X

Отчет о результатах развития транспортной системы г. Москвы и Московской области по итогам 2021 года

29.04.2022
Отчет о результатах развития транспортной системы г. Москвы и Московской области по итогам 2021 года

На заседании Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области (далее – Координационный совет) 01.12.2021 одобрена Стратегия развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года (далее – Стратегия).

Стратегией определены ключевые задачи развития транспортной системы Московской агломерации на период до 2035 года:

• увеличение протяжённости каркаса транспортной сети и сокращение времени поездки на пассажирском транспорте;

• повышение ценовой доступности перевозок общественным транспортом;

• повышение комфортности и безопасности перевозок;

• снижение транспортных издержек при доставке грузов в Москву и Московскую область в условиях жестких экологических, градостроительных и транспортных ограничений для грузового транспорта и логистики;

• внедрение новых технологий в транспортной системе Москвы и Московской области.

Под каждую из задач Стратегии определены подзадачи и целевые индикаторы на период 2024, 2030 и 2035 гг., которые характеризуют состояние или развитие транспортной системы. В Стратегии рассматривается три сценария реализации – консервативный, базовый и оптимистический, соответствующие социально-экономическим сценариям развития Москвы и Московской области.

В рамках исполнения поручения Координационного совета АНО «ДМТУ» проведен мониторинг индикаторов развития транспортной системы г. Москвы и Московской области за 2021 год на основе статистической информации, полученной из официальных открытых источников, а также информации, поступившей от причастных организаций.

По итогам 2021 года достигнуты следующие показатели:

1. Увеличение протяжённости каркаса транспортной сети и сокращение времени поездки на пассажирском транспорте

В 2021 году протяженность введенных в эксплуатацию автодорог увеличилась на 224,3 км (101,66 км федеральных автодорог, 94,73 км автодорог в Москве и 27,9 км в Московской области).

Основные объекты дорожного строительства, введенные в эксплуатацию в 2021 году:

Федеральные дорожно-мостовые объекты:

– мост через р. Вейна (на км 33+402 А-108);

– участки на М-5 «Урал» (км 19 - км 28+000, обход п. Октябрьский с мостом через р. Москва км 28 - км 37) и М-1 «Беларусь» (км 33 - км 84, ПК № 3, I -3 этапы);

– ЦКАД (ПК №1 Этапы 1.1, 2.1, 3.1).

Основные дорожно-мостовые объекты на территории Москвы:

– участки Северо-Восточной хорды;

– транспортная развязка на пересечении МКАД с Волоколамским шоссе;

– транспортные развязки от станции МЦК Ботанический Сад до ул. Сельскохозяйственная в рамках строительства участка Северо-Восточной хорды от Ярославского до Дмитровского шоссе и на пересечении с 5-м проездом Подбельского и Открытым шоссе;

– мост через р. Сходня по проекту реконструкции Волоколамского шоссе;

– магистральная улица районного значения от пос. Московский до ст.м. «Филатов Луг»;

– автомобильная дорога от М-3 «Украина» - дер.Середнево - дер.Марьино - дер.Десна;

– автомобильная дорога «Воскресенское - Каракашево - Щербинка»;

– путепровод на пересечении улицы 1-я Советская с путями Белорусского направления МЖД вблизи платформы Жаворонки.

Основные дорожно-мостовые объекты на территории Московской области:

– транспортные развязки на пересечении М-10 «Россия» и ул. Репина в г. Химки и М-10 «Россия» - «Ложки-Поварово-Пятница» в го Солнечногорск;

– участок автодороги Каширское ш. - Киселиха в г. Домодедово;

– обход с. Кривандино в го Шатура;

– путепровод, соединяющий ул. Фрунзе с М-8 «Холмогоры».

Протяженность введённых линий метрополитена увеличилась на 21,9 км (участок линии метрополитена «Хорошевская – Каховская»). Совокупная пропускная способность новых железнодорожных станций и станций метрополитена, введенных в эксплуатацию – 238,2 тыс. чел./час.

Объекты строительства железнодорожной инфраструктуры и метрополитена, введенные в эксплуатацию в 2021 году:

– 7 железнодорожных станций и остановочных пунктов МЦД: Баковка (D1), Внуково (D4), Щукинская (D2), Апрелевка (D4), Кокошкино (D4), Аминьевская (D4), Матвеевская (D4);

– железнодорожная станция «Терминал «Восточный» (ТПУ Локомотив МЦК)» для приема и отправления пассажирских поездов дальнего следования;

– 11 новых станций метро: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», «Проспект Вернадского», «Народного Ополчения», «Мнёвники»;

– станция «Каховская» после реконструкции.

Также в 2021 году были продолжены работы на объектах железнодорожной инфраструктуры на Ярославском и Горьковском направлениях МЖД, а также работы по строительству: соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлениями, II главного пути на участке Реутово-Балашиха, III и IV главных путей на участках Москва-Каланчевская-Москва-Курская и Москва-Курская-Карачарово, ветви в СТК аэропорта Шереметьево, участков Наугольный-Желтиково, Желтиково-Костино и Костино-Иванцево Большого кольца Московской железной дороги.

Индекс загруженности автомобильных дорог в Московском регионе по методологии TomTom составил 61% в 2021 году. Данный показатель приблизился к допандемийному уровню 2019 года в связи с постепенным снятием ограничительных мер по короновирусу и увеличением деловой активности в Москве и Московской области.

2. Повышение ценовой доступности перевозок общественным транспортом

Среднемесячные затраты пассажира на проезд на 44 поездки (по две поездки каждый рабочий день) в Москве в 2021 году составили 1848,0 рублей, а в Московской области – 1421,10 рублей.

Отношение среднемесячных затрат на общественный транспорт к среднедушевым доходам населения Москвы и Московской области в 2021 году снизилось до 2,3%, а доля безналичной оплаты проезда увеличилась до 99,36%. Данные показатели достигли целевых значений 2024 года по оптимистическому сценарию развития.

3. Повышение комфортности и безопасности перевозок

В 2021 году Правительством Москвы продолжились закупки нового подвижного состава: приобретено 400 электробусов (на маршрут вышел 1000-й электробус) и более 800 новых автобусов стандарта Евро-5 по госконтрактам с коммерческими перевозчиками, также для обеспечения транспортной работы обновлен парк трамваев на 109 ед. и поставлено 337 новых вагонов метро.

Коммерческими транспортными организациями Московской области приобретено (в т.ч. в лизинг) 340 автобусов (295 ед. малого класса, 40 ед. среднего класса, 5 ед. большого класса) для обслуживания маршрутов регулярных перевозок.

Доля подвижного состава пассажирского транспорта, приспособленного для маломобильных граждан, увеличилась по сравнению с прошлым годом и планомерно приближается к плановым целевым показателям 2024 года.

В рамках повышения уровня безопасности и экологичности транспортной системы в Московском транспортном узле следует отметить следующие показатели:

– количество погибших в ДТП в 2021 году снизилось до 5,6 чел. на 100 тыс. населения Москвы и Московской области (по Москве – 2,8 чел./100 тыс., по Московской области – 10,1 чел. на 100 тыс. населения);

– оснащение четырехполосных автомобильных дорог федерального значения вне МКАД системами разделения встречных направлений движения достигло 96%;

– количество выделенных полос для движения маршрутного транспорта в Москве увеличилось на 11,94 км (общая протяженность составила 392,44 км). В Московской области появились 2 выделенные полосы на ул. Чистяковой (Трехгорка) и Расторгуевском шоссе у ЖК «Бутово Парк». В Москве создано дополнительно 6,3 тыс. парковочных мест и 12 перехватывающих парковок;

– в 2021 году в системе общественного проката Московского региона количество поездок на велосипедах составило почти 5 млн поездок и значительно увеличилось количество поездок на самокатах (совершены рекордные 8,6 млн поездок в Москве и 2 млн поездок в Московской области);

– объём выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта снизился по сравнению с 2020 годом на 120,86 тыс. т и составил в 2021 году 422 тыс. т (214 тыс. т по Москве и 208 тыс. т по Московской области).

4. Снижение транспортных издержек при доставке грузов в Москву и Московскую область в условиях жестких экологических, градостроительных и транспортных ограничений для грузового транспорта и логистики

Объём грузовых перевозок на железнодорожном и водном транспорте в Москве и Московской области увеличился в сравнении с 2020 годом и составил 67,4 и 7,7 млн т соответственно. Доля грузовых автомобилей в транспортном потоке на улично-дорожной сети Москвы в дневное время (с 6:00 до 22:00) снизилось до 8%.

В 2021 году в Московском регионе введено 2,8 млн кв. м складской инфраструктуры класса А и Б. Площадь качественных складских комплексов составила 18,8 млн кв.м, объем предложения качественной складской инфраструктуры в пределах МКАД вырос до 1518 тыс. кв. м (источник информации – АО «Найт Фрэнк»).

В настоящее время в активной фазе реализуются 3 мультимодальных транспортно-логистических центра, предусмотренных ведомственным проектом Минтранса России «Формирование сети транспортно-логистических центров»: в Москве – ТЛЦ «Ховрино», в Московской области – ТЛЦ «Белый Раст» и ТЛЦ «Электроугли».

5. Повышение экологичности транспортных процессов

Доля транспортных средств, включая личный, грузовой и общественный транспорт с электрическими двигателями в общей численности парка автомобильных транспортных средств и доля электромобилей в общей численности парка индивидуальных транспортных средств выросла до 0,02%.

В 2021 году в Москве поставлено на учет около 1000 ед. транспортных средств с электрическими двигателями, включая электробусы, в Московской области – 685 ед. В Москве установлено 55 электрозарядных станций нового формата для электромобилей (всего 139 электрозарядных станций).

В целях стимулирования совместных поездок при использовании автомобильного транспорта в Московском регионе Правительством Москвы развиваются пассажирские сервисы. Общее количество зарегистрированных в сервисах краткосрочной аренды автомобилей (каршеринга) в 2021 году составило 1 млн ед., в среднем в сутки совершалось 134 тыс. поездок. Общий парк машин такси с разрешениями Москвы и Московской области на конец 2021 года составил более 140 тыс. ед., средний возраст такси – 2,7 года. В 2021 году на такси осуществлено 551 млн поездок. Также в Москве заработали новые сервисы перевозок «По пути» и «Рули».

Подводя итоги развития транспортной системы г. Москвы и Московской области за 2021 год можно отметить положительную динамику, несмотря на действовавшие ограничения в связи с эпидемиологической обстановкой, и достижение некоторыми индикаторами целевых значений по оптимистическому сценарию развития на 2024 год.

Отчет о результатах развития транспортной системы г. Москвы и Московской области по итогам 2021 года