Обзор прессы от 13.11.2017

Вернуться к списку

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА – СТОЛИЧНЫЙ ВЫПУСК; ЛЮБОВЬ ПРОЦЕНКО; 2017.11.12; ПЕРЕСАДКА СТАНЕТ БЛИЖЕ

Метро, МЦК, электричка на станции «Окружная» поселятся под одной крышей
Осенью 2018 года жители районов Отрадное и Владыкино на севере Москвы получат в районе платформы «Окружная» новый крупный транспортно-пересадочный узел, который позволит им пересаживаться по принципу «сухие ноги» практически на все виды городского общественного транспорта.
Об этом сообщил журналистам в минувшую субботу во время объезда по городу заммэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.
Он рассказал, что к такому выводу они пришли на совместном заседании штаба с вице-президентом ОАО «РЖД» Олегом Тони. «Работы по сооружению транспортно-пересадочного узла здесь выполнены уже на 95 %, – отметил Марат Хуснуллин. – Пользоваться им жители близлежащих районов смогут уже весной. К осени все пересадки будут происходить уже под крышей».
Олег Тони добавил, что новый транспортный узел внешне будет выглядеть примерно как станция Московского центрального кольца и будет оснащен лифтами и эскалаторами. Он рассчитан на увеличение пассажиропотока, который здесь ожидается, когда сюда дойдет еще и Северо-Восточная хорда. Метро сюда придет уже весной будущего года, когда запустят шестикилометровый отрезок Люблинско-Дмитровской линии с тремя станциями: «Селигерская», «Окружная» и «Верхние Лихоборы». Все три станции достроят до конца этого года.

ИНТЕРФАКС; 2017.11.10; АВТОДОР ОБЪЯВИЛ КОНКУРС НА ВЫБОР ПОДРЯДЧИКА ПО ПОДГОТОВКЕ ТЕРРИТОРИИ ОБХОДА БАЛАШИХИ И НОГИНСКА ЗА 13,6 МЛРД РУБ.

Госкомпания «Автодор» объявила конкурс по выбору подрядчика на подготовку территории строительства объезда подмосковных городов Балашиха и Ногинск, сообщил журналистам председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах.
«3 ноября объявили конкурс на подготовку территории (строительства обхода. Интерес проявили много различных компании, по меньшей мере пять-семь – достаточно большое количество», – сказал он.
По словам С.Кельбаха, подготовка территории будет осуществляться на бюджетные средства. «Это в чистом виде бюджетное финансирование, как обязательства концедента. А затем начнет готовиться концессия, мы ее где-то в 2019 году будем объявлять. Там очень сложная подготовка», – добавил он, пояснив, что на этой территории придется переносить линии спецсвязи, магистральный газопровод, также там располагаются различные закрытые территории.
С.Кельбах также отметил, что проект обходов Балашихи и Ногинска будет реализовываться по новой форме концессии. «Мы впервые объявили подготовку территории, а дальше проект мы не делали, чтобы не повторять ситуацию, когда приходит концессионер, берет проект, а потом его переделывает «под себя». Мы сделали проект «первой главы» – подготовка территории с основными инженерными решениями, то есть землеотвод под формат будущей развязки. А какая она будет, как она будет спроектирована – мы это не делали», – пояснил глава «Автодора».
В материалах «Автодора» говорится, что набсовет госкомпании 2 ноября одобрил совершение крупной сделки – выполнение комплекса работ по подготовке территории обходов Балашихи и Ногинска. Начальная (максимальная) цена договора составляет 13,555 млрд руб. с НДС.
Подготовка территории является частью проекта скоростной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, речь идёт о строительстве нового платного выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке МКАД – км 60 в Московской области
«Автодор» выступает заказчиком, подрядчик подготовки территории будет выбран по результатам открытого одноэтапного конкурса в электронной форме.
Работы по договору должны быть выполнены с даты заключения договора по 31 октября 2021 (в течение четырёх лет).
В июле сообщалось, что Главгосэкспертиза России одобрила проект первого этапа строительства нового выхода на МКАД с трассы М-7 «Волга».
Также была проведена проверка достоверности определения сметной стоимости строительства. По итогам рассмотрения выданы положительные заключения.
Проект первого этапа, рассмотренный Главгосэкспертизой, предусматривает подготовку строительства платного участка скоростной автомагистрали, который будет проложен в обход городов Балашиха и Ногинск. Участок длиной 69,42 км начнется у деревни Зенино Люберецкого района, пройдет по территории Ногинского, Павлово-Посадского и Орехово-Зуевского районов Московской области и станет дублером автомагистрали М-7 «Волга» на участке от МКАД до автомобильной дороги А-108 (Московское большое кольцо). Планируется, что допустимая скорость движения транспорта на новой шестиполосной дороге составит 150 км/час.
В рамках реализации первого этапа предусматривается проведение подготовительных работ, среди которых расчистка от деревьев и кустарников полосы отвода будущей автомобильной дороги, устройство временных технологических дорог и строительных площадок, переустройство инженерных коммуникаций.
Изначально предполагалось, что строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» в обход Балашихи и Ногинска с последующей эксплуатацией на платной основе будет осуществляться в рамках концессионного соглашения с долей частного финансирования 48%. Стоимость проекта ранее составляла 60,7 млрд руб. Срок контракта – 30 лет. Новая дорога предполагалась шестиполосной магистралью категории 1Б. Прогнозируемая интенсивность движения по ней – 95-110 тыс. автомобилей в сутки.

ВЕДОМОСТИ; ОЛЬГА АДАМЧУК; 2017.11.12; ПОДРЯДЧИК «ГАЗПРОМА» ХОЧЕТ УЧАСТВОВАТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЦКАД

Появление нового инвестора позволит довести до конца строительство платной трассы в обход Москвы
Проблемы в экономике не должны сказаться на строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), говорил президент России Владимир Путин в 2015 г., требуя найти частных инвесторов и завершить проект. Но пока это сделать не удалось. От первоначального плана построить дорогу к чемпионату мира по футболу в 2018 г. пришлось отказаться.
«Разрыв» кольца произошел на четвертом, юго-восточном, участке от трассы М4 «Дон» (Ростов-на-Дону) до М7 «Волга» (Горьковское шоссе), которому как раз не хватает частного инвестора. Сначала из пяти претендентов на проект остался всего один – «Юго-восточная магистраль». А потом из консорциума вышел главный участник – УК «Лидер». В начале 2017 г. Путину пришлось перенести сроки строительства третьего и четвертого участков на 2019 г., сообщала Счетная палата.
Еще будучи в составе консорциума, «Лидер» настаивал на улучшении условий соглашения или присоединении к консорциуму партнера, объясняли аналитики InfraOne. Теперь такой партнер может появиться. Претендента два – турецкая Renaissance Construction, а также консорциум, в который войдет крупный подрядчик «Газпрома» – группа ВИС, рассказали три участника переговоров и два человека, близких к Renaissance Construction.
Представитель группы ВИС подтвердил, что компания претендует на участие в проекте в консорциуме с итальянской Astaldi (участвовала в строительстве Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге).
Представители Renaissance Construction и Astaldi не ответили на запрос «Ведомостей».
Renaissance Construc­tion дальше продвинулась в переговорах, считают два участника обсуждения проекта: с ней подписан договор о намерениях. Впрочем, это юридически не обязывающий документ, добавляет один из них, переговоры продолжаются. Представитель госкомпании «Автодор», курирующей строительство и эксплуатацию платных автодорог в России, не ответил на вопрос о новых инвесторах.
Renaissance Construction, генподрядчик, в частности, «Лахта центра» в Санкт-Петербурге, недавно столкнулась с проблемами в России. Осенью сотрудники ФСБ провели в ее офисе обыски по уголовному делу о нарушении валютного законодательства, сообщал ТАСС. В компании тогда отрицали обвинения.
ПФ ВИС принадлежит ее гендиректору Игорю Снегурову и Дмитрию Рябову, который одновременно является гендиректором «ТЭК Мосэнерго» – принадлежащего Игорю Ротенбергу крупного подрядчика группы «Газпром». Но Рябов планирует выйти из числа совладельцев компании, уверяет его знакомый. Представитель группы ВИС опровергает это.
ВИС также долгое время была подрядчиком «Газпрома». С 2009 по 2017 г. портфель ее заказов, по данным самой компании, вырос с 74 млрд до 513 млрд руб. Два крупнейших ее дорожных проекта – строительство обхода Хабаровска и железной дороги Бованенково – Сабетта, говорит представитель ВИС.
У инвесторов есть условие – сроки строительства ЦКАД-4 должны быть сдвинуты после 2020 г., построить раньше невозможно, рассказали два человека, участвующих в обсуждении проекта, подтвердили федеральный чиновник и два человека, близких к Renaissance Construction. Правительство отводит на строительство дороги после получения разрешения 36 месяцев, говорит человек, близкий к Renaissance Construction: остается около двух лет. Пока «Автодор», по словам его представителя, не получал таких предложений – «по крайней мере, официальных и обоснованных»: строительство должно быть завершено в соответствии с паспортом проекта, утвержденным правительством, – к концу 2019 г. Но возможности строителей небезграничны и они, к сожалению, мало зависят от решений правительства, признает федеральный чиновник.
В начале июня руководитель «Автодора» Сергей Кельбах обещал, что соглашение с концессионером по ЦКАД-4 произойдет в октябре, но до сих пор этого не случилось. «Автодор» уже не раз подвергался критике из-за ЦКАД. В 2015 г. Дмитрий Медведев объявил выговор Кельбаху, тогда же претензии к конкурсам на строительство ЦКАД возникли у Федеральной антимонопольной службы. А весной 2017 г. Счетная палата вынесла предписание «Автодору» из-за срыва сроков строительства третьего и четвертого участков ЦКАД – если госкомпания не устранит их до 30 декабря, то операции по ее счетам могут быть приостановлены, грозил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Обсуждаются не только сроки проекта, но и смета, говорит участник переговоров. Ее увеличение в переговорах с группой ВИС не обсуждается, передал Снегуров через представителя. Затраты определены паспортом проекта и не менялись (более 90 млрд руб., около половины должен вложить инвестор), указывает представитель «Автодора».
«Автодор» требует, чтобы сначала было подписано соглашение и в проекте появился инвестор, а «потом как-то решать вопрос с переносом сроков», говорит один из участников переговоров. Но инвесторы не хотят рисковать деньгами, добавляет он. Зарубежных инвесторов можно понять: инвестиции в Россию возможны только при условии четких гарантий – в данном случае переноса сроков, говорит директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Летом заместитель гендиректора «Автобана» (участник консорциума «Юго-восточная магистраль») Денис Анисимов оценивал степень готовности территории к строительству ЦКАД-4 в 20%, пообещав, что компания попросит о переносе сроков завершения проекта: «Четвертый участок – это целина, это леса, болота». Представители Минтранса и «Автобана» не ответили на вопросы «Ведомостей».
Если кольцо не замкнется, то экономика проекта нарушится, предупреждает аналитик InfraOne Александра Галактионова, будут потери в трафике.

КОММЕРСАНТ; ИВАН БУРАНОВ; 2017.11.11; ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОБХОДНАЯ

Открыт для движения первый участок ЦКАД
В пятницу открыто движение автомобилей по первому участку Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Трасса станет одним из крупнейших за последние пару десятилетий инфраструктурных проектов, но воспользоваться можно пока только обходом Звенигорода. Через год власти обещают открыть 125-километровый отрезок на западе и юге Подмосковья, а к концу 2019 года – и всю 339-километровую трассу. Поскольку большая часть ЦКАД будет платной, эксперты уже сейчас говорят о необходимости максимально точно рассчитать тариф.
Первый участок ЦКАД открыли министр транспорт Максим Соколов, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и глава госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Речь идет о 3,6-километровом обходе Звенигорода. Раньше через город ежедневно следовало 40 тыс. автомобилей, включая грузовики, пояснил господин Воробьев, что не устраивало жителей. Теперь транзитный транспорт поедет по новой четырехполосной дороге со скоростью 60 км/ч. Ранее, отметим, строительство дороги вызвало недовольство жителей одного из микрорайонов Звенигорода: господин Кельбах заявил, что по их просьбе высота шумозащитных экранов, отделяющих дома от трассы, была увеличена с 3,5 до 6 м.
Запуск обхода Звенигорода имеет скорее символическое значение для проекта ЦКАД. Идея этой дороги обсуждалась экспертами с начала 2000-х: магистраль нужна для разгрузки малого и большого бетонных колец, особенно на фоне массовой застройки Подмосковья. С 2011 года реализацией проекта занимается «Автодор». На строительство ЦКАД выделено около 300 млрд руб., включая средства ФНБ. При этом «Автодору» пришлось столкнуться с серьезными трудностями: в 2014 году сменился один из подрядчиков, в результате строительство было частично заморожено, а в 2015 году Счетная палата выявила, что деньги на ЦКАД расходуются «неэффективно».
Участки между Ленинградским и Киевским шоссе (строит компания «Аркс») и между Киевским и Варшавским шоссе (строит Crocus Group) общей протяженностью 125 км будут открыты в декабре 2018 года, заверил “Ъ” Сергей Кельбах. Секции, соединяющие Ленинградское и Варшавское шоссе (строят структуры ДСК «Автобан»),– в конце 2019 года.
Заместитель главы общественного совета при подмосковном минтрансе Андрей Мухортиков отмечает, что секция ЦКАД между Ленинградским и Киевским шоссе отличается от остальных сохранением светофоров в отдельных местах. «Но сильных пробок образовываться не должно, так как проезжая часть расширяется вдвое,– говорит он.– Меня больше беспокоит, что пока что в проект этой секции не включено строительство железнодорожного путепровода в Голицыно. Если схема движения сохранится в нынешнем виде, весь поток транспорта ЦКАД упрется в древний переезд с очень низкой пропускной способностью». «Риском» господин Мухортиков называет также будущую цену за проезд. Напомним, все участки ЦКАД планируется сделать платными, за исключением секции, курируемой «Арксом» (куда входит и открытый в пятницу обход Звенигорода). В 2013 году Сергей Кельбах в интервью “Ъ” говорил, что в основу финансовой модели ЦКАД заложена цена 2,32 руб. за километр. Глава Минтранса Максим Соколов, в свою очередь, в июне 2017 года отметил, что стоимость проезда утвердят после выбора единого оператора магистрали. «Если цена будет слишком высокой, транзит не пойдет по кольцевой дороге и транспортный эффект от нее будет ниже ожидаемого,– говорит Андрей Мухортиков.– Но я надеюсь, что у государства получится подружить аппетиты бизнеса с интересами региона и страны».
В пятницу «Автодор» обнародовал даты запуска других участков платных дорог. В частности, по словам Сергея Кельбаха, в мае 2018 года будет открыт участок М11 в обход Солнечногорска и Клина. Сейчас, напомним, в составе платной магистрали Москва–Петербург функционируют отрезки МКАД–Солнечногорск и обход Вышнего Волочка.