X

Обзор прессы от 30.05.2016

30.05.2016

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; 29.05.2016; ТАК И ПОПЛЫВЕМ

В России обновят водный транспорт
В этом году впервые за последние 60 лет начнется строительство двух крупных пассажирских круизных судов вместимостью более 300 человек. Лайнеры планируется эксплуатировать на внутренних речных и морских маршрутах. Еще строятся 89 судов с использованием механизмов господдержки.
Отечественный автопром ждет большой прорыв. К 2025 году четверть всех собранных в России автомобилей будут отправлять на экспорт, сообщил о планах своего ведомства министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
«Здесь надо продумать систему льгот», – предупредил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. И пояснил: «Рынки сбыта за рубежом заняты. Один из наших конкурентов на внешних рынках – Индия. Правительство этой страны дотирует производителей, в результате автомобили продаются дешевле на 300-500 евро». Михаил Абызов считает, что это должно учитываться при разработке экспортной политики.
Разговор этот состоялся на открытой коллегии минпромторга. Его продолжил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, новые источники экономического роста сегодня, безусловно, надо связывать с несырьевым экспортом, однако на этом пути Россия только «нащупывает» ниши. Надо состыковать все ведомства так, чтобы не упустить возможностей.
И Дворкович, и Абызов, и глава минкомсвязи Николай Никифоров, говоря о планах промышленности, обратили внимание на неполадки в системе госзакупок. Дворкович сообщил, что без вмешательства Федеральной антимонопольной службы, похоже, не обойтись – «междусобойчики» сохраняются, представители некоторых органов власти по-прежнему продолжают закупать товары, не отвечающие техническим требованиям. Николай Никифоров, которого участники коллегии из регионов успели проинформировать о конкретных прецедентах с нарушениями при госзакупках программного обеспечения, пообещал, что «целый ряд таких закупок ПО будет отменен».
О космосе и перспективах космической отрасли рассказал вице- премьер Дмитрий Рогозин. Он обеспокоен отставанием России от США в космической отрасли в девять раз. Стоит задача как можно оперативнее решить эту проблему. Вместе с тем вице-премьер похвалил наши военные заводы за поставки конкурентной продукции. Несмотря на выдавливание с рынков, Россия сегодня ненамного уступает США, отметил Дмитрий Рогозин. Только в прошлом году заключила новые контракты на поставку вооружения за рубеж на 26 миллиардов долларов. «Таким образом, впервые с 1992 года уровень экспорта в этой сфере достиг 56 миллиардов долларов», – сказал Рогозин. По его мнению, уступаем мы сейчас только США, потому что у них гораздо больше возможностей «подчинить волю НАТО», используя союзнические отношения с его странами.
Коллегия минпромторга впервые в этом году прошла в новом формате – коротких докладов основных спикеров и ответов на вопросы из зала. Авиастроителей беспокоит информация о том, что авиакомпании планируют беспошлинно закупить 340 иностранных самолетов за границей. Слухи опроверг Дмитрий Рогозин. По его словам, напротив, принято решение о строительстве регионального пассажирского турбовинтового самолета Ил-114 на 64 пассажиро-места. Это поможет связать между собой регионы, открыть межобластные авиамаршруты. «Чтобы не приходилось, как сейчас, из Амурской области в Хабаровск через Москву летать», – пояснил он. «Мы надеемся, что уже с 2021-2022 года этот самолет пойдет в серийное производство на нижегородском заводе «Сокол», – уточнил Рогозин.
На программу производства Ил-114 предполагается направить из бюджета 50 миллиардов рублей, назвал журналистам сумму господдержки Денис Мантуров. Турбовинтовой самолет Ил-114 был разработан конструкторским бюро Ильюшина в конце 1980-х годов для эксплуатации на региональных воздушных линиях СССР.

ТАСС; 27.05.2016; МАНТУРОВ: РОССИЙСКИЕ ВЕРФИ В 2016 Г. НАЧНУТ СТРОИТЕЛЬСТВО ДВУХ ПАССАЖИРСКИХ ЛАЙНЕРОВ

Суда могут эксплуатироваться на внутренних водных путях РФ с выходом в Азовское, Черное и Каспийское моря.
Российские верфи в 2016 году начнут строительство двух пассажирских судов типа «река-море», сообщил на заседании коллегии Минпромторга РФ глава министерства Денис Мантуров.
«В целях реализации подготовленной Минтрансом стратегии развития внутреннего водного транспорта мы впервые в этом году начинаем строительство двух крупных пассажирских судов, которые могут эксплуатироваться на внутренних водных путях РФ с выходом в Азовское, Черное и Каспийское моря», – сказал он.
Мантуров отметил, что в этом году также будет запущен механизм поддержки заказов на суда – утилизационный грант. Эта мера позволит заказчику получать скидку при заказе нового судна, если он старое судно сдает на утилизацию.
Ранее глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщал, что корпорация намерена в текущем году заложить на своих верфях круизный лайнер. Заказчиком судна может стать Московское речное пароходство – его генеральный директор Константин Анисимов ранее сказал ТАСС, что судно будет рассчитано на 300 человек и сможет возить туристов по таким направлениям, как Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Ростов, морские районы – Каспийского, Черного, Азовского и Балтийского морей, а также заходить в Сочи, Баку, иранские порты, Туркменбаши и др.

ТАСС; 27.05.2016; РЖД: КИТАЙ, НАРЯДУ С ВСМ, ИНТЕРЕСУЮТ И ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РФ

Президент РЖД Олег Белозеров обсудил с председателем правления CREC Ли Чанцзинем вопросы сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта
Китай, наряду с участием в проекте высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, интересуют и другие проекты по строительству железных дорог в РФ. Об этом говорится в сообщении ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) по итогам встречи президента компании Олега Белозерова с делегацией Китайской железнодорожной корпорации (CREC) во главе с председателем правления Ли Чанцзинем.
В ходе встречи стороны обсудили вопросы сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта. В частности, речь шла об участии китайской стороны в реализации проекта ВСМ Москва – Казань, который президент РЖД отнес к приоритетным.
«Мы рассматриваем этот проект как важнейший этап формирования высокоскоростного коридора Москва – Пекин. Кроме того, мы видим в нем инфраструктурную основу для евразийской экономической интеграции – развития Экономического пояса Шелкового пути», – сказал Белозеров, слова которого приводятся в сообщении.
Глава РЖД подчеркнул, что инженерные изыскания для подготовки проектной документации должны быть завершены в июне 2016 года. Со своей стороны, господин Ли Чанцзинь заверил, что китайские специалисты приложат все усилия к тому, чтобы работы были выполнены в срок.
Общая стоимость строительства ВСМ Москва-Казань составляет 1,068 трлн рублей. Участок Москва – Казань в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали Москва – Пекин, стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн рублей, и проекта «Шелковый путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока.
Победителем конкурса на проектирование ВСМ Москва – Казань стал российско-китайский консорциум во главе с ОАО «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и CREEC (China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.). Проектные работы должны завершиться в 2016 году.
Китай предоставит кредит на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань в размере 400 млрд рублей. Кроме того, китайская сторона обеспечит предоставление акционерного финансирования (взнос в капитал создаваемой SPV-компании) для реализации проекта на участке Москва – Нижний Новгород в объеме эквивалентном 52 млрд руб. (в долларах США) и в дополнительном объеме в $1 млрд для реализации проекта на участке Нижний Новгород – Казань.
Предполагается, что в рамках реализации проекта будет создана специальная проектная компания (СПК) – концессионер. Ее задачей станет заключение и исполнение концессионного соглашения о строительстве ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань. Реализация проекта будет осуществляться путем привлечения инвестиций в форме акционерного и долгового финансирования.
Протяженность ВСМ Москва – Казань составит около 770 км, скорость движения поездов будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50-70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 ч против нынешних 14 ч.

КОММЕРСАНТЪ; 28.05.2016; ЦЕНТРАЛЬНУЮ КОЛЬЦЕВУЮ АВТОДОРОГУ В НОВОЙ МОСКВЕ ДОСТРОЯТ В 2018 ГОДУ

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что строительство участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в границах Новой Москвы должен быть завершен в 2018 году. «Это очень большой и сложный проект, однако строительство участка ЦКАДа в Новой Москве планируется завершить»,– цитирует «Интерфакс» господина Хуснуллина. Он добавил, что в настоящее время ведется освобождение территорий под строительство. Как отметил господин Хуснулин, протяженность участка Центральной кольцевой автодороги в границах Новой Москвы составляет 29 км.
Напомним, в апреле госкомпания «Автодор» провела последний конкурс, необходимый для строительства ЦКАД. В качестве концессионера для четвертой секции дороги заявилось только ООО «Юго-восточная магистраль», принадлежащее РФПИ и структурам УК «Лидер». Если компанию признают победителем, то ей нужно будет построить 96-километровый участок ЦКАДа менее чем за два года.

ВЕДОМОСТИ; ЕКАТЕРИНА МЕРЕМИНСКАЯ; 30.05.2016; ЦКАД В ТУМАНЕ

«Автодор» так и не объявил, кто будет строить четвертый участок ЦКАД, хотя должен был принять решение до 18 мая.
Ответ на вопрос, кто будет строить четвертый участок ЦКАД, казался очевидным. Единственной компанией, подавшей заявку на конкурс, оказалась «Юго-Восточная магистраль», представляющая компанию «Главная дорога» группы УК «Лидер». ГК «Автодор», проводившая конкурс, признала его несостоявшимся и взяла положенные законом 30 дней на рассмотрение единственной заявки.
До 18 мая (по закону и до 16 мая по конкурсной документации) «Автодор» должен был решить, соответствует ли заявка требованиям и будет ли он заключать концессионное соглашение с «Юго-Восточной магистралью». Но официальных объявлений о принятом решении так и не было. «Юго-Восточная магистраль» пока не получала извещений о решении «Автодора», говорит директор компании Михаил Плахов. Представитель «Автодора» отказался от комментариев. Заявка «Юго-Восточной магистрали» соответствует условиям конкурсной документации, с компанией идут переговоры, говорит сотрудник «Автодора».
Впервые не ясно, есть ли решение «Автодора», возможно, из-за того, что нечасто были конкурсы с одним участником, говорит партнер HoganLovells Александр Долгов. Еще не было такого, чтобы участника не уведомили, согласен советник Dentons Илья Скрипников.
Решение без опоздания
Решение по другому несостоявшемуся конкурсу – на третий участок ЦКАД – «Автодор» объявил спустя две недели. 28 апреля госкомпания сообщила, что подпишет концессионное соглашение с консорциумом «Автодорожная строительная корпорация», в который входят ДСК «Автобан» и испанская Sacyr Concession.
Публиковать итоги рассмотрения заявки «Автодор» не обязан, но должен сообщить о нем участнику конкурса, говорит Скрипников. Если решение не было принято вовремя или о нем не сообщили в срок участнику, то допущено процедурное нарушение, отмечает юрист «Линии права» Семен Мокин. Заказчик тендера, после того как примет решение, должен направить концессионеру необходимый пакет документов, говорит юрист Heads Consulting Никита Куликов. Даже если решение отрицательное, то единственного участника надо уведомить и в течение 15 дней (после отведенных на решение 30 дней) вернуть задаток, продолжает Куликов. Но срыв сроков, если он был, не помешает заключить концессионное соглашение с «Юго-Восточной магистралью», если обе стороны будут согласны, считает Скрипников.
Участок 4 ЦКАД – 96,5 км между дорогами М7 «Волга» и М4 «Дон». Дорога пройдет через Ногинский, Павлово-Посадский, Воскресенский и Раменский районы, города Электросталь и Домодедово. Срок строительства – три года с момента получения разрешения, т. е. ориентировочно оно может завершиться осенью 2019 г. Цена – 78,5 млрд руб., из них 49,7 млрд даст «Автодор». Сложность в том, что к строительству готова лишь половина территории, по которой пройдет дорога, говорил в феврале председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах.
ЦКАД – один из первых инфраструктурных проектов, на которые президент Владимир Путин распорядился направить средства ФНБ (150 млрд руб.). Начать строительство хотели еще в 2011 г., но заявки на первый участок были поданы только в 2014 г. «Автодор» намерен завершить работы до конца 2018 г. Теоретически это возможно, говорил ранее старший менеджер группы по управлению строительными проектами KPMG Алексей Медников, но только при максимальном объединении усилий концессионера и госкомпании, контроле за строительством, грамотном управлении и своевременном финансировании. Рынок давно ждет объявления, кто же будет строить, и дальше затягивать с выбором концессионера не стоит, говорит руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО центра» Евгений Мазур.

РИА НОВОСТИ; 27.05.2016; РОСАВТОДОР: ПОСТОПЛАТА ПО СИСТЕМЕ «ПЛАТОН» ОКАЗАЛАСЬ МАЛО ВОСТРЕБОВАННОЙ

Введенная в конце апреля возможность постоплаты поездок по федеральным трассам для большегрузов по системе «Платон», о чем просили перевозчики, показала «мизерный» масштаб востребованности, сообщил журналистам в пятницу глава Росавтодора Роман Старовойт.
«В конце апреля вступили правила по постоплате и сегодня те, кто уже зарегистрирован в системе и не имеют задолженности, имеют возможность осуществлять платежи после совершения поездки. Однако масштаб востребованности этой функции, о котором говорили перевозчики, – нас это удивило, но он мизерный», – сказал он.
Старовойт отметил, что перевозчики не пользуются этой услугой и бухгалтерии предприятий зачастую выгоднее и проще администрировать, когда осуществляется предоплата. «Но мы в любом случае идем навстречу и такой функционал системы применяется. Ну и другие более мелкие вопросы. Система корректируется, это живой организм», – сказал он.
Автомашина контроля оплаты проезда пользователей, зарегистрированных в реестре государственной системы взимания платы Платон, на одной из подмосковных автодорог.
В целом, по словам главы Росавтодора, система «Платон» работает в штатном режиме. «На сегодняшний день собрано уже более 8 миллиардов рублей в федеральный бюджет. Все предложения от перевозчиков фиксируются, обсуждаются и мы их реализуем», – сказал он.
Отсрочка предоставляется, если собственник транспортного средства зарегистрирован в реестре более двух месяцев и если юридическое лицо зарегистрировано в РФ или адрес места жительства или места пребывания физического лица-собственника транспорта находится в Российской Федерации.
Система «Платон» была введена в ноябре 2015 года. Деньги c грузовиков идут в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями (массой более 12 тонн). Правительство в конце февраля продлило после 1 марта 2016 года льготный тариф 1,53 рубля для большегрузов в рамках системы. Предполагалось, что с 1 марта 2016 года тариф будет увеличен до 3,06 рубля за километр. Однако позднее власти решили продлить срок действия льготного тарифа до осени.

РИА НОВОСТИ; 27.05.2016; РОСАВТОДОР: БОЛЬШЕ 60% ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРАСС НАХОДЯТСЯ В НОРМАТИВНОМ СОСТОЯНИИ

Около 70% федеральных трасс в России к концу года будут соответствовать нормативным требованиям, в настоящее время эта доля составляет более 60%, сообщил журналистам в пятницу глава Росавтодора Роман Старовойт.
«У нас на сегодняшний момент чуть больше 60% федеральных трасс находятся в нормативном состоянии. К концу года эта цифра уже будет 70%. К концу 2018 года будут все федеральные трассы находиться в нормативном состоянии», – сказал он, отвечая на вопрос, не планируется ли исключать из оплаты по системе «Платон» не соответствующие нормативам трассы.
Старовойт отметил, что по решению законодательной власти система взимания платы основана на федеральном законе, который был принят еще в 2011 году, когда федеральные трассы менее чем на 30% соответствовали нормативам.
«Госдума приняла этот закон, и мы, как федеральный орган исполнительной власти, реализующий этот закон, его исполняем. Вопросы к законодателям», – сказал он.
Система «Платон» была введена в строй в ноябре 2015 года. Деньги c грузовиков идут в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями (массой более 12 тонн). Правительство в конце февраля продлило после 1 марта 2016 года льготный тариф 1,53 рубля для большегрузов в рамках системы. Предполагалось, что с 1 марта 2016 года тариф будет увеличен до 3,06 рубля за километр. Однако позднее власти решили продлить срок действия льготного тарифа до осени.

ГУДОК; 27.05.2016; ВСМ МОСКВА – КАЗАНЬ: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Реализация таких инфраструктурных проектов как высокоскоростная магистраль Москва – Казань создают основу для повышения устойчивости экономики РФ. И не случайно ему сейчас уделяется повышенное внимание.
Поезда ускорят движение
ВСМ Москва – Казань является одним из наиболее приоритетных участков развития скоростного железнодорожного движения в Российской Федерации. Протяженность маршрута составит 770 км, а максимальная скорость движения будет достигать рекордных для России 400 км/ч.
Железная дорога пройдет по территории по территории семи субъектов РФ: Москве, Московской области, Владимирской области, Нижегородской области, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Татарстан.
По данным ОАО «РЖД», запуск участка обеспечит сокращение времени следования между Москвой и Казанью в 4 раза: с текущих 14 ч до 3,5 ч, а время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в 7 раз.
Ежегодный пассажиропоток в первые годы эксплуатации линии оценивается в 10,5 млн, а к 2030 году достигнет 17 млн человек.
Проект обладает высокими экологическими характеристиками. В частноти, количество пассажиров, перевезенных на единицу затраченной энергии по ВСМ, в 4,3 раза больше, чем автомобильным транспортом и 8,5 раза больше, чем авиационным.
Работы идут по графику
Проект строительства ВСМ Москва – Казань, по данным первого вице-президента ОАО «РЖД» Александра Мишарина, обеспечивает создание 40 тыс. рабочих мест. Стоимость создания первой высокоскоростной железной дороги превышает 1 трлн руб.
Независимый технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций проекта строительства ВСМ Москва – Казань, выполненный международными экспертами компаний Deutsche Bahn AG (Германия) и Ernst & Young (Англия) подтвердил, обоснованность инвестиций в проект создания ВСМ. А консорциумом во главе с Фондом «Центр стратегических разработок», включающим полтора десятка ведущих научно-исследовательских организаций, таких как Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук (ИНП РАН), Институт проблем естественных монополий, Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Институт экономики и развития транспорта», проведены исследования в области влияния реализации проекта строительства высокоскоростной магистрали на социально-экономическое развитие страны, включая влияние проекта на все основные отрасли экономики и на различные подотрасли, дана оценка уровня локализации заказов для российской промышленности.
По словам президента России Владимира Путина, основные параметры совместного финансирования высокоскоростной магистрали Москва – Казань согласованы, а развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения – одно из наиболее перспективных направлений в РФ.
«Министерство транспорта поддерживает этот проект и делает все возможное, чтобы он двигался в графике, утвержденном дорожной картой, которую подписал председатель правительства России», – подчеркнул министр транспорта РФ Максим Соколов.
Мультипликативный эффект магистрали
На этапе реализации проекта может быть создано более 370 тыс. рабочих мест в более чем 20 отраслях экономики страны (из них более 120 тыс. – в регионах прохождения трассы), в том числе более 155 тыс. – в обрабатывающей промышленности, обеспечена не менее чем на 80% локализация инновационного производства в России, в том числе и производство подвижного состава.
Необходимо отметить, что в России созданы все условия для производства подвижного состава такого уровня. Речь идет о двух лидерах отечественного машиностроения – ЗАО «Трансмашхолдинг» и ООО «Уральские локомотивы». Наши российские предприятия обладают достаточным уровнем компетенций, технологий и знаний, а также соответствующими мощностями для производства широкого спектра современного железнодорожного подвижного состава, имеют опыт локализации производства железнодорожного подвижного состава и его компонентов совместно с европейскими производителями.
Мультипликативный эффект в период строительства магистрали за счет выпуска новой продукции и оказания услуг оценивается в 1,2 трлн руб.
Для строительства магистрали потребуется свыше 1 млн кубометров щебня, почти 9 млн кубометров железобетонных конструкций и около 250 тыс. тонн металла для рельсов и стрелочных переводов.
Так, например, для обеспечения строительства линии металлическими и железобетонными конструкциями позволит задействовать около 30% всех производственных мощностей в России по выпуску металлических мостовых конструкций, а также практически полные мощности крупнейших производителей мостовых железобетонных конструкций на 3 года.
Консорциум уточнит параметры ВСМ
Проектирование ВСМ Москва – Казань началось 18 июня 2015 года, когда был заключен договор № 25/15 на выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проекта планировки и проекта межевания территорий и разработке проектной документации для строительства участка Москва – Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург», заказчиком которого стало ОАО «Скоростные магистрали», а исполнителем – консорциум в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.
При реализации проекта ВСМ должны быть определены технологии производства и укладки безбалластных конструкций верхнего строения пути, строительство искусственных сооружений, стрелочных переводов для скоростей движения 400 км/ч, а также устройства земляного полотна. Предстоит разработать систему обеспечения безопасности и управления движением высокоскоростных поездов, обеспечить современную технологическую цифровую связь и систему электроснабжения контактной сети для скоростей движения 350-400 км/ч.
Александр Солнцев
Справка
Сегодня протяженность высокоскоростных железных дорог в мире составляет свыше 32 тыс. км, еще 13 тыс. км находятся в стадии строительства. По данным Международного союза железных дорог, при времени в пути по магистральной части маршрута до 2,5 часов более 75 % пассажиропотока приходится на высокоскоростные магистрали, а при времени 3,5–4 часа пассажиропоток между поездами и самолетами распределяется примерно поровну. В то же время безопасность железнодорожного транспорта в целом и
высокоскоростных магистралей в частности превосходит показатели всех других видов транспорта. Более чем за 40 лет эксплуатации высокоскоростных железнодорожных линий, по которым перевезено свыше 7 млрд пассажиров.

ТАСС; 30.05.2016; МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ОТКРЫВАЕТСЯ В ПОДМОСКОВНОМ ЖУКОВСКОМ

На церемонии открытия, как ожидается, будут объявлены авиакомпании, которые будут совершать полеты из этого аэропорта.
Церемонию посетит председатель правительства Дмитрий Медведев. Премьер-министру представят план развития аэропорта, а также новый пассажирский терминал. В мероприятии также примут участие заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, министр транспорта Максим Соколов и министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
На мероприятии, как ожидается, будут объявлены авиакомпании, которые будут совершать полеты из этого аэропорта.
Неавиационный доход
Модернизация аэропорта началась еще в 2014 году. В конце 2013 года литовская Avia Solutions Group выиграла конкурс ГК «Ростех» на выбор инвестора.
В 2014 году появилась управляющая компания «Рампорт аэро». Компания на 75% минус 1 акция принадлежит структуре Avia Solutions, еще 25% плюс 1 акция у структуры «Ростеха», транспортно- выставочного комплекса «Россия».
За пять лет в модернизацию аэропорта будет инвестировано более 10 млрд рублей. Срок окупаемости – около семи лет.
Около 70% дохода аэропорт будет получать от неавиционных видов деятельности: паркинга, торговых и офисных центров, грузового терминала и пр. В 2017 году Жуковский первым из российских аэропортов планирует выйти на IPO.
Три этапа модернизации
Аэропорт будет действовать в качестве единого авиационного центра экспериментальной, государственной и гражданской авиации, говорится на сайте «Рампорт аэро». На данный момент в аэропорту действует только одна взлетно- посадочная полоса (ВПП). Она также используется Летно- исследовательским институтом имени М. М. Громова. Эта ВПП – самая длинная в Европе, еe длинна составляет 5,5 км.
Также в будущем планируется использовать и вторую ВПП. Как говорится на сайте управляющей компании, вторая ВПП используется пока только для руления и стоянки, запланировано обновление радиотехнических и светотехнических средств, а также реконструкция магистральной рулежной дорожки.
В целом же модернизация аэропорта разделена на три этапа. В рамках первого этапа был построен пассажирский терминал (его площадь составила 15 000 кв. м), пропускная способность – 4 млн пассажиров в год. Также первый этап реконструкции аэропорта подразумевал расширение автодороги к нему до 4 полос и строительство автостоянок.
Во время второго и третьего этапов планируется расширить первый пассажирский терминал и построить второй. Общая площадь терминалов составит 60 000 кв. м., а их пропускная способность увеличится до 12 млн. пассажиров в год, говорится на сайте «Рампорт аэро».
Низкобюджетный аэропорт без лоукостеров
Изначально предполагалось, что аэропорт Жуковский нужен для того, чтобы разгрузить МАУ. Однако за время реконструкции аэропорта пассажирские перевозки перешли от роста к снижению. По последним данным Росавиации, пассажиропоток МАУ в январе-апреле 2016 года оказался на 2,4% ниже, чем годом ранее. Особенно сильно снизился пассажиропоток во Внуково (аэропорт являлся крупнейшей воздушной гаванью для прекратившей деятельность «Трансаэро»), показатели пассажиропотока которого за январь- апрель 2016 года оказались на 25% ниже, чем в январе-апреле 2015 года.
Более того, изначально Жуковский позиционировался как аэропорт для лоукостеров. Единственный российский лоукостер «Победа» пока не спешит менять Внуково на Жуковский. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что авиакомпания «Победа» может начать летать из аэропорта, когда к нему будет проложена железная дорога.
Что касается открытия железной дороги в аэропорт, то такие планы прорабатываются, рассказывал ТАСС замглавы «Ростеха» Дмитрий Шугаев. Пока пассажирам предлагается доехать до железнодорожной станции «Отдых», оттуда – на специальных автобусах до аэропорта. Дорога до аэропорта будет занимать около часа. Также на автобусах до аэропорта можно будет добраться от станции метро «Котельники».