X

Обзор прессы от 16.02.2016

16.02.2016

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА, ДЕНИС СКОРОБОГАТЬКО; 16.02.2016; МАК НЕ ДЕЛИТСЯ

Министерства разошлись во мнениях о преемнике авиакомитета
Как выяснил «Ъ», Минтранс и Минпромторг не могут договориться о том, кому должна подчиняться новая структура, которой будут переданы полномочия Межгосударственного авиационного комитета. Минтранс предлагает создать федеральное автономное учреждение (ФАУ), подведомственное Росавиации. Но, по мнению Минпромторга, такая организация должна подчиняться Минтрансу. К тому же министерства не могут согласовать между собой сроки создания новой организации.
Между Минтрансом и Минпромторгом возникли разногласия из-за процесса учреждения новой структуры, которая возьмет на себя полномочия, ранее относившиеся к Межгосударственному авиационному комитету (МАК), рассказали «Ъ» несколько источников, знакомых с ситуацией. В конце 2015 года Дмитрий Медведев подписал постановление о передаче ключевых функций МАК Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации. По словам собеседников «Ъ», для выполнения процедур сертификации необходимо создать организацию, подведомственную какому-либо федеральному органу. Помимо обязательной сертификации гражданских самолетов, авиадвигателей и прочего авиаоборудования эта организация будет проверять изменения типовых конструкций судов, подтверждать соответствие юрлиц, разрабатывающих и изготавливающих суда, требованиям федеральных авиационных правил.
В качестве одного из вариантов рассматривалось создание на базе авиационного регистра МАК некоммерческой организации. Но в этом случае ее учреждение потребовало бы добровольных имущественных взносов. Поэтому теперь Минтранс предлагает создать ФАУ «Авиационный регистр РФ», подведомственное Росавиации, которое станет правопреемником авиарегистра МАК. Но такое предложение вызвало «существенные разногласия», говорит один из источников «Ъ», поскольку Минпромторг считает, что эта организация должна подчиняться непосредственно Минтрансу.
В Минтрансе запрос «Ъ» переадресовали в Минпромторг. В Минпромторге на него «Ъ» не ответили. Источник «Ъ» в одном из профильных ведомств пояснил, что Минтранс выступает головной организацией, в ведении которой находятся агентства, в том числе Росавиация. К их функционалу относится предоставление госуслуг. Поэтому вполне логично, говорит собеседник «Ъ», что Росавиация, находящаяся в подчинении министерства, выступит учредителем ФАУ.
Позиции министерств разошлись и по вопросу сроков действия документации, ранее выданной МАК. Минтранс считает, что такие документы сохраняют свою силу до указанного в них срока или до аннулирования. В Минпромторге полагают, что документы должны действовать до замены их соответствующими документами, выданными уже ФАУ. Кроме того, Минтранс и Минпромторг не могут определиться со сроками переходного периода, в течение которого функции МАК будут переданы ФАУ. В Минтрансе считают, что Росавиация должна уже к марту утвердить устав ФАУ, а к середине апреля назначить руководство новой организации. По мнению Минпромторга, Минтранс должен утвердить устав ФАУ не ранее 1 июля, а создание самой организации и назначение ее руководителя отложить обеспечить до 1 сентября.
Лишение МАК части полномочий уже вызвало вопросы у международных партнеров организации (см. »Ъ» от 25 января). Так, итальянские авиационные власти, ранее выдававшие сертификаты на Sukhoi SuperJet 100 на основании соглашения с МАК, могут приостановить сертификацию до заключения новых соглашений с Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом. В результате под угрозой может оказаться продвижение SSJ 100 в Европе и Америке. Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что вопрос создания органа, который возьмет на себя все функции, связанные с сертификацией, тесно связан с необходимостью внести изменения в ряд нормативных актов и с построением взаимодействия с авиавластями других стран. Эксперт считает, что эти процессы вряд ли получится завершить ускоренным темпом.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВА; 15.02.2016; ГОСУДАРСТВО ПОЛУЧИТ В ОБЪЕДИНЕННОМ «ШЕРЕМЕТЬЕВО» 31,56%

Это несколько больше, чем планировалось
Доля государства в объединенном аэропорте «Шереметьево» будет немного больше, чем ожидалось, – 31,56%. Остальное получит ООО «Шереметьево холдинг», принадлежащее структуре Аркадия Ротенберга и семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько TPS Avia Holding. Об этом говорится в постановлении правительства от 11 февраля, опубликованном в понедельник.
Государство получит 31,56% акций «Аэропорта Шереметьево» в обмен на 83,03% капитала «Международного аэропорта Шереметьево» (обыкновенных и привилегированных акций). Ожидается, что консолидация завершится в мае.
«Шереметьево холдинг» владеет 100% в «Автопарк-М» и «МАШ рекламе» (оператор парковок и эксклюзивный продавец рекламы на территории терминала D), 97,85% «Межтерминального перехода Шереметьево» (строит подземный переход под летным полем между северным и южным терминальными комплексами аэропорта, оставшаяся доля – у «Международного аэропорта Шереметьево»), 89,23% «Терминала B «Шереметьево» (строит новый терминал B, остальное – у «Международного аэропорта Шереметьево») и 74,90% «Москва карго» (бронирование и продажа грузовых перевозок на рейсы авиакомпаний, наземное обслуживание почты и грузов, предоставление услуг склада временного хранения и проч.). Эти активы войдут в новую структуру – «Аэропорт Шереметьево», говорит представитель. Частный инвестор также вложится в развитие аэропорта. Всего вложения составят $840 млн, рассказал представитель «Шереметьево». Строительство в северной зоне аэропорта терминала В обойдется в $300 млн, терминального перехода между северной и южной зонами аэропорта – в $330 млн, а новый грузовой комплекс – в $60 млн. Подрядчики для строительства терминала и тоннеля будут выбраны до конца февраля, уточняет представитель «Шереметьево». Совместно с «Лукойлом» будет построен новый топливозаправочный комплекс стоимостью $150 млн. Строительство нового терминала увеличит пропускную способность аэропорта в 1,5 раза до 57 млн человек в год.
Ранее гендиректор «Международного аэропорта Шереметьево» Михаил Василенко говорил, что все объекты должны быть закончены в 2018 г. Срок не меняется, подтверждает представитель. Если частный акционер объединенного «Аэропорта Шереметьево» не выполнит обязательства по строительству нового терминала, то государство имеет право продать ему свой пакет в компании с 50%-ной премией к рынку, сообщало Росимущество в докладе о реализации плана приватизации.
Как и на каких условиях привлекаются средства для строительства – не ясно. «Уставный капитал сформирован, заемных средств больше не будет», – сказал лишь представитель «Шереметьево». При создании «Терминала В Шереметьево» и «Межтерминального перехода Шереметьево» TPS Avia вложила в капитал этих СП 8,8 млрд и 9,86 млрд руб. соответственно, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Заемных средств эти структуры привлекли на конец 2014 г. 1 млрд руб. («Терминал В») и 1,2 млрд руб. («Межтерминальный переход»).
Если $840 млн инвестиций в развитие – это основное вложение «Шереметьево холдинга» в капитал новой структуры, то госпакет «Международного аэропорта Шереметьево» оценен примерно в $390 млн. Выходит, весь аэропорт стоит около $467 млн. Это немного, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. В первом полугодии 2015 г. выручка «Международного аэропорта Шереметьево» была 10,6 млрд руб. ($136 млн по текущему курсу), по данным «СПАРК-Интерфакса». Ранее Василенко объяснял, что низкая оценка актива связана с большим долгом аэропорта. На 30 июня, по данным «СПАРК-Интерфакса», – 49,8 млрд руб.
Летний указ президента о консолидации «Шереметьево» предполагал, что на втором этапе пройдет объединение «Аэропорта Шереметьево» и «Международного аэропорта Шереметьево». Но прежде «Аэропорту Шереметьево» предстоит выкупить миноритариев. «Аэропорт Шереметьево» после получения госпакета «Международного аэропорта Шереметьево» обязан объявить оферту миноритариям, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. Исходя из оценки для консолидации получается, что на выкуп 16,97% миноритариев нужно $79 млн. Крупнейший миноритарий «Шереметьево» – «Аэрофлот». Его пакет на конец 2014 г. – 8,9% капитала. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. Источник, близкий к совету директоров авиакомпании, говорит, что предложений о продаже пакета «Шереметьево» не поступало и на совете такой вопрос не обсуждался. Еще 4,2% акций – у «ВЭБ капитала» (получить комментарии его представителя не удалось) и 3,76% – у ВТБ. Представитель Росимущества на вопросы не ответил, представитель ВТБ отказался от комментариев.

ТАСС; 15.02.2016; ПАРОМНАЯ ЛИНИЯ ИЗ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ГЕРМАНИЮ НАЧНЕТ РАБОТУ 21 ФЕВРАЛЯ

Паромная линия Балтийск (Калининградская область) – Засниц (Германия) может начать работу с 21 февраля, сообщила пресс-служба Агентства автомобильного транспорта Минтранса РФ (Росавтотранс).
«Начало работы парома намечено на 21 февраля 2016 года. Данная линия будет задействована для транспортировки грузовых автотранспортных средств с регулярностью три раза в неделю», – говорится в сообщении ведомства.
Проблема обсуждалась в Калининграде 12 февраля с участием представителей региональных властей и всех заинтересованных ведомств, включая таможню и пограничную службу. Генеральный директор Росавтотранса Алексей Двойных отметил, что уже два месяца не удается найти компромисс с польской стороной в вопросе выдачи разрешений на транзит грузов. В этой ситуации, по его словам, организация паромных перевозок имеет большое значение.
Политическая ситуация такова, «что строить долгосрочные планы в расчете на западных партнеров нельзя», привела пресс-служба слова Двойных. «Нам нужно иметь независимый альтернативный маршрут до Германии с использованием парома, который мог бы гарантировать провоз хотя бы стратегически важных для страны грузов», – сказал он.
1 февраля истек срок действия разрешений на грузоперевозки, которыми ежегодно обмениваются Россия и Польша. Сторонам заранее не удалось прийти к соглашению по новым разрешениям, поэтому водители грузовиков двух стран с начала текущего месяца не могут пересекать границу. Переговоры по этому вопросу продолжались в Варшаве в течение трех дней. 3 февраля стало известно, что стороны не смогли договориться. Проблема пока остается нерешенной.
Представитель калининградской Торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк сообщил ТАСС, что сейчас польские грузы идут в Литву, а затем в Калининград, то же происходит с транзитными грузами в Европу. Использование обходных путей делает перевозки на 30%-50%, а то и 100% дороже. Сухопутные маршруты стали минимум на 500 км длиннее прежних, а это увеличивает время поставки грузов на 1-2 суток.
Зампредседателя областного правительства Александр Рольбинов отметил, что открытие паромной линии из Балтийска в Засниц «будет способствовать снижению ставок и сохранению цен для конечного потребителя в Калининградской области». Все контролирующие структуры подтвердили готовность оперативно обеспечить функционирование паромной линии, сообщили в пресс-службе областного правительства.

LENTA.RU; 15.02.2016; «АЭРОЭКСПРЕСС» ПОТЕРЯЛ ПЯТУЮ ЧАСТЬ ПАССАЖИРОВ

Пассажиропоток «Аэроэкспресса» за 2015 год упал до 13 миллионов человек против 16,6 миллиона годом ранее. Об этом говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
Доля компании на рынке интермодальных перевозок Московского авиационного узла снизилась с 21,6 процента до 17 процентов. Самый большой пассажиропоток в прошлом году был в направлении аэропорта Домодедово – 5,8 миллиона человек, в Шереметьево отправились 4,4 миллиона пассажиров, во Внуково – 2,6 миллиона.
«Среди ряда факторов, повлиявших на снижение количества перевезенных пассажиров компании, стоит отметить рост транзитных пассажиров московских аэропортов, приостановку авиасообщения с Египтом, отмену полетов в Турцию и улучшение дорожной ситуации в городе», – пояснили в компании.
Снижение пассажиропотока негативно сказалось на финансовых показателях «Аэроэкспресса»: выручка снизилась на 6 процентов, чистая прибыль – на 7 процентов, до 6 миллиардов и 1,5 миллиарда рублей соответственно.
В начале февраля гендиректор аэропорта Домодедово сообщал, что, по предварительным подсчетам, в 2015 году российские аэропорты потеряли около 6 миллиардов рублей в связи с запретом перелетов из России на Украину, а также в Египет и Турцию.
В конце января Росавиация отмечала, что количество пассажиров на международных рейсах российских авиакомпаний в 2015 году снизилось почти на 16 процентов, до 39,5 миллиона человек. Число пассажиров в дальнее зарубежье сократилось еще сильнее – на 18,6 процента, до 32,3 миллиона человек.
С начала ноября прошлого года указом президента России приостановлены полеты в Египет в связи с терактом, произошедшим в конце октября 2015 года на борту пассажирского лайнера Airbus A321. С января 2016 года под запрет попали чартерные рейсы в Турцию. Причиной стали антитурецкие санкции, введенные Россией после того, как турецкие ВВС сбили в Сирии российский бомбардировщик. Кроме того, приостановлены полеты из России на Украину ввиду конфликта авиавластей двух стран.

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; 15.02.2016; МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ХОЧЕТ УСИЛИТЬ РЖД ЧИНОВНИКАМИ

Госслужащие должны занять четыре из девяти мест в совете директоров монополии, считает министерство
Минэкономразвития направило в правительство список кандидатов в совет директоров РЖД (копия есть у «Ведомостей»). Министерство предлагает сократить совет с десяти до девяти человек, а также с двух до четырех увеличить представительство в нем чиновников. В дополнение к нынешнему председателю совета вице-премьеру Аркадию Дворковичу и замминистра финансов Андрею Иванову Минэкономразвития номинировало первого замминистра транспорта Евгения Дитриха и замминистра экономического развития Николая Подгузова.
В списке кандидатов не нашлось места Владимиру Якунину, уволенному в августе с должности президента РЖД, а также трем бизнесменам – независимым директорам: председателям советов директоров ОАО «Технологическая компания» Дмитрию Комиссарову, ЗАО «Русская холдинговая компания» Александру Рязанову и группы ЕСН Григорию Березкину. Все они заседали в совете РЖД не один год – Комиссаров и Рязанов с 2008 г., Березкин с 2010 г.
Вместо них Минэкономразвития предлагает номинировать в совет нового кандидата – председателя совета директоров группы «Каскол» Сергея Недорослева. При этом в списке его должность указана иначе: советник гендиректора «Оборонпрома». Остальных директоров Минэкономразвития менять не планирует.
Представитель Минэкономразвития подтвердил факт внесения в правительство списка кандидатов для избрания в совет директоров РЖД, но персоналии обсуждать не стал. Представитель Дворковича от комментариев отказался.
Член совета директоров РЖД Василий Сидоров указывает, что Комиссаров, Рязанов и Березкин являются активными участниками работы совета. При этом Комиссаров возглавляет комитет по стратегии, а Березкин – по кадрам.
Недорослев отказался от комментариев. Его знакомый говорит, что бизнесмен уже дал согласие баллотироваться в совет. В качестве независимого кандидата он может заниматься вопросами бюджетной политики и стратегии компании. К тому же у Недорослева есть опыт работы как в транспортной отрасли, так и в совете директоров госкомпании. С 2012 г. он является независимым директором и председателем комитета по бюджету, финансам и аудиту при совете директоров аэропорта «Шереметьево», напомнил собеседник «Ведомостей». Гендиректор и член совета директоров «Шереметьево» Михаил Василенко характеризует Недорослева как большого профессионала в части финансов.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает логичным исключение из кандидатов в совет директоров монополии не только Якунина, но и связанных с ним бизнесменов. Комиссаров в 2002–2008 гг. был гендиректором и председателем совета директоров «Трансмашхолдинга» – крупнейшего поставщика подвижного состава для РЖД. Кроме того, монополия вплоть до прошлого года владела блокпакетом «Трансмашхолдинга». ЕСН Березкина сначала поставляла электроэнергию РЖД, а затем компании вместе скупили 80% акций ТГК-14. Этот пакет обошелся партнерам в 5,6 млрд руб. В 2012 г. Березкин объявил, что продал РЖД свою долю в ТГК-14.
В нынешних условиях РЖД нуждается в корректировке стратегии, указывает Бурмистров. А увеличение квоты чиновников соответствует тренду на рост влияния государства в госкомпаниях в целом, и особенно там, где активно осуществляется реализация крупных инвестиционных проектов за счет бюджета, резюмирует эксперт.
Впрочем, один из членов совета директоров РЖД указывает, что список кандидатов еще может претерпеть существенные изменения. Ведь теперь ему предстоит пройти согласование в правительстве и администрации президента.

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА, ГАЛИНА ДУДИНА, ЯНИНА СОКОЛОВСКАЯ; 16.02.2016; УКРАИНА ПРИМЕНИЛА ДАЛЬНОБОЙНОЕ ОРУЖИЕ

Закрыв транзит в ЕС для российских грузовиков
Украина пошла на обострение конфликта из-за транзита грузовиков: вслед за Россией, отреагировавшей на остановку российских фур украинскими национал-активистами, страна запретила въезд на свою территорию грузовиков, зарегистрированных в РФ. Таким образом, вместе с Польшей, ранее закрывшей транзит грузовиков, Украина фактически перекрыла российским фурам сухопутное сообщение с ЕС. Однако пока выигрывают от этих мер только Прибалтика и Белоруссия, уже с трудом справляющиеся с наплывом российского транспорта. А Польша, по данным «Ъ», может уже завтра договориться с Россией.
Вчера правительство Украины объявило о том, что приняло решение приостановить перемещение российских грузовиков по территории страны. Такое решение было принято Кабмином страны по результатам вчерашнего совещания, где профильные ведомства Украины должны были представить решение по ситуации с движением российского автотранспорта.
Первые блокпосты, препятствующие движению российских фур по территории Украины, появились в Закарпатье вечером 11 февраля. Инициаторами были украинские национал-активисты, которые к минувшим выходным распространили акцию на Волынскую, Львовскую и Житомирскую области. При этом официально вопрос транзита был на время урегулирован: страны обменялись временными квотами на транзит, их объем будет уточнен в первом квартале. Правительство Украины поначалу не поддерживало инициативу националистов, Мининфраструктуры страны называло эти акции правонарушением, бороться с которым, однако,– прерогатива других органов власти.
Ситуация не была разрешена к воскресенью, когда Россия выступила с ответной мерой, запретив въезд украинских грузовиков. Минтранс мотивировал это тем, что действия инициаторов блокады представляют собой нарушение межправсоглашения о международном автомобильном сообщении, указав на бездействие украинских властей. Нарушением межправсоглашения, а также правил и процедур ВТО, мотивировал свое вчерашнее решение и Кабмин Украины.
На протяжении вчерашнего дня дипломатический тон планомерно накалялся: пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что по нормам международного права решение Украины «ни в какие ворота не лезет», а Дмитрий Медведев заметил, что необходимо использовать «дополнительные контрольные полномочия в отношении всех видов транспорта, который двигается с территории Украины». МИД Украины направил России ноту с требованием разъяснить решение о приостановке транзита украинских грузовиков.
По данным Государственной фискальной службы Украины, на утро понедельника на территории страны находилось не менее 100 российских грузовиков, Минтранс вчера добавлял, что не менее 500 машин скопилось на въезде в страну со стороны ЕС. На 14:30 вчерашнего дня на территории России был задержан 161 украинский грузовик, сообщил Минтранс.
Экс-замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава полагает, что «украинская экономика пострадает от симметричных мер, введенных Россией». Из-за запрета украинского транзита через РФ, поясняет он, будут затруднены поставки украинских товаров в страны Средней Азии, Финляндию и Норвегию. «А это грозит потерей рынка в $2 млрд в год»,– добавляет он. «Бесспорно, ситуация окажет негативное влияние на всех перевозчиков, но в первую очередь – на украинские транспортные компании»,– говорит глава FM Logistic Customs Алексей Мисаилов. От ситуации выигрывают белорусские перевозчики, отмечает собеседник «Ъ» в Мининфраструктуры Украины: они смогут перевозить транзитом через Польшу российские товары. «Второй маршрут – через Балтийское море,– добавляет господин Мисаилов.– Его готовили заранее: компания контейнерных перевозок СМА СGМ со штаб-квартирой во Франции не зря подготовила открытие контейнерной линии Санкт-Петербург–Гамбург–Роттердам». По предварительным оценкам, говорит Алексей Мисаилов, поиск обходных маршрутов приведет к увеличению стоимости транспортировки каждой еврофуры на €300-500.
Белорусские перевозчики уже испытывают резкое нарастание транспортного потока из-за закрытия польского и украинского транзита. Вчера Государственный таможенный комитет Белоруссии заявил о том, что огромные очереди из российских грузовиков на белорусско-литовской границе начинают постепенно рассасываться. «В пункте пропуска «Каменный Лог» в настоящее время выезда из Белоруссии ожидают 100-110 грузовиков»,– заявил «РИА Новости» представитель ведомства, уточнив, что еще недавно эта цифра была значительно больше.
Ситуация осложняется тем, что Польша и Россия должны были договориться о квотах на перевозку грузов до 30 января, однако так и не смогли (см. «Ъ» от 5 февраля). Максимум, о чем договорились стороны,– продлить срок, в течение которого автотранспорт обеих стран может вернуться в родную страну без санкций. Он истек вчера. В итоге Польша и Украина фактически закрыли сухопутные пути для транспортировки грузов из ЕС, однако совместная блокада российского транзита может оказаться краткой. Вчера польское Министерство инфраструктуры и строительства сообщило, что получило протокол с позицией РФ и в данный момент вырабатывает по нему единую позицию, равно как и дату следующего раунда переговоров. Как рассказал «Ъ» источник в ведомствах, следующая встреча намечена на завтра в Сочи и на ней может быть принято окончательное решение об урегулировании транзитного конфликта. Если оно будет принято, сухопутную блокаду российского автосообщения с ЕС осуществить будет затруднительно.

RG.RU; ЕЛЕНА ДОМЧЕВА; 15.02.2016; ВЛАДИМИР ПУТИН ОПРЕДЕЛИЛ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА СОСТОЯНИЕ ДОРОГ

Качество российских дорог в ближайшее время улучшится. А поможет в этом четкое разделение ответственности между органами государственной власти по надзору за их состоянием. Закон, разграничивающий полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, подписал президент Владимир Путин.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Новый принцип деления сфер ответственности простой. За порядком на дорогах федерального значения теперь будут следить органы государственной власти, за трассами регионального значения – региональные власти, а за дорогами местного значения, конечно, органы местного самоуправления.
Эксперты напоминают, что прежняя редакция закона создавала правовую коллизию, поскольку установление порядка осуществления государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог было отнесено к полномочиям органов государственной власти России без указания, что речь идет лишь о дорогах федерального значения.
Все российские дороги планируется привести в «стопроцентно нормативное состояние» к концу 2018 года, заявил ранее министр транспорта Максим Соколов. Глава Росавтодора Роман Старовойт в свою очередь сообщил, что расходы на строительство дорог в этом году сократят на треть. В 2016 году намечено построить и реконструировать около 280 километров автодорог федерального значения.