X

Обзор прессы от 20.07.2016

20.07.2016

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; 19.07.2016; ЕГИПТУ НЕ ДАЛИ СРОК

Наши эксперты будут досматривать пассажиров в Хургаде
Россия и Египет намерены разработать пошаговый план совместных действий для возобновления прямого авиасообщения между странами. Стороны договорились о начале консультаций по техническому обеспечению безопасности российских туристов в египетских аэропортах, сообщили «РГ» в Минтрансе России по итогам встречи главы ведомства Максима Соколова с министром гражданской авиации Египта Шерифом Фатхи.
Сроки возобновления авиасообщения между нашими странами, приостановленного осенью прошлого года, в минтрансе не называют. Об этом говорить преждевременно, отмечают там. «В ближайшие месяцы египетской стороне предстоит обеспечить высокий уровень безопасности в своих курортных аэропортах для начала осуществления прямых рейсов между городами России и Египта», – уточнил Максим Соколов.
Каирский аэропорт уже обзавелся новым терминалом, где установлено современное оборудование для досмотра пассажиров и багажа. Но основной поток российских туристов направляется в такие курортные города Египта, как Хургада и Шарм-эш-Шейх на Красном море, и в этих аэропортах пока авиабезопасность не на высоте.
Сейчас речь идет о разработке и подписании российско-египетского межправительственного Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности гражданской авиации и о возможном участии российских экспертов в процедурах обеспечения безопасности в египетских аэропортах. По международному законодательству любая страна имеет право запросить разрешение на участие своих специалистов в предполетном досмотре рейсов, которые отправляются в ее аэропорты с территории другого государства. Так, например, израильские сотрудники по безопасности полетов проверяют тех, кто проходит на борт самолетов, которые летят в Израиль.

КОММЕРСАНТЪ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; 20.07.2016; ЕВРОПА ВСПОМНИЛА О СИБИРИ

Авиаперевозчики снова требуют отмены роялти.
Европейские авиакомпании опять подняли вопрос о сроках модернизации системы роялти, которые они платят «Аэрофлоту» за пользование транссибирскими маршрутами. Москва и Брюссель согласовали реформу еще в конце 2011 года, ее планировалось завершить в 2014 году. Но, как выяснилось в ходе переговоров с авиавластями Италии и стран Скандинавии, процесс застопорился – риск потери роялти особенно опасен для «Аэрофлота» на фоне падающего рынка. Кроме того, по данным «Ъ», в обмен на послабления РФ хотела бы получить от Европы дополнительные коммерческие права.
Авиавласти Италии и стран Скандинавии запросили Минтранс РФ о статусе внедрения согласованных принципов модернизации системы использования транссибирских маршрутов (ТСМ), говорится в протоколах переговоров, опубликованных Росавиацией. Из ответа Москвы следует, что «проводятся внутренние процедуры в соответствии с законодательством РФ». Но «любая попытка внедрить эти принципы создаст препятствия развитию воздушного сообщения между Россией и зарубежной стороной», а «в случае вмешательства третьей стороны договоренности по ТСМ могут быть пересмотрены».
Система платежей за пользование ТСМ возникла в 1970-х годах. СССР и РФ не подписали соглашение о транзите при международных перевозках Чикагской конвенции, и Москва взимает плату за пролет (роялти) с иностранных компаний, летящих из Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. Экономия времени на парный рейс в среднем составляет 4-5 часов, или около $80 тыс. Данные об объеме роялти «Аэрофлот» (получает основную часть средств) не раскрывает. В отчетности группы указаны «доходы по соглашениям с авиакомпаниями», в 2015 году они достигли 31,5 млрд руб. По неофициальным данным, объем средств рос от десятков миллионов долларов в год в 1970-х годах до $200-500 млн в 2000-х. Часть роялти «Аэрофлот» отдает Росавиации на летные училища, авиатренажеры и другие цели.
Принципы модернизации ТСМ были сформулированы в 2006 году главой Минтранса РФ Игорем Левитиным и вице-президентом Европейской комиссии (ЕК) Жаком Барро. Они предполагали, что не позднее 1 января 2014 года обязательство авиакомпаний ЕС заключать коммерческие соглашения с российскими перевозчиками по ТСМ должно быть отменено. Затем сборы должны основываться на затратах, быть прозрачными и не вести к дискриминации зарубежных компаний. В 2011 году глава Минэкономики Эльвира Набиуллина подтвердила комиссару ЕК по торговле Карелу де Гюхту, что принципы вступят в силу после вступления РФ в ВТО.
Вопрос дискриминации зарубежных авиакомпаний также отражен в протоколах. Представители авиавластей зарубежных стран заявили о необходимости назначать второго перевозчика на транссибирских маршрутах. Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, пояснил, что это желание связано с законодательством ЕС, требующим, чтобы на линии не было монопольного эксплуатанта. Но Москва сочла, что сейчас просьба не может быть удовлетворена. Российская делегация отказалась продолжать выдачу датской Thomas Cook Airlines Scandinavian и шведской TUIfly Nordic разрешений на пролеты из других стран Скандинавии в Таиланд через европейскую часть РФ, сославшись на понятие «национального перевозчика» – им разрешено летать через РФ только из страны принадлежности. В среднем каждая из компаний летает в Таиланд через РФ 350-400 раз в год.
Собеседник «Ъ» в отрасли сообщил, что сейчас на высшем уровне есть негласное указание «не развивать указанную тему», поскольку потеря или резкое сокращение платежей за пролет по ТСМ «нанесет существенный урон» «Аэрофлоту». В конце июня руководство группы заявило, что убытки от участия в социальных программах (низкие тарифы на Дальний Восток и т. д.) не покрываются платежами иностранных компаний. Но с 2012 года существует запрет ЕК на новые договоренности с Москвой по ТСМ, поясняет источник «Ъ». Поэтому единственной возможностью развития воздушного сообщения является предоставление РФ компенсации в виде дополнительных коммерческих прав.
В итоге скандинавским странам удалось лишь добиться от РФ увеличения частот на полеты по ТСМ в Китай, а Италии – получить разрешение на полеты из трех итальянских городов в Японию, Китай и Гонконг. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича сообщила «Ъ», что отмена роялти в правительстве не обсуждается. В Минтрансе и ЕС «Ъ» не ответили. Глава Infomost Борис Рыбак считает, что изменения геополитической обстановки не позволяют даже думать о том, что меморандум 2011 года будет реализован в полной мере. Эксперт отметил, что запрет ЕК на покупку дополнительных частот по ТСМ легко обходится авиакомпаниями ЕС, если есть острая необходимость.