X

Обзор прессы от 12.12.2016

12.12.2016

ТАСС;2016.12.09; KLM В ФЕВРАЛЕ ЗАПУСТИТ ВТОРОЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ РЕЙС ИЗ ПЕТЕРБУРГА В АМСТЕРДАМ

Авиакомпания KLM запускает второй ежедневный рейс из Санкт-Петербурга в Амстердам с февраля 2017 года. Об этом сообщила в пятницу чрезвычайный и полномочный посол Королевства Нидерланды Рене Джонс-Бос на встрече с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко.
«С февраля 2017 года KLM открывает второй регулярный рейс между Петербургом и Амстердамом – это хороший импульс для развития бизнеса и туризма», – сказала Джонс-Бос.
По словам Полтавченко, Нидерланды занимают третье место среди иностранных партнеров Петербурга после Китая и Германии. В Петербурге работают свыше 50 компаний с голландским участием. По итогам 2015 года торговый оборот между Петербургом и Нидерландами снизился на 14% и составил $2,8 млрд. «Но динамика, которая наблюдается в этом году, позволяет рассчитывать на восстановление объема», – отметил губернатор Петербурга.


В первом полугодии 2016 года товарооборот составил $1,7 млрд, увеличившись на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Экспорт увеличился в два раза за счет увеличения поставок злаков, минерального топлива, продуктов химического комплекса.
По данным управляющей петербургском аэропортом компании «Воздушные ворота северной столицы», с начала текущего года KLM обслужил в аэропорту Пулково 98 тыс. пассажиров, что на 16% больше аналогичного периода прошлого года. Авиакомпания начала выполнять рейсы в Ленинград с 1987 года.

ТАСС; 2016.12.09; РЕКОНСТРУКЦИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ АЭРОПОРТА СТАВРОПОЛЯ ПРОЙДЕТ В 2018 ГОДУ

Реконструкция взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Ставрополя пройдет в 2018 году, после этого аэропорт сможет принимать все типы воздушных судов. Об этом ТАСС сообщил министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта края Игорь Васильев.
«На 2018 год у нас запланирована полная реконструкция взлетно-посадочной полосы, будет возможность принимать все типы воздушных судов. Учитывая геополитическое положение Ставрополя, он может быть транзитной точкой, например, в направлении Европа – Азия», – сказал он.
Изначально реконструкция была запланирована на 2015 год. «В связи с секвестированием бюджета средства были перенесены на 2018 год. Проектно-сметная документация готова, прошла все экспертизы. Финансировать реконструкцию полностью будет федеральный бюджет, это 1 млрд 131 млн рублей, мы со стороны края и инвестора на паритетных началах вкладываем средства в развитие инфраструктуры», – пояснил Васильев.
По данным министерства, сейчас пассажиропоток аэропорта составляет около 300 тыс. человек в год. «Развитие аэропорта – это радиус в 120 км, он должен быть точкой притяжения. Для нас это Ростовская область, Калмыкия и Карачаево-Черкесия. Перспектива есть, я думаю, что 500-600 тыс. человек можно считать нормальным пассажиропотоком», – добавил Васильев.
Как сообщал ТАСС, в декабре 2016 года будет завершена реконструкция и капитальный ремонт залов вылета и прилета аэропорта Ставрополь, после этих работ в аэропорту появятся два поста таможенного контроля, что сократит время ожидания пассажиров.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.09; «ПОБЕДА» ПЛАНИРУЕТ УВЕЛИЧИТЬ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В 2017Г ПОЧТИ НА ЧЕТВЕРТЬ – ГЕНДИРЕКТОР

«Победа» перевезет в 2017 г. не менее 5 млн пассажиров, заявил генеральный директор авиакомпании Андрей Калмыков в эфире телеканала «Россия 24».
«По нашим ожиданиям мы перевезем не менее 5 млн пассажиров по итогам 2017 г., это связано, в том числе, с планами расширения парка (на 5 лайнеров Boeing-737-800 – ИФ)», – сказал А.Калмыков, отметив, что по итогам 2016 г. компания планирует перевезти 4,2 млн пассажиров, а по состоянию на сегодня показатель уже достиг 4 млн.
«Мы планируем еще больше увеличить налет на наших воздушных судах. Мы договорились с достаточно большим количеством аэропортов о еще большем сокращении времени разворота самолетов. Поэтому ожидаем 2017 год как очень успешный», – добавил глава «Победы».
При этом, по его словам, компания не планирует повышать цены на билеты в следующем году.
«Победа» – низкобюджетная авиакомпания группы «Аэрофлот» (MOEX: AFLT). Образована в сентябре 2014 г. вместо подпавшего под санкции ЕС «Добролета». По итогам 2015 г. «Победа» обслужила 3,09 млн пассажиров и досрочно вышла на небольшую чистую прибыль (около 40 млн руб.). В 2016 г. планирует перевезти более 4 млн пассажиров и получить «намного больше 2 млрд рублей» чистой прибыли, говорил ранее «Интерфаксу» А.Калмыков.

ИНТЕРФАКС – ДАЛЬНИЙ ВОСТОК; 2016.12.10; ВОЗОБНОВЛЕНЫ ПАССАЖИРСКИЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ МЕЖДУ КУРИЛЬСКИМИ ОСТРОВАМИ КУНАШИР И ШИКОТАН

АО «Авиационная компания Авиашельф» начало выполнять регулярные пассажирские перевозки между курильскими островами Кунашир и Шикотан, сообщает в субботу пресс-служба правительства Сахалинской области.
Последний раз такие рейсы выполнялись еще во времена СССР.
Первый рейс был выполнен в пятницу по маршруту аэропорт «Менделеево» (Кунашир) – село Крабозаводское (Шикотан) на вертолете «Ми-8МТВ-1». Длительность полета воздушного судна в каждую из сторон составляет 30 минут, говорится в сообщении.
По данным пресс-службы, регулярные авиарейсы между островами Кунашир и Шикотан будут совершаться дважды в неделю.
Воздушное судно может одновременно брать на борт до 18 пассажиров и 4 членов экипажа. Стоимость авиабилетов – 2,3 тыс. рублей, основная часть экономически обоснованного тарифа компенсируется из областного бюджета.
В сообщении отмечается, что решение об организации новой воздушной линии было принято после встречи губернатора Сахалина Олега Кожемяко с жителями Южно-Курильского городского округа. Многие из островитян в числе главных назвали проблему оторванности района от «большой земли».
До настоящего времени выбраться с Шикотана можно было только морем – на плашкоуте до Кунашира или на теплоходе «Игорь Фархутдинов» – до сахалинского порта Корсаков.
«В виду нерегулярности таких рейсов по погодным условиям, а также частого волнения моря и длительности перехода для многих жителей отдаленного острова это было сложным испытанием. Поэтому на встрече мы пообещали жителям Шикотана, что обеспечим возможности перелета на Кунашир, и постепенно начнем «развязывать» транспортную проблему при помощи имеющихся сил и средств. На первом этапе это будет вертолетное сообщение, а впоследствии рассчитываем на то, что на Шикотан начнет летать из Южно-Сахалинска один из двух самолетов марки DHC-6, которые в этом году приобретает авиакомпания «Аврора». Второе воздушное судно будет работать на линии Северо-Курильск – Петропавловск-Камчатский», – сказал О.Кожемяко, слова которого приведены в сообщении.
АО «Авиационная компания Авиашельф» основана в 1998 году, специализируется на авиационной поддержке нефтегазовых проектов, реализуемых на континентальном шельфе РФ. Авиакомпания осуществляет коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов, выполняя полеты на морские суда, морские буровые установки и наземные объекты. Парк авиакомпании состоит из вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТВ-1.

КОММЕРСАНТ.RU; ИВАН ТЯЖЛОВ; 2016.12.09; БЕСПИЛОТНИКИ НАДО БУДЕТ СТАВИТЬ НА УЧЕТ

В Минтрансе подготовили проект постановления правительства России, в соответствии с которым беспилотники массой 0,25–30 кг, ввезенные или произведенные на территории РФ, нужно будет регистрировать. Соответствующий документ размещен на Regulation.gov.ru. Требование это заложено в Воздушном кодексе РФ, соответствующие изменения были внесены еще в июле 2016 года.
Процедура регистрации будет доступна через электронный портал оператора учета, отделения связи «Почты России» и также через компании, торгующие беспилотниками (в том случае, если у них будет договор с оператором учета). Для постановки на учет нужно будет представить заявление, в котором указана в том числе страна-изготовитель и производитель беспилотника, серийный номер, данные собственника (ИНН, паспорт, номер телефона). В случае если беспилотник будет украден, то его нужно будет снять с учета. Нужно ли будет регистрировать уже купленные и эксплуатируемые беспилотники, в проекте не сказано.
В документе также перечислены случаи, когда беспилотник не зарегистрируют (в этом случае автоматически запрещается выполнение полетов). Среди них: собственник устройства состоит на учете в наркологическом, психиатрическом диспансере, имеет судимость по статьям «Хулиганство» и «Терроризм». Запрет на регистрацию также применяется в том случае, если «излучаемые мощности, рабочие частоты бортового оборудования не соответствуют разрешенным к использованию на территории РФ», а также если «характеристики целевого оборудования и целевой нагрузки позволяют использовать БВС для сбора закрытой информации» либо в приборе установлены «датчики с радиоактивными элементами, водородными блоками, мощными лазерами».

RG.RU; ОЛЬГА ИГНАТОВА; 2016.12.09; ПОЧТИ 400 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ БУДУТ ВОЗИТЬ ПАССАЖИРОВ В НОВЫЙ ГОД

395 дополнительных поездов дальнего следования отправятся из Москвы в разные регионы России в предновогодние дни и новогодние праздники.
Как сообщает пресс-служба МЖД, дополнительные поезда будут курсировать с 23 декабря до 10 января. При этом, как уже неоднократно отмечено, пик перевозок приходится на период с 28 по 30 декабря. Именно в эти дни с московских вокзалов отправится максимальное количество поездов, причем существенная их часть – дополнительные. Так, 29 декабря с московских вокзалов уйдет 182 поезда, из которых 36 дополнительных, а 30 декабря – 202 поезда, из них дополнительных – 52.
В январе самыми напряженными для московских железнодорожников будут рождественские дни: 7 и 8 января. В эти дни назначено по 172 поезда, из них 7 января отправится 27 дополнительных составов, 8 января – 37 поездов.
Самыми напряженными последние декабрьские дни будут для работников Казанского вокзала: отсюда только 29 декабря отправятся в рейс 58 поездов, из которых 14 дополнительных, а 30 декабря уйдет 69 составов (25 внесены в расписание дополнительно). Такими же непростыми будут дни с 7 по 9 января – 57-59 поездов в день.
30 декабря с Курского и Павелецкого вокзалов уйдут по 7 поездов, которых раньше в расписании не было. Относительно «спокойными» ожидается первый день наступающего года – на 1 января из столицы назначено 7 дополнительных поездов.

ТАСС; 2016.12.09; РЖД ГОТОВЫ РАССМОТРЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ПО МТК «СЕВЕР-ЮГ» ПО СКВОЗНЫМ СТАВКАМ

Президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров провел рабочую встречу с председателем ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавидом Гурбановым, сообщает пресс-служба РЖД.
В рамках встречи обсуждались вопросы развития международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», включая грузовую базу маршрута и проект строительства железнодорожного участка Астара (Азербайджан) – Решт (Иран).
Олег Белозеров отметил, что развитие МТК «Север – Юг» активно продвигается и что ОАО «РЖД» готово совершенствовать тарифную политику на этом маршруте для формирования конкурентоспособных условий перевозок, в частности, рассмотреть возможность перевозки грузов по сквозным ставкам.
В сентябре состоялась первая тестовая мультимодальная отправка контейнеров по маршруту коридора «Север – Юг» из Индии в Россию через Иран и Азербайджан. Именно по такому пути планируется впоследствии организовать перевозку контейнерных грузов на регулярной основе.
В ходе встречи стороны также обсудили возможные дополнительные совместные меры по повышению привлекательности пассажирского сообщения между двумя странами.

ТАСС; 2016.12.11; БИЛЕТЫ НА ВСЕ ПОЕЗДА ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ РЖД МОЖНО ТЕПЕРЬ КУПИТЬ ЗА 60 ДНЕЙ ДО ОТПРАВЛЕНИЯ

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) предоставило пассажирам возможность покупать билеты на внутрироссийские поезда дальнего следования за 60 дней до отправления.
Новый порядок продажи проездных документов вступает в силу 11 декабря.
Оформить билеты за 60 суток можно будет как в железнодорожных билетных кассах, так и самостоятельно на официальном сайте ОАО «РЖД».
Ранее правило продажи билета за 60 суток действовало для популярных направлений международного сообщения и скоростных поездов, отправляющихся из Москвы в Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и Самару. Проездные документы на другие поезда по России можно было купить только за 45 дней до поездки.

ИЗВЕСТИЯ; НАДЕЖДА МЕРЕШКО;2016.12.12; ЛОКОМОТИВЫ ДОЕДУТ ДО ПОКУПАТЕЛЕЙ

Производители и эксперты ожидают существенного повышения спроса на российские локомотивы в 2017 году. Поддержку отрасли обеспечат две основные меры: запрет на продление срока службы старых локомотивов без проведения дорогостоящих процедур модернизации и повторной сертификации, а также комплексная поддержка экспорта российской продукции. Так, РЖД в новом году планируют закупить до 450 локомотивов при том, что текущий спрос на новые тепловозы в РФ составляет порядка 250–300 единиц в год.
В пресс-службе РЖД «Известиям» сообщили, что госмонополия в 2017 году планирует закупить до 450 локомотивов. «Вопрос финансирования в данный момент находится в проработке», – отметили в РЖД.
По прогнозам экспертов, внутренний спрос на тяговый подвижной состав российского производства резко возрастет в конце следующего лета. Потребность в нем возникнет в связи с вступлением в силу в августе 2017 года запрета на продление сроков службы старых локомотивов.
Такое условие предусмотрено нормами технического регламента Таможенного союза, которые должны были начать действовать в России в августе этого года, но по решению Евразийской экономической комиссии окончательный переход на единые требования был перенесен.
Обновлением своих парков займутся в первую очередь предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ).
– На сегодняшний день степень износа локомотивов ППЖТ составляет около 95%, вступление в силу запрета продления сроков их службы потребует от частных компаний в значительной степени омолодить собственные парки, – отметил главный эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Скок.
Прежде всего, по словам генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД) Павла Иванкина, значительно активизируется спрос на маневровые локомотивы (односекционные).
– Спрос будет на самую дефицитную номенклатуру – средне– и маломощные локомотивы. Продуктовая линейка у локомотивостроителей по этой номенклатуре очень узкая, – отметил он.
Представитель «Трансмашхолдинга» (ТМХ), крупнейшего в России производителя подвижного состава, рассказал, что износ парка тепловозов в стране оценивается на уровне 75% (то есть сейчас работает около 8 тыс. «старых» локомотивов).
– Текущий спрос на новые тепловозы в РФ составляет порядка 250–300 единиц в год, – сообщили в ТМХ.
Что касается объемов списания в ближайшие годы, то они будут зависеть от принятия документов, регулирующих условия и сроки эксплуатации локомотивов, а также требований к модернизации локомотивов и продлению срока их службы, добавили в компании.
В настоящее время в Минпромторге и Минтрансе обсуждаются механизмы господдержки по плавному и поэтапному обновлению парка локомотивов аналогично схеме по грузовым вагонам.
В числе возможных мер господдержки в ТМХ выделили, в частности, снижение налоговых платежей на новые локомотивы. Кроме того, можно предусмотреть и предоставление инвестиционной скидки – компенсации покупателям локомотивов части процентных выплат по кредитам на приобретение нового подвижного состава из госбюджета. Действенной мерой поддержки могла бы также стать утилизационная премия, полагают в ТМХ.
Следует отметить, что ожидаемое увеличение спроса на маневровые локомотивы в 2017 году будет идти параллельно с сокращением объемов производства более мощных (преимущественно двухсекционных) магистральных локомотивов. Как отмечают в ИПЕМ, это обусловлено планом РЖД оптимизировать собственный парк подвижного состава.
По словам Игоря Скока, сейчас в парке РЖД порядка 21 тыс. локомотивов, число которых должно сократиться до 17,5 тыс. Вслед за данным решением были пересмотрены и ежегодные объемы закупок, которые теперь не будут превышать 430–450 локомотивов всех видов (тогда как в предыдущие годы эти объемы находились в пределах 500–600 единиц техники).
В этом году, по данным ИПЕМ, в январе–октябре было произведено 186 секций тепловозов, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее. В целом локомотивостроительные мощности сегодня загружены более чем на 85%, отметили в ИИЖД.
Ожидается, что дополнительный спрос на российские локомотивы будет обеспечен в будущем году и за счет экспортных поставок продукции железнодорожного машиностроения.
По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), за девять месяцев этого года экспорт локомотивов составил $7 млн. Поставки осуществлялись в первую очередь в Казахстан и на Украину, а также в Белоруссию, Латвию, Польшу, Литву и Монголию, сообщили в пресс-службе РЭЦ.
В ИПЕМ напоминают, что в 2017 году ожидается поставка 75 российских маневровых локомотивов производства Людиновского тепловозостроительного завода (входит в состав группы «Синара») железным дорогам Кубы.
– Следует признать, что в последнее время наметились тенденции восстановления масштабов экспорта российских локомотивов. Несмотря на девальвацию тенге, ощутимую положительную динамику продемонстрировали продажи российских локомотивов на основном зарубежном рынке – в Казахстане, – рассказал управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.
Он также отметил перспективность выхода на рынок Ирана.

КОММЕРСАНТ; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 2016.12.12; ИННОВАЦИОННЫХ ВАГОНОВ ПОКА НЕ ХВАТАЕТ

Чтобы более грузоподъемные инновационные вагоны начали приносить заметный экономический эффект ОАО РЖД и операторам, придется заменить ими половину существующего парка, считают эксперты A. T. Kearney. Пока в РФ парк таких полувагонов насчитывает более 50 тыс., это примерно 10% от общего числа. Но участники рынка не спешат приобретать инновационные вагоны из-за высокой стоимости и пока слишком низкой ставки доходности и поддерживают расширение госсубсидирования для покупателей подвижного состава.
Инновационные грузовые вагоны (с повышенной нагрузкой на ось 25 тонн) начнут приносить ощутимую выгоду ОАО РЖД, лишь когда их доля достигнет 50% от общего парка, следует из исследования A. T. Kearney, представленного на прошлой неделе на конференции «Рынок транспортных услуг» (есть у «Ъ»). По подсчетам, сейчас парк инновационных полувагонов – 50 тыс. штук (свыше 10% в общем парке), и пока значимого эффекта для снижения совокупных затрат ОАО РЖД они не дают. Поэтому, делают вывод эксперты, целесообразно отдельно стимулировать эксплуатантов инновагонов. Позицию A. T. Kearney разделял и Минпромторг, в 2013 году представивший в ФСТ мнение о том, что эффект для ОАО РЖД достигается только при массовой замене вагонов новыми, а при единичной эксплуатации он теряется.
A. T. Kearney сравнивает ситуацию в России с США, где использование таких вагонов себя полностью окупило. По словам директора компании Екатерины Шеремет, даже с учетом роста затрат, например, на укрепление мостов в США, при росте грузоподъемности и использовании 110-тонных вагонов совокупный операционный эффект от перехода на «тяжелое движение» оценивается в 1994-2010 годах в более чем $1,3 млрд.
Наличие положительного эффекта инновагонов для ОАО РЖД лежит в основе скидок к тарифу на их порожний пробег. Они были введены в 2013 году для ряда моделей Тихвинского вагоностроительного завода (входит в ОВК Александра Несиса), позже – в меньшем размере – для Уралвагонзавода (УВЗ). Впрочем, ФАС впоследствии сочла, что эти скидки носят дискриминационный характер, и предложила изменить их структуру – предоставлять их в размере до 80% от экономии ОАО РЖД (см. «Ъ» от 12 сентября). Ранее для скидки эта экономия оценивалась по методике анализа эксплуатационных расходов, разработанной ВНИИЖТ. Например, при сопоставлении инновагонов УВЗ с базовой моделью ВНИИЖТ установил, что годовая экономия эксплуатационных затрат составила 19,6 тыс. руб. на вагон в 2012 году. В ОАО РЖД «Ъ» сообщили, что ВНИИЖТ проводит испытания различных серий вагонов с повышенной осевой нагрузкой на предмет влияния на железнодорожный путь.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что для ОАО РЖД экономическая эффективность связана с возможностью повысить средний вес поезда, что обеспечивает сокращение расходов на локомотивные бригады, обслуживание локомотивов, топливо, а также на осмотр вагонов на длинных маршрутах. Но у монополии возрастают расходы на содержание и ремонт путей и искусственных сооружений, износ которых повышается от тяжеловесных поездов, отмечает эксперт.
Гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин говорит, что сейчас выпускаются в основном только инновагоны, в 2017 году их будет произведено 40-65 тыс. штук. По подсчетам института, ставка аренды на инновационные полувагоны в 2015 году достигла минимума – 750 руб. без НДС за вагон в сутки (по оценкам «Infoline-Аналитики», 750-950 руб. в сутки), в 2016 году она выросла до 980 руб. (по «Infoline-Аналитика» – 950-1200 руб.), а к 2017 году ожидается рост до 1150 руб. («Infoline-Аналитика» прогнозирует 1100-1350 руб.).
Операторы отмечают, что выгоду от инновагонов нельзя назвать универсальной. Первый заместитель гендиректора Федеральной грузовой компании (входит в ОАО РЖД) Виктор Воронович говорит, что для оператора преимущество их эксплуатации – в увеличенном объеме кузова и повышенной грузоподъемности, что позволяет компании и ОАО РЖД сокращать эксплуатационные расходы, а грузовладельцу – перевозить больший объем груза. Но, по его словам, при массовом списании старых полувагонов восполнение парка только инновагонами способно оставить без ресурса попутные грузы: минерально-строительные, химические и лесные, минудобрения.
В ПГК (входит в UCL Holding Владимира Лисина) говорят, что приобретение новых вагонов сегодня может заинтересовать рынок, только если оно окупится при текущей доходности, но в нестабильной экономической ситуации компании не спешат инвестировать значительные средства. Госсубсидия (в 2016 году покупатели получают 300 тыс. руб. на инновагон.– «Ъ») позволяет обслуживать лизинговые платежи, но не обеспечивает приемлемую норму прибыли, отмечают в ПГК, хотя «господдержка – необходимый шаг». До сих пор нет общей методики для расчета окупаемости инновационного вагона, подчеркивают в компании, которая нужна, «чтобы не стимулировать производство вагонов, которые неперспективны и не востребованы рынком». Кроме того, в ПГК замечают, что стоимость обслуживания инновагонов в среднем выше по отношению к базовым моделям.

ГАЗЕТА.RU; АЛИНА РАСПОПОВА; 2016.12.11; БЮРОКРАТИЯ ПОБЕДИЛА ДОРОГИ

Значительная часть средств на улучшение российских дорог год за годом оказывается неиспользованной. Из-за бюрократии чиновники на местах не успевают освоить миллиарды рублей, поступившие в дорожные фонды. Часть средств и вовсе тратится не по назначению. К таким выводам, как выяснила «Газета.Ru», пришли эксперты Счетной палаты, проведя масштабную проверку работы всех российских регионов.
Как стало известно «Газете.Ru», Счетная палата России провела масштабную проверку освоения регионами средств из Дорожного фонда РФ. Суммарный объем региональных дорожных фондов из консолидированных субъектов России на 2016 год был определен в размере 957,4 млрд руб., из которых по состоянию на 1 ноября 2016 года освоены всего 588,3 млрд руб., или 61,4%.
Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Росавтодора, среди субъектов Федерации лидерами своеобразного антирейтинга стали Пермская, Самарская и Нижегородская области.
Также не смогли освоить выделенные на улучшение дорожной инфраструктуры Ростовская область (не освоено 2,29 млрд руб.), Приморский край (не освоено 2,17 млрд руб.), Удмуртия (не освоено 871 млн руб.).
Согласно информации Счетной палаты, не полностью осваивает средства Главное управление дорожного хозяйства Московской области, есть вопросы к соответствующим структурам Воронежской, Тверской, Свердловской и Калужской областей. Как дают понять в Счетной палате, полный список «медлительных» регионов будет опубликован в ближайшее время.
Почему не получается потратить вовремя
Характерная проблема для большинства регионов повторяется из года в год. И во многом в силу бюрократических причин ситуация не улучшается – израсходовать деньги вовремя не получается. А полученные сверх ожидаемых планов средства так и вовсе превращаются в головную боль.
К примеру, как заявлял ранее в своих выступлениях аудитор Счетной палаты России Валерий Богомолов, в текущем году Пермский край планировал получить 3,5 млрд руб., а получил 4,5 млрд. Еще ряд регионов оказались в аналогичной ситуации. При этом, по словам Богомолова,
субъекты образовавшуюся разницу направляют не на дороги, а на решение совершенно других задач, не связанных с дорожным хозяйством.
Как подтвердили «Газете.Ru» в Росавтодоре, основными причинами возникновения сложившейся ситуации являются длительность внутренних межведомственных согласительных процедур и несвоевременное заключение госконтрактов с подрядчиками. «Те субъекты, которые без объективных обстоятельств не смогут выполнить свои бюджетные обязательства по освоению федеральных субсидий и трансфертов, попадут в зону риска. Это связано с тем, что с этого года предусмотрена возможность возвращать в бюджет государства все средства, направленные из дорожного фонда страны в регионы и оставшиеся без освоения.
В этом случае достраивать начатые объекты местным администрациям придется за свой счет», – отметили в ведомстве.
При этом в Росавтодоре заявили, что в отличие от Счетной палаты не имеют информации об отвлечении выделенных трансфертов от установленных целей. «В целом по стране ожидаемые показатели освоения бюджетных средств по сравнению с прошлым годом значительно улучшатся. Большинство работ завершены и оплачены осенью. Часть субъектов находятся в стадии приемки объектов и расчетов с подрядчиками. В этой группе 18 регионов, которые должны поправить свои показатели до конца декабря», – уточнили в ведомстве.
Главная причина – бюрократия
Как пояснил «Газете.Ru» президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов, зачастую регионы не осваивают федеральные средства по вполне объективным причинам. Например, подрядчики могут затягивать сроки сдачи объектов, не успевать с оформлением документов. Но главной проблемой эффективности работы по использованию средств на дороги эксперт считает процветающую бюрократию.
«На пути самих чиновников на местах стоит мощнейшая бюрократическая машина, – говорит Скворцов «Газете.Ru». – С начала года начинаются различные согласования. В Федеральной целевой программе (ФЦП) определены показатели, которые должны быть достигнуты в регионе, но вся процедура, от получения денег до их расходования, невероятно затягивается.
Так, деньги к маю «доходят» до региона. Потом нужно объявить торги. Получается, что в итоге работы начинаются в середине лета, а то и в конце.
Чтобы успеть хоть как-то освоить деньги, асфальт кладут уже в холодную погоду, когда он уплотняется совсем не так, как в теплую. Нижний слой, на который кладут асфальт, холодный, поэтому качество покрытия страдает».
На эту же проблему указывают и представители Счетной палаты. «Одной из причин неполного использования бюджетных средств является их позднее поступление. Но есть остатки, которые уже несколько раз возвращаются. Причина таких остатков – это качество подготовки обоснований и анализа возможности использования планируемых бюджетных ассигнований», – говорил аудитор Валерий Богомолов.
Согласен Скворцов и с тем, что проблема нецелевого использования денег из дорожных фондов существует до сих пор, несмотря на требование президента России Владимира Путина прекратить такую практику. Так,
во время «прямой линии» Путин заявил, что «власти регионов используют их [дорожные фонды] как загашник, из которого можно взять средства на другие цели». На «утруску» и «усушку» средств в дорожных фондах жаловался и глава МВД Владимир Колокольцев.
«Конечно, эти деньги губернаторы «гонят налево», – сказал Скворцов. – Сейчас проблема стала меньше, их стали больше за это «щипать». Но ведь в этом есть и объективная причина – регионы пытаются урвать кусочек на медицину, на пенсионеров. Но если мы с вами платим транспортный налог, то вправе требовать, чтобы собранные средства шли на улучшение дорожных условий. А финансовой ответственности за указанные нарушения пока нет».
Для улучшения ситуации Скворцов советует максимально упростить все процессы согласований.
«В правительстве боятся, что кто-то обязательно разворует деньги из дорожного фонда, и их контроль использования этих средств размазывают между ведомствами, – говорит эксперт. – Сейчас удалось добиться введения понятия переходящей части, когда выделенные деньги «переносятся» на следующий год. Но выход из ситуации – это только ликвидация административных барьеров».
Нормативы и ДТП
Между тем, по данным Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами («Радор»),
в ненормативном состоянии в стране находятся порядка 62% от общей протяженности региональных трасс.
Именно улучшение их состояния является первоочередной задачей при распределении средств в дорожные фонды регионов. По оценке «Радор», выделенные в этом году средства позволят в итоге отремонтировать не более 2%, или порядка 9 тыс. км дорог с твердым покрытием. Также далеко не все регионы успешно справляются с поставленной задачей по удвоению объемов строительства. Как рассказывал на выставке «Дорога Экспо» гендиректор ассоциации «Радор» Игорь Старыгин, в 2016 году в планах по вводу обозначены 1649 км, что не соответствует тем темпам, которые декларировались для субъектов.
При этом за первые 10 месяцев текущего года в России в ДТП погибли уже почти 17 тыс. человек. Все большее негативное влияние на аварийность оказывает плохое содержание дорожной сети. Так, с начала года в ГИБДД насчитали 56,8 тыс. ДТП именно по этой причине – на 11,9% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Увеличилось на 13,1%, до 72,2 тыс. человек, и число пострадавших в них. При этом погибших в ДТП такого рода оказалось на 4,9% меньше – 6,2 тыс. человек.

ТАСС; 2016.12.09; РОСАВТОДОР: ВСЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВТОДОРОГИ В ЦФО БУДУТ ОТРЕМОНТИРОВАНЫ ДО КОНЦА 2018 ГОДА

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) к концу 2018 года планирует полностью отремонтировать все федеральные трассы на территории Центрального федерального округа (ЦФО), сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства во вторник. В частности, в 2017 году планируется отремонтировать чуть более 900 км автодорог.
«Все начатые стройки продолжаются в штатном режиме, ни один федеральный объект в последние годы заморожен не был. В этом году будет введено в эксплуатацию в целом по России более 200 км федеральных дорог. В числе основных объектов ЦФО, запланированных к вводу до конца 2016 года, транспортная развязка на 179 км трассы М-10 «Россия» в Тверской области, участок с 248 по 258 км автодороги М-5 «Урал» в Рязанской области, развязка на 43 км дороги А-105 (от Москвы к аэропорту Домодедово) и другие. К 2018 году все федеральные трассы в ЦФО будут отремонтированы», – сказали в пресс-службе.
В Росавтодоре отметили, что окончательный план по строительству и реконструкции на 2017 год пока не утвержден. Ожидается, что большая часть работ будет проведена на территории Московской области.
Год дорог в Брянской области
В этом году активно ремонтируют федеральные трассы на территории Брянской области. Губернатор Александр Богомаз отметил, что этот год для области прошел под знаком «года дорог», так как в регионе в 2016 году построено новых и капитально отремонтировано 440 км дорог, что вдвое больше, чем годом ранее. Самые масштабные стройки развернулись в Брянске – тут сдали в эксплуатацию новый путепровод у вокзала «Брянск Орловский», была запущена первая очередь нового четырехполосного моста между двумя крупнейшими районами областного центра, построено три новых развязки, отремонтирован ряд улиц. Всего на это было потрачено свыше 1,1 млрд рублей, что городские власти называют абсолютным рекордом.
Дорожный фонд 2017 года в Брянской области будет чуть меньше, чем в нынешнем – 3,2 млрд рублей. Между тем, отмечают власти, это лишь собственные средства региона, фонд может пополниться и федеральными. В Брянске ожидается строительство сразу нескольких объектов транспортной инфраструктуры – новой дороги между Володарским и Фокинским районами (стоимость 450 млн рублей), второй очереди моста между Советским и Бежицким районами (около 300 млн рублей) и ряда других проектов.
Гарантийный срок дорог увеличили с 5 до 7 лет
В Белгородской области планируют также решить ряд проблем, связанных с ремонтом федеральных дорог. В частности, регион планирует выйти на федеральную трассу М4 «Дон» – через белгородскую Алексеевку и воронежскую Россошь. Ремонт одного из самых проблемных и загруженных участков начался еще в этом году и будет завершен в 2017 году.
«Участок дороги Алексеевка-Советское протяженностью 48 км с выходом на Россошь был основным объектом ремонта в 2016 году. В 2017 году дорога от Белгорода до Россоши будет сделана полностью», – уточнили в региональном департаменте строительства и транспорта. Там отметили, что в следующем году в области будут построены более 300 км дорог. На эти цели планируется направить порядка 9 млрд рублей. Аналогичные инвестиции были запланированы и на 2016 год.
Как уточнили в ведомстве, главное в ремонте и строительстве дорог, в которые вкладываются серьезные бюджетные средства, – это их качество. Именно поэтому в Белгородской области гарантийный срок увеличили с 5 до 7 лет. Кроме того, все участки, которые будут ремонтироваться в регионе, ждет комплексное благоустройство.
Средства «Платона» и безопасные дороги
В Калуге к настоящему времени осталось 20 % неотремонтированных дорог. Резко сократить этот показатель позволили средства от системы «Платон» в размере 200 млн рублей, которые город получил в 2016 году.
Как рассказал корреспонденту ТАСС городской голова Калуги Горобцов, после ремонта дорог, который проведен в текущем году, в Калуге остается около 20% проезжей части, не соответствующей нормативному состоянию.
Средства из федерального бюджета правительство РФ выделило Калуге впервые. В результате были отремонтированы все центральные улицы города.
Впервые в Воронеже на ремонт дорог в 2017 году выделят более 2 млрд рублей (в 2016 году 1,75 млрд рублей, в 2015 – 1,37 млрд рублей). По словам руководителя областного департамента транспорта и автомобильных дорог Александра Дементьева, 1 млрд рублей направит региональный дорожный фонд, столько же будет получено из федерального бюджета по программе «Безопасные и качественные дороги», участником которой стал Воронеж. По итогам этой программы в городе будут отремонтированы 240 км автодорог на 50 улицах.
Капремонта требуют более 600 км костромских дорог
В Костромской области в 2017 году будет построено, реконструировано и отремонтировано более 100 км дорог общего пользования. Объем регионального дорожного фонда запланирован в размере 2,7 млрд рублей, из них 700 млн рублей – средства федерального бюджета.
«В общей сложности капитальный ремонт