X

Обзор прессы от 11.11.2016

11.11.2016

РБК; 10.11.2016; ЛЬГОТНЫЕ АВИАБИЛЕТЫ В КАЛИНИНГРАД ПЛАНИРУЮТ ПРОДАВАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ

Росавиация предложила авиакомпаниям в 2017 году расширить маршрутную сеть субсидированных полетов в Калининград дополнительными направлениями и городов центральной части России. Об этом шла речь на совещании, посвященному вопросам транспортного сообщения с Калининградской областью, сообщает пресс-служба ведомства.
Также авиакомпаниям было рекомендовано к 2017 году разработать комплекс мер по исключению услуг посредников при реализации билетов по специальному тарифу.
«Одной из таких мер может быть продажа билетов по льготной цене через официальные сайты авиакомпаний. По данным авиакомпаний, механизмы таких продаж уже разрабатываются», – говорится в сообщении Росавиации.
С15 мая по 15 октября шесть авиаперевозчиков перевезли по маршрутам Калининград-Москва и Калининград-Санкт-Петербург 170 тысяч пассажиров. При этом было отмечено, что некоторые авиакомпании не полностью выполнили взятые на себя на старте программы обязательства.

КОММЕРСАНТ САМАРА; СЕРГЕЙ ТИТОВ;11.11.2016; «ВОСТОЧНЫЙ» НАЦЕЛЯТ НА БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Ульяновская область намерена развивать авиационное грузовое сообщение с Ираном из международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» силами авиакомпании «Волга-Днепр». Проект продвигает Ассоциация ульяновского бизнеса совместно с региональной Корпорацией по развитию предпринимательства. Предполагается, что со временем на базе портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) «Ульяновск» и аэропорта «Ульяновск-Восточный» будет создан международный мультимодальный грузовой хаб, через который грузы будут поставляться и в другие регионы России.
О планируемом начале грузовых авиаперевозок между Россией и Ираном из международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» сообщил „Ъ“ председатель правления Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов. По его словам, «задачу развития торгового сотрудничества с Ираном поставил губернатор Сергей Морозов сразу же, как только Иран открылся» (имеется в виду снятие международных санкций в январе 2016 г. – „Ъ“). «Учитывая выгодное географическое положение Ульяновска, имеющего в Иран прямой путь по Волге, упускать такой большой рынок – неправильно», – сказал господин Гайнетдинов. По его словам, «товары ульяновских экспортеров – зерно, мебель, двери и другие – пользуются в Иране достаточно большим спросом». Однако водный транспорт не дает возможности работать в зимний период и обеспечивать быструю доставку грузов, «наземный путь имеет много сложностей». «Товары с высокой добавленной стоимостью было бы выгодно перевозить самолетом, и логично, что ульяновский бизнес начал продвигать этот проект. У нас международный аэропорт, лучший авиаперевозчик – авиакомпания „Волга-Днепр“, ПОЭЗ – все это дает все возможности раскатать международный маршрут и со временем сформировать авиационный хаб, перенаправить потоки товаров через Ульяновск, разгрузив Москву», – отметил Руслан Гайнетдинов.
Координатор проекта формирования грузового маршрута, глава Ассоциации ульяновского бизнеса Руслан Ильясов подчеркивает, что «Иран – это точка входа ульяновских экспортеров на Ближний Восток, в арабский мир», «там неплохо чувствуют себя российские товары, такой экспорт дает возможность увеличить выручку в два-три раза». По его словам, «авиакомпания „Волга-Днепр“ ранее не летала в Иран – не было разрешения», сегодня же все вопросы решены, заключены необходимые соглашения, в том числе – «договоры с аэропортами, способными принимать самолеты Ан 124 „Руслан“, маршруты согласованы с МИД России и МИД Ирана», осталось решить ряд технических моментов, в том числе получить ранее имевшиеся разрешения на прием «Ульяновск-Восточным» опасных грузов и товаров продуктовой сетки. Предполагается, что маршрут может быть открыт уже в декабре этого года, на начальном этапе авиаперевозки планируется осуществлять один раз в неделю, «в дальнейшем, в зависимости от загрузки, хоть каждый день». От загрузки будет зависеть и тип используемого самолета (в парке ульяновской а/к «Волга-Днепр» 5 модернизированных Ил 76 ТД 90 ВД и 12 самолетов Ан 124–100 «Руслан»). Партнер в реализации проекта Иране – компания GPI Inernational (Тегеран, основные направления – импорт зерна в Иран, логистика). Складирование грузов будет осуществляться в компании «Т1» (резидент ПОЭЗ). Господин Ильясов отмечает, что основным же направлением дальнейшего развития проекта станет формирование на территории ПОЭЗ полноценного мультимодального хаба, который позволит «экспортировать товары из различных регионов России не только в Иран, но и в Юго-Восточную Азию, в Европу».
В самой авиакомпании «Волга-Днепр» ответили „Ъ“, что «авиакомпания готова участвовать в программе перевозок в Иран», заметив, что «это может стать очередным шагом в развитии концепции „грузового супермаркета“, составляющей основу стратегии, одноименной Группы компаний».
Гендиректор компании «Инфомост консалтинг» Борис Рыбак отмечает, что «ранее из России вообще не было грузовых авиаперевозок в Иран», «перспективы же у проекта, видимо, есть, поскольку в „Волга-Днепре“ работают умные люди, и если они взялись за это, значит, у них наверняка есть еще и свои заказчики». «Мультимодальный хаб – это очень хорошо. Но чтобы была мультимодальность, нужен груз. Пока же грузов то и нет», – заметил эксперт.
Поданным Росавиации, в первом полугодии 2016 года грузооборот отечественных авиаперевозчиков в международном авиасообщении увеличился на 14,9 %, однако объем перевезенных ими грузов снизился на 13,3 %.

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; 11.11.2016; АВИАРЫНОК ВЫХОДИТ ИЗ ПИКЕ

Российские авиакомпании впервые за текущий год показали положительный результат по объему перевозок, которые в октябре выросли на 4% по сравнению с октябрем прошлого года. Эксперты считают, что улучшение результатов пока является лишь статистическим эффектом, вызванным низкой базой октября прошлого года, когда прекратила полеты «Трансаэро».
Росавиация опубликовала оперативные данные работы крупнейших российских авиакомпаний (35 перевозчиков обслуживают 99% рынка). Согласно статистике, объемы авиаперевозок пассажиров в октябре 2016 года превысили аналогичный показатель прошлого года на 4%, составив почти 7,8 млн пассажиров. Пассажирооборот в текущем году вырос на 2,4%, до 18,5 млрд пассажирокилометров. Процент занятости кресел также оказался положительным, увеличившись на 0,8 процентных пункта, до 78,8%. По итогам октября первая пятерка авиакомпаний – «Аэрофлот», S7, «Россия», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии» – нарастила пассажиропоток на 35,3%. Этот рост вызван тем, что крупнейшие авиакомпании забрали себе пассажиропоток ушедшей с рынка «Трансаэро».
Темп сокращения перевозок впервые замедлился в сентябре. Тогда российские авиакомпании перевезли 9,1 млн пассажиров, что на 3,9% меньше, чем в сентябре прошлого года, сообщала Росавиация. До сентября перевозки сокращались двузначными цифрами, а за январь-сентябрь пассажиропоток сократился на 7,9% до 67,6 млн пассажиров. «Сейчас происходит «коррекция статистики», поскольку эффект «Трансаэро» подошел к концу»,– отмечает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. «Трансаэро» перестала продавать билеты в начале октября прошлого года, а до этого активно демпинговала, что привело к росту пассажиропотока и эффекту высокой базы. Источник «Ъ», близкий к «Аэрофлоту», согласился с тем, что на данных октября сказался эффект низкой базы и уход «Трансаэро». Собеседник «Ъ» добавил, что сам «Аэрофлот» наращивает пассажиропоток за счет развития внутренних линий и транзитных потоков между Европой и Азией. При этом процент занятости кресел растет благодаря сокращению провозных емкостей на рынке. В пресс-службе S7 сообщили «Ъ», что в этом году компания наращивала парк – флот пополнился двумя Airbus A321 и четырьмя Boeing 737-800, что позволило начать полеты на новых, а также увеличить частоту полетов на уже существующих популярных направлениях. В компании рассчитывают, что «рост пассажиропотока продолжится в ближайшие месяцы».
Андрей Крамаренко отмечает, что реальная ситуация в отрасли станет понятна, когда будут опубликованы данные с разбивкой на международные и внутренние перевозки. По прогнозам эксперта, до конца года может восстановиться статистический рост пассажиропотока на международных линиях на фоне открытия турецкого рынка и сокращения числа игроков. Но на внутренних линиях ситуация может быть иная – в этом сегменте рост начал замедляться еще в начале года, а без «Трансаэро» показатель может вообще «резко упасть».

ТАСС; 10.11.2016; ПОРТЫ ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНОБЛАСТИ ГОТОВЫ УВЕЛИЧИТЬ ПАРОМНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В ЕВРОПУ

Петербургский пассажирский порт «Морской фасад», который также способен принимать паромы, а также морской торговый порт Усть-Луга Ленобласти готовы к увеличению паромных автоперевозок грузов между Россией и Европой. Об этом ТАСС рассказали в компаниях.
Ранее Минтранс РФ сообщил о том, что прорабатывает вопрос многократного увеличения автомобильных грузоперевозок из России в Европу, в частности в Германию, с помощью паромных линий. «Мы готовы обеспечить это (автомобильные грузоперевозки с помощью паромных линий – прим. ТАСС) в определенном объеме», – сказал коммерческий директор «Морского фасада» Алексей Панфилов.
По его словам, паромное сообщение с Европейскими странами и странами Балтии в порту ведется давно. «С учетом кризиса количество перевозимых грузов сократилось. Как в импорте с учетом санкционного режима, так и в экспорте с учетом общего падения экономики», – уточнил Панфилов.
Как отметил собеседник агентства, чтобы обеспечить перевозки необходим, в первую очередь, груз, а проблем с паромами нет. «Паромная линия всегда идет под груз, будет груз, значит будет больше паромных линий», – сказал он.
В беседе с ТАСС гендиректор АО «Морской торговый порт Усть-Луга» Михаил Таланенко рассказал, что в компании давно ведут сотрудничество с немецкими коллегами и готовы к увеличению в том числе автомобильных грузоперевозок. «В сентябре мы подписали меморандум с портом Киль (Германия), который будет способствовать увеличению грузооборот портов. Наш терминал технологически и инфраструктурно готов к увеличению грузопотока», – сказали в пресс-службе. Ранее ТАСС сообщал со ссылкой на генерального директора компании «Морской торговый порт Усть-Луга», что порт к концу года может достигнуть грузооборота в 100 млн тонн, на сентябрь он составлял порядка 88 млн тонн.
Паромная линия в обход Польши
Автомобильные грузоперевозки из России в Европу, в частности в Германию, осуществляются, в том числе с помощью паромных линий. Министерство транспорта РФ прорабатывает вопрос кратного увеличения объемов таких перевозок. «Это позволит отказаться от транзитных перевозок через Польшу в связи с нестабильной политикой польских коллег по обмену разрешениями, не позволяющей российским перевозчикам комфортно работать», – сообщается на официальном сайте Агентства автомобильного транспорта РФ.
В сообщении отмечается, что представители поставщика транспортных услуг по перевозке грузов паромами по различным направлениям – компании DFDS «выразили готовность обеспечить паромную линию необходимым количеством грузовых паромов для удовлетворения спроса перевозчиков, работающих в Европе». В настоящее время стороны рассматривают варианты морских торговых портов, откуда оптимально будет запустить паромную линию, а также паромы для таких перевозок.
Запуск паромной линии будет актуален для перевозчиков европейской части России, которым приходится получать польские транзитные разрешения на проезд через ее территорию. Экономия времени на перевозке сыграет существенную роль в дальнейшем развитии двухсторонних торговых отношений между Россией и странами Евросоюза, говорится в сообщении.
Проблема разрешений на транзит через Польшу
В начале февраля возникла проблема обмена разрушениями на автомобильный транзит грузов между РФ и Польшей. Договоренность об обмене ими была достигнута только 19 февраля, в этот период перевозчикам, в том числе калининградским, приходилось использовать обходные пути для доставки грузов. На линию Балтийск – Засниц был поставлен паром «Петербург», совершивший с 22 по 25 февраля рейс с загрузкой около 70 %. Планировалось, что рейсы будут выполняться на постоянной основе, однако в начале марта после того, как РФ и Польша договорились о разрешениях, паром был снят с линии из-за низкой загрузки.

ТАСС; 10.11.2016; РЖД В 2017 Г. ПРЕДСТАВЯТ В ПРАВИТЕЛЬСТВО МОДЕЛЬ ВСМ МОСКВА-КАЗАНЬ

«Российские железные дороги» (РЖД) в 2017 году представят в правительство РФ организационно-правовую модель высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань. Об этом ТАСС сообщил источник в РЖД.
«Организационно-правовая модель реализации проекта ВСМ Москва-Казань будет направлена в правительство РФ только после окончания проектирования и заключения Главгосэкспертизы. Пока же происходит рабочее взаимодействие с аппаратом правительства, оно ведется на постоянной основе, в том числе это регулярный обмен документами, где уточняются позиции», – сказал собеседник агентства.
По его словам, окончание проектирования и получение заключения Главгосэкспертизы ожидается в 2017 году.
Проект ВСМ Москва-Казань протяженностью 770 км будет осуществляться на принципах ГЧП в форме концессии в две фазы: Москва – Нижний Новгород и Нижний Новгород – Казань.
Инвестором должен выступить Китай, подтвердивший готовность внести 52 млрд рублей в акционерный капитал первой фазы проекта, $1 млрд – второй фазы, а также предоставить долговое финансирование в объеме 400 млрд рублей за счет кредита Государственного банка развития Китая.

LENTA.RU; АЛЕКСАНДР ВОЛОБУЕВ; 10.11.2016; ПЕРЕВОЗКИ НА ПРЕДЕЛЕ

Списание старых вагонов, простимулированное российскими властями, подъем спроса на некоторые виды железнодорожных перевозок и сезонные факторы создали локальный дефицит подвижного состава. Подтянулись цены на аренду, демонстрируя почти двукратный рост – до 1200-1300 рублей за вагон в сутки. «Лента.ру» разбиралась в причинах и последствиях этого для потребителей.
Старье сдаем
Аренда грузовых вагонов в России с лета 2016 года резко подорожала. Самый высокий всплеск цен пришелся на наиболее массовый вид грузового подвижного состава – полувагоны. Суточная ставка на них выросла на 50-80 процентов по отношению к ценам июля текущего года, в отдельных случаях достигая 1250-1300 рублей за вагон, рассказал «Ленте.ру» гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД) Павел Иванкин. В начале года арендовать полувагон можно было всего за 500-600 рублей в сутки.
По данным старшего аналитика Объединенной вагонной компании (ОВК) Лейсаны Коробейниковой, в октябре средняя ставка аренды на полувагоны составляла 750-800 рублей в сутки. Аналитик оценивает себестоимость оперирования вагона в текущем году на уровне 850-900 рублей.
Рост арендных ставок произошел на фоне сокращения вагонного парка и образования локального дефицита подвижного состава. По словам Иванкина, с середины июля начались проблемы на Восточном полигоне с пропуском вагонопотоков. «Это привело к увеличению сроков оборота вагонов, и как следствие начался постепенно формироваться дефицит на Кузбассе. Для ликвидации этого дефицита операторы начинают передислоцировать вагоны с других направлений. В итоге Кузбасс, как омут, притягивает к себе вагоны, создавая дефицит во многих местах», – поясняет он.
В этом году ожидается рекордное списание вагонов, связанное со вступившим в силу с 1 января запретом на продления срока службы старого подвижного состава. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2014 году было списано более 46 тысяч единиц, в 2015-м – 104 тысячи, а за девять месяцев текущего уже отправлено в утиль почти 90 тысяч.
При этом производство железнодорожного грузового подвижного состава неуклонно снижается с 2012 года, сообщается в презентации ИПЕМ. Тогда российские предприятия выпустили 71,6 тысячи грузовых вагонов, в 2013 году – 60 тысяч, в 2014 – 55 тысяч, в прошлом – 29 тысяч.
Российские вагоностроители с начала позапрошлого года вынуждены были сократить пятую часть персонала, в семь раз снизить инвестиции в основные фонды (с 3,56 до 0,5 миллиарда рублей). Аналитики Sberbank CIB еще весной предсказывали появление на рынке дефицита полувагонов примерно в 10 тысяч единиц в период пикового спроса.
Источник в одном из железнодорожных операторов предположил, что проблемы с подачей вагонов также могут быть связаны с сезонными трудностями: погодные условия усложнили погрузку в портах. «Порты не принимают уголь. Соответственно, стоят и грузовые вагоны – подвижной состав фактически используется как склад на колесах», – сказал он. В нескольких крупных угольных компаниях информацию с остановкой погрузки угля опровергли. Собеседник в одной из них лишь отметил, что сроки выгрузки в это время года традиционно увеличиваются из-за погодных условий. Он добавил, что с сентября на ряде участков наблюдался дефицит тяги. Другой рассказал «Ленте.ру», что на Кузбассе в настоящее время образовался избыток вагонного парка, в том числе из-за запрета Украины на перевозки в вагонах крупнейших российских операторов (высвободилось около 40 тысяч вагонов).
О локальных проблемах с перевозкой грузов из-за дефицита вагонов на недавнем совещании говорил глава РЖД Олег Белозеров. «РЖД несет потери в связи с необеспечением операторами подвижного состава заявок на перевозки. За десять месяцев текущего года они составили более миллиарда рублей. При этом практически все потери приходятся на август-октябрь», – отмечают в РЖД. За это же время тарифная нагрузка на грузоотправителей, подчеркивают в компании, в части использования инфраструктуры увеличилась за счет предоставления скидок на 2,6 процента при 9-процентном росте тарифа на перевозку. Подскочившие ставки аренды на вагоны, предупреждают в РЖД, нивелируют усилия по привлечению дополнительных объемов грузов.
В сентябре 2016 года погрузка на железной дороге снизилась на 1,4 процента к аналогичному периоду прошлого года, до 102 миллионов тонн. Падение произошло из-за недостатка полувагонов: угольные компании не смогли отгрузить продукцию по контрактам, несмотря на рост добычи на 10-15 процентов, говорится в аналитическом обзоре ОВК. «В краткосрочной перспективе перевозки угля могут снизиться из-за локального дефицита полувагонов, несмотря на рекордную добычу и высокий спрос на мировом рынке на российский уголь», – отмечается в документе. С железной дороги уходят высокодоходные грузы, в том числе нефть и нефтепродукты. С начала года отправка последних по железной дороге сократилась на 7,4 процента. Правда, в данном случае, негативное влияние оказали совершенно другие факторы (увеличение транспортировки по трубам, снижение поставок на НПЗ, увеличение экспортных поставок). В сентябре снизились перевозки по железной дороге угля, нефти и нефтепродуктов, строительных грузов, черных металлов и цемента. При этом положительная динамика зафиксирована по лесным грузам, цветной руде, удобрениям и коксу.
В пресс-службе РЖД «Ленте.ру» сообщили, что компания «борется за сохранение имеющихся и привлечение новых объемов грузов». Для этого упрощена система рассмотрения заявок на перевозку, активнее используется электронный документооборот. В компании также отметили, что расширяют спектр предоставляемых услуг, в частности реализуются сервисы «Грузовой экспресс» и «РЖД Экспресс», а также «Транссиб за 7 суток».
Представители отрасли и эксперты утверждают, что о глобальном дефиците вагонного парка пока говорить нельзя. По словам Коробейниковой из ОВК, происходит «балансировка парка» полувагонов после их трехлетнего перепроизводства. Профицит она оценивает в 74 тысячи единиц, однако из них полувагонов – всего шесть тысяч штук.
С Коробейниковой соглашается глава ИИЖД Павел Иванкин, называя сложившуюся ситуацию «дефицитным профицитом», когда при профицитном объеме парка в целом на некоторых точках погрузки наблюдается нехватка вагонов. По его данным, за девять месяцев текущего года парк в целом сократился примерно на шесть процентов, до 1 миллиона 85 тысяч единиц. Еще около 90 тысяч вагонов стоит в ожидании плановых видов ремонта, которые ранее не проводились операторами ввиду низких арендных ставок (ремонтировать вагоны было просто нерентабельно).
По словам главы агентства Infranews Алексея Безбородова, создавать дефицит могут и сами железнодорожные операторы. «Самым крупным игрокам ничего не стоит придержать подвижной состав и тем самым подкорректировать цены. Они и раньше это делали, – утверждает Безбородов. – Что касается обновления парка, не стоит ждать массовых закупок, как было 2010-2011 годах».
В ПГК и ФГК не стали комментировать рост арендных ставок. По поводу приобретения нового подвижного состава в ПГК сообщили, что в 2016 году справились с проблемой вынужденного списания парка «за счет аренды подвижного состава у других игроков рынка» и повышения эффективности управления. В ФГК отметили, что инвестпрограмма компании предусматривает закупку в 2016 году четырех тысяч инновационных вагонов, в 2017-2019 годах – более 20 тысяч. В компании Globaltrans подтвердили, что на рынке наблюдается увеличение арендных ставок на полувагоны, отметив, что «рост идет с очень низкой базы». «До этого мы наблюдали более чем двухлетнее падение, во время которого ставки снизились более чем в 4 раза», – рассказал представитель оператора. Арендные ставки растут на фоне списания парка и восстановления спроса на перевозки угля и строительных грузов, утверждают в Globaltrans. Новые закупки вагонов компания не планирует. В «ТрансКонтейнере», «СГ-Трансе», «Трансойле» на запросы не ответили.
Цены пойдут в гору
Списание старых вагонов и рост спроса на некоторые массовые грузы, в том числе продукцию угольщиков, наконец, позволили железнодорожным операторам получать прибыль и увеличить арендные ставки, которые находились за гранью рентабельности. С другой стороны, эксперты сходятся во мнении, что стоимость перевозок по железной дороге неизбежно продолжит расти. Вместе с ней увеличатся затраты на логистику, которые производители неминуемо заложат в товар. И это касается отнюдь не только продукции горно-металлургических холдингов.
«При росте стоимости вагонной составляющей на 80 процентов (настолько по оценкам РЖД с начала года подскочила ставка аренды – прим. Ленты.ру»), совокупные затраты увеличиваются на 10-20 процентов в зависимости от груза. И повышение коснется практически всей номенклатуры», – говорит Иванкин. Он также опасается, что продолжится отток с железной дороги высокомаржинальных грузов, включая машиностроительную продукцию и промтовары.
Ситуация с транспортировкой грузов, в том числе так называемых товаров народного потребления, в ближайшее время может развернуться в пользу железнодорожников, возражает директор по операциям в России FM Logistic Александр Павлов. Это связано с ростом себестоимости автомобильных перевозок, в том числе из-за системы сбора платы с грузовиков «Платон». «Одновременно с развитием контейнерных перевозок идет перетекание товаров массового спроса на железную дорогу. Если раньше речь шла преимущественно о перевозках на Дальний Восток, то сейчас логистическое плечо постепенно сокращается, возят и в Сибирь, и на Урал. Эта тенденция будет усиливаться», – говорит он. Речь может идти практически о всех товарах, кроме скоропортящихся, считает Павлов, в том числе о продуктах питания с большими сроками годности.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 10.11.2016; ВЫТЯНУЛИ СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

В 2017 году билеты на поезда дальнего следования планируют начать продавать за 90 суток, то есть за три месяца до поездки. Но скорее всего не все смогут воспользоваться данной услугой.
В России намерены ввести «черный список» пассажиров-дебоширов, которых просто не будут пускать в поезд. Речь идет о гражданах, которые не раз привлекались за нарушение общественного порядка. В РЖД настаивают на том, что это улучшит условия перевозки пассажиров. Ведь за 10 месяцев этого года во время следования поездов дальнего следования за дебош и другие нарушения общественного порядка было высажено более десяти тысяч пассажиров.
Что касается нововведений по продаже билетов в этом году, то с началом нового графика и плана формирования поездов на 2016-2017 годы, с 11 декабря практически все билеты на поезда дальнего следования и в прицепные вагоны во внутрироссийском сообщении будут продавать за 60 суток, сообщили в РЖД. То есть можно будет купить билет на поезд на февраль будущего года. И при этом не обязательно идти в кассу, проездной документ можно забронировать и через сайт.
Стоит отметить, что купить билет за два месяца до поездки можно и сегодня, но только в города других государств – Прагу, Ниццу, Париж, Варшаву, Пекин и Таллин. А также забронировать билеты в более чем 20 составов, которые курсируют внутри России, в том числе и на «Сапсан», который соединяет столицы.
В РЖД отметили, что в будущем срок продажи билетов может быть увеличен еще больше.
Это позволит пассажирам заблаговременно планировать свою поездку и экономить деньги. Ведь чем раньше покупаешь билет, тем он дешевле. Уже в этом году более 95 процентов всех билетов в нерегулируемом сегменте – купе и СВ – продаются по системе динамического ценообразования. И только тарифы на пять процентов билетов в этом сегменте индексируются по аналогии со стоимостью проезда в общих вагонах и плацкарте, уточнили в РЖД.
Железнодорожники смогут конкурировать с авиакомпаниями, которые зачастую выставляют на продажу билеты за полгода до полета.
Уже сейчас в поездах дальнего следования стало ездить больше пассажиров. Пассажирооборот за 10 месяцев увеличен на 4,3 процента, в том числе в дальнем следовании – на 5,8 процента, отметил глава РЖД Олег Белозеров. Активно рос объем перевозок в двухэтажных поездах. По шести маршрутам за 10 месяцев этого года в двухэтажных вагонах путешествовали 2,3 миллиона человек, что в 2,1 раза больше, чем за 10 месяцев 2015 года.
В 2017 году планируется и дальше развивать маршруты двухэтажных поездов и обновлять в целом парк пассажирских вагонов. Более трех миллиардов рублей, которые были заработаны железнодорожниками в этом году, планируется пустить как раз на закупку новых составов с кондиционерами.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 10.11.2016; В ТЕМПЕ РЕЛЬСА

На железной дороге появятся новые пересадочные узлы, с радиальных линий на кольцевую, как в столичном метро. Осенью этого года открыты все станции Московского центрального кольца (МЦК) – Зорге, Панфиловская и Коптево. Но на этом развитие железнодорожного сообщения в столичном регионе не остановится, рассказали «Российской газете» в РЖД. В 2017 году ряд станций соединят с пригородным перронами.
Примеры таких уникальных пересадочных узлов уже есть. Для того чтобы жители пригорода быстрее добирались на работу в столицу, открыли дополнительную остановку пригородных «Ласточек», которые идут из Зеленограда в Москву. Теперь с платформы НАТИ (Ленинградского направления железной дороги) можно перейти на Лихоборы (МЦК).
Сейчас прорабатывается такая возможность и по другим направлениям. В ближайшие годы будет открыт ряд транспортных узлов, которые соединят десять остановок «кольца» с девятью станциями железной дороги.
Ради этого даже перенесут несколько перронов пригородного сообщения. Например, в 2017 году «переедет» платформа Северянин (Ярославское направление железной дороги) ближе к станции Ростокино (МЦК). Специально откроют платформу Новохохловская между остановками Калитники и Текстильщики (Курское направление железной дороги). С нее можно будет попасть на одноименную станцию МЦК.
На 2018 год намечено строительство нового перрона станции Окружная (Савеловское направление железной дороги) рядом с одноименной остановкой на МЦК. На Рижском направлении железной дороги с платформы Ленинградская – Волоколамская можно будет пересесть на остановку Балтийская. Через два года планируют еще построить новые платформы Первая, Варшавская (Павелецкое направление) на пересечении с МЦК. Она будет рядом с остановкой Верхние Котлы (МЦК). Вторая – Карачарово-Рязанская – соединит Горьковское направление железной дороги и МЦК рядом с Нижегородской (МЦК).
При этом пока единого проездного документа, по которому можно было бы перейти с пригородной электрички на «кольцо», нет. Но зато интервалы поездов в час пик между электричками и «Ласточками» на МЦК одинаковы – 5-6 минут. Это дает возможность пассажирам быстро пересесть с одного поезда на другой. Хотя на МЦК задумывают над сокращением времени ожидания состава до 4 минут. Но для этого понадобится пополнить парк «Ласточек» еще 14 составами, подсчитали эксперты.


В ноябре, кстати, на московском «кольце» появятся «Ласточки» новой комплектации. К концу года там будет уже ходить 8-9 таких составов с комплектацией сидений «2 плюс 2». В новых составах будут верхние поручни, чтобы удобно было держаться во время движения поезда. А в первом и пятом вагонах появятся места для перевозки велосипедов. А мониторы, где будет транслироваться информация о скорости движения, температуре воздуха и маршруте следования, станут больше. Абсолютно все составы обновят к сентябрю следующего года. А те, что ходят сейчас, могут уйти на Октябрьскую, Северокавказскую и Московскую железные дороги для межрегионального и пригородного сообщения.

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 11.11.2016; ОАО РЖД ПОКАЗЫВАЮТ, ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ

ФАС и Совет потребителей ОАО РЖД направили свои заключения на проект финплана и инвестпрограммы монополии. Обе структуры считают, что документы следует доработать, выступая против увеличения индексации тарифов и предлагая собственные меры изыскания средств. Совет потребителей предлагает ОАО РЖД не сокращать заимствования, увеличить дивиденды дочерних структур и провести кардинальную ревизию инвестпрограммы. А ФАС считает, что резервы экономии – в пересмотре долгосрочных договоров и совершенствовании закупок, но готова и на индивидуальное повышение тарифов для покрытия обоснованных расходов.
Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД вчера направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу и замглавы Минтранса Алексею Цыденову экспертное заключение по проектам финплана и инвестпрограммы ОАО РЖД на 2017 год и плановые 2018-2019 годы (есть у «Ъ»). Как сообщается в заключении, в проект финплана закладывается эффект 39,5 млрд руб. от точечных изменений в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД) и 40 млрд руб. от продления экспортной надбавки в 13,4%, что дает фактический эквивалент индексации тарифов в 12% при утвержденном долгосрочном параметре индексации в 4,5% и рекомендованных Минэкономики 4%.
Ранее такое же замечание приводила ФАС (см. «Ъ» от 26 октября). Сейчас ФАС придерживается прежней позиции. В заключении на инвестпрограмму и финплан ОАО РЖД, направленном вчера главой службы Игорем Артемьевым Аркадию Дворковичу (есть у «Ъ»), отмечается, что меры по изменению тарифного прейскуранта и индексации тарифов на 2017 год «в совокупности не должны превышать 4% к 2016 году по всем видам грузов». Совет потребителей, в свою очередь, выступает за сохранение индексации в рамках долгосрочных индексов с возможной тарифной премией в 1-2 п. п. за ускорение перевозок (подробнее см. «Ъ» от 20 октября).
И ФАС, и Совет потребителей отмечают отставание роста доходов ОАО РЖД от уровня индексации. В 2016 году, пишет ФАС, при индексации 9% рост доходов от перевозочных видов деятельности не превысит 3%, в 2017-м – 12% и 7,2% соответственно. «Необходимо оценить влияние предложений ОАО РЖД по дополнительной индексации тарифов на реальный рост его доходов»,– отмечает Совет потребителей.
Как пишет Совет потребителей, для ликвидации заявленного на 2017 год бюджетного дефицита ОАО РЖД в 84 млрд руб. есть альтернативные возможности. В частности, следует рассмотреть возможность отказа от резкого сворачивания объема заимствований, что даст в ближайшие три года финансовый ресурс в 80-240 млрд руб., пишет СП РЖД, замечая, что объем открытых кредитных линий, по оценке Fitch Ratings, составляет 310 млрд руб. Совет также рекомендует активизировать продажу дочерних компаний и увеличить долю их чистой прибыли, направляемой на дивиденды.
По инвестпрограмме Совет потребителей предлагает различными способами снизить затраты на инвестпроекты. ФАС также считает целесообразным перенос ряда инвестпроектов и подчеркивает, что резервы по сокращению затрат ОАО РЖД могут быть извлечены при пересмотре долгосрочных договоров и при совершенствовании закупочных процедур. В случае крайней необходимости целесообразно рассмотреть и утвердить на уровне правительства постатейно (по договорам) те расходы, покрытие которых не обеспечивается 4-процентной индексацией, уточняет ФАС: «В случае подтверждения их обоснованности могут быть приняты адресные решения по изменению тарифов для тех видов грузов и направлений перевозки, которые связаны с указанными расходами». Погашение расходов может осуществляться за счет оптимизации закупок, привлечения заемного финансирования и тарифных мер, «в том числе за счет экспортных надбавок при благоприятной рыночной конъюнктуре», пишет ФАС.
В ОАО РЖД говорят, что за девять месяцев за счет привлечения дополнительных объемов с альтернативных видов транспорта получен доход в 3,1 млрд руб., по итогам года ожидается 4 млрд руб. Что касается дивидендов дочерних компаний, то в 2015 и 2016 годах на выплаты направлялось до 95% их чистой прибыли, подчеркивают в ОАО РЖД, прогноз финансового результата от начисления их дивидендов по 2016 году – 3,7 млрд руб., по 2017-му – не менее 6,2 млрд руб. Корректировки объемов финансирования и сроков реализации приоритетных проектов осуществляются на регулярной основе, добавляют в ОАО РЖД, вскоре будет доложено об очередной корректировке. Все возможные способы оптимизации проектов реализованы и используются, добавляют в монополии.

КОММЕРСАНТ.RU; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; 10.11.2016; ФПК ЗАМЕТНО УВЕЛИЧИЛА ПРИБЫЛЬ

Чистая прибыль Федеральной пассажирской компании (ФПК) ОАО РЖД по итогам года может вырасти до 3,2 млрд руб., что в 22,6 раза больше, чем в 2015 году, и в два раза больше ожидаемых показателей. В компании сообщают, что полученные средства направят на закупку подвижного состава, а если будет принято решение по обнулению НДС на пассажирские перевозки в дальнем следовании, то за три года может быть дозакуплена почти тысяча новых вагонов.
Чистая прибыль Федеральной пассажирской компании (входит в ОАО РЖД и занимается перевозкой пассажиров в дальнем следовании) по РСБУ в 2016 году может достигнуть 3,2 млрд руб., сообщил в четверг на слушаниях в Общественной палате гендиректор ФПК Петр Иванов. Это в 22,6 раза больше показателя 2015 года (141 млн руб.).
По итогам 2015 года выручка ФПК сократилась на 2,4%, до 181,2 млрд руб. В том числе выручка от пассажирских перевозок сократилась на 2,6%, до 160 млрд руб. В 2014 году компания показала убыток в 390 млн руб. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пояснительную записку к проекту финплана ОАО РЖД, чистая прибыль ФПК в 2017 году ожидается на уровне 7,1 млрд руб., в 2018 году – 8,3 млрд руб. и в 2019 году – 11,7 млрд руб.
Как пояснил журналистам вице-президент ОАО РЖД Михаил Акулов, улучшение пр