X

Транспортная цифровизация с прицелом на будущее

14.10.2020

На сегодняшний день в рамках разрабатываемой под руководством АНО «ДМТУ» Стратегии развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года подготовлен Технологический прогноз внедрения цифровых и инновационных технологий в транспортный комплекс г. Москвы и Московской области. Помимо этого, сформирована Концепция цифровизации транспортной системы г. Москвы и Московской области.

Описывая тенденции, диагностики, вызовы в части цифровизации транспортной системы Москвы и Московской области, мы разделили их на три категории в соответствии с типами инфраструктуры:

  • перспективы внедрения цифровой транспортной инфраструктуры на объектах улично-дорожной сети (УДС) и рельсового транспорта;
  • перспективы внедрения цифровых технологий в сегменте общественного и «коллективного» транспорта;
  • перспективы внедрения цифровых технологий в сегменте личного транспорта.

Цифровизация на рельсах

В части цифровизации инфраструктуры объектов УДС и рельсового транспорта на основании отечественного и зарубежного опыта предполагается внедрение или улучшение следующей инфраструктуры.

  • Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) и автоматизированное управление светофорными объектами (в части установки дополнительных датчиков, камер, программного обеспечения). Система ИТС Москвы уже частично действует в рамках автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) на отдельных участках дорожной сети. После внедрения системы АСУДД на основных магистралях последует объединение систем в единую ИТС. Однако конкретных сроков реализации проекта в официальных источниках не приводится. На территории Московской области разрабатывается своя система АСУДД, изолированная от Москвы. В перспективе необходимо объединение систем или налаживание единых протоколов обмена информацией.
  • Автоматизированные паркинги и АЗС (для беспилотных ТС) — новое строительство, создание 3D-карт навигации, внедрение дополнительных датчиков и камер на объектах. Перспективы внедрения данной технологии имеются после 2022 года при соответствующем развитии технологий высокоскоростного интернета и высокоточных навигационных сервисов. На данный момент имеется возможность учесть все доступные парковочные лоты, оснастив их датчиками и подключив к системе «Московский паркинг». Сама система должна быть модернизирована и позволять бронировать и оплачивать онлайн фактически потребленное время аренды лота в приложении. Стоит отметить, что строительство автоматизированных паркингов должно происходить в спальных районах городов и по периметру центрального делового района в момент одновременного принятия решения о допуске беспилотных ТС к движению по УДС.
  • Беспилотный рельсовый транспорт — ближайшая перспектива. В рамках Москвы уже в ближайшее время планируется запуск беспилотного движения трамваев (частично) и метрополитена. При новом строительстве трамвайных линий настоятельно рекомендуется обособлять сеть от других элементов УДС и иных участников дорожного движения. Прорабатывается возможность внедрения систем помощи водителю, реализованных с помощью телематического устройства.
  • Road pricing является технологией, заменяющей существующий транспортный налог и топливные акцизы. Для ее функционирования необходимо внедрение программного обеспечения, позволяющего оценивать стоимость проезда по конкретному участку УДС в зависимости от его нагрузки, строительство специализированных расчетных комплексов в составе ЦОДД и внедрение систем оплаты проезда, преимущественно через специализированное приложение. Перспектива внедрения технологии весьма отдаленная — оценочно после 2025 года, так как не существует планов по юридической подготовке смены системы сбора налоговых платежей с автовладельцев.

Общественный транспорт, шеринг и беспилотники

В части перспектив внедрения цифровых технологий в сегменте общественного и «коллективного» транспорта перспективными для внедрения можно назвать такие потенциальные и существующие технологии:

  • Технология умного транспорта и MaaS. Весь общественный транспорт должен быть оборудован датчиками ГЛОНАСС: нахождение и техническое состояние каждого пассажирского ТС должно быть известно в любой момент времени. Также установка камер непосредственно в ТС и анализ данных систем оплаты должны давать возможность оценить загрузку. Аналогичные системы должны существовать на остановках общественного транспорта. Получаемые данные позволят оценить эффективность функционирования сети общественного транспорта.
  • Каршеринг. Система успешно развивается, упрощается доступ пользователей и обслуживание систем. Интерес представляет возможность интеграции всех каршеринговых сервисов в единый для осуществления возможности использования единого электронного кошелька для оплаты использования автомобиля любой компании. Технически данную возможность можно решить в любое время при встречном желании всех операторов. Интерес представляют собой и беспилотные каршеринговые автомобили SAV/SAEV, обещающие кардинальное повышение удобства использования, но активное развитие каршеринговых беспилотных сервисов возможно только после появления беспилотных ТС в продаже.
  • Системы помощи водителю. На сегодняшний день организован процесс проведения испытаний систем помощи водителю. Данные системы позволят существенно повысить уровень безопасности пассажиров, пешеходов и участников дорожного движения. Системы также призваны обеспечить сбор и обобщения высокоточных геоинформационных данных, а также информации о нарушениях правил дорожного движения. Прорабатывается возможность применения систем помощи водителю на территории медицинских учреждений, а также на наземном городском и железнодорожном пассажирском транспорте.
  • Беспилотный общественный и «коллективный» транспорт имеет большие перспективы ко внедрению, в особенности рельсовый транспорт (до 2022 года). Запуск беспилотного движения такси, каршеринга, автобусов возможен после доработки технологии после 2022-2025 гг.
  • Технология краткосрочной аренды велосипедов и электрических самокатов без станций. Система уже активно применяется в различных городах мира. Китайский сервис Ofo планирует выйти на рынок Москвы в ближайшее время. Для апробации сервиса возможен его старт в отдельном районе города.
  • Беспилотные аэротакси — крайне отдаленная перспектива (после 2030 года) внедрения. Предварительно технология будет использоваться в дронах для доставки грузов и сервисах доставки товаров.
  • Передача данных по сетям 5G. Высокоточное геопозиционирование. Сервисы необходимы для функционирования системы умного транспорта и MaaS. Перспектива внедрения — 2022 год (коммерческая эксплуатация). Для каждого ТС необходимы специализированное 5G-оборудование для организации связи V2V и V2X. Технология позволит собирать данные, вычислять статистику, эффективно менять расписание и маршрутную сеть общественного транспорта.
  • Оплата проезда на основе биометрических данных — отдаленная перспектива, нуждается в базе биометрических данных жителей, а также в специализированном оборудовании и софте. Перспектива применения технологии — после 2025 года.

https://itsjournal.ru/articles/urban-environment/transportnaya-tsifrovizatsiya-s-pritselom-na-budushchee/