X

Обзор прессы от 08.06.2016

08.06.2016

KOMMERSANT.RU; ИВАН БУРАНОВ; 07.06.2016; ДЕПУТАТЫ НЕ УВИДЕЛИ ДЕНЕГ НА БОРЬБУ С ДТП

В Госдуме раскритиковали предложения Минтранса по улучшению ситуации на дорогах
Госдума во вторник приняла в первом чтении два законопроекта, призванные улучшить ситуацию с безопасностью на российских дорогах. Регионы обязаны будут регулярно формировать списки участков дорог с повышенной аварийностью, а также оборудовать железнодорожные переезды автоматическими камерами. Многие депутаты отказались поддерживать эти поправки: по их мнению, все эти меры бессмысленны при отсутствии федерального финансирования.
Оба законопроекта разработаны Минтрансом по итогам заседания госсовета по безопасности дорожного движения в Ярославле («Ъ» сообщал о нем). Первый вносит изменения в закон «О безопасности дорожного движения», вводя термин «аварийно-опасный участок»: это отрезок дороги протяженностью не более 1 км за городом и 200 м в населенном пункте, где за год произошло пять или более ДТП с пострадавшими. Ежегодно региональные власти должны будут утверждать перечни таких участков, и вырабатывать «первоочередные меры» по устранению причин ДТП в этих местах. Второй законопроект – поправки в закон об автодорогах и дорожной деятельности, согласно которым автоматические камеры будут относиться к «обязательным элементам обустройства автомобильных дорог». Собственники железнодорожных переездов (региональные власти, ОАО РЖД), в свою очередь, обязаны будут устанавливать автоматические камеры, выписывающие штрафы.
Права потеряют у переходов и светофоров
На основе данных ГИБДД «Ъ» выяснил, кто рискует лишиться прав в результате введения накопительной системы наказания за систематические нарушения ПДД. Соответствующий законопроект, напомним, правительство внесло в Госдуму. Особую бдительность водителям предстоит проявить при пересечении пешеходных переходов, перекрестков со светофорами и встрече с автомобилями, имеющими право преимущественного проезда
Напомним, что тема высокой аварийности на ж/д переездах обсуждается последние несколько лет, о чем ранее сообщал «Ъ». В России, по данным Минтранса, 10,7 тыс. переездов, из них 1,8 тыс. оборудованы автоматическими барьерами, на 284 стоят обычные видеокамеры, на 55 – автоматические камеры (выписывающие штрафы). 2,3 тыс. переездов обслуживаются дежурными работниками. По словам замминистра транспорта Евгения Дитриха, выступавшего в Госдуме, установка камер на переездах приводит к снижению числа нарушений и, как следствие, аварийности, поскольку водители боятся штрафов (действующий штраф 1 тыс. руб. планируется увеличить до 5 тыс. руб.). Кроме того, по его словам, установка барьеров и зарплата дежурных – это «существенно более дорогое удовольствие», чем установка камер. При этом, по действующим нормативам, автоматический барьер не может быть установлен на переезде с низким трафиком (десять машин в сутки), а камера – может.
Больше всего депутатов смутил финансовый вопрос. «Ну хорошо, вот регионы выявят аварийно-опасные участки, а правительство планирует под них дополнительное финансирование? Или это просто зафиксируют, вывесят знак и на этом закончат?» – задал вопрос депутат Николай Рябов (КПРФ). Господин Дитрих пообещал принять «всевозможные меры» – установить барьерные ограждения, дополнительное освещение, камеры – но заниматься этим будут регионы на свои деньги. Активная дискуссия развернулась и по поводу камер, поскольку Евгений Дитрих упомянул, что средства федерального бюджета на это не потребуются, что вызвало массу вопрос у парламентариев. При этом в заключении думского комитета по транспорту говорится, что на это потребуются затраты в «несколько десятков миллиардов рублей», а ранее в РЖД оценивали затраты в 20 млрд. руб., о чем писал «Ъ».
Поезда оградят от водителей штрафами
Правительство РФ в марте предложило Госдуме повысить штраф за нарушение правил пересечения железнодорожных переездов с 1 тыс. до 5 тыс. руб. Необходимость объясняется миллиардными убытками РЖД от аварий. В ГИБДД считают, что штрафами дела не решить, надо добиваться неотвратимости наказаний за счет оборудования переездов автоматическими камерами, но в бюджете на это нет средств
Тогда замминистра транспорта пояснил, что средства на камеры будут направляться из региональных бюджетов, бюджета РЖД либо путем привлечения частных инвестиций (концессия для расширения сети камер уже используется в Московской области). Кроме того, поскольку камера становится элементом обустройства дороги, то ее установку можно будет заложить в смету по дорожным работам. «Будем стимулировать дорожные администрации»,– пояснил господин Дитрих. Помимо этого, если регион сочтет, что переезд – это очаг аварийности, то Минтранс сможет направить региону финпомощь через межбюджетный трансферт (по такой схеме федеральный центр недавно выделил 10 млрд руб. на срочный ремонт региональный дорог, о чем уже писал «Ъ»).
«А вы вообще знаете, что у субъектов долгов сейчас на 2,4 трлн руб., а до конца года будет около 3 трлн руб.? – заметил депутат-коммунист Николай Коломейцев.– Передавать им работы, которые должен вести федеральный центр, неправильно. Надо финансировать все централизованно». «Да никогда эти камеры не будут воспитывать водителей, потому что штрафы приходят собственнику или юрлицу, – отметил депутат Александр Старовойтов (ЛДПР).– Нужно делать отдельную федеральную целевую программу с отдельным финансированием». Господин Дитрих в ответ поблагодарил депутатов «за конструктивную критику» и пообещал, что законопроект будет доработан ко второму чтению. «Мы понимаем, какие поправки надо вносить, и они будут внесены», – отметил глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев («Единая Россия»).

RNS; 07.06.2016; ГОСДУМА НЕ ПОДДЕРЖАЛА УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ

Госдума отклонила представленный в первом чтении проект поправок в ст. 12.9 КоАП об усилении ответственности автомобилистов за превышение скорости на 130 км/ч и за повторное совершение указанного нарушения.
Законопроектом предлагается наказывать превышение скорости на 130 и более км/ч обязательными работами на срок до 70 часов и лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год. Повторное нарушение предлагается наказывать обязательными работами на срок до 120 часов и лишением водительских прав на 2 года. Подобные санкции могут быть применены только в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, киносъемки и видеозаписи, говорится в законопроекте.
«Это позволит исключить известные коррупциогенные факторы», – объясняют авторы, депутаты-коммунисты Валерий Рашкин, Сергей Обухов и Владимир Родин в пояснительной записке.
В том случае, если правонарушение не будет зафиксировано спецсредствами фото– и видеосъемки, то в рамках существующей системы наказаний за однократное и повторное превышение установленной скорости движения коммунистами предлагается назначение административного штрафа в размере 7 и 10 тыс. руб. соответственно.
На данный момент наиболее строгая санкция – в виде наложения административного штрафа в размере 5 тыс. руб. или лишения права управления автомобилем на срок 6 месяцев – предусмотрена за превышение скорости на 80 км/ч, сетуют депутаты. Повторное нарушение влечет лишение прав на 1 год, а в случае фото– и видеофиксации – штраф 5 тыс. руб.
«Как показывает практика, злостным нарушителям скоростного режима, управляющим спортивными автомобилями, стоимость которых нередко превышает 10 млн рублей, штраф в размере пяти тысяч рублей кажется абсолютно незначительным», – указывают в КПРФ.

КОММЕРСАНТ; ИВАН БУРАНОВ; 08.06.2016; ОПАСНОЕ ВХОЖДЕНИЕ

Вступает в силу новая версия ПДД
Для контроля за лихачами ГИБДД отныне задействует все доступные средства видеофиксации: камеры, установленные в патрульных машинах, системы городского видеонаблюдения, автоматические дорожные комплексы и видеорегистраторы граждан. В среду вступает в силу новая редакция Правил дорожного движения (ПДД), запрещающая водителям опасное вождение. Нарушителями станут граждане, совершающие необоснованно резкие маневры на дороге. ГИБДД РФ готовит для инспекторов «рекомендации по выявлению и процессуальному закреплению указанного нарушения Правил дорожного движения». Штрафовать за него пока не будут, санкции появятся только к концу года.
В новой редакции ПДД (утверждена постановлением правительства РФ №477) под опасным вождением понимается «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом» действий: отказ уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом проезда; перестроение при интенсивном движении на всех занятых полосах (кроме случаев поворота налево или направо, разворота); несоблюдение безопасной дистанции, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. Эти маневры признаются опасными, если они провоцируют «ситуацию, создающую угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Чего опасаться водителям в случае введения балльной системы
Особую бдительность водителям предстоит проявить при пересечении пешеходных переходов, перекрестков со светофорами и встрече с автомобилями, имеющими право преимущественного проезда
Прежде всего разобраться в том, что такое опасное вождение, предстоит сотрудникам ДПС: ГИБДД РФ разрабатывает соответствующую методику для инспекторов. «Региональным подразделениям Госавтоинспекции будут даны рекомендации по выявлению и процессуальному закреплению указанного нарушения Правил дорожного движения»,– пояснили «Ъ» в ведомстве.
Содержательную часть документа в ГИБДД пока не раскрывают, известно только, что при его подготовке использованы наглядные примеры опасного вождения, размещенные на правительственном сайте «опасноевождение.рф» (разрабатывался при участии сотрудников Белого дома, ГИБДД и общественных экспертов). Также готовится новая редакция регламента по надзору за дорожным движением (изменения будут вноситься в приказ МВД №185).
Как опасное вождение стало частью правил
30 мая были подписаны поправки в правила дорожного движения, вводящие новый термин «опасное вождение». Дмитрий Медведев уже заявил, что новый термин «не должен быть поводом для злоупотреблений в отношении добросовестных водителей»
«Наиболее значимым доказательством данного нарушения» станет видео движения автомобиля-нарушителя, пояснили «Ъ» в ГИБДД. Если на записи четко виден номер автомобиля, начинается расследование, для чего в отделение ГИБДД вызывается собственник машины. Запись будет вестись с помощью штатных видеорегистраторов, установленных в патрульных автомобилях, либо с помощью «других видеозаписывающих устройств», их применение регламентируется приказом МВД №185. Как сообщили «Ъ» в ГИБДД, ежесуточно по всей России на обеспечение безопасности дорожного движения и охрану общественного порядка выставляется около 10 тыс. нарядов ДПС ГИБДД, всего в распоряжении инспекторов есть 27 тыс. видеорегистраторов.
Правительство РФ определило наказание для злостных нарушителей правил
Лишиться водительских прав можно будет за совершение в течение года трех «наиболее опасных» нарушений ПДД. В этот перечень попали превышение скорости на 40 км/ч, проезд на красный свет, отказ уступить дорогу скорой помощи, пешеходу или велосипедисту. Соответствующие нововведения содержатся в поправках к КоАП, внесенных в Госдуму правительством России 31 мая
Кроме того, пояснили «Ъ» в Госавтоинспекции, в качестве подтверждения факта опасного вождения будут рассматриваться видеозаписи камер наружного наблюдения (в Москве их, к примеру, более 145 тыс.), а также сеть камер автоматической фиксации нарушения ПДД (всего их более 10 тыс. по России, в Москве – более 800, в Московской области – более 250). Одним из «эффективных» способов в ГИБДД называют применение патрульных машин ДПС скрытого контроля (без опознавательных знаков), в салоне которых установлена видеокамера. Отметим, что опыт использования видеозаписей для возбуждения административных дел против нарушителей у ГИБДД уже есть. Так, в 2015 году записи видеорегистраторов в патрульных машинах были использованы более чем в 230 тыс. случаев для подтверждения фактов нарушения ПДД, за пять месяцев 2016 года – более чем при 93 тыс. нарушений.
В качестве доказательств ГИБДД будет принимать записи с видеорегистраторов других водителей, но, отметили в ведомстве, «с приобщением к ним соответствующих пояснений (показаний свидетеля)». Это допускается ст. 28.1 КоАП, где указано, что «сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения, подлежат обязательному рассмотрению ГИБДД». Сотрудники Госавтоинспекции должны будут оценить запись и принять «процессуальное решение», то есть возбудить административное дело. Предоставить «Ъ» статистику по количеству материалов, составленных по видеозаписям, присланным гражданами, в ГИБДД не смогли. Пока не очень понятна технология, как ведомство будет принимать записи от граждан, но в Минкомсвязи ранее заявляли, что возможно сделать специальное мобильное приложение для этих целей.
Как сына топ-менеджера ЛУКОЙЛа арестовали на 15 суток
Гагаринский суд Москвы 28 мая признал виновным Руслана Шамсуарова – сына вице-президента ЛУКОЙЛа, на машине которого компания молодежи устроила гонки с полицией, в неподчинении требованиями полицейских и арестовал его на 15 суток. По словам его адвоката, уголовное дело за хулиганство в отношении господина Шамсуарова было прекращено прокуратурой
Напомним, способы борьбы с агрессивными водителями обсуждаются властями с 2013 года. В 2015 году ГИБДД разработала первую версию изменений в ПДД: она прошла общественное обсуждение, затем по просьбе премьера Дмитрия Медведева была доработана и внесена в правила постановлением правительства. Многие эксперты назвали новое определение довольно сложным для восприятия. Кроме того, опасность того или иного маневра будет определять инспектор ГИБДД, просматривающий видеозаписи, что также вызывает недовольство многих правозащитников, о чем сообщал «Ъ» ранее.
Пока технология фиксации нового вида нарушений еще не отработана и не внесены изменения в КоАП, наказывать за опасное вождение не будут. ГИБДД предлагала штраф 5 тыс. руб. Однако на финальном этапе согласования новых правил в Москве произошел инцидент, который спровоцировал новую волну обсуждения возможных санкций. Напомним, 22 мая столичный житель Абдувахоб Маджидов, находясь за рулем Mercedes, возвращаясь из ночного клуба, выезжал на встречную полосу, превышал скорость, катался по тротуару, провоцируя сотрудников ДПС на погоню. Полиции удалось задержать лихача: сейчас он отбывает административный арест за неповиновение полицейским. Кроме того, возбуждено уголовное дело по ст. 318 УК РФ «Угроза применения насилия в отношении представителя власти». Первый вице-премьер Игорь Шувалов уже заявил, что штраф за опасную езду должен быть «более 5 тыс. руб.». Начальник столичной полиции Анатолий Якунин настаивает на уголовном преследовании водителей, которых уличили в опасной езде повторно. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что судьи должны иметь возможность применять разные виды санкций, от штрафа до ареста, в зависимости от обстоятельств. В любом случае поправки к КоАП будут разрабатываться уже новым составом Госдумы после выборов, которые состоятся 18 сентября.

ВЕДОМОСТИ; ЕКАТЕРИНА МЕРЕМИНСКАЯ; 08.06.2016; РЕГИОНЫ СМОГУТ ЗАПУСТИТЬ СВОЙ «ПЛАТОН»

Закон, вводящий новые виды концессий, принят в первом чтении
Возможность запуска региональных «Платонов» предусмотрена поправками в закон об автомобильных дорогах, принятыми Госдумой в первом чтении. Они называют систему сбора платы за проезд грузовиков, а также комплексы фото– и видеофиксации нарушений обязательными элементами обустройства дорог.
Поправки позволяют регионам создавать системы взимания платы с 12-тонников за проезд по региональным дорогам на основе концессии, комментирует исполнительный директор Центра развития государственно-частного партнерства Максим Ткаченко. Из-за отсутствия таких норм в концессионном соглашении по «Платону» пришлось перечислять объекты недвижимости и системы мобильного контроля, создание которых было предметом соглашения, говорит консультант по автодорожным проектам, теперь система сбора платы будет прямо названа в законе.
Переезд – дорого
На железнодорожных переездах законопроект требует поставить системы фото– и видеофиксации нарушений. Хотя система – элемент обустройства дороги, обеспечивать безопасность на переезде должен собственник путей, у большинства объектов это РЖД, считает Ткаченко. Представитель РЖД отказался прокомментировать, во сколько ей обойдется оборудование. Это несколько десятков миллиардов рублей, пишет комитет Госдумы по транспорту в обосновании к законопроекту.
«Платон» был введен на федеральных трассах 15 ноября 2015 г. Фуры платят по 1,53 руб. за 1 км, рамки контроля, а также мобильный контроль и бортовые устройства обеспечил концессионер «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»). За это РТИТС должна получать по 10,6 млрд руб. в год из бюджета (см. график). В 2016 г. «Платон» перечислит в бюджет 20 млрд руб., по расчетам Минтранса (пока собрано более 8 млрд руб.). С РТИТС не обсуждались концессии на сбор платы за проезд по региональным дорогам, говорит представитель концессионера. Такие конструкции и сейчас можно считать частью дороги, поэтому для заключения концессионного соглашения поправки не нужны, настаивает он.
Законопроект делает возможными и новые концессии – на установку и эксплуатацию систем фото- и видеофиксации, отмечает советник Dentons Илья Скрипников. Регионы уже заключали подобные соглашения, но осенью 2015 г. в Удмуртии Управление ФАС признало концессию на такую систему незаконной и суды согласились с ним, вспоминает Скрипников: после этого пришлось аннулировать соглашения. Теперь можно будет заключать такие концессии и не бояться разногласий с ФАС, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Проект по созданию системы контроля безопасности движения с привлечением частного инвестора, как правило, предполагает создание и установку от 30 до 120 рубежей фото- и видеоконтроля, говорит Ткаченко, инвестиции могут варьироваться от 400 млн до 2,5 млрд руб. в зависимости от количества рубежей, сложности проекта, наличия линий связи и других территориальных особенностей.
Возможность заключения контракта на установку и эксплуатацию систем фото- и видеофиксации на автомобильных дорогах пока только рассматривается, говорить о конкретных наработках еще рано, комментирует представитель Минтранса. В Росавтодоре, по словам его представителя, концессии на фото– и видеофиксацию не прорабатываются.
Такие проекты были бы, вероятно, интересны «Ростелекому», который смог бы выступать в качестве концессионера, считает Иванова. Представитель «Ростелекома» подтверждает возможную заинтересованность, компания уже участвовала в таких проектах во многих регионах и активно взаимодействует с профильными федеральными ведомствами.

ИНТЕРФАКС; 08.06.2016; ГЛАВА РОСАВИАЦИИ НАЗВАЛ РУКОВОДСТВО МАК «СТРАННЫМИ ЛЮДЬМИ» ПОСЛЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ПЛАНАХ КОМИТЕТА СЕРТИФИЦИРОВАТЬ МС-21

Межгосударственный авиационный комитет продолжает сертифицировать самолет МС-21 и планирует это делать и дальше, заявил председатель авиарегистра МАК Владимир Беспалов журналистам в кулуарах церемонии выкатки лайнера в среду.
«Мы сертифицировали (проект МС-21 – ИФ) в 2013, 2014, 2015 году и сейчас продолжаем сертифицировать этот самолёт. План работы на этот год есть. Очевидно, пойдём дальше», – заявил В.Беспалов.
«Что будет в 2018 году, я сейчас сказать не могу. Мы двигаемся поэтапно. Мы не можем обещать, это зависит от разработчика», – сказал он, отвечая на вопрос, будет ли в 2018 году самолёт с сертификатом типа АР МАК.
Между тем глава Росавиации Александр Нерадько удивился, услышав вопрос журналистов о том, какая организация будет сертифицировать МС-21.
«Зачем вы задаете такой вопрос? Вы же знаете, что есть постановление правительства РФ, а граждане РФ обязаны выполнять решения правительства. Читайте постановление, и не надо заниматься рассуждениями», – отрезал А.Нерадько, посоветовав уточнить вопрос лично у председателя правительства Дмитрия Медведева.
По поводу заявления представителя МАК он заявил: «Я не знаю, кто человек далекий или недалекий (от сертификации воздушных судов – ИФ), я знаю, что я руководитель федерального органа исполнительной власти РФ, есть структура федеральных органов исполнительной власти, есть постановление правительства РФ, которое возложило обязанности по сертификации на федеральные органы исполнительной власти. Я даже удивляюсь, что вы, тоже граждане РФ, задаете такие вопросы и все это выносится на какой-то обсуждение».
«Кто выступает против (сертификации самолетов новым Авиарегистром РФ – ИФ)? Кто эти странные люди? Пускай эти странные люди отправляются туда, где странный образ жизни ведется, вот там и занимаются странными вещами», – заключил А.Нерадько.
Как сообщалось, в среду корпорация «Иркут» (входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию», ОАК) представит премьеру РФ Дмитрию Медведеву первый самолет МС-21-300, предназначенный для проведения летных испытаний.

ИНТЕРФАКС; 07.06.2016; ДИРЕКТОРОМ «ПОГРАНИЧНОГО» ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА СТАЛА БЫВШАЯ ЗАМГЛАВЫ РОСИМУЩЕСТВА

Директором департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу министерства транспорта РФ назначена Вероника Бобровская, сообщило ведомство.
Ранее, в 2013-2016 гг., она работала замглавы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) РФ.
Приказ о назначении министр транспорта Максим Соколов подписал во вторник. Представляя В.Бобровскую коллективу, чиновник отметил «большую ответственность, которая ложится на нее в связи с переходом к Минтрансу функций Росграницы».
В.Бобровской 47 лет. Выпускница Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Правоведение». В 1996-2010 гг. работала на различных руководящих должностях в администрации Санкт-Петербурга, в канцелярии губернатора, в городском правительстве. В 2010-2013 гг. – замглавы департамента имущества Москвы.