X

Обзор прессы от 22.08.2016

22.08.2016

РИА НОВОСТИ/ПРАЙМ; 19.08.2016; ПЕРВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ: ГОД БЕЛОЗЕРОВА НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА РЖД

Почти год назад Олег Белозеров был назначен президентом государственного ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), которое входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.
Ранее этот пост более десяти лет занимал Владимир Якунин. Смена главы РЖД прошла достаточно быстро. Информация о планах Якунина покинуть РЖД появилась 17 августа прошлого года, а уже 20 августа премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что Якунин подал заявление об уходе, и президентом РЖД назначен Белозеров, занимавший до этого должность первого замминистра транспорта РФ.
«Это (ОАО «РЖД» – ред.), без всякого преувеличения, одна из составляющих всей российской экономики. На РЖД очень многое держится с точки зрения поддержания конкурентоспособности всей экономики страны», – говорил президент РФ Владимир Путин Белозерову на одной из первых после назначения встреч.
РИА Новости попробовали выяснить у профильных министерств, компаний и организаций, как изменилась ситуация в железнодорожной отрасли с приходом Белозерова на пост президента РЖД.
«Несмотря на то, что на посту президента РЖД Олег Валентинович Белозеров трудится всего только год, качественные изменения в работе железнодорожного транспорта России уже достаточно ощутимы. Во взаимодействии с Минтрансом России компания поддерживает стабильную работу железных дорог и предлагает новые, новаторские идеи для развития отрасли», – прокомментировал РИА Новости министр транспорта РФ Максим Соколов.
Рост прибыли и грузовые тарифы
По словам Соколова, благодаря грамотным управленческим решениям Белозерова по итогам первого полугодия 2016 года зафиксирован рост чистой прибыли компании в 1,5 раза, обеспечена безубыточность деятельности холдинга при минимальном росте тарифной нагрузки и впервые за долгий период взят курс на минимизацию финансовой поддержки со стороны государства.
Чистая прибыль РЖД по РСБУ в первом полугодии 2016 года выросла на 56,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 28,6 миллиарда рублей, сообщалось в отчете компании. Что касается грузовых тарифов, то в 2016 году они проиндексированы на 9%, однако за счет применения тарифного коридора рост в целом по году не должен превысить 7,5%. Госсубсидии к индексации тарифа РЖД впервые за несколько лет не выделялись.
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, одобренному правительством, тарифы на грузоперевозки в 2017 году планируется проиндексировать с января на 4,5%. Белозеров говорил в мае журналистам, что РЖД не будут просить субсидии к грузотарифу и на следующий год.
РЖД, продолжает Соколов, активно занимаются привлечением грузов на железную дорогу за счет предоставления бизнесу преференций в рамках тарифного коридора. В частности, РЖД отменили с начала 2016 года экспортную надбавку к тарифу на перевозку черных металлов.
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев положительно отзывался об этом решении. «То, что уже сейчас руководство РЖД начинает демонстрировать гибкость в отношении не какой-то отдельной компании, а целого класса товаров – это вызывает уважение, это правильная политика по возвращению грузов на железную дорогу», – говорил Артемьев.
Весной он сообщал РИА Новости, что новое руководство РЖД имеет большой кредит доверия. «В том числе, и с нашей стороны. Надо дать им возможности нормально работать. Потому что, если это будет успешная реформа, мы вообще никуда не полезем», – отмечал Артемьев.
Взаимодействие с участниками рынка
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» (СОЖТ), компании-участники которого в общей сложности контролируют около 70% всего парка подвижного состава РФ, Алексей Дружинин со своей стороны отмечает, что со стороны руководства РЖД видны усилия для улучшения взаимодействия с операторами.
По его словам, Белозеров регулярно проводит расширенные встречи с участниками рынка, а при Центре фирменного транспортного обслуживания (филиал РЖД) сформированы совместные рабочие группы для решения оперативных вопросов деятельности железнодорожного транспорта.
«Мы с большим вниманием относимся к последним инициативам, предлагаемым руководством РЖД в части привлечения объемов перевозок грузов на железную дорогу. Считаем, что выдвинутые РЖД инициативы в области тарифного регулирования позволят создать условия для привлечения грузов на железнодорожный транспорт», – говорит Дружинин.
В целом, добавляет он, улучшился вагонооборот, и можно говорить, что управленческие решения, принимаемые РЖД, позволили улучшить эксплуатационную обстановку на сети.
Гендиректор НПК «Уралвагонзавод» Олег Сиенко считает, что Белозеров, как истинный профессионал, в кратчайшие сроки смог разобраться в ключевых проблемах, которые стояли между производителями и потребителями грузового подвижного состава.
«В итоге при его поддержке руководством страны были приняты решения, которые фактически спасли вагоностроение и стабилизировали отрасль, а главное – существенно повысили безопасность движения по железнодорожным путям», – сказал Сиенко РИА Новости.
Кроме того, добавил топ-менеджер, практически сразу началось восстановление и рост уровня перевозок, сократилось время доставки грузов. Конкурентоспособность железнодорожного транспорта начала расти, особенно с учетом развития коридора Север-Юг.
Поезд провезет туристов из Москвы в Пекин в честь столетия Транссиба
Среди задач госкомпаний в последние годы значится оптимизация расходов. Белозеров в октябре прошлого года на встрече с Медведевым говорил, что «развитие возможно исключительно за счет оптимизации нашей деятельности». «Это отрадно слышать, потому что обычно говорят: мы уже все, что можно, выжали, мы уже все оптимизировали, и дальше возможностей для оптимизации нет», – отвечал на это Медведев.
Отмечал работу нового руководства РЖД в части сокращения издержек и министр финансов РФ Антон Силуанов.
«В РЖД пришло новое руководство, отчиталось, что сократило объем субсидий, которые идут из бюджета на деятельность этой компании. Правда, льготы зато получили налоговые примерно в объеме тех же самых субсидий. Во всяком случае, пришли новые люди и начали работать над теми проблемами, которые раньше не решались, и которые повышают эффективность этой компании, повышают ее капитализацию, повышают уровень инвестиций и сокращают издержки, что абсолютно правильно», – говорил Силуанов в марте текущего года.
Белозеров на селекторном совещании в августе текущего года подтверждал, что вектор развития компании направлен на повышение внутренней эффективности, усиление клиентоориентированности, системную работу с издержками и рациональное использование имеющихся ресурсов. По его словам, в первом квартале РЖД оптимизировали годовые расходы на 43,7 миллиарда рублей, а на данный момент еще на 9,3 миллиарда рублей. «Считаем, что это не предел», – цитировали РЖД президента компании.
Отмечает работу по оптимизации расходов и министр транспорта РФ. «В конце прошлого года значительно сокращены расходы по перевозочным видам деятельности (почти на 40 миллиардов рублей). В первом полугодии также наблюдается серьезная оптимизация расходов (на 53 миллиарда рублей). Успешно реализована задача по замещению государственных средств ФНБ рыночными заимствованиями в размере 40 миллиардов рублей», – перечисляет Соколов.
Внимание пассажирам
Одним из важных сегментов работы РЖД являются пассажирские перевозки. Белозеров в конце прошлого года сообщил, что 2016 год в РЖД объявлен Годом пассажира. Компания разработала специальный план из нескольких разделов. Среди них, в частности, оптимизация ценовых предложений на пассажирские перевозки, приобретение нового подвижного состава и т.д.
«Впервые за всю историю железных дорог самое внимательное участие уделено нашим пассажирам», – отмечает министр транспорта РФ Соколов.
По его словам, разработана комплексная программа по развитию сервисов, предоставлены скидки детям на летние каникулы, обновляется подвижной состав, на вокзалах заработал качественный Wi-Fi, внимательно рассматриваются жалобы пассажиров и принимаются меры.
Министр напомнил о росте пассажирооборота c начала года более чем на 3%, спроса на перевозки пассажиров скоростными поездами и поездки в двухэтажных поездах, увеличении перевозок в сообщении с курортами Северного Кавказа и Черноморского побережья, положительной динамике погрузки (почти 2% за семь месяцев) в непростых экономических условиях.
Уверенно развиваться
«В целом я считаю, что РЖД приобрели в лице Олега Валентиновича Белозерова ответственного руководителя, способного решать самый широкий спектр задач по развитию железнодорожного транспорта, поддерживать надежное функционирование отрасли, а главное – обеспечивать комфорт и качество перевозок для пассажиров», – считает Соколов.
Белозеров до назначения президентом РЖД с мая 2015 года был первым заместителем Соколова. Чуть ранее – с марта 2009 года – заместителем министра транспорта РФ. До этого, в частности, являлся руководителем Федерального дорожного агентства (Росавтодор).
«Будучи первым заместителем министра транспорта, Олег Валентинович обеспечивал устойчивое функционирование дорожного хозяйства, был моим надежным партнером, и я уверен в том, что его профессиональные знания и навыки, безусловно, принесут положительные результаты в важнейшей для России железнодорожной отрасли», – резюмирует Соколов.
«Можно однозначно сказать, что системный выверенный подход Олега Валентиновича к постановке задач и достижению целей показал, что и в кризисные для экономики времена железнодорожная отрасль может уверенно развиваться, а РЖД – показывать хорошие результаты деятельности компании», – соглашается с министром гендиректор УВЗ.