X

Обзор прессы от 30.03.2016

30.03.2016

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ЮЛИЯ ВОРОНИНА; 29.03.2016; ОХОТА ЛЕТАТЬ

Игрушечные вертолеты придется регистрировать
С сегодняшнего дня беспилотные воздушные суда максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее необходимо регистрировать. Причем речь и о летающих игрушечных самолетах и вертолетах, которые продаются в детских магазинах, и о квадрокоптерах, которые россияне покупают для проведения фотосъемок.
Все беспилотные воздушные суда, ввезенные в Россию из-за границы и произведенные в нашей стране, также подлежат строгому учету. Закон предусматривает обязательную регистрацию пилотируемых гражданских воздушных судов, за исключением сверхлегких с массой конструкции 115 килограммов и менее.
По мнению экспертов, закон в первую очередь повышает контроль в сфере малой авиации и использования беспилотных летательных аппаратов. «Важно, чтобы беспилотными воздушными системами не могли воспользоваться лица, которые потенциально могут навредить остальным гражданам своими действиями, – пояснил первый заместитель генерального директора НПО «Родина» Леонид Богуславский. – Многие используют квадрокоптеры для проведения фотосъемок, но это с первого взгляда безобидное занятие может обернуться слежкой за частной жизнью граждан. Также были опасения, что небольшие беспилотники могут быть использованы террористами».
За последние 5 лет произошла настоящая революция в этой сфере, и количество беспилотников по большому счету сейчас не поддается никакому контролю, купить такой аппарат можно за пару тысяч рублей и использовать в любых целях. И прогресс существенно опередил развитие законодательной базы не только в нашей стране. Например, в США, где количество беспилотников оценивается в сотни тысяч, а обязательная регистрация была внедрена только в прошлом году.
В США помимо того, что каждый владелец обязан зарегистрировать свой беспилотный летательный аппарат, он должен выполнять определенные правила при управлении. «Например, не управлять беспилотниками над стадионами и над большими группами людей», – добавил Богуславский.
Помимо учета количества беспилотников введение обязательной регистрации по сути позволит привлекать к ответственности собственника летательного аппарата в случае нарушения закона с использованием беспилотника. Например, если причинен вред имуществу, осуществлялось незаконное слежение или нарушение воздушного пространства охраняемых объектов. «В принципе привлечь к ответственности за это можно и сейчас, но установить собственника такого аппарата без регистрации крайне проблематично», – отметил руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт Капитал» Василий Ицков.
По словам специалистов, вопрос о необходимости регистрации игрушечных самолетов и вертолетов возник еще в начале работы над законопроектом. «С одной стороны, регистрация игрушек выглядит довольно странно, но, с другой стороны, с точки зрения закона само понятие «игрушки» не существует: согласитесь, совершенно не важно, с использованием какого предмета нарушается закон, игрушечный он или настоящий, – заметил Василий Ицков. – Закон дает четкое определение беспилотному воздушному судну. И при этом также устанавливает, что «беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее», подлежат обязательной регистрации».
Наши новеллы вполне совпадают с общемировыми тенденциями. Но пока остается открытым вопрос, как будет проходить регистрация. В большинстве стран она проходит в онлайн-режиме, как это будет реализовано в РФ, даже сейчас не до конца понятно.

ИНТЕРФАКС; 30.03.2016; ЧИСЛО ПОЕЗДОВ В ЧЕРНОМОРСКОМ НАПРАВЛЕНИИ УВЕЛИЧИТСЯ НА 15% К ЛЕТНЕМУ ОТПУСКНОМУ СЕЗОНУ – ГЛАВА РЖД

Экономический кризис не вмешается в расписание РЖД: поездов дальнего следования в южном направлении станет больше, а билеты можно будет купить со скидками, сообщил глава РЖД Олег Белозеров в интервью «Российской газете», опубликованном в среду.
«К летнему сезону мы готовы. Увеличиваем количество поездов на Черноморском направлении. В этом году ожидаем рост не менее чем на 15%», – отметил О.Белозеров.
По его словам, кризис в расписание РЖД «не вмешается».
«Начали продавать единый билет в Крым. Будем ставить новый двухэтажный дополнительный поезд на Адлер из Москвы, ускоряем график движения на этом направлении. Поставили перед собой задачу – проехать из Москвы в Сочи менее чем за 24 часа. И в этом году она будет решена. Сделаем все, что от нас зависит, чтобы летние впечатления, самые яркие, которые люди помнят весь год, были хорошими», – добавил глава РЖД.
Он напомнил, что в предстоящие майские праздники добираться в Крым по железной дороге туристы смогут до Краснодара или Анапы, «а дальше – по единому билету и через переправу, автобусами до конечного пункта – процедура и сам формат уже апробирован».
Ключевой вопрос для пассажиров – это стоимость проезда, констатировал глава РЖД.
«Мы работаем над системой динамического ценообразования. На данный момент охват пассажиров достаточно высок, почти 90%могут купить билеты дешевле первоначальной стоимости. Купил, например, раньше билет, есть скидки – льгота», – пояснил О.Белозеров.
Также, по словам руководителя РЖД, действует программа «РЖД-бонус», проводится много разных акций – для студентов, под различные праздники и мероприятия, что тоже снижает стоимость билетов.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; АЛЕНА УЗБЕКОВА; 29.03.2016; ТАРИФЫ УХОДЯТ НА КАНИКУЛЫ

Школьникам обещают проезд на отдых за полцены
Российские школьники смогут ездить на отдых по льготным железнодорожным билетам. О намерении правительства снизить стоимость проездных документов ранее заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Решение может коснуться подростков от 10 до 17 лет и охватить более 2 миллионов человек. Сейчас взрослый пассажир имеет право провозить в поездах дальнего следования бесплатно одного ребенка до 5 лет, если он не занимает отдельное место. Детям от 5 до 10 лет билет можно купить со скидкой до 65 процентов. Для тех, кто старше 10, скидка в 50 процентов предоставляется только в том случае, если ребенок является школьником. «Однако льготы для школьников действуют с 1 сентября по 31 мая. Вероятно, речь о том, что льгота распространится на весь год», – поделился мнением с «РГ» председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
«Во всяком случае, раньше речь шла о том, что школьников надо перевозить по железной дороге круглогодично, а скидка на билет составит 50 процентов», – уточнил в беседе с «РГ» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Эксперт добавил, что этого решения туротрасль ждет давно, и скидки на билеты должны позитивно повлиять на развитие внутреннего туризма.
Новые льготы для детей на железнодорожные билеты помогут расширить географию отдыха школьников и стимулировать семейный отдых, полагает зампредседателя Совета Федерации Галина Карелова. «Для семей с детьми, притом, что билеты на поезд за прошлый год подорожали в зависимости от направления от 5 до 15 процентов, новые льготы станут существенной поддержкой. Это расширит возможности родителей отдохнуть вместе с детьми и, безусловно, будет стимулировать развитие туризма в России», – отметила сенатор.
Эксперты «РГ» сходятся во мнении, что льгота может предоставляться уже в этом году. То есть, вероятно, подростки могут отправиться за полцены к месту летнего отдыха. На льготный проезд школьников на железнодорожном транспорте правительство направит в этом году 1,7 миллиарда рублей. Поддержать эту программу готовы и в «РЖД», отметили в правительстве.
Вместе с тем эксперты «РГ» отмечают, что для полноценного развития системы детского туризма необходим комплекс мер. Раньше детско-юношеский туризм имел государственную основу в виде системы станций юных туристов, спортивных секций при ДЮСШ. Были популярны походы и экскурсии. Все это, помимо очевидной пользы для здоровья является важным элементом в профилактике проблем наркомании, алкоголизма, молодежной преступности.
Стоит отметить, что в начале года озвучивалась инициатива по другому «льготному» проекту – субсидированию авиаперелетов на отечественные курорты для организованных тургрупп. Ростуризм совместно с туроператорами подготовил и представил предложения о компенсации расходов авиаперевозчикам, дающим скидку туроператорам, вывозящим людей на отдых весной и осенью. «Значительную часть в стоимости тура составляет перелет, и если государство поможет авиакомпаниям, снижение цен на путевки может составить до 50 процентов», – комментировал инициативу «РГ» руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

ИНТЕРФАКС; 30.03.2016; ФАС РАЗРЕШИЛА «ДОЧКЕ» РЖД ВЗЯТЬ АКТИВЫ УВЗ-ЛОГИСТИК, ВЫДАЛА ПРЕДПИСАНИЕ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ разрешила «дочке» ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) – АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) – получить в пользование 100% основных производственных средств ООО «УВЗ-Логистик» (УВЗЛ), выдав поведенческое предписание.
«С учетом доминирующего положения РЖД на рынке услуг железнодорожных перевозок и инфраструктуры общего пользования, группа (с участием – ИФ) ФГК имеет возможность контролировать процесс предоставления инфраструктуры, в том числе операторам подвижного состава, которые являются конкурентами ФГК. В связи с этим ФАС предписала компаниям выполнить ряд действий для обеспечения конкуренции на рынках перевозок грузов и предоставления вагонов, а также недопущения дискриминационных условий по отношению к субъектам, не входящим в их группу», – говорится в сообщении ведомства.
В частности, холдингу предписано не допустить передачу полномочий и функций перевозчика и владельца инфраструктуры его «дочке», а ОАО «Российские железные дороги» не должны дискриминировать грузоотправителей в праве использовать вагоны любого собственника или арендатора по своему усмотрению. Также должны быть обеспечены равные условия взаимодействия между РЖД и пользователями услуг. Группе предписано обеспечить сторонним компаниям недискриминационный доступ к услугам плановых и внеплановых ремонтов вагонов.
Кроме того, «Российские железные дороги» и ФГК при превышении более чем на 7,5% среднеквартального уровня тарифов на нерегулируемые государством услуги по предоставлению вагонов для перевозки и на сопутствующие услуги, должны будут давать ФАС экономическое обоснование – не менее чем за 15 дней до такого изменения. Обоснование также потребуется в случае любого повышения ставок выше уровня, установленного на соответствующие услуги в тарифном прейскуранте.
Федеральная антимонопольная служба также рекомендовала РЖД организовать онлайн-торговлю услугами по перевозке грузов на специальной электронной площадке, обеспечив на ней размещение до 50% предложений на транспортировку в универсальном подвижном составе. Для этого ФАС советует привлечь на недискриминационных условиях как вагонный парк ФГК, так и других операторов подвижного состава.
«На наш взгляд создание такой площадки может способствовать оптимизации загрузки железнодорожной инфраструктуры, привлечению малых и средних грузоотправителей, а также повышению прозрачности ценообразования на услуги по предоставлению вагонов», – отметил в этой связи замглавы ведомства Александр Редько, слова которого приводятся в сообщении.

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА, АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; 31.03.2016; ШЕРЕМЕТЬЕВО БЕЗ РЕЛЬСОВ НЕ ЛЕТАЕТ

Для развития аэропорту нужна новая железная дорога
Государство не нашло средств ни в бюджете, ни в Фонде национального благосостояния (ФНБ) на строительство новых железнодорожных веток к московским аэропортам: им предложено до 2018 года обойтись существующей инфраструктурой. Этим недовольны в Шереметьево: там считают, что нужна новая дорога к строящемуся северному терминалу на 15 млн пассажиров. Но после появления нового шоссе до Шереметьево загрузка аэроэкспрессов в южную зону аэропорта в 2015 году уже упала почти на треть, и, по данным «Ъ», в правительстве пока ждут от аэропорта обоснования необходимости в железной дороге.
Проекты развития железнодорожной инфраструктуры к московским аэропортам заморожены на неопределенный срок – до решения об источниках финансирования, сообщил вчера глава управления ГЧП и инвестпроектов АНО «Дирекция московского транспортного узла» Евгений Глумов (цитаты по «Интерфаксу»). По его словам, «предполагалось увеличивать частоту движения аэроэкспрессов в три аэропорта Москвы с учетом роста пассажиропотока, но для этого требовались многомиллиардные инвестиции». В АНО считают, что до 2018 года транспортная доступность аэропортов обеспечена. Но, по словам господина Глумова, «Шереметьево настаивает, что «железка» нужна». «Мы две недели назад запросили у них обоснование позиции», – добавил он.
Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, пояснил, что ОАО РЖД подавало заявку на финансирование всех трех проектов в полном объеме на 158 млрд руб. Из них 58 млрд руб. требовались Шереметьево, 31 млрд руб. – Домодедово и почти 70 млрд руб. – Внуково. Но, по его словам, заявка не соответствовала условиям предоставления средств ФНБ – до 40% средств фонда в бюджете проекта. «Минтранс ее не поддержал», – сообщил собеседник «Ъ». В Минтрансе на запросы «Ъ» не ответили. В Минэкономики подтвердили, что лимит на проекты, претендующие на деньги ФНБ, исчерпан. Министерство анализировало предложения по развитию инфраструктуры и сочло, что экономически более эффективно закупить двухэтажные вагоны для аэроэкспрессов.
В сентябре 2013 года «ТПС Авиа» Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько выиграла конкурс по развитию северной зоны Шереметьево (бывшее Шереметьево-1 и соседние терминалы). Компания вложит $635 млн собственных средств в новый терминал B на 15 млн пассажиров, грузовой терминал, третий топливно-заправочный комплекс (вместе с ЛУКОЙЛом) и тоннель, который соединит северную и южную зоны. Проекты планируется реализовать к чемпионату мира по футболу 2018 года.
В Шереметьево «Ъ» сообщили, что окончательное решение по проекту еще не принято, но он «запланирован в ФЦП», и подведение железной дороги к северному терминалу «необходимо в связи с высокой потребностью доставки пассажиров именно этим видом транспорта»: ею воспользуются не менее 25% пассажиров терминала. В Шереметьево заверяют, что нынешняя загрузка южного терминального комплекса превышает 80%. Источник «Ъ» в одном из профильных ведомств поясняет, что аэропорт сейчас должен обосновать необходимость подведения дороги, то есть четко просчитать прогноз пассажиропотока и указать, когда именно возникнет потребность в дополнительной ветке.
В 2015 году пассажиропоток аэроэкспрессов упал на 20% – до 13 млн человек (рост был только во Внуково – на 8%, до 2,8 млн человек). Заметнее всего упали перевозки в Шереметьево – на 31%, до 4,4 млн человек, из-за роста средней скорости движения по Ленинградскому шоссе и пуска новой трассы М11 в бесплатном режиме. Наиболее востребованным было направление на Домодедово (5,8 млн пассажиров, несмотря на спад на 23,6%), основная причина – крах «Трансаэро».
«Отсутствие железнодорожного сообщения с новым терминалом снизит его привлекательность», – считает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его словам, новый аэровокзал важен и для развития базового перевозчика аэропорта – «Аэрофлота». Эксперт полагает, что загрузка терминала будет зависеть от роста экономики, а такой рост увеличит и возможности бюджета по поддержке проекта.

КОММЕРСАНТ; ИВАН БУРАНОВ; 30.03.2016; ПОЕЗДА ОГРАДЯТ ОТ ВОДИТЕЛЕЙ ШТРАФАМИ

Белый дом принимает меры для снижения аварийности на железной дороге
Экспертная группа «Российской общественной инициативы» предложила Госдуме повысить штраф за нарушение правил пересечения железнодорожных переездов с 1 тыс. до 5 тыс. руб. Необходимость объясняется миллиардными убытками РЖД от аварий. В ГИБДД считают, что штрафами дела не решить, надо добиваться неотвратимости наказаний за счет оборудования переездов автоматическими камерами, но в бюджете на это нет средств. Минтранс предлагает искать инвесторов, которых заинтересуют отчисления от штрафов, они же смогут построить платные путепроводы через железную дорогу.
Ситуация с железнодорожными переездами в среду обсуждалась на заседании экспертной рабочей группы по рассмотрению инициатив, набравших 100 тыс. голосов на сайте «Российской общественной инициативы», у министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова. По данным РЖД, в 2010-2015 годах на железной дороге произошло 1520 ДТП, в результате погибли 348 человек. Суммарный ущерб, нанесенный инфраструктуре РЖД от столкновений машин с поездами, составил около 1 млрд руб.
Обсуждение началось с предложения усилить штраф за проезд через переезд на красный свет. Санкция составляет 1 тыс. руб., суд может также лишить водителя прав на срок до полугода. В сентябре 2015 года Минтранс хотел увеличить штраф до 30 тыс. руб., но от этой идеи отказался. Профсоюз железнодорожников предложил на сайте «Российской общественной инициативы» увеличить санкцию до 5 тыс. руб. (подписались более 100 тыс. граждан), заксобрание Пензенской области, в свою очередь, внесло в Госдуму поправки к КоАП о штрафе в размере 10 тыс. руб.
Заместитель министра МВД Игорь Зубов уверен, что прямой связи между размером штрафа и динамикой правонарушений нет: например, после увеличения санкции в 2013 году (до 1 тыс. руб.) число нарушителей, наоборот, выросло с 94 тыс. до 99 тыс. «Гораздо важнее – обеспечить неотвратимость наказания», – отметил он. Для этого МВД выступает за оснащение как можно большего числа переездов автоматическими камерами. «Я бы не зацикливался на усилении наказания, – добавил заместитель начальника ГИБДД Павел Бугаев. – Надо анализировать причины, по которым водители нарушают. Основная – многокилометровые пробки. На многих переездах провалы, просадки грунта, в итоге теряется пропускная способность». По его словам, большая часть переездов – двухполосные, их можно расширить. «Только усилением санкций решить проблему невозможно, – согласен зампред фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов.– Решившего нарушить водителя не остановит ни штраф, ни лишение прав».
Заместитель министра транспорта Николай Асаул назвал расширение переездов «неэффективным расходованием средств». По его словам, установка камеры стоит примерно 2-3 млн руб., сейчас они есть на 55 из 16 тыс. переездов. По оценкам РЖД, затраты на оборудование оцениваются в 20 млрд руб. Обсуждалась идея заложить деньги на эти цели в ФЦП о безопасности дорожного движения, однако, по словам господина Асаула, финансирование программы уже дважды урезалось. Взамен Минтранс предлагает привлекать частных инвесторов на установку камер с расчетом, что возвращаться средства будут от поступивших штрафов. «Одна камера в Астраханской области за год собрала штрафов на 14 млн руб., – рассказал господин Асаул. – В целом такие проекты очень интересны инвесторам, регионы могли бы заключать концессионные соглашения». Напомним, что с помощью подобных концессий парк камер в данный момент расширяет Московская область.
10,8 тыс. железнодорожных переездов принадлежат РЖД. 21% из них обслуживают дежурные, из них 71% оборудован ограждениями, закрывающими проезд на время прохода поезда, 76% – светофорами. Наиболее проблемных и аварийных объектов – 1,6 тыс. Остальные 6 тыс. переездов принадлежат различным ведомствам и предприятиям.
На заседании экспертной рабочей группы обсуждался и самый дорогостоящий способ решения проблемы – строительство путепроводов. В данный момент этим активно занимаются власти Московской области, где с 2013 года построено шесть путепроводов, всего же будет 17 объектов (на всю программу выделено 63 млрд руб.). Однако, по мнению представителя профсоюза железнодорожников Николая Ефремкина, в целом по стране работа эта ведется «очень медленно».
По итогам заседания Михаил Абызов поручил правительству разработать программу по улучшению безопасности железнодорожных переездов. В нее должна быть заложена возможность привлекать инвестиции в камеры и путепроводы с последующей организацией платного проезда. Что касается ужесточения штрафа, то было решено взять за основу поправки от Пензенской области, доработать их и увеличить штраф до 5 тыс. руб. уже в текущую сессию.

RG.RU; ИРИНА ЖАНДАРОВА; 30.03.2016; ОБМЕЛЕНИЕ РЕК ПРИВЕЛО К СНИЖЕНИЮ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВОЗОК ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Обмеление рек в 2015 году привело к падению пассажирских перевозок внутренним водным транспортом на 6,1 процента за 2015 год. На 3,4 процента упали грузоперевозки по рекам.
Об этом сообщил Виктор Олерский, заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта на расширенной коллегии Росморречфлота.
«Увеличение перевозок пассажиров и грузов невозможно без улучшения внутренних водных путей», – сообщил Виктор Олерский.

АГН «МОСКВА»; 30.03.2016; РОСАВТОДОР: СИСТЕМА «ПЛАТОН» СОБРАЛА ПОЧТИ 5,5 МЛРД РУБ. В ДОРОЖНЫЙ ФОНД

В России в заголовках новостей – Почти 5,5 млрд руб. собрала в дорожный фонд на сегодняшний день система «Платон». Об этом на круглом столе конгресса «Российская неделя ГЧП» заявил руководитель федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт.
«Сегодня система функционирует в штатном режиме, на 10 утра собрано 5,47 млрд руб. и выписано почти шесть млн маршрутных карт. Можно контрастировать, что система запущена и функционирует в штатном режиме», – сказал Р.Старовойт.
Система обслуживания пользователей автоматизированной системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн в счет возмещения причиняемого ими федеральным трассам вреда (система «Платон») начала свою работу по всей России с 15 ноября 2015 г. Действие системы распространяется на 50 тыс. км федеральных трасс на территории России, за исключением платных федеральных трасс государственной компании «Автодор». Планируется, что к III кварталу 2017 г. на всей территории РФ будет установлена 481 рамка контроля оплаты проезда. На данный момент правительством РФ определен тариф – 1,53 руб. за км пути. Планировалось, что с 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. тариф будет составлять 3,06 руб. за км, но 17 февраля 2016 г., пресс-служба министерства транспорта РФ сообщила о том, что действие тарифа в размере 1,53 руб. за км будет продлено. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, правительство РФ может пересмотреть существующий тариф в системе «Платон» осенью 2016 г.