X

Обзор прессы от 07.12.2016

07.12.2016

РИА НОВОСТИ/ПРАЙМ; 2016.12.06; СРЕДНЯЯ ЦЕНА АВИАБИЛЕТА ПО РОССИИ ЗА 11 МЕСЯЦЕВ СНИЗИЛАСЬ НА 7%

Средняя цена авиабилета по внутрироссийским направлениям за 11 месяцев 2016 года составила 14,59 тысячи рублей, что на 7% меньше, чем годом ранее, а количество бронирований по стране выросло на 34%, подсчитали эксперты онлайн-поисковика билетов Aviasales.
В компании уточнили, что средний чек по направлению включает в себя билеты туда-обратно, билеты в один конец, а также взрослые и детские билеты.
«Согласно данным поисковика, средний чек по России за это время составил 14,592 тысячи рублей – это на 7% меньше, чем годом ранее. Количество бронирований выросло на 34%», – говорится в исследовании.
Aviasales также провел опрос 10 тысяч пассажиров с целью выяснить, на рейсах каких авиакомпаний путешественники чаще сталкивались с грубостью персонала. «Лишь 20% ответивших указали на бюджетных перевозчиков, еще 24% уверены, что сложностей не избежать на чартерных рейсах и подавляющее большинство (56%) сталкивалось с хамством персонала традиционных авиакомпаний», – отметили эксперты.
Международные направления показали рост среднего чека и падение продаж, говорится в исследовании. Так, на рейсах в Европу чек вырос на 5% за год – до 27,847 тысячи рублей, а количество бронирований упало на 15%. Чек по Северной Америке также увеличился – на 8%, до 59,773 тысячи рублей, а количество бронирований снизилось на 3%, отметили в Aviasales.
На азиатских направлениях (исследователи особенно пристально изучали пассажиропоток из России в Таиланд, Вьетнам и Индонезию) чек изменился на 6% – до 64,636 тысячи рублей. Бронирования показали негативную динамику – падение на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Aviasales также отмечают рост числа бронирований в Южную Корею (за год почти удвоилось). Среди растущих маршрутов оказались Грузия, Болгария, ОАЭ, Китай и Гуам.

RNS;2016.12.06; АЭРОПОРТЫ ЯКУТИИ ПЕРЕЙДУТ НА СПУТНИКОВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ НА БАЗЕ ГЛОНАСС И GPS

В Якутии 15 аэропортов и центров оснастят современными станциями для наблюдения за воздушным движением, сообщает научно-производственное предприятие «Цифровые радиотехнические системы».
Модернизация оборудования пройдет в рамках федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» по заказу Минтранса. Работа нового оборудования будет основана на навигационных системах ГЛОНАСС и GPS, отмечается в релизе.
Доставку нового оборудования осуществит компания «Цифровые радиотехнические системы».

ТАСС; 2016.12.06; РОСТРАНСНАДЗОР РАССКАЗАЛ ОБ ИТОГАХ ПРОВЕРКИ ЛОУКОСТЕРОВ

Проверка российской и зарубежных низкобюджетных компаний, которую Ространснадзор проводил после авиакатастрофы Boeing 737 в Ростове-на-Дону, не выявила существенных недостатков.
Об этом журналистам сообщил заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток.
«Мы проверили 13 зарубежных лоукостеров и один отечественный. У нас есть понятие рамповых проверок, иностранных (лоукостеров) это касается только с точки зрения проверки воздушных судов. Были замечания определенные, но критических вопросов, связанных с безопасностью полетов, не было», – сказал Черток.
Проверка проводилась в течение нескольких месяцев после катастрофы, добавил он.
Крушение Boeing в Ростове-на-Дону
19 марта в аэропорту Ростова-на-Дону при повторном заходе на посадку в сложных метеоусловиях (сильный боковой ветер и дождь) потерпел крушение самолет Boeing 737-800 авиакомпании Fly Dubai, выполнявший рейс FZ 981 из Дубая.
«Ужасное утро»: в интернете появились фото и видео крушения Boeing в Ростове-на-Дону
На борту самолета находились 62 человека, все они погибли.
Тогда же представитель Ространснадзора заявил ТАСС, что ведомство проведет рамповые проверки самолетов авиакомпании Fly Dubai. 23 марта стало известно, что Ространсанадзор усилил проверки всех российских и иностранных низкобюджетных авиакомпаний.
В ноябре 2016 года ряд СМИ сообщил, что самолет потерпел крушение из-за того, что причиной катастрофы стала потеря пилотом пространственной ориентации.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.06; РОСАВИАЦИЯ ПРОДЛИЛА СРОК ДЕЙСТВИЯ СЕРТИФИКАТА «ПСКОВАВИА» ДО КОНЦА ЯНВАРЯ

Росавиация продлила срок действия сертификата эксплуатанта региональной авиакомпании «Псковавиа» до 31 января 2017 г., говорится в приказе ведомства, опубликованном во вторник.
Причины решения в приказе не приводится.
Ранее Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта главного оператора аэропорта Пскова до 7 декабря. Основанием для этого стала внеплановая проверка «Псковавиа», проведенная в ноябре, а также заключение о его финансово-экономическом состоянии.
В парке «Псковавиа» сейчас семь турбовинтовых пассажирских самолетов: пять машин Ан-24РВ и две Ан-26Б. Данные о динамике перевозок компании в статистике Росавиации (включает сведения о перевозках ТОП-35 авиакомпаний РФ) отсутствуют.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.06; ГОЛОДЕЦ ПОРУЧИЛА ПРОВЕРИТЬ ВСЕ АЭРОПОРТЫ РОССИИ НА ДОСТУПНОСТЬ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ

Вице-премьер Ольга Голодец поручила Минтрансу РФ проверить все российские аэропорты на предмет наличия средств, позволяющих инвалидам-колясочникам беспрепятственно покидать самолеты и подниматься на борт воздушного судна.
«Давайте попросим Минтранс своими силами сначала проверить аэропорты, а те аэропорты, которые были выделены – обратиться к их собственникам с просьбой привести все в порядок, в понятное время, например, в два месяца. И представьте результаты. Если возникают проблемы – сообщайте в режиме онлайн», – сказала О.Голодец на совещании по вопросам формирования доступной среды для инвалидов в правительстве РФ во вторник.
Ранее в ходе совещания заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» (MOEX: AFLT) Вадим Зингман заявил, что столичный аэропорт «Шереметьево» и авиакомпания оказывают услуги инвалидам-колясочникам, чтобы они беспрепятственно могли войти в самолет и покинуть борт. Однако, по словам В.Зингмана, в других российских аэропортах уровень обслуживания инвалидов недостаточен.
«В 22 аэропортах вынос пассажиров с борта самолета осуществляется вручную. То есть, приходят люди и выносят пассажира-колясочника. Наиболее критичными с точки зрения этой операционной деятельности являются следующие аэропорты: Мурманск, Нижневартовск, Новокузнецк, Оренбург, Южно-Сахалинск, Челябинск, Барнаул. Они полностью не предназначены для обслуживания пассажиров с ограничениями жизнедеятельности, в первую очередь – опорно-двигательного аппарата», – сказал В.Зингман.
Он добавил, что большинство упомянутых аэропортов находятся в частной собственности.
«Не должны коляски выносить на руках. Просто не должны. Это неправильно. Поручение мы записали, давайте проконтролируем», – сказала О.Голодец, комментируя выступление представителя «Аэрофлота».

ТАСС; 2016.12.06; КРСК: ОБЪЕКТЫ КАСПИЙСКОГО ХАБА БУДУТ ОПТИМИЗИРОВАНЫ И РАСШИРЕНЫ БЕЗ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ПОРТОВ

Портовые хозяйства Махачкалы и Каспийска будут расширены и модернизированы, но создание новых портов Каспийского транспортно-логистического комплекса, вероятнее всего, предусмотрено не будет. Об этом в интервью ТАСС сообщил генеральный директор АО «Корпорация развития Северного Кавказа» Сергей Харитонов.
«Если говорить о Каспийском хабе, то речь во многом идет об оптимизации существующего портового хозяйства и его расширении. Мы не говорим о строительстве новых портов. У нас есть Махачкала, есть Каспийск, имеющий нереализованный потенциал и в транспортировке грузов, и в размещении Военно-морского флота. При этом Каспийский кластер будет затрагивать не только портовое хозяйство: это и наземный транспорт, и хранение грузов, и очень большой сектор перерабатывающей промышленности», – сказал Харитонов.
По словам Харитонова, АО «КРСК» уже активно включилась в предпроектную работу в определении функционала, конфигурации, рабочей и финансовой моделей транспортно-логистического узла. «По сути, можно говорить о нашей совместной с Министерством РФ по делам Северного Кавказа работе по подготовке концепций этих проектов. Так, на совещании в министерстве 22 ноября было принято решение официально подключить КРСК к разработке стратегии Каспийского хаба», – пояснил гендиректор корпорации.
АО «Корпорация развития Северного Кавказа» (группа Внешэкономбанка) была создана в 2010 году для развития инвестиционной среды СКФО за счет привлечения инвесторов и участия в реализации производственных и инфраструктурных проектов на территории округа. Несколько лет Корпорация уделяла большое внимание в своей работе туристическим объектам, например, всесезонному курорту «Архыз». С помощью активов Корпорации в Ставропольском крае создан проект развития интенсивного растениеводства IRRICO и Национальный аэрозольный кластер «Арнест».

ИНТЕРФАКС; 2016.12.06; МОРПОРТ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» ОТКРЫЛ РЕГУЛЯРНЫЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ СЕРВИ

АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) запустил регулярный контейнерный сервис, терминал начал перевалку контейнерных грузов, говорится в сообщении компании во вторник.
Как сообщается в пресс-релизе МП СПб, на терминале обработана первая партия контейнеров на экспорт. Контейнеровоз линии SeaConnect принял на борт 60 экспортных контейнеров. Ранее на причалы терминала контейнеры приходили в качестве дополнения к проектным, тяжеловесным и негабаритным грузам, а также небольшими партиями на неспециализированных судах, отмечает компания.
Для обработки контейнеров МП СПб задействует два мобильных крана Liebherr со спредерами, пять ричстакеров, терминальные тягачи. Зона операций с контейнерными грузами охватывает территорию площадью 2 га. Она включает причал №29, железнодорожный грузовой фронт, вмещающий не менее двух контейнерных поездов, открытую площадку с возможностью единовременного хранения до 1700 TEU, крытый склад и зону разгрузки/загрузки/перетарки контейнеров, а также рефрижераторную площадку емкостью 96 рефрозеток, досмотровый комплекс и зону для взвешивания контейнеров.
ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» входит в UCL Port – структуру Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding), подконтрольного Владимиру Лисину. В 2011 году завершена реорганизация ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» путем присоединения к нему также входящих в UCL Port ЗАО «Третья стивидорная компания», ЗАО «Вторая стивидорная компания» и ЗАО «Первая стивидорная компания».
Universal Cargo Logistics Holding – международная транспортная группа, объединяющая несколько крупных железнодорожных операторов, работающих на всей территории России и в ряде стран СНГ и Европы, стивидорные компании на северо-западе и юге страны, а также Волжское, Северо-Западное и Западное пароходства, ряд судоходных и логистических активов в России и за рубежом.

ТАСС; 2016.12.06; ЧЕРЕЗ КАЛУЖСКУЮ ОБЛАСТЬ ПРОЙДЕТ ЕЩЕ ОДИН ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ

Еще один путь грузовых поездов между Россией и Китаем пройдет через логистический терминал Ворсино Калужской области. Отправной точкой нового маршрута станет станция Шилун китайской провинции Гуандун, сообщили в пресс-службе правительства Калужской области во вторник.
«Будет проводиться работа по развитию международных грузоперевозок и логистики. Точками импортно-экспортного маршрута станут станция Шилун китайской провинции Гуандун и станция Ворсино в Калужской области. В этой связи дальнейшее развитие получит действующий в регионе мультимодальный транспортно-логистический комплекс Freight Village. В рамках сотрудничества здесь будет создан опорный логистический центр с предоставлением услуг по складированию, переработке и распределению грузов», – отметили в пресс-службе.
Соглашение о намерениях в сфере развития трансграничной торговли и логистики и сотрудничестве в данной сфере было подписано в Москве между правительством Калужской области, АО «Российский экспортный центр», РЖД, ООО «Группа Синотранс и судоходство Янцзыцзяна».
«Сегодня к нам присоединилась одна из крупных логистических компаний в Китае и в мире. Это открывает дополнительные возможности для развития торговых отношений между Россией и Китаем, а в перспективе и с европейскими странами. Логистические возможности Калужской области подготовлены к реализации этого проекта и расширению сотрудничества», – привели в пресс-службе слова губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Он отметил, что для региона это новые рабочие места, развитие кооперационных связей и дополнительные возможности для привлечения инвесторов.
Первый маршрут контейнерного поезда, который был запущен около года назад, идет из китайского города Далянь. Сейчас прорабатываются вопросы продления пути до ряда европейских стран. Составы возят комплектующие для расположенного на территории индустриального парка Ворсино завода Samsung Electronics. Freight Village – мультимодальный логистический центр, предоставляющий комплексное транспортно-экспедиционное и сервисное обслуживание, занимающий 600 га на территории индустриального парка Ворсино вдоль федеральной трассы М3 «Москва-Киев».

ИЗВЕСТИЯ; НАТАЛЬЯ ДЕРБЫШЕВА; СЕРГЕЙ ИЗОТОВ; 2016.12.07; ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПРИДЕТ В ЯКУТСК В БУДУЩЕМ ГОДУ

Для завершения строительства железнодорожной линии Беркакит–Томмот–Якутск, которую с 2005 года строит дочерняя компания корпорации «Трансстрой», требуется еще 1,95 млрд рублей. Именно такой объем финансирования объекта предусмотрен в 2017 году проектом федерального бюджета, говорится в материалах Министерства транспорта, подготовленных к заседанию комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
На заседании, посвященном проблемам реализации инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, сообщалось, что ввести в эксплуатацию новую железнодорожную линию планируется уже в 2017 году.
«В августе 2014 года на линии открыто движение поездов в режиме временной эксплуатации. По завершению судебных тяжб и расторжению госконтракта в кратчайший срок будут проведены торги для заключения контракта на достройку объекта с целью его ввода в эксплуатацию в 2017 году», – говорится в материалах Минтранса.
Строительство ветки началось в 2005 году. Работы проводит ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», которое сейчас проходит процедуру банкротства. На строительство по госконтракту властями Якутии и федеральным правительством было выделено 34 млрд рублей с условием ввода объекта в эксплуатацию в 2012 году. Однако работы на железнодорожной линии Беркакит–Томмот–Якутск не завершены до сих пор.
Заказчик строительства Росжелдор и застройщик ФГУП «Единая служба заказчика» пытаются расторгнуть заключенный в 2005 году государственный контракт с Инжиниринговой корпорацией «Трансстрой» (является дочерней компанией холдинга «Трансстрой», который до 2014 года контролировался структурой российского бизнесмена Олега Дерипаски). После расторжения договора будут объявлены торги на право завершения строительства, по итогам которых будет определен новый генеральный подрядчик.
В ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» и правительстве Республики Саха (Якутия) оперативных комментариев не предоставили.
Управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков считает, что проведение тендера и завершение строительства линии в 2017 году вполне реально. Уже сейчас на участке дороги Томмот – Нижний Бестях осуществляется грузовое движение (в порядке временной эксплуатации).
– В то же время необходимо признать, что доведение линии до норм постоянной эксплуатации может продлиться до 2018 года. Общая стоимость работ по завершению строительства и повышению технической вооруженности должна составить около 7 млрд рублей. С учетом того, что власти Якутии уже выделили 2 млрд рублей за счет средств Республиканской инвестиционной компании и регионального бюджета, а «Железные дороги Якутии» сумели привлечь кредит в размере 4 млрд рублей под государственную гарантию, выделенных федеральным центром средств на завершение проекта должно хватить, – отметил Даниил Кириков.
По его словам, основными претендентами на роль генподрядчика, очевидно, будут выступать структуры РЖД.
Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова отметила, что основной камень преткновения в достройке и пуске железнодорожной ветки в Якутии – процедура банкротства генподрядчика, которым является «Трансстрой».
– Вся сложность в том, что железнодорожная линия Томмот – Нижний Бестях до сих пор стоит на балансе «Трансстроя» как объект незавершенного строительства. Это значит, что все административные процессы тоже числятся за «Трансстроем». Пока не будет завершена процедура банкротства, тендер провести невозможно. Однако далее механизмы строительства могут быть очень быстрыми: готовность проекта оценивается, по официальным данным, в 95%, – сообщила Анна Бодрова.
По ее словам, сейчас движение между станциями может осуществляться, но с серьезными ограничениями скорости и только грузовым подвижным составом.
– Пассажирский поток пустить нельзя – не закончены разъезды, надо завершить обустройство станций. «Трансстрой» не закончил работы по монтажу сигнализаций разного уровня, энергетической системы и технологической связи. Всё это стоит гораздо больше обозначенных 2 млрд рублей – примерно 5–7 млрд рублей. При наличии средств всё можно закончить и ввести в полноценную эксплуатацию в течение 2017 года, – отметила Анна Бодрова.
Аналитик «Финама» Алексей Калачев также считает, что при отсутствии каких-либо бюрократических проволочек в заявленные сроки вполне можно уложиться.
– Собственно, железная дорога Беркакит–Томмот–Якутск протяженностью почти 800 км построена. В 2014 году во временную эксплуатацию был сдан пусковой комплекс Томмот–Якутск (Нижний Бестях) протяженностью 439 км. Основные работы по строительству линейной части также завершены. Ведутся работы по обустройству станций и разъездов, устройству систем сигнализации, централизации и блокировки, связи и энергетики, – рассказал Алексей Калачев.
По его словам, участок Нерюнгри–Томмот был введен во временную эксплуатацию еще в 2004 году. От Нерюнгри через Беркакит проходит железная дорога до Байкало-Амурской магистрали. На участке Беркакит–Томмот действует 41 инфраструктурный объект, в том числе восемь станций осуществляют грузовые и коммерческие операции. Пропускная способность участка Нерюнгри–Томмот на ограничивающем перегоне составляет четыре пары поездов в сутки, а максимальная провозная способность – 5 млн т в год. На сегодняшний день ежегодно в прямом сообщении с общей сетью РЖД перевозится более 2 млн т грузов, в том числе более 1 млн т угля на экспорт и внутрироссийский рынок, а также около 100 тыс. пассажиров.
– После банкротства ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» предстоит, конечно, решить непростую задачу – подобрать нового генподрядчика, способного завершить работы в сложных географических и климатических условиях. Впрочем, на сайте Союза строителей железных дорог сообщают, что в составе союза 90 компаний. Вероятно, желающие найдутся, – заключил Алексей Калачев

ИНТЕРФАКС; 2016.12.06; РЖД ХОТЯТ ПРИВЕСТИ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ТАРИФЫ ДЛЯ СКОРОСТНЫХ ПОЕЗДОВ В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАТРАТАМИ

ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) предложило Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ дифференцировать инфраструктурные тарифы для скоростных поездов дальнего следования в зависимости от типа подвижного состава.
Согласно пояснительной записке к проекту соответствующего приказа регулятора, соответствующее обращение РЖД направили в середине октября (документ опубликован на портале для размещения информации о разрабатываемых нормативных актах и их общественного обсуждения regulation.gov.ru). Речь в нем идет о составах, курсирующих с маршрутной скоростью от 91 до 140 км/час (в соответствии с приказом министерства транспорта РФ от 2007 г. именно этот показатель категорирует поезда). Действующее тарифное руководство, утвержденное приказом поглощенной ФАС Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ от 2010 г., не предусматривает такой дифференциации.
При формировании тарифного руководства ставки рассчитывались с использованием параметрических моделей себестоимости для среднесетевых условий. При этом применялись коэффициенты дифференциации расходов в зависимости от скорости движения поезда (пассажирский, скорый и скоростной), отмечает регулятор. Нынешние тарифы для скоростных поездов в 2-3,6 раза выше, чем для пассажирских и скорых (в зависимости от дальности).
«Это обусловлено тем, что при разработке тарифа для скоростных поездов в рамках действующих тарифных схем, использовались отчетные данные 2005 г. о расходах на содержание и эксплуатацию единственной существующей на тот момент скоростной линии Москва – Санкт-Петербург, позволяющей развивать скорость на отдельных участках до 220 км/час», – говорится в пояснительной записке.
В то же время, утвержденная Минтрансом в 2015 г. инструкция предъявляет к содержанию и ремонту путей с допускаемой скоростью в 200-250 км/час более высокие требования и нормативы по сравнению с допускаемой скоростью 140-200 км/час. В связи с этим инфраструктурные тарифы для скоростных поездов соответствуют ставкам для «петербургских» высокоскоростных «Сапсанов» с их маршрутной скоростью 168-177 км/час. У «Стрижей» и «Ласточек» же она составляет 98-123 км/час (при конструкционной 200 и 160 км/час, соответственно), при этом составы курсируют по путям с допускаемой скоростью 140-200 км/час, не предназначенным для высокоскоростного движения.
«В ходе реформирования ж/д транспорта произошли существенные структурные и технологические изменения в сфере скоростного пассажирского движения. В том числе используются разные схемы организации курсирования (по магистральным и выделенным путям), изменилась система формирования графиков, что в конечном итоге требует уточнения факторов, влияющих на расходы РЖД, связанные с оказанием услуг инфраструктуры, в зависимости от скорости движения поездов», – говорится в записке.
Фактически монополия предлагает привести ставки на услуги ж/д инфраструктуры для скоростных поездов к соответствующим затратам, связав удельные расходы на ее содержание и эксплуатацию со скоростью движения, что требует ряда изменений тарифных схем. Дифференциация ставок по типам подвижного состава, по мнению компании, позволила бы учесть допускаемые скорости движения (в зависимости от конструкционных), а также массу поезда, влияющую на коэффициент корректировки расходов в зависимости от скорости движения.
«В результате предлагаемых изменений в отношении скоростных поездов локомотивной тяги по сравнению с действующими тарифными схемами на среднем поясе дальности (450-460 км) снижение суммарной расходной нагрузки составит около двух раз, скоростного мотор-вагонного подвижного состава – около 48%», – говорится в пояснительной записке.
РЖД это позволит адаптировать существующие тарифы под изменившиеся организационные и технологические параметры инфраструктурных услуг. Монополия считает, что это создаст благоприятные условия для развития пассажирских перевозок в дальнем следовании скоростными поездами и снизит себестоимость в скоростных составах «дочки» монополии – АО «Федеральная пассажирская компания». В конечном счете это должно снизить нагрузку на пассажира, что повысит доступность этого сегмента с повышенным качеством обслуживания.
В то же время ФАС отмечает, что сходимость доходов «Российских железных дорог» будет обеспечиваться при увеличении движения скоростных поездов до 10,136 тыс. рейсов, тогда как нынешние параметры прогноза (7,812 тыс. в 2017 г.) в случае изменения тарифных схем не будут обеспечивать сходимость доходов РЖД по итогам следующего года, «и это будет являться рисками ОАО». Из проекта приказа следует, что в случае его принятия ставки будут применяться с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г. «при условии увеличения перевозок с использованием скоростных поездов».

КОММЕРСАНТ ПРИЛОЖЕНИЯ; ЮЛИЯ ГАЛЛЯМОВА; 2016.12.07; РЕГУЛИРОВАТЬ, НО НЕ ТОРГОВАТЬ

Проект создания Совета рынка на железнодорожном транспорте почти год обсуждается в отрасли. Министерство транспорта уже определилось со структурой и функционалом совета – он станет главным регулятором рынка грузовых перевозок. От организации торгов непосредственно под контролем совета решено отказаться, а РЖД по поручению ФАС планирует создать электронную торговую площадку, которая должна заработать не позднее февраля следующего года.
Советов палата
Идея создания Совета рынка не нова, еще в 2012 году на совещании по вопросу развития угольной промышленности в Кемерово президент Владимир Путин предложил сформировать организацию, «которая бы стала площадкой для диалога, определяющего прозрачность ценообразования на рынке предоставления подвижного состава». В ответ глава СОЖТ (сообщество крупнейших операторов грузовых вагонов) Сергей Мальцев предложил создать такую организацию на базе возглавляемого им объединения. Но попытки СОЖТ реализовать эту идею закончились безрезультатно.
Впрочем, идея не была забыта, эстафету подхватила Федеральная антимонопольная служба (ФАС): в январе этого года глава службы Игорь Артемьев направил письмо Владимиру Путину, в котором говорилось, что рынок нуждается в балансе подвижного состава и ценообразовании на базе коммерческой инфраструктуры, и предлагалось организовать структуру на принципах саморегулирования по аналогии с «Советом рынка», действующим в энергетике.
В ФАС появление письма объясняли тем, что грузооборот на железной дороге стремительно падает и необходимо принять меры для возвращения груза с альтернативных видов транспорта. «Совет будет отличаться от площадок, которые больше ориентированы на лоббирование интересов отдельных групп участников рынка, например операторов вагонного парка или грузоотправителей»,– заявлял журналистам Игорь Артемьев.
По поручению президента в мае правительство рассмотрело предложение ФАС, после чего на рынке началось активное обсуждение концепции будущей организации. В июле вице-премьер Аркадий Дворкович делегировал полномочия по созданию Совета рынка Минтрансу, а к осени министерство подготовило концепцию новой организации с описанием ее полномочий. Функционально Совет рынка должен способствовать повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта, эффективности использования инфраструктуры общего пользования и взаимодействию участников рынка.
Предполагаемая структура Совета рынка выглядит следующим образом. Высшим органом управления является собрание участников, а между общими собраниями – наблюдательный совет, в который войдут по шесть представителей каждой из четырех палат. Структуру палат Минтранс определил так: потребителей услуг (грузоотправители и грузополучатели), производителей услуг (ОАО «РЖД», Ямальская железнодорожная компания, «Железные дороги Якутии», «Крымская железная дорога», владельцы путей необщего пользования, вагоноремонтные предприятия), операторов услуг и портов и последняя, появившаяся в списке недавно палата – стивидоры.
Распределение мест в палатах будет зависеть от размера парка (для операторов) и объема грузов (для грузоотправителей и портов). Например, операторы с парком 10-100 тыс. вагонов и с парком свыше 100 тыс. вагонов получат по два места, а мелкие собственники – по одному. Из госорганов в руководство Совета рынка войдут представители комиссии по транспорту, Минтранса, Минэкономики, ФАС. Членами совета могут стать и другие участники рынка, скажем, вагоностроители или автомобильные перевозчики, но у них не будет права голоса. Распределение мест в палатах, кстати, уже вызывает опасения. Из последних документов следует, что холдинговые компании, в структуре которых несколько юридических лиц, также могут этим воспользоваться.
Торг уместен
Концепция совета, предложенная ФАС, уже претерпела очень серьезное изменение – создаваемая организация не будет являться торговой площадкой. В энергетике «Совет рынка» обладает такой функцией, но, по мнению представителей РЖД, ряда операторов подвижного состава, в транспортной отрасли такая новация неуместна.
«В железнодорожной сфере в отличие от электроэнергетики не только отсутствует организованная торговля, но, напротив, существует монопольное оказание услуг инфраструктуры и перевозки грузов со стороны ОАО «РЖД»«,– сообщалось в февральском письме СОЖТ замминистра транспорта Алексею Цыденову. В РЖД же апеллировали к тому, что наделение Совета рынка возможностью проводить торги несет риск смешения функций некоммерческого совещательного органа с коммерческими интересами отдельных участников рынка. В итоге с идеей организации оптового рынка торгов на базе Совета рынка решили повременить, а саму организацию наделить исключительно регуляторными функциями.
Предполагалось, что до 21 октября будет проведено первое заседание Совета рынка, но, по данным «Ъ», оно уже дважды срывалось. С чем связана заминка, в Минтрансе не объясняют, сообщив лишь, что «вопросы создания Совета рынка прорабатываются, необходимо внимательно все проанализировать для принятия рационального и взвешенного решения». В Минэкономики, ФАС и ОАО «РЖД» не стали комментировать тему создания новой организации.
Опрошенные «Ъ» участники рынка неоднозначно высказались о Совете рынка. Руководитель подразделения по нормотворчеству и стратегическому развитию СОЖТ Игорь Санковский напомнил, что «многими участниками дискуссии, в том числе Союзом операторов железнодорожного транспорта, отмечались существенные отраслевые различия, не позволяющие сформировать Совет рынка на железнодорожном транспорте по аналогии с электроэнергетикой. В итоге было принято решение о создании площадки, направленной на поддержание баланса интересов участников рынка железнодорожных транспортных услуг». Но несмотря на отказ от предпринимательской функции, недоверие к совету сохранилось.
Источник «Ъ» среди вагоностроителей указывает на необходимость создания отдельной палаты для производителей. В противном случае совет неизбежно будет лоббировать интересы одних участников и не учитывать интересы других, считает он. Собеседник BG на рынке отмечает, что в железнодорожной отрасли уже существует два органа – сообщество операторов СОЖТ и Совет потребителей, созданные при правительстве РФ еще в 2014 году, и необходимости в создании еще одного просто нет.
Источник, близкий к правительству, парирует, что у Совета потребителей и создаваемого Совета рынка совершенно разный функционал. «Совет потребителей призван следить за деятельностью естественной монополии, то есть ОАО «РЖД», а новый совет – за всем рынком,– говорит собеседник «Ъ».– Другое дело, что в железнодорожной отрасли нет как такового рынка, какой существует в энергетике, а значит, и нет надобности в подобной структуре, но ФАС почему-то считает иначе». По его словам, подход к организации этой структуры достаточно формальный, Минтранс скорее действует из принципа «не навредить», поэтому не стоит ожидать от Совета рынка каких-либо радикальных решений. «Возможно, получится так: совет будет создан, поскольку есть соответствующее поручение, затем проработает некоторое время, после чего все сделают вывод, что никакой пользы от него нет, и ликвидируют за ненадобностью»,– предполагает источник «Ъ».
Еще один собеседник BG, близкий к организации Совета рынка, признается, что на данный момент его участникам непонятно, как будут разделяться полномочия Совета рынка и Совета потребителей.
«Есть понимание, что Совет рынка станет более широкой площадкой для обсуждения, но организация до сих пор не прописана в правоустанавливающих документах»,– говорит собеседник BG. При этом, отмечает он, на рынке не отказались от идеи создания электронных торгов по предоставлению вагонов, сейчас этим вопросом занимаются ФАС и Федеральная грузовая компания (крупнейший собственник грузовых вагонов), а в декабре намечено проведение тестового испытания новой площадки. В ФАС не стали комментировать эту информацию.
Источник в ФГК подтвердил эту информацию, однако отметил, что концепцию площадки по поручению ФАС разрабатывает ОАО «РЖД», а ФГК станет лишь ее активным участником. Он напоминает, что на рынке уже есть одна такая площадка – «Биржа вагонов» RailCommerce, но это скорее биржа продавцов, говорит источник в ФГК, а новая структура, станет биржей покупателей. «Но для того чтобы площадка пользовалась спросом, необходимо привлечь на нее и других операторов»,– добавляет он, указывая, что запуск биржи запланирован на декабрь 2016 – февраль 2017 года.
Член совета директоров «Биржи вагонов» RailCommerce Сергей Горский уверен, что биржа является «наиболее точным и справедливым методом оценки цены услуг при предоставлении вагонов для перевозок грузов, поскольку в ее рамках и определяется равновесная цена спроса и предложения». «Более чем двухлетняя практика торгов в различных форматах на нашей площадке показывает, что равновесная цена варьируется не только по отдельным периодам, направлениям, объемам перевозки, расстоянию и пр., но и по качеству предлагаемых операторами услуг – уровню так называемого операторского сервиса»,– говорит Сергей Горский. При этом, по его мнению, при организации электронной площадки необходимо учитывать ряд факторов: методика определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара при предоставлении железнодорожного подвижного состава должна включать в себя временную детерминанту, поскольку рынок не стоит на месте, цену формирует покупатель услуги – владелец грузовой базы, кроме того, надо учитывать деятельность так называемых кэптивных операторов, которые осуществляют перевозки в интересах промышленных холдингов.

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 2016.12.07; ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УКАТАЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО

По итогам совещания 2 декабря у Дмитрия Медведева ОАО РЖД получило все тарифные меры, нужные для балансировки финплана на 2017 год. Это индексация тарифа на 4% плюс 2% на капремонт, продление экспортных надбавок на три года и точечные изменения в прейскурант 10-01, в том числе сокращение скидок на дальние перевозки угля. Монополии не удалось добиться обнуления налога на новую инфраструктуру, однако на три года закреплена льготная ставка в 1%. При этом обсуждается возможность переноса недополученных в этом году тарифных доходов на 2017 год, что, по подсчетам аналитиков, эквивалентно дополнительной индексации тарифа в 6,5%.
Вчера появился протокол совещания у Дмитрия Медведева о перспективах развития железнодорожной отрасли 2 декабря (есть у «Ъ»). В нем приняты почти все предложения, внесенные в рамках проекта протокола Минтрансом (см. «Ъ» от 2 декабря). Как анонсировал «Ъ» и вчера подтвердил глава ФАС Игорь Артемьев, ОАО РЖД получит рост тарифа на грузоперевозки на 4% и еще 2% на капремонт. В протоколе оговорено, что 2% (эквивалентны доходу примерно в 24 млрд руб.) даны только на 2017 год и будут исключены из базы индексации на 2018 год.
Параллельно точечно меняется прейскурант 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД), в том числе будет дополнительная индексация тарифа на перевозку грузов в контейнерах на 4%. Скидки на перевозку угля и руды на дальние расстояния снизятся: раньше уголь возился на расстояния свыше 3,3 и 3,5 тыс. км за 32% и 33,3% от цены, теперь за 40%, а руда на 5 тыс. км – за 11,5% от тарифа, а будет за 50%. Нефтяные грузы будут приравнены ко второму тарифному классу.
ОАО РЖД, вопреки ожиданиям