X

Обзор прессы от 21.06.2016

21.06.2016

ИНТЕРФАКС; 20.06.2016; МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ПРОСИТ ДОРАБОТАТЬ ПРОЕКТ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ «ВНУКОВО» И «АЭРОФЛОТОМ» ДЛЯ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ДОЛГА АЭРОПОРТА

Минэкономразвития рассмотрело проект соглашения о долгосрочном обслуживании в аэропорту «Внуково» дочерних авиакомпаний «Аэрофлота» и сочло, что он требует доработки, в том числе из-за отсутствия позиции по нему самого «Аэрофлота», сообщил «Интерфаксу» осведомленный источник.
По словам источника, соответствующий проект управляющей компании аэропорта было поручено подготовить после совещания у замминистра транспорта Валерия Окулова по вопросу предоставления госгарантий для рефинансирования долга «Внуково». Как сообщалось, ранее крупнейший кредитор «Внуково» Банк Москвы (группа ВТБ (MOEX: VTBR) ) обратился в правительство с предложением о реструктуризации долга аэропорта в 11,9 млрд рублей. Взамен банк просил для «Внуково» финансовых гарантий, а также указывал, что необходимым условием выдачи займа является наличие у аэропорта договора на обслуживание авиакомпаний «Россия» и «Победа» (входят в группу «Аэрофлот» (MOEX: AFLT) ) в течение 10 лет.
Подготовить проект такого документа АО «Аэропорт «Внуково» должно было совместно с Федеральной антимонопольной службой (так как в нем, по словам источника, предлагаются льготные условия обслуживания «России» и «Победы»), ВТБ и непосредственно с «Аэрофлотом», рассказал источник. Однако результатов проработки проекта с авиаперевозчиком представлено не было, указал замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов в письме генеральному директору АО «Аэропорт «Внуково» Василию Александрову, направленном в начале июня. При этом саму возможность подписания такого соглашения Н.Подгузов оценил положительно, так как, по его мнению, это снижает риски для заемщика, кредитора и государства.
Среди других недостатков проекта в Минэкономразвития указали на сомнительный аргумент «Внуково», что «Россия» и «Победа» обязательно обеспечат необходимый пассажиропоток в связи с тем, что им досталась часть международных направлений ушедшей с рынка авиакомпании «Трансаэро» (MOEX: TAER). Во-первых, допуски на эти направления были выданы группе «Аэрофлот» временно (до 30 октября 2016 г.). Во-вторых, от части из них перевозчик уже отказался, что не мешает ему отказаться в дальнейшем и от других направлений исходя из экономической целесообразности. В итоге это может стать причиной обоснованного отказа «Аэрофлота» выполнить соглашение и повлечь сокращение пассажиропотока во «Внуково», отмечают в Минэкономразвития.
Вдобавок в ведомстве указали, что проект соглашения не предусматривает финансово-экономических последствий при нарушении его отдельных условий, что говорит о его не более чем декларативном характере.
Связаться с официальным представителем «Внуково» «Интерфаксу» в понедельник не удалось. В Минэкономразвития на запрос «Интерфакса» ответили, что «вопросы взаимодействия хозяйствующих субъектов относятся к категории «коммерческой тайны» до заключения соответствующих соглашений». В «Аэрофлоте» от комментариев отказались. Ранее гендиректор перевозчика Виталий Савельев говорил, что предложение о долгосрочном соглашении «Аэрофлот» от «Внуково» получал, но его деталей он также не сообщал.
В конце прошлого – начале текущего года финансовое состояние «Внуково» существенно ухудшилось. Причин сразу несколько: банкротство «Трансаэро», которая обеспечивала более трети пассажиропотока третьего по величине московского аэропорта, прекращение авиасообщения с Украиной и Египтом, запрет чартерных полетов в Турцию. Все эти факторы наложились на общее сокращение международных рейсов из-за снижения пассажиропотока за рубеж.
Как сообщалось, в мае пассажиропоток «Внуково» снизился на 23%, в том числе на международных линиях – на 58%.

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; 21.06.2016; С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ НА АЭРОДРОМ

Меняется руководство ФГУП АГА(А)
Как стало известно «Ъ», во ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», в ведении которого находится все федеральное аэродромное имущество, произошли кадровые перестановки. С поста гендиректора по собственному желанию ушел Михаил Жеребцов, занимавший должность с 2013 года. Источники «Ъ» говорят, что причиной решения стал «комплекс проблем», в том числе срыв строительства инфраструктуры в аэропортах Москвы. По данным источников «Ъ», новым руководителем ФГУПа может стать «высокопоставленный сотрудник Росавтодора».
Гендиректор ФГУП АГА(А) Михаил Жеребцов уволился по собственному желанию, рассказали «Ъ» источники, близкие к ситуации. По их словам, вчера был последний день работы господина Жеребцова в должности. В Росавиации «Ъ» подтвердили информацию об отставке, в Минтрансе на запрос «Ъ» не ответили. Сегодня должен быть назначен врио гендиректора ФГУПа – один из заместителей господина Жеребцова. По словам собеседников «Ъ», новым постоянным главой ФГУПа может стать один из высокопоставленных чиновников Росавтодора. Такой прецедент уже был: в 2010 году предприятие возглавил Сергей Полещук, ранее занимавший должность заместителя руководителя агентства.
ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА(А)), созданное в 2002 году, находится в ведении Росавиации и держит на балансе имущество гражданских аэродромов федерального значения. ФГУП занимается модернизацией и строительством аэродромов, контролирует их целевое использование. Выручка в 2015 году – 1 млрд руб., убыток – 3,6 млрд руб. (рост в два раза по сравнению с 2014 годом).
Михаил Жеребцов, ранее занимавший должность министра строительства и архитектуры Свердловской области, пришел во ФГУП в 2013 году. Источники «Ъ» говорят, что причиной его ухода стал «целый комплекс проблем». При нем произошел громкий скандал со сменой подрядчика («Трансстрой») строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) в Шереметьево. Работы начались в 2012 году, но в 2014 году Минтранс объявил об отставании от графика на десять месяцев. В числе причин назывались сложности с выкупом земельных участков под строительство и с проектной документацией, низкие темпы работы подрядчика. В 2015 году Росавиация констатировала полную остановку работ на объекте со стороны подрядчика, «Трансстрой» заявлял о задержках, а потом и о полном прекращении финансирования заказчиком строительства ВПП. Со значительными задержками велось строительство объектов и в ряде других аэропортов.
Собеседники «Ъ» в отрасли также отмечают, что нынешнее руководство ФГУПа «не выражало активной поддержки передачи аэродромов Москвы в концессию»: вместо представителя госзаказчика финансированием их развития занялись бы частные операторы аэропортов, что, как говорит один из источников «Ъ», вряд ли устроило бы ФГУП. Финансовое состояние предприятия также вызывало вопросы: так, в 2014 году Счетная палата сообщала, что убыток предприятия составляет 500 млн руб. в год «из-за того, что ФГУП сдает в аренду федеральную собственность себе в убыток».
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что позиция ФГУП АГА(А) критически важна с учетом необходимости развития аэродромной инфраструктуры. По его мнению, новому руководству придется столкнуться с двумя ключевыми задачами – выстраиванием эффективного взаимодействия с подрядными организациями и поиском инвесторов в непривлекательные сегодня объекты инфраструктуры.

ИЗВЕСТИЯ; НАДЕЖДА МЕРЕШКО; 21.06.2016; ФУТБОЛ ПОДГОНЯЕТ ТРАНСПОРТНОЕ РАЗВИТИЕ

В российских городах, где через два года пройдут матчи чемпионата мира по футболу, в период с 2013 по 2018 год на строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры запланировано потратить около 400 млрд рублей. Об этом сообщил «Известиям» генеральный директор АНО «Транспортная дирекция-2018» Терентий Мещеряков.
Сейчас во всех 11 городах, где пройдет ЧМ, по его словам, реализуется порядка 120 проектов, направленных на улучшение транспортной инфраструктуры.
Напомним, что матчи турнира будут сыграны с 14 июня по 15 июля 2018 года в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.
– В строительстве объектов для чемпионата принимают участие и частные инвесторы. Это половина всех запланированных средств. Больше всего частные инвесторы вложат в транспортную инфраструктуру Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, – отметил он.
Если в столицах частные инвестиции будут использованы для покупки поездов метро и наземного транспорта, то в регионах – преимущественно на создание и обновление аэропортовой инфраструктуры.
– На средства частных инвесторов уже реконструирован пассажирский терминал аэропорта Кольцово (Екатеринбург) и построен новый международный терминал в Нижнем Новгороде, – рассказал собеседник «Известий». Также уже введен в эксплуатацию новый пассажирский терминал в самарском аэропорту Курумоч, где теперь ведутся работы по реконструкции двух взлетно-посадочных полос, а к следующему году планируется обновить волгоградский аэропорт Гумрак, где в мае 2016 года уже заработал в тестовом режиме новый международный терминал.
Одним из крупнейших транспортных объектов сейчас является строительство нового аэропорта Платов (ранее планировалось назвать Южным) в Ростове-на-Дону. Строительство аэропорта ведется с 2012 года, а общий объем финансирования составляет 37,2 млрд рублей, из которых 17,9 млрд рублей – из федерального бюджета, 907 млн – из регионального и 18,3 – внебюджетные источники. Ожидается, что аэропорт будет способен принять практически все типы воздушных судов.
На собственные средства компания «Ростоваэроинвест», входящая в холдинг «Аэропорты регионов», ведет в Платове строительство аэропортового комплекса (здания аэровокзала, грузового и административно-технологического комплексов, складов).
Отметим, что необходимость новой воздушной гавани в Ростове-на-Дону назрела уже давно в связи с тем, что существующий аэропорт Ростова находится практически в черте города и не имеет возможности развития.
Помимо мероприятий по строительству и реконструкции аэропортов, которых насчитывается 28, предусмотрено также 11 мероприятий по модернизации улично-дорожной сети и два мероприятия по развитию метрополитена.
– А если добавить к этому еще региональные программы, мероприятия частных инвесторов, то мы не ошибемся, если скажем, что в каждом городе чемпионата появятся новые транспортный объекты, – говорит Терентий Мещеряков.
Мероприятия по развитию метрополитена, в частности, запланированы в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Планируется, что построенные новые станции метро обеспечат шаговую доступность к стадионам.
В Северной столице ведутся работы по строительству участка Невско-Василеостровской линии метрополитена (от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина» включая станцию «Новокрестовская»). Из федерального бюджета на эти работы будет совокупно направлено около 35 млрд рублей. Еще 13 млрд рублей будет выделено на продолжение Сормовской линии метро в Нижнем Новгороде и строительство станции «Стрелка».
Кроме того, по данным «Транспортной дирекции-2018», к настоящему моменту уже введена в эксплуатацию запланированная автодорога от Калининграда до границы Польши, а во многих городах при этом ведется активная работа по усовершенствованию общественного транспорта.
– Основные критерии для обновления подвижного состава: экологичность и доступность для маломобильных групп граждан. Так, например, в Екатеринбурге запланировано приобретение автобусов на газомоторном топливе, которые более экологичны, чем бензиновые. А в Самаре будут не только закуплены новые низкопольные автобусы и трамвайные вагоны, но и реконструированы и построены новые трамвайные линии, – говорит Терентий Мещеряков.
По его словам, каждый субъект самостоятельно определяет работы по развитию своего общественного транспорта с учетом существующих мощностей и прогнозируемого пассажиропотока.
Собеседник «Известий» подчеркнул, что в целом все работы идут в соответствии с планами, а технические вопросы решаются на местах оперативно.
– Скорее это один общий проект, задача которого – обеспечить болельщиков и гостей чемпионата транспортной инфраструктурой мирового уровня, которой после проведения соревнований смогут пользоваться россияне. Это – единый проект, который должен дать стране новый импульс развития с точки зрения пассажирского транспорта, – полагает он.
Глава отраслевого агентства Infranews Алексей Безбородов полагает, что все мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры должны были быть реализованы вне зависимости от ЧМ-2018.
– Государство и так собиралось строить взлетно-посадочные полосы в регионах. Ну давайте назовем это к чемпионату – какая разница? Я не сторонник того, чтобы всё это привязывать конкретно к чемпионату, – говорит Алексей Безбородов.
Он добавляет, что вне зависимости от ЧМ-2018 ведется и строительство аэропортов частными инвесторами, поскольку это хороший бизнес.
– С точки зрения напряжения на инфраструктуру возвращение детей в школы первого сентября – более масштабная акция, операция, нежели приезд каких-то болельщиков в страну, – заключает собеседник.

РЖД-ПАРТНЕР; АЛЕКСАНДР СОЛНЦЕВ; 20.06.2016 ТРАНСПОРТ НА ПУТИ ИННОВАЦИЙ: ОТ ВСМ ДО HYPERLOOP

Каким будет транспорт будущего? Об этом сейчас много говорят. И в рамках ПМЭФ-2016 эта тема также была затронута. В связи с этим мы попросили поделиться своим мнением министра транспорта РФ Максима Соколова.
– Максим Юрьевич, какие инновационные транспортные системы наиболее перспективны в условиях России?
– Вы сами обозначили ключевое слово – инновационные. Наиболее инновационный транспорт сейчас в России – железнодорожный. Именно на сети РЖД сегодня внедряются самые передовые технологии. И мы будем стремиться к созданию таких условий, чтобы здесь всегда шли в ногу со временем.
Разумеется, в первую очередь мы будем реализовывать проекты, связанные со скоростными и высокоскоростными перевозками. Это на ближайшее время для нас приоритетное направление работы.
А что касается более отдаленной перспективы, то наиболее продвинутым среди всех имеющихся транспортных систем будущего является проект сверхвысокоскоростного поезда Hyperloop. Это, наверное, на сегодня самое инновационное решение в отрасли.
Проект ведет группа инвесторов в США. В Америке очередные испытания поезда Hyperloop запланированы на декабрь 2016 года.
Среди инвесторов есть российские представители. В частности, группа «Сумма» во время форума подписала соглашение с правительством Москвы о развитии проекта сверхскоростного поезда Hyperloop. Рассматривается несколько маршрутов в качестве приоритетных. По мнению компании, уже в 2020 году можно ожидать реализации этого проекта, и сейчас идет поиск пилотной трассы, где этот проект может быть осуществлен на принципах коммерческой эксплуатации.
На форуме родилась инициатива о том, что этот проект можно предложить для реализации в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2», который формируется для обеспечения вывоза китайской грузовой базы в основном в китайские же порты, расположенные на юге. Длина предполагаемой ветки составляет всего 70 км до ближайшего порта Зарубино, где группа «Сумма» также запланировала построить портовые мощности. Здесь все эти составляющие могут сложиться в единое целое.
С компанией Hyperloop мы договорились, что первая модель этого проекта будет представлена уже в рамках Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке в начале сентября этого года.
Кроме того, мы обсуждали с руководителем Российского фонда прямых инвестиций, что китайские инвесторы тоже могут поучаствовать в этом проекте. В августе на встрече с министром транспорта Китая в Иркутске постараемся обсудить в том числе и этот проект.
– В таком случае, наверно, уже настала пора на законодательном уровне уточнить, какие виды инновационных транспортных систем следует развивать в нашей стране. Например, внести соответствующие поправки в Транспортную стратегию России до 2030 года.
– В Транспортной стратегии указано, что в России предполагается развивать инновационные виды транспорта. Это означает, что мы готовы использовать самые разные современные технологии. На данный момент этого достаточно.
Что касается системы Hyperloop, то пока делать подобные шаги преждевременно. Вакуумный поезд Hyperloop должен пройти все стадии испытаний. Мы должны увидеть готовый проект. Тогда можно будет говорить и о внесении поправок в российское законодательство. Если будет реальный проект и представители бизнеса выразят свою готовность в нем участвовать, то на законодательном уровне решения мы подготовим достаточно оперативно.

ТАСС; 20.06.2016; «АЭРОФЛОТ» ПОПРОСИЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ДОПУСТИТЬ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ТАРИФОВ В АЭРОПОРТАХ

«Аэрофлот» обратился в правительство России с просьбой не допустить либерализации тарифов для авиакомпаний в региональных аэропортах. Об этом сообщил ТАСС заместитель генерального директора по финансам, управлению сетью и доходами «Аэрофлота» Шамиль Курмашов.
«Мы категорически против, мы пишем письма в ФАС РФ и на имя вице-премьера Дворковича, писали и будем писать, потому что мы считаем, что неправильно аэропортам жить за счет пассажиров», – сказал Курмашов.
«Мы против того, чтобы региональные аэропорты повышали тарифы, мы не перекладываем на плечи потребителей нашу себестоимость, в то время как аэропорты повышают в три, в четыре, в пять раз цены, мотивируя это ростом себестоимости. Рост наших тарифов по внутреннему рынку авиации в прошлом году составил 6-7%, а они повышают в пять раз», – пояснил Курмашов.
Заместитель генерального директора «Аэрофлота» в опнедельник принял участие в открытии нового рейса «Казань – Франкфурт-на-Майне».
Как сообщил ТАСС министр транспорта РФ Максим Соколов, Минтранс сейчас работает над пилотным проектом по введению дерегулирования аэропортовых тарифов в региональных аэропортах.
Федеральная антимонопольная служба с марта 2016 года отменила госрегулирование аэропортовых тарифов в Московском авиаузле. До этого все аэропортовые тарифы разделялись на регулируемые государством и нерегулируемые. К регулируемым относились тарифы за взлет-посадку, авиабезопасность, стоянку самолетов в аэропорту и услуги аэровокзальных комплексов в московских аэропортах. После дерегулирования этих тарифов несколько московских аэропортов значительно увеличили стоимость услуг.
Ранее помощник президента РФ Игорь Левитин заявлял, что дерегулирование тарифов возможно только в тех региональных аэропортах, куда вкладывались частные инвестиции, а также при наличии действующих концессионных соглашений. В других случаях, по его мнению, это бессмысленно.

ТАСС; 20.06.2016; СИСТЕМА «ПЛАТОН» ПРИНЕСЛА ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ БОЛЕЕ 9 МЛРД РУБЛЕЙ ЗА СЕМЬ МЕСЯЦЕВ

Система сбора платы с 12-тонных грузовиков за проезд по федеральным трассам РФ («Платон») с ноября 2015 года принесла федеральному бюджету 9,2 млрд рублей, следует из сообщения оператора системы «РТ-Инвест Транспортные Системы».
Согласно опубликованной информации, по состоянию на 15 июня 2016 года к системе «Платон» подключено 252,4 тыс. компаний-перевозчиков, которые зарегистрировали 728,2 тыс. транспортных средств. В системе оформлено 8 млн маршрутных карт, перевозчикам выдано 486 тыс. бортовых устройств.
Система сбора платы работает с осени 2015 года в льготном режиме – тариф за проезд большегрузов составляет 1,53 рубля за 1 км в пути.
Изначально ожидалось, что система «Платон» в 2016 году принесет в дорожный фонд порядка 40 млрд рублей, в марте 2016 года после принятия решений правительством РФ о продлении льготного режима прогнозируемый объем сборов был снижен до 20 млрд рублей в год.
Как ранее сообщил журналистам министр транспорта РФ Максим Соколов, осенью 2016 года правительство РФ вновь обсудит вопрос о поднятии либо сохранении льготного тарифа, в зависимости от этих решений будет пересмотрен прогноз по поступлениям средств в бюджет РФ.
Планируется, что собранные за счет системы «Платон» деньги будут потрачены на ремонт и строительство новых федеральных и региональных трасс.