X

Обзор прессы от 13.12.2016

13.12.2016

MK.RU; ТАТЬЯНА АНТОНОВА; 2016.12.12; МИНТРАНС МЕНЯЕТ ПРАВИЛА ОТДЫХА ДЛЯ ЛЕТЧИКОВ

Изменить режим труда и отдыха для летчиков гражданской авиации планирует Минтранс. Пилоты смогут рассчитывать на более длительные передышки в полете и между сменами. Для этого ведомство решило взять на вооружение рекомендации ИКАО (Международная организация гражданской авиации) и внести поправки в отечественные положение.
Новые правила призваны не допустить ситуации, когда за штурвал лайнера садится человек в состоянии сильнейшего измота и хронического недосыпа. Напомним, по основной версии именно из-за усталости пилотов рухнул арабский боинг-737 в Ростове 19 марта этого года.
Проект обновленного положения о режиме труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации вводит для авиакомпаний требование разработки внутренних графиков полетов только после согласования с профсоюзом.
Еще одно новшество – авиаперевозчики смогут разрешать пилотам отдыхать прямо в воздухе. Правда, такой отдых должен быть контролируемым: вставать из-за штурвала летчик все же не сможет. Более того, такая передышка станет возможной только в том случае, если в кабине есть еще один член экипажа – чтобы смог растолкать пилота, если тот вдруг провалится в сон. При этом чиновники отдельно прописали, что отдых на высоте нескольких тысяч метров нельзя будет засчитать во время отдыха между сменами.
Кроме того, авиакомпании не смогут считать отдыхом перелет своих сотрудников в качестве пассажиров к месту работы. Часы, проведенные на борту, также придется считать рабочим временем, хоть авиатор и не находился за штурвалом.
Наконец, новыми правилами будет запрещено увеличивать состав экипажа, если кому-то из его членов не удастся отдохнуть в полете. Для этого перевозчикам придется оборудовать лайнеры дополнительными креслами для отдыха. Причем места для экипажа должны быть изолированными от пассажирских отсеков.
Единственное условие, при которым можно будет легально увеличить продолжительность полетной смены – плохие погодные условия, из-за которых борт вынужден кружить в небе или менять траекторию.

ТАСС; СУСАННА РОЖИНА; 2016.12.12; БОЛЕЕ 1,2 МЛРД РУБЛЕЙ НАПРАВЯТ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ ЧЕТЫРЕХ АЭРОПОРТОВ В ЯКУТИИ В 2017 ГОДУ

Реконструкция взлетно-посадочных полос (ВПП) в четырех аэропортах Якутии будет проведена в 2017 году по ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкальского региона». Общая стоимость работ составит более 1,2 млрд рублей, сообщил ТАСС в понедельник министр транспорта и дорожного хозяйства республики Семен Винокуров.
«В этом году начата реконструкция аэропорта Чокурдах. А в 2017 году будут реконструированы четыре аэропорта в Якутии», – сказал он. Как уточнили в Минтрансе республики, по ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкальского региона» в 2017 году реконструкция коснется аэропортов Саккырыр, Среднеколымск, Тикси, будет продолжена реконструкция аэропорта Чокурдах. На эти цели предусмотрено более 1,2 млрд рублей.
Ранее по ФЦП должны были реконструировать 17 аэропортов, два из которых – в Магаданской области и 15 – в Якутии, на эти цели было предусмотрено более 26 млрд рублей, но после сокращения федерального бюджета произошло значительное уменьшение средств. При этом еще девять аэропортов Якутии не попали ни в программу «Развитие транспортной системы России», ни в ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкальского региона».
По словам генерального директора ФКП «Аэропорты Севера», в ведении которого находится 31 аэропорт, Вадима Волкова, на данный момент в пяти филиалах уже имеются искусственные ВПП, которые также требуют реконструкции. «Но почти во всех аэропортах полосы не соответствуют требованиям федерального авиационного правила. Реконструкция аэропортового комплекса позволит круглогодично принимать различные суда, вплоть до самолета Bombardier Q400 или самолетов «Сухой Суперджет-100 «. Сейчас могут садиться только самолеты класса Ан-2, Ан-24», – уточнил он.

ТАСС; ИРИНА БАЙБАРЗА; 2016.12.13; ТУРИСТЫ ИЗ ЦЕНТРА РОССИИ НЕ МОГУТ ПОСЕТИТЬ КУРИЛЫ ИЗ-ЗА ДОРОГОВИЗНЫ БИЛЕТОВ

Тарифы авиакомпании «Аврора» на авиаперевозки на Курильские острова, увеличенные на 2017 год в несколько раз в связи с сокращением субсидирования из бюджета Сахалинской области, не позволили туристам из Москвы и Санкт-Петербурга встретить Новый год на курильском острове Итуруп, рассказала ТАСС управляющая туристско-гостиничным комплексом АО «Гидрострой» Марина Евгенова.
«У нас были заявки на встречу Нового года на базе нашего комплекса, но из-за того, что тариф на авиаперевозки до сих пор непонятен, туристы отказались», – сказала собеседница агентства.
Новые тарифы
Правительство Сахалинской области приняло решение почти в два раза сократить дотации авиакомпании «Аврора» на региональные перевозки. С 2017 года все билеты на региональные рейсы будут продаваться по экономически обоснованной цене. Субсидия на авиаперелеты будет распространяться только для жителей Сахалинской области. Они смогут приобретать авиабилеты на внутренних линиях примерно в три раза дешевле их реальной стоимости.
В настоящее время экономически обоснованный тариф на полет в Оху (север Сахалина) составляет 19 тысяч рублей, а его продают за 6,8 тысячи; Южно-Курильск (остров Кунашир) – 14,8 тысячи, продают за 5,3 тысячи; Курильск (остров Итуруп) – 16,7 тысячи, продают за 5,1 тысячи рублей.
Авиакомпания «Аврора», входящая в группу компаний «Аэрофлот», в ноябре обещала разработать специальные тарифы для туристических групп, желающих посетить Курильские острова. «Пока мы не получали информационного письма об изменении тарифов для туристов. Поэтому мы не можем планировать новые туры на острова. А желающих заплатить только за перелет с Сахалина на Итуруп более 32 тыс. рублей нет», – сказала управляющая туристско-гостиничным комплексом АО «Гидрострой».
Транспортная недоступность
По словам Евгеновой, основная масса туристов на Итуруп попадает именно воздушным транспортом. «В этом году из-за поломки судна «Поларис», осуществляющим перевозки между Курильскими островами, проблема доступности островов очень обострилась. Спланировать перевозки морским транспортом (на линии остался один теплоход «Игорь Фархутдинов») было невозможно, а билетов на самолет катастрофически не хватало. Этим летом мы потеряли около 50% туристов, желающих побывать на Итурупе», – пояснила она.
Евгенова сообщила, что компания работает первый год на рынке туристических услуг. В 2016 году на Итурупе принято более 200 человек.
Ранее туристическая компания Итурупа предлагала россиянам встретить Новый год в комплексе термальных вод «Ванночки». Помимо купания туристам предлагались экскурсии на вулкан Баранский, незамерзающую стену водопадов, лыжные прогулки по побережью Тихого океана.
«Наши горячие источники очень эффективны для лечения. Рекомендуется для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, кожных заболеваний, страдающим бесплодием женщин, эффективны при лечении хондрозов, остеохондрозов, неврологических заболеваний», – сказала Евгенова.
В авиакомпании «Аврора» обещали дать комментарий по сложившейся ситуации позднее.

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; 2016.12.13; ШТОРМ НА МИРОВОМ РЫНКЕ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК МИНОВАЛ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ

Уходящий 2016 год был ознаменован рядом крупных банкротств глобальных компаний-перевозчиков. В сентябре консорциум банков во главе с Korea Development Bank отозвал финансирование крупнейшей корейской компании Hanjin, не согласовав предложения по реструктуризации долга, который на конец 2015 г. уже достиг $5 млрд. Hanjin специализировалась на перевозках промышленных и потребительских товаров, предназначенных для Amazon.com и других ритейлеров. В транзите на судах Hanjin находилось 540 000 TEU грузов, но контейнерные порты отказывали в их обработке из опасения не получить портовые и прочие сборы. Тогда министерство морского транспорта Южной Кореи оценивало возможную задержку доставки грузов Hanjin в 2–3 месяца.
Судоходные компании всего мира в последние годы страдали из-за падения международной торговли и связанного с этим резкого падения стоимости фрахта при избыточной емкости линий. Так, если в 2010 г. доставка 40-футового контейнера из Шанхая до Западного побережья США стоила порядка $2000, то сейчас она обойдется всего в $600. После того как Hanjin фактически вышла из игры, цены на направлении Пусан – США выросли примерно в 1,5 раза, сообщала ранее Korea Economic Daily.
Банкротство Hanjin и низкие ставки заложили в 2016 г. тренд на консолидацию. Крупнейшая в мире судоходная компания Maersk Line купила своего конкурента Hamburg Sud (седьмую по величине компанию на рынке), специализирующуюся на перевозках из Северного полушария в Южное.
В управлении компании находится 150 судов. Флот Maersk – более 600 судов. Сумма сделки – $4 млрд. Акции Maersk выросли на сообщении о покупке на 5%.
Стабильно плохо
За 10 месяцев 2016 г. перевозки морским транспортом в России выросли на 26,1% до 17,9 млн т. Объем перевозок внутренним водным транспортом за январь – октябрь 2016 г. снизился на 1,4% до 107 млн т. Однако стабилизация в секторе не помогла российским судовладельцам улучшить экономику. «На протяжении последних нескольких лет основные проблемы – это недостаток грузовой базы, излишки флота и, как следствие, – низкие ставки», – замечает первый заместитель генерального директора компании «Совфрахт» по морским перевозкам Карен Степаньян. «Для судовладельцев настоящее положение близко к критическому», – подчеркивает он. Спасти ситуацию, по его словам, может лишь стабилизация рынка и рост экономики, но пока спрогнозировать изменение тренда в индустрии морских перевозок в положительную сторону очень сложно.
Контейнерные перевозки
Если консолидация на международном рынке и банкротство Hanjin привели к локальному всплеску ставок, хоть и краткосрочному, то для российских компаний стоимость контейнерных перевозок уже к концу ноября вернулась на уровень сентября, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Впрочем, из российских компаний собственные контейнерные суда есть только у «Совфрахта» и Fesco, которая сейчас испытывает финансовые сложности. «Контейнерные морские перевозки – глобальный бизнес, в котором российские игроки занимают десятые доли процента», – продолжает Бурмистров. Но на рынке перевозок нефти и газа российские компании, в частности «Совкомфлот», играют более заметную роль, указывает эксперт. При этом из российских портов нефть и газ отгружаются менее крупными судами, потому что основные российские порты не могут принимать большегрузы из-за недостаточных глубин. Это приводит к более высокой стоимости доставки.
Надежда на экспорт
Внешняя торговля могла бы оказать поддержку российским судовладельцам, уверен генеральный директор и председатель правления «Совкомфлота» Сергей Франк. По его оценке, объем российской внешней торговли составляет без малого $400 млрд и 5% от этой суммы – фрахт. «Огромная сумма, серьезный финансовый ресурс для развития нашего флота, развития судостроения», – подчеркивает Франк. Сегодня на долю российских компаний приходится лишь незначительная часть всего ежегодного фрахта при перевозке нефти и нефтепродуктов. Например, в 2015 г. иностранные судоходные компании перевезли почти 94% нефти, которая прошла через российские порты. Условия, на которых наши нефтяные и газовые компании сейчас продают свою продукцию, сформировались в 90-е гг. таким образом, что фрахтование идет на иностранной территории. «Внешняя торговля должна помочь раскрыть потенциал российского судоходства и, как следствие, стимулировать рост спроса на продукцию российского судостроения», – уверен топ-менеджер «Совкомфлота». По его мнению, эффективно решить вопрос импортозамещения можно, если увязать допуск на рынок перевозок со строительством судов внутри страны. В таком случае более стабильный доступ к национальной грузовой базе позволит российским судоходным компаниям сформировать источник финансирования для размещения коммерческих заказов на российских верфях. «Перспективным для развития российского флота является сегмент морских перевозок нефти и газа», – заключает он. Собственный и зафрахтованный флот «Совкомфлота», специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 140 судов общим дедвейтом около 12,3 млн т, треть судов обладает высоким ледовым классом.
Танкерные перевозки
«В текущий момент присутствует определенное ослабление конъюнктуры мирового рынка танкерных перевозок: в некоторых сегментах танкерного рынка спотовые ставки снизились примерно на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, безусловно, сказалось на результатах всей отрасли», – подчеркивает Франк.
Аналитики прогнозировали ухудшение конъюнктуры танкерного рынка, поэтому в соответствии со своей стратегией развития «Совкомфлот» сконцентрировал усилия на диверсификации деятельности, расширив портфель проектов с долгосрочной фиксированной доходностью. Участие в таких проектах, как «Сахалин-1» и «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый порт», «Ямал СПГ», гарантирует «Совкомфлоту» источник постоянного дохода даже в условиях рыночной неопределенности и обеспечит стабильную занятость значительной части флота, подчеркивает топ-менеджер. «На конец первого полугодия 2016 г. объем законтрактованной выручки будущих периодов составил $8,2 млрд», – добавил Франк.
Хороший рынок для покупок
Но низкий рынок имеет и свои преимущества. С одной стороны, правительство принимает меры, направленные на поддержку отечественного судостроения и самих судовладельцев. Так, компенсируется процентная ставка по договору лизинга в размере до двух третей ключевой ставки ЦБ, введены льготы для резидентов Российского морского регистра судоходства и др. С другой стороны, у судовладельцев появилась возможность за сравнительно невысокую стоимость приобретать более новые суда, в том числе и у обанкротившихся компаний. Российские компании были очень активны в уходящем году на рынке подержанных сухогрузных судов, приобретались суда возрастом от 7 до 25 лет, в то же время активно списывались на лом суда возрастом более 25 лет, говорит Степаньян. Текущая тенденция сохранится и в следующем году, считает он. «Совфрахт», например, в 2016 г. приобрел универсальный сухогруз «Семен Дежнев» 1997 г. постройки. На сегодняшний день судно востребовано в каботажных перевозках на линии Приморье – Сахалин – Курилы.
В июле дочерняя структура «Совкомфлота» – SCF Tankers Ltd. – победила в аукционе по продаже девяти судов. Флот ранее принадлежал Primorsk International Shipping Ltd. (Prisco), которая обанкротилась. За четыре танкера дедвейтом примерно по 105 000 т и пять танкеров дедвейтом по 51 000 т (один – для перевозки нефти, восемь – для нефти и нефтепродуктов) возрастом 7–8 лет SCF Tankers заплатит $215 млн, уточняется в пресс-релизе «Совкомфлота». Бурмистров считает, что рыночная цена этих судов – $310–330 млн, а строительство аналогичных обошлось бы не менее чем в $400 млн. «Мы более чем удовлетворены результатами аукциона: современные суда приобретаются по цене ниже рыночной. Это должно усилить позиции «Совкомфлота» в области морской транспортировки нефтепродуктов – как в глобальном масштабе, так и с учетом перспектив роста экспорта через российские порты на Балтике и Дальнем Востоке», – цитирует пресс-служба первого заместителя гендиректора «Совкомфлота» Евгения Амбросова.

ТАСС; 2016.12.12; ВТОРОЙ СКОРЫЙ ПОЕЗД НАЧАЛ КУРСИРОВАТЬ МЕЖДУ ТОМСКОМ И НОВОСИБИРСКОМ

Второй скорый поезд начал курсировать между Томском и Новосибирском, сообщили в пресс-службе Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД).
«Дополнительный пассажирский поезд «Дневной экспресс» №143/144 Томск-2 – Новосибирск начал курсировать между двумя городами с введением 11 декабря 2016 года нового графика движения поездов на сети железных дорог», – отметили в пресс-службе.
Второй поезд было решено запустить в связи с популярностью первого №141/142, который начал курсировать между двумя сибирскими городами год назад. «Именно по просьбе пассажиров и был назначен дополнительный поезд. По итогам проведенного опроса более половины респондентов высказались за его назначение, отметив, что добираться в Томск и Новосибирск «Дневным экспрессом» стало комфортнее и выгоднее, чем междугородним автотранспортом», – отметили в ЗСЖД.
Время в пути составит 4 часа 38 минут, стоимость проезда начинается от 451 рубля. Если первый поезд уходит из Томска утром, а из Новосибирска – вечером (по местному времени), то второй – наоборот. Как ранее заявлял ТАСС начальник департамента по культуре Томской области Павел Волк, этот вариант будет удобен для туристов, которые смогут доехать из Новосибирска, провести в Томске день и вечером вернуться.

ТАСС; 2016.12.12; СКОРЫЙ ПОЕЗД НАЧНЕТ КУРСИРОВАТЬ МЕЖДУ САРАТОВОМ И РОСТОВОМ С КОНЦА ДЕКАБРЯ

Скорый поезд сообщением Саратов – Ростов начнет курсировать с 24 декабря, сообщает пресс-служба Приволжской железной дороги.
«Новый скорый поезд номер 215/216 сообщением Саратов – Ростов начнет курсировать 24 декабря с остановками на станциях Карамыш, Петров Вал, Волгоград-1, Суровикино, Обливская, Чернышково, Морозовская, Тацинская, Белая Калитва, Лихая, Зверево, Сулин, Шахтная, Новочеркасск», – уточнили в пресс-службе.
Отмечается, что в состав поезда включены вагоны всех категорий – купейные, плацкартные и сидячие. Стоимость проезда от Саратова до Ростова составит от 1 тыс. 98 рублей до 3 тыс. 279 рублей в зависимости от класса вагона, от Волгограда до Ростова – от 738 рублей до 2 тыс. 216 рублей.
«Отправление из Саратова по четным датам в 17:10 мск (в 18:10 по местному времени), отправление из Волгограда по нечетным датам в 01:16 мск, прибытие в Ростов по нечетным датам в 12:28 мск. С 25 декабря отправление из Ростова по нечетным датам в 16:08 мск, отправление из Волгограда по четным датам в 04:40 мск, прибытие в Саратов по четным датам в 11:06 мск (в 12:06 по местному времени)», – уточнили в пресс-службе.
Время в пути от Саратова до Ростова составит 19 часов 18 минут, от Волгограда до Ростова – 11 часов 12 минут. Обратная дорога, из Ростова в Саратов, займет несколько больше времени. Время в пути от Ростова до Волгограда – 11 часов 47 минут, от Ростова до Саратова – 19 часов 58 минут.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.12; РЖД ДО 2018Г ВЛОЖАТ В СТРОИТЕЛЬСТВО 3-ГО ГЛАВНОГО ПУТИ УЧАСТКА КОСУЛИНО-БАЖЕНОВО ТРАНССИБА 5 МЛРД РУБ

ОАО «РЖД» планирует построить в 2017 году третий главный путь на участке Косулино-Баженово (тюменское направление Транссиба) стоимостью 5 млрд рублей, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Свердловской железной дороги (СвЖД, филиал АО «РЖД»).
«В настоящее время в рамках инвестпрограммы ОАО «РЖД» реализует один из этапов проекта – «Реконструкция участка Косулино-Баженово. Третий путь» на полигоне Свердловской железной дороги. Так, в 2016 году планируется открыть движение по третьему пути на перегонах Баженово-Мезенский-Гагарский с реконструкцией соответствующих станций. В 2017 году предполагается ввести в эксплуатацию третий путь с электрификацией на всем участке Косулино-Баженово, построив 21,7 км главных путей и 40,2 км станционных», – уточнил представитель пресс-службы.
Строительство третьего главного пути на участке Косулино-Баженово входит в генеральную схему развития сети железных дорог РЖД. Документ также предусматривает реализацию следующих двух этапов строительства третьего пути до 2025 года – на участке Баженово-Богданович и Тюмень-Богданович.
По данным СвЖД, вопрос с финансированием строительства этих этапов еще не решен.
Необходимость в строительстве третьего главного пути на участке Косулино-Богданович-Тюмень возникла в связи с перспективами роста грузопотока из регионов Кузбасса и севера Уральского федерального округа.
«В ближайшее время нагрузка на Транссибирскую магистраль значительно возрастет. В границах Свердловской железной дороги наиболее грузонапряженным является направление Косулино-Богданович-Тюмень. В настоящее время загрузка участка Косулино-Богданович составляет 94% пропускной способности, Богданович-Тюмень – 95% при норме 99%. По прогнозам, к 2020 году загрузка участка Баженово-Богданович достигнет 115%», – пояснил представитель пресс-службы.
Реализация проекта позволит повысить пропускную способность участка Косулино-Богданович-Тюмень, который технологически связан с линией Тобольск-Сургут-Коротчаево и является барьерным местом для пропуска перспективного вагонопотока с нефте– и газохимических предприятий севера УрФО после выхода на Транссибирскую магистраль для следования в направлении портов северо-запада.


Как сообщалось, строительство третьего главного пути на участке Косулино-Богданович-Тюмень стало частью соглашения правительства Свердловской области и ОАО «РЖД» о сотрудничестве в сфере железнодорожного транспорта на 2014-2016 годы, а затем перешло в новое трехлетнее соглашение.
Свердловская железная дорога действует на территориях Пермского края, Свердловской и Тюменской областей, ХМАО и ЯНАО.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.12; РОСЖЕЛДОР ПОВТОРНО ВЫБИРАЕТ ГЕНПОДРЯДЧИКА СТРОИТЕЛЬСТВА Ж/Д ПОДХОДОВ К КЕРЧЕНСКОМУ МОСТУ ЗА 16,9 МЛРД РУБ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) повторно объявило конкурс по выбору генподрядчика строительства за 16,9 млрд рублей железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив, сообщается на официальном портале госзакупок.
Тендер на разработку рабочей документации и строительство объекта объявила подведомственная организация Росжелдора – ФГУ «Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта» (Москва).
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 23 декабря, дата вскрытия конвертов также назначена на 23 декабря.
Тот же тендер ФГУ заявляло в октябре, тогда заявки на участие в конкурсе принимались до 21 октября.
Керченский мост соединит Крымский полуостров с материковой частью РФ автомобильной и железной дорогой. Движение машин по мосту откроется в декабре 2018 года, поездов – 1 декабря 2019 года. Стоимость объекта составляет 227,9 млрд рублей в ценах соответствующих лет. Генподрядчик строительства моста – компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.
Глава Крыма Сергей Аксенов в июне 2016 года назначил ЗАО «ВАД» (Санкт-Петербург) подрядчиком строительства и реконструкции четырехполосной автодороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь (трасса «Таврида») и автомобильного подхода к мосту через Керченский пролив.

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; 2016.12.13; ЗАГРУЗКА ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЗАВОДОВ ЗА СЧЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НЕ УДАЕТСЯ

Прошел почти год, как железнодорожным операторам запретили эксплуатировать вагоны с продленным сроком службы. Всего за 2016 г. было списано около 115 000 вагонов. Больше всего списала Первая грузовая компания Владимира Лисина – более 37 000 вагонов, Федеральная грузовая компания (ФГК, дочерняя структура РЖД) – около 19 000 вагонов.
«С одной стороны, списание вагонов приведет к постепенному восстановлению арендной ставки, что будет способствовать росту инвестиционной привлекательности покупки новых вагонов и повысит спрос на них, стимулируя положительную динамику производства в отрасли», – говорится в мониторинге ситуации в экономике России в январе – ноябре 2015 г., подготовленном Минэкономразвития. «С другой стороны, сокращение вагонного парка за счет старых вагонов и его обновление новыми приведет к стремлению быстрее окупить приобретение, что приведет к росту тарифов перевозок, увеличивая нагрузку на грузоотправителей. В этой связи присутствует риск сокращения грузооборота железнодорожным транспортом», – добавляют авторы, отмечая, что эти тенденции могут усилиться, если возникнет дефицит по некоторым видам вагонов после сокращения парка.
А есть ли дефицит?
Операторы и регулятор расходятся во мнении, создался ли в итоге дефицит вагонов или нет. Представитель Globaltrans уверен, что на рынке дефицита вагонов нет. «Зачастую в подобных репликах понятием «дефицит вагонов» подменяют факт отсутствия ценовых предложений с уровнем ниже рыночного. И как правило, речь идет о локальной нехватке полувагонов для перевозки низкодоходных грузов. И эта локальная нехватка имеет временный характер», – объясняет собеседник. «На высоком рынке всем важно вывезти груз любой ценой. В этой ситуации сколько вагонов ни дай – всегда будет мало», – подчеркивает гендиректор железнодорожного оператора «Восток 1520» Владимир Сосипаторов. Представитель ФГК замечает локальный дефицит и считает, что «отчасти он обусловлен высокими простоями на станциях погрузки/выгрузки, в том числе на подъездных путях грузовладельцев».
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров обнаружил, что эффект дефицита создается еще из-за того, что выбывает старый подвижной состав, которым в основном перевозятся строительные грузы и который может направляться, например, под грейферную разгрузку, и замещается он инновационными вагонами, перевозки в которых осуществляются преимущественно маршрутами, а в структуре грузов превалируют уголь, руда, минеральные удобрения. В IV квартале 2016 г. единственные операторы неинновационных полувагонов, обладающие парком, который может быть предоставлен на спотовом рынке краткосрочных контрактов, – ФГК и «ТФМ-оператор». Все остальные крупные игроки либо сами сталкиваются с дефицитом парка из-за списания, либо перевозят грузы по долгосрочным контрактам. И в то же время к IV кварталу сократились возможности операторов повышать эффективность использования парка полувагонов, выводя их из ремонта: если на начало 2015 г. в ремонте находилось более 57 000 единиц (10% парка), на начало 2016 г. – более 39 000 (7,6% парка), то на октябрь 2016 г. – 31 600 единиц (6,6%). С сентября 2016 г. парк полувагонов перестал сокращаться, а в октябре впервые за последние 20 месяцев закупки полувагонов оказались выше объемов списания – в целом парк полувагонов за октябрь вырос примерно на 350 единиц и превысил 481 000.
Ставки выросли
Тем не менее за последние полгода ставка предоставления вагона значительно выросла. Это обеспокоило ФАС. С начала осени антимонопольное ведомство начало задумываться, как ограничить этот рост. Одним из вариантов стала разработка методики определения монопольно высокой и монопольно низкой цены, по которой устанавливался бы некий нормативный уровень, а отклонение от него более чем на 10% признавалось нарушением. Но работу ФАС в этом направлении блокировали операторы, обратившись к президенту Владимиру Путину. Результат – ФАС приостановила разработку методики. Впрочем, в конце октября служба завела дело против ФГК и РЖД, обвинив компании в злоупотреблении доминирующим положением и установлением монопольно высокой цены.
Бурмистров указывает, что рост ставок начался летом: собственники полувагонов отказывались заключать договоры аренды, объясняя это тем, что доходность оперирования превышает 1000 руб. в сутки на фоне продолжающегося списания парка и положительной динамики перевозок и грузооборота (особенно в сегменте строительных грузов). ФГК, например, предлагала клиентам рассмотреть ставку аренды на уровне 1100 руб. без НДС, знает эксперт. Таким образом, с начала лета ставки аренды на спотовом рынке и доходность оперирования выросли более чем на 50%. Рост арендных ставок и доходности оперирования полувагонами обусловил переориентацию части грузов на крытые вагоны и хопперы-цементовозы, которые оказались и более дешевыми, и более доступными.
Уровень ставок в конце лета – начале осени вырос в основном по инициативе самих грузоотправителей, которые хотели гарантировать наличие вагонов при любых обстоятельствах, считает Сосипаторов. Сейчас тенденция обратная: ставки постепенно падают, уверен он: «В I квартале 2017 г. можно ожидать снижения ставок на предоставление полувагонов на 10–15%. Частично это произойдет из-за перераспределения тарифной нагрузки с грузоотправителей на операторов и других участников логистических цепочек».
Рост ставок с августа по ноябрь спровоцирован резким увеличением платежеспособного спроса на полувагоны со стороны угольных компаний (мировые цены на уголь выросли в несколько раз. – «Ведомости»), говорит представитель ФГК. «Спрос на вагоны достиг своего максимума и превысил возможности операторов по обеспечению. В связи с этим угольные предприятия, желая получить гарантию предоставления вагонов, стали заключать контракты с соразмерным премиальным увеличением ставки. Это повлекло за собой коррекцию рынка и перераспределение вагонов клиентам на долгосрочных и гарантированных условиях», – объясняет он. «Ставки предоставления полувагонов в этом году подросли, но по-прежнему не позволяют обеспечить окупаемость вагонов», – замечает представитель Globaltrans. «Высокие риски изменения спроса на полувагоны в средней и долгосрочной перспективе (10–20 лет) и длительный срок окупаемости вагонов не способствуют активизации инвестиций в этот сегмент рынка», – заключает представитель ФГК.
Спрос на вагоны растет
Загрузить заказами вагоностроительные предприятия благодаря списанию старых вагонов не особенно получилось. Ситуация на рынке неустойчива: новые вагоны покупают, но осторожно, рассказывает гендиректор «Торговый дом ТМХ» (структура «Трансмашхолдинга») Дмитрий Вонаков. Например, сейчас перевозчики спешат подать заявки на госсубсидии, которые предоставляются на приобретение некоторых видов новых грузовых вагонов. Это закономерно вызывает повышение спроса. Но какова будет позиция государства в будущем году, пока не ясно. В 2016 г. на предприятиях холдинга будет выпущено около 520 грузовых вагонов (хопперов и фитинговых платформ). У «Трансмашхолдинга» есть контракт на производство 200 фитинговых платформ для «Трансойла», который будет исполнен в течение I квартала 2017 г., и несколько небольших заказов (на 20–30 единиц), рассказывает Вонаков. Но всплеск спроса из-за ограниченности не оказывает влияния на стоимость вагонов: сегодня цены находятся на уровне себестоимости, подчеркивает топ-менеджер.
Корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) планирует в 2016 г. выпустить почти в 3 раза грузовых вагонов больше, чем в 2015 г., – около 8000 вагонов, примерно 80% из них – инновационные, рассказывает представитель УВЗ. Основные заказчики – ФГК, СУЭК, «Еврохим», а также транспортные компании Ирана и Туркмении, говорит он. «С одной стороны, наши потребители не могут заплатить за вагон больше цены, которая сможет окупиться при существующих ставках предоставления подвижного состава. С другой – поставщики металла и комплектующих в первой половине года резко повысили отпускные цены. В результате нам в 2016 г. пришлось сохранять цены на подвижной состав, балансируя на грани рентабельности», – делится представитель УВЗ. «Фактически вагоностроители в 2016 г. работают по ценам 2012 г. При этом цены на металлопрокат в этом году по сравнению с тем же 2012 г. в зависимости от сортамента увеличились до 50%!» – говорит собеседник «Ведомостей». Сейчас УВЗ формирует портфель заказов на 2017 г. Пул потребителей сохранится, но вот модельный ряд зависит от того, сохранятся субсидии на покупку инновационных вагонов или нет, признает представитель УВЗ.

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; 2016.12.13; «ВЕДОМОСТЯМ» СТАЛ ИЗВЕСТЕН ПЛАН ПОГРУЗКИ РЖД НА 2017 ГОД

На перевозочной деятельности (грузоперевозки, предоставление инфраструктуры и локомотивов) РЖД в 2017 г. заработает почти на 3% больше, чем в 2016 г., – 1,3 трлн руб. Данные приведены в материалах, подготовленных к совету директоров РЖД; их подлинность подтвердили два человека, близких к РЖД.
Погрузка в следующем году, прогнозирует РЖД, упадет на 0,2%: 1,219 млрд т против 1,221 млрд в 2016 г. Сократятся в 2017 г. и доходы РЖД от грузовых перевозок – 1,23 трлн руб., а в 2016 г. монополия рассчитывает на 1,25 трлн.
Представитель РЖД отказался от комментариев. Человек, знакомый с данными о погрузке, объясняет, что на самом деле она остается на уровне 2016 г.: небольшое снижение связано с тем, что уходящий год на один день длиннее.
Доходы компании в следующем году будут выше, чем в 2016 г., благодаря поступлениям от дополнительных тарифных решений. На этом монополия заработает 50,2 млрд руб., из них 23,6 млрд – на дополнительной индексации тарифа на 2% (на капремонт инфраструктуры общего пользования). Еще 15,6 млрд руб. компании принесет продление тарифного коридора. Остальное РЖД доберет за счет индексации тарифа на 4%, дополнительной индексации тарифа на перевозку грузов в контейнерах на 4% и некоторых точечных изменений, в том числе сокращения скидок на дальние перевозки угля и руды. Эта меры одобрил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании 2 декабря.
Скидки на перевозку угля и руды на дальние расстояния снизятся в 2017 г. следующим образом: сейчас уголь перевозится на расстояния свыше 3300 и 3500 км за 32 и 33,3% от цены, а будет за 40%, руда на расстояние свыше 5000 км – за 11,5% от тарифа, а будет за 50%. Несмотря на рост тарифа, РЖД рассчитывает, что перевозка каменного угля вырастет на 1,4%, а руды – на 0,3%. Сокращение скидок суммарно принесет монополии 4,2 млрд руб. Изменение структуры грузооборота (см. врез), по данным РЖД, обернется для нее в 2017 г. потерями в 18,7 млрд руб.
«Снижение погрузки и изменение структуры грузооборота сократит доходы РЖД от грузоперевозок на 5%, или на 6,25 млрд руб.», – подсчитал генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
«В сегменте нефтеналивных грузов потери составят более 17 млрд руб., в перевозках черных металлов – более 3 млрд руб. и не менее 2 млрд руб. – в перевозках строительных грузов», – полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он уверен, что падение погрузки РЖД в 2017 г. будет куда серьезнее, чем прогнозирует сама монополия, и составит не менее 1,5%. «РЖД не до конца оценивает эффект от договоренности России с ОПЕК по сокращению добычи нефти», – уверен Бурмистров. Снижение погрузки нефти и нефтепродуктов, по его расчетам, составит более 5%, меньше будет перевезено и строительных грузов – примерно на 5%, считает эксперт.
Расти погрузка начнет только с 2018 г., полагают прогнозисты РЖД, – она составит более 1,236 млрд т (+1,4% к 2017 г.). Рост продолжится и в 2019 г. – погрузка достигнет 1,257 млрд т.
РЖД может закончить 2017 г. с убытком в 142,4 млрд руб. – таков прогноз самой РЖД, компания озвучила его еще в сентябре на заседании у зампреда правительства Аркадия Дворковича. В самой РЖД в качестве комментариев сообщили, что компания в 2017 г. продолжит оптимизацию расходов, чтобы достичь безубыточности.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; НАТАЛЬЯ ГРАФ; ВЛАДИМИР БАРШЕВ; 2016.12.12; БЕЗ ГАИ НЕ ВЫЕЗЖАТЬ

Руководство Томской ГИБДД обратилось к властям региона с предложением ужесточить наказание за нарушения правил перевозки групп детей на автобусах. Привлечь внимание чиновников к организации детских перевозок госавтоинспекторы решили после нескольких резонансных ДТП.
В начале декабря на трассе Тюмень – Ханты-Мансийск произошла авария с участием автобуса, легкового автомобиля и двух грузовиков. В автобусе находились 32 пассажира, в том числе 29 детей. Они возвращались с соревнований по спортивной акробатике. В результате ДТП погибли 12 человек, включая 10 школьников. В июле в Новосибирской области в серьезное ДТП попала пассажирская «Газель», в которой находились школьники из Красноярска. Одиннадцать юных спортсменов-пловцов в возрасте от 11 до 16 лет ехали в Барнаул на соревнования. Дети и тренер получили серьезные травмы. Как