X

Обзор прессы от 03.03.2016

03.03.2016

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА, ВЛАДИСЛАВ НОВЫЙ; 03.03.2016; АСТАНА ОБОГНАЛА МОСКВУ НА ПУТИ К МОНРЕАЛЮ

Российский авиарынок ждет электронного документооборота
Минтранс обещает весной внести в Госдуму пакет документов, связанных с ратификацией Россией Монреальской конвенции, упрощающей оформление авиаперевозок грузов и пассажиров. Процесс подготовки к этому тянется с 2011 года и дальнейшее промедление рискует привести к потере транзитного потенциала России. В частности, грузопотоки могут уйти в соседние страны, например в Казахстан, который уже присоединился к конвенции.
Минтранс рассчитывает, что РФ ратифицирует Монреальскую конвенцию летом 2016 года, заявил вчера замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации министерства Илья Белавинцев на дне авиации IATA. По его словам, работы по подготовке ратификации ведутся с 2011 года, сейчас уже «готов весь пакет документов по модернизации российского законодательства для имплементации положений конвенции». Минтранс получил согласование от министерств и ведомств, включая администрацию президента, а в 2015 году внес проект в правительство. Минтранс «приложит все усилия, чтобы документ оказался в Думе к концу весны».
Монреальская конвенция принята в 1999 году, вступила в силу в 2003 году, ее участниками уже являются 119 государств. Документ унифицирует правила международных воздушных перевозок, обеспечивает защиту интересов потребителей, предполагает внедрение электронного оформления авиагрузов, стандарта e-freight и электронного таможенного оформления.
Источник «Ъ», близкий к ситуации, пояснил, что ратификация представляет первоочередную важность для грузоперевозчиков. «В процесс внедрения стандарта e-freight не была вовлечена в полном объеме таможня, которая после создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стала требовать согласования дополнительных нормативных документов». В результате процесс внедрения e-freight затормозился, говорит собеседник «Ъ», и возникают риски снижения транзитного грузопотока через аэропорты РФ. «Грузоотправители будут выбирать партнеров, у которых уже есть такой стандарт»,– добавляет он.
Конвенцию уже ратифицировал Казахстан, и в 2017 году он полностью имплементирует все положения. По мнению исполнительного директора «Авиапорта» Олега Пантелеева, технологические преимущества, которыми будет обладать Казахстан, сделают его более привлекательным при организации транзита, а российским компаниям потребуются экстраординарные усилия, чтобы перекрыть неконкурентную нормативную базу собственными наработками.
Исполнительный президент российской грузовой авиакомпании Air Bridge Cargo Денис Ильин вчера заметил, что «в отсутствие e-freight ожидать транзитного пассажиропотока наивно». Источник «Ъ» в отрасли не исключил, что без e-freight может повториться ситуация с Lufthansa Cargo, которая в 2009 году переносила техническую базу из Красноярска в Астану из-за проблем с инфраструктурой аэропорта. «В новых условиях российским аэропортам придется подтверждать надежность приема и обработки транзита»,– говорит он. Источник «Ъ», близкий к красноярскому аэропорту Емельяново, рассказывал в 2014 году, что посадка грузового рейса в аэропорту стоила около $70 тыс., включая аэропортовые сборы, заправку и техобслуживание. Потенциальный спрос на полеты через Емельяново – 3,5 тыс. рейсов в год, на чем дополнительно можно было заработать около $245 млн.
«В новых условиях российским аэропортам придется вновь подтверждать надежность приема и обработки транзита»,– считает один из источников «Ъ». В России оформление авиагрузов в электронной форме уже идет в экспериментальном режиме, а с 2017 года процесс будет внедрен на уровне ЕАЭС, решение принято Евразийской экономической комиссией, говорит вице-президент по операционной деятельности DHL Express в РФ Юрий Шевченко. «Опасаться, что мы останемся на обочине, не приходится,– полагает он.– Мы заранее информируем таможню о том, какой груз находится в самолете, с этими данными дальнейшие процессы идут гораздо быстрее». В эксперименте, по его словам, помимо DHL Express участвуют и другие крупные компании.

RG.RU; 02.03.2016; УТВЕРЖДЕНА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Правительство утвердило Стратегию развития внутреннего водного транспорта в России до 2030 года. О документе сегодня рассказывает «Российская газета».
Протяженность внутренних водных путей в России составляет более 100 тысяч километров. К ним относятся естественные водоемы – внутренние моря, озера и реки, а также искусственные сооружения – каналы, моря и водохранилища.
Инфраструктуру внутренних водных путей составляют гидротехнические сооружения, такие, как шлюзы, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины и дамбы, а также – речные порты. Всего на российских реках работает 723 гидротехнических сооружения и 130 портов.
Российский речной флот насчитывает более 13 тысяч грузовых и пассажирских судов и более 640 судов смешанного плавания – река-море.
В 70-е годы прошлого века Россия первой из стран Европы завершила создание Единой глубоководной системы которая связала судоходными путями все омывающие Европу моря. Это позволяло перевозить водными путями ежегодно более 500 млн тонн различных грузов. Для сравнения, сегодня перевозится лишь около 120 млн тонн, то есть, объемы сократились в 4 раза. Перегрузочные мощности внутренних водных путей используются менее чем наполовину, а доля водных путей в общем объеме грузоперевозок в России составляет менее 1,5 процентов.
Основные цели принятой Стратегии – повысить роль водного транспорта в транспортной системе России и увеличить объемы грузоперевозок, разгрузив тем самым автомобильные и железные дороги.
Для этого необходимо:
– модернизировать флот, повысив его грузоподъемность, экологичность и энергоэффективность;
– отремонтировать гидротехнические сооружения и порты, не соответствующие современным требованиям, при необходимости построить новые;
– повысить пропускную способность водных путей, в том числе обеспечить достижение
на большей части путей глубины в 4 метра;
– повысить доступность внутреннего водного транспорта для грузоотправителей, в том числе, с помощью тарифного регулирования.
Согласно Стратегии, необходимо построить более 13,5 тысяч новых судов, в том числе 490 судов смешанного плавания – река-море. Средний возраст грузового флота, который сегодня составляет 32 года, к 2030 году должен снизиться до 25 лет, а его энергоемкость – уменьшиться на треть. Кроме того, предполагается реализовать ряд инвестиционных проектов, которые позволят увеличить пропускную способность водных путей, в частности, речь о строительстве новых шлюзов, расширении и углублении участков путей, чтобы они могли пропускать более габаритные суда с полной загрузкой.
В числе инвестиционных проектов, которые предполагается реализовать до 2020 года:
Строительство второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла;
Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон;
Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла.
А также реконструкция гидротехнических сооружений на судоходных каналах: имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского судоходного канала, Беломорско-Балтийского канала, а также шлюзов Волжского и Камского бассейнов.
Кроме того, предполагается разработать масштабный проект новых шлюзов Волго-Донского пути.
Общий объем финансирования Стратегии составит порядка 2 триллионов рублей. Из них около 740 миллиардов выделит федеральный бюджет, порядка 60 млрд региональные и местные бюджеты, и более 1 триллиона рублей составит внебюджетное финансирование.

ИНТЕРФАКС; 03.03.2016; ПРАВИТЕЛЬСТВО НАПРАВИЛО ПОЧТИ 7 МЛРД РУБЛЕЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В КРЫМУ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому, из федерального бюджета направляются средства 6,8 млрд рублей на финансирование железнодорожного транспорта общего пользования в Крыму, сообщает в четверг сайт правительства.
«В целях обеспечения деятельности организации железнодорожного транспорта общего пользования на территории Крымского федерального округа в 2016 году и приведения инфраструктуры Крымской железной дороги в состояние, позволяющее обеспечить необходимую пропускную способность после завершения строительства моста через Керченский пролив, подписанным распоряжением Росжелдору направляются средства федерального бюджета в размере 6,8 млрд рублей», – говорится в сообщении.

ГУДОК; НИКОЛАЙ ЛОГИНОВ; 02.03.2016; «МЫ ПРЕДЛОЖИМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ИСПЫТАНИЯХ РЕЖИМА ПОСТОПЛАТЫ «ПЛАТОНА»

В конце прошлого года Правительство РФ объявило о введении режима постоплаты в системе «Платон», а своим февральским постановлением отказалось от планов удвоить с 1 марта ставку сборов с тяжелых грузовиков за проезд по федеральным трассам. О том, как будет применяться постоплата, о свежей статистике сборов и перспективах отмены транспортного налога для дальнобойщиков на «Всероссийском Автофоруме» рассказал коммерческий директор компании-оператора системы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные системы» Антон Замков.
29 февраля вышло постановление правительства N139, которое фактически отложило повышение тарифа на неопределенный срок. Если читать его буквально, то тариф 1,53 рубля за километр по федеральной трассе остается до особого решения Правительства Российской Федерации. То есть, оно может быть принято завтра или осенью, может вообще никогда не состояться. Вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что вернуться к вопросу о повышении возможно будет только осенью. Это хорошо. Это положительный результат, в том числе и результат работы с бизнес-сообществом.
Второй концептуальный момент постановления – корректировка тарифа на величину инфляции заморожена до июля 2017 года. Ее правительство было обязано провести в мае. Повторю слова Аркадия Дворковича: 9 месяцев будет работать система, после этого примем решение о корректировке или не корректировке тарифов в зависимости от экономической ситуации.
Что по статистике по ситуации на 1 марта? Целевая аудитория проекта – около 1 млн транспортных средств. Из этого миллиона мы зарегистрировали 665 тыс. транспортных средств, то есть 66%. Количество владельцев транспортных средств – 225 тыс. Существенная часть – 9% владельцев – иностранцы. Они демонстрируют крайне высокую степень ответственности при уплате платежей. Это связано со штрафами, которые с них взимает Ространснадзор с 15 декабря. До оплаты штрафа машина стоит на парковке. Бортовыми устройствами оборудовано 2 тыс. иностранных машин. Большинство приезжих водителей оформляют маршрутные карты.
Юридические лица составляют 60% плательщиков. В системе зарегистрированы все крупные предприятия с количеством машин свыше 50 единиц. Доля физических лиц составляет 18%, индивидуальных предпринимателей – 13%. Например, в Санкт-Петербурге есть девушка, которая, как физическое лицо, владеет 72 машинами.
Всего на 1 марта собрано 4 млрд 227 млн рублей. Примерно поровну дали бортовые устройства и маршрутные карты. После некоторых действий, которые мы предприняли, пошло увеличение собираемости по бортовым устройствам. 15 апреля вступает в силу закон, позволяющий перевозчикам осуществлять расчеты в системе на постоплатной основе: месяц работаем, в течение следующего месяца погашаем задолженность. Постоплата распространяется только на автомобили, на которых установлены бортовые устройства. В ноябре 2015 года мы регистрировали 20 тыс. автомобилей в сутки. Потом этот показатель упал до 1 тыс. Сейчас регистрация пошла быстрее – регистрируется по 3 тыс. машин.
С 15 апреля компания «РТ-Инвест Транспортные системы» обязана начать принимать запросы на переход на постоплату. Скорее всего, биллинговый период будет начинаться с первого числа каждого месяца. Например, с 1 мая перевозчик будет переведен на постоплату, транзакции должны быть оплачены по 30 июня. Подача заявлений будет возможна через личный кабинет, вероятно, с 15 апреля. 3 марта будет совещание у Аркадия Дворковича, на котором будет принято соответствующее решение. Нам потребуется некоторое время для отладки системы. Мы уже готовимся, программное обеспечение проходит последние испытания. Перевозчикам мы предложим поучаствовать в испытаниях.
Второе нововведение, вступающее в силу с 15 апреля, – отмена разовых маршрутных карт. Их покупали при упрощенной регистрации. На сайте или в терминале было достаточно забить номер автомобиля, адрес электронной почты, получить на нее маршрутную карту и оплатить. Теперь покупка маршрутной карты будет возможна только с лицевого счета. Срок действия карт сокращен с 30 до 7 дней. Что делать с длинными плечами? Разбивайте маршрут на части. По ситуации на 1 марта выдано 4 млн 812 тыс. карт.
Средний чек с начала работы системы не меняется – примерно 350 рублей. Самая дорогая маршрутная карта выписана в феврале 2016 года – плата за проезд из Якутска в Москву, потом в Хабаровск и обратно в Якутск составила 25 тыс. рублей.
Сейчас активно обсуждается отмена транспортного налога на большегрузы. Соответствующее поручение дал Президент Российской Федерации. Простая отмена налога ударит по регионам, это неправильно. Минфин предложил элегантный выход из ситуации: заканчиваем год, сдаем налоговую декларацию, если платежи в систему взимания платы превышают размер уплаченного транспортного налога, то происходит налоговый вычет на эту сумму, если не превышает, то на часть суммы. В таком виде Минтранс внес предложения в правительство. Ожидаем, что до лета решение будет принято. Таким образом, физических лиц стимулируют стать индивидуальными предпринимателями.
Маршрутные карты в порядок постоплаты не попадают. Единственное исключение – это поломка бортового устройства. В этом случае пользователь либо владелец может оформить через колл-центр разовую маршрутную карту в постоплату. Во всех остальных случаях понятие «разовая» исчезает.
До 15 апреля будет принята новая редакция постановления правительства N504. В нем будут утверждены требования к сторонним бортовым устройствам, произведенным не по заказу «РТ-Инвест Транспортные системы». Затем мы разработаем условия сертификации, и позже будем сертифицировать устройства. Рынок производства бортовых устройств неплохой. Одним из поставщиков сторонних бортовых устройств может стать компания «Штрих-М».

АВИАПОРТ; ОЛЕГ ПАНТЕЛЕЕВ; 02.03.2016; М.СОКОЛОВ ПРЕДЛОЖИЛ ПРОВЕСТИ ГЕНЕРАЛЬНУЮ АССАМБЛЕЮ ИАТА В МОСКВЕ

Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов выступил с инициативой проведения в Москве Генеральной ассамблеи Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). С такой инициативой он обратился к генеральному директору ассоциации Тони Тайлеру.
«Хочу выступить с инициативой проведения ассамблеи крупнейших мировых авиакомпаний в России... сегодня уровень развития инфраструктуры, степень нашей интеграции в мировую авиаотрасль позволяют провести такое мероприятие в Москве на высочайшем уровне», – заявил он.
Инициативу проведения ассамблеи ИАТА поддержал и генеральный директор ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Виталий Савельев. «Провести мировую ассамблею (в Москве – «АвиаПорт») было бы разумно и правильно. Я бы очень хотел хотя бы в 2018 году такое мероприятие провести. Наш уникальный опыт, который мы имеем в России, тоже бесценен... у нас есть, что рассказать, и у нас есть ряд уникальных возможностей показать, что делается в России», – подчеркнул он.

ГУДОК; АННА БУЛАЕВА; 02.03.2016; МАКСИМ СОКОЛОВ: С 2013 ГОДА РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ АВИАПАССАЖИРОВ В РОССИИ ПРЕВЫСИЛ МИРОВЫЕ ТЕМПЫ В СРЕДНЕМ В ТРИ РАЗА

Министр транспорта РФ в рамках Дня авиации ИАТА принял участие в заседании «Расставляя акценты: Роль воздушного транспорта в обеспечении динамичного развития России»
За последние три года в России рост численности авиапассажиров превысил мировые темпы в среднем в три раза, об этом 2 марта в рамках пленарного заседания «Расставляя акценты: Роль воздушного транспорта в обеспечении динамичного развития России», прошедшего в рамках Дня авиации Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), заявил глава Минтранса РФ Максим Сколов.
Также, по словам министра, госполитика по развитию региональных и местных авиаперевозок позволила увеличить долю внутренних воздушных линий до 57% от всего авиационного трафика. В первую очередь, доступность таких перевозок обеспечивается за счет реализации ряда программ субсидирования авиаперелетов, сказал Максим Сколов, уточнив, что всего в рамках этих программ субсидируется порядка 300 маршрутов. «Это маршруты с Дальнего Востока и Сибири в центральную часть России, а также из Калининграда, региональные маршруты на территории Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов», – напомнил он.
Министр также отметил важность реализации проектов по строительству и реконструкции объектов аэропортовой инфраструктуры. Он напомнил, что в 2015 году были введены в эксплуатацию аэропортовые комплексы в Казани, Сочи, Самаре, Владивостоке, Белгороде, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге и Петропавловске-Камчатском. «Знаковыми для авиационной отрасли являются новый аэропорт на острове Итуруп на Курилах и вертодром на острове Русский, а также арктический аэропорт в поселке Сабетта», – сказал Соколов.
Кроме того, министр рассказал о реализации международных норм в российском воздушном законодательстве. Так, в целях гармонизации с международными правилами внесены изменения в Воздушный кодекс, устанавливающие порядок и условия возврата денежных средств при отказе от полета, а также правила применения невозвратных тарифов. «Кроме того, Минтрансом внесен в правительство пакет документов по присоединению к Конвенции 1999 года для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Надеемся, что внедрение норм Монреальской конвенции в воздушное законодательство РФ позволит привести к единой форме пределы ответственности авиаперевозчика и порядок решения споров с пассажирами при осуществлении международных воздушных перевозок», – отметил он. По словам главы Минтранса, это также позволит создать условия для внедрения стандарта электронного грузового документооборота (e-freight), который способен не только упростить процесс оформления и обслуживания грузовых авиаперевозок, но и обеспечить конкурентоспособность российских грузовых авиакомпаний.
В ходе своего выступления Максим Соколов также сообщил, что «12 крупнейших российских авиакомпаний стали членами ИАТА, успешно пройдя аудит эксплуатационной безопасности, а с момента начала внедрения данной программы в 2006 году к ней присоединились 16 ведущих российских авиакомпаний, выполняющих более 83% всего объема пассажирских и грузовых перевозок».
В мероприятии также приняли участие замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, гендиректор ИАТА Тони Тайлер и гендиректор ПАО «Аэрофлот» Виталий Савельев.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 03.03.2016; ПОСАДОЧНЫЕ ТАЛОНЫ НА САМОЛЕТ УЙДУТ В ПРОШЛОЕ

Бумажные посадочные талоны на самолет могут уйти в прошлое. Заменить их электронными, а также изменить другие правила предполетного досмотра в России предложила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Разговор об этом зашел во время встречи гендиректора IATA Тони Тайлера и главы Минтранса Максима Соколова.
В мире вообще наблюдается тенденция сокращения бумажного документооборота, рассказал «Российской газете» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но переход к электронным посадочным талонам – не только дань прогрессу, это реально ускорит процесс обслуживания пассажиров. При этом подтверждение о посадке на борт (его обычно требует бухгалтерия у своих командированных сотрудников) можно получать от перевозчика в электронном виде.
«Во многих странах Европы уже давно не требуют бумажный билет, достаточно просканировать так называемый бар-код на телефоне», – пояснил главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
Эта же технология в перспективе позволит отказаться и от багажной квитанции. Вообще же телефон может стать достойной заменой многих авиадокументов. В память мобильника, например, можно записать информацию о полете (такая возможность есть у нескольких моделей телефонов), а также биометрические сведения о пассажире. А при посадке на самолет с помощью этих данных пройти идентификацией личности. Это позволит сократить число формальностей в аэропортах: регистрация, посадка на борт, сдача багажа.
Да и прохождение пограничного контроля могут в скором времени сделать автоматическим, без операторов погранслужбы. Такие предложения есть, но для этого нужно вносить серьезные поправки в действующее законодательство. Все эти изменения должны заметно сократить расходы на содержание штата сотрудников в воздушной гавани.
Значительно уменьшатся и площади в аэропортах для прохождения процедур предполетного досмотра. В результате это приведет к снижению стоимости билета, считает эксперт. Если же возможности или желания пользоваться новыми технологиями нет, то можно будет требовать традиционные бумажные посадочные талоны, но за них придется заплатить отдельно. Примерно 10 долларов за один квиток.
IATA еще рекомендовала России принять Монреальскую конвенцию 1999 года, которая позволит повысить страховые выплаты для пассажиров и грузоотправителей до мировых стандартов, а также упростить электронное оформление и сопровождение грузоперевозок. За жизнь пассажира выплаты должны вырасти с 2 до 5 миллионов рублей. А компенсация за багаж – с 600 рублей за килограмм багажа до 50 тысяч и выше. Многое будет зависеть от курса той валюты, в которой изначально прописана компенсация.
Кроме того речь на встрече зашла о ратификации Монреальского протокола 2014 года по Токийской конвенции. Это позволит более эффективно бороться с дебоширами на борту, пояснил в беседе с «РГ» региональный директор IATA в России и СНГ Дмитрий Шамраев. Можно будет применять достаточно гибко юрисдикции разных стран по отношению к возмутителям спокойствия в полете. Сейчас на дебошира распространяются только законы той страны, под флагом, которой проходит полет. А при ратификации можно будет выбрать более эффективное наказание для дебошира, например, применив к нему закон страны, куда летит самолет или над которой пролетает.