Общее описание раздела Развитие Внутреннего водного транспорта

В настоящее время в Московском регионе потенциал внутреннего водного транспорта используется не в полном объеме.

  1.png  Так, его доля в грузовых перевозках Московского региона не превышает 10%.

  2.png  А в пассажирских – менее 1%.

В 2015 году Дирекцией совместно с Федеральным агентством морского и речного транспорта Минтранса России, Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Министерством транспорта Московской области, ФГБУ «Канал имени Москвы» и НИУ «Высшая школа экономики» проведен анализ грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом Московского региона.

3.png

Анализ базировался, в том числе на результатах обследования грузовой и пассажирской инфраструктуры внутреннего водного транспорта Московского региона, проведенного в 2014 году. По итогам обследования определен объем и характер грузовых и пассажирских перевозок, корреспонденция грузо- и пассажиропотоков, выработан алгоритм мониторинга грузовых и пассажирских перевозок в границах Московского региона. Также, проведен анализ «узких мест» и возможных направлений развития внутреннего водного транспорта Московского региона.

  4.png  В настоящее время внутренний водный транспорт играет незначительную роль в грузовых перевозках Московского региона.


Так, основную долю (до 95%) грузовых перевозок внутренним водным транспортом составляют нерудные строительные материалы, 60% которых составляет песок, добываемый ОАО «Порт Коломна» и ОАО «Порт Серпухов» в русловых месторождениях реки Оки.

68% грузооборота портов, причалов/пунктов выгрузки приходится на объекты, расположенные в Московской области.

Исходящий грузопоток в Московском регионе практически отсутствует (менее 1%). Его формируют перевозки металлолома, переваливаемого на причалах ОАО «Порт Коломна» и ОАО «Южный речной порт».

Из существующих грузовых причалов в Московском регионе задействовано всего 40%.

 5.png  На сегодняшний день внутренний водный транспорт практически не задействован в регулярных перевозках пассажиров на транспортных маршрутах.

Основной объем (≈ 86%) пассажиров перевозится на экскурсионно-прогулочных маршрутах.

Транспортные маршруты организованы только на южном склоне в Московской области, на которых перевозится не более 3% пассажиров от общего объема пассажирских перевозок внутренним водным транспортом.

Основной объем пассажирских перевозок по туристским маршрутам осуществляется на северном склоне.

Несмотря на преимущества внутреннего водного транспорта:

-           высокая грузоподъемность;

-           высокая способность к перевозке широкой номенклатуры грузов;

-           надежность соблюдения графика доставки и безопасность;

-           экологичность;

-           низкая стоимость перевозок…


 6.png  

…загрузка внутренних водных путей Московского региона не превышает 38%.

Таким образом, внутренние водные пути в Московском регионе необходимо рассматривать в качестве транспортной артерии для разгрузки существующей сети автомобильных и железных дорог.



В Московском регионе имеется ряд «узких мест», сдерживающих развитие внутреннего водного транспорта, такие как:

7.png

Так, инфраструктурные ограничения внутренних водных путей включают в себя:

-           наличие лимитирующих участков;

-           существенный перепад глубин;

-           большое количество шлюзов.

На южном склоне имеется лимитирующий участок от гидроузла Северка до устья реки Москвы с нестабильным уровнем глубин.

8.png

Устранение лимитирующего участка предусматривается в ходе реконструкции гидроузла Белоомут. Мероприятие включено в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010-2020 годы)».

Существенный перепад глубин в границах г. Москвы ограничивает провозную способность грузового флота и ухудшает связность территорий Московского региона водным транспортом.

9.png

Несмотря на это, рынок приспособился к данному фактору – так на стыке участков с перепадом глубин организованы логистические комплексы, где осуществляется перевалка грузов на автотранспорт или частичная разгрузка судов.

В 2015 году Федеральным агентством морского и речного транспорта Минтранса России совместно с ОАО «Порт Коломна» проведены работы по увеличению глубины с (2,7 м до 3 м) на участке от ОАО «Южный речной порт» до причала «Беседы» (длина участка – 14 км), что позволило увеличить провозную способность флота и улучшить связность территорий Московского региона водным транспортом.

В связи с большим количеством шлюзов и длительным временем шлюзования (около 1 часа) в Московском регионе сформированы четыре маршрутные зоны пассажирских перевозок, где локализована сервисная инфраструктура пассажирского флота.

10.png

В Центральном бьефе реки Москвы сконцентрирована основная маршрутная сеть, где осуществляется 71% пассажирских перевозок. При этом на данном участке существует дефицит пунктов отстоя и бункеровки пассажирского флота, в связи с чем требует проработки вопрос создания сервисной инфраструктуры для обслуживания пассажирского флота.

Другими «Узкими местами» являются:

-           сезонность работы;

-           несовершенство нормативной базы;

-           ограниченное количество объектов зарождения и погашения грузопотоков в районах, тяготеющих к реке.

В Московском регионе имеются примеры адаптации бизнеса к сезонности работы внутреннего водного транспорта.

 11_1.png  Так, в связи с ограниченным периодом навигации в Московском регионе организованы площадки для депонирования грузов.

 11_2.png  Также, имеется опыт организации круглогодичных маршрутов перевозок пассажиров речным транспортом.

Несмотря на ограниченную грузовую базу и номенклатуру грузов, релевантных внутреннему водному транспорту, необходима разработка административных мер, направленных на приоритетное использование внутреннего водного транспорта при доставке грузов в целях строительства инфраструктурных объектов, тяготеющих к реке и реализуемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

13.png

В настоящее время на площадке Дирекции прорабатывается вопрос повышения роли внутреннего водного транспорта при доставке грузов для строительства инфраструктурных объектов, тяготеющих к реке, на примере Центральной кольцевой автомобильной дороги.

Во исполнение поручения заседания Координационного совета по развитию транспортной системы города Москвы и Московской области Дирекцией совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Росморречфлотом, ФГБУ «Канал имени Москвы», а также причастными структурами Правительства Москвы и Московской области разработан План мероприятий по развитию внутреннего водного транспорта Московского региона.

План мероприятий 21 сентября 2016 года рассмотрен и одобрен на заседании Рабочей группы по внутреннему водному транспорту.

План мероприятий является комплексным документом, в котором консолидированы реализуемые и запланированные к реализации мероприятия по развитию внутреннего водного транспорта Московского региона. Также в План мероприятий включен целый ряд инициатив профильных ведомств Правительства Москвы и Московской области, направленных на развитие речных грузовых и пассажирских перевозок и требующих комплексной проработки.

Структура Плана мероприятий по развитию внутреннего водного транспорта Московского региона:


          

 Данный План, по своей сути, является «Дорожной картой» развития речных грузовых и пассажирских перевозок, в которой будут взаимоувязаны и синхронизированы инфраструктурные и организационные инициативы федеральных органов исполнительной власти, субъектов и причастных организаций.

В 2017 году на площадке Дирекции будет организована работа по актуализации Плана мероприятий.


Возврат к списку