-за реализации чартерной программы, добавили в Шереметьево, и «в период пиковых нагрузок и в сложных погодных условиях аэропорт активизирует дополнительные ресурсы».
Большинство задержанных и отмененных рейсов в Шереметьево пришлось на «Аэрофлот». В компании «Ъ» сообщили, что причиной являются «аномальные морозы»: в таких погодных условиях авиакомпания заботится о своем персонале, так как «большую часть времени люди проводят на открытом воздухе и могут получить обморожение». В результате увеличивается и время выдачи багажа пассажирам, говорят в компании, больше времени уходит на предполетную подготовку, также из-за морозов иногда выявляются технические отказы, что приводит к задержкам рейсов и в редких случаях к отмене рейсов.
В начале декабря «Ъ» писал о массовых отменах рейсов «Аэрофлота», которые компания объясняла неблагоприятными метеоусловиями и спецификой Шереметьево, а участники рынка – стремлением компании к «оптимизации перевозок» (см. «Ъ» от 8 декабря). Позже заместитель гендиректора по работе с клиентами «Аэрофлота» Вадим Зингман назвал обвинения в массовой отмене рейсов по коммерческим причинам «попытками дестабилизировать ситуацию перед новогодними праздниками».
По правилам, говорит глава Infomost Борис Рыбак, при низких температурах обслуживающий персонал не должен находиться на аэродроме более 20 минут. Кроме того, необходимо внимательнее относиться к технике, чтобы она не обледеневала и не замерзала, а также контролировать топливо, чтобы в нем не образовывались примеси со льдом. Все это требует большего внимания и дополнительного времени на предполетную подготовку, что может сказаться на расписании полетов, заключает он. Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко отмечает, что минус 25-30°C не является критической температурой для самолетов, обслуживающей техники и персонала: «гораздо хуже, когда идет мокрый снег, который тут же начинает замерзать на ВПП». В северных регионах России такая погода стоит несколько месяцев, но аэропорты продолжают эффективно работать, говорит он. Не исключено, что некоторые авиакомпании, особенно чартерные, в пик спроса сформировали расписание, которое не в состоянии выполнить, рассуждает он, и «задержка происходит по принципу эффекта домино». При этом, говорит он, складывается впечатление, что для «Аэрофлота» любая погода является «катастрофой»: авиакомпания регулярно оправдывает свои задержки погодными условиями – то снегом, то дождем, а теперь еще и морозом.

PORTNEWS; 2017.01.06; ОПУБЛИКОВАНА ИНФОРМАЦИЯ О ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКЕ И ЛЕДОКОЛЬНЫХ ПРОВОДКАХ В ПОРТАХ РОССИИ НА 6 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА

Росморречфлотом опубликована информация о ледовой обстановке и ледокольных проводках в портах России на 6 января 2017 года.
В Арктическом бассейне распоряжением капитана морского порта Дудинка от 15.11.2016 № 09/16 установлено начало периода ледокольных проводок в морском порту Дудинка с 25 ноября 2016 года. В порту Дудинка ледокольные операции осуществляют ледоколы «Авраамий Завенягин» и «Дудинка» (ПАО «ГМК «Норильский никель»). Ограничения по режиму ледового плавания в морском порту Дудинка не ниже Arc4.
Ледокольное обеспечение в акватории морского порта Сабетта осуществляют ледоколы «Москва» и «Тор». Атомный ледокол «Таймыр» – проводка судов в морской порт Сабетта, а/л «Вайгач» – работа вне Обской губы. Количество проведенных судов в порт с начала зимней навигации – 37. Ограничения по режиму ледового плавания в морском порту Сабетта – не ниже Ice3.
В Белом море распоряжением капитана морского порта Архангельск от 02.11.2016 № 18/02-04/50 установлено начало периода ледокольных проводок в морском порту Архангельск с 16 ноября 2016 года. В морском порту Архангельск осуществляют проводку судов ледоколы «Капитан Евдокимов» и «Капитан Чадаев». Ограничения по режиму ледового плавания в морском порту Архангельск – не ниже Ice2.
В Финском заливе распоряжением капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» от 29.11.2016 № 42-КП установлено начало периода ледокольной проводки судов в акватории морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» и на подходах к нему с 01 декабря 2016 г., распоряжением капитана морского порта Выборг от 30.11.2016 № 17/2016-р со 02 декабря 2016 года.
Ледоколы «Семен Дежнев», «Капитан Зарубин» и «Мудьюг» осуществляют проводку судов по каналу морского порта Санкт-Петербург.