X

Обзор прессы от 30.12.2016

30.12.2016

РИА НОВОСТИ; ЛИДИЯ ИСАМОВА; 2016.12.29; ТАДЖИКИСТАН ГОТОВ СУДИТЬСЯ С РОССИЙСКОЙ АВИАКОМПАНИЕЙ «ЯМАЛ»

Таджикские авиационные власти готовы судиться с российской авиакомпанией «Ямал» и не исключают аналогичного иска к РФ со стороны «Сомон Эйр», заявил РИА Новости министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода.
Минтранс России 22 декабря сообщил, что по итогам состоявшихся в Москве переговоров Таджикистан не разрешил авиакомпании «Ямал» полеты в страну из подмосковного аэропорта «Жуковский». В ответ на это Москва с 23 декабря приостановила рейсы таджикской «Сомон Эйр» в ряд российских регионов.
Комментируя заявление «Ямала» о намерении обратиться в суд за возмещением убытков, возникших в связи с отменой рейсов в Таджикистан из «Жуковского», министр сказал: «Таджикские авиационные власти готовы к суду, так как действия российской авиакомпании были незаконными. Правда за нами, мы ничего не нарушали, а вот «Ямал» незаконно продавал билеты, не получив разрешения на полеты в Таджикистан».
По его словам, таджикская сторона готова отстаивать в суде и интересы своих авиакомпаний. «Авиакомпания «Сомон Эйр», которая из-за введенных Россией санкций не может летать в российские регионы, отчего потерпела серьезные финансовые убытки, может обратиться в суд с аналогичным иском», – заявил Ганджалзода.
Таджикская сторона отказ в выдаче разрешений «Ямалу» обосновывает отсутствием паритета. Министр транспорта Таджикистана ранее заявлял РИА Новости, что, согласно межправительственному соглашению, все полеты должны осуществляться на паритетной основе и Душанбе устраивает количество рейсов, выполняемых из аэропорта «Жуковский». По его словам, авиаперевозчики Таджикистана пока не готовы выполнять третий рейс из «Жуковского».
В свою очередь Минтранс РФ заявил, что ссылки на отсутствие паритета неправомочны. Согласно разъяснению министерства, таджикская сторона в рамках переговоров авиавластей двух стран 7 ноября приняла назначения российских компаний на линиях Жуковский-Душанбе и Жуковский-Худжанд, о чем была сделана запись в итоговом протоколе. На момент переговоров назначенными перевозчиками с российской стороны были «Уральские авиалинии» и «Ямал». Первая из них приступила к эксплуатации линий в ноябре.
Авиакомпания «Ямал» планировала с 20 декабря начать полеты в Душанбе и Худжанд из Жуковского и продала билеты на ближайшие рейсы. Душанбе позволил «Ямалу» осуществить один чартерный рейс в Душанбе, чтобы доставить пассажиров, которые находились в аэропорту более двух суток.
Полеты авиакомпаний «ЮТэйр», «Уральские авиалинии» и «Таджик Эйр» осуществляются без каких-либо проблем и пассажиры могут воспользоваться их услугами. «Рекомендуем приобретать билеты тех авиакомпаний, которые имеют официальное разрешение на полеты, чтобы долететь к своим родным без лишних проблем», – сказал РИА Новости пресс-секретарь посольства Таджикистана в РФ Сарвар Бахти.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.30; ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ВЫДЕЛИЛО БОЛЕЕ 8,8 МЛРД РУБ. НА ПОКУПКУ ДЕВЯТИ САМОЛЕТОВ И 29 ВЕРТОЛЕТОВ У РОССИЙСКИХ АВИАЗАВОДОВ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановления о бюджетных инвестициях в авиастроительной отрасли, сообщает сайт правительства РФ.
«Постановлением N1485 принято решение предоставить ПАО «ГТЛК» («Государственная транспортная лизинговая компания») бюджетные инвестиции за счёт ассигнований федерального бюджета в размере 5 млрд рублей, предусмотренных Минтрансу России на основании распоряжения №2493-р, для приобретения девяти самолетов «Сухой Суперджет 100» и Л-410 с целью их дальнейшей передачи по договорам лизинга, аренды», – говорится в сообщении.
В нем отмечается, что эти средства будут направлены в счёт оплаты дополнительно размещаемых акций ПАО «ГТЛК» по номинальной стоимости в количестве 500 тыс. штук.
Соответствующие средства предусмотрены в федеральном бюджете.
Кроме того, постановлением N1486 принято решение предоставить ПАО «ГТЛК» бюджетные инвестиции за счёт ассигнований федерального бюджета в размере 3847,72 млн рублей для софинансирования приобретения 29 вертолётов производства акционерного общества «Вертолёты России» в целях пополнения парка воздушных судов российских авиакомпаний.
«Эти средства будут направлены в счёт оплаты дополнительно размещаемых акций ПАО «ГТЛК» по номинальной стоимости в количестве 384 772 штук», – заявляют в правительстве РФ.
В кабинете министров подчеркивают, что предоставление бюджетных инвестиций будет способствовать загрузке производства и сохранению рабочих мест в филиале АО «Гражданские самолёты Сухого» в Комсомольске-на-Амуре и в АО «Уральский завод гражданской авиации», производящих самолёты «Сухой Суперджет 100» и Л-410, а также загрузке производства и сохранению рабочих мест на предприятиях АО «Вертолёты России», участвующих в производстве вертолётов типа Ми-8 и «Ансат».
«Принятые решения направлены на поддержку отечественного авиастроения, серийного производства и сборки воздушных судов, развитие рынка малой авиации и повышение транспортной доступности в регионах», – говорится в сообщении.

РИА НОВОСТИ; МАРГАРИТА КИСЛОВА; 2016.12.29; РОССИЯ И ЕГИПЕТ ОБСУДЯТ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ АВИАСООБЩЕНИЯ В ЯНВАРЕ

Россия и Египет договорились о дополнительных взаимных визитах делегаций в рамках усилий по возобновлению авиасообщения между двумя странами, заявил министр гражданской авиации АРЕ Шериф Фатхи.
«Министр гражданской авиации Египта Шериф Фатхи подтвердил договоренность с министерством транспорта России о проведении дополнительных обоюдных визитов между двумя сторонами в январе для завершения подготовки возобновления авиасообщения между двумя странами», – сказал министр на встрече в четверг с делегацией российских экспертов. Его слова приводятся в сообщении министерства.
Встреча прошла по итогам инспекционной поездки российских экспертов, которые проверили меры безопасности во втором терминале в Каирском международном аэропорту.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.29; В «УРАЛЬСКИХ АВИАЛИНИЯХ» НЕ УВЯЗЫВАЮТ ЗАДЕРЖКУ РЕЙСА ИЗ ПЕТЕРБУРГА В ТАДЖИКИСТАН С АВИАКОНФЛИКТОМ

Ситуация в аэропорту «Пулково» в Санкт-Петербурге, откуда уже сутки не может вылететь борт в Душанбе, не связана с конфликтом авиавластей двух стран, утром пассажиры будут в Таджикистане, сообщил «Интерфаксу» старший представитель авиакомпании «Уральские авиалинии» в Таджикистане Умед Лалаев.
«Мы объединили два рейса, предоставив большой самолет, вместимостью в 220 мест и сегодня ночью вывезем всех своих пассажиров. Завтра утром все пассажиры прибудут к Новому Году в Душанбе», – заявил У.Лалаев.
Ранее «Радио Озоди» (таджикская служба «Радио Свобода») сообщило, что вот уже сутки 160 пассажиров рейса Санкт-Петербург-Душанбе «Уральских авиалиний» не могут вылететь из аэропорта «Пулково». Сообщалось, что пассажиры, среди которых есть женщины и дети, должны были вылететь в Душанбе накануне в 22 часа, но сотрудники авиакомпании сначала сообщили о задержке рейса, а потом просили пассажиров вернуть авиабилеты.
В посольстве Таджикистана в Москве сообщили Радио Озоди, что об отмене рейса Санкт-Петербург-Душанбе им известно. По словам Сарвара Бахти, пресс-секретаря посольства, они не знают о причинах отмены рейса авиакомпании «Уральские авиалинии».
«Почетный консул Таджикистана в Санкт-Петербурге сейчас находится в аэропорту, и он должен выяснить все обстоятельства, связанные с отменой рейса в Душанбе», сказал таджикский дипломат.
Ранее представитель Минтранса РФ сообщил «Интерфаксу», что Россия приостанавливает полеты в страну таджикской авиакомпании Somon Air с 23 декабря из-за отказа авиавластей Таджикистана согласовать рейсы авиакомпании «Ямал» из аэропорта «Жуковский».
«22 декабря завершились переговоры авиавластей России и Таджикистана. Таджикская сторона, в нарушение соглашения о воздушном сообщении между странами, а также подписанного протокола от 7 ноября 2016 года, не согласовала полеты из аэропорта «Жуковский» назначенного российского авиаперевозчика – авиакомпании «Ямал». В качестве ответной меры российская сторона приостанавливает полеты таджикской авиакомпании «Сомон Эйр» в регионы Российской Федерации с 00 часов 23 декабря», – заявил представитель ведомства.
Переговоры транспортных ведомств РФ и Таджикистана об условиях выполнения рейсов между странами продолжались несколько дней. Причиной разногласий является нежелание таджикских авиавластей допускать российскую авиакомпанию «Ямал» к регулярным полетам в республику из аэропорта «Жуковский». В Душанбе считают, что наличие на маршрутах двух российских авиакомпаний (кроме «Ямала» допущены «Уральские авиалинии») нарушает паритет между государствами.
При этом в российском Минтрансе утверждают, что «ни единого упоминания о «паритете» в соглашении о воздушном сообщении и последующих договоренностях между РФ и Таджикистаном нет». В ведомстве указывают, что в рамках переговоров авиавластей двух стран, которые состоялись 7 ноября 2016 г., таджикская сторона приняла назначения обеих российских компаний на линиях «Жуковский» – Душанбе и «Жуковский» – Худжанд, «о чем была сделана соответствующая запись в итоговом протоколе».

ИНТЕРФАКС; 2016.12.29; КРАСНОЯРСКАЯ АВИАКОМПАНИЯ «ИКАР» ПОЛУЧИЛА ПРАВО НА ЧАРТЕРНЫЕ ПОЛЕТЫ В СТАМБУЛ И БАНГКОК

Авиакомпания «Икар» (Красноярск, торговая марка Pegas Fly) назначена министерством иностранных дел РФ для выполнения договорных (чартерных) рейсов из аэропорта Жуковский (Московская область) в Стамбул, сообщается на сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).
Соответствующее уведомление уже направлено в посольство Турции в России.
«Икар» получил право на семь рейсов в неделю. Разрешение на полеты распространяется на перевозку пассажиров, груза, багажа и почты.
Красноярская авиакомпания также назначена для выполнения рейсов в Бангкок из Кемерово (1 раз в неделю) и Новосибирска (2 раза в неделю).
Pegas Fly – вторая базовая авиакомпания аэропорта «Емельяново» (Красноярск), специализируется на чартерных и регулярных пассажирских авиаперевозках из регионов России на отечественные и зарубежные курорты. Парк воздушных судов авиапредприятия состоит из семи воздушных судов Boeing-767-300 и одного Boeing-737-800.
ООО «Авиакомпания «Икар» создано в июле 1997 года. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», предприятие находится в 100%-ной собственности российского предпринимателя Ванды Букрей. Выручка компании в 2015 году сократилась на 5,3% – до 12,6 млрд рублей, чистая прибыль по РСБУ – в 2,4 раза, до 3,1 млн рублей.

ИНТЕРФАКС: 2016.12.29; РОСАВИАЦИЯ УТВЕРДИЛА ПЛАН ПО УСТРАНЕНИЮ ДЕФЕКТА В САМОЛЕТАХ SSJ-100

Росавиация утвердила план по устранению дефекта в креплении стабилизатора Sukhoi Superjet 100, сообщил производитель лайнеров – АО «Гражданские самолеты Сухого».
«Согласно директиве летной годности Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) от 28 декабря 2016 года, на данный момент утвержден план оперативных мер по восстановлению летной годности SSJ-100 АО «ГСС», разработанный совместно с эксплуатантами SSJ-100. ГСС уже приступили к его реализации, замена креплений поясов стабилизатора на самолетах SSJ-100 будет проведена до конца января», – говорится в сообщении компании.
На прошлой неделе источник «Интерфакса» сообщал, что Росавиация потребовала провести проверку SSJ-100, эксплуатирующихся в РФ, в связи с дефектом, выявленным авиакомпанией «ИрАэро». Речь шла о дефекте «проушин верхних и нижних поясов установочных узлов стабилизатора». В ГСС тогда подтвердили факт выявления дефекта «одной из деталей хвостовой части SSJ», но уверяли, что он не ведет «к возникновению небезопасных ситуаций в эксплуатации».
Позднее источник «Интерфакса» рассказал, что по результатам проверки Росавиация приостановила эксплуатацию нескольких SSJ-100, в том числе «Аэрофлота» (MOEX: AFLT). При этом он уверял, что «с точки зрения регулярной эксплуатации выявленный дефект не является критическим по своим свойствам». «Дефект был выявлен в ходе регулярной технической проверки согласно инструкциям. Тем не менее, Росавиация приняла решение не эксплуатировать даже те самолеты, где есть подозрение на дефект», – говорил собеседник агентства.
В минувший вторник представитель ГСС рассказал «Интерфаксу» о завершении проверки всех эксплуатирующихся Sukhoi Superjet 100. Согласно результатам осмотра, выявленный ранее дефект не носит системный характер и может быть устранен в течение нескольких дней. При этом экспертиза подтвердила, что дефект не относится к критическим: «узел имеет многоуровневую систему резервирования и обладает запасом прочности, более чем в два раза превышающим эксплуатационные нагрузки», отмечал собеседник агентства. Эти выводы подтверждены директивой летной годности Росавиации от 28 декабря, заявили ГСС в четверг.
«По мере замены поврежденных элементов парк SSJ-100 будет использоваться эксплуатантами в штатном режиме. Работы будут проводиться техническими специалистами АО «ГСС». Согласно директиве, данные узлы будут проходить еженедельные осмотры (WY-check) вместо ежедневных. Соответствующий узел будет усовершенствован, что позволит избежать проявления дефекта в будущем», – заключили в компании.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.29; «УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ» ПОЛУЧИЛИ ДОПУСКИ НА РЕЙСЫ ИЗ ЖУКОВСКОГО В ТЕЛЬ-АВИВ И БУХАРУ

«Уральские авиалинии» (MOEX: URAL) получили от Росавиации допуски на выполнение регулярных рейсов из подмосковного аэропорта «Жуковский» в Тель-Авив и Бухару.
По каждому маршруту авиакомпании разрешено выполнять полеты по 7 раз в неделю, говорится в приказе Росавиации, опубликованном в четверг.
«Уральские авиалинии» входят в топ-5 российских авиакомпаний по объему перевозок. Парк состоит из 38 самолетов производства Airbus. Крупнейший акционер компании – ее генеральный директор Сергей Скуратов.

ПРАЙМ; 2016.12.29; ПОЛЕТЫ ТУ-154 ПРИОСТАНОВЛЕНЫ ДО ВЫВОДОВ О ПРИЧИНАХ КРУШЕНИЯ НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ

Полеты самолетов Ту-154 приостановлены до выводов о причинах крушения самолета Минобороны над Черным морем. Об этом в четверг в ходе брифинга заявил Начальник Службы безопасности полетов авиации ВС РФ Сергей Байнетов.
«Сейчас до первоначальных выводов комиссии полеты этих типов самолетов приостановлены», – сказал он.
Он заявил также, что экипаж потерпевшего крушение борта имел достаточную квалификацию.
«По нашей оценке, экипаж был готов к выполнению полета, уровень его квалификации соответствовал выполнению полетных задач. Командир экипажа майор Волков имел налет около 4 тысяч часов, на данном типе самолета – 1,5 тысячи часов», – отметил Байнетов.
Борт Ту-154 министерства обороны РФ, который летел в сирийскую Латакию, потерпел крушение в Черном море утром 25 декабря. В самолете находились 92 человека – восемь членов экипажа и 84 пассажира.

ИЗВЕСТИЯ; КИРИЛЛ КУДРИН; 2016.12.30; ИСКАТЬ ОБЛОМКИ ТУ-154 ПРОДОЛЖАЮТ БАТИСКАФЫ

Основная фаза поисково-спасательной операции на месте крушения Ту-154 в Черном море была завершена в четверг. Фрагменты лайнера доставлены на специальную площадку в Сочи, где будет «выкладываться» разбившийся самолет. Однако работы на месте трагедии всё еще продолжаются. В частности, поисками оставшихся фрагментов занимается подводный аппарат Русского географического общества (РГО) C-Explorer.
– За прошедшие дни мы обследовали два довольно больших участка моря: один – порядка 480 кв. м и второй – 450 на 750 м. Оба находятся в непосредственной близости к местам, откуда были подняты другие фрагменты самолета. К сожалению, предметов, имеющих отношение к разбившемуся Ту-154, нам обнаружить не удалось, ни аппаратно, ни визуально. Но мы продолжаем «просеивание» дна многолучевым сонаром (гидролокатором), – рассказала «Известиям» глава пресс-службы Центра подводных исследований РГО (ЦПИ РГО) Марина Давыдова, находящаяся сейчас на месте спецоперации.
Новых обломков не обнаружено, зато с высокой степенью вероятности можно утверждать, что в порученных РГО квадратах их нет.
Напомним, практически сразу после авиакатастрофы к Черному морю были экстренно переброшены два обитаемых аппарата Русского географического общества – C-Quester и C-Explorer. Но, как рассказали представители ЦПИ РГО, фактически работу сейчас ведет только один – C-Explorer.
– У второго технические характеристики несколько слабее. Мы держим его в качестве резервного на случай, если по каким-то причинам первый не сможет работать, – пояснила Давыдова.
О переброске представителям Центра подводных исследований было объявлено 25 декабря. 26-го они уже были на месте. Всего от организации на месте крушения работают восемь человек.
Обитаемый аппарат C-Explorer рассчитан на трех членов экипажа, но фактически под воду сейчас опускаются двое – исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин и руководитель экспедиционного центра Минобороны Евгений Бинюков.
По словам Марины Давыдовой, полностью заменить человека не может даже самая хорошая техника. У робота, осматривающего подводные глубины посредством видеокамеры, один угол зрения, у человека – другой. Поэтому в аппарате находятся люди, которые «дополняют» машину.
В целом этот подводный аппарат является одним из самых совершенных. Он не только обеспечивает возможность длительного пребывания под водой для ведения беспрерывного наблюдения. Угол обзора у C-Explorer максимальный в своем классе – 270 градусов, благодаря чему поверхность можно осматривать не фрагментарно, а видеть картину целиком.
Погружается он на максимальное время, на какое только хватает заряда батарей. Для аппарата C-Explorer – это восемь часов непрерывной работы. Хотя бывают нюансы. Расход батареи подводного аппарата зависит от активности маневрирования. И речь идет только о дневном времени работы – светлом времени суток.
Давыдова добавила, что погодные условия в зоне поисковой операции с утра в четверг начали ухудшаться.
– Пошла большая волна, есть ухудшение видимости под водой, работать стало тяжелее, – призналась она. – Дальше уже в штабе операции будут решать, кому можно работать в этих условиях, а кому нет. О сроках окончания операции сказать пока не готова.
Исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин, непосредственно погружавшийся в батискафе на дно Черного моря, рассказал «Известиям», что для ЦПИ РГО это первый опыт участия в поисково-спасательной операции.
– Работа, конечно, сложная как технически, так и эмоционально, – признался он. – Мы приложили максимум усилий для выполнения поставленных штабом операции задач. Подводные обитаемые аппараты были оперативно доставлены в Адлер из Петербурга военным бортом. К работе в море мы приступили сразу. Вместе с представителями экспедиционного центра Минобороны проводили визуальный осмотр дна и его обследование многолучевым сонаром по заданным районам внушительной площади. На погружение уходили утром и заканчивали в конце светового дня, работая без перерывов.
В обследуемых квадратах объектов, относящихся к Ту-154, нет, подтвердил он.
Добавим, что аппарат, на котором Фокин и Бинюков осуществляют погружения, доставляется к месту работы самым обычным буксиром.
Кроме того, как ранее писали «Известия», в поисках фрагментов Ту-154 были задействованы уникальные буксиры «Краб» и «Афалина» с уникальным комплексом подводного мониторинга «Корвет МК МПД-300». В его состав входят беспилотные подводные зонды, оснащенные гидролокаторами и видеокамерами и специальные гидроакустические станции.
Как уточнили в Центре подводных исследований, эти буксиры к РГО отношения не имеют.
На сайте РГО сообщается, что аппараты C-Quester и C-Explorer способны непрерывно работать под водой до восьми часов, первый – на глубине до 100 м, второй – до 300 м. Аппараты применяются для научных исследований, мониторинга подводных объектов и операций спасения. На батискафе C-Explorer, о котором идет речь, в частности, погружался на дно Черного моря в Крыму президент России Владимир Путин.

КОММЕРСАНТ; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; 2016.12.30; ХИРУРГИЧЕСКОЕ ОПЕРИРОВАНИЕ ВАГОНАМИ

Рынок железнодорожных перевозок входил в 2016 год в состоянии, близком к тотальному коллапсу. Избыток вагонов и стагнация грузоперевозок уронили доходы операторов до минимума, который не позволял окупать текущие расходы. Но запрет на использование старых вагонов отправил в утиль шестую часть парка, и ставка доходности вернулась почти к докризисному уровню. В итоге в отрасль к концу года даже начали приходить новые инвесторы.
Свободный сегмент рынка грузовых перевозок по железной дороге волатилен, как и положено рынку: за девять месяцев ставка аренды может сократиться втрое, потом резко вырасти и снова упасть. В 2015 году она достигла исторического минимума в символические 400 руб. за вагон в сутки, что поставило отрасль под угрозу: в ряде случаев доходы не покрывали даже затрат на содержание вагонов. Операторы накупили много подвижного состава, а рост грузопотоков не оправдал ожиданий.
Но в этом году все изменилось благодаря, по сути, только одному жесткому решению государства – запрету на эксплуатацию на путях общего пользования старых вагонов. Такой шаг формально не противоречил регламентам Таможенного союза, разрешающим модернизацию старых вагонов, он просто не допускал их на сеть ОАО РЖД. В итоге под нож пошли полувагоны, цистерны и зерновозы, то есть самый массовый парк. С облегчением выдохнули лишь операторы спецвагонов – цистерн для пищевых и химических грузов, рефрижераторов, термосов, платформ для техники, которых запрет не коснулся. В целом с учетом 2015 года в металлолом отправилось 220 тыс. вагонов – шестая часть российского парка.
Профицит провозных емкостей практически сошел на нет, рынок вплотную приблизился к балансу. На ряде направлений и по некоторым видам вагонов даже возникли локальные дефициты: так, на фоне роста перевозок наблюдалась нехватка цистерн для сжиженных углеводородных газов, жаловались на это и строители. Во втором полугодии на фоне взлета угольных цен потребовалась добавка полувагонов на линии Кузбасс–Дальний Восток. С сокращением парка ставки аренды полувагонов объяснимо росли, вызывая уже жалобы грузоотправителей: за первое полугодие цены поднялись вдвое, во втором достигли 950-1200 руб. за вагон в сутки. Более того, целый ряд участников рынка ожидает в 2017 году полноценного дефицита вагонов.
Иллюстрацией оживления рынка стал перелом в отношениях участников рынка с лизинговыми компаниями. В 2015 году и начале 2016 года операторы, не получавшие достаточной доходности, систематически прекращали отношения с лизингодателями и арендодателями. А те, в свою очередь, крайне скептически относились к сотрудничеству с операторами. К концу года ситуация изменилась: владельцы вагонов все активнее начали работать с банками, а лизингодатели перестали бояться, что изъятый парк «непутевых клиентов» они не смогут реализовать.
Однако расклад сил на рынке после такой серьезной встряски не мог не измениться. Так, к концу года Первая грузовая компания (входит в UCL Holding Владимира Лисина), активно списывавшая старые вагоны, утратила лидерство по грузообороту, уступив его активно приобретавшей вагоны Федеральной грузовой компании ОАО РЖД (ФГК). Более того, после долгого перерыва интерес к сектору начали проявлять новые или хорошо забытые старые инвесторы. На этот рынок, например, вернулась группа «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова, заявив о себе двумя громкими сделками по приобретению компаний «Нитрохимпром» и «Восток1520».
Все эти явления выглядят абсолютно рыночными и объяснимыми, в том числе политикой государства, но логичность происходящего не спасла отрасль от пристального внимания ФАС, отреагировавшей на жалобы грузоотправителей. Первой под ограничения попала ФГК, которая больше не может без обоснования и согласия регулятора повышать цену аренды вагонов более чем на 7,5%. Это требование распространяется все шире по отрасли.


Да и в целом государство, убедившись, что рынок выжил, начало сворачивать на нем спасательные операции и ужесточать политику. Снижаются субсидии, не продлена в полном объеме программа антикризисной поддержки. Финального решения пока нет, но по текущим планам в 2017 году госсубсидии получат только покупатели довольно редких инновационных спецвагонов. Так что в развитии отрасли, несмотря на оптимистичные прогнозы по доходам, основным лейтмотивом на будущее по-прежнему выступает сокращение затрат и освоение технологий, повышающих эффективность и диверсификацию работы.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.29; ПУТИН УТВЕРДИЛ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ В РФ

Президент РФ Владимир Путин утвердил льготы по налогам на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Соответствующий федеральный закон от 28 декабря опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Государственная дума РФ приняла его 21 декабря, Совет Федерации РФ одобрил 23 декабря. Закон вступит в силу с 1 января 2017 г.
Документ вносит поправки в Налоговый кодекс РФ. В соответствии с ним, в 2017 г. ставки могут быть установлены субъектами РФ на уровне не более 1%, в 2018 и 2019 гг. – не более 1,3%, в 2020 г. – не более 1,6%. Перечень имущества, которое будет облагаться по таким ставкам, установит правительство РФ.
Кроме того, в Налоговый кодекс также добавлена статья об особенностях исчисления налога в отношении путей общего пользования. Если они соответствуют установленным правительством требованиям и были приняты на учет после 1 января 2017 г., то сумма налога исчисляется с применением скидки. В течение первого налогового периода, в котором имущество было принято на учет, понижающий коэффициент будет равен 0, в последующем году – 0,1, затем – 0,2 и в шестом налоговом периоде повысится до 0,8. С седьмого налогового периода налог исчисляется без применения коэффициента.
Ранее в протоколе совещания у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, состоявшегося 2 декабря, было зафиксировано положение о том, что ставка имущественного налога на объекты железнодорожной инфраструктуры в размере 1% будет «заморожена» на 2017-2019 гг. Кроме того, было решено установить «нулевой коэффициент» (0,01) на вводимые объекты. Минфину, Минэкономразвития и Минтрансу совместно с РЖД было поручено подготовить соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. Между тем, при их подготовке правительство внесло поправки, согласно которым ставка 1% будет действовать только в 2017 г., а нулевой коэффициент – применяться только в течение одного налогового периода.
Основной владелец железнодорожной инфраструктуры в РФ – ОАО «Российские железные дороги». До 2013 г. монополия вообще не платила этот налог, в 2013 г. его ставка составила 0,4% и должна была постепенно увеличиваться – до 2,2% в 2019 г. (по 0,3 процентного пункта в год) В 2015 г. ее размер составил 1%, а в 2016 г. должен был увеличиться до 1,3%, но правительство приняло решение «заморозить» ставку на уровне 1%, а обнулить ее только по объектам, принятым на учет после 1 января 2016 г.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.29; ГЕНПОДРЯДЧИКОМ РЕКОНСТРУКЦИИ ВПП «ХРАБРОВО» БУДЕТ ЦЕНТРДОРСТРОЙ – ГЛАВА АЭРОПОРТА

Новым генеральным подрядчиком реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) калининградского аэропорта «Храброво» вместо ООО «Стройновация» будет АО «Центрдорстрой», сообщил генеральный директор АО «Аэропорт Храброво» Александр Корытный журналистам в четверг.
«Теперь реконструкцией полосы будет заниматься «Центрдорстрой», – сказал А.Корытный. «В январе он оценит предстоящие работы. Возможно, аэропорту придется увеличивать технологические «окна», во время которых будет идти реконструкция ВПП, чтобы все работы были выполнены в 2017 году. Но этот вопрос мы будем еще обсуждать», – сказал гендиректор.
Ранее со ссылкой на главу Росавиации (является госзаказчиком работ) Александра Нерадько сообщалось, что новый генподрядчик реконструкции аэропорта может быть выбран до конца текущего года. По его словам, проводить конкурс для этого не планируется.
Как сказал в четверг А.Корытный, генеральным подрядчиком по реконструкции аэровокзального комплекса работ по-прежнему является компания «Еврогрупп». Эти работы оцениваются в 3,5 млрд рублей.
«Финансирование реконструкции «Храброво» сегодня идет по двум направлениям: это средства собственника – компании «Новапрот Инвест» – и средства банка ВТБ (MOEX: VTBR), которые поступают по восстановленной кредитной линии в размере 570 млн рублей. Всего же стоимость проекта реконструкции со всем технологическим оборудованием оценивается в 3,5 млрд рублей», – сказал А.Корытный.
Как сообщалось, Росавиация осенью 2016 года расторгла с ООО «Стройновация» контракт на выполнение строительно-монтажных работ в рамках второй очереди реконструкции ВПП. Стоимость контракта превышала 3,1 млрд рублей. Проект предусматривает усиление и удлинение взлетно-посадочной полосы с 2,5 тыс. до 3,4 тыс. м, реконструкцию рулежных дорожек, укрепление и расширение перронов.
Сообщалось также, что ООО «Стройновация» и Росавиация ведут переговоры о заключении мирового соглашения. При этом «Стройновация» заявляла, что намерена продолжить выполнять работы по реконструкции аэропорта, в которых «задействовано 209 человек и 44 единицы техники».
Калининградский аэропорт был образован в 1945 году, с 1989 года является международным. В конце 2009 года образовано ЗАО «Аэропорт «Храброво». В настоящее время владельцами АО являются «Новапорт» – 60% и холдинг «Синдика» – 40%.

Ъ-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-ONLINE; МАРИНА КОСТЮКЕВИЧ; 2016.12.29; ФАС РАСПРАВИЛА КРЫЛЬЯ ЛЕНОБЛАСТИ

ФАС России рассмотрело поступившее из Ленинградского УФАС России обращение по соглашению о партнерстве между Санкт-Петербургом и Ленобластью в сфере развития авиационной деятельности. Антимонопольный орган не обнаружил в документе ограничений на строительство и развитие аэродромов, за исключением случаев, указанных в пунктах самого соглашения. В ноябре губернатор Ленобласти заявил о приостановке соглашения об авиационной деятельности с Петербургом ради перспективы строительства аэропорта на месте бывшего военного аэродрома Сиверский в Гатчинском районе до получения ответа из антимонопольного органа.
В ответе ФАС России (имеется в распоряжении «Ъ») сообщается, что вопросы приоритетов развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленобласти в сфере авиаперевозок отнесены к сфере административно-властных полномочий администраций обоих субъектов РФ. «Пути их решения определяются с учетом потребностей с социально-экономического развития и особенностей территориального планирования регионов», – говорится в документе.
Кроме того, в ответе антимонопольного органа России отмечено, что «соглашение не содержит ограничений на строительство и развитие аэродромов, за исключением случаев, указанных в статье 4 Соглашения». В данном пункте говорится, что «стороны соглашаются не проводить мероприятия, направленные на создание на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области нового аэропорта гражданской авиации, обслуживающего коммерческие воздушные перевозки (пассажирские, грузовые), осуществляемые за вознаграждение или по найму в международном сообщении (за исключением приграничной зоны), а также в прямом авиационном сообщении с аэропортами города Москвы, за исключением перевозок осуществляемых авиацией общего назначения и вертолётами».
По сути, озвученный пункт касается и аэропорта для лоукостеров, который относится к гражданской авиации, но не ограничивает частную авиацию. Ранее губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявлял, что область не претендует на коммерческие пассажирские перевозки, а предлагает организовать недорогой аэропорт для лоукостеров и частной авиации.
Генеральный директор «Юридического бюро Юрьева» Родион Юрьев отметил, что само по себе соглашение противоречит бюджетному законодательству, которым и должны руководствоваться регионы в своей деятельности. «Это если не касаться даже формулировок данного пункта, которые звучат размыто и непонятно. К примеру, фраза «стороны соглашаются не проводить мероприятия, направленные на создание…» Что за мероприятия? Вот мы с вами встретились – это уже мероприятие», – отметил специалист.
В пресс-службе областного правительства отметили, что официального ответа из ФАС России они не получали, но с текстом письма знакомы. Сегодня же губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко прокомментировал ответ ФАС России: «Думаю, ФАС занял абсолютно объективную позицию. Для нас очень важно, чтобы это решение воплотилось в жизнь. Мы после новогодних праздников возобновим переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе и с «Евросибом», уже с учетом позиции ФАС».
В правительстве Ленобласти неоднократно отмечали, что не будут предпринимать никаких дальнейших действий по созданию аэропорта, пока не получат официальные ответы от ФАС и Минтранса РФ. В пресс-службе областной администрации рассказали, что официального ответа из Минтранса РФ им не поступало, но с министерством они находятся «в конструктивном взаимодействии». В то же время в июне в кулуарах ПМЭФ министр транспорта РФ Максим Соколов сообщал журналистам, что с его точки зрения реализация какого-либо проекта по строительству крупного аэропорта в Ленобласти во-первых, нецелесообразна, во-вторых, это лишь усложнит работу авиационного комплекса страны.
Напомним, что в начале ноября Александр Дрозденко уведомил Смольный, что обратился в Ленинградское УФАС с просьбой проверить соглашение об авиационной деятельности между городом и областью на соответствие законодательству РФ (в частности, соглашение запрещает строительство новых аэропортов гражданской авиации на расстоянии 450 км от Пулково), а до получения ответа регион приостанавливает свое участие в соглашении. В декабре областное УФАС, руководствуясь внутренним регламентом, отправило документы на рассмотрение в ФАС России. В то же время в начале декабря Георгий Полтавченко направил в адрес Александра Дрозденко письмо, где сообщил, что изменение и расторжение договора может быть установлено по соглашению сторон, а также в судебном порядке при существенном нарушении договора другой стороной.

ИНТЕРФАКС; 2016.12.29; НИЗКАЯ СТАВКА И МАЛЕНЬКИЕ ШТРАФЫ ВИНОВАТЫ В СЛАБОЙ СОБИРАЕМОСТИ «ПЛАТОНА» – МИНТРАНС

Минтранс и Минэкономразвития РФ вновь разошлись во мнениях относительно необходимости повышения действующего тарифа системы взимания платы с грузовиков (СВП) «Платон».
Как сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ходом обсуждения тарифной политики системы, в начале декабря ведомства провели согласительное совещание, по итогам которого составлена таблица разногласий по проекту постановления, меняющего размер платы.
По словам собеседника агентства, Минэкономразвития вновь привело довод о том, что полученные показатели собираемости платы не учитывают перевозки 12-тонниками, осуществляемые за пределами областей, в которых установлены контрольные рамки. В этой связи, а также из-за того, что в СВП зарегистрировано менее половины всех транспортных средств (ТС), Минэкономразвития считает целесообразным сохранить действующий размер платы минимум до 1 июля 2017 г, цитиру