X

Обзор прессы от 02.03.2016

02.03.2016

ИНТЕРФАКС; 01.03.2016; ЮТЭЙР ПЛАНИРУЕТ СОХРАНИТЬ В 2016 Г ПРОШЛОГОДНИЙ УРОВЕНЬ ПЕРЕВОЗОК – 5-6 МЛН ПАССАЖИРОВ

Авиакомпания «ЮТэйр» (MOEX: UTAR) планирует сохранить в 2016 году прошлогодний уровень пассажиропотока в 5-6 млн человек, сообщил коммерческий директор компании Павел Пермяков журналистам в Минске.
«Порядка 5-6 млн (человек – ИФ)», – сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
Представитель компании добавил, что основной причиной прошлогоднего снижения показателя на 40% к уровню 2014 года было изменение стратегии перевозчика по парку. По его словам, сейчас в парке «ЮТэйра» 65 самолетов, при этом в 2014 году его размер доходил до 110 единиц.
«Мы сократили свой флот, дальнейшего масштабного сокращения флота не планируется, поэтому наши планы по пассажиропотоку примерно совпадают с уровнем прошлого года», – отметил П.Пермяков.
Как сообщалось, авиакомпания «ЮТэйр» оказалась в сложном финансовом положении на фоне падения спроса на авиаперевозки. В середине лета 2014 года перевозчик заявил о запуске программы снижения издержек, которая предусматривает сокращение управленческого персонала, оптимизацию маршрутной сети, уменьшение времени обслуживания пассажиров.
Группа «ЮТэйр» включает компании, осуществляющие эксплуатацию воздушных судов (самолетов и вертолетов), а также предприятия по их ремонту и техническому обслуживанию, сервисному обеспечению рейсов и продаже авиаперевозок. Ядром группы является авиакомпания «ЮТэйр» (62,56% у НПФ «Сургутнефтегаз» (MOEX: SNGS) ). Основным ее хабом является международный аэропорт «Внуково».

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 02.03.2016; «АЭРОФЛОТ» ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА ТРАНЗИТНЫХ ПАССАЖИРОВ

Это единственная возможность нарастить перевозки в условиях кризиса на российском рынке
Совет директоров «Аэрофлота» 25 февраля утвердил обновленную стратегию развития компании на 2017–2021 гг. Она предусматривает рост перевозок «Аэрофлота» вместе с «дочками» в 1,5 раза – 61,5 млн человек в 2021 г. по сравнению с 39,4 млн в 2015 г.
Значительную часть прироста компания планирует получить на международных транзитных рынках. Пассажиропоток на рейсах с пересадкой в «Шереметьево» должен вырасти до 6,1 млн пассажиров по сравнению с 2,4 млн человек в 2014 г., рассказал источник в совете директоров «Аэрофлота». Близкий к «Аэрофлоту» человек подтвердил эти планы.
Основные целевые рынки «Аэрофлота» – это транзит из Западной Европы в Азию и на Ближний Восток, а также из Северной Америки на Ближний Восток. На всех этих направлениях компания в 2014 г. заняла в основном места во второй десятке крупнейших перевозчиков, а рыночная доля колебалась от 0,6 до 6,4%, продолжает собеседник «Ведомостей». На транзитных направлениях из Восточной Европы и стран СНГ позиции «Аэрофлота» сильнее. Здесь он занимает 1–4-е места с долей 9–22%, продолжает источник в совете директоров, задача на 2021 г. – на всех направлениях входить в десятку.
Пресс-служба «Аэрофлота» тему не комментирует. Компания в презентации 1 марта сообщила, что получение в октябре 2015 г. 56 международных маршрутов, ранее принадлежавших «Трансаэро», открыло доступ на новый рынок (Казахстан) и позволяет увеличить частоту рейсов в аэропорты Европы и Азии.
«Развитие международного транзита – единственная разумная сейчас стратегия увеличения пассажиропотока. Но усилий одного перевозчика недостаточно, – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. – Колоссальная проблема «Шереметьево» – нехватка залов ожидания в терминалах D и E, где работает «Аэрофлот». В этом отношении конкуренции с тем же Дубаем нет».
«Уровень сервиса «Аэрофлота» соответствует мировому, рейсы, например между Европой и Азией, он может выполнять за одно время или быстрее, чем конкуренты с пересадкой в Стамбуле или Дубае, – говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. – А серьезная девальвация рубля, которая в целом вредит российским авиакомпаниям, в данном случае позволит предложить конкурентоспособные цены без особого ущерба для собственной экономики».
Во вторник «Аэрофлот» сообщил о росте выручки по МСФО в 2015 г. на 29,8% до 415,17 млрд руб., EBITDA – в 2,4 раза до 58,7 млрд руб. и сокращении чистого убытка в 2,6 раза до 6,5 млрд руб. Его капитализация в этот же день выросла на 6,7% до 68 млрд руб. (максимум с начала марта 2014 г.).

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА, ЕГОР ПОПОВ; 02.03.2016; «АЭРОФЛОТ» ПОТРАТИЛСЯ НА ДОЛЛАРЫ

Авиакомпании не хватает на обновление парка
Сложная экономическая ситуация негативно сказалась на финансовых результатах группы «Аэрофлот», чистый убыток которой в 2015 году составил 6,4 млрд руб. Кризис в экономике, ослабление рубля резко увеличили расходы на операционный лизинг самолетов, которые выросли на 86%, до 44 млрд руб. На этом фоне компания сдвинула сроки получения или сократила планируемое число новых самолетов.
Вчера группа «Аэрофлот» отчиталась о результатах деятельности по МСФО за 2015 год. Выручка компании выросла на 29,8%, до 415 млрд руб., а операционная прибыль – почти в четыре раза, до 44 млрд руб. Тем не менее группа завершила год с чистым убытком 6,4 млрд руб. Таким образом, «Аэрофлот» второй год подряд получает убыток, впрочем, в 2014 году он был в три раза выше – 17,1 млрд руб. Тогда в компании поясняли, что к такому результату привела «неденежная переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие единоразовые бумажные корректировки, в том числе связанные с курсовыми разницами».
Вчера заместитель гендиректора по финансам и управлению сетью и доходами «Аэрофлота» Шамиль Курмашов сообщил, что на протяжении года на финансовые результаты группы негативно влияла сложная макроэкономическая ситуация. Компания оптимизировала парк самолетов, сокращала издержки и смогла сдержать рост операционных расходов. Но все же эти расходы, за исключением затрат на авиатопливо, увеличились в 2015 году на 25%, до 276 млрд руб. На их рост повлияло в том числе участие «Аэрофлота» в санации «Трансаэро».
Но значительнее всего группа увеличила расходы на операционный лизинг. На конец 2015 года парк самолетов компании состоял из 262 самолетов, из которых 200 эксплуатируются на основе операционной аренды. Ее оплата практически полностью номинирована в долларах, говорится в отчетности. В итоге на фоне ослабления рубля в 2015 году расходы по этой статье выросли на 86,4%, до 44,4 млрд руб. Также резко выросли затраты на техобслуживание самолетов – на 66,7%, до 32 млрд руб. Кроме слабого рубля на рост расходов повлияло увеличение парка группы в 2015 году на девять воздушных судов, «а также рост ставки LIBOR в течение отчетного периода».
Удорожание оперлизинга сказалось и на объемах и сроках поставок новых судов, следует из отчетности. Так, заказ на 30 самолетов А320, первые поставки которых были намечены на 2016 год, сократился до 21 судна, и сроки поставок перенесены на 2017 год. Вместо 19 самолетов А321 с поставкой в 2016-2018 годах будет получено 12 самолетов, начиная с 2017 года. Вместо 22 дальнемагистральных Boeing 787 Dreamliner с поставкой в 2016-2019 годах компания получит 20 судов с 2017 по 2019 год. Сокращения коснутся и Boeing 777: вместо трех самолетов, которые должны были поступить в 2016 году, компания получит лишь один в 2017 году. Изменения не затронули лишь контракт на поставку 22 самолетов A350, но их поставки должны стартовать только в 2018 году.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко отмечает, что оперлизинг у всех российских авиакомпаний номинирован в долларах и «как-либо хеджировать рост этих расходов на фоне слабого рубля невозможно». «Единственным потенциальным вариантом могло бы быть увеличение поставок российских самолетов, но «Аэрофлот» в этом, очевидно, не заинтересован, а оперлизинг SSJ-100 в любом случае номинирован в валюте»,– отмечает эксперт. Господин Крамаренко подчеркивает, что снижение объемов или перенос сроков поставок самолетов для «Аэрофлота» «вполне обоснованны». «Компания и так существенно нарастила и обновила парк за счет контрактов на 16 Boeing 777 и 50 Boeing 737 NG»,– говорит он.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 01.03.2016; ГОСУДАРСТВО БУДЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ «ВНУКОВО» И «ШЕРЕМЕТЬЕВО» В ТЕЧЕНИЕ ПЯТИ ЛЕТ ПОСЛЕ КОНСОЛИДАЦИИ

Без согласования с государством частные акционеры не смогут принимать решения о расходах и инвестициях
Росимущество и частные владельцы «Внуково» (компании Виталия Ванцева и Владимира Скоча) 29 февраля подписали акционерное соглашение о консолидации активов аэропорта. Соглашение с частным акционером «Шереметьево» («Шереметьево холдинг», входит в TPS Avia Holding Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько) было подписано 15 февраля. Активы объединяются соответственно на базе ОАО «Международный аэропорт «Внуково» и ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево». У Росимущества должно остаться 25,12% во «Внуково» и не менее 30% в «Шереметьево».
«По соглашению государство в процессе консолидации активов «Внуково» и пять лет после ее завершения будет иметь права большие, чем это предусмотрено законом об акционерных обществах. В частности, мы должны будем согласовывать свою позицию с Росимуществом для голосования на собраниях», – рассказал «Ведомостям» Ванцев. Получить комментарии «Шереметьево холдинга» во вторник вечером не удалось.
«Стороны обязаны согласовывать варианты голосования по всем вопросам, выносимым на собрание акционеров «Внуково». Акционеры «Шереметьево» должны будут согласовывать варианты голосования по ключевым вопросам, находящимся в компетенции собрания: реорганизация, ликвидация, изменение размера уставного капитала, утверждение внутренних документов, изменение устава», – объясняет представитель Росимущества. Кроме того, частные акционеры обоих аэропортов обязались голосовать «за» по вопросам консолидации, распределения прибыли с учетом дивидендной политики государства, а также решений, необходимых для продажи акций на торгах.
В совет «Внуково» государство номинирует трех директоров из девяти, в «Шереметьево» – четырех из девяти. Активы «Внуково» EY для консолидации оценила в 20,14 млрд руб. с учетом долга (см. врез), в том числе имущество государства – в 4,3 млрд руб., говорит Ванцев. «При таком соотношении доля Росимущества в объединенной компании должна быть 21% – чтобы у государства был блокпакет, мы пошли на уступку в 3 млрд руб. при оценке частных активов», – замечает он.
У представителей Росимущества в советах директоров объединенных аэропортов тоже будут расширенные полномочия. Годовые бюджеты и крупные сделки аэропортов будет одобрять квалифицированное большинство директоров, рассказывает представитель Росимущества. После консолидации совет должен будет рассматривать сделки по отчуждению имущества стоимостью от 2,5% активов, а сделки от 10% от стоимости должны быть одобрены семью голосами из девяти.
Этот контроль нужен государству для поддержания стоимости аэропорта, чтобы подороже продать госпакет, если будет принято такое решение, объясняет Ванцев: «Мы также заинтересованы в росте стоимости, поэтому пошли на все эти ограничения».
После консолидации аэропортов у Росимущества и частных акционеров будут пятилетние опционы, соответственно, на продажу и покупку госпакета. «Если мы откажемся покупать госпакет по опциону, то Росимущество продаст его на рынке», – говорит Ванцев. Если частные акционеры «Внуково» и «Шереметьево» нарушат акционерные соглашения, то выкупать госпакеты надо будет с премией 50% к оценке, сообщало Росимущество. Для частных акционеров «Шереметьево» премия при покупке увеличится, если они не построят пассажирский терминал, грузовой терминал, топливно-заправочный комплекс и межтерминальный подземный переход. Построить их TPS Avia должна в 2018 г. за $850 млн. Во «Внуково» все объекты построены.
Контроль со стороны Росимущества не должен помешать оперативному управлению, уверен аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин. При приватизации значимых активов государство старается сохранить над ними контроль, ограничивая частных акционеров хотя бы на переходный период, комментирует партнер Herbert Smith Freehills Григорий Смирнов. Например, так же поступило правительство Пермского края, продав в 2015 г. 75% аэропорта Перми структурам Романа Троценко, рассказывает Смирнов. По акционерному соглашению инвестор должен согласовывать с регионом крупные сделки и бюджет аэропорта, знает человек, близкий к одному из российских аэропортовых холдингов. «В международных практиках акционеры непубличной компании могут договориться о любых ограничениях и гарантиях – безотносительно отрасли или ее размеров. В России это стало возможным после реформы гражданского законодательства в 2014 г.», – напоминает партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов.

ГУДОК; СЕРГЕЙ ПЛЕТНЁВ; 02.03.2016; СКАЗАЛИСЬ ПРОГНОЗЫ

Планирование реализации транспортных проектов становится сложнее
На сайте Минтранса опубликован откорректированный план деятельности, направленный на решение задач, поставленных в указах Президента РФ 7 мая 2012 года и Основных направлениях деятельности правительства на период до 2018 года. Корректировка была необходима, поскольку, как указывают эксперты, ситуация и приоритеты меняются постоянно.
Корректировке подвергся период с 2016 по 2018 год. Сейчас в нём значится ряд строек, которые должны быть реализованы уже в конце этого года. В частности, это Малое кольцо Московской железной дороги (МКЖД), строительство новой железнодорожной линии Нарын – Газимуровский Завод (226 км), строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка Выборг – Приморск – Ермилово и ряд других проектов.
На второй квартал 2017-го намечено лишь завершение первого этапа реконструкции участка железнодорожной линии Междуреченск – Тайшет, которое должно привести к увеличению пропускной способности до 35 млн тонн в год, а также отмечено, что в 2017 году должно быть введено 104 км главных и новых железнодорожных путей.
Более существенные изменения коснулись скорости доставки контейнеров. Ранее Минтранс, к примеру, прогнозировал, что к 2018 году скорость доставки контейнерных отправок специальными маршрутами по Транссибу железнодорожным транспортом будет достигать 1450 км в сутки. Теперь этого нет, лишь указано, что в 2016 году маршрутная скорость контейнерных поездов по Транссибу должна быть 1080 км в сутки.
Как пояснила «Гудку» генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом» Елена Мясоедова, показатели были скорректированы по результатам реальной деятельности в 2014–2015 годах и из-за изменения макроэкономических прогнозов на следующие годы.
«За последние два года у Минтранса появились новые приоритеты и экономические сложности, которые заставили переключить средства на другие проекты, – указала Елена Мясоедова. – Это и Крымский мост, и обход Украины. Увеличение скорости контейнерных перевозок было возможно, естественно, лишь при условии развития инфраструктуры, на что требуются средства».
Тем не менее генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» ОАО «РЖД» Фёдор Пехтерев замечает, что уже сегодня поезда по расписанию на Транссибе идут со скоростью 1100 км в сутки, а в следующие годы действительно был намечен рост до 1300 и даже 1500 км в сутки.
«Проект модернизации БАМа и Транссиба нам в любом случае даст возможность увеличить скорости, однако, чтобы увеличить ее до 1500 км в сутки, необходимо вложить определённые деньги в развитие энергетики и энергоснабжения, – говорит Фёдор Пехтерев. – Пока такие инвестиции действительно сдвигаются на более поздние сроки».

ИНТЕРФАКС; 01.03.2016; «НУЛЕВОЙ» НДС НА ПРИГОРОДНЫЕ Ж/Д ПЕРЕВОЗКИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОДЛЕН НА 2017г.

«Нулевой» НДС на пригородные железнодорожные перевозки пассажиров может быть продлен на 2017 год.
Министерства финансов и транспорта в мае должны подготовить соответствующий федеральный закон, следует из плана действий правительства РФ по стабилизации социально-экономического развития в 2016 г. (опубликован кабинетом министров).
Цель – «обеспечить стабильную налоговую нагрузку на перевозчиков на пригородном ж/д транспорте», сократить нагрузку на региональные бюджеты при возмещении потерь в доходах от регулирования ими тарифов (выпадающие доходы федерального бюджета в 2017 г. оцениваются в 9,6 млрд руб.).
Решение об обнулении налога было принято после массовой отмены электричек в начале 2015 г. Однако в поправках к Налоговому кодексу есть оговорка, что льготный тариф действует до 31 декабря 2016 г. Эта мера может дать пригородным пассажирским компаниям в этом году 6,5 млрд руб., говорил Геннадий Верховых, занимавший пост начальника департамента управления бизнес-блока «Пассажирские перевозки» ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD).
Вопрос о продлении действующей нулевой ставки НДС на пригородные перевозки пассажиров и багажа на 2017-2018 гг. затрагивался и на совещании по вопросам развития отечественного транспортного машиностроения у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Твери 9 февраля. Это позволяло бы обеспечивать безубыточность ряда непосредственных перевозчиков – пригородных пассажирских компаний – и обновлять их подвижной состав, отмечал собеседник «Интерфакса».
Годом ранее совладелец «Трансмашхолдинга» (MOEX: TRMH) (поставляет РЖД электрички и поезда дальнего следования) Андрей Бокарев на совещании у Д.Медведева предлагал обнулить НДС для пригородных ж/д перевозок «на бессрочной основе». Но в сентябре первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что решение будет временным. «Когда мы принимали эту меру, мы считали и рассматривали ее в качестве антикризисной, она временная, мы в настоящий момент не рассматриваем предложений о том, чтобы сделать ее постоянной», – говорил он.

ГУДОК; ДАРЬЯ БЕЛОГЛАЗОВА; 02.03.2016; ВЫКЛЮЧИЛИ СЧЁТЧИК

Правительство продлило ставку в 1,53 руб. за километр на проезд грузовиков по федеральным трассам. Льгота установлена на неопределённый срок, до специального решения.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление «О продлении срока применения коэффициента 0,41 при расчёте размера платы для транспортных средств массой свыше 12 тонн».
В настоящий момент система «Платон» (взимание платы в счёт возмещения вреда за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным трассам) при расчёте тарифа использует коэффициент 0,41.
Согласно документу, разработанному Минтрансом России, предполагалось, что с 1 марта 2016 года тариф должен увеличиться до 0,82. Именно такой вариант расчёта ставки, учитывающий позицию перевозчиков, предложили в Минтрансе России и Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор). Однако постановление продлило льготную ставку на неопределённый срок. Таким образом, за проезд 1 км по трассе перевозчики заплатят только 1,53 руб., а не установленные изначально 3,5 руб.
По словам ведущего специалиста департамента по внешним коммуникациям ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Олега Кириллова, подписанным постановлением срок применения коэффициента 0,41 при расчёте размера платы продлён до специального разрешения, а не до 30 июня 2017 года.
«До этой даты, в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен, тарифы индексироваться не будут», – пояснил эксперт.
При этом перевозчики до сих пор уверены, что введение полного тарифа окажет существенное влияние на стоимость грузоперевозок.
Между тем вице-премьер России Аркадий Дворкович ранее обещал, что существующая ставка продержится до октября 2016 года, а уже после мониторинга ситуации на рынке грузовых перевозок правительство примет окончательное решение по изменению тарифа.
Напомним, что система взимания платы введена в эксплуатацию с ноября 2015 года. А средства, поступающие через систему, направляются в федеральный дорожный фонд. По данным Росавтодора, «Платон» собрал уже более 4 млрд руб.

ГАЗЕТА.RU; ДАНИИЛ ЛОМАКИН; 01.03.2016; ФУРЫ НЕ ДЛЯ ЧАСТНИКОВ

Чиновники могут запретить физлицам ставить на учет грузовой транспорт
Грузовики, находящиеся в собственности физических лиц, несут угрозу безопасности на дорогах. По крайней мере, так считают в ГИБДД России. В ведомстве уверены, что требования к таким перевозчикам нужно ужесточать, вплоть до введения запрета на регистрацию фур физическими лицами. Схожую позицию занимают и в Минтрансе РФ. Эксперты уверены, что это станет ударом по малому бизнесу.
В целях снижения аварийности на дорогах ГИБДД может запретить физическим лицам регистрацию грузового транспорта. Если принять столь жесткий вариант не удастся, в ведомстве готовы согласиться и на менее радикальное предложение – повысить обязанности и ответственность физлиц, осуществляющих грузоперевозки, до требований, которые предусмотрены сегодня для юрлиц. О необходимости таких ужесточений в ГИБДД заявили во вторник.
Несмотря на то что число аварий по вине водителей грузового автотранспорта снижается из года в год, общие цифры остаются достаточно высокими. Так, в 2015 году произошло более 11 тыс. аварий по вине водителей большегрузов. В этих авариях погибли 1,7 тыс. человек, а еще свыше 14 тыс. человек получили травмы.
При этом в Госавтоинспекции отмечают, что 70% таких ДТП произошло по вине водителей грузового автотранспорта, находящегося в собственности физических лиц. За прошлый год зафиксировано 7,7 тыс. ДТП, 1,2 тыс. погибших и 9,8 тыс. пострадавших.
«Этот показатель вызывает особую тревогу, поскольку становится очевидным, что по ряду причин грузовики в собственности физических лиц являются на дороге более опасными, чем транспорт, принадлежащий юридическим лицам», – делают вывод в ГИБДД.
В ведомстве полагают, что корень проблемы кроется в том, что требования по обеспечению безопасности перевозок к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам существенно выше, чем к физическим.
«Чтобы выпустить в рейс грузовик, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, необходимо обеспечить организацию предрейсового контроля транспортного средства и медицинского осмотра водителя, в грузовике должен быть установлен тахограф для контроля режима труда и отдыха водителя, должны иметься документы на перевозимый груз», – поясняют в ГИБДД.
От многих обязанностей физлица освобождены. В то же время за нарушения требований, которые к ним предъявляются, например за перегруз, штраф значительно меньше, чем за аналогичное нарушение, совершенное юрлицом.
Ситуация якобы усугубляется тем, что организации, занимающиеся коммерческими перевозками, все чаще нанимают без соответствующего оформления физлиц, имеющих в собственности грузовой транспорт, которые осуществляют перевозку грузов якобы для собственных нужд, а фактически занимаются коммерческой перевозкой. «Все это приводит к тому, что на протяжении последних нескольких лет в структуре транспортных средств, осуществляющих перевозки, можно наблюдать увеличение доли грузовиков, принадлежащих физическим лицам, – говорят в ГИБДД. – Эксперты считают, что разные требования к ним выглядят как минимум нелогично.
Необходимо решение, направленное если не на отмену возможности регистрации грузового транспорта на физических лиц, то как минимум уравнивание их в обязанностях по обеспечению безопасности перевозок».
Если перевозчиков уравняют в обязанностях, то, например, за отсутствие тахографа владельцы фур будут платить штраф в размере до 10 тыс. руб., а за непройденный предрейсовый медосмотр – до 50 тыс. руб. Для многих водителей-автовладельцев такие траты означают фактически ликвидацию собственного бизнеса.
Как выяснила «Газета.Ru», инициатива может быть реализована в ходе доработки прошлогоднего законопроекта Минтранса, предусматривающего ужесточение ответственности для перевозчиков.
Сейчас документ проходит общественное обсуждение. В частности, в нем были прописаны требования к физлицам – владельцам автобусов – по обязательной установке тахографов и хранению машин на спецстоянках.
Однако проект закона получил отрицательное заключение Минэкономразвития. Как пояснил источник «Газеты.Ru» в Минтрансе, документ будет дорабатываться и дополняться.
«В частности, физлиц, владеющих грузовым транспортом, приравняют к юрлицам в плане обязанностей и ответственности за нарушения требований к грузоперевозкам либо вовсе запретят гражданам ставить на учет большегрузы. Хотя вторая мера слишком радикальная, и она вряд ли будет одобрена», – говорит собеседник.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко внесение поправок поддерживает, однако считает, что к снижению аварийности эта мера не приведет. «Уравняв в ответственности перевозчиков, можно избавиться от неконкурентных условий бизнеса, – пояснил «Газете.Ru» Войтко. – Но к безопасности это не имеет никакого отношения.
Количество магистральных тягачей, находящихся в собственности физлиц, как раз и составляет около 70% от общего числа, поэтому неудивительно, что в ДТП они попадают в такой же пропорции.
В то же время такие владельцы следят за своим транспортом, как правило, намного лучше, чем делают это в автопарках крупных перевозчиков».
Председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов отмечает, что тенденция увеличения числа физлиц, осуществляющих грузоперевозки через посредников, действительно есть. «Навскидку как раз 70% перевозок осуществляется транспортом, который находится в собственности физлиц. Но почему самолетами и яхтами владеть можно, а грузовиком – нет? На каких, интересно, основаниях они намерены это запретить?»
Котов уверен, что многие требования, которые сегодня предъявляется к юрлицам, на практике не работают и лишь мешают малому бизнесу.
Например, предрейсовые медосмотры, по словам Котова, проходит лишь незначительная часть перевозчиков. «То же самое и с перегрузами, с которыми возится все зерно, все сыпучие стройматериалы, – говорит он. – Не соблюдаются режимы труда и отдыха. Перевозчики – как физические лица, так и водители, работающие на крупные компании, – вынуждены проводить за рулем по 16 часов в сутки, проезжая по 1,5 тыс. км. Аварийность не будет снижаться, потому что в текущей экономической ситуации перевозчики работать по-другому просто не могут».
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что такие меры определенно будут дестимулировать рынок грузоперевозок. «Это, может, и надо делать, но только не в кризисный период, – говорит «Газете.Ru» Николаев. – Когда в кризис мы начинаем наводить порядок, это еще больше понижает предпринимательскую активность».

ГУДОК; НАТАЛИЯ ДЕМЕНТЬЕВА; 01.03.2016; МАКСИМ СОКОЛОВ: МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ АВИАРЫНКА ПОЗВОЛИЛИ ЕМУ ПРОЙТИ «ЗОНУ ТУРБУЛЕНТНОСТИ»

Министр назвал «маловероятным» сценарий банкротства российских авиакомпаний
Меры поддержки авиационного рынка, предложенные министерством транспорта, позволили рынку пройти «зону турбулентности». В ведомстве считают «маловероятным» сценарий банкротства российских авиаперевозчиков, сообщает ТАСС со ссылкой на министра транспорта Максима Соколова.
По словам Соколова, по итогам 2015 года удалось сохранить рост пассажиропотока, ведомство также рассчитывает дать импульс к развитию региональных перелетов за счет повышения привлекательности внутреннего туризма и модернизации аэропортов. Программы субсидирования авиасообщения в 2016 году останутся на прежнем уровне. «Это пять программ поддержки региональной авиации« – подчеркнул министр, перечислив среди них авиасообщение с Дальним Востоком, адресную поддержку таких направлений, как Симферополь и Калининград, необходимую для развития туризма.
Соколов также отметил, что ведомство намерено и дальше консолидировать средства в своем бюджете для поддержки и развития внутренних воздушных перевозок, которые являются стабильной основой для развития всей авиационной отрасли.
Ранее замминистра транспорта РФ Валерий Окулов заявил, что в ведомстве не исключают риска банкротства авиакомпаний, в случае если ситуация не изменится в сторону повышения спроса. В условиях падения спроса на авиаперевозки и роста средней стоимости авиаперевозки на 5,6%, подорожания топлива почти на 13%, авиакомпании накапливают убытки.
Как сообщал Gudok.ru, в апреле в силу вступят поправки к постановлению Правительства, которые позволят региональным авиакомпаниям получать государственные субсидии при оформлении самолетов в операционный лизинг. Предыдущий вариант постановления включал поддержку только финансового лизинга, который предусматривает переход самолета в собственность, что невыгодно для перевозчиков в условиях сложной экономической ситуации.
По данным Росавиации, пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам 2015 года снизился на 1,2% и составил 92 млн человек. На международных маршрутах авиаперевозчики России перевезли 39,5 млн человек, что на 15,8% меньше, чем в 2014 году. На внутренних линиях авиакомпании обслужили 52,5 млн человек, что соответствует росту в 13,6%.
В декабре 2015 года министр транспорта РФ Максим Соколов прогнозировал, что пассажиропоток авиакомпаний РФ по итогам 2015 года сохранится на уровне 2014 года и составит 93-94 млн человек. Он отметил, что потеря таких направлений, как Украина, Египет и Турция, а также потеря второго по объему перевозчика – авиакомпании «Трансаэро» – не могли не сказаться на результатах работы отрасли.