X

Обзор прессы от 09.06.2016

09.06.2016

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; 08.06.2016; РЖД РАСШИРЯЕТ КРУГ СТРОИТЕЛЕЙ ВСМ

Монополия возобновила переговоры с немецкими и французскими компаниями, потому что они охотнее, чем китайские, делятся технологиями
Россия и Китай готовятся подписать межправительственное соглашение о кредите China Development Bank на сумму 400 млрд руб. для строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Ожидается, что это может произойти во время июньского визита президента России Владимира Путина в Китай. Тем не менее РЖД не отказывается от других предложений. Она по-прежнему рассматривает возможность привлечения «Немецкой инициативы» (Siemens, Deutsche Bahn, Strabag, Vossloh и др.) и других европейских партнеров в качестве потенциальных участников и инвесторов проекта ВСМ Москва – Казань и других участков ВСМ, рассказал вице-президент РЖД Александр Мишарин. Консорциум французских компаний (Systra, SNCF) уже оказывает услуги технического консультирования в проектных работах на линии Москва – Казань, добавил Мишарин. Представитель «Немецкой инициативы» от комментариев отказался. Представители Systra и SNCF не ответили на запросы.
Протяженность ВСМ Москва – Казань – 770 км, стоимость – до 1,2 трлн руб. Время в пути от Москвы до Казани составило 3,5 часа. На некоторых участках скорость будет достигать 400 км/ч. Ежегодный пассажиропоток в первые годы эксплуатации оценивается в 10,5 млн человек. Стройка будет вестись на условиях государственно-частного партнерства. Концессионером будет специально созданная проектная компания, где главным акционером будет «дочка» РЖД «Скоростные магистрали». Инвесторы тоже могут поучаствовать в капитале проектной компании. Например, российско-китайский консорциум («Мосгипротранс», «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group) готов вложить в капитал концессионера 52 млрд руб.
«Немецкая инициатива» еще в конце 2015 г. предлагала РЖД подписать меморандум о сотрудничестве, который бы обязывал ее предоставить 2 млрд евро (около 145 млрд руб. по текущему курсу) для финансирования строительства. Ранее президент Siemens в России Дитрих Меллер отмечал, что китайских ассигнований будет недостаточно для финансирования строительства всей трассы и подвижного состава, поэтому консорциум может профинансировать часть работ. В апрельском интервью «Ведомостям» Меллер говорил, что Siemens совместно с «Синарой» готов к трехстороннему сотрудничеству с китайскими компаниями и предлагает подвижной состав, а также заинтересован в автоматике, сигнализации, энергоснабжении ВСМ.
Развитие высокоскоростных железных дорог в России невозможно без использования международного опыта, поэтому РЖД активно взаимодействует с крупнейшими мировыми экспертами, в том числе китайскими, европейскими партнерами, говорит представитель РЖД. С европейскими компаниями обсуждается как трансфер технологий, так и инвестирование в стройку, сообщил он. На транспортном форуме в Сочи прошли переговоры, где немецкие инвесторы заявили о готовности представить инвестиционные и технические предложения по строительству ВСМ, рассказал близкий к «Немецкой инициативе» источник. Он уточнил, что эти предложения могут стать альтернативой китайским. Финальное предложение «Немецкая инициатива» подготовит к июлю, говорит источник, близкий к одному из участников переговоров. Источник, близкий к РЖД, рассказал о том, что готовят предложения и французские компании, но пока они не так конкретны, как немецкие. Но и те и другие готовы войти в капитал компании-концессионера, говорит собеседник «Ведомостей».
Переговоры с немецкими и французскими партнерами активизировались, так как они готовы делиться технологиями, рассказывает источник, близкий к одному из участников переговоров. По его словам, с китайскими компаниями переговоры об этом тоже ведутся. Китайские эксперты разрабатывают высокоскоростной поезд, который можно будет эксплуатировать как в Китае на узкой колее, так и в других странах, в частности, в России, написала газета «Гудок» со ссылкой на China Daily. Но китайцы заинтересованы в рынках сбыта, а Россия не может попасть в технологическую зависимость, указывает собеседник «Ведомостей». Вместе с тем финансовые возможности «Немецкой инициативы» могут быть ограничены из-за санкций, добавляет он.
Европейские компании будут стараться не упустить возможность поучаствовать в проекте, несмотря на санкции, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Тем более что действующая финансовая модель ВСМ гарантирует концессионеру доход: ему будет возмещена разница между планом (от 10 млн человек в год) и фактическим доходом. Хотя, оговаривается Бурмистров, при тех ценовых параметрах, которые сейчас заложены в финмодель, такой пассажиропоток недостижим.

ТАСС; 08.06.2016; ГОСДУМА УСТАНОВИТ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ФУР МАССОЙ СВЫШЕ 12 Т ДО 2019 Г.

Депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли в первом чтении законопроект (поправки в Налоговый кодекс РФ), предусматривающий для физических и юридических лиц – владельцев фур массой более 12 т и зарегистрированных в системе «Платон», налоговый вычет по транспортному налогу.
Недовольство «Платоном»
С ноября 2015 г. была запущена система «Платон» для взимания платы с большегрузов массой выше 12 т за проезд по федеральным трассам, которая составляет 1,53 руб. за каждый пройденный машиной километр. Денежные средства, взимаемые с транспортных средств, поступают в Федеральный дорожный фонд и в дальнейшем направляются в качестве трансфертов на федеральные и региональные дорожные проекты. Таким образом, компенсируется вред, наносимый федеральным трассам от большегрузов.
Введение этой платы с большегрузов вызвало недовольство со стороны перевозчиков. Чтобы избежать двойного налогообложения (компании и физлица также выплачивают транспортный налог за находящиеся в ее пользовании автомобили) президент РФ Владимир Путин предложил отменить транспортный налог для большегрузов, и выразил надежду, что правительство решит вопрос в начале 2016 г.
Что подразумевает законопроект
«В связи с введением платы (по системе «Платон» – прим. ред.) финансовая нагрузка на владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, существенно возрастает, поскольку владельцы таких автомобилей должны уплачивать в бюджет два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
«Законопроектом предусмотрено, что сумма налога, исчисленная организациями по итогам налогового периода в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, уменьшается на сумму платы, уплаченной в отношении этого транспортного средства налогоплательщиком в данном налоговом периоде», – говорится в документе.
Из пояснительной записки следует, что если сумма выплат по системе «Платон» больше налоговых выплат, то физическое лицо – владелец грузовика – освобождается от выплаты транспортного налога. При этом налоговая льгота для физических лиц будет применяться за налоговый период, начиная с 1 января 2015 г.
Согласно законопроекту, данная налоговая преференция будет применяться для организаций с 1 января 2016 г. и будет действовать до 1 января 2019 г.
Как пояснил замминистра финансов РФ Илья Трунин, за время действия данной налоговой льготы будет проведен анализ ее эффективности, по итогам которого будет принято решение о продлении или прекращении ее действия.
По словам замглавы думского комитета по бюджету и налогам Леонида Симановского, данный законопроект был разослан в регионы РФ, и 56 регионов дали положительные отзывы.
В пояснительной записке к законопроекту также сообщается, что принятие законопроекта приведет к выпадающим доходам по транспортному налогу в сумме 8,7 млрд руб., которые будут компенсированы за счет средств, зачисляемых в Федеральный дорожный фонд от сбора платы по системе «Платон».

ИЗВЕСТИЯ; НАДЕЖДА МЕРЕШКО; 09.06.2016; ДОРОГИ РОССИИ ВПИСАЛИ В ПЛАН

Минтранс направит 5,9 трлн рублей на реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры всех видов транспорта до 2021 года
Общественный совет Минтранса РФ одобрил план деятельности ведомства на 2016–2021 годы, согласно которому ожидается значительное увеличение объемов строительства и реконструкции федеральных дорог.
Согласно плану Минтранса, опубликованному на сайте ведомства, общий объем финансирования запланированных министерством мероприятий из федерального бюджета должен составить около 5,9 трлн рублей. Средства будут направлены на развитие инфраструктуры всех видов транспорта.
В автодорожной отрасли ожидается значительное увеличение объемов строительства и реконструкции федеральных автодорог. По итогам этого года будет введено в эксплуатацию 360,3 км автодорог. Из них 243,4 км будет введено в эксплуатацию Федеральным дорожным агентством (Росавтодором), а остальные объемы работы будут выполнены госкомпанией «Автодор», которая отвечает за развитие сети платных автобанов.
На условиях государственно-частного партнерства в текущем году будет введено в эксплуатацию 78,2 км федеральных автодорог, а в 2020-м – уже 282,8 км. Речь идет о таких проектах госкомпании «Автодор», как строительство автотрассы Москва–Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автодороги в Московской области и реконструкции и строительстве трасс М-3 «Украина» (которая в последующем станет платной) и М-4 «Дон». В 2020 году совместными усилиями Росавтодора и «Автодора» в России будет построено и реконструировано 1,9 тыс. км дорог.
Доля федеральных автотрасс, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в 2016 году составит 36,6 тыс. км, или 71% от всей протяженности федеральных автодорог, а в 2020-м – 46,3 тыс. км, или 85,3%.
Как рассказали «Известиям» в Росавтодоре, за последние два года доля федеральных трасс в нормативном состоянии увеличилась с 45% до 63,3%.
– Положительные результаты стали возможными благодаря возрождению федерального дорожного фонда и решению правительства РФ о выделении начиная с 2014 года 100% объема финансирования работ по ремонту, капремонту и содержанию федеральных трасс, – сообщили в федеральном агентстве.
Согласно плану Минтранса, в этом году также будет построено и реконструировано 3 тыс. км автодорог регионального или межмуниципального и местного значения. В 2020 году этот показатель составит 5,9 тыс. км. В нормативное состояние в 2020 году приведут 41,3% региональных дорог.
– Для поддержания сети региональных, межмуниципальных и местных дорог, не учитывая Москву и Санкт-Петербург, нужно около 1,5 трлн рублей в год. В лучшем случае за последние годы выделялось не больше трети этой суммы, – рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.
Он также отметил, что если смотреть структуру бюджета, то расходы на автодороги наиболее высокие, но это не значит, что им уделяется приоритетное внимание. В частности, он положительно оценил планы по развитию аэропортовой сети, что позволит перераспределить пассажиропотоки через Московский авиационный узел.
Особое внимание планируется уделить аэропортам Дальнего Востока, Байкальского региона и Республики Крым. По плану Минтранса, в этом году авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях возрастет на 63,5% к уровню 2011 года.
В отношении железнодорожного транспорта запланирован ввод в эксплуатацию 423,2 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. В числе мероприятий – строительство Малого кольца Московской железной дороги, строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив, модернизация инфраструктуры БАМа и Транссиба и ряд других.
Ожидается, что благодаря развитию инфраструктуры всех видов транспорта подвижность населения в 2016 году составит 3,6 тыс. пассажиро-километров (пасс.-км) на одного человека, а к 2020-му – возрастет до 4,9 тыс. пасс.-км на человека.
Данный статистический показатель вычисляется как среднее число поездок на человека в год и отражает изменение объема пассажирских перевозок в стране, уровень материального благосостояния жителей и материально-технической базы транспорта.
Повышение уровня транспортной подвижности имеет огромное значение для национальной экономики и политической целостности страны, уверен Михаил Блинкин.
Однако, по его словам, в России транспортная подвижность высчитывается по статистике Росстата, которая отражает исключительно данные по общественному транспорту. При этом во всем мире этот показатель учитывает также и перевозки частными автомобилями.
– Реальная наша цифра с учетом частных автомобилей – порядка 8 тыс. пассажиро-километров на душу населения. В странах с большой территорией показатель транспортной подвижности раза в четыре больше, чем у нас. Например, в США он равен 28 тыс. км на душу населения, – отметил он. – В ближайшие годы нам нужно достичь показателя хотя бы 15 тыс. км.
С выполнением плана Минтранса у России появится шанс подняться в мировом рейтинге «Конкурентность транспортной инфраструктуры», где в 2011 году она занимала 100-е место, а сейчас находится на 64-м месте.
– Первые 30 мест этого рейтинга занимают страны с небольшой территорией. Но России находиться в первой полусотне абсолютно реально, – заключил Михаил Блинкин.