X

Обзор прессы от 19.07.2016

19.07.2016

ИЗВЕСТИЯ; 19.07.2016; АВИАЦИЮ ПРЕДЛАГАЮТ ВЫВЕСТИ ИЗ-ПОД ЗАКОНА «О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Неразбериха в документах обходится авиапассажирам в миллиарды рублей ежегодно
Из-за путаницы в документах, регламентирующих вопросы безопасности в аэропортах, а также дублирования ряда нормативных актов, гражданская авиация вынуждена потратить на инфраструктуру около 150–180 млрд рублей и еще 75–80 млрд рублей выделять ежегодно на ее поддержание. Что, разумеется, сказывается на стоимости авиабилетов.
Ассоциация аэропортов России направила письмо руководству Минтранса и Росавиации с просьбой навести порядок в документах, касающихся безопасности в воздушных гаванях. По сути, речь идет о предложении вывести авиацию из-под действия закона №16 «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 года.
В ассоциации считают, что достаточно требований, прописанных в Воздушном кодексе и в руководящих документах Международной организации гражданской авиации (ICAO), которые действуют во всём мире.
«По-прежнему сохраняется двойственность нормативного регулирования в сфере охраны международных аэропортов, в которой продолжают действовать нормы законодательства в области как авиационной (Воздушный кодекс, Правила охраны аэропортов, Федеральное авиационное правило №142), так и транспортной безопасности», – говорится в письме руководству Минтранса и Росавиации.
В документе также отмечается, что в России предусмотрены «дублирующие по целям процедуры аккредитации подразделений транспортной безопасности и получения юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обеспечению авиационной безопасности, документа на соответствие их деятельности требованиям федеральных авиационных правил».
То, что безопасность в аэропортах регламентируется одновременно разными документами, приводит к необходимости дублировать подготовку персонала служб авиационной безопасности и подразделений транспортной безопасности.
«Требования по обеспечению транспортной безопасности не распространяются на иностранных перевозчиков, в то время как требования по авиационной безопасности одинаковы и обязательны для выполнения и российскими, и иностранными перевозчиками», – отмечают авторы письма, по мнению которых это предоставляет иностранным компаниям конкурентные преимущества перед российскими.
– Системе авиационной безопасности уже более 40 лет, – заявил «Известиям» президент Ассоциации аэропортов России Виктор Горбачев. – Мы отработали каждый шаг по секундам. И так в области безопасности делается всё, что возможно! Нас недавно проверяла ICAO и сообщила, что всё в порядке. Ну зачем нам на шею вешать еще транспортную безопасность? Еще когда принимался закон о транспортной безопасности, мы просили этого не делать. Или давайте напишем в законе, что транспортная безопасность в гражданской авиации регулируется законами, действующими в гражданской авиации, то есть Воздушным кодексом. А теперь получается, что мы подчиняемся тем же требованиям, что и метрополитен.
– Много путаницы и противоречий, – согласился с Виктором Горбачевым президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Должен быть один закон, который регламентирует вопросы, связанные с обеспечением безопасности пассажиров. У железнодорожников нет железнодорожного кодекса, поэтому логично, что их работу регламентирует в том числе закон «О транспортной безопасности». А у нас есть Воздушный кодекс.
Он напомнил про недавнюю юридическую коллизию с уголовным делом, возбужденным в отношении совладельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика: его обвиняют в том, что он не принял меры для предотвращения теракта в 2011 году. При этом эксперты и юристы обращают внимание на то, что вопросы безопасности находятся вне компетенции менеджмента – этим занимаются специальные органы. В начале июля Каменщика освободили из-под домашнего ареста, однако уголовное дело, несмотря на протесты Генпрокуратуры, не прекращено.
По подсчетам экспертов, для выполнения всех требований закона «О транспортной безопасности» и соответствующих постановлений правительства гражданская авиация должна потратить на инфраструктуру около 150–180 млрд рублей, а для ее поддержания ежегодно нужно тратить 75–80 млрд рублей.
– И все эти деньги будут брать с пассажира, – отметил Виктор Горбачев. – На сегодняшний день авиационная безопасность стала самой большой статьей расходов в гражданской авиации. Раньше первое место занимали расходы на взлет и посадку. А главное, мы не знаем: кто мы такие в аэропорту? Работники транспортной безопасности или авиационной безопасности? По закону №16 мы работники транспортной безопасности. По Воздушному кодексу мы работники авиационной безопасности. Так кто мы? Приходит прокуратура, которая проверяет выполнение закона «О транспортной безопасности». Проверяет, прошли ли сотрудники службы безопасности учебу. Это стоит 20 тыс. рублей за сотрудника. Потом приходит Ространснадзор, который проверяет требования Воздушного кодекса. Спрашивает: «А вы прошли обучение по авиационной безопасности? Тут в Воздушном кодексе ничего про транспортную безопасность не написано». Опять 20 тыс.
Среди требований, которые, по мнению экспертного сообщества, излишни и влекут за собой серьезные расходы, Виктор Горбачев называет и обязательную установку систем видеонаблюдения на борту. Об этом говорится в пп. 22.3 и 26.3 приказа Минтранса России от 08.02.2011 №40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта». Видеокамерами авиакомпании обязаны оснастить транспортные средства 1-й и 2-й категорий, то есть, по сути, все самолеты иностранного производства.
– Это же огромные деньги, – поясняет председатель Ассоциации аэропортов. – Начиная с того, что надо договориться с производителем самолетов, потому что надо вносить конструктивные изменения. Высказывались идеи о требованиях передачи изображения на землю. Ну будем мы в каком-то центре управления полетами сидеть и смотреть, как кто-то буянит на борту или даже там происходит теракт. И что мы сделаем, находясь внизу? А что должен делать командир корабля? Следить за приборами и вести воздушное судно. А ему нужно еще отвлекаться и смотреть на мониторы. Такого ни в одной стране мира нет. Что мы впереди паровоза-то бежим? Или, может, мы самые богатые, денег у наших пассажиров море, чтобы платить за всё это? У нас и так самые дорогие билеты в мире на внутренних авиаперевозках.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; 18.07.2016; ВОКЗАЛ ВЫХОДИТ В СЕТЬ

Владимир Путин проверил работу железных дорог
Президент, беседуя с Олегом Белозеровым, выяснял, как обстоят дела с зарплатой в отрасли.
Ситуацию с перевозками обсудил президент Владимир Путин на встрече с главой РЖД Олегом Белозеровым. Этот год РЖД объявили Годом пассажира, разработан план по улучшению сервиса, и уже есть позитивные результаты.
Главный показатель первого полугодия – прибыль. «Несмотря на то что нам не выделялись субсидии в этом году на поддержание инфраструктуры, мы заместили эти деньги и даже их увеличили, нашли внутри», – сообщил Белозеров. «При этом доходы от основной деятельности у нас чуть больше, на 0,4 процента к плану. Расходы мы сэкономили, заплатили в бюджетную систему 134 млрд рублей», – отметил он. Рост себестоимости перевозок – чуть больше 4 процентов. Производительность труда за первое полугодие выросла на 5,5 процента.
«Это больше значительно, чем в прошлом году», – похвалил президент.
«В первую очередь мы считаем важнейшим направлением работу с пассажирами, – подчеркнул Белозеров. – 2016 год мы объявили Годом пассажира. Разработали план по улучшению сервиса, начиная от подготовки платформ, вокзалов, Wi-Fi (то, что прежде всего необходимо нашим пассажирам), улучшению качества проезда в вагонах, и уже получаем результат». Общий пассажирооборот увеличился почти на два процента, в дальнем следовании – почти на три.
По дневным экспрессам в этом году прирост – 27 процентов, это 25 маршрутов. По некоторым направлениям есть рекорды: «Сапсан» в один день перевез более 17 тысяч пассажиров. «80 вокзалов оборудованы Wi-Fi, еще 20 вокзалов оборудуем», – обещал Белозеров.
Речь зашла и о детском отдыхе. «В этом году планируем перевезти в организованных группах порядка 500 тысяч детей», – сообщил глава компании. «Очень правильное решение приняли в отношении перевозки детей с 10 до 17 лет с 50-процентной скидкой за счет средств РЖД», – считает он. «На сегодняшний момент плюс 18 процентов дополнительно продано билетов и перевезено детей», – добавил Белозеров.
Глава РЖД рассказал еще об одном рекорде – плюс 29 процентов по направлениям на Черноморское побережье. «В связи с ростом внутреннего туризма, конечно», – заметил на это Путин.
«Грузовая работа, – продолжил Белозеров. – Почти 600 млн тонн, плюс 1,8 процента. При этом традиционно считалось, что железная дорога – зеркало экономики; у нас получается, что мы положительный эффект видим раньше». Основной прирост дают строительные грузы. «Это значит – заработала экономика», – уверен он. «У нас улучшилась и скорость доставки, и надежность отправки», – отметил руководитель компании. Раньше для того, чтобы отправить железнодорожный груз, нужно было заполнить 14 документов. Теперь – три.
«Мы боремся за повышение надежности работы технических средств, – заверил докладчик. – Количество случаев отказов снизилось почти на 20 процентов, в абсолютных цифрах – с 33 тысяч до 26 тысяч».
«План по ремонтам у вас выполняется?» – поинтересовался президент. «Выполняется и перевыполняется», – подтвердил собеседник.
«Как у вас с уровнем заработной платы в отрасли?» – также спросил Путин. «Мы проиндексировали в первом полугодии почти на 3 процента заработную плату, и у нас уже готова индексация на второе полугодие... Эти деньги у нас есть», – ответил Белозеров.
Также президент побеседовал в Кремле с новосибирским губернатором. Несмотря на объективные сложности, удалось стабилизировать социально-экономическую ситуацию, а по некоторым направлениям и прирасти. Прежде всего по АПК: меры по ограничению, санкции дали мотивацию, пояснил Владимир Городецкий. По «майским указам» получилось по итогам года по 32 показателям выполнить план и даже перевыполнить. «По шести – чуть-чуть недовыполнили», – не скрывал глава региона. Впрочем, по эффективности исполнения целевых показателей регион в десятке. «Лучше ровно – и не перевыполнять, и не отставать», – прокомментировал Путин.
Четыре года наблюдается естественный прирост. Успешно работает программа по переселению соотечественников: в прошлом году прибыло 8 тысяч человек. «Это люди с другими ценностями. Как говорится, оценили, где лучше, и приезжают, работоспособные, с перспективой», – пояснил губернатор. «Все познается в сравнении», – заметил глава государства.
Безработица – самая низкая по округу, удалось снизить задолженность по зарплате. Городецкий рассказал о программе реиндустриализации экономики. «Изжила себя система старых технологий, и надеяться на какой-то бурный прирост бесполезно, – считает он. – Баррель нефти вырастет, но мы ничего от этого не получим». «Поэтому мы поставили задачу в прошлом году, полтора года работали», – сообщил губернатор. Ученые объединились в поисках новых точек роста. «Не каких-то фантастических, а наших естественных, на которых мы имеем свои разработки, свои приоритеты», – пояснил он.
Президент также поручил правительству совместно с главами регионов принять исчерпывающие меры по устранению отставаний при строительстве и вводе в эксплуатацию инфраструктуры для проведения в России чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года. Доклад нужно представить до 15 августа, далее – ежемесячно.