X

Обзор прессы от 05.12.2016

05.12.2016

MK.RU; 2016.12.02; АВИАДЕБОШИРЫ ЗАВИСЛИ В ВОЗДУХЕ

Проблема авиадебоширов после целого ряда вопиющих случаев нарушения безопасности полета, заставляет искать пути ее решения. Эксперты видят выход из ситуации в принятии серьезных законодательных мер к нарушителям безопасности во время авиарейса, пишет «Комсомольская правда».
Разгул хулиганов, мешающих экипажу выполнять свои обязанности, а пассажирам – комфортно провести время во время полета, стал подлинной головной болью для перевозчиков. Из-за выходок пьяных или просто агрессивных и невменяемых пассажиров авиакомпании нередко вынуждены задерживать рейсы, а то и вовсе отменять их. Отсюда – потеря прибыли и урон репутации.
Серьезность проблемы очевидна и общественности, и представителям власти, но, несмотря на то, что президент России Владимир Путин еще несколько месяцев назад поручил ужесточить наказание для авиадебоширов, чиновники не спешат выполнять поручение главы государства. Минтранс самоустраняется от этой проблемы, а у новой Думы, по всей видимости, есть и более насущные дела.
Между тем, сама проблема никуда не делась и с каждым днем все отчетливее напоминает о себе новыми громкими случаями на бортах самолетов. Вот лишь несколько из них.
Бортпроводники рейса Москва-Париж, устав препираться с нарушителем, были вынуждены скрутить мужчину, поведение которого несло угрозу безопасности полета. Пьяный нижегородец, решивший отдохнуть в Дубае, заявил экипажу, что пронес на борт бомбу, которую намерен взорвать.
Один из последних случаев –летевший по маршруту Лос-Анджелес-Москва самолет вынужденно сел на арктическом канадском острове Баффинова Земля из-за агрессивных выходок мужчины. Пассажиры рейса в какой-то момент могли всерьез обеспокоиться за свою жизнь, видя, как дебошир разгуливает по салону, сообщая всем, что он террорист, и требуя посадить самолет. Угомонить хулигана помогла канадская полиция, после того как экипаж совершил экстренную посадку.
От опасных действий авиахулиганов необходима защита, которую надлежит прописать на законодательном уровне, уверены эксперты.
«В отношении таких дебоширов должны приниматься более серьезные меры, – считает председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина. – Если бы нарушителей порядка на борту на какое-то время вносили в черный список, это было бы хорошей практикой. Люди должны понимать, что они летят не одни, и если они своим поведением будут подвергать опасности других пассажиров и экипаж, то в дальнейшем им будет отказано в полетах. Многие зарубежные авиакомпании уже используют эту практику, но российское законодательство пока не позволяет нашим авиаперевозчикам запрещать бронировать билеты лицам, занесенным в черные списки».
Эксперты сходятся во мнении: когда законодатели, наконец, введут уголовную и административную ответственность для нарушителей правил безопасности полетов, у дебоширов будет куда меньше желания и возможностей устраивать в салоне авиалайнера пьяные кутежи и пугать окружающих своими безотчетными поступками. Пока же задержать буяна и избавить пассажиров от его присутствия может лишь полиция, которая приезжает уже после посадки самолета. А во время полета в противодействии авиахулиганам экипаж и пассажиры предоставлены сами себе.
«Наказание должно быть серьезным и соответствующим тому вреду, который наносят граждане в слабовменяемом состоянии или просто пытающиеся устроить скандал на борту авиалайнера, – говорит первый вице-президент молодежного союза юристов РФ, Артем Кирьянов. – Это напрямую затрагивает безопасность большого количества людей. Поэтому совершенно очевидно, что проблему необходимо решать. Другой вопрос – почему на сегодня наметилась определенная пауза в этом решении, по крайней мере, это так воспринимается общественностью. Мы не видим движения субъектов законодательной инициативы, будь то правительственные структуры или депутаты Госдумы. Пока непонятно, в какие сроки будет решаться поставленная по дебоширам на авиалиниях задача…Ни одному пассажиру не хочется быть заложником ситуации, где люди в состоянии измененного сознания позволяют себе рисковать его жизнью».
В самом деле, у людей после таких новостей нередко появляется страх полета. Однако и депутаты, и Минтранс пока заняты другими делами и эффективных мер сдерживания воздушных хулиганов все еще нет. Недавно транспортное ведомство провело круглый стол, где снова все свелось лишь к поверхностному обсуждению проблемы противодействия авиадебоширам без каких-то конкретных действий.
В этой ситуации удивляет, что даже после поручения президента ответственные за решение вопроса чиновники пока не стремятся выполнить то, чего от них хотят и глава государства, и российская общественность – ужесточить, наконец, наказание для хулиганов. Пока же регламент поведения пассажиров на борту самолета слишком мягок к авиадебоширам, соответственно и о новых случаях нарушения безопасности в салонах воздушных судов мы еще не раз услышим.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.05; РЖД ЗАПУСТЯТ СКОРЫЙ ПОЕЗД ИЗ ИРКУТСКА В УЛАН-УДЭ С 20 ДЕКАБРЯ

АО «Федеральная пассажирская компания» (филиал ОАО «РЖД») с 20 декабря откроет движение нового скорого поезда «Иркутск – Улан-Удэ», сообщает правительство Бурятии.
Из Иркутска пассажирский поезд будет отправляться по вторникам, пятницам и воскресеньям. Отправление из Улан-Удэ назначено на среду, субботу и понедельник.
В составе поезда будут восемь вагонов: один купейный, один штабной и 6 вагонов с комфортными мягкими сиденьями. По предварительным оценкам РЖД, расчетное количество перевезенных пассажиров в нем составит 123,6 тыс. человек в год.
Новый поезд станет альтернативой привычному поезду «Иркутск-Наушки», следующему ночью.

РИА НОВОСТИ; 2016.12.02; ВЛАСТИ КАЛИНИНГРАДА ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ИДЕИ ЗАПУСКА ЭКСПРЕСС-ПОЕЗДА В АЭРОПОРТ

Калининградские власти пока не рассматривают вопрос строительства железнодорожной ветки и запуска экспресс-поезда между центром города и аэропортом «Храброво», рассказал журналистам в пятницу зампредседателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов.
«Три фактора – близость аэропорта, наличие хорошей и удобной для сообщения автомобильной дороги, и третье – это пассажиропоток. Мы рассматривали, изучали возможность интермодальных перевозок. Она становится рентабельной, если количество пассажиров, которые будут перевезены, будет более 1,5 миллиона человек в год. Пока эта цифра не дает возможности реализовать этот проект», – сказал Рольбинов.
По его словам, к этой теме можно будет вернуться через некоторое время, когда после окончания реконструкции аэровокзального комплекса сформируется стабильный пассажиропоток.
Работы по реконструкции в калининградском аэропорту «Храброво» ведутся с 2013 года по двум направлениям: реконструкция аэродромных объектов и аэровокзального комплекса. Площадь аэровокзального комплекса составит около 40 тысяч квадратных метров. По окончанию реконструкции аэропорт сможет обслуживать до 5 миллионов пассажиров в год. В 2015 году объем пассажирских авиаперевозок составил более 1,5 миллиона человек. Реконструкция аэродромных объектов позволит принимать самолеты любого класса. Ожидается, что все работы должны быть завершены к чемпионату мира по футболу, в Калининграде пройдут четыре матча группового этапа: 16, 22, 25 и 28 июня.
Первый в истории чемпионат мира по футболу на территории России пройдет с 14 июня по 15 июля 2018 года. Матчи турнира будут сыграны в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.02; РЖД МОГУТ ПЕРЕНАПРАВИТЬ ДО 10 МЛРД РУБ. С ЛИНИИ МЕЖДУРЕЧЕНСК-ТАЙШЕТ НА ОБХОД УКРАИНЫ

ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) может получить возможность перераспределить неиспользованные 10 млрд руб., выделенные государством через взнос в уставный капитал компании для модернизации линии Междуреченск-Тайшет на строительство «обхода Украины».
Соответствующую поправку к бюджету РФ на 2017-2019 гг. одобрил комитет Государственной думы РФ по бюджету и налогам, сообщил корреспондент «Интерфакса».
«Этой поправкой мы просим предоставить правительству право в части взносов в РЖД перераспределять ассигнования между двумя проектами, а именно на строительство железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск с Междуреченска-Тайшета на железную дорогу в обход Украины», – заявила первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко на заседании комитета по бюджету и налогам.
В материалах к заседанию фигурирует цифра «до 10 млрд руб.». Выделение средств было запланировано в бюджетах 2014-2015 гг.
Поправки ко второму чтению федерального бюджета также предусматривают взнос в уставный капитал ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (MOEX: UNAC) в целях последующего взноса этих средств в капитал дочернего сообщества. Согласно тексту поправки, предоставленные ассигнования будут направлены на реализацию механизма гарантии остаточной стоимости воздушных судов. В 2017-2019 годах взнос предусмотрен в суммах 676 млн, 612 млн и 1,06 млрд соответственно.

ИНТЕРФАКС 2016.12.02; РЖД РАССЧИТЫВАЕТ НА ОБНУЛЕНИЕ НДС ПРИ ПОКУПКЕ ВАГОНОВ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЧМ-2018

ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) (РЖД) считает, что в рамках подготовки к ЧМ-2018 необходимо обнуление НДС при покупке нового подвижного состава, сообщил заместитель генерального директора АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК, «дочка» РЖД, занимается перевозками в дальнем следовании) Константин Торубаров журналистам в Калининграде в пятницу.
«Мы ведем сегодня очень серьезную работу с правительством РФ (в рамках подготовки к ЧМ-2018 – ИФ). Если произойдет обнуление НДС, мы новый подвижной состав, его покупку увеличим где-то в 2,5 раза. За счет этого мы сможем улучшить качество обслуживания пассажиров», – сказал К.Торубаров.
По его словам, в настоящее время РЖД совместно с дирекцией, которая будет заниматься перевозками во время ЧМ-2018, ведет мониторинг с целью определения дополнительного количества поездов в тех городах, где пройдут матчи чемпионата. И за счет обновления подвижного состава появятся дополнительные рейсы.
При этом К.Торубаров не уточнил стоимость новых купейных и плацкартных вагонов, отметив, что цена зависит от таких опций, как кондиционер, биотуалет, навигационная система и других. По его словам, «вагон стоит чуть больше, чем 6 млн рублей».
В пятницу ФПК передала Калининградской железной дороге 16 купейных и 18 плацкартных новых вагонов для фирменного поезда «Янтарь», курсирующего по маршруту Калининград-Москва-Калининград. Данного количества достаточно для формирования трех составов.

ИЗВЕСТИЯ; НАДЕЖДА МЕРЕШКО; 2016.12.05; ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ УХОДЯТ В ОНЛАЙН

Электронная площадка по продаже железнодорожных грузоперевозок начнет работать в тестовом режиме уже в декабре 2016 года. Полностью на современный формат централизованного взаимодействия грузоперевозчики и грузоотправители перейдут в новом году.
Скорый запуск в работу электронной торговой площадки (ЭТП) анонсирован президентом ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозеровым в рамках X Международного форума «Транспорт России».
По данным РЖД, использование ЭТП повысит доступность, прозрачность и качество оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом. Новые условия будут способствовать увеличению объемов перевозки грузов, уверены в госмонополии.
Напомним, что эта идея возникла у РЖД и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России летом этого года.
– Торговая площадка должна стать интернет-платформой, с помощью которой бизнес, прежде всего малый и средний, сможет с помощью компьютера или смартфона сделать онлайн-заказ на перевозку груза, – так руководитель ФАС Игорь Артемьев на тот момент сформулировал основную концепцию торговой площадки.
В РЖД «Известиям» подтвердили, что с запуском электронной биржи ожидается рост спроса на перевозки со стороны новых клиентов из сегмента малых и средних предприятий, которым требуются перевозки на нерегулярной основе.
Разработанная к настоящему времени ЭТП, по словам президента РЖД, позволит грузоотправителям разместить заказ на перевозку, рассчитать ее стоимость, иметь доступ к информации о состоянии заказа и местонахождении вагона с грузом.
Комфорт от использования грузоотправителями ЭТП обеспечит несложная последовательность действий. Прежде всего размещенный заказ на грузоперевозку должен пройти проверку в РЖД. По ее результатам выносится решение о возможности выполнения перевозки. Регламентируется взаимодействие сторон уставом железнодорожного транспорта РФ.
После согласования заказа грузовладелец может приступать к поиску оптимального варианта по его выполнению. Все предложения по предоставлению вагонов сопровождаются информацией о возможных дополнительных услугах, вариантах исполнения заказа и стоимости услуг. Причем для выполнения заказа клиенты смогут привлекать ближайший доступный грузовой вагон на недискриминационных условиях с автоматическим подтверждением плана перевозки, добавили в РЖД. После выбора клиентом подходящего варианта запускается механизм оформления перевозочных документов.
В компании, однако, предупредили, что в период тестовой работы электронной площадки (то есть до конца текущего года) будет действовать ряд ограничений. В частности, будет доступна лишь базовая услуга грузоперевозки в полувагонах или крытых вагонах. А из пяти возможных видов отправок выполняться будут повагонно-групповые. Обязательным условием выступит полная предоплата услуги непосредственно грузоотправителем посредством единого лицевого счета либо банковского перевода.
Впрочем, действие указанных ограничений продлится недолго. Уже с 2017 года у грузоотправителей будет возможность заказать под перевозку любой тип вагона при любом виде отправки, а в дополнение к базовому перевозочному сервису получить нужные дополнительные услуги. Оплачивать заказ сможет при этом любой зарегистрированный пользователь электронной торговой площадки, в том числе и банковской картой. А груз может быть перевезен и в случае неполной оплаты данной услуги, но при наличии гарантии оплаты от клиента биржи.
Ключевой вопрос создания электронной площадки – размер вагонного парка, который можно будет арендовать для грузоперевозок. Он будет сформирован подвижным составом, который захотят разместить операторы, с которыми будут достигнуты договоренности по сотрудничеству. Проявят ли интерес к работе на новой площадке крупные железнодорожные операторы и будет ли достаточным сформированный парк вагонов, пока неизвестно. По оценкам экспертов, биржа должна обеспечить возможность аренды около 200 тыс. вагонов.
При этом ряд крупных операторов сейчас уже работает на аналогичной площадке, которая начала действовать весной 2016 года. Генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД) Павел Иванкин напоминает, что своим успехом «биржа вагонов», запущенная компанией RailCommerce, обязана Федеральной грузовой компании.
Напомним, в мае 2016 года ФГК передала на биржу часть своего парка вагонов, который был предложен грузоотправителям лотами по сто полувагонов. Компания стала первым крупным оператором, который начал сотрудничать с RailCommerce. Вслед за ФГК на торги начали выставлять вагоны и ряд других операторов, в том числе Первая грузовая компания, «Нефтетранссервис», Новая перевозочная компания и ряд других.
За полгода работы площадки на торгах продано более 30 тыс. вагонов. По данным пресс-службы электронной площадки, под перевозки в декабре было выставлено 4,71 тыс. вагоноотправок, из которых торги по 3,72 тыс. признаны состоявшимися.
В предстоящей конкурентной борьбе у площадки, которую создают РЖД и ФАС, есть преимущество в виде административного ресурса и технического превосходства платформы, на которой она реализуется.
– Преимуществом ЭТП будет являться наличие единой базы данных спроса на перевозки и предложения вагонов, а также более высокая скорость обработки заказов, – сообщили в РЖД.
Более того, создание биржи будет способствовать развитию конкуренции на рынках перевозок грузов и предоставления вагонов, что найдет отражение в стоимости услуг. После реализации всего функционала площадки и демонстрации ее преимуществ интерес к работе площадки и, как следствие, объем заказов может вырасти, полагают в РЖД.
Дополнительное преимущество от работы подобной системы связано с возможностью повышения прозрачности выбора поставщика, добавил Павел Иванкин. При этом если традиционная аренда лотов будет дополнена возможностью оперативного заказа вагонов в период 3–5 дней, можно обеспечить значительное увеличение числа участников.
– Только при волевом желании монополии допустить к своим базам участников рынка такие площадки смогут функционировать, – уверен эксперт, напомнив о неоднократных попытках создания аналогичных площадок, которые в полной мере так и не заработали.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 2016.12.05; АВТОБУС ВЪЕДЕТ В ЭЛЕКТРИЧКУ

Объем пригородного сообщения будет расти, уверен глава РЖД Олег Белозеров. Спрос на электрички, благодаря их надежности, экологичности и безопасности, увеличивается во всем мире.
Добавляет пригородному сообщению привлекательности еще и принятое правительством решение о субсидировании ставки по инфраструктуре 0,01 до 2030 года, сказал глава РЖД. Кроме того, на 15 лет установлена скидка 99 процентов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Ранее эта скидка устанавливалась ежегодно, напомнил генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Для того чтобы развивать пригородные перевозки, нужно создать условия на долгосрочной основе, чтобы понимать, кто за что будет и может платить и гарантировать перевозку, пояснил Олег Белозеров. Кто будет покупать новый подвижной состав, если он не знает, окупится он или нет? Сегодня износ пригородных поездов в целом составляет 65 процентов, но по некоторым депо достигает 85 процентов. Процесс обновления идет, но очень медленно.
А долгосрочный подход позволит разрабатывать инвестиционные планы на длительные сроки и повысит прозрачность стоимости, отметил Павел Иванкин.
В 2016 году объем господдержки пригородного комплекса составил 37,1 миллиарда рублей (в 2015 году было 33,8 миллиарда). В эту сумму входят и те средства, которые правительство компенсирует железнодорожникам за использование путей.
«Посмотрим, какие цифры будут отражены в бюджете на пригородное сообщение на следующий год. Но если исходить из принятого решения по субсидированию ставки по инфраструктуре, то всем регионам на следующий год будет компенсирована часть расходов на пригородное сообщение», – надеется Белозеров.
Пригородные электрички сейчас ходят в 72 регионах, и отвечают за них 25 пригородных компаний. Пассажирооборот начиная с 2013 года в пригородном сообщении имеет отрицательную динамику и сократился на 5 процентов.
В 2017 году, даже несмотря на постановление правительства, проблемы при подписании соглашений о компенсации расходов между заказчиком и исполнителем возникнут, уверены эксперты. Изменить диалог одномоментно не получится. Пассажирооборот, скорее всего, также покажет отрицательную динамику. Удовлетворенность потребности пассажиров снизится в целом по сети до 75-78 процентов, прогнозирует Павел Иванкин.
Однако количество прибыльных пригородных компаний не уменьшается. Это позволяет надеяться на изменение тренда и переход в 2018 году к прогнозируемой тарифной политике в определенных регионах, добавил он.
Пригородному сообщению во всем мире уделяется должное внимание. В Европе законодательно закреплены понятия государственного (регионального) заказа, определены исполнители и источники финансирования. Многие европейские города рассматривают пригородный железнодорожный транспорт как базовое транспортное средство. Государственный (региональный) заказ есть и в России. Региональные власти уже представили в минтранс свои планы развития пассажирского сообщения. Там учтено и автобусное, и железнодорожное сообщение.
В РЖД намерены сконцентрироваться на развитии не только железнодорожного, но и автобусного сообщения для организации мультимодальных перевозок внутри регионов. Отвечая на вопрос «РГ» о том, будут ли в РЖД создавать автобусные компании, Белозеров отметил, что удобнее было бы «договориться с автоперевозчиками».
«Мы хотели бы создать условия для таких перевозок. Если региональные власти не захотят или не смогут, постараемся сами создать, чтобы потом из так называемых непрофильных активов (автобусных компаний) выйти. Но будет услуга, которая станет работать совместно с железнодорожным транспортом», – добавил Белозеров.
Регионы хотят развиваться в таком ключе. Это есть в их транспортных планах по оптимальной доставке людей. «На этой базе и будем смотреть, где будет работать железнодорожный транспорт, где автобусы, а где индивидуальный транспорт», – сказал Белозеров.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ВЛАДИМИР КУЗЬМИН; 2016.12.04; СЕРВИС ПОСТАВЯТ НА РЕЛЬСЫ

Правительство сохранит поддержку железных дорог в 2017 году, но ждет от менеджмента ОАО «РЖД» роста эффективности.
Премьер-министр Дмитрий Медведев посетил выставку «Транспорт России», проходящую в рамках «Транспортной недели». Ему продемонстрировали перспективные отечественные наработки в этой сфере. Компания Volgabus выставила беспилотный автобус «Матрешка». Глава правительства попросил осторожно внедрять подобные виды транспорта, чтобы он не стал бесконтрольно передвигаться, создавая проблемы. «Уралвагонзавод» представил макет не имеющей аналогов в мире бесшовной железнодорожной цистерны для жидких грузов, а «Совкомфлот» – макеты морских судов.
ОАО «Российские железные дороги» помимо макета поезда «Стриж» показали также железнодорожный состав, который проектируется специально под высокоскоростные магистрали. Одна из них, как известно, свяжет Москву и Казань. Первый ее участок, до Владимира, – рассказал глава РЖД Олег Белозеров, – уже передан на госэкспертизу. «Следующий этап – в январе и первое полугодие, мы немножко попросим, Дмитрий Анатольевич, сдвинуть нам график, так как мы хотим сделать более качественно», – обратился он к премьеру.
– Сделайте более качественно, потому что проект очень недешевый, и нужно сделать все так, чтобы потом не жалеть ни об одном решении, – согласился председатель правительства.
О развитии железнодорожной отрасли премьер как раз и собирался поговорить здесь же на площадке выставки, собрав специальное совещание. Ведь именно от устойчивой, надежной работы железнодорожного транспорта зависит повседневная жизнь огромного количества людей, которые регулярно пользуются пригородными электричками или поездами дальнего следования, подчеркнул он. «Скоро сезон новогодних каникул, – добавил Медведев. – Это означает, что «Российским железным дорогам» предстоит перевезти миллионы пассажиров и, конечно, сделать все, чтобы наши граждане сохранили о своем путешествии по России максимально благоприятные впечатления».
Огромное значение железные дороги имеют для экономики страны, перед которой стоит задача увеличить объемы промышленного экспорта, для чего необходимо модернизировать логистические и транспортные возможности, встраиваться в глобальные транспортные коридоры. Для этого в железнодорожную инфраструктуру продолжат вкладывать инвестиции даже в непростых экономических условиях. «Объем капитальных вложений компании «Российские железные дороги» на следующий год планируется увеличить почти до 470 миллиардов рублей, – сказал глава правительства. – За счет этих инвестиций должно быть реконструировано свыше 2,5 тысячи километров пути, приобретено около 450 новых локомотивов».
Баланс системы тарифных, налоговых и имущественных решений в РЖД необходим в интересах общего курса на сокращение издержек. Эту госкомпанию, как и другие, не обошел стороной процесс оптимизации бюджета. «Процесс этот всегда сложный и не очень приятный, но его нужно проходить, как его прошло правительство, когда готовило федеральный бюджет», – подчеркнул Дмитрий Медведев. Из-за дефицита средств в госказне железные дороги уже в этом году не получили от государства общую субсидию на компенсацию расходов на текущую деятельность. Но от прочих механизмов поддержки РЖД, носящих целевой характер, правительство отказываться не собирается, сохранив их на следующий год. «Это и субсидии на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, и субсидии на услуги инфраструктуры при перевозке пассажиров в пригородном сообщении, и скидка на билеты для школьников, субсидии на сообщение с Калининградской областью и некоторые другие меры», – напомнил премьер. Кроме того, до 2030 года обнулен НДС на услуги пригородных перевозок. Предполагается такое же обнуление и на тот же срок для дальнего сообщения. Также на реализацию приоритетных инвестиционных проектов направляются бюджетные средства в уставной капитал компании. «Рассчитываю, что менеджмент РЖД продолжит работу над повышением эффективности – это важнейшая задача, – обратился глава кабинета министров к руководству компании, – при этом обеспечит устойчивость и безопасность системы, будет совершенствовать технологии, организационные подходы, применять результаты независимого ценового и технологического аудита проектов, использовать другие современные управленческие подходы». Уходящий год был объявлен Годом пассажира. «По большому счету каждый год должен быть в интересах пассажиров, и пауз, остановок здесь быть не должно, – указал Дмитрий Медведев. – Требования людей к сервису, к качеству подвижного состава растут, и железные дороги должны соответствовать современным реалиям».

КОММЕРСАНТ; ИВАН БУРАНОВ; 2016.12.05; «ЛАСТОЧЕК» ПРИВОДЯТ В ЧЕТЫРЕХМИНУТНУЮ ГОТОВНОСТЬ

Запуск Московского центрального кольца (МЦК) разгрузил линии Московского метрополитена на 7-10%, следует из данных столичного департамента транспорта. Более других изменения почувствовали пассажиры Кольцевой и Замоскворецкой линий. Между тем, как выяснил «Ъ», уже в декабре на МЦК появятся новые более вместительные поезда с поручнями для стоящих пассажиров и креплениями для велосипедов. В мэрии Москвы и РЖД думают, как сократить интервал движения поездов с шести до четырех минут.
В департаменте транспорта (дептранс) Москвы «Ъ» представили первые данные о влиянии МЦК на работу метрополитена. Напомним, движение пассажирских поездов там запущено 10 сентября. В среднем, по данным дептранса, линии метро разгрузились на 7-10%. Наибольший эффект виден на Кольцевой линии – там нагрузка снизилась на 15%. На радиальных нагрузка сократилась на так называемых критических перегонах (участки с двумя-тремя станциями до пересечения с Кольцевой линией, где традиционно много пассажиров). Более других разгрузился перегон на Сокольнической (13%) и Замоскворецкой линиях (12%), чуть меньше – на Калужско-Рижской (6-7%), Люблинской (5%) линиях. Частично ситуация улучшилась на самой перегруженной линии Москвы – Таганско-Краснопресненской. Как пояснил «Ъ» первый заместитель главы департамента транспорта Гамид Булатов, здесь пассажиры стали больше пользоваться соседними электричками, пересаживаться с платформы Фрезер на станцию МЦК «Андроновка».
Господин Булатов рассказал и о перспективах развития МЦК. Планируется, в частности, сокращать интервал движения поездов. Сейчас, напомним, он составляет 6-12 минут. «Система управления поездами позволяет уменьшить интервал даже до трех минут, но у нас цель пока четыре минуты в час пик,– говорит Гамид Булатов.– Планируется это сделать в 2017 году. Для этого потребуется примерно на треть увеличить количество поездов, сейчас их 33».
Подвижной состав также будет обновляться. Сейчас в вагонах один ряд сидений – с двумя посадочными местами, другой – с тремя, в новых составах оба ряда будут с двумя креслами (в результате будет больше места в проходе). Кроме того, появится верхний поручень, как в поездах метро. По словам господина Булатова, замена подвижного состава уже началась, в сентябре 2017 года этот процесс закончится.
В пресс-службе РЖД «Ъ» подтвердили, что первые поезда «Ласточка» с обновленной компоновкой салона уже поступили в депо «Подмосковная» (обслуживает МЦК) с завода «Уральские локомотивы» (Свердловская область). «Их эксплуатация на кольце запланирована с середины декабря, до конца года может выйти до пяти новых машин»,– пояснили «Ъ» в компании. Там также отметили, что новые поезда – более вместительные (1,5 тыс. пассажиров вместо 1,2 тыс. в старых «Ласточках»), в них установлены новые широкие мониторы с информацией о движении поезда и крепления для велосипедов. Что касается планов по сокращению интервала движения, в пресс-службе РЖД «Ъ» подтвердили, что этот вопрос «прорабатывается». Источник в компании пояснил «Ъ», что это нововведение потребует «реализации ряда технологических решений, связанных с обеспечением безопасности движения, увеличением мощностей депо, а также развитием путевого хозяйства кольца», а также «внесения изменений в договор на осуществление перевозок», заключенный между Московским метрополитеном и РЖД. Напомним, по контракту компания получает около 3,8 млрд руб. ежегодно в течение 15 лет.
Сейчас, судя по обсуждению в соцсетях, большая часть претензий пассажиров сводится к сложной навигации: не всегда понятно, как переходить со станции метро на станцию МЦК. Иногда для этого необходимо преодолеть серьезные расстояния, причем по улице. «Именно на длинных переходах не хватает навигации,– считает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.– Кроме того, у МЦК пока слабая интегрированность с метрополитеном и линиями электричек, с этим тоже надо работать».
«Мы все эти проблемы знаем,– заявил «Ъ» Гамид Булатов.– Как бы нам ни хотелось МЦК называть частью метро, все-таки здесь используются элементы железнодорожной инфраструктуры. К примеру, расстояние между поездом и платформой пришло к нам из пригородного сообщения. Но мы с этим работаем. К примеру, на «Стрешнево» железнодорожники расстояние сократить уже сумели. Мы каждую ситуацию отдельно разбираем». Господин Булатов признал: МЦК – это «молодой проект, с которым еще надо работать». «В более или менее целевом состоянии кольцо мы получим года через три-четыре, когда завершится интеграция и с новыми станциями метро, и с радиальными направлениями электричек, когда мы разовьем территорию вдоль МЦК»,– отметил он.

КОММЕРСАНТ; ТАТЬЯНА ДЯТЕЛ; 2016.12.05; К БАМУ И ТРАНССИБУ ПОДКЛЮЧАЮТ ГЕНЕРАТОРОВ

Правительство утвердило вариант финансирования электрификации БАМа и Транссиба через введение платной рассрочки за техприсоединение к сетям для новых АЭС и ГЭС. Доходы от начисления процентов (6%) по рассрочке позволят Федеральной сетевой компании не привлекать средства Фонда национального благосостояния. Причем, по оценкам аналитиков, такой подход будет выгоден генераторам, так как ставка ниже текущей стоимости денег на рынке.
Правительство одобрило введение платной рассрочки за техническое присоединение к магистральным сетям Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети») для вновь вводимых в эксплуатацию АЭС и ГЭС, следует из опубликованного в пятницу постановления. Рассрочка выдается на десять лет под 6% годовых. Плата будет вноситься дважды в год равными долями. Сейчас за присоединение новых станций к магистральным электросетям генераторы платят единовременно.
Средства, полученные от платной рассрочки, ФСК в полном объеме направит на программу электрификации БАМа и Транссиба. Общая стоимость проекта ФСК неоднократно урезалась и с 2014 года сократилась более чем вдвое, до 85 млрд руб. Источники финансирования также не раз пересматривались: исходно предполагалось, что ФСК получит 36 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ), а остальное профинансирует из собственных средств. Однако ФСК денег из ФНБ не получила, хотя ОАО РЖД на тот же проект удалось добиться финансирования от фонда, пусть с отсрочкой и в сокращенном объеме (см. «Ъ» от 19 октября).
Именно чтобы найти деньги на БАМ и Транссиб ФСК предложила правительству ввести платную рассрочку за техприсоединение новых АЭС и ГЭС. Компания хотела получать средства под 10,5-11%, но в итоге был утвержден вариант Минтранса с 6%. По данным «Интерфакса», в таком случае ФСК получит дополнительно в 2016-2031 годах 39,6 млрд руб. за счет процентов, эта сумма покроет в финансировании для БАМа и Транссиба, и занимать на рынке компании не придется.
В ФСК уточнили, что мероприятия по обеспечению внешнего электроснабжения БАМа и Транссиба предусмотрены ее инвестпрограммой на 2016-2020 годы. «Поступления от платы за рассрочку техприсоединения ГЭС и АЭС к сетям ФСК сопоставимы с объемами в рамках поданной ранее заявки на получение средств из ФНБ. На данный момент вариант получения средств ФНБ в качестве источника финансирования проекта не предусмотрен»,– добавили в компании. Финансирование оставшейся части будет вестись за счет собственных и заемных средств.
Введение рассрочки за техприсоединение в основном коснется трех компаний – «РусГидро», «Росэнергоатома» (оператор российских АЭС, входит в «Росатом») и «Евросибэнерго» (входит в En+ Олега Дерипаски). В «Росэнергоатоме» заявили «Ъ», что положительно оценивают механизм появление длинной отсрочки платежей на десять лет с привлекательной ставкой (ниже ставки ЦБ в 10%). В среднесрочной перспективе расходы по техприсоединению на сооружаемые сейчас энергоблоки составят 100 млрд руб. без учета процентов. В «РусГидро» и «Евросибэнерго» на запрос «Ъ» не ответили.
Введение рассрочки позволит генерирующим компаниям сэкономить, поскольку ставка ниже стоимости денег на рынке, соглашается Наталья Порохова из АКРА. Если для «РусГидро» (Загорская ГАЭС-2) и «Евросибэнерго» (Тельмамская ГЭС) экономия будет не столь существенна – менее 1 млрд руб. на десять лет,– то для «Росэнергоатома» сумма окажется больше. Так, по прогнозам АКРА, ставки рублевых облигаций со сроком десять лет в среднесрочной перспективе снизятся, но останутся в диапазоне 8-9%. Исходя из оценки платежей за техприсоединения АЭС в размере 100 млрд руб., уточняет госпожа Порохова, потенциальные выпадающие доходы сетевых компаний можно оценить в 11-16 млрд руб. за десять лет.

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 2016.12.05; ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РАЗВОДЯТ ЭКСПОРТЕРОВ

Как стало известно «Ъ», ОАО РЖД может на ближайшие три года отказаться от введения экспортной надбавки на грузы с наибольшей долей железнодорожного тарифа в цене. Если эта мера будет утверждена, ряд товаров (уголь, железная руда, минудобрения) получат заметные экспортные преимущества перед другими железнодорожными грузами. По мнению аналитиков, это решение при всей его экономической обоснованности ухудшает прогнозируемость тарифной системы.
В пятницу, как и предполагал «Ъ» 2 декабря, у Дмитрия Медведева состоялось совещание о перспективах развития железнодорожной отрасли. Предваряя совещание, Дмитрий Медведев сказал, что инвестпрограмма ОАО РЖД на 2017 год увеличится до 470 млрд руб., не уточнив источник роста. В ранее обсуждавшейся версии фигурировала цифра 436 млрд руб., включая 47 млрд руб., которые должны были пойти на лизинговую программу. Но, как заявил в среду ст