X

Обзор прессы от 15.11.2016

15.11.2016

ТАСС; МАРИНА ШАТИЛОВА; 14.11.2016; В ПРИМОРЬЕ ПОСТРОЯТ НОВЫЕ ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК

Две новые взлетно-посадочные площадки и один аэровокзальный комплекс будут построены в 2017 году в Приморье для расширения внутрирегиональных перевозок. Об этом сообщил департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Приморского края в ответе на запрос ТАСС.
«На следующий год приоритетной задачей станет строительство новых посадочных площадок в поселке Восток Красноармейского района и селе Серафимовка Ольгинского района. Планируется также построить новое служебно-пассажирское здание (аэровокзальный комплекс – прим. ТАСС) в поселке Светлая Тернейского района, спроектировать и построить заправочные комплексы на площадках в поселках Восток, Пластун и Светлая, а также городе Дальнегорск», – сообщили в департаменте.
Также в планах приобретение одного воздушного судна. Самолет какой марки и комплектации будет закуплен, в департаменте не уточнили, однако известно, что в бюджете в 2017 году на эти цели запланировано 406 млн рублей.
При этом, несмотря на сокращение бюджетных расходов на 2017 году, финансирование программы развития внутрирегиональных авиаперевозок планируется увеличить более чем на 25% – с 737 млн рублей до 922,7 млн рублей. Расходы будут увеличены по всем направлениям: на содержание и организацию эксплуатации аэропортов и аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности Приморского края, на строительство и реконструкцию посадочных площадок и на приобретение новых воздушных судов.
Рост популярности авиаперевозок
Программа возрождения местных авиаперевозок реализуется в Приморье с 2013 года. Для этих целей администрация Приморья приобрела в 2015 году два самолета DHC-6.
Полеты между населенными пунктами на воздушном транспорте – вертолетах и самолетах – пользуются в Приморье все большей популярностью. По словам первого вице– губернатора Приморья Василия Усольцева, пенсионеры, домохозяйки и, что особенно важно для развития территорий, бизнесмены выбирают для передвижения по краю «воздушное такси».
За 9 месяцев самолетами DHC-6 воспользовались 19,4 тыс. пассажиров, самолетами АН-2 – 534 пассажира, вертолетами Ми-8 – более 3 тыс. пассажиров. Всего тремя видами воздушного транспорта обслужено более 23 тысяч пассажиров с начала года, что почти в два раза больше, чем годом ранее.
Специалисты видят несколько причин такого успеха. Первая – большое число связанных в единую маршрутную сеть населенных пунктов. Второй причиной успешного развития программы стала система субсидирования перевозок, которая делает билет на самолет всего на 15-20% дороже билета на автобус по такому же направлению. Ежегодно на субсидирование авиаперевозок из бюджета края выделяется по 150 млн рублей.

ИНТЕРФАКС-УРАЛ; 14.11.2016; НОВАПОРТ В 2019Г НАМЕРЕН ВВЕСТИ НОВЫЙ АЭРОВОКЗАЛ В ЧЕЛЯБИНСКЕ

АО «Челябинское авиапредприятие» (ЧАП, международный аэропорт «Челябинск», входит в группу «Новапорт») намерено в середине 2019 года ввести в эксплуатацию новый аэровокзал пропускной способностью 2,5 млн пассажиров в год, сообщил в интервью агентству «Интерфакс-Урал» генеральный директор ЧАП Юрий Коньков.
«Это будет трехэтажное здание площадью 24 тыс. кв. метров с зонами международного и российского секторов под одной крышей. Он будет оснащен четырьмя телетрапами. Два этажа будущего аэровокзала будут отданы клиентскому обслуживанию: первый этаж – это регистрация и прилет, второй – вылет на внутренних и международных воздушных линиях. Для регистрации предусмотрена единая комфортная зона для международных и российских рейсов. Спецзалов в аэровокзале не будет, но предусмотрены бизнес-залы. Третий этаж мы планируем отдать под технологические нужды», – сказал он.
АО «Челябинское авиапредприятие» является частью сетевого аэропортового проекта компании ООО «Новапорт» (входит в AEON Corporation) Романа Троценко. Кипрская T.S. Trans Siberia Co Limited (аффилирована с «Новапортом») владеет 92,68% обыкновенных акций «Челябинского авиапредприятия».

ТАСС; 14.11.2016; АВИАКОМПАНИЮ «ПОБЕДА» ОШТРАФОВАЛИ НА 33 ТЫС. РУБЛЕЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Управление Роспотребнадзора по Республике Коми привлекло ООО «Авиакомпания «Победа» к административной ответственности в виде штрафа в 33 тыс. рублей за нарушение прав потребителя и непредоставление сведений, необходимых для проведения проверки. Об этом сообщается на сайте Роспотребнадзора по Коми.
«В ходе рассмотрения обращения потребителя было принято решение о проведении проверки, в ходе которой установлено, что при покупке авиабилета на сайте перевозчика взимается сбор авиакомпании за обработку платежа в размере 2%. Единственным способом приобретения авиабилета без этой платы является использование терминалов SprintNet, размещенных в аэропорту Внуково», – указано в сообщении.
При этом, отметили в Роспотребнадзоре, в силу требований закона «О защите прав потребителей» продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров или услуг разные цены в зависимости от способа их оплаты – посредством наличных или безналичных расчетов. По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении, выдано предписание о его прекращении. На авиакомпанию был наложен штраф в 30 тыс. рублей.
Поскольку перевозчик не представил в Роспотребнадзор доказательства исполнения предписания, то был оштрафован еще на 3 тыс. рублей, соответствующее решение вынес мировой судья судебного участка № 432 Москвы. «Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми подано исковое заявление в защиту прав неопределенного круга потребителей в целях прекращения противоправных действий, выраженных в установлении различных цен на авиабилеты в зависимости от способа их оплаты», – сообщило ведомство.

RNS; 14.11.2016; АВИАКОМПАНИЯ НА БАЗЕ «ТРАНСАЭРО» СМОЖЕТ ВЫЙТИ НА БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА ПОСЛЕ ЗАПУСКА

Менеджмент «Трансаэро» ожидает, что в случае создания на базе авиакомпании нового перевозчика он сможет выйти на безубыточный уровень работы через три года после запуска, рассказал RNS представитель авиакомпании.
Источник RNS, знакомый с ситуацией, считает, что стоимость новой авиакомпании через два-три года развития может составить $0,5–1 млрд.
«В первый год необходимо будет $21–25 млн, из которых около $2 млн будут чистым убытком. Во второй год – около $24 млн ($9 млн – инвестиции, $11 млн – cash buffer), из которых $4 млн будут чистым убытком. В третий год расходов потребуется $25 млн ($14 млн – самолеты, $11 млн – cash buffer), но убытка у компании уже не будет. С учетом того, что инвестиции в перевозчика «Победа» составили около $100 млн, проект будет дешевле», – рассказал представитель авиакомпании.
Минимальный сценарий запуска новой авиакомпании на базе «Трансаэро», по его словам, предполагает «жесткие» расходы на уровне $12–13 млн. Самые крупные расходы – это депозит за самолеты на три месяца в размере $2,8 млн и оплата аренды до начала полетов – $1,9 млн.
По словам источника, знакомого с ситуацией, порядка $800 млн необходимо будет выплатить в качестве компенсаций персоналу. К 2018 году расходы могут составить около $75 млн.
По словам представителя «Трансаэро», около $1,9 млн можно сэкономить, если использовать IT-системы «Трансаэро», а из $3,3 млн, запланированных на обучение и сертификацию специалистов, можно исключить значительную часть при условии найма квалифицированных сотрудников.
«Самый значительный задел необходим в сash buffer – нормальной уровень денежных средств для обеспечения бесперебойной деятельности AK (равен месяцу-полутора операционных расходов)», – отметил представитель компании.
Как сообщалось ранее, совет директоров «Трансаэро» одобрил план менеджмента компании по созданию нового авиаперевозчика на базе обанкротившегося. Теперь план по возрождению компании должны утвердить ее кредиторы. В случае одобрения начать полеты компания сможет уже с весны 2017 года.

RNS; 14.11.2016; ИЗ АЭРОПОРТА ЖУКОВСКИЙ БУДУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПОЛЕТЫ В ТАДЖИКИСТАН, АЗЕРБАЙДЖАН И ИЗРАИЛЬ

Из аэропорта Жуковский, помимо Белоруссии и Киргизии, будут осуществляться полеты в Душанбе (Таджикистан), Баку (Азербайджан) и Тель-Авив (Израиль), рассказал журналистам замгендиректора госкорпорации «Ростех», зампредседателя совета директоров «Рампорт аэро» Дмитрий Шугаев на открытии первого рейса в Киргизию.
«Первым рейсом «Уральских авиалиний» в город Ош (Киргизия. – RNS) мы подтверждаем свой статус международного аэропорта. На следующей неделе мы планируем запуск рейсов в Душанбе», – сказал он.
По его словам, многие компании, которые уже получили разрешения российских авиационных властей, завершают процедуру оформления за рубежом.
«В ближайшие годы мы надеемся на осуществление рейсов на таких направлениях, как Тель-Авив, Баку. В 2017 году мы планируем выйти на 2 млн пассажиров в год. Это реальная цифра», – отметил он.
«С сентября из Жуковского осуществляются рейсы в Минск», – рассказал Шугаев журналистам. По его словам это направление очень популярно, поэтому самолеты Embraer заменили на самолеты большей вместимости – Boeing.
Открытие международного аэропорта в Жуковском состоялось 30 мая 2016 года, первый пассажирский рейс был осуществлен 12 сентября. Первым перевозчиком, начавшим осуществлять авиасообщение через Жуковский, стала авиакомпания «Белавиа».
19 октября аэропорт Жуковский открыл внутрироссийские рейсы. Авиаперелеты между Москвой и Казанью через аэропорт Жуковский осуществляет компания «ЮВТ Аэро».
Развитием аэропортового комплекса занимается «Рампорт аэро», совместное предприятие «ТВК Россия» (госкорпорация «Ростех») и международного авиационного холдинга ASG.

RNS; 14.11.2016; АЭРОЭКСПРЕСС В АЭРОПОРТ ЖУКОВСКИЙ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ ЗАПУСКАТЬ НЕ ПЛАНИРУЕТСЯ

Доставка пассажиров в аэропорт Жуковский аэроэкспрессом в ближайшие годы не планируется, рассказал RNS замгендиректора компании «Ростех», зампредседателя совета директоров «Рампорт аэро» Дмитрий Шугаев.
В настоящее время добраться до аэропорта можно четырьмя способами: на автобусе и маршрутном такси от станции метро «Выхино», на такси, а также железнодорожным экспрессом, а затем шаттл-басами.
«Вопрос аэроэкспресса – это вопрос пассажиропотока. Он с повестки дня не снят, но и не касается ближайшего будущего», – отметил он.
«Как показала практика, ничего невозможного не бывает. Даже президентские выборы в США продемонстрировали очень неожиданные вещи. Мы полагаем, что не зря запланировали строительство второй и третей очередей, чтобы довести пассажиропоток до заявленных 10–12 млн человек», – отметил он.
До конца 2016 года аэропорт Жуковский может выйти на пассажиропоток в 90–100 тыс. человек. В 2017 году в планах руководства компании увеличить пассажиропоток до 2 млн человек.
Открытие международного аэропорта Жуковский состоялось 30 мая 2016 года, первый пассажирский рейс был осуществлен 12 сентября, а первым перевозчиком, начавшим осуществлять авиасообщение через Жуковский, стала авиакомпания «Белавиа».
19 октября аэропорт Жуковский открыл внутрироссийские рейсы.
Развитием аэропортового комплекса занимается «Рампорт аэро», совместное предприятие «ТВК Россия» (госкорпорация «Ростех») и международного авиационного холдинга ASG.

РБК; 14.11.2016; АВИАКОМПАНИЯ «СИБИРЬ» УВЕЛИЧИЛА ПРИБЫЛЬ ПОЧТИ В ЧЕТЫРЕ РАЗА

Чистая прибыль авиакомпании «Сибирь», летающей под брендом S7 Airlines, выросла почти в четыре раза, превысив более 2,5 млрд рублей
За девять месяцев 2016 года авиакомпания «Сибирь» увеличила чистую прибыль в 3,75 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 763,4 млн до 2,86 млрд рублей, следует из ежеквартального отчета компании. Согласно документу, выручка компании увеличилась на 34,4% – с 63,4 до 85,2 млрд рублей, валовая прибыль выросла на 70% – с 5,37 до 9,13 млрд рублей, а себестоимость продаж поднялась на 31% – с 58 до 76,1 млрд рублей. В то же время с конца 2015 года долгосрочные обязательства авиакомпании снизились с 7,8 до 4,2 млрд рублей на конец сентября текущего года, а краткосрочные – увеличились с 18,4 до 22,28 млрд рублей.
Авиакомпания «Сибирь» создана в Новосибирске в 1992 году на базе Толмачёвского объединенного авиаотряда. Через два года ее приватизировали. В 2006 году на базе «Сибири» была создана группа компаний S7. Она принадлежит Владиславу и Натальи Филевых. По данным Росавиации за девять месяцев текущего года, «Сибирь» занимает второе место по объему авиаперевозок в России, уступая только «Аэрофлоту». Так, «Сибирь» обслужила почти 795 тысяч пассажиров, а «Аэрофлот» – более 2,6 млн.

РБК; 14.11.2016; «ЮВТ АЭРО» В ТРОЙКЕ ПО ПУНКТУАЛЬНОСТИ СРЕДИ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ

«ЮВТ АЭРО» вошла в тройку российских авиакомпаний по пунктуальности рейсов. По данным Росавиации, опубликовавшей сведения о задержках регулярных и чартерных рейсов за октябрь 2016 года, татарстанская компания замыкает Топ-3 лидеров с показателями в 0,82 % (5 из 610).
Меньше всего задержек у авиакомпании «Сибирь» – 0,55 % (33 из выполненных 5 999), следом идет «АЭРОФЛОТ» – 0,71 % (139 из 19 531), сообщает на сайте авиаперевозчика.
«Наша авиакомпания стремится сократить количество задержек, в первую очередь, для удобства пассажиров. Но, к сожалению, не все зависит от нас – зачастую возникают обстоятельства, препятствующие своевременному вылету и прибытию – в связи с погодными условиями, накладками в аэропортах», – сообщилгенеральный директор авиакомпании «ЮВТ АЭРО» Петр Трубаев.

ИНТЕРФАКС; 14.11.2016; ВЫРУЧКА «ЮТЭЙР» ОТ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ЗА 9 МЕСЯЦЕВ ВЫРОСЛА НА 26%

ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (MOEX: UTAR) в январе-сентябре 2016 года увеличило выручку от пассажирских перевозок на 26,3%, до 36,264 млрд рублей, говорится в отчетности компании.
Общая выручка компании за 9 месяцев текущего года составила 43,494 млрд рублей (рост на 12,7%). Таким образом, доля выручки от продажи услуг пассажирских перевозок составила 83,4%.
При этом по вертолетным работам выручка, напротив, сократилась на 27%, до 5,164 млрд рублей.
«Сокращение («вертолетной» – ИФ) выручки на 27% объясняется выделением вертолетного бизнеса из деятельности «ЮТэйр» в дочернее общество. Это привело к перераспределению объемов работ и выручки в рамках группы «ЮТэйр» в пользу «ЮТэйр-Вертолетные услуги», – говорится в сообщении компании.
В отчете отмечается, что рост производительности труда по итогам 9 месяцев 2016 года составил 37,4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Такую динамику перевозчик объясняет увеличением выручки и сокращением средней численности персонала на 17,9%.
Ранее сообщалось, что в январе-сентябре 2016 года ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» получило 2,11 млрд рублей чистой прибыли про РСБУ против 2,482 млрд рублей чистого убытка за аналогичный период 2015 года.
В 2014 году «ЮТэйр» оказалась в сложном финансовом положении на фоне падения спроса на авиаперевозки. Авиакомпания балансировала на грани банкротства, в суды поступали многочисленные иски кредиторов. Летом 2014 года перевозчик заявил о запуске программы снижения издержек, которая предусматривает сокращение управленческого персонала, оптимизацию маршрутной сети, уменьшение времени обслуживания пассажиров.
Группа «ЮТэйр» включает компании, эксплуатирующие воздушные суда (самолеты и вертолеты), а также предприятия по их ремонту и техническому обслуживанию, сервисному обеспечению рейсов и продаже авиаперевозок. Ядром группы является авиакомпания «ЮТэйр». Базовым хабом является международный аэропорт «Внуково». В парке авиакомпании – более 60 самолетов.

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; 15.11.2016; АЭРОПОРТЫ РАССЧИТАЮТ НА ТРИ ГОДА

Правительство разрешило ФАС определять регулируемые тарифы в российских аэропортах минимум на три года. Чиновники надеются, что новый принцип разрешит споры с авиакомпаниями относительно «разумности» цен. В региональных аэропортах предложение активно поддерживают, но в авиакомпаниях считают основным не срок установки тарифов, а уровень и методы определения их обоснованности. Эксперты же предупреждают, что в условиях нестабильной экономики долгосрочное планирование может сыграть с инвесторами злую шутку.
Вчера премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, позволяющее ФАС устанавливать тарифы на услуги в российских аэропортах как минимум на три года. Сейчас долгосрочные сборы и тарифы устанавливаются антимонопольной службой «в предварительном порядке, но затем могут меняться в зависимости от разных факторов», что «создает неопределенность» пояснил премьер. Также, подчеркнул господин Медведев, теперь тарифное регулирование может осуществляться через сравнение с аналогами, что «позволит избежать экономически необоснованных затрат». Долгосрочные инвестпроекты будут проходить через правительственную комиссию по транспорту, чтобы «совместить интересы авиакомпаний и аэропортов», уточнил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он пояснил, что сейчас стороны часто конфликтуют вокруг «разумного уровня тарифов и возможности его перекладывания на потребителей».
В ФАС полагают, что изменения защитят интересы инвесторов аэропортов. Аркадий Дворкович уточнил, что в рамках некоторых проектов новых аэропортов, например, в Ростове-на-Дону или Хабаровске, сейчас «вообще нет нормативной базы, которая заранее позволяет определить тарифы, применимые с момента ввода в эксплуатацию». Аэропорт Ростова-на-Дону развивает холдинг «Аэропорты регионов», а к объектам в Хабаровске интерес проявляют японские инвесторы. Представитель «Аэропортов регионов» Евгений Красиков подтвердил «Ъ», что холдинг одобряет новые правила, поскольку они позволяют планировать капитальные затраты, инвестиции и их возврат.
Однако авиакомпании менее оптимистичны. На прошлой неделе директор департамента наземного обеспечения перевозок «Аэрофлота» Игорь Ивлиев на профильной конференции говорил, что во многих российских аэропортах происходит «навязывание услуг» и включение в прейскуранты «надуманных тарифов», например, за розыск багажа, оформление претензий по багажу, за буксировку, предоставление машины сопровождения. При этом, добавил топ-менеджер, региональные аэропорты блокируют попытки авиакомпании самостоятельно обеспечивать обслуживание рейсов, что нередко приводит к завышению тарифов. Так, по данным «Аэрофлота», только за этот год тариф на обеспечение подогрева самолетов в Мурманске вырос на 366%, за посадку-высадку пассажиров – на 96%, тариф за воздушный запуск судна в Архангельске – на 69%, на предоставление источника питания в Шереметьево – на 230%.
В пресс-службе S7 новые правила называют «позитивным изменением», но подчеркивают, что главное – не срок, на который устанавливаются тарифы, а их уровень и методы, с помощью которых оценивается обоснованность. По мнению перевозчика, регулирование тарифов, основанное на затратах, не стимулирует аэропорты к повышению эффективности, поэтому нужно шире использовать метод сравнения аналогов, оценивать рентабельность аэропорта с учетом всех доходов, включая неавиационные (а не только доходы от регулируемых услуг), устанавливать для монополий целевые уровни эффективности.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что первопроходцем в данном подходе был петербургский аэропорт Пулково, где управляющая компания «Воздушные ворота Северной столицы» добилась долгосрочных тарифов. Однако, добавляет эксперт, у этого есть и обратная сторона – никто не предвидел столь глубокого кризиса. При всей понятности и предсказуемости новой системы, поясняет Олег Пантелеев, в условиях нестабильной и непрогнозируемой макроэкономической ситуации высокие темпы инфляции сводят на нет все плюсы.

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; 15.11.2016; БАГАЖ ЗАГРУЗЯТ ЧЕРЕЗ СУД

Развитие в России недорогих авиаперевозок, которого ждут пассажиры и власти, по-прежнему сталкивается с законодательными препятствиями. Хотя перед запуском государственного лоукостера «Победа» был сделан ряд изменений, условия самых дешевых тарифов все еще противоречат нормативам в части провоза багажа. Авиакомпании, использующие эти тарифы, сталкиваются с претензиями пассажиров и регуляторов, поддерживаемых судами. Эксперты отмечают, что ликвидация неразберихи и успешное развитие дешевых перевозок требуют изменений в законодательстве в соответствии с мировой практикой.
Вчера девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил решение арбитража Москвы, который в августе признал законным предписание Ространснадзора в отношении авиакомпании «Сибирь» (бренд S7) о нормах бесплатного провоза багажа по тарифу «Базовый эконом», введенному в декабре 2015 года. По его условиям, в стоимость перелета входит провоз одного места ручной клади до 10 кг. Любые изменения в билете, выбор места при регистрации на рейс и регистрируемый багаж (одно место до 23 кг) оплачиваются дополнительно.
Из материалов дела следует, что S7 нарушила требования Воздушного кодекса и Федеральных авиационных правил (утверждены Минтрансом). По закону для пассажиров экономического класса средне– и дальнемагистральных судов норма багажа, включенного в стоимость билета, составляет 20 кг или 10 кг для легких самолетов. Для пассажиров класса «бизнес» это 30 кг. В результате Ространснадзор предписал S7 устранить нарушения, а суд – предоставить пассажирам право безвозмездно перевозить багаж в пределах установленной нормы. В самой S7 планируют подать кассационную жалобу.
Это далеко не первое противоречие, возникающее у авиаторов с законодательством при попытке наладить низкобюджетные перевозки.
Но системно проблема начала решаться, только когда «Аэрофлот» готовился к запуску своего лоукост-перевозчика «Победа». В 2013-2014 годах в РФ были узаконены невозвратные билеты, разрешено взимание платы за багаж и отменено обязательное бортовое питание. Однако ситуация вокруг норм бесплатного провоза багажа оказалась двусмысленной и породила новый виток вопросов, в том числе к «Победе». По ее правилам в стоимость билета всегда включено только до 10 кг багажа, сданного при регистрации. За каждое место багажа в салоне нужно платить от 999 до 2 тыс. руб. (€25-35 для международных рейсов). По этому вопросу тоже состоялось судебное разбирательство: в октябре апелляционная инстанция обязала «Победу» изменить правила, разрешив бесплатный провоз в салоне багажа весом менее 10 кг.
После запуска «Победы» многие перевозчики начали вводить подобные очень дешевые тарифы с множеством ограничений. S7 внедрила новую систему 1 декабря 2015 года, спустя пару недель ее примеру последовали «Уральские авиалинии». «ЮТэйр» перешла на аналогичную тарифную линейку, включающую «безбагажный» класс «лайт» с 1 апреля. «На законодательном уровне установлено только право пассажира на провоз бесплатного багажа весом до 10 кг,– подчеркивают в S7.– И у перевозчика должно быть право устанавливать условия перевозки багажа в пределах этой установленной нормы – в качестве ручной клади или в зарегистрированном багаже». При этом в отличие от «Победы» S7 предпочитает ограничивать вес сумки не в салоне, а в багажном отсеке, рассчитывая привлечь деловых пассажиров.
Глава Infomost Борис Рыбак полагает, что «пришедшая из 1950-х годов» норма Воздушного кодекса, обязывающая авиакомпании оказывать бесплатные услуги по перевозке ручной клади и багажа, устарела. Для оптимальной работы перевозчиков, уверен эксперт, требуется ее скорректировать или даже полностью пересмотреть.
PR-директор Aviasales Янис Дзенис добавляет, что в законодательстве, регламентирующем, в частности, перевозки багажа и ручной клади, «много общих мест, а некоторые вопросы вообще не прописаны». Клиенты запутались в том, что можно провозить, а что нельзя, поясняет он. Согласно исследованиям Aviasales, больше половины путешественников просто не представляют, что включено в их тариф, а около 30% платили за багаж, узнав о новых лимитах в аэропорту. Сегодня, отмечает господин Дзенис, не включать багаж в основной тариф – нормальная практика как российских, так и западных авиаперевозчиков.

RG.RU; МАРИЯ ГОЛУБКОВА; 14.11.2016; В ПЕТЕРБУРГЕ ЗАКРЫЛАСЬ НАВИГАЦИЯ

Как сообщили в городском комитете по транспорту, «водные пути Санкт-Петербурга закрыты для движения самоходных транспортных судов и плавания на маломерных судах».
Специалисты пояснили, что закрытие судоходства связано с похолоданием и образованием льда на реках и каналах города.
Отметим, в этом году сезон навигации на Неве, а также реках и каналах Санкт-Петербурга продлился почти семь месяцев.
Движение по водным путям официально было открыто утром 9 апреля

ИНТЕРФАКС; 14.11.2016; РОСТ ГРУЗОВЫХ Ж/Д ПЕРЕВОЗОК В РФ ПО ИТОГАМ 10 МЕСЯЦЕВ ВНОВЬ ПРИБЛИЗИЛСЯ К НУЛЮ

Рост грузовых перевозок на железных дорогах РФ по итогам десяти месяцев 2016 года сократился до 0,1%, составив 1,103 млрд тонн, говорится в материалах ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD), с которыми ознакомился «Интерфакс».
Данные приводятся без поправки на фактор «високосного года»: в январе-октябре 2016 г. было на один день больше, чем за десять месяцев 2015 г.
В январе-сентябре он находился на уровне 0,5%, в январе-августе и январе-июле – 0,7%, в I полугодии – 0,8%, по итогам пяти месяцев – 0,3%. На уровень прошлого года перевозки вышли к маю. До этого, в январе 2016 г. падение составляло 3,7%, по итогам двух первых месяцев – 1%, в I квартале – 0,3%.
При этом за 10 месяцев 2016 г. объем транспортировки грузов внутри РФ вырос на 0,4%, до 669,39 млн тонн, импорт – сократился на 6,7%, до 63,4 млн тонн, транзит – на 12,3%, до 15,1 млн тонн, экспорт – увеличился на 1,5%, до 355,6 млн тонн.
Международные перевозки грузов через порты страны в январе-октябре 2016 г. выросли на 5,1%, до 236,3 млн тонн, через сухопутные пограничные переходы – уменьшились на 6,1%, до 197,7 млн тонн.

ТАСС; 14.11.2016; ПОГРУЗКА НА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛДОРОГЕ ЗА 10 МЕСЯЦЕВ ВЫРОСЛА НА 2,7%, ДО 72,6 МЛН ТОНН

Объем погрузки на сети Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД, филиал ОАО «РЖД») в январе-октябре 2016 года вырос на 2,7% по сравнению с показателем аналогичного периода 2015 года – до 72,6 млн тонн, сообщает пресс-служба магистрали.
***
Грузооборот за десять месяцев 2016 года составил 82 млрд тарифных тонно-км, что на 1,9% ниже, чем в прошлом году.
Погрузка на Юго-Восточной железной дороге в октябре 2016 года составила 7,6 млн тонн (-2,4% к прошлогоднему периоду).
Грузооборот за октябрь 2016 года, составивший 8,5 млрд тарифных тонно-км, уменьшился на 6,1%.

КОММЕРСАНТ.RU; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 14.11.2016; ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ОБГОНЯТ ИНФЛЯЦИЮ

ОАО РЖД может добиться индексации тарифа на 2017 год в размере 6,5% – на 4,5% нормативной и 2% премии за скорость. Такое предложение, по данным “Ъ”, прозвучало в понедельник на заседании межведомственной рабочей группы под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича. Тарифы всех остальных естественных монополий предлагается индексировать по принципу «инфляция минус». Эксперты признают, что ОАО РЖД необходима дополнительная индексация тарифов, но 2% за скорость называют лукавством и попыткой взять с потребителей двойную оплату за одну и ту же услугу.
В понедельник состоялось заседание межведомственной рабочей группы под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича, где обсуждали размер индексации тарифа для ОАО РЖД. В секретариате господина Дворковича “Ъ” подтвердили факт заседания, добавив, что «даны дополнительные поручения по проработке вопроса».
На 2017 год ФАС установила предел роста грузовых железнодорожных тарифов на уровне 4,5%, Минэкономики рекомендовало ограничиться 4%. Недостающую сумму для погашения заявленного на 2017 год дефицита бюджета ОАО РЖД в объеме 84 млрд руб. монополия планировала получить за счет сохранения экспортных надбавок в 13,4% к тарифу, срок действия которых истекает в январе (40 млрд руб.), и внесения точечных изменений в тарифный прейскурант, дающих 39,5 млрд руб. Однако ряд согласующих организаций, в том числе ФАС и Совет потребителей ОАО РЖД, возражали, что так фактическая индексация из 4% превратится в 12%, что неоправданно.
Как рассказали “Ъ” источники, знакомые с ходом совещания, на нем господин Дворкович высказался в пользу индексации на 2017 год на 4,5% плюс 2% тарифной премии за скорость. Ранее грузоотправители и Совет потребителей ОАО РЖД предлагали добавить 1–2 процентных пункта к индексации в качестве премии за рост скорости движения грузов на 20% в 2014–2015 годах, поскольку, по их оценкам, ускорение на 10% эквивалентно 1% индексации (13 млрд руб.). В дальнейшем предлагалось поставить такую индексацию в зависимость от роста качества услуг (см. “Ъ” от 20 октября).
При этом, рассказывает один из собеседников “Ъ”, от точечных изменений предложено отказаться, а коридор на экспортные перевозки следует «модифицировать» и применять в исключительных случаях. За сохранение, но уменьшение размера экспортной надбавки выступала ФАС (см. “Ъ” от 1 ноября). На вчерашнем совещании ФАС вышла с предложением создать экспортный коридор на отдельных направлениях, рассказывает собеседник “Ъ”, однако инициатива развернута не была и не обсуждалась. Глава ОАО РЖД Олег Белозеров сказал, что намерен разобраться с проблемой убыточности перевозок массовых грузов на расстояния свыше 5,7 тыс. км, компания должна будет провести по этому поводу переговоры с Минэнерго (см. “Ъ” от 28 октября).
Также, рассказывает собеседник “Ъ”, на совещании вновь поднимался вопрос о переориентировании потока нефтепродуктов из Белоруссии, идущий в Прибалтику, на российские порты. В конце октября ОАО РЖД уже ввело 25-процентную скидку на транзитные перевозки нефтепродуктов из Белоруссии в направлении российских портов Северо-Запада (см. “Ъ” от 18 октября). Кроме того, резервом доходов для ОАО РЖД может послужить дополнительная выручка его дочернего оператора, Федеральной грузовой компании (ФГК) от роста ставки, рассказал собеседник “Ъ”. По его словам, решения по индексации должны быть доработаны в течение одной-двух недель.
Текущие предложения по росту тарифов ОАО РЖД – более высокая индексация, чем запланирована на 2017 год для остальных естественных монополий, к которым применяется принцип «инфляция минус». Зато цифра близка одному из предложений руководства ОАО РЖД о росте на 6,8% (см. “Ъ” от 22 сентября). Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что индексация на 4,5% более реалистична, чем на 4%, с учетом ухудшения качества грузовой базы ОАО РЖД из-за снижения доли высокодоходных грузов. Но 2% премии за скорость эксперт называет лукавством, поскольку ОАО РЖД с 2006 года предоставляет, а с 2011 года активно развивает услугу по предоставлению «твердых ниток графика», стоимость которой может составлять 2–3% и более от величины груженого железнодорожного тарифа. Ее ОАО РЖД уже агрессивно продало всем крупнейшим грузоотправителям, то есть получается, что клиенты заплатят за одну и ту же услугу дважды. Если же речь идет о повышении скорости не на конкретных направлениях, а в целом по сети, то из-за отсутствия возможности независимо от ОАО РЖД измерить данный показатель правительство не сможет проверить данные, что позволит ОАО РЖД рапортовать об увеличении скорости на величину, необходимую для допиндексации.

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; 14.11.2016; РЖД ПОЛУЧИТ БОЛЬШЕ ДИВИДЕНДОВ ОТ СВОИХ «ДОЧЕК» В 2017 ГОДУ

В 2017 г. дочерние и зависимые компании РЖД заработают 26 млрд руб. чистой прибыли, но выплатят монополии дивидендов только на 18% от этой суммы, следует из финансового плана РЖД («Ведомости» ознакомились с документом, его подтвердили два человека, знакомые с материалами). По итогам 2015 г. выплаты составили 2,9 млрд руб. Данных за 2016 г. еще нет.
Сама монополия в 2017 г. должна будет в соответствии с законом заплатить государству 50% от чистой прибыли (по РСБУ или МСФО, в зависимости от наибольшей величины). По плану чистая прибыль РЖД по РСБУ в следующем году составит 10 млрд руб. По итогам 2018 г. РЖД надеется получить от своих дочерних структур 5,1 млрд руб. дивидендов при суммарной прибыли таких компаний в 25,7 млрд руб.
Часть дочерних обществ имеют ограничения на выплату дивидендов: размер их чистых активов меньше величины уставного капитала, объясняет представитель РЖД. Некоторые компании имеют помимо РЖД других акционеров. Решение о безусловной выплате дивидендов акционерам возможно принять только в обществах с долей участия РЖД в уставных капиталах более 50%, т. е. в дочерних компаниях, поясняет он. В зависимых компаниях из-за отсутствия контрольного пакета акций окончательное решение по дивидендам принимается основным акционером, добавляет представитель РЖД.
В 2012–2014 гг. на выплату дивидендов направлялось до 90% чистой прибыли дочерних обществ, в 2015 и 2016 гг. – до 95% чистой прибыли. По ключевым дочерним компаниям на выплату дивидендов дополнительно была направлена нераспределенная прибыль прошлых лет, напоминает собеседник.
Самыми прибыльными «дочками» РЖД в 2017 г. станут Федеральная пассажирская компания (ФПК), Федеральная грузовая компания(ФГК), Gefco и «Трансконтейнер».
ФПК в 2017 г. получит 7,1 млрд чистой прибыли, EBITDA составит более 27 млрд руб. Такую прибыль ФПК получит за счет обнуления НДС на пассажирские перевозки, которые правительство приняло на 2017 г., считает гендиректор «Infoline– аналитики» Михаил Бурмистров. Генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин сомневается, что ФПК получит такую прибыль: «Деятельность ФПК является планово-убыточной и поддерживается государственными субсидиями. Для достижения таких результатов должна существенно повыситься стоимость проезда не только в дерегулированном сегменте (СВ, купе), но и в регулируемом сегменте (плацкарта, общий)».
Чистая прибыль ФГК достигнет рекордных 3,6 млрд руб. (2015 г. закончила с убытком в 8,5 млрд руб.), EBITDA – 10,7 млрд руб. «ФГК по итогам 2016 г. выйдет на безубыточность, а в 2017 г. нарастит прибыль за счет оптимизации издержек и повышения эффективности работы», – говорит человек, близкий к ФГК. На финансовые результаты может повлиять и нарастающий дефицит вагонного парка, ситуация с которым в 2017 г. обострится, добавляет собеседник «Ведомостей». Доходы от грузовых перевозок составят 81 млрд руб.


Финансовый план ФГК на 2017 г. сформирован исходя из реалистичного прогноза доходности оперирования подвижным составом: по парку полувагонов в среднем 950 руб. без НДС в сутки, крытых вагонов – 700 руб. в сутки, платформ – 900 руб. в сутки, цистерн – 750 руб. в сутки, считает Бурмистров. ФГК продолжит повышать финансовую гибкость за счет использования схем возвратного лизинга и возможной продажи непрофильных активов, активизирует инвестиционную деятельность в сегменте инновационных полувагонов, указывает эксперт.
Логистическая компания Gefco закончит 2017 г. с чистой прибылью в 7,3 млрд руб., EBITDA – 15,7 млрд руб. Чистая прибыль «Трансконтейнера» превысит 3 млрд руб., а EBITDA компании составит 7,9 млрд руб. У Gefco есть нереализованные компетенции в России, что может позволить достичь поставленного результата, считает Иванкин.

MK.RU ОМСК; 14.11.2016; ОМСК ЕЖЕГОДНО БУДЕТ ПОЛУЧАТЬ 1 МЛРД РУБЛЕЙ НА РЕМОНТ ДОРОГ

Деньги будут направлены из федерального бюджета. В Минтрансе РФ утверждают программу «Безопасные и качественные дороги Омской агломерации», в рамках которой будут ремонтировать дороги регионального центра, и дороги, расположенные в радиусе 100 километров. Проект включает в себя ка