X

Обзор прессы от 29.03.2016

29.03.2016

ТАСС; 28.03.2016; В ДУМУ ВНЕСЕН ЗАКОНОПРОЕКТ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКИХ ПОРТОВ

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на совершенствование регулирования деятельности в морских портах. Соответствующий документ был разработан Минтрансом, говорится в пояснительной записке, опубликованной на сайте кабмина.
«Законопроектом предусматривается внесение в законодательство изменений в части государственного регулирования деятельности в морских портах, обеспечения безопасности в морских портах, оказания услуг, регулирования земельных и имущественных отношений», – говорится в тексте записки.
В частности, изменения предлагается внести в Водный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Устав железнодорожного транспорта, Федеральный закон N261-ФЗ и другие законодательные акты.
Ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев во время заседания правительства 24 марта сообщал о планах рассмотреть поправки в законопроект от 2007 года по работе и развитию морских портов. Премьер отметил, что «накопилось немало сложных вопросов, которые находятся на стыке разных сфер деятельности».

ВЕДОМОСТИ; ЮРИЙ НЕХАЙЧУК; 29.03.2016; ГОСУДАРСТВЕННОМУ «АВТОДОРУ» МОГУТ РАЗРЕШИТЬ РАССМАТРИВАТЬ ПРОЕКТЫ ИНВЕСТОРОВ

Минтранс выступил с соответствующим предложением
«Автодор» нужно наделить правом рассматривать заявки инвесторов, поступившие в порядке частной инициативы, говорится в проекте постановления правительства, подготовленном Минтрансом и опубликованном на портале regulation.gov.ru. Эта госкомпания – оператор платных дорог в стране, отвечающий за их строительство и эксплуатацию, в том числе на условиях концессии. На этих условиях строятся объекты ЦКАД и трассы М11 (Москва – Санкт-Петербург).
Порядок, позволяющий инвестору самому предложить государству проект концессии, действует с мая 2015 г. Если проектом не заинтересуется никто из инвесторов, кроме самого инициатора, обязательный конкурс проводить не требуется, напоминает руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО Центра» Николай Захаров.
Допуск «Автодора» к отбору проектов, предложенных в порядке частной инициативы, позволит госкомпании оперативно начинать проекты при наличии интереса со стороны частных партнеров, говорит представитель «Автодора». Интерес к этому механизму проявляет, по его словам, большинство ведущих участников инвестиционного рынка.
Инструмент частной инициативы позволяет государству сократить расходы на подготовку документов по проекту и – при отсутствии конкуренции – заключить соглашение с инвестором в кратчайшие сроки, добавляет представитель Минэкономразвития. По его словам, министерство поддерживает предложение Минтранса.
В мире частную инициативу применяют широко, но в России могут возникнуть затруднения, допускает партнер группы корпоративных финансов КПМГ Степан Светанков: инвестор должен предоставить банковскую гарантию на 5% от прогнозной стоимости финансирования проекта, а дорожные проекты, как правило, капиталоемкие.
В понедельник на портале tоrgi.gov.ru было зарегистрировано 236 заявок инвесторов, поданных в порядке частной инициативы; проектов на федеральном уровне не предложено ни одного, региональных – семь, остальные адресованы муниципалитетам. Реализованных дорожных проектов, предложенных в порядке частной инициативы, пока нет, знает Светанков. «Пока это лучшая иллюстрация эффективности инструмента, – иронизирует один из консультантов предприятий автодорожной отрасли. – Но будет неплохо, если он все-таки заработает». Сам по себе механизм частной инициативы вряд ли стимулирует инвесторов строить больше дорог, но как инструмент он удобен, согласен Захаров из «НЭО Центра». В пример он приводит строительство железнодорожных переездов в Московской области, инициированных в порядке частной инициативы. Наделить «Автодор» правом самостоятельно рассматривать заявки инвесторов абсолютно логично: раз компания отвечает за реализацию инвестпроектов, то и оценивать проекты должна только она, считает Захаров.
Логичнее всего ждать заявок от строительных компаний, говорят Светанков и Захаров. В том числе от региональных, пока не вовлеченных в проекты частно-государственного партнерства, но заинтересованных заработать как на инвестициях, так и на последующем обслуживании дорог, добавляет Светанков.
Представитель «Мостотреста» затруднился оценить перспективность механизма. «Ситуация на рынке такая, что пока речь идет о выживании бизнеса, а не о запуске новых концессий», – пессимистичен топ-менеджер крупной компании – дорожного строителя.
Частная инициатива не самый плохой инструмент, хотя пока и не отработанный, говорит менеджер одного из госбанков: банк даже подумывал сам предложить в порядке частной инициативы дорожный проект в одном из регионов, который государство софинансировало бы на средства, собранные с помощью системы «Платон». Но при наличии нескольких инвесторов, готовых предложить примерно одинаковые условия, инициатор рискует потратить деньги на разработку проекта впустую – в законодательстве нет механизма компенсации затрат, в случае если инициатор проекта не выиграет конкурс, предупреждает Захаров.
В ситуации, когда федеральные власти еще не определились, кому рассматривать запросы о частной инициативе по проектам на федеральном уровне – одному Минфину, или вместе с Минэкономразвития, либо отраслевым министерствам, отвечающим за соответствующую отрасль, – предложение Минтранса выглядит выбивающимся из общей логики обсуждения, замечает председатель совета директоров инвесткомпании InfraOne Альберт Еганян. Если проект постановления будет принят, это будет означать, что победил отраслевой подход, считает он.
Представитель самого Минтранса отказался от комментариев. Не стал комментировать предложение ведомства и представитель вице-премьера Аркадия Дворковича: проект постановления еще не поступал в правительство.

ТАСС; 28.03.2016; СОБЯНИН: МКЖД БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ И ПОСЛЕ НАЧАЛА ПАССАЖИРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Московская кольцевая железная дорога (МКЖД) будет развиваться и в последующие годы, после запуска пассажирского движения, поскольку территории вокруг кольца станут инвестиционно привлекательными. Об этом сообщил в понедельник мэр столицы Сергей Собянин во время осмотра хода работ по реконструкции МКЖД.
По его словам, сам запуск проекта не означает прекращение его развития: «Мы пройдет в этом году только первый этап, интегрируем максимальное количество, насколько это возможно, станции метрополитена и радиальные направления».
«В течение 2017-2018 годов мы будем продолжать развитие инфраструктуры, создание теплых контуров переходов с одной станции на другую, интеграции радиальных направлений, которые не вошли на первом этапе. Большая работа будет продолжаться», – сказал Собянин.
От технологического к коммерческим проектам
Он отметил, что в последующем эти крупные транспортно-пересадочные узлы на пересечениях радиальных направлений железной дороги и МКЖД будут развиваться уже не как технологические, а как коммерческие проекты. «МКЖД проходит по серединной части города, по промзонам, там огромное количество пустырей, заброшенных территорий, которые будут после запуска МКЖД инвестиционно привлекательными», – сказал мэр.
«Продолжаем работу по строительству МКЖД. Это по сути второе кольцо для метро и первый пересадочный контур для радиальных направлений железной дороги. Сложнейший проект, крупнейший в стране и один из крупнейших в мире», – сказал мэр. Он отметил, что специалисты при его реализации столкнулись с огромным количеством проблем, связанными, в частности, со сносом незаконно возведенных объектов, со сносом гаражей в полосе отвода, с интеграцией метрополитена, радиальными направлениями железной дороги, строительством путепроводов, подводящих дорог, коммуникаций, благоустройством.
По словам мэра, к этому прибавились достаточно сложные взаимоотношения, «так как РЖД работает по своему закону, у них своя федеральная земля, у города – своя». Как отметил мэр, все это необходимо было увязать в единый проект. «Я думаю, что за всю историю настолько плотно, как сейчас, город, РЖД и Минтранс РФ не работали. Это проект, который ведется в ручном режиме», – сказал мэр. Он поблагодарил руководство РЖД и Минтранса «за ту работу, которую они ведут в ежедневном режиме для того, чтобы своевременно запустить проект».
О проекте МКЖД
Как отметил министр транспорта РФ Максим Соколов, МКЖД является одним из ключевых проектов развития московского транспортного кольца наравне с ЦКАД и развитием столичного авиационного узла. Он стал самым масштабным за последние годы в области железнодорожного строительства. «Работы ведутся в очень плотном графике. Еще много предстоит сделать, но самая основная часть уже пройдена, и у нас нет сомнений, что в ближайшее время этот проект будет запущен для жителей и гостей Москвы», – сказал Соколов. По его словам, предстоит взаимоувязать еще много вопросов на федеральном и региональном уровне.
Как уточнил глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров, для компании реализация этого проекта тоже особенная. «В последнее время количество пассажиров в пригороде хоть и не на большой процент, но снижается. В этом году совместно с Москвой мы, запуская этот проект, увеличиваем первый год количество перевозимых пригородных пассажиров», – сказал Белозеров, уточнив, что такой интересный формат, как городская электричка, здесь будет реализован «в самом большом масштабе». По его словам, ряд городов сейчас уже перенимает этот опыт.
МКЖД призвана стать неотъемлемой частью современной транспортной системы города, распределяющей пассажиропотоки столицы. На МКЖД будет 31 станция, на каждой из которых можно будет пересесть на наземный городской пассажирский транспорт, на 17 можно будет пересесть на метро, на 10 станциях на пригородные электрички. На кольце запустят поезда с системой автоматического ведения поездов, подобно той, что использовалась на зимних Олимпийских играх в Сочи. Крыши и стены нескольких станций МКЖД сделают стеклянными. Естественное освещение будет организовано в турникетно-кассовых залах станций «Кутузово», «Сити», «Шелепиха» и «Лужники». В вечернее время там будут работать специальные светодиодные светильники.
Пассажирское движение по МКЖД будет запущено в сентябре этого года. Первый поезд в тестовом режиме пройдет уже в апреле. Всего по кольцу длиной в 54 километра будет курсировать 35 поездов. На крупных транспортно-пересадочных узлах, как и в поездах, предусмотрен бесплатный Wi-Fi.

КОММЕРСАНТ; АЛЕКСАНДР ВОРОНОВ; 29.03.2016; ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЬЦО ЗАКРУГЛЯЕТСЯ

МКЖД построена на 80%
Реконструкция Московской кольцевой железной дороги (МКЖД) для запуска по ней пассажирского движения в пределах столицы выполнена почти на 80%, отчитались в мэрии. Тестовые электропоезда «Ласточка» пойдут по связанному с метрополитеном кольцу в июле, полноценное движение с интервалами в шесть минут в часы пик запустят в сентябре. Чиновники надеются, что проект стоимостью 237 млрд руб. не только разгрузит Кольцевую линию метро на 15%, но и оживит заброшенные промзоны.
О завершающей стадии строительства, «по сути, второго кольца метрополитена» сообщил вчера мэр Москвы Сергей Собянин, который прокатился по МКЖД с министром транспорта РФ Максимом Соколовым и главой ОАО РЖД Олегом Белозеровым. «Самое сложное пройдено»,– сообщил в свою очередь господин Соколов, охарактеризовав МКЖД как один из ключевых транспортных проектов региона (наряду с ЦКАД и столичным авиаузлом). Олег Белозеров назвал его городской электричкой, добавив, что этот «интересный формат» реализуют «в самом большом масштабе». Господин Собянин уточнил, что «один из крупнейших в мире» транспортных проектов готов на 78%.
Планы пустить пассажирское движение по 54-километровой МКЖД (построена в 1908 году; использовалась для перевозки грузов) строил еще экс-мэр Москвы Юрий Лужков. В 2008 году он даже подписал с ОАО РЖД соглашение о развитии кольца, но дальше этого дело не сдвинулось из-за нехватки средств. В 2011 году столичная мэрия создала с РЖД на паритетных условиях ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (позднее преобразовано в АО) – для реконструкции, электрификации кольца и запуска пассажирского движения. Общая смета проекта составила 236,9 млрд руб., из них 86 млрд руб. выделялись из федерального бюджета, по 47 млрд руб.– средства ОАО РЖД и Москвы. Предполагается, что к 2025 году кольцо будет ежегодно обслуживать 300 млн пассажиров.
На МКЖД построена 31 станция, на 17 остановках можно будет пересесть на 11 линий метрополитена, а на десяти станциях – еще и на пригородные электропоезда. Заместитель главы столичного департамента строительства Петр Аксенов ранее заявлял, что на всех станциях уже идут отделочные работы и монтаж эскалаторов. Некоторые остановки расположены на удалении 300-600 м от станций подземки, например у метро «Войковская». Для оплаты поездок станут использоваться билеты метрополитена.
На МКЖД будут курсировать электропоезда «Ласточка», опробованные на Олимпиаде в Сочи: 35 составов из пяти-десяти вагонов, оснащенных туалетами и климат-контролем. В ОАО РЖД сообщали, что обучение на «Ласточках» уже прошли 100 сотрудников локомотивных бригад (из запланированных 320). В АО МКЖД обещают, что интервалы между поездами в часы пик составят пять-шесть минут. По расчетам, проект позволит разгрузить Филевскую линию метрополитена на 12%, Таганско-Краснопресненскую – на 18%, Кольцевую – на 15%, а Сокольническую – на 20%. Тестовое движение поездов по МКЖД запустят в июле, полноценное – в сентябре.
Господин Собянин рассказал, что строительству мешали гаражи, построенные в железнодорожной полосе отвода, и другие объекты, которые пришлось сносить. К этому прибавились и «сложные взаимоотношения» по земельным вопросам с ОАО РЖД, признался мэр, но порадовался, что «так плотно» монополия, Минтранс РФ и городские власти еще не работали. С помощью МКЖД в мэрии также надеются оживить заброшенные промзоны по соседству с кольцом, рассчитывая на инвестиционную привлекательность «огромного количества пустырей в срединной части города». Вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин спрогнозировал, что у МКЖД появится 750 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, в том числе 300 тыс. кв. м гостиниц.