X

Обзор прессы от 28.11.2016

28.11.2016

ТАСС; 25.11.2016; РЕКОНСТРУКЦИЯ АЭРОПОРТА ВЕЛИКОГО УСТЮГА НАЧНЕТСЯ В 2017-2018 ГОДАХ

Реконструкция аэропорта Великого Устюга, большинство пассажиров которого составляют туристы, посещающие вотчину Деда Мороза, начнется в 2017-2018 годах. Об этом сообщил в интервью ТАСС руководитель департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский.

"Мы вошли в федеральную целевую программу по модернизации аэропорта в Великом Устюге для того, чтобы принимать самолеты типа "суперджета", и если все будет нормально, то в 2017-18 годах, скорее всего, в 2018-м, модернизация аэропорта начнется", - сказал Осиповский.

Планы прямых авиарейсов

По выводам областных властей, развитие вотчины Деда Мороза, как и всего туристического направления Великого Устюга и северо-востока Вологодской области, в значительной степени будет зависеть от улучшения транспортного сообщения.

"Транспортная доступность - первоочередная задача, - подчеркнул Осиповский. - До последнего момента, к сожалению, не было авиационного сообщения в Великом Устюге, но сейчас региональный авиаперевозчик, компания "Северсталь" возобновила рейсы, два раза в неделю прилетает самолет Як-40, что позволяет решить оперативные задачи".

Однако, по его словам, возможности этого самолета, перевозящего 30-36 пассажиров, уже недостаточны для обеспечения растущего турпотока, поэтому вологодские власти планируют создать здесь возможности для приема воздушных судов на 50-70 мест и одновременно - для организации прямого авиасообщения с крупнейшими городами страны. Средства инвесторов, которые область планирует привлечь в этот проект, будут потрачены непосредственно на техническую модернизацию самого комплекса аэропорта.

Реконструкция аэропорта предполагает увеличение взлетно-посадочной полосы на 500 м и техническое усовершенствование оборудования, связанного с приемом больших самолетов. "Это даст увеличение потока, возможность прямых рейсов", - сказал Осиповский. В настоящее время авиасообщение с Великим Устюгом организовано через аэропорт Череповца.

"Если будет проведена эта модернизация, будут прямые рейсы как из Москвы и Санкт-Петербурга, так и из других городов" - сообщил представитель областной администрации. Стоимость проекта реконструкции, по словам Осиповского, пока не окончательно определена.

Новогодний тупик оживят

Рассматриваются также планы организации регулярных железнодорожных перевозок. Сейчас доехать по железной дороге напрямую в Великий Устюг можно только на специализированных поездах, которые формируются по чартерному принципу из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и используются главным образом в "высокий" зимний сезон. Регулярное сообщение осуществляется с пересадкой на автобус через станции Котлас или Ядриха.

"В Великом Устюге есть хороший вокзал, но нет регулярных железнодорожных перевозок, существует только возможность приехать на специализированном туристском поезде из любой точки", - отметил Осиповский. По его словам, каждый сезон только региональный туроператор обслуживает около 30 таких поездов.

"Если будут рейсы по графику, это создаст возможность для увеличения турпотока, но это сложная экономика, которую рассчитывают в РЖД, - сказал глава департамента. - В Великом Устюге нет электрического сообщения на железной дороге, электричество заканчивается на станции Ядриха, после этого идет перецепка существующего состава на тепловоз".

"Если у нас будет возможность формирования или хотя бы участия в формировании регулярных железнодорожных перевозок, то мы будем понимать задачу, как загрузить эти поезда", - сказал Осиповский. Вместе с тем, отметил он, планы развития железнодорожного сообщения предстоит еще тщательно рассчитать и учесть все детали, в том числе ценовую политику.

"Если стоимость перевозки будет значительной, тоже есть риск, что люди не поедут", - считает он. Одной из возможности улучшения железнодорожной доступности Великого Устюга, по его мнению, может стать создание "более регулярных туристических поездов".

В 2016 году туристический поток в Великий Устюг вырос на 13-15%. Количество туристов, по оценкам областных властей, составит по итогам года 270-275 тысяч человек. По прогнозам развития этого туристического кластера, к 2030 году число туристов в Великом Устюге может увеличиться в 1,5-2 раза и составить от 300 до 500 тысяч человек в год.

ИНТЕРФАКС; 25.11.2016; ГЕНДИРЕКТОР АЭРОПОРТА «ХРАБРОВО» А.КОРЫТНЫЙ: «РЕКОНСТРУКЦИЯ АЭРОПОРТА ЗАВЕРШИТСЯ В ФЕВРАЛЕ-МАРТЕ 2018 ГОДА»

Аэропорт «Храброво» для Калининградской области является настоящими «воротами в небо», которые обеспечивают транспортную независимость региона. По итогам прошло года аэропорт обслужил более 1,5 млн пассажиров, что значительно превышает население российского полуэксклава. Несмотря на то что комплексная реконструкция «Храборово» началась в 2013 году, в настоящее время процесс заметно отстает от плана. О том, на каком этапе находится модернизация аэровокзала и всей инфраструктуры сегодня, о перспективах развития воздушной гавани рассказал в интервью «Интерфаксу» генеральный директор АО «Аэропорт Храброво» Александр Корытный.

– Александр Семенович, у аэропорта появился новый собственник, о сделке было объявлено еще летом, в настоящее время процесс смены акционеров завершен?

– По состоянию на 31 октября оперативное и финансовое управление перешло к новому собственнику – компании «Новапорт». Передача акций на сегодня, 22 ноября, еще не завершена, но это произойдет в ближайшие дни. И тогда сделка состоится де-юре. В результате собственниками АО «Аэропорт «Храброво» станут компания «Новапорт», у которой блокирующий пакет акций в размере 60%, и холдинг «Синдика» с пакетом в 40%. При этом предыдущий собственник «Синдика» будет участвовать в формировании бюджета, распределении дивидентов, если таковые будут, но без участия в финансовой и оперативной деятельности аэропорта, его реконструкции. Руководящие и направляющие функции «Храброво» будут полностью у «Новапорта».

– Не так давно появилась информация, что «Новапорт» предоставил аэрпорту кредитную линию, какие еще источники финансирования предусматриваются новым собственником?

– Поясню суть ситуации. Кредитная линия, как и прежде, открыта для АО «Аэропорт «Храброво» банком ВТБ. По этой линии компания выбрала определенные средства на реконструкцию аэропорта. Последний транш был в сентябре, когда мы получили 130 млн рублей. После этого кредитная линия была временно закрыта, так как мы за определенный период времени не выбрали всю сумму, предназначенную на реконструкцию. В настоящее время идет перезапуск этой линии, по который компания должна получить порядка 570 млн рублей.

С учетом того, что «Новапорт» взял на себя управляющие функции, он как новый собственник направил 265 млн рублей на продолжение реконструкции. Именно об этих деньгах и было сообщение. 2 октября мы получили 150 млн рублей, а на прошлой неделе еще 171 млн рублей перечислила компания «Новапорт инвест». Это дополнительные средства, которые должны придать стройке ускорение.

В результате реконструкция «Храброво» будет финансироваться из двух источников – кредитов ВТБ и средств «Новапорта».

– А как идет сам процесс реконструкции?

– Новый собственник достаточно активно включился в этот процесс. Подрядчик перезапускает реконструкцию, которая была остановлена из-за отсутствия средств. В результате мы потеряли хорошие летние месяцы, когда можно было закрыть купол, фасад, а сегодня – заниматься работами внутри здания аэровокзала.

Мы сохранили генерального подрядчика – компанию «Еврогрупп», переподписали с ними договор, в котором произошла индексация предстоящих работ. Сегодня общий объем капитальных вложений составляет 2 млрд 750 млн рублей. Подрядчик за эти деньги сдаст аэровокзал «под ключ». Но там есть и другие виды работ, которые пойдут за счет наших средств.

Естественно, из-за простоя изменились сроки реконструкции, но, как и прежде, сохранилось два этапа проведения работ. Первый этап предусматривает окончание левого крыла аэровокзала в апреле 2017 года, а финальная сдача аэропорта «под ключ» намечена на март 2018 года. Это важный момент, так как до начала ЧМ-2018 по футболу остается немного времени. А согласно заявочной книге ФИФА мы должны были сдать аэропорт несколько раньше, чтобы он поработал в тестовом режиме.

При этом мы надеемся, что при максимуме усилий сумеем сдать аэропорт в эксплуатацию в феврале 2018 года.

– Проект реконструкции аэропорта претерпел значительные изменения?

– Первоначальный проект, еще до прихода «Еврогрупп», был существенно больше, по нему площадь аэровокзала была 60 тыс. кв. метров. С этим проектом мы проходили экспертизу и получали разрешение на строительство в мае 2015 года. По нему мы начинали реконструкцию, и даже сегодня по нему продолжается работа. Когда произошла смена генерального подрядчика, мы пришли к мнению, что площадь в 60 тыс. кв. метров избыточна для нынешнего и перспективного пассажиропотока. Было решено пойти по пути оптимизации проекта. В результате в экспертизу мы зашли с проектом аэровокзала на 40 тыс. кв. метров.

С первого раза экспертизу мы не прошли. В сентябре этого года, исправив все замечания, снова направили документы. Рассчитываем, что в конце ноября – начале декабря получим положительное заключение, разрешение на строительство и начнем активно работать в рамках окончательного проекта.

В финальном виде аэропорт будет рассчитан на пассажиропоток 3,5 млн человек в год. Это серьезный запас прочности, так как сегодня у нас этот показатель составляет 1,5 млн человек.

При этом для пиковых нагрузок во время предстоящего ЧМ-2018 у нас есть технические и организационные решения, позволяющие справиться с большим количеством прибывающих футбольных болельщиков. Это так называемый организационный транспортный мастер-план, согласованный с Росавиацией, транспортной дирекцией ЧМ-2018. Это ряд организационных и технических мероприятий, которые обеспечат максимальную проходимость аэропорта.

Так, если по проекту наша максимальная пропускная способность будет составлять 1250 пассажиров в час, то на время ЧМ-2018 она достигнет 1950 человек в час в одном направлении. То есть на аэровокзале будут работать схемы реверсивного движения пассажиров.. Плюс будут устанавливаться дополнительные мобильные кабины паспортного контроля – около 40 единиц, при этом будет открыто 22 стационарных пункта.

– Сколько самолетов в сутки сможет принимать аэропорт во время пиковых нагрузок?

– В авиации есть такое понятие, как количество взлетно-посадочных операций в час, у нас их сейчас 16. Столько же их будет и во время ЧМ. Это более чем достаточно для «Храброво». И здесь больше вопросов не к работе аэровокзльного комплекса, а к взлетно-посадочной полосе (ВПП). Как известно, ее реконструкция, которая идет в рамках Федеральной целевой программы, тоже заметно отстает от графика.

Усиление и удлинение ВПП серьезно расширит возможности аэропорта по приему самолетов большой вместимости. Мы надеемся, что ФЦП будет выполнена к началу ЧМ, а в последующем позволит нам осуществить новые планы по развитию аэропорта.

– Александр Семенович, тогда вопрос об этих планах. На днях в Калининград приезжала делегация авиакомпании LOT, которая в третий раз попытается организовать регулярное сообщение с Варшавой. Может, есть интерес и со стороны других перевозчиков?

– Зайти в «Храброво» не трудно. С LOT я начал переговоры фактически с июня 2015 года. Мы ожидали, что регулярное авиасообщние с Варшавой откроется в этом году, но, наверное, более реально – в 2017 году. У нас есть уверенность, что иностранные перевозчики будут возвращаться к нам в следующем году, ближе к началу ЧМ-2018, чтобы «обкатать» маршруты. Уже несколько компаний изъявили желание возобновить или начать регулярные полеты – AirBaltic, который уже присутствовал здесь, Czech Airlines, которые были готовы уже в этом году начать полеты в Прагу.

Наш аэропорт интересен таким хабам, как Варшава, Рига, Прага. Мы в этом плане ориентируется на сетевого перевозчика с разнообразным парком самолетов и широкой маршрутной сетью из своих хабов. Российским пассажиром это востребовано.

Словом, интерес к Калининграду есть, и мы его поддерживаем. К примеру, несколько раз встречались с менеджерами SAS, но сегодня у них другие приоритеты в развитии своей маршрутной сети.

Думаю, что ситуация изменится после завершения реконструкции ВПП, где мы имеем так называемые технологические окна и закрываем аэропорт на ночное время, чтобы вести на ней работы. К примеру, AirBaltic и Czech Airlines не смогли согласовать время прилетов в Калининград. Для них оптимальным было вечернее время прилета и ранний вылет для стыковок в своих аэропортах-хабах -это самый «съедобный продукт» для перевозчика и пассажиров. LOT приходит потому, что у него получилось состыковать дневной рейс в Варшаву со своей географией разлета.

– А есть ли интерес у российских компаний к Калининграду?

– Мы стараемся работать в этом направлении, так как интерес к региональным авиперевозкам есть, прежде всего, у жителей Калининградской области и ее гостей. Сочи, Краснодар, Ростов, Екатеринбург и некоторые другие направления востребованы. Сегодня у нас порядка 80% перевозок – это Москва и Санкт-Петербург, хотя предпосылки для других направлений тоже сеть. Так, ведем переговоры по поводу Казани, куда ранее осуществлялись полеты, планируем восстановить и направление на Мурманск.

Надо отметить, что в этом году Калининград вошел в топ-5 направлений по въездному туризму. И здесь, конечно, мы отдаем приоритет отечественным авиакомпаниям, которые прочно стоят на крыле. Создание базовой авиакомпании, которая полетит из «Храброво» по России и зарубеж, в течение ближайших двух-трех лет невозможно. Нет у нас на сегодня и предложений о возможности сделать Калининград местом базирования какой-либо отечественной авиакомпании. Возможно, после окончания реконструкции этот вопрос можно будет поднимать с большей активностью.

– Какая чартерная программа может быть у «Храброво» в 2017 году с учетом уже открытой Турции, надеждами на Египет?

– В первой половине декабря ожидается инспекционная поездка Минтранса в Египет. Если все будет хорошо и полеты в эту страну разрешат, будут новости и у нас. Наши региональные операторы находятся в больших ожиданиях, программа полетов будет быстро заполняемой. Я прогнозирую, что в начале 2017 года она начнется. На первом этапе – в Египет, это будет один полет в неделю или в 10 дней. В апреле планируем полеты в Турцию – до 3-4 раз в неделю.

Также у нас есть запрос от турецкой авиакомпании Onur Air, которая ведет переговоры об открытии регулярного сообщения Калининград-Анталия чуть ли на ежедневной основе в летний период. Это чартер на регулярной основе, когда часть кресел самолета выкупают туристические компании, а остальные места идут в открытую продажу. По такой схеме этим летом наши самолеты летали в Испанию. Кроме того, в следующем году ожидается Тунис, Испания и Греция.

– С какими показателями вы планируете завершить этот год?

– Мы планируем, что по итогам года наш пассажиропоток составит 1,6 млн человек. Это больше, чем в предыдущем году, когда было перевезано 1,54 млн пассажиров. Рост произойдет за счет внутренних перевозок. По международным перевозкам мы находимся в минусе на 50% по сравнению с прошлым годом. И вполне понятно, почему этот произошло.

– А как складывается ситуация с экспериментом «открытое небо», который казался прорывным для «Храброво»?

– Он продолжен на 2017 год благодаря нашим серьезным усилиям. Нам пошли навстречу, несмотря на то, что за два предыдущих года ни одна авиакомпания не воспользовалась этой возможностью. Но это не говорит о том, что у программы нет будущего. Бесспорно, есть. Но, по моему видению, программа может быть связана только с зарубежными авиапереврозчиками, которые начнут возвращаться к нам ближе в ЧМ-2018. Поэтому для нас будущий год станет показательным в плане того, какие компании мы сможет завести в Калининград по статусу «открытое небо».

– Является ли сегодня «Храброво» аэродромом совместного базирования, как это было в прежние годы, или теперь он не имеет никакого отношения к ВВС Балтийского флота?

– Этим статусом наш аэродром обладает, как и прежде. Военный сектор у нас есть, хотя самолетов министерства обороны там сегодня нет. Но это никак не отражается на нашей повседневной работе.

– По вашему мнению, может ли «Храброво» возродить статус хаба, которым он обладал во время существования «КД-авиа»?

– Если говорить объективно, то в ближайшие годы, наверное, нет. Создание своей региональной авиакомпании сегодня очень затратное дело. За последние годы количество авиперевозчиков в стране только сокращается, ни одного не создано. Тем более что авакомпания, которая может быть создана в Калининграде, по действующим правилам не сможет выполнять международные полеты в течение двух лет. А у нас аэропорт имеет статус международного, и все маршруты проходят над территориями других государств.

Даже если предположить, что в «Храброво» может зайти какая-либо российская комания, она должна понимать, что будет не только выполнять полеты, но и зарабатывать деньги. У нас в стране не так уж много авиаперевозчиков, которые могли бы перебазировать сюда даже несколько самолетов. Это связано и с экономикой, и с тем, что реконструкция аэропорта и ВПП продолжится до 2018 года.

Поэтому мы видим свою задачу в максимальном расширении числа авиакомпаний, которые бы включили «Храброво» в свою маршрутную сеть.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВА; 27.11.2016; РФПИ, CHANGI И «БАЗЭЛ» ЗАВЕРШАЮТ ПОКУПКУ АЭРОПОРТА ВЛАДИВОСТОКА

Почти два года потребовалось консорциуму РФПИ, Changi и «Базового элемента», чтобы после победы в конкурсе на 100% акций АО «Терминал Владивосток» и 52,16% акций АО «Международный аэропорт Владивосток» купить эти активы у «Шереметьево». В пятницу стороны подписали соглашение о покупке – сделка будет закрыта после получения разрешений регуляторов и всех корпоративных процедур. Доли всех трех партнеров в обоих юридических лицах будут равные, говорится в сообщении: по 33,3% в «Терминале Владивосток» и по 17,39% в «Международном аэропорту Владивосток». Правительственная комиссия по иностранным инвестициям разрешила Changi приобрести до 49,99% в «Терминале Владивосток» и до 34,77% в «Международном аэропорту Владивосток», сообщил «Ведомостям» представитель ФАС. Сумма сделки не раскрывается.

Консорциум выиграл конкурс в феврале 2015 г., предложив за пакеты около 6 млрд руб., говорили источники «Ведомостей». Сумма сделки акций не учитывала заем, предоставленный «Шереметьево» «Терминалу Владивосток», заявлял в середине 2015 г. тогдашний заместитель гендиректора «Базэла» Андрей Елинсон. Переговоры затянулись из-за этого займа: рынок слишком ослаб, чтобы партнеры могли брать на себя дополнительную нагрузку, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к разным сторонам переговоров. Чтобы закрыть сделку на прежних условиях – около 6 млрд руб., – «Шереметьево» конвертировало заем в новые акции «Терминала Владивосток». Размер займа «Шереметьево» в доступных отчетах не уточнен. В 2013 г. «Коммерсантъ» писал, что «Терминал Владивосток» привлек у материнской компании 2,5 млрд руб. По данным «СПАРК-Интерфакса», общий долг «Терминала Владивосток» на начало 2016 г. был 5,4 млрд руб.

Консорциум хочет превратить Владивосток в один из ведущих региональных аэропортов, связывающих российский Дальний Восток со странами АТР, говорится в сообщении. Цель Changi – увеличить пассажиропоток аэропорта до 5 млн человек, передавал «Интерфакс» слова председателя совета директоров Changi Airports International Лью Ман Леонга в октябре. За 10 месяцев пассажиропоток аэропорта вырос на 8% до 1,6 млн человек благодаря росту потока из Китая (на 61%), Южной Кореи (на 14%) и Японии (на 12%). Стратегическое расположение Владивостока и статус «открытого неба» – идеальные условия для привлечения новых перевозчиков, увеличения числа рейсов и маршрутов, подчеркивает консорциум.

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; 28.11.2016; ДЫРА В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ ПРИВЕЛА В СУД

Неопределенность нормы Налогового кодекса о том, какие услуги аэропортов освобождены от НДС, вызвала волну судебных исков. Аэропорты придерживаются «консервативной налоговой позиции» и на всякий случай насчитывают НДС на максимальное количество услуг. В итоге вслед за судившейся с налоговиками «Когалымавиа» возврата переплаченного НДС более чем на 200 млн руб. теперь хотят и «Оренбургские авиалинии», но компания требует эти деньги от аэропортов. Сами аэропорты предлагают решать проблему не в судах, а на законодательном уровне.

Входящий в группу «Аэрофлот» перевозчик «Оренбургские авиалинии» (прекратила полеты весной после объединения бизнеса с другой авиакомпанией группы «Россия») подал ряд исков к девяти аэропортам, следует из картотеки арбитражных дел. Претензии на сумму свыше 200 млн руб. предъявлены к структурам аэропортов Москвы (Внуково, Домодедово), Самары, Челябинска, Новосибирска, Краснодара и Сочи. Согласно заявлениям, авиакомпания хочет взыскать НДС за последние три года, выставленный аэропортами в составе оказанных ими услуг. По мнению перевозчика, уплаченный налог – «неосновательное обогащение», так как по закону обслуживание самолетов в аэропортах и воздушном пространстве освобождено от НДС.

Это не первый подобный суд: в октябре «Когалымавиа» (находится в процессе банкротства) оспорила в Верховном суде отказ налоговиков возместить НДС на сумму около 10 млн руб. на услуги по обслуживанию пассажиров, бизнес-зала, грузов и почты. В налоговой считали, что компания не имеет права на налоговый вычет, так как эти услуги вообще не должны облагаться НДС (см. «Ъ» от 19 октября). В итоге Верховный суд принял сторону истца.

В Домодедово «Ъ» сообщили, что аэропорту известно об исках, а также о том, что услуги по обслуживанию воздушных судов (в том числе аэронавигационному), оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве, не подлежат налогообложению. Но в Налоговом кодексе перечень таких услуг «не установлен», а позиция контролирующих органов по вопросу неоднократно менялась. Поэтому при «существующей правовой неопределенности» Домодедово, как и ряд других аэропортов, придерживается «пробюджетной и консервативной налоговой позиции» – не облагать НДС только услуги, непосредственно связанные с обслуживанием воздушных судов, за которые взимаются аэропортовые сборы, а остальные услуги облагать НДС и перечислять его в бюджет.

В Домодедово уточнили, что «Оренбургские авиалинии» пользовались услугами в аэропорту и на основании счетов-фактур с НДС получили право возместить налог из бюджета и «вероятнее всего, воспользовались этим правом». Аэропорт, получив НДС от авиакомпании, уплатил его в бюджет, поэтому рассматривать налог как «неосновательное обогащение» некорректно. В Домодедово считают, что ситуация может повлечь ряд рисков для аэропортов и авиакомпаний, связанный с доначислением налога аэропортам и отказа авиакомпаниям в возмещении НДС, поэтому «минимизировать риски можно, разрешив неопределенность на законодательном уровне».

Аналогичного мнения придерживаются в «Базэл Аэро» (управляет аэропортами Сочи и Краснодара), которой также известно о подаче исков. «Для урегулирования ситуации предлагается закрепить законодательно перечень услуг, которые подлежат льготированию»,– говорят в компании. Предложение вынесено на рассмотрение в соответствующие ведомства. Представитель холдинга «Аэропорты регионов» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга) Евгений Красиков заявил «Ъ», что компания «не понимает содержательно сути предъявляемых претензий». Аэропорты действительно придерживаются «консервативной позиции» и облагают НДС максимальное количество услуг во избежание недопонимания с налоговой. В то же время, отмечает господин Красиков, авиакомпания имеет право на возврат НДС из бюджета без предъявления исков третьей стороне. В «Оренбургских авиалиниях» на запрос «Ъ» не ответили.

Руководитель практики налоговых споров АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Овеснов считает, что авиакомпания «скорее всего, столкнулась с отказом налоговых органов возместить уплаченный аэропорту НДС», иначе суд не принял бы формулировку «неосновательное обогащение». Он отмечает, что у перевозчика есть выбор – судиться с аэропортом или налоговой. Видимо, добиться положительного решения проще в первом случае.

КОММЕРСАНТ; ИВАН САФРОНОВ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; МАКСИМ ЮСИН; ЯНИНА СОКОЛОВСКАЯ; 26.11.2016; В СОСТОЯНИИ ПОЛНОЙ РАССТРЕЛЯННОСТИ

Российские власти жестко отреагировали на решение Минобороны Украины перекрыть на следующей неделе воздушное пространство над частью Черного моря для проведения ракетных стрельб. Обвинив Киев в принятии решения без согласования с российской стороной, Москва сочла подобные учения «создающими опасность» для гражданских самолетов и потребовала отменить стрельбы, связанные, по данным «Ъ», с испытанием корректируемых ракет «Ольха». В Росавиации утверждают, что в случае отказа Киева авиакомпании будут выполнять рейсы в обход зоны учений. При этом собеседник «Ъ» в госструктурах РФ заверил: «подобная провокация» – если она состоится – без ответа не останется.

Поводом для резкой реакции Росавиации стало авиационное уведомление «об активировании опасных зон в воздушном пространстве в связи с планируемыми 1 и 2 декабря ракетными стрельбами», которое было издано украинскими властями 24 ноября. Согласно документу, первая опасная зона устанавливается 1 и 2 декабря с 09:00 до 19:00 по московскому времени на всех высотах с захватом воздушного пространства над открытым морем в районе «Симферополь» (зона ответственности РФ). Вторая опасная зона устанавливается 1 декабря с 12:30 до 14:30 и 2 декабря с 11:00 до 15:00 по московскому времени на всех высотах, причем не только с захватом пространства над открытым морем в районе «Симферополь», но и с заходом в воздушное пространство над территориальными водами РФ с углублением до 12 км.

«Издание авиауведомления не согласовывалось ни с компетентными органами, ни с российским провайдером аэронавигационного обслуживания (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».– «Ъ»),– заявили в Росавиации.– При этом в пределах этих зон осуществляются полеты гражданских и государственных воздушных судов». В ведомстве считают, что действия Украины ставят под угрозу безопасность международной аэронавигации, создают потенциальную опасность для деятельности гражданской авиации, что может привести к катастрофам, аналогичным происшедшим с Boeing 777, выполнявшим рейс МН17 («Малайзийские авиалинии») 17 июля 2014 года, и Ту-154, следовавшим по рейсу 1812 (авиакомпания «Сибирь») 4 октября 2001 года.

В связи с этим Росавиация потребовала от украинской стороны «незамедлительной отмены выпущенных уведомлений»: «Считаем недопустимыми попытки установления запретных зон в суверенном воздушном пространстве России».

Официальный представитель ведомства Сергей Извольский пояснил «Ъ», что все авиакомпании проинформированы о действиях Украины. «Если решение не будет отменено, то авиакомпании будут выполнять рейсы в обход зоны ракетных стрельб, поскольку безопасность полетов находится в приоритете,– заявил он.– Россия принимает все необходимые меры для обеспечения безопасности полетов и для российских эксплуатантов, и для зарубежных компаний».

По предположению российских военных источников «Ъ», украинские военные намереваются провести очередное испытание 300-миллиметровой корректируемой ракеты «Вiльха» («Ольха»), которую планируется использовать в реактивной системе залпового огня «Смерч». В последний раз испытания этого изделия проводились 26 августа: в тот день в присутствии секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова был осуществлен пуск 14 ракет «на промежуточную дальность». Теперь, как полагают собеседники «Ъ», речь пойдет об испытании «Ольхи» на максимальную дальность (официально ТТХ изделия никогда не раскрывались). «Пуск подобной ракеты, если ее характеристики близки к российским аналогам, представляет реальную опасность для судна, находящегося в воздушном пространстве»,– считает военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский.

В МИД РФ вчера со всеми вопросами по этой теме «Ъ» направили в Минобороны РФ. В военном ведомстве же сообщили, что 24 ноября атташе по вопросам обороны при посольстве Украины была вручена военно-дипломатическая нота. «Заявленные украинской стороной юго-восточные границы опасной зоны нарушают границы территориального моря Российской Федерации, что является нарушением норм международного права и российского законодательства»,– заверили «Ъ» в Минобороны.

В Генштабе вооруженных сил Украины журналистов вчера переадресовали в Министерство иностранных дел и Министерство по вопросам неконтролируемых территорий Донбасса, но там никто комментариев не предоставил. Впрочем, собеседник «Ъ», близкий к Минобороны Украины, отметил: «Украина и ИКАО закрыли эту зону в момент аннексии Крыма, она запрещена для полетов. Самолеты РФ летают в Крым, нарушая этот запрет. А заявления Росавиации не соответствуют нормам международного права».

По мнению директора украинского Института глобальных стратегий Вадима Карасева, «последние действия Киева способствуют мобилизации населения перед внешней угрозой и сворачиванию внутренних массовых протестов». Вместе с тем собеседник «Ъ» в госструктурах РФ считает, что в Киеве «здравый смысл все же возобладает»: «Это не вопрос российско-украинских отношений, которые не первый год находятся в тупике, а международный – последствия могут быть печальные и непредсказуемые». При этом, по его словам, в случае осуществления пусков, без последствий РФ «подобную провокацию» со стороны Киева не оставит.

Глобальное обострение между Россией и Украиной в связи с таким поводом – это «последнее, что сейчас нужно Западу», говорит «Ъ» высокопоставленный дипломат, представляющий в Москве одну из ключевых стран ЕС.

«И у Евросоюза, и у Америки сейчас совсем другие приоритеты, их заботит урегулирование совсем в других горячих точках. Потенциальный конфликт вокруг Крыма не нужен сейчас никому, и в первую очередь – кредиторам Украины,– отмечает собеседник «Ъ».– Поэтому, думаю, что в скором времени в Киев будет направлен четкий сигнал – спустить этот конфликт на тормозах, найти взаимоприемлемое решение, которое позволило бы всем сторонам сохранить лицо».

ТАСС; 25.11.2016; РЖД ПОТРАТЯТ 8,4 МЛРД РУБ. НА РЕКОНСТРУКЦИЮ ВОКЗАЛОВ К ЧМ-2018 ПО ФУТБОЛУ

ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) потратит около 8,4 млрд руб. на реконструкцию железнодорожных вокзалов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г. в России, говорится в сообщении компании.

"В рамках проекта вокзалы будут реконструированы и адаптированы для маломобильных групп населения, - отмечается в сообщении. - Кроме того, на вокзалах будет усовершенствована система безопасности - важнейшее требование для проведения подобного мероприятия". Работы будут профинансированы за счет инвестиционной программы ОАО "РЖД".

В компании указали, что "в Мундиале-2018 будут задействованы" вокзалы Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Волгограда, Нижнего Новгорода, Самары, Саранска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Казани и Сочи.

В настоящее время ведутся работы на 13 вокзальных комплексах. Остальные 18 вокзалов уже соответствуют международным стандартам транспортной инфраструктуры. Так, работы на 9 вокзалах Москвы были реализованы в ходе комплексной программы по реконструкции и обеспечению безопасности, 7 вокзалов города Сочи оборудованы к приему Олимпийских игр 2014 г., 2 вокзала Казани - к Универсиаде 2013 г.

Матчи ЧМ-2018 пройдут с 14 июня по 15 июля на 12 стадионах в 11 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Нижнем Новгороде, Самаре, Калининграде, Екатеринбурге, Саранске, Волгограде и Ростове-на-Дону.

ИНТЕРФАКС; 25.11.2016; ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ВОСТОКЕ РФ ВЫПОЛНЕН НА 40% – РЖД

Проект по модернизации железных дорог на востоке РФ – Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, а также примыканий к ним – выполнен более чем на треть, сообщило ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD).

«С 2013 г. компания выполнила работы на сумму свыше 220 млрд руб. Это около 40% от общей стоимости проекта. Уже сейчас можно отметить увеличение провозных способностей отдельных участков», – заявил президент РЖД Олег Белозеров в ходе рабочего визита на Восточно-Сибирскую железную дорогу, где провел заседание оперативного штаба по реализации проекта (слова топ-менеджера приводятся в пресс-релизе). «В 2016 г. планируется ввод основных фондов и физических мощностей в соответствие с планом, но этот план у нас корректируется и уточняется», – также сказал глава монополии, которого процитировало ее корпоративное телевидение.

С 2013 г. выполнены работы по развитию и удлинению станционных путей более 168 км, построено более 190 км вторых путей, модернизировано и реконструировано порядка 4,1 тыс. км пути. 26% всех инвестиционных затрат компании в 2016 г. приходятся на проекты модернизации БАМа и Транссиба, сообщило РЖД-ТВ. С начала года только на Восточно-Сибирской железной дороге в эксплуатацию сдано 40 инфраструктурных объектов на 14 млрд руб. До конца года запланировано завершить реконструкцию двух мостов и модернизировать 385 км пути.

По прогнозам, к 2020 г. объем грузов, поступающих в порты Дальнего Востока по железной дороге составит около 125 млн тонн, отмечают РЖД.

ИНТЕРФАКС; 26.11.2016; ПОРЯДКА 22 МЛРД РУБЛЕЙ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА СТРОИТЕЛЬСТВО Ж/Д В ОБХОД УКРАИНЫ, БУДУТ ОСВОЕНЫ К 1 ЯНВАРЯ 2017 – РЖД

С учетом реализованных в прошлом году 6,5 млрд рублей к 1 января 2017 года из общей стоимости проекта строительства свыше 56 млрд рублей к 1 января будущего года будут освоены около 22 млрд, сообщил вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Тони.

«С учетом реализованных в 2015 году 6,5 млрд рублей план этого года в объеме 15 млрд будет выполнен, освоенная сумма составит около 22 млрд рублей. Остальные средства из общей стоимости проекта свыше 56 млрд рублей основных работ будут освоены в 2017 году», – сказал О.Тони в субботу журналистам.

По его словам, в текущем году силами РЖД предстоит реконструировать станцию примыкания Журавка. «Она будет введена в эксплуатацию в конце декабря этого года», – сказал вице-президент компании.

Он отметил, что в настоящее время основной объем работ по проекту строительства железной дороги Журавка-Миллерово составляют земляные работы в объеме 40 млн кубометров. «К настоящему времени из этого количества уже отсыпано 34 млн, то есть основной объем земляных работ мы завершим в этом году, – сообщил О.Тони. – В январе 2017 года все объемы работ по устройству земляного полотна железнодорожной ветки будут завершены».

Вице-президент РЖД рассказал, что еще один большой объем работ состоит в возведении искусственных сооружений – мостов, водопропускных труб и эстакад. «Всего у